Исследовательская работа посвящена судьбе простого человека, земляка, фронтовика, учителя. В ней показаны этапы жизни Федорова П.Ф. через призму исторических событий в стране.
Вложение | Размер |
---|---|
oblastnoy_vneplanovyy_konkurs_proektnyh_i_issledovatelskih_rabot.docx | 31.66 КБ |
Областной внеплановый конкурс проектных и исследовательских работ «Историческое расследование: Российская история ХХ века»
Исследовательская работа
Судьба человека в истории нашей страны.
Федоров Прокопий Федорович (1920-2004).
Подготовил:
Сафаров Руслан, ученик 11 класса
МБОУ «Рыбаловская СОШ»
Руководитель:
Астраханцева Е.А.
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Рыбаловская СОШ»
Томск – 2012
Содержание
I.Введение. | |
Цели, актуальность, практическая значимость темы ……… | 3 |
II.Основная часть. | |
1.Федоров П. Ф. Детство. Юность…………………………… | 4 |
2.Годы учебы в Колпашевском педагогическом училище……………………………………………………….. | 5 |
3. Участие в Великой Отечественной войне……………….. | 5 |
4. Послевоенный период. Красновосточная школа………… | 7 |
5. Рыбаловская средняя школа в жизни Федорова П.Ф.…… | 9 |
6. Память о фронтовике, учителе, человеке……………….. | 11 |
III.Заключение. | |
Наказ нашему поколению……………………………………. | 12 |
IV.Список литературы …………………………………… 13
Введение.
Без памяти – нет истории,
Без истории – нет культуры,
Без культуры – нет духовности,
Без духовности – нет воспитания,
Без воспитания – нет Человека.
Сегодня, когда национальная идея России потеряла отчетливость, только обращение к истории позволяет найти источник патриотизма, без которого не может существовать ни одно государство.
Забывая прошлое, мы лишаем себя настоящего и тем более будущего. Поэтому нам, новому поколению России, важно помнить имена наших фронтовиков – солдат Великой Отечественной войны, избавивших мир от фашизма и сохранивших свободу и независимость нашей Родины. Важно чтить павших, помнить тех, кто не так давно еще был рядом с нами, и делать все, чтобы жилось лучше тем, кто нуждается в нашей помощи. Ради этого ставятся памятники, пишутся книги, снимаются фильмы, ради этого я готовил данную работу.
Цель:
исследование этапов жизни Федорова П.Ф. во взаимосвязи с основными историческими событиями 20 века.
Задачи:
Федоров Прокопий Федорович. Детство. Юность.
Родился 19 февраля 1920 года в крестьянской семье в деревне Задние Траки Красноармейского района Чувашской АССР. Немного помнил радостного маленький Прокопий из своего детства. Семья была большая, состояла из семи человек: отец, мать, пятеро детей: Прокопий, Петр, Николай, Иосиф и Феодора. А время было очень трудное, голодное. В стране переживались последствия гражданской войны, полным ходом шла коллективизация. А тут еще и страшное горе пришло в дом Федоровых: семья потеряла отца. Как дальше жить без кормильца? Спасая детей от голодной смерти, мать с детьми в 1931 году переезжает в деревню Майковка Бакчарского района Томской области. Прокопий остается в семье за старшего, работает, учиться.
Историческая справка:[В сельском хозяйстве Томской области в предвоенные годы осуществлялась коллективизация. С образованием колхозов значительно увеличились посевные площади. Охотничье-рыболовецким артелям, созданным в Нарымском крае, государством была оказана огромная помощь. В годы предвоенных пятилеток значительное развитие получили транспорт и коммунальное хозяйство. Огромное внимание уделялось развитию школьной сети. В 1925 году было введено всеобщее обязательное начальное, а с 1930 года – семилетнее обучение. Большое развитие получило среднее специальное и высшее образование. К концу 1940 года в Томске насчитывалось 5 вузов и 20 техникумов].
Годы учебы в Колпашевском педагогическом училище.
Окончив семь классов неполной средней школы, в 1939 году Федоров Прокопий Федорович поступил в Колпашевское педагогическое училище, открытое семь лет назад. Почему в педагогическое? Потому что советская власть сделала образование и культуру достоянием всего народа: открывались клубы, избы-читальни, библиотеки, красные уголки. Молодой советской республике срочно нужны были квалифицированные специалисты, педагоги.
А Прокопий Федорович учился в школе хорошо, выделялся обстоятельностью, ответственностью, имел внутренний такт, поэтому педагоги школы рекомендовали своему выпускнику «пойти учиться на учителя».
