Проблема нарушения прав ребенка становится все более актуальной в последние годы. Все ли дети знают о своих правах, и понимают о чём идёт речь в Конвенции о правах ребёнка? Говорить о соблюдении или нарушении прав ребенка можно не только на примерах из нашей жизни, но и используя литературные произведения. Сказки.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.rar | 2.05 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №72»
Научно-практическая конференция
исследовательских работ учащихся
СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК…
Автор: Суворова Дарья,
Класс: 4в
МБОУ «Гимназия №72»
Город: Прокопьевск
Научный руководитель:
Суворова Евгения Николаевна
ПРОКОПЬЕВСК – 2012
Содержание
Опрос обучающихся четвёртых классов
Все ли дети Земли живут хорошо? Ежегодно 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые не поддаются лечению, около 100 млн. детей существует за счет воровства, изнурительной работы, попрошайничества, так как покинуты своими семьями. 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу.
Проблема нарушения прав ребенка становится все более актуальной в последние годы. Все ли дети знают о своих правах, и понимают о чём идёт речь в Конвенции о правах ребёнка?
Говорить о соблюдении или нарушении прав ребенка можно не только на примерах из нашей жизни, но и используя литературные произведения. Сказки. С начала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства. Интересно, а как в сказках можно проследить нарушение прав?
Тема исследовательской работы: Сказка – ложь, да в ней намёк ...
Гипотеза. Сказки помогут детям лучше понять и запомнить свои права.
Цель исследования. Изучение основных прав ребёнка через призму знаменитых сказок.
Задачи исследования:
Объект исследования. Нарушение прав ребёнка.
Предмет исследования. Конвенция ООН «О правах ребенка», сказки.
Методы исследования. Сравнительно - сопоставительный, исследовательский.
Новизна исследования работы заключается в использовании сказок для изучения прав ребёнка.
Практическая значимость. Материалы, представленные в работе, могут быть использованы для проведения классных часов по теме «Права ребёнка».
Для того чтобы уменьшить страдания детей большинство государств в мире, проявляют заботу о детях. В США в г. Нью-Йорке находится штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН). Это международная организация, которая стремится избавить будущие поколения от войны. В эту организацию входит более 180 государств. В 1989 г. ООН был разработан и принят документ, в котором речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права. Этот документ называется «Конвенция о правах ребенка».
Правительство нашей страны тоже подписало этот документ. Нас тогда еще не было на свете, но государства многих стран думают и о будущих поколениях. Конвенция – это документ, который должны исполнять все, кто его подписал.
Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите. Также, в ней записано, что никто не имеет права издеваться над детьми, никто не имеет права похищать их, никто не должен заставлять детей выполнять непосильную работу. Конвенция – это большой документ, содержащий около 50 статей. Мы выделим лишь основные положения.
Опрос обучающихся четвёртых классов
В гимназии №72 г. Прокопьевска среди обучающихся четвёртых классов был проведён опрос. На вопрос: «Знаете ли вы свои права?», 12% из всех опрошенных ответили, что знают свои права, 35% - знают лишь о некоторых из них, 53% обучающихся – не знают о своих правах. Результаты опроса представлены на диаграмме (Приложение 1).
Исходя из вышеперечисленных результатов, можно сделать вывод о том, что нужно уделять больше внимания тому, чтобы дети знали свои права, знали о существовании законов, деклараций, конвенций, которые могут помочь детям решить проблемы, касающиеся правонарушений связанных с правами ребенка.
Для того чтобы дети знали свои права, узнали о существовании Конвенции и Декларации прав ребенка, нужно донести до них эту информацию. В этом помогут всеми нами любимые сказки. Это самый восприимчивый и интересный для детей источник.
Для анализа и исследования было использовано 10 сказок: «Гуси-лебеди», «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Золушка», «Снежная королева», «Гадкий утёнок», «Красная Шапочка», «Три поросёнка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Волк и семеро козлят».
Рассмотрев и сопоставив сказки русских и зарубежных писателей, мы пришли к следующему.
В русской народной сказке «Гуси-лебеди», нарушено право ребёнка на свободу и неприкосновенность. (ст. 34)
В сказке «Морозко», нарушено право на жизнь. (ст. 6)
В сказке С.Маршака « Двенадцать месяцев», нарушено право ребенка на заботу и попечение родителей. (ст.37)
В сказке Ш.Перо «Золушка», нарушено право ребенка на отдых, игры и веселье. (ст. 31)
В сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная королева», нарушено право: « Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать » (ст. 3)
В сказке «Гадкий утенок», нарушено право ребенка на индивидуальность.
«Ребенок не обязан быть как все». (ст.21)
В сказке С. Михалкова « Три поросенка», нарушается право спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяевами.(ст. 16)
В сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», защита прав детей находящихся в трудной жизненной ситуации. (ст. 15)
В сказках «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», вмешательство в осуществлении его права на личную жизнь. (ст. 16)
Таким образом, можно сделать вывод, что писатели и русские и зарубежные в равной мере в своих сказках, в силу своей прозорливости, ума и таланта поднимали проблему нарушения прав ребенка, хотя в то время не было ни Декларации прав ребенка, ни Конвенции о правах ребенка. И таким образом, они пытались проводить правовое воспитание через сказки.
Будущее каждого ребенка зависит от того, в каком положении находятся дети сегодня. У общества, которое не заботится о достойной жизни своих детей, не может быть полноценного будущего.
Своей работой, мы надеемся, принести пользу, думаем, что она поможет решению проблемы незнания детей своих гражданских прав. На основании проделанных исследовании разработаны вопросы викторины «Права литературных героев» (приложение 2). Эти материалы могут быть использованы для проведения классных часов по правам ребёнка.
Конечно, говоря о правах ребёнка, не следует забывать, что у каждого ребёнка есть ещё и обязанности. Но это тема уже другой исследовательской работы.
Приложение 1
Результаты опроса обучающихся четвёртых классов
Вопрос: «Знаете ли вы свои права?»
Ответ | Процент, ответивших |
Я знаю о своих правах | 12% |
Я знаю лишь некоторые права | 35% |
Я не знаю своих прав | 53% |
Приложение 2
Викторина «Права литературных героев»
ОТВЕТ - «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Гуси- лебеди».
ОТВЕТ - «Заюшкина избушка», «Три поросенка».
ОТВЕТ - «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
ОТВЕТ - «Гуси-лебеди».
ОТВЕТ - «Айболит».
ОТВЕТ – «По щучьему велению, по моему хотенью».
ОТВЕТ – «Сказка о царе Салтане».
на получение образования?
ОТВЕТ – «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
В поисках капитана Гранта
«Течет река Волга»
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Рисуем пшеничное поле гуашью
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию