РЕЦЕНЗИЯ
на работу ученика 9А класса 229 школы Фиронова Егора
«АРКТИКА И ПРОБЛЕМА АРКТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ»
Актуальность заявленной темы неоспорима и владеет умами с 90-х годов XX века, при том, что начало раздела Арктики на национальные сектора было положено более ста лет назад в 1909 году, когда правительство Канады объявило суверенитет над землями, расположенными между Северным полюсом и материковой частью суши. По прогнозам экспертов глобальные климатические перемены, затрагивающие Арктический регион позволят начать массированную геологоразведку и промышленное освоение отдельных его частей уже с 2020 года (по более осторожным оценкам с 2040). Богатейшие запасы минеральных ресурсов и перспективность развития стратегически важных транспортных маршрутов сделали Север в целом и Арктику в особенности интереснейшим объектом для многих стран, причём, не только приарктических. Для России Арктический регион стал одним из приоритетных при разработке стратегий экономического развития страны, а так же в вопросах внешней политики. В этих условиях особенно остро встает вопрос о международно-правовом статусе Арктики, о необходимости решить многолетние территориальные споры и установить многосторонний политический диалог при участии всех приарктических государств – Дании, Канады, Норвегии, России и США.
В работе использованы известные результаты научных исследований, приведен достаточно серьезный список цитируемой литературы, что говорит о владении автором работы не только знаниями в пределах школьной программы, но и хорошую степень осведомленности в вопросах озвученной проблемы, умение пользоваться современным и ретроспективным материалом, и выстраивать его логически выверенно. Интересно и полно рассмотрен вопрос о Северном морском пути, как о стратегически важном маршруте, в развитие которого как долгосрочного проекта заинтересованы и другие приарктические и не только государства, в частности, США. Очень подробно освещен вопрос, связанный с ратификацией Россией в 1997 году Конвенции ООН по морскому праву, что на данном этапе является серьёзным препятствием на пути решения нашей страной территориальных проблем в Арктике, связанных с 200-мильной экономической зоной. Уделено внимание спорам вокруг подводных арктических хребтов Ломоносова и Менделеева, доказательство принадлежности которых к континентальному шельфу России даст ей право на дополнительные 1,2 миллиона квадратных километров площади в Арктике и на разработку колоссальных месторождений нефти и газа в треугольнике Чукотка - Мурманск - Северный Полюс.
Работа выстроена грамотно в соответствии с заявленной структурой, все разделы освещены в достаточной степени, что удовлетворяет требованиям к школьным рефератам.
Вложение | Размер |
---|---|
fironov.doc | 112.5 КБ |
2
«АРКТИКА И ПРОБЛЕМА АРКТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ»
Содержание
Введение
Природное богатство Арктики
Стратегия России как политического игрока в Арктическом регионе
Арктика как «мировая арена»
Системный подход к совершенствованию ресурсообеспечения
Заключение
Список литературы
Арктическое направление государственной политики России представляет собой комплекс мер, сконцентрированных на развитии и всестороннем освоении арктических территорий, на которые распространяется суверенитет государства, а также международно-правовом оформлении внешних границ нашего континентального шельфа - получении научных доказательств принадлежности хребта Ломоносова к континентальной платформе. Реализация данных принципов предусматривает активную работу, как во внутренней, так и во внешней политике. Данный регион является уникальным по своему потенциалу и стратегическому положению - северная (арктическая) морская граница России составляет порядка 20 тыс. км; здесь пролегает Северный морской путь, стратегический маршрут международного судоходства; уже сейчас Арктика обеспечивает около 11% национального дохода России, здесь создается 22% объема общероссийского экспорта.
Арктика играет особую роль в глобальных процессах, определяющих климат Земли. Северный Ледовитый океан сильно влияет на циркуляцию воды в Мировом океане и движение воздушных масс. Поэтому слежение за изменениями циркуляции воды и воздуха здесь должно производиться постоянно.
