Главным в содержании этой работы является исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, измерение, экспериментирование, математическая обработка данных, анализ информационных источников, предполагается также использование коммуникативных умений (сотрудничество при работе в группе, культура ведения дискуссии, презентация результатов). Другая особенность работы — его интегрированность и междисциплинарность.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 238 КБ |
![]() | 1.23 МБ |
МБОУ «Верхнесуньская средняя общеобразовательная школа»
Мамадышского муниципального района
Республики Татарстан.
К конкурсу научно-исследовательских работ и проектов
среди учащихся образовательных учреждений
«Мой след в науке»
Тема: Исследование состояния здоровья учащихся .
Номинация: Медицина и здравоохранение
Исследовательскую работу выполнила :
Габидуллина Лейсан Радиковна,
ученица 8 класса .
Руководитель:
Габидуллина Миляуша Хатиповна -
учитель химии, биологии высшей
квалификационной категории
2012 год
Содержание:
1.Введение…………………………………………………………………….
2.Мониторинг физического развития учащихся…………………..
3.Динамика количественных и качественных показателей
уровня физического развития , здоровья и социализации
личности учащихся (за последние 3 года)…………….……………
4. Заключение…………………………………………………………………….
5. Использованная литература ………………………………………………
6. Приложения……………………………………………………………….
Введение.
«Человек — высший продукт природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным»
(И. П. Павлов)
Быть здоровым — нормальное желание любого человека. Ведь именно здоровье — условие активности, успешности и долголетия человека. Недаром великий немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Единственная красота, которую я знаю — здоровье». Здоровье человека не только является эстетической ценностью, но и зависит от эстетических характеристик окружения, а если сказать в целом — экологического качества окружающей среды.
Эстетическое, экологическое качество окружающей человека природной и социальной среды оказывает и непосредственное, и опосредованное влияние на его здоровье. Прежде всего на чувственно-эмоциональное состояние — эмоции, самочувствие, настроение, активность, что во многом определяет душевное и психическое здоровье человека.
Катастрофическое снижение качества и уровня здоровья населения в целом, и особенно детей и подростков - неопровержимый факт, реальность нашего времени, которая вызывает тревогу у специалистов и государственных деятелей во всем мире. Человек, безусловно, — абсолютная ценность общества, а его здоровье — гарантия гармонического развития социума, залог политической стабильности и экономического прогресса государства. Вряд ли кто-нибудь из наших современников может это оспорить. Однако лишь одно признание актуальности данного тезиса — недостаточно, если за ним не следуют радикальные практические шаги к решению самой проблемы здоровья.
Именно поэтому проблема сохранения и развития здоровья человека в динамично меняющихся экологических условиях стала предметом пристального внимания в науке и практике, и так много профессий связаны с поиском и разработкой путей её решения.
Врачи, физиологи, экологи, психологи, специалисты в области образования, физической культуры и спорта изучают причины, оказывающие воздействие на организм человека, исследуют механизмы влияния отдельных факторов и их совокупности на протекание различных физиологических процессов, рассматривают особенности динамики состояния «здоровья-болезни» индивида и возможности его регулирования. Ценность и значимость этих исследований несомненна. Прежде всего их результаты — необходимая база для разработки.
Главным в содержании этой работы является исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, измерение, экспериментирование, математическая обработка данных, анализ информационных источников, предполагается также использование коммуникативных умений (сотрудничество при работе в группе, культура ведения дискуссии, презентация результатов). Другая особенность работы — его интегрированность и междисциплинарность.
Мониторинг физического развития учащихся.
Многие молодые люди ощущают душевный дискомфорт из- за своего физического нездоровья или телесного несовершенства, подчас не догадываясь, что это дело вполне поправимое. Надо помнить, что физическое здоровье и физическая привлекательность тесно связаны друг с другом. Не следует ставить перед собой нереальные задачи — значительно подрасти, полностью изменить свою фигуру и т. д. Достаточно реализовать возможности, заложенные в организме природой. После выполнения определенных измерений и вычислений по общим формулам, сравнив полученные цифры со среднестатистическими, можно получить общее представление о гармоничности своего телосложения.
