Проектно- исследовательская работа по русскому языку , посвящённая проблеме засорения русского языка.
Вложение | Размер |
---|---|
za_berezhnoe_otnoshenie_k_russkomu_yazyku.rar | 75.18 КБ |
МБОУ средняя общеобразовательная школа с. Минаевки
Асиновского района Томской области
«За бережное отношение к русскому языку»
Автор: Котова Татьяна
обучающаяся 11 класса
Руководитель: Маслова Татьяна Викторовна
учитель русского языка и литературы
1квалификационной категории
Асино 2012
Оглавление
1.1.Актуальность и обоснование значимости проекта 4
1.Введение
А.Ахматова. «Мужество».
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Эти строки родились в годы Великой Отечественной войны, когда нашей армии ценой колоссальных потерь удалось отбросить фашистов от Москвы. Тогда миллионы русских поняли, что они отстоят свою землю любой ценой. Солдаты воевали за Родину, за свой дом, за берёзку под окном. Мало кто думал о том, что он воюет и за русскую речь.
Но для А.А. Ахматовой сохранить «великое русское слово» означало сохранить родной язык, а значит сохранить великий русский народ. В этих словах и завещание потомкам: хранить родное слово чистым, свободным, не давать его на поругание. Только так можно сохранить свой народ, свою историю, свою культуру.
С тех пор прошло 70 лет. Можем ли мы сказать, что сохранили русское слово свободным, чистым, что не стыдно его передать следующим поколениям.
3
1.1. Актуальность и обоснование значимости проекта
Я считаю, что в наше время наблюдается резкое падение общей речевой культуры, что вызывает беспокойство не только у специалистов, но и у всех, кто любит свою родину, а значит – и свой язык.
Косноязычие, небрежность, неточность в подборе слов для выражения мысли поразительны, мы употребляем слова, даже не задумываясь об уместности их употребления. На страницы периодической печати, массовой литературы, в речь образованных людей потоком хлынули жаргонизмы, просторечные элементы и другие нелитературные средства: кусок, стольник, лимон, зеленые, баксы, отмывать и т. д. Общеупотребительными даже в официальной речи стали слова: тусовка, тусоваться, разборка, беспредел. Популярным у молодежи стало слово "безумно”, не всегда правильно отражающее смысл: "торт безумно вкусный”, "фильм безумно трогательный”, "она мне безумно приятна”. Не менее яркой чертой сегодняшнего языкового развития можно считать и засорение речи заимствованиями. Заимствования стали не просто модными словечками в речи школьников: сленг (жаргон), паблисити (реклама), шоу (зрелище), дисплей (экран), хит (шлягер), а необходимыми. Разве в нашем языке недостаточно ясных, чистых слов, понятных каждому человеку, которые не требуют замены?
Вот почему актуальной становится проблема сохранения чистоты, лексического богатства русского языка, бережного к нему отношения.
Цель проекта: привлечение внимания школьников к необходимости бережного отношения к русскому языку, повышения культуры речевого общения.
Задачи проекта:
Гипотеза: Если пропагандировать красоту, гибкость, точность языка, призывать к бережному отношению к русскому языку, то это повлияет не только на сохранение «великого русского слова», но и на развитие личности, формирование и обогащение её духовного мира.
Проверка гипотезы, методы: Для проверки своей гипотезы методами исследования я выбрала: анкетирование, анализ литературы, публицистических источников, текстов для сочинений на ЕГЭ, проведение акции. 4
2.Основная часть.
2.1.Изучение проблемы
Как нам известно, русский язык является одним из богатейших языков, созданных человечеством за его многовековую историю. Исследователи утверждают, что его словарный фонд составляет свыше 200 000 слов. Словарный же состав таких великих людей, как А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, по заявлению исследователей их творчества, составляет порядка 20 000 слов. А словарный запас обычного человека с высшим образованием в среднем – 2000 слов. Не надо быть математиком, чтобы подсчитать, что мы используем лишь малую толику того айсберга, именуемого русским языком. В связи с этим возникает весьма правомерный вопрос: зачем же мы, используя в общении с окружающими лишь незначительную часть словарного фонда, искусственно обедняем свою речь, делаем её ненормативной, используем всякий словесный мусор, добровольно отказываемся от использования многообразия и красоты нашего языка? Язык – неотъемлемая часть нашей культуры. И мы просто обязаны его беречь. Что значит «беречь язык»? От кого его беречь? Разве у языка есть враги?
Конечно, есть. Это разный словесный мусор.
5
2.2.Что такое словесный мусор?
