«Аннотация».
Государственный образовательный стандарт по биологии определяет несколько целей биологического образования. Для достижения этих целей учитель должен решить несколько задач, одна из которых:
- учитель в меру своих возможностей и возможностей школы должен стремиться к «натурализации» биологического образования, применяя самые различные формы работы с живыми объектами.
Решение этой задачи и определило тему данной работы. В силу многих сложившихся обстоятельств наша школа не может иметь живой уголок, теплицу, зимний сад или пришкольный участок. Поэтому использование живых организмов на уроках биологии ограничено. Но именно общение с живыми объектами воспитывает позитивное ценностное отношение к живой природе, позволяет учащимся использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
Цель которая была поставлена перед автором:
- вырастить достаточное количество моллюсков, которых можно будет использовать как объект исследования на уроках биологии.
Основные методы данной работы – наблюдение и эксперимент.
Для наблюдения использовалось следующее оборудование: цифровой микроскоп, ноутбук, лупа и фотокамера.
По окончании работы был сделан вывод.
Все фотографии, использованные в презентации и кадры, вошедшие в фильм «Развитие моллюска» сделаны автором данной работы.
Вложение | Размер |
---|---|
arhiv_zip_-_winrar.zip | 693.66 КБ |
с. Антипаюта, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ.
«Разведение аквариумных моллюсков – Физ».
Автор: Богданова Любовь Викторовна
9 класс, Антипаютинская школа-интернат.
Руководитель: Логвинова Светлана Александровна
Учитель биологии, Антипаютинская школа-интернат.
2012 г.
Оглавление
I. Введение.
В воде и на суше, в почве, воздухе и даже в органах растений, животных и человека, всюду на Земле живут самые различные животные. Они отличаются по внешнему облику, по внутреннему строению. Многообразно и их поведение. Велико значение животных в природе и жизни человека. Бабочки, шмели, пчелы осуществляют опыление растений. Дождевые черви способствуют улучшению структуры почвы. Насекомоядные и хищные птицы, летучие мыши, муравьи сокращают численность животных, вредящих лесу и сельскохозяйственным растениям. С помощью животных в природе распространяются многие виды растений.
С незапамятных времен люди занимаются рыбной ловлей, охотой на диких зверей и птиц, приручением и разведением их в неволе. От одних животных человек получает продукты питания, сырье для промышленности и медицины. Другие наносят вред народному хозяйству: повреждают культурные растения, уничтожают зерно в хранилищах, губят сельскохозяйственных животных, снижают мореходные качества теплоходов. Некоторые из них вызывают серьезные заболевания у человека.
Живя среди животных, человек с давних пор занимается их изучением. Постепенно такие знания накапливались, и возникла наука о животных – зоология.
II. Актуальность.
На уроках биологии в разделе зоология мы изучаем большое количество животных, многие из них живут рядом с нами, а многих мы видим только на картинках или по телевизору. Выполняя лабораторные работы о внешнем строении животного, пользуемся таблицами или рисунками в учебнике, а так хочется хотя бы некоторых, изучить на живом материале. Общение с ползающими, прыгающими, плавающими не заменят ни какие рисунки. К сожалению, кроме комнатных растений живых объектов в кабинете биологии нет. Я решила немного исправить это положение и занялась проблемой использования живых животных на уроках, взяв один из доступных для массового изучения биологических объектов – моллюска.
III. Цель моей работы:
- вырастить достаточное количество улиток для дальнейшего их исследования на уроках биологии в 7-м классе при изучении темы - «Моллюски».
В ходе выполнения работы были решены следующие задачи:
- обзор литературы;
- был заложен опыт;
- определены оптимальные условия для развития моллюсков;
- проведен анализ результатов.
IV. Материалы и методы.
Основные методы, использованные мной это наблюдение и эксперимент.
Оборудование: цифровой микроскоп, компьютер, фотокамера.
Объектом для работы стал маленький моллюск Физа, который попал в школьный аквариум совершенно случайно. Три крошечные улитки сидели на купленных водорослях, они то и привлекли мое внимание и определили тему моей работы.