Один из показателей здоровья — физическое развитие.
Систематические антропометрические измерения позволяют своевременно выявлять нарушения физического развития, которые являются ранними признаками заболеваний или свидетельствуют о нарушении режима, установленного порядка жизни.
Данная работа состоит из двух этапов:
I
I. Оценка уровня здоровья учащихся.
II. Оценка физического развития.
I. Оценка уровня здоровья
Ход работы
УЗ = 0,011 (ЧП) + 0,014 (САД) + 0,008 (ДАД) + 0,014 (В) +
+ 0,009 (МТ) - 0,009 Р - 0,27
Где УЗ — уровень здоровья; ЧП — частота пульса; САД — систолическое давление; ДАД — диастолическое давление; В — возраст; МТ — масса тела; Р — рост.
Оценка результатов
Сравниваем полученные данные со среднестатистическими, представленными в таблице , и определяем уровень здоровья учащихся.
Уровень здоровья | Оценка результатов |
2,6 и менее | Отлично |
2,61-2,86 | Хорошо |
2,86-3,10 | Удовлетворительно |
3,10 и более | Неудовлетворительно |
Результаты полученные нами во время исследовательской работы:
В исследовании было охвачено 88 учащихся.
2. . Оценка физического развития.
Антропометрические измерения не только дают ответы на волнующие школьников вопросы о динамике роста, но и позволяют ознакомить их с некоторыми статистическими понятиями, которые довольно широко используются в сельскохозяйственном производстве. Учащимся старших классов можно объяснить, что при проведении наблюдений широко пользуются средними величинами и исследуют влияние на них различных факторов. Уравнение, которое отражает зависимость средней величины от других величин, называется уравнением регрессии. Например, масса (в быту — вес) человека зависит от роста. Чем человек выше, тем он в среднем больше весит. Эту зависимость можно определить формулой:
В = Р - 100, где В — масса тела в килограммах,
Р — рост в сантиметрах, а 100 — экспериментально найденная поправочная величина. Но такая оценка весьма приблизительна. Во-первых, это соотношение дает лишь средний вес для данного роста. Во-вторых, оно не учитывает пол, от которого зависят и рост, и вес. Есть более сложное уравнение регрессии, которое учитывает и эти соотношения. Наконец, существуют таблицы, в которых указано, как изменяется вес человека данного телосложения и пола в зависимости от его роста. Эти таблицы называются рядами регрессии. Мы их также будем использовать.
А) Определение окончательной длины тела по росту родителей
У высоких родителей, как правило, бывают высокие дети, причем они могут быть и выше родителей. Специальные исследования, проведенные А.Ф. Синяковым , позволили найти связь между окончательным ростом детей и родителей. Вот
эти формулы:
Д с =0,54 х(До + Дм)-4,5
Д д =0,51 х(До + Дм)-7,5,
где Д с — длина тела сына, Д о — длина тела отца, Дм — длина тела матери, а Д д — длина тела дочери (все в сантиметрах). Остальные величины в формуле были найдены путем статистических исследований.
Эти уравнения верны в среднем, но при конкретных расчетах могут быть и отклонения. Старшим школьникам можно объяснить, что в этих расчетах не учитывается рост более отдаленных предков: бабушек, дедушек и т.д., рецессивные гены которых могут проявиться во втором, а то и в третьем поколении. Кроме того, на рост влияют и другие факторы: питание, климат, мышечные нагрузки.
Б) Оценка физического развития по центильной таблице.
Используя эту таблицу можно определить центильную зону и номер центильного коридора, куда попадает показатели массы тела изучаемого ребенка при достигнутом росте. Если масса тела попадает в серединную зону ( 25-75) центили или 3-5 коридор , то питание ребенка может трактоваться как вполне отвечающее средним характеристикам. Зоны от 25 до 10 центили и от 75 до 90 го центиля позволяют говорить о тенденции к снижению или повышению массы тела у ребенка( группы риска) .Зоны от 10 до 3 центили и от 90 до 97 центиля свидетельствуют о явном снижении или повышении массы , т.е. могут трактоваться как патологические.
Центильная таблица
Возраст –рост ( мальчики)
возраст | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
7 лет | 112,3 | 115,7 | 118,8 | 122,0 | 125,2 | 128,3 | 131,2 |
8 лет | 117,6 | 120,7 | 124,0 | 127,4 | 130,8 | 134,1 | 137,2 |
9 лет | 122,3 | 125,6 | 129,2 | 132,8 | 136,4 | 140,0 | 143,3 |
10 лет | 126,2 | 130,0 | 133,9 | 137,9 | 141,9 | 145,8 | 149,6 |
11 лет | 130,8 | 134,7 | 138,8 | 143,0 | 147,2 | 151,3 | 155,2 |
12 лет | 135,6 | 139,6 | 143,9 | 148,2 | 152,5 | 158,6 | 160,8 |
13 лет | 140,7 | 145,0 | 149,7 | 154,4 | 159.1 | 163,8 | 168,1 |
14 лет | 145,9 | 150,4 | 155,7 | 160,9 | 166,1 | 171,2 | 175,9 |
15 лет | 151,8 | 156,5 | 161,6 | 166,3 | 171,9 | 177,1 | 181,8 |
16 лет | 157,7 | 162,2 | 166,9 | 171,8 | 176,7 | 181,4 | 185,9 |
17 лет | 160,7 | 164,9 | 169,4 | 173,9 | 178,4 | 182,9 | 187,1 |
18 лет | 171,6 | 165,8 | 170,3 | 174,8 | 179,3 | 183,8 | 188,0 |
Центильная таблица
Возраст –рост ( девочки)
возраст | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
7 лет | 112,2 | 115,6 | 118,2 | 121,4 | 125,2 | 128,4 | 131,4 |
8 лет | 116,9 | 121,3 | 123,3 | 127,1 | 130,3 | 134,4 | 137,4 |
9 лет | 118,2 | 124,6 | 128,7 | 132,1 | 135,6 | 139,2 | 143,1 |
10 лет | 124,3 | 129,6 | 133,9 | 137,4 | 141,3 | 145,1 | 149,1 |
11 лет | 131,0 | 133,9 | 139,2 | 143,3 | 146,8 | 151,1 | 155,1 |
12 лет | 137,3 | 140,9 | 145,7 | 149,7 | 154,6 | 159,1 | 163,3 |
13 лет | 142,1 | 146,3 | 150,8 | 155,3 | 159,8 | 163,4 | 168,5 |
14 лет | 147,2 | 151,2 | 155,3 | 159,0 | 163,8 | 168,4 | 172,6 |
15 лет | 149,6 | 152,7 | 157,8 | 161,2 | 165,4 | 169,6 | 173,6 |
16 лет | 150,7 | 154,4 | 158,3 | 162,2 | 166,1 | 170,0 | 173,8 |
17 лет | 151,2 | 154,8 | 158,6 | 162,5 | 166,4 | 170,2 | 173,8 |
18 лет | 151,4 | 155,0 | 158,8 | 162,7 | 166,6 | 170,4 | 174,0 |
Центильная таблица
Рост (см.)- масса( кг) ( мальчики)
рост | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
110 | 15,6 | 16,8 | 17,8 | 19,0 | 20,3 | 22,1 | 23,0 |
115 | 16,8 | 17,6 | 18,8 | 20,5 | 22,0 | 23,3 | 25,5 |
120 | 18,0 | 19,2 | 20,4 | 22,3 | 24,2 | 25,5 | 27,5 |
125 | 19,9 | 21,1 | 22,6 | 24,4 | 26,3 | 28,1 | 30,6 |
130 | 22,6 | 23,6 | 24,8 | 26,8 | 28,5 | 30,9 | 34,0 |
135 | 24,3 | 25,7 | 27,1 | 29,3 | 31,5 | 34,0 | 37,5 |
140 | 26,2 | 28,5 | 29,9 | 32,2 | 34,8 | 37,4 | 41,4 |
145 | 29,1 | 30,9 | 33,0 | 35,6 | 38,6 | 42,4 | 46,4 |
150 | 31,8 | 33,7 | 35,9 | 38,3 | 42,4 | 47,7 | 52,0 |
155 | 34,7 | 37,2 | 39,9 | 43,2 | 46,7 | 51,6 | 57,7 |
160 | 38,2 | 41,0 | 43,9 | 47,8 | 51,7 | 57,8 | 64,5 |
165 | 41,8 | 45,2 | 48,5 | 52,7 | 57,6 | 63,5 | 70,0 |
170 | 46,9 | 50,0 | 53,2 | 57,5 | 62,1 | 67,4 | 75,6 |
175 | 50,4 | 53,6 | 57,5 | 61,7 | 66,8 | 72,8 | 80,2 |
