Работа выполнена по теме "Русская архитектура XIV - XVII веков"
Вложение | Размер |
---|---|
"Русская Архитектура XIV-XVII веков» | 462.05 КБ |
Слайд 1
Творческая работа по истории на тему « русская Архитектура XIV-XVII веков» Выполнила ученица 10 класса Швенк Юлия 2011г.Слайд 2
Архангельский собор Собор Спаса Храм Василия Блаженного Церковь Николы Фёдора Стратилата Церковь Спаса Успенский собор Церковь Вознесения Архитектура
Слайд 3
Церковь Николы на Липне Дошедший до нас памятник самого конца XIII века — церковь Николы на Липне, выстроенная архиепископом Климентом в 1292 году, свидетельствует о том, что попытки переосмыслить старую схему церковного здания, намеченные строителями церкви Параскевы-Пятницы и особенно церкви Рождества богородицы Перынского скита, нашли свое дальнейшее развитие в конце XIII века. Исходя из старой композиции кубической, четырехстолпной, одноглавой постройки с квадратным планом, новгородские зодчие конца XIII века окончательно отказываются от старой системы посводного (по закомарам) покрытия.
Слайд 4
Церковь Федора Стратилата На Софийской стороне у перекрестка улиц Стратилатовской и Новолучанской находится церковь святого Федора Стратилата. В древности мимо нее проходили еще две улицы - Щиркова и Розважа, которые шли параллельно от Волхова в сторону вала Окольного города. Церковь св. Федора Стратилата - единственный древний храм из многочисленных каменных церквей, упоминаемых летописями, который сохранился до наших дней в Неревском конце Новгорода в пределах земляного вала. История Федоровской церкви восходит к далекому домонгольскому времени - ведь в основе ее лежит один из наиболее древних храмов Новгорода, четвертый по времени заложения после Софийского собора (1045г.), церкви Благовещения на городище (1103г.), Никольского собора на Ярославовом Дворище (1113г.). Однако этот памятник, не имеющий древней живописи и к тому же значительно перестроенный в более позднее время, до последних десятилетий не привлекал особого внимания исследователей. Его история, особенно начального периода, до сих пор изобилует белыми пятнами.
Слайд 5
Церковь Спаса (на Ильине улице) Первая Новгородская летопись содержит запись о создании храма: «В лето 6882 (1374 от Рождества Христова). Поставлена церковь святого Спаса на Ильине улице и святой (осветил ее) архиепископ новгородский Алексеи с игумены и с попы и с крилосомъ (певчими) святая София ( Софийского собора )». Храм был построен жителями Ильинской улицы — главной в Славенском конце Новгорода (торговая сторона на противоположном от Детинца берегу Волхова ). Ему предшествовала деревянная церковь, построенная епископом Никитой , и известная с XII века благодаря выносному образу Божией Матери «Знамение» , через который по преданию Новгород был чудесно спасён в 1169 году от осаждавших город суздальцев . Для чтимой новгородской святыни был устроен специальный придел , сгоревший в 1340 году. После этого для иконы был построен специальный храм Знамения, где она хранилась с 1356 года (современный Знаменский собор , построенный в 1682—1688 гг. В настоящее время чудотворная икона Знамение находится в Софийском соборе .
Слайд 6
Успенский собор в Звенигороде Успенский собор в Звенигороде – наиболее древний из сохранившихся архитектурных памятников Московского великого княжества. Он был построен вторым сыном Дмитрия Донского – князем Юрием Дмитриевичем, получившим Звенигород в удел по завещанию отца. Сооружение собора можно с наибольшей вероятностью отнести к 1399–1400 гг., когда молодой звенигородский князь, возвратясь «с великою победою и с многою корыстью» из удачного похода на волжских болгар, принялся за украшение столицы своего удела. После построения Успенского собора в Звенигороде на средства того же Юрия Звенигородского были выстроены еще два храма: Рождественский собор (1405 г.) в Саввино-Сторожевском монастыре и Троицкий собор (1423 г.) в Троице-Сергиевой лавре; Успенский собор на Городке мог быть в известной степени их прототипом. Отсюда становится очевидной необходимость тщательного изучения звенигородского Успенского собора и воссоздания его первоначального вида, основанного на точных археологических данных.
Слайд 7
Церковь Вознесения в селе Коломенское «Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде сего на Руси», – писал о ней древний летописец. Предназначению Вознесенского храма символизировать богоизбранность России и русскую идею соответствовала новая гениальная архитектура храма, подобно стреле рвущегося к небесам: шатер, положенный в основание храма вместо традиционных крестово-купольных храмов, пришедших к нам из Византии. Это был первый на Руси каменный шатровый храм. В нем выражалась, во-первых, самобытность России как самостоятельной православной цивилизации и, во-вторых, сама символическая идея шатра. Если в крестово-купольных церквях в основе планировке лежит православный крест, внутренние столбы означают опору (столпы) Церкви (оттого на них писали образы святых), а традиционное пятиглавие символизирует Господа Иисуса Христа в окружении четырех апостолов-евангелистов, то в шатровом храме смысл раскрывается иначе. Шатровая сень издревле, еще с ветхозаветных времен, символизировала святость места, над которым она возводилась. В христианской традиции шатровая сень как образ Божественной благодати возводилась над священным местом, символизируя его богохранимость и нисходящую на него благодать Божию. В шатровом церковном зодчестве сень возводилась как над храмом – домом Божиим и его алтарем, так и над молящимися в нем, а в коломенском Вознесенском храме – еще и над членами великокняжеской семьи, и особенно над рожденным по горячим молитвам наследником.
