Введение
Сегодня актуальным является изучение своего прошлого для понимания настоящего и предвидения будущего. Понять исторические события своей страны невозможно без непосредственного контакта с историческим прошлым своего села, своей семьи. В своей исследовательской работе мы будем обрабатывать исторические источники, анализировать материал, полученный, со слов сторожил села и свидетелей исторических событий. Дадим характеристику природных особенностей края, социально – экономического развития села и близлежащих населённых пунктов.
Хронологические рамки исследования это эпоха Волжской Булгарии до современности. Направления работы: история села на различных исторических этапах, возникновение названия села, биографии интересных людей.
В своей работе мы использовали следующие источники: Татарский энциклопедический словарь. Главный редактор М.Х. Хасанов. Казань. Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1999г.; (Атлас Республики Татарстан Производственное картосоставительское объединение «Картография» Москва 2005) Из которых я узнала о официально принятой концепции по возникновению села, а так – же краткие данные о количестве жителей и занятиях населения села.
Из журнала (Эхо веков 1994 г. № 1-2 ст.53). Мне удалось определить, каково состояние края было в период «Казанского ханства» и что представляла земля наша в данный период. Изучение трудов Ахмада – Заки Валиди и Асрар Гали внёсшие большой вклад в изучении истории тюркских народов, в начальный период Золотоордынского владычества позволили определиться с версией возникновения названия села.
Работа в школьном музее по изучению собранного материала, археологических источников и национальных особенностей населения края позволили выявить общую картину жизни села. Особенно много материала по периоду конца 19 века – 20 век и современность.
Была проведена работа по сбору информации от жителей села – свидетелей различных исторических событий. Наиболее богатый материал был собран по изучению периода Великой Отечественной войны. Одну из основных страниц моего исследования занимает генеалогия своей семьи. Затрагивая историю семьи двадцатого века, мне шаг за шагом открывалась сущность истории своего села и страны в целом. Документы, письма, фотографии всё это стало объектом нашего исследования.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_sela_starye_mataki_1.doc | 229 КБ |
МОУ «Старо – Матакская общеобразовательная
средняя школа» Алькеевского муниципального района
Республики Татарстан
Учебно – исследовательская работа
«История села Старые Матаки».
Выполнили: Мифтахов Ильмир,
Тихонов Виктор
Учащиеся IX класса
Руководитель: Тихонов Сергей Юрьевич учитель истории и обществознания – I кв. категории
Январь, 2008 года.
Содержание
Введение Цель исследования Методика исследования I. 1. Из древней истории села. I. 2. Откуда пошло название села и что означает слово «матаки». II.1. Из новой и новейшей истории села Старые Матаки II. 2 Великое испытание II. 3. Послевоенное восстановление III. 1. Из истории школы. III. 2. Школа в годы войны III. 3. Школа после войны. IV. 1. Современное состояние села. IV. 2. Социально - экономическая сфера. Население. Административное устройство села. IV. 3. Староматакский Совет Местного Самоуправления V. Выдающие V. 1. Смородинова М.И. V. 2. Лычников Н.К. V. 3. Астафьева (Леонтьева) М. А. V. 4. Саттаров Р.Н. V. 5 Смородинов И.В. V. 6. Пастырь наш добрый. VI. Встреча с выпускниками школы. VII. Выводы. VIII. Заключение IX. Литература | 3 4 4 4 - 6 6 - 7 7 - 8 8 8 - 9 9 10 10 - 11 11 - 12 12 - 13 13 - 16 17 17 18 18 - 20 20 - 21 21 - 24 24 - 25 26 – 28 28 28 29 |
Из Татарской энциклопедии (1-й том):
НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ВЕРХНИЕ МАТАКИ, Тури Матак – деревня в Алькеев. р-не Респ. Татарстан. Расположена в верховье р. Актай, в 10 км ЮЗ от район. центра – с. Базарные Матаки. В документах упоминается с 1710, отмечается второе название – Чувашское Тюгульбаево. Крестьяне относились к категории ясачных, с нач. 18 в. – государствен., занимались земледелием. До 1920 входила в Базарно-Матаков. волость Спас. у. Казан. губ., с 1920 – в Спас. кантон Татар. АССР, с 1930 – в Алькеев. р-н. В нач. 20 в. имелась школа, действовали 2 ветряные мельницы, кузница, 2 бакалейные лавки. Число жителей: в 1782 – 93 муж.; 1859 – 355 чел.; 1897 – 590; 1908 – 674; 1926 – 544; 1938 – 511; 1949 – 456; 1958 – 473; 1970 – 554; 1989 – 293; 2000 – 265 чел. (чуваши). Имеются начал. школа, клуб.
АБДУЛ-САЛМАНЫ (Абдул Салманы)
Деревня в Алькеевском р-не, в верховье р. Салманка, в 17 км к З. от с. Базарные Матаки. На 2000 - 66 жит. (татары). Мясное скот-во. Осн. в 17 в. В 18 - 1-й пол. 19 вв. жители относились к категории гос. крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В нач. 20 в. в А.-С. функционировали мечеть, мектеб, 2 бакалейные лавки. До 1920 А.-С., под назв. Абдуловы Салманы, входили в Матакскую вол. Спасского у. Казанской губ. С 1920 в составе Спасского кантона ТАССР. С 10.8.1930 в Алькеевском, с 1.2.1963 в Куйбышевском, с 12.1.1965 в Алькеевском р-нах. Число жит.: в 1859 - 211, в 1897 - 255, в 1908 - 290, в 1921 - 266, в 1926 - 182, в 1938 - 236, в 1949 - 255, в 1958 - 189, в 1970 - 240, в 1979 - 216, в 1989 - 75 чел.
Введение
Сегодня актуальным является изучение своего прошлого для понимания настоящего и предвидения будущего. Понять исторические события своей страны невозможно без непосредственного контакта с историческим прошлым своего села, своей семьи. В своей исследовательской работе мы будем обрабатывать исторические источники, анализировать материал, полученный, со слов сторожил села и свидетелей исторических событий. Дадим характеристику природных особенностей края, социально – экономического развития села и близлежащих населённых пунктов.
Хронологические рамки исследования это эпоха Волжской Булгарии до современности. Направления работы: история села на различных исторических этапах, возникновение названия села, биографии интересных людей.
В своей работе мы использовали следующие источники: Татарский энциклопедический словарь. Главный редактор М.Х. Хасанов. Казань. Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1999г.; (Атлас Республики Татарстан Производственное картосоставительское объединение «Картография» Москва 2005) Из которых я узнала о официально принятой концепции по возникновению села, а так – же краткие данные о количестве жителей и занятиях населения села.
Из журнала (Эхо веков 1994 г. № 1-2 ст.53). Мне удалось определить, каково состояние края было в период «Казанского ханства» и что представляла земля наша в данный период. Изучение трудов Ахмада – Заки Валиди и Асрар Гали внёсшие большой вклад в изучении истории тюркских народов, в начальный период Золотоордынского владычества позволили определиться с версией возникновения названия села.
Работа в школьном музее по изучению собранного материала, археологических источников и национальных особенностей населения края позволили выявить общую картину жизни села. Особенно много материала по периоду конца 19 века – 20 век и современность.
Была проведена работа по сбору информации от жителей села – свидетелей различных исторических событий. Наиболее богатый материал был собран по изучению периода Великой Отечественной войны. Одну из основных страниц моего исследования занимает генеалогия своей семьи. Затрагивая историю семьи двадцатого века, мне шаг за шагом открывалась сущность истории своего села и страны в целом. Документы, письма, фотографии всё это стало объектом нашего исследования.
Цель исследования:
Как можно шире «распахнуть» завесу истории своего села, школы; осознание своего места между прошлым и будущим, предками и потомками.
Методика исследования
Выполняя работу, мы использовали методы беседы, интервью, опрос. В процессе обработки документов анализировали, подвергали сомнению достоверности фактов, делали выводы и подводили итоги.
I. 1. Из древней истории села.
Как известно история села непосредственно связано с историей края. Этническая история села непосредственно переплетается со всеми этническими представителями населявшие наш край в разные исторические эпохи. Это - именьковаская археологическая культура, финно – угорские племена, мадьяры, 7- 8 в.в. болгары, 13 в. Монголо – татары, 16 в. славяне.
