В своей работе Валя попыталась раскрыть проблемы детей-инвалидов, исследовала условия проживания, обучения и социализации детей инвалидов в поселке, в котором она проживает. Проведенные анкетирование обучающихся, взрослых, анализ полученных результатов позволили сделать выводы, приведенные в конце работы.
Практическая ценность работы: буклет и презентация, материалы которых можно использовать на классных часах, родительских собраниях.
Вложение | Размер |
---|---|
avoreferat.doc | 534 КБ |
XVII Республиканская конференция молодых исследователей «Инникигэ хардыы» имени академика В.П. Ларионова
Секция:
Тема: Проблемы детей инвалидов - одна из социальных проблем п. Н-Куранах Алданского района.
Выполнила:
ученица 8 α класса
Потапова Валентина Евгеньевна,
МБОУ «Гимназия п. Нижний Куранах»,
Алданского улуса
Республики Саха (Якутия)
Адрес:
678940 РС(Я), Алданский р-н,
п. Нижний Куранах,
ул. Федоренко д. 98 , кв. 6
Тел.: 8(41145) 63-4-41
Научный руководитель:
Фефилова Наталья Аркадьевна,
учитель МБОУ
«Гимназия п. Нижний Куранах»
Адрес гимназии: 678940
Республика Саха (Якутия),
Алданский улус,
п. Нижний Куранах,
ул. Школьная 19
секретарь: 8(41145) 62-1-31
2012-13 г.
Проблемы детей инвалидов - одна из социальных проблем п. Н-Куранах Алданского района.
Потапова Валентина Евгеньевна
РС (Якутия), Алданский район, п.Нижний Куранах,
МБОУ«Гимназия п. Нижний Куранах»,
8 α класса
Краткая аннотация
Человек живет среди других людей, среди идей людей, идей смыслов. Разные люди, разные вещи, идеи, по разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека – это мир ценностей. Ценностями являются не только драгоценности, т.е вещи имеющие высокую цену, но и духовные ценности, которые проявляются в поведении, в принятии решений, в суждениях. Русский человек всегда стремился к идеалу, к идеальным духовным ценностям. И одной из важнейших из них для россиян всегда была «правда» и как синоним этого слова «честность».
На сколько является ценным такое качество личности как честность в наши дни, в 21 веке? Как относятся к людям, живущим по принципам честности?
В своей работе Кристина попыталась найти ответы на данные вопросы. Проведенные анкетирование обучающихся, взрослых, анализ полученных результатов позволили сделать выводы, приведенные в конце работы.
Практическая ценность работы: буклет и презентация, материалы которых можно использовать на классных часах, тренингах, родительских собраниях.
Проблемы детей инвалидов - одна из социальных проблем п. Н-Куранах Алданского района.
Потапова Валентина Евгеньевна
РС (Якутия), Алданский район, п.Нижний Куранах,
МБОУ«Гимназия п. Нижний Куранах»,
8 α класса
Введение:
По существу между нормальными
и аномальными детьми нет разницы.
Те и другие – люди, те и другие – дети,
у тех и у других развитие идет по одним
законам. Разница лишь в способе развития.
Л.С.Выготский
По данным Организации Объединенных Наций (ООН), в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями).
Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилось в два раза.
Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями.
В России есть много других проблем, как алкоголизм, табакокурение и наркомания. Полноценные здоровые люди губят себя, и что станет с Россией? Инвалиды не губят себя, они живут и мучаются. Такими темпами Россия будет вскоре страна инвалидов.
В настоящее время, в России, по официальной статистике, 590 тыс. детей-инвалидов.
Из них 140 тыс. обучаются в общеобразовательных школах, 40 тыс. детей – на дому и только около 70 тыс. детей – в системе специального образования. Из них около 10 тысяч таких детей вообще объявлены «необучаемыми». Примерно 200 тыс. детей-инвалидов не учатся нигде. Общее количество детей – инвалидов в МО «п. Нижний Куранах» составляет 33 человека, 23 из них проживет в поселке Нижний Куранах. В нашей гимназии обучается 3 ребенка инвалида.
Идея: Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения, и.т.п.), но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.
Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от «нормального» детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми. Медицинская модель определяет и методику работы с инвалидом, которая предполагает лечение, трудотерапию, создание служб, помогающих человеку выживать, заметим – не жить, а именно выживать.