От чего нужно очистить великий и могучий
«Мусор – это отходы, сор», – читаю я в словаре Ожегова и Шведовой. Читаю и думаю. Мусор бывает разный: бытовой – тот, что мы выбрасываем каждый день, промышленный – которым щедро одаряют предприятия, фабрики и заводы. В том числе и словесный мусор. «А это что такое?» То, что выбрасывает наша речь? Почти угадали! Это лишние слова, которые, подобно тому, как обычный мусор вредит здоровью нашей природы, буквально давят на горло нашей речи. Вот только она, горемычная, не может так легко, как фантик от конфеты, выбросить их. Экологическое состояние русского языка всё ухудшается с каждым днём. Что же это за мелкие вредители? Это жаргон, это слова-паразиты, это вычурные заимствования, это, конечно, искалеченные слова, употребляемые безграмотно. Пора знать врагов, как говорится, в лицо! Позвольте же мне их представить…
Великий и могучий «базар»
Что такое жаргон? Это искаженная, неправильная речь. Разве такая речь не тот самый мусор, о котором мы ведем разговор?! Даже язык не поворачивается назвать жаргон этим красивым звучным словом – «речь». Как же мы допустили вторжение в «великий русский язык» этих слов, употребляемых людьми узкого круга?.. Ведь это, по сути дела, побег! А значит, пора бить тревогу?! Словечки, вроде «шухер», «отпад», «косяк» не спешат возвращаться из лексикона современной молодёжи на своё законное место.
Молодёжный жаргон часто называют сленгом (от английского slang) или арго (от французского argot). Сленг противостоит официально общепринятому языку, и, хотя лингвисты продолжают уверять, что он употребляется только представителями узкого круга лиц, принадлежащих той или иной социальной или профессиональной группы, я считаю, что жаргонизмы и сленг давно перешагнул эти границы, а употребление жаргонизмов школьниками становится практически бесконтрольным, часто заменяют общепринятые литературные слова. Расширяется пропасть между общепринятым разговорным языком и сленгом, и это не следствие демократизации общества, как пишут некоторые языковеды, а, как кажется, вульгаризация общественной жизни.
Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость,
6
самостоятельность, выделиться среди всех. Самый легкий способ напустить на себя туману и говорить каким-нибудь непонятным, таинственным языком.
Мы предложили нашим школьникам задание перевести такие фразы, которых не знал русский человек ещё лет сто назад:
Несложным оказалось задание. Видно, все так накинулись на этот сленг, что он незаметно вошел в нашу речь, стал нормой общения подростков и перевести его на литературный язык нам проще простого. Я считаю, что «болезнь сленга» — это все-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным…
«Типа» паразитов
«Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов вроде: «типа», «например», «как бы», «это самое», «собственно», «ну..», «так сказать», «как сказать», «понимаешь», «а именно» и других.
Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.
Иногда «слова-паразиты» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом
7
Школьникам был задан вопрос: «Какую привычку вы считаете самой плохой?». Наряду с курением, ленью, привычкой опаздывать и грызть ногти одним из самых частых был ответ о том, что плохой является привычка употреблять в речи слова-паразиты.
Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает.
Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э.Мошковской:
Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак-
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители-
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.
Некоторые из этих слов употребляются множеством людей. Но к месту и не часто. О том, что человек имеет привычку произносить слова-паразиты, можно говорить лишь тогда, когда одно и то же слово (или слова) он вставляет практически в каждое предложение.
У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.
Мы предложили ребятам на примере отрывка из «Повести о капитане Копейкине» Н.В.Гоголя практически увидеть паразитизм этих слов и сделать вывод об употреблении или неупотреблении слов-паразитов в своей речи: «Ну, можете представить себе: эдакой какой-нибудь, то есть, капитан Копейкин и очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире! Вдруг перед нами свет, относительно сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада, понимаете эдакая. Вдруг какой-нибудь эдакой, можете себе представить, Невский проспект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховская, черт возьми, или там эдакая какая-нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой-нибудь в воздухе; мосты
8
там висят эдаким чертом, можете представить себе, без всякого, то есть, прикосновения, — словом, Семирамида, сударь, да и полно!»
Слова-паразиты, несомненно, заслуживают того, чтобы объявить им войну. Если кто-то имеет такую привычку, советую срочно провести генеральную чистку и дезинфекцию своей речи.
Скверное слово
Слово – дело великое. Великое, потому
что словом можно соединить людей и
разъединить их, словом можно служить
любви, словом же можно служить вражде и
ненависти.