На левом берегу реки Актай напротив современного села Старые Матаки находится Старо – Матакское селище. Оно имеет два ряда земляных валов. Наиболее сохранился внутренний ряд так называемый «кремль». Площадь городища занимает около 3000 квадратных метров. Можно предположить, что кремль был обнесён дубовым частоколом т.к. найдены фрагменты подземной части частокола. Крепость расположена между двумя оврагами с обрывистыми берегами. С юго–западной и с южной стороны крепости протекает речка Актай. (См. схему приложение 3) Это городище по данным профессора А.Х. Халикова относятся к раннефеодальному периоду булгарского государства.
На севере в 5 – 6 км от современного села Старые Матаки имеются земляные валы древнебулгарского города Нухрат. По легенде дошедшей до наших дней Старо-Матакское селище было связано с городом Нухрат подземным ходом, но научного обоснования данной легенды на современном этапе не имеется. Город Нухрат находился в центре между великими городами Волжской Булгарии это: Болгары, Биляр, Сувар.
Летом 2005 года была проведена археологическая экспедиция силами казанских археологов, под руководством А. Бурганова. На месте кремля древнего города Нухрат найдены находки булгарского периода, в основном черепица, наконечники стрел, несколько останков орудий труда; наиболее интересные из всех – это монета золотоордынского хана Хызыра. Большинство экспонатов в данное время находятся на исследовании в Казани, после чего, некоторые из них будет передан в краеведческий музей района
Возле Староматакского селища местные жители находили доспехи, наконечники стрел, останки боевых мечей, кольчугу свидетельствующие о сражениях. Не далеко от городища найден боевой булгарский топорик чекан железо вторая половина 8 – 9 вв. (См. фото приложение 2)
В 1236 году хан Бату прежде столкнулся с мадьярами и уже после их разгрома направился на булгарские города Булгар, Биляр, Сувар, Нухрат. В 3 км на востоке от села Старые Матаки находится деревня Верхние Матаки. В дореволюционных источниках деревня упоминается как Чувашское Тюгульбаево. (Татарский инцеклопедический словарь гл. ред. М.Х. Хасанов. Казань. Институт тат. Энциклоп. АН. РТ. 1999) Местные жители называют жителей Верхних Матак - мадьярами. Существует легенда о происхождении этого названия. Жители деревни Верхние Матаки являлись жителями современной деревни Тюгульбаево (это 10 – 12 км на восток от современной деревни) и в процессе великого переселения народов им пришлось переселиться на современное место расположения деревни. Население было не однородным. В составе переселенцев были в основном венгры. И можно предположить, что дальнейшие ассимиляционные процессы в результате которых язык и культура венгров растворилась в языке и культуре преобладающей чувашской культуры данной местности. Но народная память донесла до нас этническое название данного народа – мадьяры. Хотя чаще всего сегодня населением Верхних Матак это воспринимается как оскорбление.
В 1-2 км на юго-западе от Старо – Матакского селища располагался «Девичий городок». Название городка можно предположить произошло от основной массы жителей. Мужчины в основном были перебиты в схватке с врагом. Наличие городка свидетельствуют находки керамики, земляные валы на данном месте. После создание государства Золотая Орда основывается современное село Старые Матаки. Как известно ордынцы не позволяли вновь отстраивать прежние крепости, поэтому Старые Матаки уже не приобрели прежнее могущества.
По другой официально существующей версии на сегодняшний день Старо-Матакское селище Археологический памятник эпохи Белой Орды и Казанского ханства. Начало 13 – середина 14 вв. (Атлас Республики Татарстан Производственное картосоставительское объединение «Картография» Москва 2005)
Наш край по свидетельству письменных источников был диким краем до тех пор пока эти земли не были розданы «Грамота царей и Великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича об отводе дикой земли, Казанского уезда в поместье служилому из мурз татарину Дербышу Ахмиметову сыну Урманчееву».
И по указу Великих Государей, и по грамоте из приказа Казанского Дворца, велено ему, мурзе Урманчееву, из дикой земли отмерить добрые пашенные земли в деревни Камкино сто двадцать четвертей в поле, и сенных покосов на сто копен, а жалованную в Алатырском уезде пашню из-за него выписать из книг, и нынешнюю пашню, жалованную землю отписать на Москве за него, и владеть ею мурзе Урманчееву вечно, и никому не отнимать». (Эхо веков 1994г. № 1-2 ст.53).
В письменных источниках упоминаются некоторые исторические события с участием нашего населения в них. Башкирское восстание 1705 – 1709 гг. ; 1735 - 1740 гг. Рядом с селом проходили правительственные войска возглавляемые А.И. Бабиковым.
Население края несли повинности в пользу государства и выполняли различные повинности, в том числе рекрутская служба в армии и строительство Казанской судоверфи, и сплав леса для строительства судов в качестве лашманов. Жесточайшая эксплуатация населения вела к проявлению недовольства и участию в различных восстаниях.
Вторая половина 19 века – Безднинское восстание – село Бездна под руководством Антона Петрова. В данном восстании жители села приняли непосредственное участие.
I. 2. Откуда пошло название села и что означает слово «матаки».
Обратимся к всемирно известному учёному, историку, общественному и политическому деятелю Ахмад – Заки Валиди, внёсшего большой вклад в изучении истории тюркских народов, в периоды правления Чингиз хана и Аксака Тимера. Между их государствами происходил обмен войсками, они делились ценными знаниями. Жившие по берегам Волги, Камы и Вятки народы направлялись на военную службу в Китай, а китайцев присылали сюда обучать своим ремеслам, осваивать здешние ремёсла. Арабы больше жили торговлей, они приезжали и в Среднюю Азию, Сибирь и на побережье Волги и Камы. «Мятаг» – арабское слово, под ним следует подразумевать ценные вещи, живность, домашние принадлежности и торговое место. Асрар Гали в третьей книге своего романа «Гали Батыр» разъясняет происхождение этого названия. Для арабов торговое место было «Мятаг». Местному народу, особенно тем, кто не являлся мусульманами, произносить слово Мятаг было трудно, им проще произносить Матаг. (чув. «Матага карамар» – пошли в Матаки). А для простого народа самое удобное конечно «Матак». В этой связи похоже на истину преобразование слова «Мятаг» в «Матак». Возможно таким местом был наш современный районный центр Базарные Матаки, но село Старые Матаки является старше по происхождению (об этом свидетельствует и его название, хотя здесь много неясного. Так как в чувашском варианте названия Старые Матаки - это сень Матаг то-есть Новые Матаки, а Базарные Матаки – кивь Матаг – Старые Матаки) Американский историк М. Гилдерхус остроумно подметил: «Заприте десяток историков в комнате, дайте им один и тот же набор источников – и они обязательно придут к десяти различным выводам».
Но всё же я буду следовать своей логической цепочки и предположу, что арабское слово лежит в основе названия нашего населённого пункта. Существует ещё одно предположение по происхождению названия села – это легенда, сохранившаяся в памяти народа, в которой говорится о том, что был легендарный человек, который привёл наш народ в эти места и повелел строить жилище и распахивать земли и звали его «Матак». Возможно, и эта версия имеет право на существование, но требует более тщательной обработки, дополнительных источников и их анализа.
Болгары имели тесные связи со многими народами, в том числе и Византийская империя. В начале 6 века они участвовали в византийских междоусобицах на стороне некоторых претендентов на власть в Римской империи. С этого момента болгары почти постоянно упоминаются в византийских, сирийских, и армянских источниках, например, у Павла Диакона, Феофилакта Симокатты, Захария Ритора и др. В греческом языке словом «Метек» назывался переселенец и соответственно метеки это переселенцы. Известно тесные контакты ведут к взаимному культурному обогащению и заимствованию отдельно взятых слов для более точного определения тех или иных вещей. Можно предположить, что Болгары переняли слово «Метек» и в последствии использовали в своём языке в прямом его понимании – переселенец, переселенцы. Возможно, это имеет отношение к названию нашего сёла.
II.1. Из новой и новейшей истории села Старые Матаки.
Старые Матаки село в Алькеевском районе на р. Актай , в 6 км к юго-западу от с. Базарные Матаки. В 1989 г. 456 жителей чуваши, 1997 г. 451 жит. Средняя школа. Основное занятие населения полеводство и скотоводство. Основано не позднее начало 18 века. Татарский энциклопедический словарь. Главный редактор М.Х. Хасанов. Казань. Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1999г.
Село в начале 20 века было разделено на две части: чувашскую и русскую. До революции на селе функционировала церковь и располагалась она на месте школьного участка. Здание церкви было деревянным, и во время пожара 1932 года полностью сгорела.
