Цель: Исследование влияния античной литературы на творчество А.С. Пушкина на разных этапах жизни и знакомство с произведениями, написанными поэтом на основе античных образцов.
Задачи: 1. Выяснить причины, побудившие интерес А.С. Пушкина к изучению античности.
2. Познакомиться с произведениями поэта как результатом его занятий древней западноевропейской литературой.
3. Выявить значение античной литературы для творчества Пушкина.
Гипотеза. Я предполагаю, что античная поэзия была одним из питательных элементов той классической почвы, на которой Пушкин стал истинным классиком русской и мировой литературы. Пушкин учился не только на античных образцах: он изучал всех классиков мира, особенно западноевропейских. Но влияние античной поэзии на Пушкина было все же значительно и плодотворно.
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_i_tvorcheskaya_deyatelnost_pushkina_otnosyatsya_k_poslednemu_godu_18_v.doc | 70.5 КБ |
Окружной конкурс творческих работ учащихся
«Интеллект, творчество, фантазия»
Тема: «Античные мотивы в лирике Пушкина»
Выполнила: Кириллова Анна
Николаевна
учащаяся 11 класса
МОУ Малотолкайской
СОШ Похвистневского района
Научный руководитель: Инкина Марина
Геннадьевна
учитель русского языка и литературы
г. Похвистнево
2007г.
Цель: Исследование влияния античной литературы на творчество А.С. Пушкина на разных этапах жизни и знакомство с произведениями, написанными поэтом на основе античных образцов.
Задачи: 1. Выяснить причины, побудившие интерес А.С. Пушкина к изучению античности.
2. Познакомиться с произведениями поэта как результатом его занятий древней западноевропейской литературой.
3. Выявить значение античной литературы для творчества Пушкина.
Гипотеза. Я предполагаю, что античная поэзия была одним из питательных элементов той классической почвы, на которой Пушкин стал истинным классиком русской и мировой литературы. Пушкин учился не только на античных образцах: он изучал всех классиков мира, особенно западноевропейских. Но влияние античной поэзии на Пушкина было все же значительно и плодотворно.
Актуальность темы:
А.С. Пушкин – родоначальник национальной русской литературы. Сообщив своему творчеству подлинную и всестороннюю народность, сделав его «поэзией действительности», явив в своих созданиях высшие образцы оригинальности, самобытности, наконец, изваяв замечательную художественную форму русского слова и русского стиха, впервые до конца обнаруживших под его резцом все безграничные возможности, все неисчерпаемое богатство, в них заключенное, - Пушкин тем самым раз навсегда поднял нашу литературу на более высокий уровень, внёс в неё новые качества, с этого времени неотъемлемо ей присущие. Именно всем этим Пушкин и сделал русскую литературу великой. Пушкин не уходил из литературы, всегда оставаясь её Солнцем., мерилом красоты. Но бурные времена часто оглушены собой и не замечают вечности. Нельзя допустить, чтобы Пушкин был сброшен «с парохода современности» Пока живо искусство, пока в душе человеческой есть жажда безграничности и высоты, творчество Пушкина изучать необходимо. И мир фольклора, и Античность, и Средневековье, и век Просвещения – все лики культуры были родными Пушкину. Не изучив творчество А.С. Пушкина, невозможно понять мир Лермонтова и Гоголя, Достоевского и Толстого, Чехова, современных писателей, выросших в восхищении им и отталкивании от него.
Жизнь и творческая деятельность Пушкина относятся к последнему году 18 в. и началу 19 в. Уже эти временные рамки позволяют нам сделать вывод о том, что Пушкин не ; мог пройти мимо античности. Она видимо и не видимо опутывала жизнь и творческий путь поэта от его детства до конца жизни. На это было несколько причин: 1) античность составляла весьма существенную часть литературы тех времен, 2) она входила в систему того времени, 3)она пронизывала насквозь культурную атмосферу, окружавшую поэта. « Каждый образованный европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных создателях величавой древности», - писал сам Пушкин, будучи уже знаменитым поэтом.1 Но «создателями величавой древности», Пушкин увлекся еще в десятилетнем возрасте. Он зачитывался древнегреческой литературой: сперва «Параллельными жизнеописаниями» Плутарха, а затем Илиадой и Одиссеем. Правда, он читает их не в подлиннике, а в довольно плохом переводе, но все же получает сильное впечатление от захватывающего содержания книг. В обширной отцовской библиотеке, где он нашел указанные сочинения, к его услугам была едва ли не вся французская литература, которую он перечитал от начала и до конца. Эта литература также прививала ему вкус к античности. И в годы обучения в лицее Пушкин приобрел немало сведений по античной истории, мифологии и главным образом искусство самостоятельного чтения -таковы источники знакомства с древним миром. Однако к античным подлинникам Пушкин обращался и теперь довольно редко, так как древнегреческого языка не знал совсем.