Следствием ориентации общества и государства на эту модель является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно – иждивенческих жизненных ориентаций.
Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей. Я хочу рассмотреть данную тему, так как она очень актуальна не только в стране, в нашем поселке, а так же близка мне, так как у меня есть знакомые дети – инвалиды.
Цель: Изучить и определить пути решения социальных проблем детей с ограниченными возможностями в современном обществе.
Для реализации поставленной цели исследования определены следующие задачи исследования:
- изучить характеристики детей с ограниченными возможностями, как особой социальной группы в обществе;
- выявить объективные условия и субъективные факторы, влияющие на решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями;
- на основе анализа результатов исследования создать информационный буклет «Права ребёнка-инвалида»; разработать сборник развивающих упражнений и игр в помощь тем, кто не знает с чего начать в работе со своим ребёнком-инвалидом.
Объект исследования: дети с «ограниченными возможностями».
Предмет исследования: анализ особенностей социальных проблем, условий и факторов, влияющих на процессы приспособленности к жизни и адаптации детей с «ограниченными возможностями» в современном обществе.
Гипотеза исследования: дети с «ограниченными возможностями» в нашем обществе - это диагноз или нераскрытый потенциал.
Методы исследования:
1)Теоретические:
2)Практические
Ожидаемые результаты: анализ различных источников информации, интервьюирование, анкетирование помогут мне определиться с предположением, выдвинутым в гипотезе.
Категории детей попадающих под определение
«Дети с ограниченными возможностями».
Все люди мечтают о счастливой судьбе – об образовании, любимой работе, замечательной семье, своей востребованности. Реальность же нередко вносит коррективы в эти мечты. Одно из самых тяжелых его испытаний – утрата здоровья и связанная с ним инвалидность.
В декларации о правах инвалидов говорится, что эти люди имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковыми бы ни были происхождения, характер и серьезность их увечий и недостатков, имеют те же основные право, что и их сограждане того же возраста. Это, прежде всего, означает, что у них есть право на удовлетворительную жизнь и меры, которые могут помочь им обрести максимальную самостоятельность.
Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и общества. Первоосновой защиты детства выступает правовая база. В качестве государственной правовой базы социальной защиты детства выступают:
Вопросы о воспитании и обучении лиц с отклонениями в развитии в последнее десятилетие являются предметом пристального внимания со стороны международного сообщества и отражены в ряде документов Организации Объединенных Наций (ООН): Всеобщая декларация прав человека, Декларация о правах инвалидов, Декларация о правах умственно отсталых лиц, Конвенция о правах ребенка, Стандартное правило обеспечения равных возможностей для инвалидов.
В Конституции РФ я нашла следующее определение: «Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид». Проанализировав возрастной состав детей инвалидов поселка Нижний Куранах, я выяснила, что до 4 лет – 8 чел, 5-9 лет – 9 чел, 10-14 лет- 11 чел, 15 лет -3 чел, 16 лет – 2 чел.
Вопрос о причинах рождения детей-инвалидов до сих пор до конца не изучен. Основными причинами увеличения числа детей-инвалидов являются: ухудшение условий жизни, которые губительно начинают действовать уже в период развития плода; рост врожденных и наследственных патологий; хронизация многих соматических заболеваний; ухудшение условий труда женщин; высокий уровень заболеваемости родителей; ухудшение экологической обстановки; бытовых условий жизни детей. Анализ причин инвалидности детей нашего поселка выявил в большей степени - болезни нервной системы (ДЦП) и врожденные аномалии, что, возможно, является следствием влияния экологии и условий работы будущих матерей на вредном производстве (золотодобывающая фабрика).
Дети-инвалиды самый социально незащищенный общественный слой. В зависимости от болезни или характера отклонения в развитии выделяют различные категории таких детей: слепые и слабовидящие, умственно отсталые, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата. Основная категория исследуемых мною детей – это дети с умственными и речевыми нарушениями (6 и 5 чел), уродующие нарушения (6 чел). Наименьшее количество нарушений по состоянию здоровья – это слуховые и зрительные – по 1 чел и двигательные – 2 чел.