20 век вошел в историю села так же бурно, как и в историю страны. Очень глубокий след оставила Великая Октябрьская революция, после которой начались большие изменения в селе. Весной 1918 года состоялся раздел земли. Крестьяне надеялись собрать богатый урожай, а излишки продать. Уже в июне 1918 года стали формировать комитеты бедноты, основной целью которого было сбор хлеба в пользу государства. Комбед в селе организовывают Игнатий Петрович Леонтьев, Никита Михайлович Лычников, Евдоким Васильевич Нагорнов (председатель). Сильно пострадало село в голодные 1920-21 годы. На местном кладбище имеется два массовых захоронения 1921 и 1931 годов. 1929 год в селе началась коллективизация. Был организован колхоз «Большевик», в который вошли 10 семей это семьи: Леонтьева И.П, Буланкина Я.Т., Волкова М.Ф., Лычникова Н.М., Чванова А.И.. и др. Первым председателем, был Буланкин Василий Гурьевич, позднее он бал репрессирован. Следующим председателем стала Ефросинья Калмыкова. Затем председателем становится Кузьма Платонович Калмыков, который проработал всего одно лето. В селе появляется 25-тысячник Кирпичёв—рабочий одного из заводов г. Казани, которого назначают председателем. Село будоражило. Привычная жизнь крестьян изменилась нововведениями. Между властью и народом происходили столкновения. По рассказам сторожа В. Волкова летом 1932 года подожгли конный двор колхоза. Пламя под сильным ветром перекинулось на деревянную церковь, которая полностью сгорела. Ещё сгорело около десяти домов. На этом пожаре стараясь спасти колхозное добро погибает Александр Васильевич Казаков. В этом же году из кулацкого обреза стреляли в председателя сельского совета А.И. Казакова. Данное преступление списали на происки ярых врагов коллективизации кулаков и 12 семей было выслано за пределы Татарстана, а их имущество перешло в собственность колхоза. В таких условиях создавался колхоз «Большевик»
II. 2 Великое испытание.
Новость о начале войны в июне 1941 год прервал мирную жизнь сельчан. На полях и на ферме мужчин сменили женщины и подростки. Это: Е.И. Буланкина, Т.И. Волкова, И.И. Ирдинкина, М.А. Леонтьева - работали трактористами. 14—15 летние подростки выполняли настоящую мужскую работу это Степан Буланкин, Николай Лычников, Дмитрий Иванов, Пётр Ирдинкин, В. Казаков. Дети, которым пришлось пережить все тяготы и лишения той страшной войны. «Было тяжело изнурительный труд, скудное питание. Помогала выжить коровушка и картошечка» - вспоминает Мария Григорьевна Буланкина. Зимы были холодные. На кладбище во время войны были собраны все кресты на дрова. Дети очень часто болели. И болезни были в основном связаны с недоеданием и голодом. Самыми распространёнными болезнями были: рахит, трахома, чесотка и другие. Несмотря на тяготы и лишения люди не потеряли свой облик и всегда относились друг другу с почтением и уважением. Это говорило о том, что такой народ сломать и победить невозможно.
II. 3. Послевоенное восстановление
В 1957 году колхоз «Большевик» вошёл в совхоз «Салмановский». Село Старые Матаки стало 5 отделением совхоза. В 1963 году на основе этого отделения был основан откорм-совхоз «Алькеевский»
В разные годы директорами совхоза были: Киямов М.К., Спирин Н.Т.,
Сафин Г.Г., Гайфуллин Р.К., Мошков В.Я., Ахмадуллин Р.А., Нагорнов Ю.В., Ибатуллин Р.С. Мошков В.Я. был инициатором строительства и облагораживания села Старые Матаки. Был воссоздан центр села, где сосредоточивались культурные и административные здания и объекты. Были построены: детский сад, административное здание, столовая с гостиничным отделением. Магазин площадью 500 кв. метров, дом культуры. В центре села установлен памятник «Воину освободителю». Во второй половине восьмидесятых годов прошлого столетия началось строительство современной школы села.
В настоящее время село пришёл инвестор с 2006 года входит в акционерное общество «Красный Восток - Агро». Бригадиром является Ибатуллин Р.С.
III. 1. Из истории школы.
Школа была открыта как одноклассное земское училище с 1.11.1885 года. Обучали: с 1890 г.— Максим Петров, с1893 г.— Андрей Тихонов, с 1895 г.— Семён Иванович Макаров, с 1902 г. Козьма Евгеньев, с 19006 г. Яков Семёнович Воронцов и Иван Яковлевич Алданов, с 1909 г.— Я.С. Воронцов и Тимофей Сергеев. Учащиеся: в 1890 г.— 40 м., 1 д.; в 1893 г.— 43 м., 4 д.; в 1895 г.—35 м., 10 д.; в 1902 г.— 38 м., 12 д.; в 1906 г.— 57 м., 26 д.; 1909 г.—81 м., 10 д. См. В.М. Беркутов «Дореволюционные школы на территории Татарстана» Школа. Казань 2007. Стр. 145.
В начале 20 –х годов в селе была открыта начальная 4-х летняя школа.
Она выполняла функции ликбеза и обучала детей с 8 - 9 лет. В классах было по 40 - 42 ученика. Главное здание школы находилось в здании сельской церкви. Из-за нехватки классных комнат, классы помещались в заброшенных домах. По окончании 4-го класса учащиеся сдавали экзамены и поступали на учёбу в Базарно - Матакскую или Старо - Сихтирминскую семилетнюю школу. У школы был свой пришкольный участок. Выращивали овощи, фрукты. Детей кормили бесплатно. Со слов ученицы начальной школы Смородиновой М.И.: «Деревянное строение – 2-3 классные комнаты с общим проходным коридором. Стены внутри были отштукатурены и побелены».
В школе учились учащиеся из соседних деревень: Верхние Матаки, Шапкино, Тяжбердено, Нохрат. Первым директором школы был Желтухин Александр Тимофеевич, учителя: Зоя Петровна Грачёва, Тутеров Андрей Иосифович, Гордеев Василий Васильевич, Иванов Михаил Яковлевич, Желтухин Сергей Трофимович, Чванова Варвара Семёновна, Терентьева Нина Тихоновна. (См. фото приложение 2)
III. 2. Школа в годы войны
В годы великой Отечественной войны занятия в 5-7 классах начинались с октября. Сентябрь был рабочим месяцем. Учителя вместе с учениками работали в поле и на току. Учителями были: Буланкина М.Г., Терентьева Н.Т., Яковлева В. В., Гордеева (Гнедёнкова) А.Ф., Ярославлев П.Н., Ирдинкин А.А., Гнедёнков В.В.. Грачёва Зоя Петровна—директор школы. Учителя начальных классов - Чванова (Сотникова) А.В., Калмыкова П.Л., Калмыкова А.С., Казанкова (Желтухина) В.М. Для поднятия духа сельчан были организован кружок художественной самодеятельности. Руководителями были - Буланкина М.Г., Чванова В. С. и Сотникова А.В.. Учащиеся - члены драмкружка: Цимбалюк, Баранова, Макарова – эвакуированные, Смолова, Блажнова, Казакова А., Строкина М., Ярославлева З
III. 3. Школа после войны.
Закончилась война. Школа продолжала выполнять роль вдохновителя идей партии. Не смотря на тяжёлый идеологический груз, школа воспитывала в детях добро, милосердие, взаимопонимание и взаимовыручку. Появляются новые учителя это Смородинова М. И. - окончила семилетку прямо перед самой войной. Потом были курсы трактористов и два года изнурительной работы. 1946 год окончила Баз. Матакскую среднюю школу. 1947-1948 гг. - экстерном завшила Аксубаевского педагогического училище.
1954-1976 гг. - работала в Старо-Матакской восьмилетней школе.
Рыбаков Виктор Семёнович работал в разные годы до 1950 года работал директором школы. Так же был заведующим Алькеевского РОНО, Директором Базарно - Матакской школы, с 1968 года директор школы молодёжи №2 города Волжска. См. фото приложение 2)
Желтухина В.М.семь классов окончила в 1939 году и поступила в Аксубаевское училище которое окончила в 1942 г..15 августа 1942 года назначена учительницей начальных классов в Ст. Матакскую школу. В школе проработала до 1957 года и была переведена в Верхнее - Матакскую начальную школу.
Буланкина М.Г. была назначена учителем в Стар—Матакскую школу в 1943 году и проработала до 1977 года. Терентьева Нина Тихоновна проработала в школе с 1937 года по 1977 год.
