Данная научная работа посвящена средней линии трапеции. Приведено 7 способов доказательств теоремы, исключая доказательство с помощью векторов, приведенное в учебнике Л.С. Атанасяна "Геометрия 7-9 классы". При доказательстве теоремы о средней линии трапеции показаны значения других теорем: теоремы о средней линии треугольника, признаков равенства треугольников, теоремы о параллельности прямых, а также следствие из аксиомы параллельных прямых, определения средней линии треугольника, признаки и определение параллелограмма, определение вертикальных углов и их свойств, свойства углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей. При доказательстве способа 5 доказывается единственность точки. В ходе доказательств данной теоремы использовались аналитический и синтетический методы доказательства теорем.
Слайд 1
МАТЕМАТИКА Средняя линия трапеции (несколько способов доказательства) Выполнила: Гаврилова Алиса Константиновна , обучающая 8-А кл. БОУ г. Омска «СОШ № 148» Руководитель работы: Яцюк Клавдия Васильевна , учитель математики БОУ г. Омска «СОШ № 148» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ОМСКА бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 148» Омск, 2012Слайд 2
Объект исследования: трапеция, средняя линия трапеции. Цель: показать, что доказательство теоремы о средней линии трапеции с помощью векторов, приведённое в учебнике Л.С. Атанасяна «Геометрия 7-9 классы» не является единственным, что существуют и другие способы доказательства. Задачи: Изучение научной и учебной литературы по заданной теме. Привести другие способы доказательства теоремы о средней линии трапеции. При доказательстве этой теоремы показать значение других теорем: признаков равенства треугольников, теоремы о параллельности прямых, теоремы о средней линии треугольника, а также следствие из аксиомы параллельных прямых, и определение средней линии треугольника и средней линии трапеции, признаки и определение параллелограмма. Методы исследования: применение аналитического и синтетического методов доказательства теорем.
Слайд 3
А можно ли доказать? Теорема – математическое утверждение, истинность которого установлена путем доказательства [3]. Классическая теорема состоит из двух частей: из условия и заключения. Условие обыкновенно начинается со слова «если», а заключение со слова «то». Исходная теорема называется прямой теоремой Обратная теорема - если в исходной теореме условие сделать заключением, а заключение – условием. Если верна прямая теорема, то обратная теорема может быть неверной Взаимно обратные теоремы - если верны прямая и обратная теоремы
Слайд 4
Теоретическая часть
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Доказательство продолжение . 4. Рассмотрим четырёхугольники MBEN и AMNK . MB = EN и MB|| EN . Значит по первому признаку параллелограмма (если в четырёхугольнике две противоположные стороны равны и параллельны, то такой четырёхугольник – параллелограмм) четырёхугольник MBEN – параллелограмм. AM=NK и AM||NK => по первому признаку параллелограмма (если в четырёхугольнике две противоположные стороны равны и параллельны, то такой четырёхугольник – параллелограмм) четырёхугольник AMNK – параллелограмм. => MN=BE и MN=AK ; MN||BE и MN||AK (как противоположные стороны параллелограмма) => MN|| BC и MN|| AD . 5. Т . к . MN= BE, MN=AK , то MN=BC+CE . Сложив эти равенства, получаем: AD = AK + KD , а т.к. KD = CE , то AD = AK + CE => 2 MN = AD + BC . Теорема доказана. Дано: ABCD - трапеция, MN - средняя линия трапеции. Доказать : М N II AD; MN II BC; MN = ( AD + B С ) Теорема: Средняя линия трапеции параллельна основаниям и равна их полусумме. Доказательство № 7 .
Слайд 15
Заключение Поставленная цель достигнута. Теорема о средней линии трапеции доказана семью способами с помощью признаков равенства треугольников, теорем о параллельности прямых, теоремы о средней линии треугольника, признаков и определения параллелограмма, а также следствий из аксиомы параллельных прямых и определений средней линии треугольника, средней линии трапеции. Выше изложенные доказательства и моделирование ситуаций помогут мне при решении задач.
Слайд 16
Литература Атанасян Л.С. «Геометрия 7-9. Учебник для 7-9 классов средней школы». М.: Издательство «Просвещение» 2010 г. Далингер В.А. «Методика работы над формулировкой и доказательством и закреплением теоремы». Омск. Издательство «ОмИПКРО» 1995 г. Математическая энциклопедия под редакцией И.М. Виноградова. М.: Изд. Советская Энциклопедия, 1984 г, том 4 и том 5. Погорелов А.В. «Геометрия 7-11. Учебник для 7-11 классов средней школы». М.: Издательство «Просвещение» 2010 г. Энциклопедия для детей. Том 11. Математика/ Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2000 г. Якушева Г.М. «Математика. Справочник школьника». М.: Издательство «Слово» 1995 г. Якушева Г.М. «Решение задач по математике. Справочник школьника». М.: Издательство «Слово». 1996 г.
Слайд 17
Браво, Феликс!
Любимое яичко
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Цветение вишни в лунную ночь
Философские стихи Кристины Россетти