Цель работы: изучить структуру формирования семейного бюджета, разработать рекомендации по его улучшению. Работа содержит презентацию по материалу.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovat._rabota.zip | 581.63 КБ |
ШКОЛЬНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЮНОСТЬ ПОМОРЬЯ»
Направление: экономика
«СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА»
Исследовательская работа
Выполнена ученицей 8 класса
МБОУ «Усть-Пинежская средняя
общеобразовательная школа»
Холмогорского района
Океановой Анастасией Александровной.
Научный руководитель: учитель
математики МБОУ «Усть-Пинежская
средняя общеобразовательная школа»
Холмогорского района
Хошева Эльвира Юрьевна.
п.Усть- Пинега
2012 год
Содержание
Введение………………………………………………………………......3
I.Что такое бюджет семьи? Доходная и расходная часть бюджета…...4
II. Способы расчёта семейного бюджета………………………………..5
III. Распределение финансовых средств………………………………...7
Заключение……………………………………………………………….8
Литература……………………………………………………………….10
Приложение 1…………………………………………………………….11
Приложение 2…………………………………………………………….12
Приложение 3…………………………………………………………….13
Приложение 4…………………………………………………………….14
Введение.
Свою работу я хотела бы начать со слов Л. Н. Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Всем хорошо известно, что семейный бюджет – одно из слагаемых благополучия семейной жизни. Каждому из нас знакома ситуация, когда мы обращаемся к родителям с просьбой купить нам ту или иную понравившуюся вещь, и как часто огорчаемся, когда родители отказывают нам в нашей просьбе просто потому, что в данный момент эта покупка оказывается не запланированной. В настоящее время проблема расходования семейного бюджета стала очень актуальной, т.к. она является ещё и неотъемлемой частью государственного бюджета.
В семейной экономике необходимо грамотно соотносить доходы и расходы. А чтобы грамотно использовать свои доходы семья должна правильно составить свой бюджет, продумать все затраты и покупки. Когда мы будем мудро распределять средства, которыми обладаем, и когда у нас на все будет хватать денег, тогда в семье наступает спокойствие и благополучие. Исходя из всего вышесказанного, я определила цель своей работы:
изучить структуру формирования семейного бюджета, разработать рекомендации по его улучшению.
Задачи:
Гипотеза: можно ли найти пути бесконфликтного решения по улучшению семейного бюджета?
Методы исследования:
Для того чтобы разобраться в основных понятиях и структуре семейного бюджета, я изучила необходимую литературу по данному вопросу: учебник «Технология» 8 кл. авторов Б.А.Гончарова и др., А.Скоробогатова «Семейный бюджет на компьютере» и Г.Остриковой «Как правильно составить семейный бюджет», где нашла все необходимые определения и понятия по данной теме. -3-
Что такое бюджет семьи?
Доходная и расходная часть бюджета.
Бюджет семьи – это структура всех её доходов и расходов за определённый период времени (месяц или год).[1]
Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждение или подарка от государства, предприятия, отдельного лица за выполненную работу, услугу или какую либо другу деятельность. Все полученные средства составляют совокупный доход. [1]
Расход – это затраты на изготовление, содержание, ремонт, обслуживание каких-либо изделий или услуг. [1]
Итак, весь бюджет можно представить в виде весов. На одну чашу помещаем доходы семьи, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудность состоит в том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу.
Если весы находятся в равновесии, т. е расходы равны доходам, - бюджет называют сбалансированным. Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным.[1] Сбалансированный бюджет семьи позволяет рационально использовать её ресурсы и удовлетворять большую часть потребностей. Каждая семья должна уметь правильно распределять свой бюджет. Для этого необходимо знать основы домашней бухгалтерии и чаще всего домашним бухгалтером является один из родителей.
Планирование семейного бюджета – дело довольно сложное. Чтобы спланировать, сколько средств и на что будет израсходовано, надо располагать данными не только о своих доходах, но и расходах, о ценах на товары и услуги.
На уроках технологии мы изучали, что расходы семьи можно разделить на 2 основные группы: постоянные и переменные.
Постоянные расходы – это расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период, в течение которого они не меняются. К ним относят покупки основных продуктов питания, плата за квартиру, подписка на периодические издания, проездной билет и т.д.
Переменные расходы включают в себя периодические (циклические и сезонные) и единовременные (непредвиденные) расходы.
-4-
К циклическим расходам относятся покупка предметов различного срока пользования (мебель- 10-12 лет, верхняя одежда- 2-3 сезона, бытовая техника, материалы для ремонта квартиры и т.д.).
Сезонные расходы связаны с определёнными сезонными явлениями (заготовка впрок ягод и овощей, закупка семян и удобрений для садового участка и т.п.).