В 1980 году школа становится средней. В 1981 году входит в строй современное здание школы. Педагогический состав 90-ых годов. Ярославлев Иван Никифорович – директор школы, Таскин Иван Михайлович – учитель математики, Чванова Мария Николаевна – учительница физики, Ярославлева Любовь Ивановна – учительница математики, Желтухина Валентина Семёновна учительница биологии, географии, химии, Искакова Валентина Романовна – учительница русского языка и литературы, Ирдинкин Пётр Сергеевич – учитель труда, Сотникова Анастасия Васильевна – учительница немецкого языка, Пожарская Зоя Александровна – учительница русского языка и литературы, Потапова Елена Евгеньевна – учительница русского языка и литературы, Лычникова Мария Ильинична – учительница математики, Севрикеева Надежда Петровна – пионервожатая, Астафьев Николай Николаевич – учитель НВП, Демидов Геннадий Петрович – учитель технологии.
IV. 1. Современное состояние села.
Сегодня село строится. Село газифицировано, и жители села пользуются попутным газом с 2001 года. Село соединено шоссейной дорогой с ноября 2007 года. Телефонизация села позволила подключиться к Интернету.
На 1 сентября 2007 года – хозяйств – 140, населения 393: русские – 24, татары – 2, чуваши – 365, таджики – 2. По всей великой стране проживают наши односельчане и добиваются не плохих результатов. Ирдинкин В.В.—преподаватель С-Петербургского высшего—командного училища ВМФ, Тукмаков О.Г.—майор ГРУ служит в Солнечногорске, Братья Севрикеевы имеют свой бизнес в г. Иваново с годовым доходом более миллиона рублей.
Вниз по течению реки Актай на восточной части села в конце 80 –х годов 20 века была построена запруда с шлюзной системой сброса воды во время паводка. В 2007 году летом эта система была обновлена. В водохранилище запущены мальки карпов, окуней, щуки. На водоёме гнездятся дикие утки, чайки, серая цапля.
Западно – закамский климатический район – тёплое и недостаточно влажное лето, умеренно – холодная и относительно снежная зима.
Величина выпадения осадков в год в среднем составляет 480 – 500 мм, средние температуры января -14°С, июля +19,2°С.
Высота снежного покрова в поле в среднем составляет 45 и более см.
Ледообразование 3 – 4 ноября.
Река Актай активно самоочищающаяся река, длина 78 км, площадь бассейна 1016 кв. км., средний годовой расход у с. Караваево 2.1 куб. м./с., густота речной сети 0,33 км/ км кв. Почвы и земельные ресурсы – серые лесные, тёмно – серые лесные, чёрнозёмы оподзоленные, чернозёмы выщелоченные, чернозёмы типичные, лугово-чёрнозёмные. Содержание гумуса в пахотном горизонте в среднем 3 – 4 %, доля сельскохозяйственных угодий составляет более 80 % всех земель.
Ландшафтное районирование типичная и южная лесостепная подзона Относится к Малочеремшанскому низменному району с Приволжскими липово – дубовыми лесами и закамско – заволжскими в сочетании с липово – дубовыми и липовыми лесами на тёмно – серых лесных, оподзоленных чернозёмах и серых лесных почвах.
Биологические ресурсы – широколиственные и смешанные леса – липово – дубовые, с клёном, вязом, леса. Нелесная растительность разнотравно – ковыльные, луговые степи. Однолетние сельскохозяйственные культуры (зерновые, овощные, технические и пр.) и многолетние посевы.
Антропогенное воздействие на природно-территориальные комплексы в районе среднее и умеренное.
Сельскохозяйственная специализация и производство- яровая пшеница, озимая рожь. Озимая пшеница, ячмень, овёс, горох, картофель, гречиха, сахарная свекла, мясно-молочное скотоводство, свиноводство, овцеводство.
Состояние и охрана окружающей среды удовлетворительное. Уровень техногенной нагрузки ниже среднего, интегральная оценка потенциала загрязнения атмосферы – низкая (1,8 – 2,4), интенсивность проявления чрезвычайных ситуаций – наибольшая. Интенсивность проявления техногенных чрезвычайных ситуаций – наименьшая.
Земные позвоночные животные обитающие на территории района –лисица, барсук, хомяк, лось, кабан, пустельга, серая куропатка, дубонос, щегол, ворона, грач, тетерев, русак, полёвка, полевая и лесная мыши, рыжеватый суслик, перепел, полевая лунь, полевой жаворонок, серая славка, луговой чекан, чечевица, сорока, бурозубка, усатая ночница, ласка, беляк, садовая соня, кукушка, осоед, пёстрые и седые дятлы, серая жаба, остромордая лягушка, об. уж. Редкие виды птиц занесённых в Красную книгу – куропаткообразные (куропатка серая, перепел)
IV. 2. Социально - экономическая сфера.
Население. Административное устройство села
Обеспеченность населения жильём на одного человека - более 23 кв. км.
Средняя школа на 200 учащихся. В которой работают филиалы спортивной и музыкальной школ.
СХПК «Алькевский» реорганизован и вошёл в состав «Красный Восток –Агро» в декабре 2005 года. В основном население села передало свои земельные паи в «Красный Восток – Агро», за что в течение двух лет население получает дивиденды в виде зерна и сена. Зерно за один пай составляет - 700 кг, сено – в сухом виде 2 рулона по 300 кг.
В плане реализации национального проекта «Молодая семья» и ипотечное строительство в 2007 шло строительство жилых домов – Чванова В.К. и Матюшкина В.А.
На территории села функционируют 3 магазина из них 2 ЧП – это
Леонтьев В.Е. и Карманаев В.П. и один магазин от районной потребительской организации. Функционирует ФАП – который оказывает посильную медицинскую помощь населению и проводит профилактические мероприятия по предупреждению различных эпидемий. Фельдшер ФАПа Советникова Валентина Геннадьевна. Имеется СДК – директор
Калмыков С.П. Массовые мероприятия в СДК это встреча Нового года, различные собрания, сход граждан. В связи с переходным этапом некоторые жители села не сумели адаптироваться к новым экономическим условиям и на современном этапе переживают трудности в семейной и обыденной жизни.
IV. 3. Староматакский Совет Местного Самоуправления.
Староматакский СМС организует свою деятельность руководствуясь утвержденным и зарегестрированным Уставом поселения, Законами РТ, решениями и постановлениями вышестоящих органов. В состав нашего СМС входят шесть населенных пункта: с. Старые Матаки хозяйств 140 с населением 388 человек, д. Верхние Матаки хозяйств 107 с населением 254, д. Абдул Салманы хозяйств 28 с населением 55 человек, с. Чувашское Шапкино хозяйств 46 с населением 128, д. Татарское Шапкино хозяйств 47 с населением 126 человек и д. Новая Сихтерма хозяйств 26 с населением 80 человек . Всего населения 1031 человек. Женщин – 522, мужчин -509, трудоспособное население -542, нетрудоспособное – 489 из них пенсионеры -252 чел.
По нацеональному составу : (См. Приложение 1)
Нас. пункт | русские | татары | чуваши | прочие |
Старые Матаки | 24 | 2 | 360 | 2 |
Верхние Матаки | 13 | 241 | ||
Абдул Салманы | 55 | |||
Чув.Шапкино | 38 | 9 | 81 | |
Татарское Шапкино | 13 | 25 | 84 | 4 |
Новая Сихтерма | 3 | 77 | ||
Итого | 91 | 91 | 843 | 6 |
Характеристика семей: (См. Приложение 1)
Семейные | В.ч.с детьми | Одинокие | |
Ст. Матаки | 91 | 56 | 46 |
В.Матаки | 55 | 24 | 50 |
Аб.Салманы | 15 | 2 | 12 |
Чув.Шапкино | 26 | 16 | 20 |
Тат.Шапкино | 25 | 17 | 22 |
Нов.Сихтерма | 15 | 11 | 11 |
итого | 227 | 126 | 161 |
Согласно федерального закона об актах гражданского состояния Совет Староматакского сельского поселения производит государственную регистрацию заключения брака, рождения, усыновления, удочерения, установление отцовства, перемена имени и смерти.
В 2007 году родилось - 9, зарегистрировано 4 брака, расторжение брака - 1, установление отцовства 1 и умерло - 22. Вывод: естественный прирост отрицательный.