Л. Н. Толстой
В наше время вопрос о проблеме сквернословия очень актуален. Ведь один из компонентов общей культуры человека – это речевая культура, интеллект и мысли. А выражать свои мысли мы можем только с помощью слов. Но сегодня мы все чаще слышим бранные и вульгарные выражения, которые наши предки использовали лишь тогда, когда вызывали злых духов.
С абсолютной уверенностью можно сказать, что большинство подростков и взрослых, употребляющих в своей речи бранные слова, даже не догадываются, как ужасно влияние произносимых ими слов.
Что такое сквернословие?
Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, нецензурная лексика.
В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие – это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например, популярным телеведущим, актерам, певцам.
Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни
9
человека. Ведь слово – не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень
многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».
«Ты кто?»
Берегите чистоту языка, как святыню!
Никогда не употребляйте иностранных слов!
Русский язык так богат и гибок,
что нам нечего брать у тех, кто беднее нас!
И.С. Тургенев
«Вау», «окей», «ес», «шопинг», «бой-френд», – знакомо звучит, не правда ли? Правда, очень даже правда… Мы так привыкли к этим словам, мы, можно сказать, сроднились с ними. А ведь они нам неродные. Их даже приемными назвать нельзя. Эти никчемные, неоправданные заимствования – ещё один хлам, от которого наш язык руками и ногами пытается отмахнуться. А мы всё пичкаем этим мусором свою речь, как будто она резиновая! Такого рода заимствования – сор, очередной пакостный сор. А мы этого не видим. Или, скорее, не хотим видеть. Да, заимствования, в отличие от жаргонизмов и варваризмов, являются куда более уважаемым пластом лексики русского языка – бесспорно. Но ведь заимствования и бездумная иностранизация речи – это разные вещи! Работая над темой проекта, я пришла к выводу, что многие заимствованные слова действительно необходимы для определения новых явлений и предметов или для более точного описания явлений, которые изменили свой характер в связи с изменениями в обществе. К таким словам мы можем отнести «бестселлер», «брифинг», «компьютер», «сайт», «принтер», «файл»…
Эти слова прочно вошли в русский язык и закрепились в нём, потому что не имеют русских аналогов. Я убедилась, что невозможно полностью отказаться от использования заимствований, но мы должны помнить о разумном и умелом использовании их в нашей речи. Очень много заимствованных слов, которые а) не имеют никакого смысла; б) имеют аналоги в русском языке.
10
Использованием заимствованных слов, которые считаются престижными, но без которых можно обойтись, злоупотреблять не нужно, потому что они не только «засоряют» нашу речь, но и затрудняют формирование уважения и любви к нашему родному «великорусскому языку».
Именно язык позволяет нам чувствовать себя нацией, даёт нации название. По языку мы идентифицируем друг друга. Он сплачивает нас. Он хранит всё, что было сделано и нами, и нашими предками. Без языка мы будем просто набором биологических организмов, «Иванами, не помнящими родства». Замусоривая язык и уродуя его, мы и нацию, и самих себя уродуем и уничтожаем. Неужели мы совсем потеряли гордость? С этими заимствованиями надо быть начеку.
Экскурсия по свалкам русской речи окончена. Надеюсь, мы сделаем выводы для себя, задумаемся над своей речью, будем работать над собой, чтобы быть полнокровным, полноценным представителем русской нации, представителем «великого и могучего русского языка». Давайте будем наводить «чистоту и порядок» в нашем языке, он достаточно настрадался…. Давайте же учиться беречь и уважать наш язык!
11
2.3.Хотите жить долго – говорите только хорошее
Ученые доказали: слова могут разрушать живые организмы на молекулярном уровне.
В конце XX века за научное доказательство взялся сотрудник Института проблем управления РАН, основатель собственного «института квантовой генетики», биолог Петр Гаряев, автор многих спорных с точки зрения официальной науки теорий. Он создал аппарат, который «переводил» человеческие слова в электромагнитные колебания, а затем исследовал, как эти колебания влияют на молекулы наследственности –ДНК. С помощью чудо-техники ученый решил проверить, как отражаются на живом организме злые и добрые слова.
Выяснилось: некоторые слова страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажают его наследственные программы, вызывают мутации, аналогичные воздействию радиации при взрыве атомной бомбы, и в конце концов приводят к вырождению. Во время отборной брани корежатся и рвутся хромосомы. «Любое произнесенное слово – не что иное, как волновая генетическая программа, которая меняет нашу жизнь, - считает Гаряев. – Иногда слово может сработать как убийца и даже вызвать рак, а иногда способно излечить»
Экспериментировать на людях, подвергая их длительной ругани, слишком жестоко. Поэтому современные учёные, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие сквернословия на растениях: на одни растения направляли слова добрые, ласковые, слова молитвы, классическую музыку; на другие- ругательские слова. В результате несчастные, «обруганные» растения хуже развивались, больше болели. Подобные опыты учёные проводили и с водой.