Непредвиденные расходы включают в себя расходы, часто связанные с критическими ситуациями (покупка лекарств, ремонт бытовой техники и др.).
Можно выделить единовременные расходы. Это приобретение произведений искусства, украшений и т. Д.
Вывод: на основании изученной литературы можно сделать вывод, что бюджет – это перечень всех доходов и расходов семьи. Грамотно составленный бюджет, это сбалансированный бюджет.
Способы расчета семейного бюджета.
С уроков технологии мне известно, что существует два основных способа расчета семейного бюджета.
В первом случае составляется формула расчета семейного бюджета. В этой формуле доходную статью бюджета обозначают буквой «Д». Сюда включаются все источники дохода семьи: заработная плата, социальные пособия, пенсии, средства от дополнительного приработка или от продажи чего-либо, и другие источники.
Все обязательные расходы обозначают буквой «О». В эту статью вносят все необходимые платы за месяц: квартплата, коммунальные услуги, питание, расходы на транспорт, плата за детский сад и др. При необходимости можно использовать дополнительные обозначения, указывающие на конкретные расходы — Ок (плата за квартиру), Ог (расходы на гигиенические принадлежности), От-(расходы на транспорт) и т.д.
Следующая расходная статья – это питание, для обозначения которой вводится обозначение – буква «П». Можно также ввести и дополнительные обозначения: Пд – расходы на питание дома, Пс – питание в столовой и т. П.
Расходы на предметы гардероба (одежду и обувь) обозначим буквой «Г».Также можно использовать дополнительные значки: Гж — женская одежда, Гм – мужская одежда, Гд — детская одежда. Для обозначения других затрат можно использовать различные буквы русского алфавита, но надо помнить, какие расходы в этом случае имелись в виду.
-5-
В результате получается совсем несложная формула:
Д= О + П + Г +…, где
П = Пс + Пд + …;
О = Ок + Ог+ От + …;
Г = Гж + Гм + Гд…
Этой формулой очень легко пользоваться. Достаточно только подставить необходимые цифры и можно увидеть общую картину. Надо отметить, что такой подход планирования семейного бюджета не является рациональным, так как зачастую расходы значительно могут превысить доходы. Будет лучше если правая и левая части этой формулы будут равными. Если все же расходы превышают доходы семьи, то придется или сокращать расходы, или искать еще дополнительные источники доходов. Но все же с помощью такого элементарного подсчета можно немного улучшить финансовое состояние и создать небольшой резерв.
Существует еще один распространенный способ планирования семейного бюджета. Этот способ получил название теории бюджетирования. Он очень похож на предыдущий способ, отличается он только тем, что в этом случае составляется таблица, которая делится на 2 столбца: доходную и расходную части бюджета (таблица 1, Приложение 1). В столбце «Доходная часть» прописываются все основные статьи дохода. В столбце «План» напротив каждой статьи проставляется сумма примерных поступлений в семейный бюджет. Теперь добавляется еще одна строка, озаглавив ее «Итого доходов», можно подсчитать сумму финансовых средств, на которую ваша семья может рассчитывать в следующий месяц.
Переходим к расходной части семейного бюджета. В данном столбце для каждой статьи расходов надо указать примерное значение потраченных сумм. Сравнив доходную и расходную части можно проанализировать на какую статью потрачено средств больше, чем планировалось.
Такая таблица была мною составлена для моей семьи (таблица 1, Приложение1). Из данной таблицы я обнаружила, что главной составляющей доходов нашей семьи является заработная плата и детские пособия. Изучив статьи расходов семьи, я отметила, что основную долю семейных трат составляет питание и плата за квартиру.
-6-
Вывод: изучив способы расчета бюджета семьи и составив таблицу доходной и расходной частей, я отметила, что моя семья тратит в целом больше, чем зарабатывает, таким образом, семья не контролирует свои расходы и поэтому в семье могут накапливаться долги, которые затем могут переходить из месяца в месяц.
Распределение финансовых средств.
Как правило, во многих семьях распределением финансов семьи занимается кто-нибудь из членов этой семьи. Мне известно, что существует два подхода к распределению финансовых средств. В первом случае все члены семьи складывают все доходы в общую кассу и затем берут оттуда средства на общие и личные нужды. Во втором случае каждый член семьи делит свои доходы на две части: общественную и личную. Общественная часть уходит на оплату семейных нужд (платежи, покупка продуктов, лекарства и др.), а личную часть каждый тратит на своё усмотрение.