Слайд 8
Архангельский собор Первый деревянный Архангельский собор в Кремле возник на месте нынешнего, возможно, ещё во время княжения Михаила Хоробрита , брата Александра Невского , в 1247 — 1248 годах . В 1333 году , за одно лето, Иван Калита построил новый каменный храм — по обету, в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного пошедшей в рост и не давшей зёрен рожью. Новый Архангельский собор был освящён митрополитом Феогностом 20 сентября 1333 года. Согласно предположению Бетина, подтверждённому археологическими исследованиями, установлено, что Архангельский собор Ивана Калиты был большим храмом с нартексом (нартекс с приделами на хорах воспроизведён и в существующем соборе), по композиции подобном Спасо-Евфросиньевскому собору в Полоцке и Троицкому собору в Пскове, а также более позднему собору в Коломне, и, подобно им, имел динамичное завершение, сходное с завершением соборов Андроникова и Рождественского монастырей в Москве. К собору постепенно были пристроены несколько приделов.
Слайд 9
Собор Спаса на Бору Само название собора Спаса Преображения, что на Бору, казалось, говорит о его древности. Будто бы во время строительства первого деревянного собора вокруг него еще шумел дикий лес, вековой бор. Однако археологические раскопки выявили, что в том месте уже в XI веке существовал поселок с торжищем, так что можно сомневаться в существовании рядом с Кремлем дикого леса два века спустя. С большей вероятностью можно предположить, что собор был построен на месте древнего торга, ведь слово «бор» означает еще и налог, а также место, где этот налог собирали. Тогда церковь действительно стояла «на Бору», то есть там, где находилась торговая застава, у слияния рек Москвы и Неглинной, двух дорог древности. Есть версия, что первая деревянная церковь появилась в том же году, когда Даниил, младший сын Александра Невского, получил в удел Москву. Но с датами в этом случае все очень спорно. Известно, что в 1319 году в той старой церкви было временно положено тело князя Михаила Ярославича Тверского, потерпевшего в борьбе за власть с Юрием Московским поражение и убитого по повелению хана Узбека. Именно Юрий привез из Орды тело поверженного врага и не сразу передал его Твери. Зато истории каменного собора Спаса Преображения мы можем смело отсчитывать от другого сына основателя московской династии. По летописному известию в 1330 году князь Иван Калита «заложил церковь камену на Москве, близ своего двора…». Каменное строительство в некогда окраинном городе должно было в очередной раз продемонстрировать богатство и могущество московского князя.
Слайд 10
Храм Василия Блаженного Немыслимо представить себе Красную площадь без всемирно известного, неповторимого по своей красоте памятника архитектуры XVI века - Покровского собора, храма Василия Блаженного. Архитектурный шедевр, Покровский собор, - неповторимый пример столпообразной шатровой каменной архитектуры на Руси. Его восемь башен, поставленных на высокий цокольный этаж, увенчаны фигурными многокрасочными главами, которые окружают девятую, центральную башню, завершенную высоким пирамидальным шатром. Впечатление воздушности и легкости достигается умелым сочетанием и разнообразием украшающих собор деталей - карнизов, нишей, кокошников, обрамления граней башен и окон. Покровский собор с 1929 года является филиалом Государственного Исторического музея. Экспозиция музея дает представление о соборе, как об историческом, архитектурном и художественном памятнике XVI века. Разделы экспозиции знакомят с историей памятника, с образцами холодного и огнестрельного оружия, оборонительными доспехами русских воинов XVI - XVII веков ( кольчуги, шлемы, булатные сабли, шестоперы, дротики, древние фитильные пищали и бердыши рассказывают о вооружении постоянного войска Руси ). В музее можно увидеть первоклассные произведения прикладного искусства русских умельцев XVI - XVII веков: художественное шитье, ткани, изумительные поделки из металла. Неотъемлемой частью в архитектурный ансамбль Покровского собора органично вписывается монумент Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, сооруженный в память об их заслугах перед Россией в формировании народного ополчения для защиты Руси от польско-литовских интервентов ( памятник установлен в 1818 г. - архитектор Иван Мартос).
Слайд 11
Характерной чертой архитектуры XVII века было яркое декоративное убранство зданий – «дивное узорочье». Формы храмов значительно усложнились. Появилось больше внешних замысловатых деталей, для украшения церквей использовался специальный кирпич разнообразных форм. Для украшения церквей использовались многоцветные изразцы, придавшие сооружениям особую нарядность. В самом конце XVII века в России появился новый архитектурный стиль, получивший название московского барокко. Семнадцатый век – это также время строительства светских зданий: царских дворов и палат. Заключение
Ласточка
Лепесток и цветок
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Карты планет и спутников Солнечной системы
Осенняя паутина