Большой знаток слова, автор знаменитого словаря Владимир Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека- это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Ещё в древности люди заметили, что слово благое, молитва, обладает целительной силой. Молитвой, словом исцеляли многие болезни. И в наше время к людям, пережившим трагедию, в первые же минуты приходят на помощь психологи, которые словом лечат душевные раны. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух.
12
Только сейчас практически вслепую мы на ощупь пытаемся разобраться с тем, чем еще в древние времена пользовались наши предки. Заговоры, останавливающие кровь.
Молитвы, очищающие сердце. Проклятия, ведущие к болезням… На самом деле они не что иное, как набор звуков, расположенных в определенной последовательности. Такое «сотрясание воздуха» приводит к определенным изменениям в нашем теле. Самое время начать пользоваться рецептом, полученным эмпирическим путем: хотите долго жить – говорите хорошие слова.
13
2.4.Обзор текстов, предложенных для написания сочинения на ЕГЭ
В течение длительного времени проблема развития, сохранения, засорения русского языка и бережного к нему отношения находится в центре внимания писателей, критиков, общественных деятелей- всех, кому небезразлична судьба русского языка, русской культуры. Мне показалось интересным исследовать, как освещается проблема засорения русского языка в текстах для написания сочинения на ЕГЭ.
Я проанализировала тексты, посвящённые проблемам русского языка. В 7 текстах из 10 поднимается проблема засорения языка. В одном- речь идёт о богатстве и выразительности русского слова. И ещё в двух- о связи языка человека и его культуры.
Т. Жарова начинает свой текст с восклицания: «Какое же зеркало жизни наш язык!» Действительно, язык- зеркало жизни. Он всё приемлет, на всё отзывается, вбирает в себя и чужестранные слова, и уголовную лексику. А стоит ли радоваться «языковому разноцветью»? Язык надо оберегать от засорения ненормативной лексикой. И в конце текста делает вывод: «Только портим мы его сами, забывая о том, что он живой, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной»
«Как бы хотелось избавиться от слов- паразитов в нашей речи!»- восклицает в своём тексте И. Руденко. От старого «значит» через каждый звук, от свежего «типа того», от новейшего «как бы». А то, не ровён час, выродимся в неких «гуманоидов»
С. Виноградов называет сквернословие «одной из примет постигшей нас культурной катастрофы» и призывает быть нетерпимым к сквернословию и наложить на него полный запрет.
Проблема бережного отношения к языку звучит и в тексте С. Казначеева. Автор говорит о вторжении в русские слова латинских и иных графических символов: «Аllигатор», «курs», «Zемфира»… Я согласна с автором: «слепое» заимствование приводит к искажению алфавита, порче языка, утрате культурных традиций. Неужели нам придётся распрощаться с нашим русским алфавитом?
14
О канцеляритах как о злокачественной болезни, о зловредном недуге говорит в тексте Н. Галь. Зачем так много канцеляритов? И к месту, и не к месту? Ведь можно сказать проще.
Можно ли уберечь язык, когда убивается отечественная культура и отечественное образование? Этим вопросом задаётся В. Распутин. Писатель говорит о тесной связи классической культуры и языка русского: «Разрушение традиционной и классической культуры не могло обойтись без посягательств на русский язык, это всегда взаимосвязано» Русский язык- это благодатный и умный родитель нашего народа, нашей культуры. «А мы с ним обходимся как со случайной одёжкой, купленной на рынке и вышедшей из моды»
Д. Лихачёв поднимает проблему связи языка человека и его культуры, личных качеств. Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, поведение, на его лицо и по всему этому судим о человеке иногда ошибочно, то язык человека более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. Язык- это мировоззрение человека, его поведение.
Проанализировав тексты, я пришла к выводу: русский язык нуждается в нашем бережном и уважительном отношении к нему. Мы должны приложить все усилия, чтобы исправить ошибку, потому что испортили мы его сами, забыли, что он живой и наш родной язык. Будем чуткими к слову, будем чуткими к человеку. Кто, если не мы сами?
15
3.Социологический опрос
В школе был проведён социологический опрос, чтобы выяснить, как ребята относятся к проблеме бережного отношения к своему языку.