По населенным пунктам:
родилось | Зарег. брака | Растор. брака | Устан. Отцов. | Умерло. | |
Ст. Мат. | 3 | 4 | 1 | 6 | |
В. Мат. | 4 | 7 | |||
Аб. Сал. | 3 | ||||
Чув. Шап. | 2 | 3 | |||
Тат.Шап. | 1 | ||||
Нов. Сих. | 1 | 2 | |||
Всего | 9 | 4 | 1 | 1 | 22 |
Анализ возрастного населения:
Всего жителей -1031 чел. по возрастам: (См. Приложение 1)
Возрост | количество | Возрост | количество | Возрост | количество |
До 3 лет | 44 | 16 – 17 лет | 29 | 46 – 50 лет | 72 |
4 -5лет | 18 | 18 – 20 лет | 64 | 51 – 55 лет | 87 |
6 – 7 лет | 20 | 21 – 25 лет | 78 | 56 – 60 лет | 48 |
8 – 9 лет | 12 | 26 – 30 лет | 51 | 61 – 65 лет | 24 |
10 – 11 лет | 35 | 31 – 35 лет | 51 | 66 – 70 лет | 58 |
12 – 13 лет | 20 | 36 – 40 лет | 71 | Старше 70 | 126 |
14 – 15 лет | 39 | 41 – 45 лет | 84 |
В 2007 году Советом Староматакского местного самоуправления проведено 2 схода граждан, на которых расмотрены вопросы благоустройства населенных пунктов и территории в целом, о не санкционированных свалках , вопросы водоснабжения населения, о потраве посевов. Сгласно плану работы проводятся заседания Совета сельского поселения, принято 38 решения – это о признании нуждающимся в улучщении жилищных условий молодых семей по целевой программе ” Социальное развитие села до 2010 года” по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов проживающих в сельской местности, об
озеленении и очистке и благоустройству населенных пунктов,о внесении изменений в Устав Староматакского сельского поселения, об утверждении положения о порядке назначения ежемесячных надбавок за выслугу лет специалистам учреждений культуры по Староматакскому СП об оказании материальной помощи из фонда дополнительных средств Князьбеевым из Чув, Шапкино и Абасьевым из Старых Матак., утверждение бюджета на 2008 год.
По итогам переписи скота за 2007 год на личном подворном хозяйстве: КРС -341 из них коров 208, овец 380 , лошадей 38, свиней 434. По сравнению с показателями прошлых лет поголовье коров в личных хозяйствах сокращается.
На территории сельского поселения функционируют три хозяйства.
Красный Восток Агро, СХПК «Хузангаевский», ООО «Шапкинский» и одно фермерское хозяйство.
Самое крупное хозяйство это «КВ-Агро». С приходом этого инвестора в трех населенных пунктах проведена капитальная реконструкция ферм. Труд животноводов полностью механизировался. Хозяйство стало специализироваться по откорму КРС. В настоящее время содержится более 1910 голов КРС. В основном трудоспособное население в этих населенных пунктах трудоустроены.
В 2007 году животноводы закончили такими результатами:
Аб. Салманы | Вер. Матаки | Ст.Матаки | |
Получено привеса | 1746 ц. | 1598 ц. | 1282 ц. |
Среднесуточный привес | 728. гр | 644 гр. | 704 гр. |
С. Поголовье | 560 гол | 700 гол | 650 гол |
Ср. мес. Зар. плата | 8350 руб | 7370 руб | 7120 руб |
Механизаторы стали работать на современных тракторах и комбайнах. Все это сказалось на результатах. Урожайность зерновых этого года составил
30 центнеров с га, кукуруза на зерно 87 центнера с га. По сравнению с урожайностью предыдущих лет (в среднем 17 – 20 центнеров с га) урожайность превышает показатели в 2 – 4 раза. Вывод: Экономическая целесообразность ведения хозяйства позволяет вести его рентабельно. За сданные в аренду земельные паи сельчане получают дивиденды. Конечно, не все эти хозяйства выплачивают одинаково дивиденды за паи населению. СХПК «Хузангаевский» выдало только по два центнера зерна, ООО «Шапкино» два ц. зерна и два тюка сена. КВ Агро по 7ц. зерна и по два тюка сена.
Это позволяет населению содержать скот в личных подворьях. Это дополнительный доход для населения. В этом году продано населением 92 тон молока на сумму 532 тысяч руб., мясо 20 тон на сумму 1800000 руб.
Дополнительный доход отражается на благосостояние граждан, а это своевременная оплата налогов гражданами пополнение бюджета сельского поселения.
В этом году собрано и поступило земельного налога 369,2руб
Аренда имущества 35,1 руб
Аренда земли 67,5 руб
Налог на имущество 37,1 руб
Подоход налог 81,7 руб
Итого собственных доходов: 590,5 руб.
Старые Матаки являются центром Старо-Матакского СМС. Председателем Местного Самоуправления является Нагорнов Юрий Владимирович, секретарём Волостнова Надежда Николаевна. Депутаты от Старо – Матакского поселения – Чванова Мария Николаевна – директор школы, Ибатуллин Рафаэль Самигулович бригадир 12 бригады ЗП «Красный Восток Агро», депутаты от Верхнее – Матакского поселения Волостнова Надежда Николаевна Секретарь СМС, Волстнов Владимир Павлович – управляющий отделения, Тихонов Сергей Юрьевич – учитель истории и обществознания Старо – Матакской средней школы, депутаты от Шапкинского населённого пункта – Варламова Татьяна Алексеевна учительница физики
Чув. Шапкинской середней школы, Ермолаев Василий Васильевич – директор СДК, депутаты от Абдул Салманского поселения Салахов Гумер – бригадир животноводческого миникомплекса.
V.
Выдающиеся люди села.
V. 1. Смородинова М.И.
Мы побеседовали с Матрёной Ивановной Смородиновой, и вот что она мне рассказала. Страшное слово - война услышала Смородинова Матрена Ивановна, когда ей едва исполнилось 16 лет. В этот день они работали в поле, вечером приехал уполномоченный с района и сообщил страшную весть, о начале войны. В одночасье все изменилось: мужчин и парней мобилизовали на войну.
Многие семьи проводили отцов и братьев на войну.
В 1941 году урожай зерновых культур уродился на славу, но некому было убирать, убирали до поздней осени дети, женщины и старики. Наравне со всеми работала и я. Мне, как самой старшей в семье с первых же дней войны пришлось работать в родном колхозе.Хотя в 1941 году я успела отправить свои документы в Куйбышевское педучилище, но учиться не пришлось, из-за нехватки рабочих рук. В том же году закончила краткосрочные курсы трактористов в Базарных Матаках. До 1944 года не зная ни отдыха и покоя, работала трактористом. Работать приходилось круглосуточно, от тяжелой работы болели глаза, от голода опухали ноги. Но она, как и все ее сверстники преодолевала военные трудности.
Вся тяжесть военного лихолетья легла на женские и детские плечи. Труд ручной, непосильный. Питание плохое.
Пахали, боронили на коровах, а то и сами впрягались в плуг или в борону. Вот тогда и родилась горькая, как полынь, частушка:
Все одна я, все одна
Все сама я, все сама
Я и лошадь, я и бык
Я и баба, и мужик.
Матрену Ивановну никогда не покидала мечта получить образование. В 1946 году она окончила Базарно – Матакскую среднюю школу. А потом поступила в Аксубаевское педагогическое педучилище, которое успешно закончила в 1949 году.
Её трудовая деятельность началась в Ургагарской семилетней школе, а с 1954 года учитель русского языка и литературы в Старо – Матакской средней школе.
Смородинова Матрена Ивановна за свою долголетнюю работу имеет много наград: значок «Победитель Социалистического соревнования», медаль «Ветеран труда», медаль материнства II степени.
В настоящее время живет с сыном, и всегда чувствует заботу детей, внуков и правнуков».
V. 2. Лычников Н.К.
В июле 2007 года скончался участник Великой Отечественной войны. Мы неоднократно встречались с ним и вот что он рассказан на одной из таких встреч. Лычникой Николай Кузьмич родился 12 мая 1924 года в селе Старые Матаки Алькеевского района Республика Татарстан. Национальность – чувашин, христианин, беспартийный. До войны окончил начальную школу в 1935 году. Работал в селе. В семье было три брата. Старший брат Дмитрий погиб в первые дни войны, неопытным новобранцем. Он был призван в армию из г. Ярославля в 1942 году, где работал на торфяных разработках. Он сразу попал на Первый Украинский фронт в разведчики. Начал рядовым. Шли бои в Западной Украине, его ранило, сквозное ранение в правое плечо. После госпиталя попал на Второй Украинский фронт. Уже шли освободительные сражения. На озере Балатон шли тяжёлые ожесточённые бои, там меня ранило во второй раз, ранение было тяжёлым в ногу и в руку. Может быть, это ранение спасло ему жизнь.День Победы дед встретил в госпитале. После госпиталя по ранению его комиссовали, закончил войну сержантом.На полях сражений он получил большое количество наград:
Орден Славы третьей степени
Медаль за освобождение Будапешта
Медаль за победу в Великой Отечественной войне и все юбилейные медали.