Историческая справка:[Село Колпашево расположено на правом берегу среднего течения реки Оби в 330 километрах к северу от Томска. Имеет богатую историю. В дореволюционное время селение Колпашево входило в состав Нарымского края. Расположенный в глухом уголке отдаленного края, большую часть года отрезанный от промышленных и культурных центров России, использовался как место политической ссылки. В 1938 году Колпашево из рабочего поселка преобразован в город].
За год до окончания училища в 1940 году Прокопий Федорович был призван в ряды Советской Армии и отправлен служить на Дальний Восток.
Наступило 22 июня 1941 года.
Участие в Великой Отечественной войне.
Великая Отечественная война поставила Советскую Армию, как и весь народ, перед невероятно трудными испытаниями. По своему размаху, напряжению, концентрации сил и колоссальным жертвам и разрушениям – это была война, каких не знала история. Только мобилизацией всех физических и нравственных сил нашего народа удалось отразить агрессию и разгромить врага.
И в годы этой страшной войны слово «сибиряк» стало синонимом стойкости, мужества и воинского мастерства. Достойный вклад Победу внесли томичи. И среди них Прокопий Федорович Федоров.
Служил Прокопий Федорович в 432 стрелковом полку 16 армии 2-го Дальневосточного фронта.
Историческая справка:[2-ой Дальневосточный фронт состоял из 131 дивизий, 117 бригад, свыше полутора миллионов человек, свыше 27 тысяч орудий и минометов, 7000 тысяч реактивных установок, 5250 танков и САУ, свыше 3,7 тысяч самолетов. Командовал 2-м Дальневосточным фронтом генерал армии М.А.Пуркаев. А главнокомандующим советскими войсками на Дальнем Востоке был Маршал Советского Союза А.М.Василевский].
Прокопий Федорович был участником ряда важнейших операций, проводимых советскими войсками: Маньжурской, Хингано-Мукденской, Харбино-Гиринской, Сунгарийской, Курильской.
Во время Харбино-Гиринской операции войска 2-го Дальневосточного фронта во взаимодействии с Амурской военной флотилией форсировали реки Амур и Уссури, прорвали долговременную оборону противника в районах Хэйхэ и Фуцзиня, преодолели горный хребет Хинган и совместно с войсками 1-го Дальневосточного фронта под командованием Маршала Советского Союза К.А.Мерецкова овладели Харбином.
Из рассказов Прокопия Федоровича: «Бездорожье, заболоченные участки сильно затрудняли продвижение вперед, здесь нам помогали моряки, которые неожиданно для противника десантировались и открывали огонь. Здесь уж мы не терялись…»
На западе война закончилась 8 мая 1945 года, а на востоке она еще продолжалась. 14 августа император Японии Хирохито заявил о капитуляции, но отдельные столкновения советских и японских войск продолжались, пока Красная Армия не заняла Северо-Восточный Китай и Северную Корею. И только 2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури» был подписан акт о капитуляции.
Историческая справка:[Накануне на Южный Сахалин и Курильские острова высадился советский десант. Он встретил сильное сопротивление. Эти территории должны были возвращены СССР. (Они были потеряны после русско-японской войны 1904-1905 гг.) Но Сталин занял и Южные Курилы, никогда не принадлежавшие России. Таким образом возникла советско-японская территориальная проблема, до сих пор не позволяющая заключить мирный договор между Россией и Японией].
2 сентября 1945 года в обращении по случаю победы над Японией Сталин заявил о преемственности целей Российской империи и Советского Союза: «Поражение русских войск в 1904 году оставило в сознании народа тяжелые воспоминания. Оно легло на нашу страну черным пятном. Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и пятно ликвидировано. Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня. И вот он наступил».
В семье Федоровых до сих пор хранится Благодарность товарища Сталина Прокопию Федоровичу за смелость и отвагу в боях с японскими захватчиками. А также его боевой путь отмечен медалью «За победу над Японией».
Послевоенный период. Красновосточная школа.
В мае 1946г. после демобилизации Прокопий Федорович переехал к матери в Бакчарский район. Там начал работать учителем начальной школы. Женился. В 1949 году очно продолжил обучение в училище и закончил его в 1950 году.
После окончания училища Прокопий Федорович направлен работать заведующим в Красновосточную начальную школу Томского района.
Красный Восток. К сожалению, уже давно этого поселка не существует и мало что говорит о его существовании. Но по воспоминаниям старожилов, это было красивое место: живописное озеро, на берегу которого расположились 12-15 дворов, маленькая аккуратная школа, утопающая в зелени и цветах, да небольшой магазин. Вот и весь поселок. Жили здесь в основном переселенцы. Имели свое хозяйство, трудились в поле. Прокопий Федорович работал здесь и директором, и учителем, и завхозом… Самому приходилось заготавливать дрова для школы, привозить учебные принадлежности, следить за порядком, обучать детей. И со всем этим Прокопий Федорович справлялся. Оставалось время и встречать гостей – пионеров соседней Рыбаловской школы.