Обучающиеся 9 и 11 классов ответили на вопросы анкеты. И вот какие данные мы получили:
1. Считаете ли вы, что мы должны бережно относиться к своему языку?
100% - да
2. Что значит, с вашей точки зрения, бережное отношение к языку?
40% - не употреблять жаргоны, слова-паразиты, излишние заимствования;
33% - грамотно писать и говорить;
17% - не выражаться нецензурно;
3. Часто ли вы употребляете в своей речи слова, не относящиеся к нормативной лексике?
33% - да;
53%- в кругу своих сверстников;
13% - нет;
4. Раздражают ли вас слова, не относящиеся к нормативной лексике?
45% - нет;
43% - да;
12% - не все;
5. Кто, на ваш взгляд, говорит правильно?
40% - учителя; преподаватели учебных заведений, писатели
20% - учителя русского языка и литературы;
28% - люди старшего поколения, родители;
12% - никто; ( Результаты социологического опроса в приложении 1)
В опросе участвовало 15 человек. Из опроса я выявила, что к русскому языку надо относиться бережно, т. е. не засорять свою речь жаргонами, словами- сорняками, неоправданным заимствованием. Хотя ребята и используют ненормативную лексику, но в определённых обстоятельствах, в кругу своих сверстников. Учеников сколько раздражает, столько и не раздражает ненормативная лексика. На взгляд учеников, правильно говорят учителя и родители.
16
4.Пути решения проблемы
Мы провели в школе акцию в защиту русского языка «За чистоту русского языка!» В акции приняли участие обучающиеся 5-11 классы. Ребята предлагали свои пути решения проблемы засорения языка. И вот они, наши оригинальные пути решения:
1 Альтернативные словарики
2 Листовки и плакаты
3 Комиксы
Альтернативные словарики
Выступая за бережное отношение к русскому языку, мы решили собрать и опубликовать в школьной газете «Альтернативные словарики». Отобрали самые распространённые среди школьников жаргоны и иностранные слова и нашли им аналоги.
Приложение 2
Листовки и плакаты
Листовки и плакаты являются одними из популярных форматов рекламы. Они отличаются броскостью, яркостью. Плакаты и листовки понятны, привлекают внимание. Мы использовали такие форматы рекламы в акции.
Приложение 3 и 4
Комиксы
Молодёжь и дети любят смотреть комиксы. Они могут быть и на серьёзную тему, отражённую шутливо. Например, показывать казусы и смешные ситуации, связанные с русским языком. Вот примеры наших комиксов.
Приложение 5
17
5.Методы самостоятельного совершенствования речевой культуры
Я считаю, что главная роль в деле сохранения родного языка и бережного к нему отношения принадлежит самому человеку.
Для того чтобы состояние языка не вызывало тревоги, каждый человек должен постоянно думать над тем, что он говорит.
Никакие федеральные программы ничего не изменят, если сами люди не начнут уважать родной язык, чувствовать свою ответственность за каждое сказанное слово, вдумываться в смысл своих слов.
Даже самый полный курс культуры речи не может дать ответы на все вопросы. Язык настолько богат, что его невозможно описать в одном учебнике. Значит, необходимо постоянно заниматься развитием своей речевой культуры, постижением глубин русского языка.
Для этого можно использовать следующие методы:
18
6.Заключение
Трудно переоценить роль русского языка, как в жизни отдельного человека, так в жизни всей нашей большой страны. Она поистине огромна: русский язык объединяет людей, хранит и передает будущим поколениям культурные ценности, задает направления научным исследованиям, он поддерживает, растит и оживляет наше самосознание.
Понимание этого заставляет всех нас более бережно и заботливо относиться к общей культуре родного слова и помнить о необходимости совершенствования собственной речи. Нужно каждому воспитывать в себе вкус к правильному языку.
В процессе работы над темой исследования я осознала еще глубже, уяснила для себя, что правильная, безошибочная речь – лучшая характеристика образованного человека. И поэтому, насколько позволяет мне возраст, мои знания, силы, я буду пропагандировать в школе и среди моих сверстников великое русское слово.
19
Литература
Авторы лучших комиксов и плакатов:
Козлов Андрей (7класс)
Буторина Мария (8класс)
Ерёмкин Александр (5класс)
Лиджигоряев Евгений (11класс)
Леонтьева Наталья Николаевна (учитель музыки)
20
Без сердца что поймём?
Ребята и утята
Рождественские подарки от Метелицы
Три орешка для Золушки
Твёрдое - мягкое