180 | 53,3 | 56,7 | 61,8 | 66,5 | 71,2 | 77,0 | 84,2 |
185 | 57,3 | 61,4 | 65,9 | 70,7 | 75,0 | 80,7 | 86,8 |
190 | 59,3 | 63,1 | 68,5 | 73,8 | 77,9 | 83,5 | 88,7 |
Центильная таблица
Рост (см.)- масса( кг) ( девочки)
рост | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
110 | 14,9 | 16,1 | 17,4 | 18,8 | 20,2 | 21,5 | 22,7 |
115 | 16,7 | 17,6 | 19,2 | 20,8 | 22,0 | 23,6 | 25,5 |
120 | 18,4 | 19,9 | 20,8 | 22,3 | 24,2 | 26,0 | 23,1 |
125 | 20,0 | 21,1 | 22,7 | 24,3 | 26,2 | 28,2 | 31,3 |
130 | 22,0 | 32,3 | 24,9 | 26,6 | 29,1 | 31,4 | 34,3 |
135 | 23,7 | 25,6 | 27,0 | 29,3 | 31,6 | 34,7 | 38,6 |
140 | 26,2 | 27,5 | 29,4 | 32,1 | 35,7 | 37,5 | 43,9 |
145 | 29,1 | 31,2 | 33,0 | 35,8 | 39,8 | 44,2 | 50,8 |
150 | 32,1 | 34,6 | 37,2 | 40,5 | 45,5 | 51,2 | 57,3 |
155 | 35,7 | 38,8 | 41,2 | 45,7 | 51,3 | 57,2 | 63,0 |
160 | 40,1 | 43,0 | 46,2 | 50,7 | 56,2 | 61,2 | 69,0 |
165 | 43,7 | 46,7 | 50,3 | 54,8 | 60,2 | 66,4 | 74,5 |
170 | 46,7 | 49,9 | 53,7 | 58,5 | 64,0 | 70,7 | 78,3 |
175 | 49,6 | 52,2 | 66,1 | 61,5 | 66,9 | 74,0 | 82,3 |
Вспомогательная таблица
для оценки физического развития детей
Рост масса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
7 | Гипосомия Избыток массы 2 степени | Гипосомия Избыток массы 2 степени | Нормосомия Избыток массы 2 степени | Нормосомия Избыток массы 2 степени | Нормосомия Избыток массы 2 степени | Гиперсония Избыток массы 2 степени | Гиперсония Избыток массы 2 степени |
6 | Гипосомия Избыток массы 1 степени | Гипосомия Избыток массы 1 степени | Нормосомия Избыток массы 1 степени | Нормосомия Избыток массы 1 степени | Нормосомия Избыток массы 1 степени | Гиперсония Избыток массы 1 степени | Гиперсония Избыток массы 1 степени |
5 | Гипосомия Нормо-троф | Гипосомия Нормо-троф | Нормосомия Нормотроф | Нормосомия Нормотроф | Нормосомия Нормотроф | Гиперсония Нормо-троф | Гиперсония Нормотроф |
4 | Гипосомия Нормо-троф | Гипосомия Нормо-троф | Нормосомия Нормотроф | Нормосомия Нормотроф | Нормосомия Нормотроф | Гиперсония Нормо-троф | Гиперсония Нормотроф |
3 | Гипосомия Нормо-троф | Гипосомия Нормо-троф | Нормосомия Нормотроф | Нормосомия Нормотроф | Нормосомия Нормотроф | Гиперсония Нормо-троф | Гиперсония Нормотроф |
2 | Гипосомия Дефицит массы 1 степени | Гипосомия Дефицит массы 1 степени | Нормосомия Дефицит массы 1 степени | Нормосомия Дефицит массы 1 степени | Нормосомия Дефицит массы 1 степени | Гиперсония Дефицит массы 1 степени | Гиперсония Дефицит массы 1 степени |
1 | Гипосомия Дефицит массы 2 степени | Гипосомия Дефицит массы 2 степени | Нормосомия Дефицит массы 2 степени | Нормосомия Дефицит массы 2 степени | Нормосомия Дефицит массы 2 степени | Гиперсония Дефицит массы 2 степени | Гиперсония Дефицит массы 2 степени |