Из литературного творения шестнадцатилетнего Пушкина («Городок»,!815г.), мы узнаем, что он читает по античной литературе:
_____________________________________________________
1 А.С. Пушкин «О русской литературе с очерком французской.
тут и Гомер, и Вергилий, и Гораций. Но этими авторами далеко не ограничивался круг интересов Пушкина в лицейские годы. Из древнегреческих поэтов он сильно увлекается Анакреоном, которого называет своим учителем («Мое завещание») и просвещает его («Гроб Анакреона» 1815г.)- Из римских-Апулеем и Ювеналом («К Лицинию» 1815г.) Основная мысль поэта в стихотворении выражена последней строкой: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен!» Противопоставляя свободе рабство, Пушкин понимал последнее как политическую форму тирании. Стихотворение «К Лицинию» нужно рассматривать только как юношеский опыт, в котором Пушкин пробовал свои силы в создании произведения на мотивы античности. «Анакреон, Шолье» и ряд других представителей «легкой поэзии» являются вдохновителями поэта. Пушкин воспевает любовь, вино, цветы, веселье, песни-все радости жизни. Французская поэзия умела хорошо передавать эту жизнерадостную поэзию древних веков, и тем сильнее она воздействовала на юного и ищущего радости жизни Пушкина/
Если увлечение Ювеналом было мимолетным, то к Анакреону поэт возвращался еще много раз, а особенно на • последних этапах жизни.
Говоря об этих первых шагах Пушкина в работе над античной литературой, нельзя не отметить и влияние Батюшкова и Дельвига, способствовавших развитию у Пушкина интереса к античному миру. Влияние Батюшкова чувствуется в стихотворениях Пушкина «Гроб Анакреона», «Мечтатель».
Помимо всех этих влияний на развитии у Пушкина вкуса и влечения к античности, немаловажным фактором, рост общественного интереса к классической древности. Вся культурная атмосфера эпохи Пушкина была насыщена этим интересом.
В годы 1817-1820, между окончанием лицея и ссылкой на юг интерес к античности отходит на задний план, резко падает. Поездка на юг даёт новый толчок к увлечению древне-классическим миром.
В Крыму он знакомится с остатками античных городов и сооружений, которые производят на него сильное впечатление. Также он знакомится с поэзией Андре Шенье. Под этим влиянием Пушкин создает ряд шедевров в стиле греческих идиллий. Вот некоторые стихотворения Пушкина: «Дорида», «Нерида»(1820г.), «Дева», «Приметы» (1821г.), «Ночъ»(1823г.)- Все почти малого размера, но отличающиеся античной прелестью и грацией. На что Белинский ответил « это чудные изваяния, видимые слухом». Если бы мы не знали, что эти произведения вышли из-под пера Пушкина, мы бы легко могли их приписать античным поэтам.
В эти же годы южной ссылки Пушкин увлекался и римским поэтом Овидием. Он знал и раньше произведения Овидия и даже помнил некоторые из них наизусть. Он оценил в римском собрате другие стороны его поэтического искусства. Это и умение художественно изображать картины природы, и трогать читателя тоской и искренней грустью своего существования вдали от
культуры.
Сам находясь почти в таком же положении, что и Овидий Пушкин легко мог понять его настроение и мысли. Поэтому Овидий стал особенно дорог и близок Пушкину, он проводил параллель между своим творчеством и его и между своим положением и судьбой римского поэта:
«Как ты враждующей покорствуя
судьбе,
Не славой, участью я равен был
тебе». («К Овидию»)
Именно поэтому изображению печальной участи изгнанника Пушкин посвятил большое, прекрасное стихотворение «К Овидию»2.
В поэме «Цыгане» Пушкин возвращается к теме изгнанника, влагая в уста старика рассказ о «жителе полудня», который попал в изгнанье на берега Дуная. Он изображает детскую беспомощность и страдание изгнанника в чуждой ему среде, в тяжелых условиях.
Образ Овидия неотступно витает над Пушкиным и в тот или иной момент он вспоминает его. Например «Из письма к Гнедичу» (1821г.) он подчеркивает свое гордое презрение к преклонению Овидия перед Августом. Овидия вспоминает Пушкин и в послании к Чаадаеву (1821г.) Также образ Овидия наполняет собою и маленькое стихотворное послание к Баратынскому (1822г.). Хотя Бессарабия, откуда пишет Пушкин, «священная для поэта» тема, т.к. «она Державиным воспета и славой русского полна, но для Пушкина она имеет особое значение. Даже в самом Баратынском он видит живого Овидия, ведь Баратынский также был изгнанником. Тень Овидия была для Пушкина настолько священна, что и позже, уже на далеком севере, в новой ссылке, в селе Михайловском, Пушкин в послании к Языкову (1824г.) клянется овидиевой тенью.