Вспоминает Горшкова Полина Михайловна (ветеран педагогического труда): «Помню, в юности бывала в Красновосточной школе. Я, в то время ученица Рыбаловской школы, вместе с пионерской вожатой ходила на Красный Восток принимать учеников в пионеры. Запомнилась атмосфера простоты и уюта. Школка маленькая: всего два кабинета, коридорчик, сценка, рядом – печка. Ни электричества, ни радио еще не было. Зато были много цветов, за которыми ухаживали дети».
Летом учащиеся школы во главе с Прокопием Федоровичем занимались заготовлением лекарственных трав. Потом их высушивали и сдавали в аптеку. Дело было полезное и нужное для общества.
Но не только педагогической деятельностью занимался Прокопий Федорович на Красном Востоке. Он вел большую агитационную работу, проводил политинформации. К его слову прислушивались, ему доверяли. Во время Выборов Прокопий Федорович сам привозил в Рыбалово на лошади, запряженной в сани, жителей Красного Востока для голосования.
Рыбаловская средняя школа в жизни Федорова П.Ф.
В1954 году закрывают школу на Красном Востоке. Жители деревни перебираются в Рыбалово, Петрово. Семья Федоровых не спешит с переездом (до 1962 года), хотя сам Прокопий Федорович с нового учебного года стал работать в Рыбаловской средней школе учителем трудового обучения (слесарное и электромеханическое дело) и рисования. А позднее – воспитателем группы продленного дня.
В мастерской, которой заведовал Прокопий Федорович, всегда любили находиться ребята. Сам учитель многое умел, знал, делал и с большим удовольствием передавал знания детям. Всегда сам занимался заготовкой пиломатериала для мастерской. Кроме уроков, Прокопий Федорович вел кружки по выпиливанию, выжиганию, рисованию. Работы учащихся украшали различные выставки. Очень интересными и содержательными были конкурсы рисунков и политплакатов, традиционно проводимые в школе.
Вспоминает Толстихин А.Г. (выпускник Рыбаловской СОШ, ученик Прокопия Федоровича): «Помню, как в школьные годы любил находиться в мастерской. Там у Прокопия Федоровича всегда было чисто, уютно, и царил какой-то особый дух творчества, умиротворенности, покоя. Каждый из нас что-то своими руками созидал. Пахло стружкой, смолой, дымком от выжигателя…».
В ведении Прокопия Федоровича также находилась еще и комната боевой славы, где во всю стену протянулась электрическая карта «Рыбаловцы в боях за Родину». На ней был отмечен путь каждого рыбаловца на фронтах Великой Отечественной войны. Эта карта – дело рук Прокопия Федоровича. Она является завещанием нам, потомкам, помнить историю своей малой родины и гордиться ее героями.
Прокопий Федорович – скромный, трудолюбивый, отзывчивый человек. Без него не обходилось ни одно ответственное дело: или это ремонт в школе, или пятая трудовая четверть, или какая-то общественная нагрузка, или же концерт художественной самодеятельности, где он пел в хоре и играл на мандолине.
Из отзыва Гольцовой Г.М. (коллеги по работе): «Везде он успевал. Никогда не заявлял о себе громко и высокопарно! Он и без этого был заметен!»
Память о фронтовике, учителе, человеке.
Труд педагога очень часто измеряется его учениками. У талантливого учителя обязательно есть талантливые ученики, потому что он вовремя подсмотрел этот талант, помог ему развиться, не жалея для этого ни собственных сил, ни свободного времени.
Прокопий Федорович внес свою лепту в раскрытие таланта Галкина Николая Ивановича (выпускника 1970 года), который многие годы трудился художником-оформителем на «Томском мелькомбинате», Рыбалкина Юрия Валентиновича (выпускника 1971 года), работающим режиссером в театре города Новосибирска.
Наказ нашему поколению.
Сама жизнь Прокопия Федоровича, с моей точки зрения, тоже подвиг. Пусть не самый яркий и не самый заметный, но достойный подражания. Моему поколению можно у него поучиться:
В 2004 году не стало Прокопия Федоровича. Но память об этом человеке навсегда останется в нас!
Список используемых источников
Литература:
При подготовке использованы материалы:
Лепесток и цветок
Волшебные звуки ноктюрна
Эта весёлая планета
Пчёлы и муха
Хризантема и Луковица