Российского школьника невозможно представить без портфеля, который должен соответствовать санитарно-гигиенических требований. Однако не все родители их учитывают при покупке портфеля, что можен привести к нежелательным последствиям...
Вложение | Размер |
---|---|
kakim_dolzhen_byt_shkolnyy_portfel.doc | 623 КБ |
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №1»
п.Палатка
«Каким должен быть школьный портфель».
Выполнили: ученицы 4 б класса
Понеделко Наталья и
Реброва Ирина
Руководитель: Романенко Г.А.
учитель начальных классов
п. Палатка 2012год
Содержание
1.Введение…………………………………………………………… ........................ 2
2.Основная часть:
2.1. Выбор правильного портфеля………………………………………………...2
2.2.Экспериментальная часть………………………………………………………3
3. Заключение…………………………………………………………………………….4
4. Опыт зарубежных стран……………………………………………………………..4
5. Рекомедации ………………………..………………………………………………...5
6. Литература и информационные ресурсы..…………………………….………....6
7. Приложение………………………………………………………………………...….7
1.Введение.
Вопрос сохранения своего здоровья всегда был актуальным для людей. Здоровый позвоночник и осанка – это очень важно, потому что от этого зависит здоровье всего организма. Поэтому детям нашего возраста надо соблюдать ограничения в подъёме тяжестей. Из медицинской литературы известно, что ношение слишком больших тяжестей может вызвать искривление позвоночника и даже остановку роста. Мы каждый день носим в школу портфель, иногда он бывает очень тяжёлым, поэтому нас заинтересовал этот вопрос.
Гипотеза: тяжёлые ранцы могут пагубно сказаться на здоровье школьников.
Цель исследования:
Задачи:
Объект исследования:
2.Основная часть.
2.1. Выбор правильного портфеля.
Свою исследовательскую работу мы начали с вопроса, как должен выглядеть портфель младшего школьника ,и пришли к выводу, что это обязательно должен быть ранец (согласно положению СанПина 2.4.2.2821-10.)
Ранец - это рюкзак с жёсткой спинкой и широкими лямками, максимально приспособленный для переноски школьных принадлежностей. Первое и основное отличие ранца от рюкзаков: ортопедическая задняя стенка. Это гарантия здоровья спины ребёнка даже при условии большой нагрузки учебниками. Ортопедическая спинка позволяет оптимально распределить нагрузку на позвоночник и не допустить его искривления.
Школьный ранец должен быть выполнен из гигиеничного водоотталкивающего лёгкого материала.
У хороших ранцев ручка сделана так, что ребенку трудно постоянно носить его в руке: портфель будет висеть под углом. Это лишний стимул надеть его на спину!
В отличие от портфеля, школьный ранец не вредит позвоночнику, наоборот - помогает ему находиться в правильном положении. Это исключает такое заболевание, как СКОЛИОЗ – искривление позвоночника.
Далее мы выяснили, сколько должен весить школьный портфель.
По санитарным нормам вес портфелей не должен быть больше одной десятой веса ученика.
Ученые в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20 и 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине, нарушалось кровообращение в организме.
Ношение портфеля, превышающего допустимые нормы, влияет на позвоночный столб и внутренние органы, к тому же ребёнок физически утомляется, идёт нагрузка на сердце. В ближайшем будущем это привёдет к возникновению болей в спине, искривлению позвоночника, испортит осанку и походку, может вызвать радикулит и другие заболевания. Помимо всего перечисленного возможно опущение внутренних органов, особо тяжело это может сказаться на здоровье наших девочек — будущих мам. Вот почему так важно соблюдать установленные СанПиНом требования.
- По словам доктора биологических наук, профессора Валентина Сонькина, максимальный вес груза, который может переносить без ущерба для здоровья ученик начальных классов, составляет 2 кг, для детей 11-13 лет этот вес составляет 3 кг. Избыточный вес ранца увеличивает опасность заболеваний суставов рук. У детей, постоянно носящих тяжести, может развиться плоскостопие. Тяжелый ранец, как и любой другой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, успеваемость страдает.
2.2. Экспериментальная часть.
Далее мы провели эксперимент в 1-м классе МБОУ «СОШ №1» п.Палатка.
В нашем эксперименте участвовало 22 ученика первого класса. И мы выяснили, что только у 12-ти учеников – ранцы, у остальных 10 учеников - рюкзаки, что составляет 46% от всего класса.
Далее мы взвесили портфели всех учеников 1-го класса и оказалось, что. самый тяжёлый портфель был у Махановой Насти ( 4 кг), самые лёгкие портфели у Москалёвой Марии (1,9 кг), Неуймина Виталия (1,9 кг) и Вражевских Владислава (1,9 кг)
Почему же у учеников разный вес портфелей? Чтобы ответить на этот вопрос мы сначала взвесили пустые портфели учеников. По санитарным нормам вес пустого портфеля не должен превышать 700 граммов. Оказалось, что только у 14-ти учеников вес пустого портфеля не превышает 700 граммов, у остальных 8-ми учеников вес пустого портфеля тяжелее нормы..
Далее мы провели опись содержимого портфелей учеников, и выяснилось, что многие ребята носят в школу лишние вещи:
--- Игрушки,
--- Лишние канцелярские принадлежности, сотовые телефоны,
--- Художественные книги и раскраски с наклейками,
--- Еду (чипсы, семечки, шоколадки.)
В результате проведённого нами эксперимента выяснилось, что у 12 учеников из 22 масса портфеля с учебными принадлежностями находится за пределами допустимой нормы ( приложение 1). У таких детей часто наблюдаются такие симптомы, как
3. Заключение.
Таким образом, здоровье ребенка зависит от множества причин, не все из которых находятся в нашей власти. Но сделать так, чтобы какая-то часть их не ложилась бременем болезни на детей, вполне по силам взрослым.
Вывод, к которому мы пришли в ходе своего исследования такой:
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развивается молодой организм. Осанку школьникам портят тяжёлые ранцы и особенно – портфели. Постоянная неравномерная нагрузка на неокрепший позвоночник может привести к ряду заболеваний: формированию неправильной осанки, сколиозу.
4.Опыт зарубежных стран.
Опыт зарубежных стран в решении проблемы снижения веса портфеля
Указанная проблема стоит не только в нашей стране. Например, в августе 1996 г. министерство образования Австрии также приняло решение об ограничении максимального веса школьных портфелей и рюкзаков 10 % от веса тела школьника.
На Тайване уже создали 10-дюймовый планшетный ПК, который имеет массу чуть более килограмма.
О намерении заменить учебники ноутбуками пару лет назад заявили и власти Малайзии. Они предложили компьютерным компаниям разработать дешевый и практически невесомый компьютер стоимостью не более 50 долларов, который ученики могли бы использовать от начальных классов до института. Загружаешь в него нужный диск – и читаешь учебник, даже клавиатура не нужна.
В Америке уже давно нашли выход в двойном комплекте учебного набора. В школах за каждым закреплен личный ящик, в который ученик может положить все, что потребуется на занятиях. Очень удобно – один комплект дома, другой в школе.
Школьные рюкзаки, без которых невозможно представить современных российских учеников, во многих штатах Америки запрещены. Калифорнийский закон предусматривает приличных размеров штрафы родителям и школам за ношение рюкзаков, которые могут спровоцировать искривление позвоночника. Школьники должны пользоваться исключительно сумками на колесиках.
В Европе облегчают вес портфелей по-своему – детям на занятиях выдают листы с раскрытой темой урока и снабжают ксерокопиями страниц того же учебника. Они ходят в школу налегке, а дома подшивают в папку школьную лекцию.
В западных странах уже выпустили бронированные ранцы и рюкзаки, которые защищают даже от пуль. А в Японии родители покупают своим детям портфели с GPS-навигацией, чтобы всегда быть в курсе их перемещений.
РЕКОМЕНДАЦИИ
УЧЕНИКАМ:
РОДИТЕЛЯМ:
УЧИТЕЛЯМ и АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛЫ:
Литература и информационные ресурсы.
Приложение 1.
№ | Ф.И.ученика | Вес ученика | Вес правильного портфеля | Фактический вес портфеля | Вес пустого портфеля | Вид портфеля | Вывод (Соответствие по весу) |
1. | Брянцева Алина | 23 кг | 2,3 кг | 2,5 кг | 1,1 кг | ранец |
2. | Васильев Женя | 22 кг | 2,2 кг | 2,5 кг | 0,9 кг | Ранец |
3. | Власова Катя | 36 кг | 3,6 кг | 2,9 кг | 0,9 кг | Рюкзак | Норма |
4. | Волкова Настя | 25 кг | 2,5 кг | 2,4 кг | 0,6 кг | Ранец | Норма |
5. | Воронцова Злата | 19 кг | 1,9 кг | 3,4 кг | 0,7 кг | Рюкзак |
6. | Вражевских Влад | 23 кг | 2,3 кг | 1,9 кг | 0,4 кг | Рюкзак | Норма |
7. | Гончаренко Максим | 42 кг | 4,2 кг | 2,25 кг | 0,7 кг | Ранец | Норма |
8. | Давкова Катя | 25 кг | 2,5 кг | 2,7 кг | 0,7 кг | Ранец |
9. | Здеба Алёша | 32 кг | 3,2 кг | 2,9 кг | 0,6 кг | Рюкзак | Норма |
10. | Колесник Никита | 30 кг | 3 кг | 2,2 кг | 0,6 кг | Рюкзак | Норма |
11. | Маханова Настя | 37 кг | 3,7 кг | 4 кг | 1,1 кг | Ранец |
12. | Москалёва Мария | 25 кг | 2,5 кг | 1,9 кг | 0,7 кг | Рюкзак | Норма |
13. | Мустафаева Милана | 22 кг | 2,2 кг | 3,2 кг | 0,9 кг | Рюкзак |
14. | Неуймин Виталя | 25 кг | 2,5 кг | 1,9 кг | 0,7 | Рюкзак | Норма |
15. | Овчаренко Ксения | 24 кг | 2,4 кг | 2,3кг | 0,7 кг | Ранец | Норма |
16. | Остяков Вова | 22 кг | 2,2 кг | 2,9 кг | 0,6 кг | Ранец |
17. | Плохих Алёша | 29 кг | 2,9 кг | 3 кг | 1 кг | Ранец |
18. | Смирнов Семён | 30 кг | 3 кг | 2,8 кг | 1 кг | Ранец | Норма |
19. | Смирнов Дима | 24 кг | 2,4 кг | 2,3 кг | 0,5 кг | Ранец | Норма |
20. | Солохина Настя | 28 кг | 2,8 кг | 2,4 кг | 0,4 кг | Ранец | Норма |
21. | Тарануха Виталя | 23 кг | 2,3 кг | 3 кг | 1,2 кг | Рюкзак |
22. | Яковенко Настя | 22 кг | 2,2 кг | 3,1 кг | 0,7 кг | Ранец |
Оказывается, что и размеры ранца тоже имеют значение. Для учащихся 1–4-х классов они следующие:
Практически полностью соответствуют данным размерам ранцы у 8 учеников нашего класса.
В своей работе я использовала следующие методы:
Я предлагаю комплекс упражнений для профилактики СКОЛИОЗА. Ведь заболевание легче предупредить, чем лечить. (см. приложение)
Серебряное копытце
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
3 загадки Солнечной системы
Весенние чудеса
Золотая хохлома