И в «Евгении Онегине» Пушкин не забывает о своем поэтическом друге. Образ несчастного страдальца всплывает в сознании Пушкина, когда он, перечисляя познания Онегина, доходит до «Науки страсти нежной, которую воспел Назон».
В селе Михайловском, где Пушкин прожил больше двух лет, увлечение Овидием уступило место иным интересам в области римской литературы : Пушкин углубился в изучении римских историков - Аврелия и Пацита. Пушкин не оставил занятий с поэзией, главным образом греческой. Однако результаты этих занятий проявились позже, в других произведениях Пушкина.
_________________________
2А.С. Пушкин «Сочинения» Полное собрание сочинения в трех томах т.1 1957г.
В 1827 году Пушкин написал «Арион», в котором воскресил предание о спасение античного поэта. Но только он несколько изменил редакцию этого предания, т.к. первоначальный вид предания не сходился с его замыслом. Главную мысль стихотворения Пушкин свел к спасению декабристов
В следующем году Пушкин создал прекрасное «подражание Анакреону», «Кобылица молодая».
В 1830г. в селе Болдине осенью Пушкин написал четыре замечательных эпиграммы: 1)»Труд, 2)»Царскосельская статуя», 3) «Отрок». 4) «Рифма».
Первая эпиграмма обозначает окончание огромной многолетней работы над «Евгением Онегиным»; во второй он описывал поставленную в Царскосельском парке статую девы; Третья эпиграмма намекает на судьбу отрока Ломоносова, ставшего знаменитым поэтом и ученым. Но наибольшую историческую ценность, как истинно классическое произведение, представляет собой четвертое стихотворение. Пушкин повествует здесь о происхождении Рифмы, дочери Эко и Феба и воспитанницы муз. Пушкин полностью создал этот миф, основываясь лишь на образцах античных греческих генеалогий.
Последние годы жизни (1835-1836) Пушкин создал целый ряд антологических произведений.
К 1836г. относятся три стихотворения на античные мотивы: 1) «Памятник», 2) «На статую играющего в свайку» и 3) «На статую играющего в бабки».
Последние два стихотворения представляют собой подражание античным эпиграммам, в стиле греческой антологии. Они выполнены на столько качественно, что их можно принять за переводы античных произведений. Но еще замечательней стихотворение «Памятник», где Пушкин подражает знаменитой оде Горация.
« Произведения Пушкина производит на читателя впечатление. Что перед ним лежит ода Горация, а между тем это нечто самостоятельное, вариации на мотивы оды Горация. Пушкин умеет создавать иллюзию античной оды, включая в нее в то же время новое и соответствующее русской действительности содержания».3 Пушкин достигает этого эффекта благодаря тому, что сохраняет композицию горациевой оды и воспроизводит ее мотивы. Следуя Горацию, Пушкин также отмечает свои заслуги и в конце стихотворения взывает к Музе. Но Пушкин удаляет из стихотворения некоторые образы, например такие как «буйный Аквилон», как Либитину - богиню похорон, как Капитолиум, весталку и понтифика. Вместо них Пушкин заменяет более понятные русскому читателю образы и сравнения. Создавая иллюзию римской оды, Пушкин вкладывает в не содержание автобиографическое, взятое из современности, из окружающей действительности.
Итак, Пушкин на протяжении всего своего творческого ' пути не расставался с античностью, особенно с античной поэзией.
С ранних детских лет Пушкин вошел в античный мир, правда пользовался он не оригиналами, а переводами французских художников, но он сумел увидеть в них истинные черты оригинала. Он увидел именно те черты, которые были ему особенно привлекательны.
________________
3Б.П. Городецкий Лирика Пушкина 1962г
В более зрелом возрасте, но все еще молодой, но уже умудренный жизненным опытом, Пушкин не представляет себе, жизни только как наслаждения, он понимает, что жизнь включает в себя интеллектуальную работу.
В своей жизни Пушкину пришлось перенести немало страданий, достаточно вспомнить то, что еще в 20 возрасте его сослали на юг России. Но и там он не теряет своей жизненной энергии и полностью предается античной поэзии. И Овидий со своей элегической поэзией привлекает Пушкина своим образом изгнанника, он становится ему родным вдали от человеческого общества.
Пушкин сумел познать античность во всей ее красе, несмотря на незнание греческого языка. Он умел творить так как Анакреон, так как Овидий и Гораций, ни одного лишнего слова, не одного лишнего штриха - таков Пушкин и таким он будет всегда, воспитанником античной поэзии! Он не только ценил и понимал эту поэзию, он любил ее! Античная поэзия была одним из питательных элементов той классической почвы, на которой Пушкин стал истинным классиком русской и мировой литературы. Пушкин учился не только на античных образцах: он изучал всех классиков мира, особенно западноевропейских. Но влияние античной поэзии на Пушкина было все же значительно и плодотворно.