После войны работал бригадиром, конюхом, строителем. Женился, вырастил пять детей.
Большая история складывается из маленьких судеб. Жизнь человеческую можно сравнить с лестницей, по которой идёт восхождение от детства к зрелости. Каждый взрослый помнит себя с детства. А для человечества память – это история. Для того мы и вспоминаем прошлое, чтобы заблудиться на жизненных путях, не забыть, что с нами уже было и кто мы такие сейчас.
V. 3. Астафьева (Леонтьева) М. А.
Героем повседневной истории для нас может быть как современник, так и представитель предшествующего поколения. Нам хочется поделиться некоторыми эпизодами из жизни Астафьевой (Леонтьевой) Марии Алексеевны, жительницы села Старые Матаки. Вот что она нам рассказала о себе.
«Мои самые ранние воспоминания о детстве связаны с тем, как нашу семью раскулачивали. У нас был новый деревянный пятистенный дом, две избы. Нас из дома выгнали, дом сломали. Я тех людей немного помню. Запомнилось то, что у меня был бардовый платок, и я спрятала его за пазуху, чтобы не отобрали», - вспоминает Мария Алексеевна. Их семья стала жить на квартире в маленьком доме. До раскулачивания семья содержала живность: лошадей, корову, телят, овец, кур, гусей, уток. Еще у них была веялка, видимо, послужившая еще одним поводом считать их кулаками. Их не захотели принимать в колхоз. «Отец несколько раз писал заявление, но ему отказывали. Лишь в третий раз было дано согласие. Женщины почему-то боялись вступать в колхоз, - продолжает Мария Алексеевна. Мама была в их числе. Отец уговаривал её: «Всякая власть дана от бога и ей нужно подчиняться». Может быть, эти слова повлияли, а может быть, она просто устала сопротивляться, и они вступили, в колхоз. В колхозе отец стал работать конюхом.
В семье было трое детей. Скоропостижно скончался отец. А через месяц после его смерти мама родила ещё одну девочку.
«Жизнь в колхозе была очень тяжёлой. Урожаи хлеба выращивали высокие, но сельчанам он не доставался. Нас никогда не оставляла мысль о еде. Взять что-то было невозможно – поля охранялись, даже за килограмм украденного зерна сажали в тюрьму. Женщины, стремясь накормить детей, попадали за решётку», - тяжело вздыхая, говорит Мария Алексеевна.
В школу она пошла в 7 лет, окончила начальную и год проучилась в 5 классе Сихтерминской школы. В 6 класс пошла в Базарно-Матакскую среднюю школу, закончив 8 классов, из-за трудного материального положения школу пришлось бросить. Весной 1941 года уехала в Ярославль на торфоразработки.
«Я работала в основном на погрузке вагонов. Приходилось очень тяжело. Целый год не отпускали домой. А ведь среди нас были и женщины, оставившие дома малолетних детей. Все наши планы поломала война, и мы начали работать для фронта».
Трудились по 12 часов в сутки, были полуголодными. Конечно, не все выдерживали в таких условиях. Некоторые пробовали бежать. Сделала такую попытку и Мария с подругами, но их поймали. Вторая попытка закончилась 4 месяцами тюрьмы. Мария отбывала «срок» в Болгарах, на лесоповале, в сплавке брёвен. Потом их снова отправили в Ярославль. Взяла с собой сваренную и засушенную на дорогу картошку и пошла с подругами на станцию «Бряндино». Очень долго ехали в телячьих вагонах, доехали до города только на 33-й день. Через год тяжёлого изнурительного труда их отпустили домой.
«По дому очень соскучилась. В селе я стала работать на тракторе: пахала, сама ремонтировала. Судьба закалила нас смолоду. Такие трудные времена выпали на нашу долю», - заканчивает свой рассказ ветеран.
Мы не должны забывать простой истины: чем ярче, значительнее заслуги предшествующего поколения, тем необходимее помнить нам об этом. Всё, что мы делаем сегодня, всё, что произойдёт с нами завтра, будет историей. И какой она будет. Зависит от нас самих.
Нам удалось взять интервью у участника Великой Отечественной войны Рауфа Нуртдиновича, и вот что он мне рассказал о той страшной войне.
Ранним утром 22 июня 1941года фашистская Германия напала на СССР. Началась Великая Отечественная война. Мужчин стали отправлять на фронт. Отправляли на войну даже молодых девочек и мальчишек, которым ещё не исполнилось даже 17 лет.
V. 4. Саттаров Р.Н.
Вот и наш односельчанин Саттаров Рауф Нуртдинович попал в их число. Я задал несколько вопросов ветерану Великой Отечественной войны Сатарову Рауфу Нуртдиновичу.
Как и когда пришла весть о войне?
Где вы в это время работали, чем занимались, каков был состав семьи? В 1940 г. меня отправили в Тумбу в ФЗУ. Мы там рубили лес. В ФЗУ я и услышал о войне 22 июня 1941 г. В нашей семье было 6 человек.
Как отправляли на фронт?
Как это происходило?
Отец отвёз меня в Спасский район, откуда нас повезли на пароходе.
Всех призывников сажали и увозили. Нас провожали с гармошкой и песнями. Все плакали, и говорили, что мы их защитники должны сражаться за Родину и чего бы нам это не стоило завоевать победу и вернуться целыми и невредимыми.
Кто из родственников воевал на фронтах ВОВ?
Из моей семьи воевал на войне только я. Откуда и когда были призваны? Каков был возраст на этот момент? Как я уже говорил раннее, в это время я находился в ФЗУ оттуда и был призван на войну. В 1941году мне было лишь 17лет.
В каком сражении участвовали?
Я воевал под Украиной и Румынией.
Если есть награды, раны опешите их.
Где я служил, там не давали награды. Я был ранен в обе руки, после чего меня положили в госпиталь. Последний госпиталь, где я лежал 6 месяцев находился в Украине и назывался «Смелый». Больных перевозили с одного места на другое. Я очень долго лечился.
Какими были условия жизни бойцов?
Условия были очень плохие. Нас сразу отправили на учение, но мы там не учились, а копали окопы. Куда нас привезли, там была ровная земля. Мы там копали окопы. Сделали столовую из брёвен. По близости леса не было. За брёвнами ходили в лес, который находился за три километра от того места, где мы находились. Таскали вручную, тракторов и лошадей не было. На одно бревно выделяли по 25 человек. Иногда нас водили на учения, мы замерзали потому стояли трескучие морозы. Некоторые даже не могли возвращаться обратно с учения, мы их несли на себе. Условия жизни бойцов были очень трудными, но мы стойко переносили все тяжести военного времени, потому что верили в победу.
Где и как вы узнали о победе?
Как происходило возвращение домой?
Как вас встречали? Какие песни пели на фронте?
После госпиталя в 1944году 1 апреля меня отправили домой. О победе я уже узнал дома в деревне. Я приехал домой неожиданно для всех. Когда они узнали о том, что я был ранен, они заплакали, проклинали войну, но потом успокоились, что это может ещё к счастью, потому что я остался в живых. Песни петь, не было времени, но по ночам иногда играли на гармошке и пели песни о войне, о победе, о доме.
V. 5 Смородинов И.В.
Блестящую плеяду талантливых полководцев и крупных военачальников Великой отечественной войны знает весь советский народ. Глубоким знанием военного дела, смелостью и ясностью оперативностью мысли, широтой стратегического кругозора советские руководящие военные кадры намного превзошли генералитет фашистского вермахта.
Среди тех, кто внёс весомый вклад в разгром гитлеровской Германии, был один из ответственных работников Генерального штаба, чуваш, генерал-полковник Иван Васильевич Смородинов (См.фото приложение 2). Его сослуживец во время Великой Отечественной войны, начальник Оперативного управления Генерального штаба С.М.Штеменко называл И.В. Смородинова крупнейшим специалистом в области формирования и комплектования войск Советской Армии.