Физы относятся к классу легочных моллюсков, обитающих в теплых районах Европы, Азии, а также в Северной Америке. Это небольшая улитка, редко достигающая 2см в длину (рис №1, стр.I). Раковина Физы округлая, заостренная у вершины, имеет 5 завитков против часовой стрелки, её высота 7 – 10 мм, толщина – 4 -6 мм. Форма раковины может меняться. Цвет животного черно-синий, а цвет раковины желто-коричневый с рисунком в виде пузырьков (рис №2, стр.I). Глаза у основания, на внутренней стороне щупалец. Нога длинная, заостренная (рис №3, стр.II). Они обладают очень развитыми выступающими складками мантии, которые выполняют функцию жабр и позволяют им подолгу находиться под водой, несмотря на то, что эти улитки очень активны и потребляют много кислорода. Оптимальная температура для Физы – не ниже 20 С. В остальном эти улитки нетребовательны к условиям содержания. К положительным чертам Физы можно отнести то, что она уничтожает пленку, образующуюся на поверхности воды. Но есть и минус: в воде Физа выделяет тонкие липкие канатики, в существовании которых легко убедиться, если, улитка прикрепляет такой канатик на поверхности воды или под водой за лист; тогда при её опускании этот лист колеблется и иногда даже погружается вниз. Это «альпинистское снаряжение» очень мешает другим обитателям аквариума. Самой большой способностью выделять такие канатики обладают молодые Физы, а старые почти не выделяют их. Улитки очень быстро и интенсивно размножаются: несут около 20 прозрачных яиц, откладывая их на растения и стекла. Чаще всего попадают в аквариумы с растениями или живым кормом. Однажды, попав в аквариум, уже практически не выводятся. В природе встречаются большей частью на дне прудов и болот – в иле, где ползают по обломкам полуистлевших растений и корням. Кроме того, их можно встретить в лужах, образовавшихся, после весенних разливов, в них они сидят под опавшими листьями. Питаются моллюски водными растениями, прогрызая в них отверстия и микроорганизмами, обитающими на поверхности воды.
V. Результаты.
К началу работы я имела три взрослые особи, от которых хотела получить не менее десяти улиток (по одной на каждую парту). Опыт закладывался неоднократно. В первый раз в небольшой аквариум был посажен один моллюск и, хотя в литературе говориться, что они гермафродиты кладки яиц я не дождалась и через месяц (рис. №4, стр.II). Когда в аквариум был помещен еще один моллюск, буквально через три дня на листочке водного растения был обнаружен слизистый кокон с яйцами (рис. №5, стр.III). Отсюда следует вывод, что Физы, хотя и являются гермафродитами оплодотворение у них перекрестное.
После получения кладки возник еще один вопрос, как часто нужно менять воду в крошечном аквариуме, ведь при смене воды можно повредить кокон. Сначала я решила проводить смену воды один раз в неделю, через три дня поверхность воды покрылась тонкой белой пленкой и на шестой день наблюдений зародыши, уже довольно большие погибли. Съемка цифровым микроскопом показала наличие тонких белых нитей, которые опутывали яйца и даже проникали в них (рис. №6, стр.III). Думаю, что это плесневый грибок, который и привел к гибели всех зародышей. Когда опыт был заложен в третий раз воду я меняла через день.
Наблюдая за зародышами, при помощи микроскопа я видела, как быстро происходит их развитие. На второй день после появления они были похожи на маленькие комочки (рис. №7, стр.IV). А на четвертый это уже маленькие улитки, у которых хорошо различима голова, нога и прозрачная раковина (рис. №8, стр.IV). Самое удивительное зрелище это бьющееся сердце, которое хорошо видно сквозь раковину.
На 14 день наблюдений часть зародышей вышли из яйцевых оболочек (рис. №9, стр.V), на шестнадцатый его покинули остальные, и в аквариуме оказалось 18 крошечных улиток (рис №10,стр.V). На 30 день проводилась последняя съемка, Физы подросли и стали слишком крупным объектом для цифрового микроскопа (рис. №11, стр.VI). Через полтора месяца после рождения большая часть улиток, по невыясненным причинам погибла. Оставшиеся шесть растут и что самое интересное, являясь «ровесниками» имеют разные размеры (рис. №12, стр.VI).
VI. Вывод:
1. В ходе эксперимента я выяснила оптимальные условия для развития моллюска:
- температура не менее 20 градусов
- частая смена воды или наличие аппарата очищающего воду
- исходных особей должно быть не менее двух.
2. Период с момента появления яйца до выхода улиток из яйцевых оболочек:
- от 14 до 18 дней.
3. В условиях нашей школы можно выращивать некоторые живые объекты для дальнейшего их исследования на уроках биологии.
VII. Заключение.
Полученные в ходе работы материалы в виде фотографий, презентации, видеофильма и живых объектов можно использовать не только при изучении темы «Моллюски» в 7-м классе. Ими можно воспользоваться при изучении: движения живых организмов, раздражимости, размножения, роста и развития животных.
Работа с живым объектом оказалась очень интересной особенно наблюдения за развитием зародышей. Были и сложности, во-первых, размеры моллюска, когда он для микроскопа очень большой, а для фотокамеры слишком мал. Во-вторых, сложно проводить фото или видео съемку, когда улитка постоянно уползает из под объектива.
VIII. Список литературы:
IX. Приложение.
Рисунок №1.
Рисунок №2.
Рисунок №3.
Рисунок №4.
Рисунок №5.
Рисунок №6.
Рисунок №7.
Рисунок №8.
Рисунок №9.
Рисунок №10.
Рисунок №11.
Рисунок №12.
Машенька - ветреные косы
Пустой колос голову кверху носит
Сказка об осеннем ветре
Несчастный Андрей
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Комментарии
Данная работа позволила
Данная работа позволила получить достаточный живой материал для дальнейшего изучения моллюсков на уроках биологии.