Литература.
1.Городецкий Б.П. Лирика Пушкина. М.—Л., 1962.
2. Немировский М.Я. Пушкин и античная поэзия. Орджоникидзе, 1937.
3.Пушкин А.С. « О русской литературе с очерком французской». Полное собр. Соч. Пушкина в шести томах, т.5, М.-Л., 1959.
4. Фомичев С.А. О лирике Пушкина Русская литература, 1974, №2
Окружной конкурс творческих работ учащихся
«Интеллект, творчество, фантазия»
Тема: «Античные мотивы в лирике Пушкина»
(Тезисы.)
Выполнила: Кириллова Анна
Николаевна
учащаяся 11 класса
МОУ Малотолкайской
СОШ Похвистневского района
Научный руководитель: Инкина Марина
Геннадьевна
учитель русского языка и литературы
г. Похвистнево
2007г.
Жизнь и творческая деятельность Пушкина относятся к последнему году 18 в. и началу 19 в. Уже эти временные рамки позволяют нам сделать вывод о том, что Пушкин не ; мог пройти мимо античности. Она видимо и не видимо опутывала жизнь и творческий путь поэта от его детства до конца жизни. На это было несколько причин: 1) античность составляла весьма существенную часть литературы тех времен, 2) она входила в систему того времени, 3)она пронизывала насквозь культурную атмосферу, окружавшую поэта. В годы обучения в лицее Пушкин приобрел немало сведений по античной истории, мифологии и главным образом искусство самостоятельного чтения -таковы источники знакомства с древним миром. Из литературного творения шестнадцатилетнего Пушкина («Городок»,!815г.), мы узнаем, что он читает по античной литературе:
тут и Гомер, и Вергилий, и Гораций. Но этими авторами далеко не ограничивался круг интересов Пушкина в лицейские годы. Из древнегреческих поэтов он сильно увлекается Анакреоном.
Помимо всех этих влияний на развитии у Пушкина вкуса и влечения к античности, немаловажным фактором, рост общественного интереса к классической древности. Вся культурная атмосфера эпохи Пушкина была насыщена этим интересом.
В годы 1817-1820, между окончанием лицея и ссылкой на юг интерес к античности отходит на задний план, резко падает. Поездка на юг даёт новый толчок к увлечению древне-классическим миром.
В Крыму он знакомится с остатками античных городов и сооружений, которые производят на него сильное впечатление. Также он знакомится с поэзией Андре Шенье. Под этим влиянием Пушкин создает ряд шедевров в стиле греческих идиллий.
В эти же годы южной ссылки Пушкин увлекался и римским поэтом Овидием. Он знал и раньше произведения Овидия и даже помнил некоторые из них наизусть. Он оценил в римском собрате другие стороны его поэтического искусства.
В селе Михайловском, где Пушкин прожил больше двух лет, увлечение Овидием уступило место иным интересам в области римской литературы : Пушкин углубился в изучении римских историков - Аврелия и Пацита. Пушкин не оставил занятий с поэзией, главным образом греческой. Однако результаты этих занятий проявились позже, в других произведениях Пушкина.
В 1830г. в селе Болдине осенью Пушкин написал четыре замечательных эпиграммы: 1)»Труд, 2)»Царскосельская статуя», 3) «Отрок». 4) «Рифма».
Последние годы жизни (1835-1836) Пушкин создал целый ряд антологических произведений.
К 1836г. относятся три стихотворения на античные мотивы: 1) «Памятник», 2) «На статую играющего в свайку» и 3) «На статую играющего в бабки».
Итак, Пушкин на протяжении всего своего творческого ' пути не расставался с античностью, особенно с античной поэзией.
С ранних детских лет Пушкин вошел в античный мир, правда пользовался он не оригиналами, а переводами французских художников, но он сумел увидеть в них истинные черты оригинала. Он увидел именно те черты, которые были ему особенно привлекательны.
В более зрелом возрасте, но все еще молодой, но уже умудренный жизненным опытом, Пушкин не представляет себе, жизни только как наслаждения, он понимает, что жизнь включает в себя интеллектуальную работу.
Античная поэзия была одним из питательных элементов той классической почвы, на которой Пушкин стал истинным классиком русской и мировой литературы. Пушкин учился не только на античных образцах: он изучал всех классиков мира, особенно западноевропейских. Но влияние античной поэзии на Пушкина было все же значительно и плодотворно.
Девочка-Снегурочка
Рождественский венок
Весенние чудеса
Усатый нянь
Машенька - ветреные косы