Детство И.В. Смородинова прошло в чувашском селе Старые Матаки Спасского уезда Казанской губернии (ныне Алькеевского района), где он родился 31 августа 1894 года в семье крестьянина. После начальной школы Иван Смородинов окончил в 1909 году в Спасске сельскохозяйственную школу и стал специалистом по рыболовству.
Судьбу И.В. Смородинова круто изменила первая мировая война. В январе 1915 года его призвали в царскую армию, а в мае уже отправили на Северный фронт в 1-ю пехотную Кавказскую дивизию. За храбрость и отвагу ему было присвоено звание фельдфебеля.
После февральской буржуазно-демократической революции И.В.Смородинов втянулся в активную политическую жизнь, его выдвинули в состав комитета солдатских депутатов при штабе дивизии. Смородинову стали близки лозунги большевиков.
Солдаты требовали мира. После провала наступления на фронте и ликвидации Корнилова всё более широкие массы солдаты начали отказываться от поддержки политики Временного правительства. Во всех этих событиях активно участвовали и И.В. Смородинов. Осенью 1917 года, когда началось бегство реакционно-настроенных офицеров из армии; Иван Васильевич был назначен старшим адъютантом начальника штаба дивизии. Затем он был избран начальником штаба 184-й пехотной дивизии. К этому времени он уже имел большой опыт штабной работы, который ему впоследствии весьма пригодился. И Смородинов начал служить пролетарскому государству.
В помощь местным формированиям, Красной Армии были срочно посланы на Восточный фронт тысячи коммунистов из промышленных городов, рабочие и коммунистические отряды, Московский и революционный, Витебский, Тверской, Новгородский, Курские и другие полки. В августе 1918 года в район Казани прибыл 3-й Ржевский отряд, где помощником командира служил бывший фельдфебель И.В. Смородинов. Военные действия шли как раз неподалёку от тех мест, где прошло детство Ивана Васильевича.
Вскоре И.В. Смородинову доверили новые командные посты, в сентябре 1918 года его назначили порученцем при командующем Правобережном группой войск. У армии, в октябре – начальником штаба отдельной Симбирской бригады, которой командовал Н.И.Вахрамеев. В начале ноября 1918 года до закрытия навигации, бригада была переброшена по Волге и Каме в устье реки Белой, откуда двинулась в направлении на Бирск, способствуя успешному наступлению основных сил V армии на Уфу.
В трудные дни марта 1919 года, когда началась наступление Колчака, И.В. Смородинов стал помощником начальника оперативного отдела штаба V армии. Она тогда снова перешла в наступление. В двадцатых числах июля части 27-й дивизии стремительным ударом заняли Челябинск. В результате этой операции V армии, разбила последний стратегический резерв Колчака, захватил 3 тысяч пленных, 100 пулемётов, 32 паровоза, свыше 3500 вагонов и многие другие трофеи.
И.В. Смородинов вернулся в оперативный отдел штаба, работал в должности его начальника до февраля 1920 года, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет наградил его золотыми часами.
С февраля по июнь 1920 года И.В. Смородинов – начальник штаба 35-й стрелковой дивизии. С осени 1921 года он стал начальником мобилизационного управления штаба V и Восточно-Сибирского военного округа. Избирался членом Иркутского городского Совета. Это был период разгрома белогвардейского атамана Семёнова в Забайкалье и барона Унгерна в Монголии. В это время Иван Васильевич являлся помощником начальника штаба V армии.
Приближались дни полно освобождения Дальнего Востока от белогвардейщины. В течение лета 1922 года правительство Дальневосточной республики проделало большую работу по укреплению и перестройке своей Народно-революционной армии (НРА). Начальником штаба армии был рекомендован И.В. Смородинов. Вот как аттестовало его командование V армии: «Товарищ Смородинов – выдающийся пролетарский самородок без специального военного образования, но прошедший суровую школу гражданской войны. Со всеми поручениями заданиями справляются хорошо. Особенно ценным является в области организационной и мобилизационной работы. Энергичной, исполнительной трудоспособный». «Достоин на выдвижение на должность начальника управления, начальника штаба округа и начальника управления центрального аппарата» - таково было заключение военных специалистов.
В 1924-1927 годах И.В. Смородинов находился на ответственных должностях в управлениях по комплектованию и войсковой мобилизации Красной Армии, затем - снова учёба. После соответствующей стажировки – начальник штаба стрелкового корпуса, далее – заместитель начальник штаба военного округа, вскоре – заместитель начальника одного из управлений штаба РККА. 1933 – 37-ых годах И.В. Смородинов находился в аппарате народного Комиссариата по военным и морским делам СССР, в должности заместителя начальника Управления делами и начальника административно-хозяйственного отдела.
Предвоенные годы Иван Васильевич был начальником военных округов, заместителем начальника Генерального штаба Красной Армии. Его усилия были направлены на повышение боеспособности и мобилизационной готовности Вооруженных Сил страны.
Будучи на посту заместителя начальника Генерального штаба
И.В. Смородинов непосредственно участвовал в разработке и осуществлении плана операции по освобождению Западной Украине и Западной Белоруссии, разгрому белофинской авантюры зимой 1939-40 годов, по укреплению западных рубежей Советского государства. Его заслуги в укреплении обороноспособности страны были отмечены вторым орденом Красного Знамени.
1939 году Иван Васильевич принят партийной организацией Генерального штаба РККА в члены ВКП(б). В этом же году ему присвоено воинское звание командарма второго ранга, в июне 1940 года – генерал-лейтенанта, а в октябре 1941 года – генерал-полковника. 1941- 43 годах он служил начальником штаба советских войск на Дальнем Востоке. В августе 1943 года И.В. Смородинов был отозван с Дальнего Востока в распоряжение Ставки Верховного Главнокомандующего и возглавил одно из главных управлений. С апреля 1946 года, оставаясь на этом же посту, генерал – полковник Смородинов стал помощником Генерального штаба Вооруженных Сил СССР.
Коммунистическая партия Советского государства по заслугам оценило военную деятельность генерал – полковника И.В. Смородинова наградив его двумя орденами Ленина, орденами Кутузова и Суворова I степени, тремя орденами Красного Знамени и многими медалями. Он отмечен также польским орденом «Крест Гронвальда» II степени и югославским орденом «Заслуги народа» I степени.
Тридцать пять с половиной лет прослужил И.В. Смородинов в Советской Армии. В мае 1953 года он вышел в отставку по болезни. Умер он 8 ноября того же года.
V. 6. Пастырь наш добрый.
Протоирей Владимир Михайлович Лычников (См. фото приложение 2) родился 13 июля 1899 года в Татарии, в селе Старые Матаки. Алькеевского района. Его родители были крестьянами, а сын пошёл в услужение к Богу. Ему удалось окончить четыре класса начальной земской школы. Что повлияло на дальнейший выбор, неизвестно, но уже в 13 лет отрог Владимир становится послушником Белогорского монастыря. Видимо, причиной тому было благочестие, свойственное большинству крестьянских детей. В Белогорском монастыре послушник Владимир трудился до 1918 года. Потом был призван в Красную Армию и в 1920 году уволен из неё из-за ампутации обмороженных пальцев обеих ног.
Хотя в то время уже чувствовалось негативное отношение новой власти ко всему церковному, и в первую очередь и священнослужителям, молодой человек остался верен выбору, сделанному ещё в отрочестве — вернулся на Белую Гору, где начал учиться церковному пению. После закрытия монастыря был псаломщиком в храмах Кунгура Кунгурского района. В 1931 году женился на Анне Петровне Дружининой Ставшей его верной спутницей и помощницей. В том же году Владимира рукоположили в сан диакона. Диаконское служение проходило в Успенском кафедральном соборе Кунгура, в Старо- кладбищенской Успенской церкви г. Перми. В 1939 году диакон Владимир был рукоположен в сан священника и направлен в г. Лысьву в храм во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Так началась его многотрудное священническое служение, которое продолжалось с небольшим перерывом до самой кончины. Помогала ему матушка Анна. Она хорошо знала службу, церковное пение, имела прекрасный голос. Организовала церковный хор и долгое время руководила им. Сам отец Владимир бы тоже отличным певцом и с удовольствием пел в хоре, когда это было возможно.