Результаты исследования:
3. Динамика количественных и качественных показателей уровня физического развития , здоровья и социализации личности учащихся
(за последние 3 года).
Группы здоровья
Физкультурные группы учащихся.
Физическое развитие учащихся.
Вывод:
По результатам статистических данных исследование показало рост количества детей подлежащих к 2 и 3 группе здоровья. Увеличилось количество детей имеющих диагнозы: хронический пиелонефрит , сколиоз, заболевания глаз.
Заключение.
«… чтобы быть здоровым, нужны
собственные усилия, постоянные
и значительные. Заменить их
нельзя ничем.»
Академик Н.М.Амосов
Основная задача этой работы заключается в том, чтобы научить старшеклассников практическим умениям самоанализа и самооценки своего здоровья, изучения и оценки состояния окружающей среды, что позволит им в дальнейшем вести здоровый образ жизни. Данный материал ориентирован на личность подростка и призван мотивировать необходимость деятельности по укреплению и развитию своего здоровья, благоустройству школьных помещений и пришкольной территории.
Собрав и проанализировав информацию в рамках такого микроисследования можно разобраться с тем , ЧТО и КАК нужно делать для того , чтобы быть здоровым. Эти знания помогут нам разумно, рационально « расходовать » здоровье, какую бы профессию в будущем мы не предпочли и прожить долгую , активную жизнь.
Да будет в здоровом теле здоровый дух!
Использованная литература :
1. Анастасова Л. П., ГолъневаД. П., Короткова Л. С. Человек и окружающая среда. М., 1997.
2.Богоявленский И. Ф. Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на местах происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций: справочник. СПб., 2003.
3. Дорохов А. Про тебя самого. — М., 1989.
4. Заиманов А.С. Тайная мудрость человеческого организма: глубинная медицина. — М., 1991.
5. Зверев М.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене. М., 1999.
6. Золотарев Ю.Г. Жить не болея? Поверь и научись. — СПб., 1995.
7. Маш Р. Д. Человек и его здоровье: сборник заданий по биологии для учащихся 8 кл. М., 2004.
8. Муравьев А. Г., Пугал Н.А., Лаврова В. Н. Экологический практикум. СПб., 2003.
9. Практикум по школьной валеологии / под ред. Н. А. Пугал. М., 1996.
10. Практикум по гигиене. Биология 9 (8). Человек / Н. А. Пугал и др. М.,2002.
11. Рохлов В. С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 кл. М., 2000.
12. Сапин М. Р., Брыксина 3. Г. Анатомия и физиология человека: учеб. для 9 кл. школ с углубленным изучением биологии. М., 1998.
13. Федюкович Н.И., Тен Е.Е. Основы медицинских знаний. М., 2003.
Знакомые следы
Разлука
Прекрасное далёко
Композитор Алексей Рыбников
Две лягушки