Указанные выше причины инвалидности, болезни детей, препятствуют полноценному как физическому, так и интеллектуальному труду, создают трудности при самообслуживании, общении со своими сверстниками. Проанализировав данные о детях инвалидах нашего поселка, выяснив основные причины их заболеваний, я приступила к изучению особенностей их социализации и реабилитации. Для этого встретилась и побеседовала с родителями детей инвалидов, председателем поселкового Общества инвалидов, понаблюдала и пообщалась с детьми, о чем и пойдет речь в следующей главе.
Социализации детей с «ограниченными возможностями».
Изучение проблемы социализации детей инвалидов как предмета теоретических и практических исследований в России, несмотря на актуальность, началось сравнительно недавно. Научные исследования в этой области проводят специалисты разных научных направлений: социологии, психологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д.
Из трудов психолога Л. С. Выготского я узнала о его мнении о необходимости создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Он писал, что при всех достоинствах специальная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника — слепого, глухого или умственно отсталого ребенка — в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира обычно развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его отдаленность от других людей.
Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и психическим недостаткам одноклассников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. У детей с ограниченными возможностями в развитии совместное обучение ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения.
Но зачастую отсутствие учебной успешности и адаптации при обучении в массовой школе ставит под сомнение целесообразность интеграции.
Проведенный опрос «Способны ли дети с ограниченными способностями к адаптации в жизни?», показал следующие результаты.
Да, способны | Способны, при определённой поддержке | Всё зависит от степени инвалидности | Зависит от силы воли самого инвалида | Не способны к социализации |
61% | 15% | 7% | 7% | 10% |
Хотели бы вы учиться, в одном классе со сверстником, имеющим ограниченные возможности? Значительная часть сверстников высказались «за» или « воздержались». Присутствует доля ребят, которые отрицательно относятся к такому явлению в своём классе.
Из общения с детьми инвалидами, я узнала, что надомно обучается 8 человек, в общеобразовательных учреждениях 9 человек и 2 в специальной коррекционной школе. В этом году в рамках реализации республиканской программы «Дистанционное дополнительное образование детей инвалидов» 4 детям предоставлена специально разработанная компьютерная техника, позволяющая обучаться дистанционно, общаясь со своим педагогам через скайп, находить новых друзей через Интернет, участвовать в различных конкурсах, проводимых в рамках данной республиканской программы.
Анализ жизнедеятельности детей и семей, имеющих детей-инвалидов, специальное изучение навыков самообслуживания и бытового труда детей обнаружило их весьма сниженный характер. Значительно страдает коммуникативная деятельность детей с ограниченными возможностями: практика их общения со сверстниками взрослыми чрезвычайно бедна и замыкается на близких родственниках.
Наблюдения показали, что 35% обследованных детей может вполне активно участвовать в общественной жизни, наравне со здоровыми.
55% для этого необходимо создать определенные условия, 10, к сожалению, не смогут возродиться в социальном плане из-за тяжелой формы болезни.
Для определения наиболее актуальных форм помощи семьям, имеющим детей-инвалидов, нами было проведено анкетирование детей и родителей. Анализ данных социсследований показал, что семьи нуждаются в получении их детьми:
Ребята отметили, что часто испытывают трудности в общении со сверстниками (87%), имеют проблемы во взаимоотношениях с учителями (67%), в общении с родителями (65%).
На основе этих и других данных специалистами должны разрабатываться комплексные проекты решающие задачи психологической, социально-педагогической, социально-медицинской реабилитации семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. В работе необходимо предусматривать комплексный подход в содействии интеграции детей-инвалидов в общество. Особенность и новизна подходов должна быть заключена в реабилитации детей-инвалидов в том, что система реабилитационных мероприятий направлена на всю семью.
Особое внимание должно уделяться знакомству родителей с нормативными документами, социальными гарантиями и льготами детей-инвалидов и их семей. Таким образом, для успешного достижения цели реабилитации: социальной адаптации ребенка-инвалида необходимо решение ряда медико-социальных, социально-психологических и психолого-педагогических проблем не только детей, но и их родителей, а также активное включение семьи в реабилитационный процесс.
Человек, имеющий инвалидность, имеет право на включение во все аспекты жизни общества, на независимую жизнь, самоопределение, свободу выбора, как все другие люди.