Во время Великой Отечественной войны роль церкви стала усиливаться. Открылись заброшенные храмы — те, что не успели разрушить. Священнослужителей не хватало, и отцу Владимиру пришлось вести службу в двух районах: в Лысьве и Чусовом. Откликнулся он и на призыв пожертвовать средства на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского, сделав вклад в 25 тысяч рублей. За это был награждён медалью « За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
За время пастырского служения отец Владимир неоднократно отмечался церковными наградами: золотым наперсным крестом, чином протоиерея, палицей.
В 1954 году семью Отца Владимира и матушки Анны постигло горе : по нелепой случайности утонул их единственный сын Игорь, к тому времени 20- летний студент Свердловской консерватории. Музыкальные способности его особо отмечали преподаватели. Уединённо и глубоко переживали постигшее их несчастье. Это сказалось на здоровье. В конце 60-х годов протоиерей Владимир стал заштатным священником, т.е. ушёл на покой. Однако дело своей жизни не оставил: регулярно посещал службы, помогал молодым священникам добрым словом и советом. Здесь в любимом храме настигла его смерть. 14 января 1972 года он пришел на праздничную службу в честь обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого. Вышел на клирос, присел на скамеечку, тут и умер. Было батюшке всего 73 года.
VI. Встреча с выпускниками школы.
У нас в школе прошёл вечер встречи с выпускниками школы. Мы считаем, что люди живущие рядом с нами так же являются творцами истории.
Выступление Ирдинкина Виктора Васильевича капитана второго ранга, преподавателя института физкультуры ВМФ города С. Петербурга, кандидата педагогических наук.
Я, Ирдинкин Виктор Васильевич родился 25 апреля 1965 года в селе Старые Матаки Алькеевского района республика Татарстан.
В сентябре 1972 года пошел учиться Старо-Матаковскую в восьмилетнюю школу, где обучался по июнь 1980 года. Обучаясь в Старо-Матаковской школе, окончил восемь классов на оценки хорошо и отлично.
В сентябре 1980 года поступил в Чистопольский совхоз-техникум, который успешно окончил в 1984 году по специальности «техник- механик». Обучаясь в техникуме, с первого дня стал активно заниматься спортом и выполнил 1 взрослый спортивный разряд по лыжным гонкам и легкой атлетике. С июня 1984 года по сентябрь 1984 года работал автомеханикам в селе Старые Матаки.
В октябре 1984 года был призван для прохождения срочной службы в Вооруженные силы в Ленинградскую область, поселок Красная Горка. С учебного отряда после принятия присяги был отобран для прохождения дальнейшей службы в резиденцию Главкома Военно-Морского Флота. Прослужив срочную службу по июнь 1986 год получил предложение поступить в Военный институт физической культуры за активное участие в соревнованиях на первенство Ленинградской Военно —Морской базы. Участвуя в различных соревнованиях по многим видам спорта, за время прохождения срочной службы выполнил норматив «Кандидат в мастера спорта».
В августе 1986 года, выдержав конкурс вступительных экзаменов (12 человек на 1 место), поступил в Военный институт физической культуры. Активно занимаясь спортом, за время обучения в институте выполнил норматив « Мастера спорта СССР» по военному троеборью. В июне 1990 года успешно окончил институт и был направлен для прохождения дальнейшей службы на Северный Флот.
В августе 1990 года был назначен начальником физической подготовки и спортом соединения подводных лодок Кольской флотилии в Мурманской области п. Лиинахамари, это 12 км от Норвегии.
За успехи в боевой службе по своей должности командованием Кольской флотилии был назначен на вышестоящую должность.
В июле 1994 года был назначен начальником физической подготовки и спорта дивизии больших противолодочных кораблей в г. Североморск Мурманской области, где проходил службу по июнь 1999 года.
В июне 1999 года сдал экзамены по кандидатскому минимуму, поступил и был зачислен в очную адъюнктуру Военного института физической культуры г. Санкт- Петербург.
В ноябре 2001 года после успешного окончания адъюнктуры присуждена ученая степень кандидата педагогических наук.
Я был назначен старшим научным сотрудником научно-исследовательского центра Военного института физической культуры, где прохожу службу по настоящее время.
Мне такому же мальчишке как вы очень хотелось добиться чего-то в своей жизни. Я ставил перед собой цель и всегда упорно шёл к ней, в этом мне помогал спорт. В конце своего выступления хочу пожелать вам учиться только на хорошо и отлично, успехов в спорте, и просто станьте настоящими людьми.
Выступление Тукмакова Олега Георгиевича майора ГРУ.
Я не на много старше вас, многие меня помнят по школе. Поступил я в Старо Матакскую среднюю школу в 1986 году. Учился в основном на «5», участвовал на многих районных предметных олимпиадах и занимал призовые места. Занял в 1984 году 4 место по республике на олимпиаде по физике. Учёба давалась легко но, к сожалению учась в школе, я недостаточно прилагал усилия для приобретения более основательных знаний. В будущем, мне пришлось навёрстывать упущенное уже в училище, по ночам. В 1986 году окончил школу серебряной медалью и поступил в КГПУ на факультет Физики и Математики. Отучился первый курс и принял решение поступать в Рязанское высшее Воздушно-Десантное командное училище. Любовь к спорту, тяга к знаниям мне в очередной раз помогли. Поступил я в училище с первого раза и оказался в первом развед-взводе, первой роты, первого отделения. Быть первым это черта характера, которая мне всегда помогает. В 2002 году окончил училище с красным дипломом. По распределению был направлен в ГРУ. Многого о моей сегодняшней службе я рассказать не могу по причине закона о не разглашении государственной тайны. Я женат, у нас растёт дочь Екатерина. Всем наверно вам известен фильм «Офицеры». В этом фильме прозвучала одна фраза, которая стала девизом или путеводной звездой всех офицеров нашей необъятной Родины «Есть такая профессия Родину защищать».
Иногда слышны разговоры о том, что молодые люди не хотят идти служить в армию. Служба в армии закаляет человека, придаёт уверенность в себе. Кроме этого на современном этапе существует такая тенденция, что молодым людям, не отслужившим в армии,
труднее устроится на работе.
Заканчивая моё выступление, хочу пожелать всем мальчикам и юношам стать достойными защитниками своей Родины. Для этого сегодня имеются все условия.
VII. Выводы.
Прошлое села ярко отражает все исторические эпохи края. Более яркое и логическое представление о истории села складывается в результате обработки материала, общение со свидетелями исторических событий. История складывается из повседневности. Сегодня наша задача состоит в том, чтобы как можно подробнее описывать происходящее и фиксировать чувства, ощущения и переживания от пережитого. Так же оставить как можно больше документов и свидетельств о происходящем. Именно такой подход к жизни будет настраивать, по моему мнению, любого человека на позитив и стремиться к самосовершенствованию. Сегодня это настоящее, завтра это будет историей и последующему поколению будет невероятно интересно познать прошлое. Именно из повседневности складывается история.
VIII. Заключение.
Проводя исследование по истории села, мы узнали очень много нового из истории села. Ближе узнала наших односельчан. Мы проработали большой материал по истории края, села, школы.
В настоящее время как никогда ясно, что без позитивного отношения к своей Родине, к своему Отечеству невозможно двигаться вперёд, так как наше будущее должно иметь свою духовно – нравственную основу, свой духовно – нравственный стержень – Любовь к Отечеству, к своей Родине. Каждый нормальный человек осознаёт себя частицей своей семьи, своей наци, своей Родины. И у каждого человека должна сформироваться ответственность за свою семью, за свою нацию, за свою Родину – Россию. Без объективного и реалистичного взгляда на прошлое своей страны, края, села, семьи невозможно понять прошлое и предвидеть настоящее.
Список литературы.
1. В.М. Беркутов «Дореволюционные школы на территории Татарстана» Школа. Казань 2007.
2. Журнал Эхо веков 1994г. № 1-2 ст.53.
3. Атлас Республики Татарстан. Производственное картосоставительское объединение «Картография». Москва 2000 г.
4. « История Волжских Булгар» под редакцией профессора А.Х. Халикова
5. Татарский энциклопедический словарь. Главный редактор М.Х. Хасанов. Казань. Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1999г.
6. Хозяйственная книга Староматакского местного самоуправления.
7. Архив Староматакского местного самоуправления.
8. Архив Старо – Матакской средней школы.
9. Архив Откорм совхоза «Алькеевский».
10. Акты регистрации, расторжения браков, рождению и смерти по Староматакскому сельскому поселению.
Зимний дуб
Рисуем домики зимой
Волшебные звуки ноктюрна
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Неньютоновская жидкость