В народе говорят: «Бездумно тратить деньги – дело нехитрое», а вот как грамотно их расходовать с пользой для семьи – это довольно непростая задача. Изучая данную тему, я использовала данные с официального сайта Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и изучила доходы населения нашей области. Анализируя таблицу распределения населения по величине среднедушевых денежных доходов (в %) я заметила, что к концу 2011 года возросло количество населения со среднедушевыми денежными доходами, составляющими от 15000- до 25000 руб. в месяц на 1 %
от 25000 – до 35000 руб. в месяц на 1,5 %
свыше 35000 руб. в месяц на 3 %.
Я отметила, что по официальным данным среднедушевой денежный доход населения области в 2010 г составил 19526, 8 рублей, по сравнению с предыдущим годом он увеличился на 2000 рублей (данные за 2011 г отсутствуют). Итак, доход населения растет, но в тоже время растут и расходы. Для более детального изучения, я провела анкетирование в 8 и 9 классах (Приложение 2). Учащимся и их родителям были предложены вопросы, на которые они по желанию могли дать ответы.
Анкетирование проводилось среди 15 семей. По результатам опроса семей я вычислила среднемесячный доход семей. Он составил 17300 рублей. Конечно, эта цифра значительно отличается от цифры, названной в официальных источниках.
-7-
Я отметила, что основной статьей дохода в семьях является заработная плата, но в тоже время во многих семьях называли и другие источники дохода: детские пособия (8 семей из 15), стипендии, пенсии (по 2 семьи) и др. (Приложение 3)
Изучая основные статьи расходов семейного бюджета я установила, что больше всего денежных средств тратится на питание. Это отметили около 53 % семей. На втором месте – обязательные платы. Примерно 27 % респондентов назвали эту статью расходов. И только 20 % опрошенных семей большую часть семейного бюджета расходуют на предметы гардероба.(Приложение 3)
Надо отметить, что почти половина опрошенных семей не пользуются схемами расчета семейного бюджета. (Приложение 4) При ответе на вопрос: «Какие виды расходов учитываются в первую очередь при составлении бюджета?» мнения разделились. Большая часть респондентов указала на оплату квартиры и коммунальных услуг, оставшаяся часть отметила статью – питание. Невысокий уровень жизни в сельской местности показал, что немногие семьи пользуются кредитами и ссудами. Это отметили только 40 % респондентов.(Приложение 4)
Анализируя проведенное анкетирование, я пришла к выводу, что каждый член семьи (в том числе школьник) может и должен участвовать в увеличении доходов своей семьи.
Для улучшения жизни и увеличения доходов хорошо бы в каждой семье иметь хозяйственную книгу, в которой можно отражать все поступающие средства и их расход в течение месяца. При планировании расходов можно воспользоваться некоторыми правилами:
- все покупки необходимо тщательно продумывать;
- в условиях сельской местности уменьшить затраты можно, если самим консервировать и заготавливать продукты;
- экономить электроэнергию;
- по возможности производить мелкий ремонт одежды и обуви самостоятельно.
Вывод: на основании данных рассуждений можно прийти к выводу, что все же сократить расходную часть бюджета можно, если все денежные ресурсы расходовать бережливо и рационально.
Заключение.
Исследования психологов и социологов показывают, что способность человека управлять своими финансами напрямую зависит от того, имел ли этот человек такой опыт в детстве, приучали ли родители самостоятельно пользоваться деньгами, обсуждали ли в семье с детьми крупные покупки. Необходимо с детского возраста объяснять, откуда
-8-
берутся деньги, как их зарабатывают и для чего они нужны. Из проведенного исследования я сделала определенные выводы:
Если мы своевременно будем вносить некоторые корректировки и наведем порядок в своем бюджете, то со временем у нас выработается грамотный подход к планированию бюджета.
-9-
Литература
-10-
Приложение 1
Таблица 1. «Таблица доходов и расходов моей семьи за месяц»
Доходная часть | Расходная часть | |||||
Наименование статьи | план | Наименование статьи | план | |||
| 8000 руб 3500 руб 1500 руб |
-плата за квартиру и коммунальные услуги; -хозтовары (мыло, зуб.паста, порошки и др) - плата за э/энергию
-в столовой
| 5500 руб 400 руб 450 руб 6000руб 1000 руб от 500 руб 200 руб | |||
Итого: 13000 руб | Итого: 14050 руб |
-11-
Приложение 2
Анкета для учащихся и родителей.
-12-
Приложение 3
Диаграмма «Основные статьи доходов семей»
Диаграмма « Основные статьи расходов семей»
-13-
Приложение 4
Диаграмма «Количество семей пользующихся и не пользующихся схемами расчета семейного бюджета (в %)»
Диаграмма «Количество семей пользующихся кредитами и ссудами (в %)»
-14-
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Как нарисовать китайскую розу
Снеговик
Горка
Проказы старухи-зимы
Комментарии
Исследовательская работа
Спасибо за работу, как раз то, что мне нужно.