Помочь ему реализовать это право, призвана система социальных служб, которой пока в поселке нет, но усилиями Общества инвалидов для детей инвалидов проводятся праздники (новогодние елки, день инвалидов, день защиты детей), КВНы, Веселые старты. Детей вывозят на Олимпийские игры для детей инвалидов, на которых дети реализуют свои возможности в футболе, теннисе, прыжках, плавании, метании в цель.
Социализация детей инвалидов за границей
Особенности развития реабилитации детей-инвалидов всегда находятся под воздействием специфических условий развития каждой отдельной страны.
В США у больных детей и детей-инвалидов есть специальные детские отделения трудотерапии в госпиталях графства Норфолк. Возраст детей - клиентов отделения самый различный - от нескольких месяцев до 19-ти лет. Трудотерапевты в области педиатрии ставят главной задачей в своей работе развивать у детей оптимальный уровень независимости в повседневной жизни с точки зрения физической, психологической и социальной.
Трудотерапевты также помогают инвалидам вести нормальную и интересную культурную жизнь вне дома; научится новому мастерству, в специальных дневных центрах. Если у инвалида возникает необходимость выехать из дома, то департамент социальных служб предоставляет ему транспорт.
Для облегчения жизнедеятельности существует масса различных реабилитационных форм, которые могут предоставить по заказу инвалида любое оборудование, инструменты или средства для облегчения жизни.
При социальных службах в Великобритании существуют специальные службы по найму инвалидов на работу. В них инвалидам оказывается помощь в поисках работы, выделяется пособие для оплаты специального транспорта, обеспечивается рабочее место клиента необходимым оборудованием. Учреждения, которые принимают на работу инвалидов, получают месячное пособие в размере 6000 фунтов для приобретения специальной техники. Инвалиды с тяжелыми заболеваниями могут выполнять работу на дому, и для этих целей им устанавливают специальное компьютерное оборудование. Для пациентов с полной или частичной потерей зрения выдаются пособия для оплаты услуг чтеца (человек, который ему читает).
В Великобритании существует комплексная схема, доступная для помощи инвалидам в работе. В нее включены: специальные виды специальной помощи по схеме занятости; доплата для рабочей силы на транспорт; приобретение приспособления к дому и оборудования; служба личного чтеца; работа на дому с технологией; введение в работу и т.д.
Информация о таких схемах и службах занятости для нвалидов размещена в Кодексе хорошей практики инвалидов и в буклетах, выпускаемых консультативными службами и центров занятости инвалидов.
Инвалиды принимаются на работу с испытательным сроком (6 недель), при этом выплачивается субсидия в размере 45 фунтов в неделю. Штат центр занятости помогает обсудить каждую кандидатуру инвалида и подходящую для него работу с работодателями во всех конкретных случаях.
Таким образом, социальной работе с инвалидами за рубежом уделяется очень большое внимание. Социальной защитой инвалидов занимаются как государственные, так и общественные и частные организации. Такая социальная работа с инвалидами и работа трудотерапевтов дает нам образец качества социальных услуг, оказываемых инвалидам и способа их организации.
Заключение.
Начиная работу над проектом, я задалась вопросом, дети с «ограниченными возможностями» в нашем обществе - это диагноз или знак вопроса, нераскрытый потенциал. Изучая теоретические подходы, собирая информацию, я пришла к выводу, что конечных диагнозов не бывает. Всё зависит от семьи, готова ли она поддержать своего родственника в трудной ситуации. Я уверена, у каждого ребёнка с «ограниченными возможностями» есть шанс для нормальной жизни в обществе, раскрытии своего потенциала, специальных способностей.
Ребенок, имеющий инвалидность - часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.
Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.
Государство не просто призвано предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.
Следует отметить, что только совместная работа социальных работников, педагогов и родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.
Практическая работа привела меня к идее создать сборник развивающих игр и упражнений для тех, у кого в семье имеется схожая проблема с этой, и кто не знает с чего начать. Дополнительно я изготовила информационный буклет с основными нормативными документами для детей с «ограниченными возможностями» и их родственников. Рассмотренная мною тематика может послужить одной из тем волонтёрского движения, с целью просветительской работы среди подростков, родителей имеющих в семье детей-инвалидов.
Список литературы.
Хрюк на ёлке
Ручей и камень
Как нарисовать портрет?
И тут появился изобретатель
Сказка об осеннем ветре