Россия на протяжении своей истории (от новгородской вольницы и арктических походов поморов до покорителей Северного полюса) всегда стремилась на Север. Результатом этой многовековой деятельности стало освоение приполярной зоны на протяжении без малого половины (44 %) дуги Полярного круга, что приблизительно вдвое больше, чем у следующей за ней Канады. 85 % российского шельфа приходится именно на Арктику
Природное богатство Арктики
Арктика чрезвычайно богата практически всеми видами природных ресурсов. По данным Геологической службы США, потенциальные запасы нефти в этом регионе составляют 90 млрд. баррелей, газа - 47,3 трлн. куб. м, газового конденсата - 44 млрд. баррелей . Наибольшими среди арктических стран запасами углеводородов, по оценкам, располагает Россия. В районах, которыми она уже владеет и на которые претендует, находится более 250 млн. баррелей нефти и газа в нефтяном эквиваленте, что составляет 60,1 % всех запасов Арктики. Прилегающий к территории России арктический шельф может стать в XXI в. основным источником углеводородного сырья как для самой России, так и для мирового рынка. Из 6,2 млн. кв. км российского континентального шельфа* интерес для поиска нефти и газа представляют 6 млн., т.е. почти вся его площадь, из них 4 млн. кв. км - это наиболее перспективные участки .
В арктической зоне сосредоточена большая часть российских запасов золота (40 %), хрома и марганца (90 %), платиновых металлов (47 %), коренных алмазов (100 %), вермикулита (100 %), угля, никеля, сурьмы, кобальта, олова, вольфрама, ртути, апатита (50 %), флогопита (60-90 %). Общие кондиционные прогнозные ресурсы залегающих здесь углей оцениваются как минимум в 780 млрд. т, из них 599 млрд. т – энергетических и более 81 млрд. т - коксующихся. Здесь же добывается 100 % алмазов, сурьмы, апатита, флогопита, вермикулита, редких и редкоземельных металлов, 98 % платиноидов, 95 % газа, 90 % никеля и кобальта, 60 % меди и нефти .
Общая стоимость минерального сырья в недрах арктических районов России, по оценкам, превышает 30 трлн. дол, причём две трети этой суммы приходится на долю энергоносителей. А общая стоимость разведанных запасов - 1,5-2 трлн. дол. Это говорит о низкой степени разведанности, а тем более освоения недр, и не позволяет в полной мере реализовать потенциал макрорегиона .
Арктическая морская среда является ареалом распространения множества уникальных видов животных, среди которых наиболее редкими являются белый медведь, нарвал, морж и белуха. Более 150 видов рыб населяют арктические и субарктические воды, в том числе важнейшие для рыбного промысла треска и американская камбала. Именно рыбохозяйственный комплекс арктической зоны обеспечивает до 15 % вылова водных биоресурсов и производимой в Российской Федерации рыбной продукции.
Стратегия России как политического игрока в Арктическом регионе
В рамках своего геополитического положения Арктика является единственным на данный момент регионом, не разделённым на секторы по территориальной принадлежности участков между приграничными государствами. Отсутствие надлежащего правового закрепления статуса арктического региона порождает соперничество политических игроков в их стремлении утвердить на части Арктики свои права. В связи с этим государства, претендующие на арктические территории - Россия, США, Канада, Дания, Норвегия (некоторыми исследователями выделяются так же Исландия и Финляндия), - ведут активные действия по освоению ближайших к их континентальным границам шельфовых территорий в рамках двухсотмильной зоны, утверждённой Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года.
Кроме того, политическими игроками разрабатываются программные документы и стратегии, определяющие политику конкретного государства в арктическом регионе. Так, в декабре 2008 года администрацией США была обнародована директива по региональной политике в Арктике, постулирующая возможность организации ПРО, стратегического сдерживания и морского присутствия в арктических водах. В свою очередь, Совет Безопасности России разработал государственную стратегию по освоению арктических пространств; именно ей будет отведена роль "дорожной карты" России в Арктике.
Тема активного освоения арктических территорий получила широкое обсуждение в рамках мирового информационного политического пространства (ИПП), сферы публичной политики и области принятия решений. На сегодняшний день количество официальных сообщений политических акторов и комментариев и прогнозов экспертов позволяет автору говорить об оформлении в рамках ИПП отдельной повестки дня, посвященной действиям политических акторов в арктическом регионе. В рамках этой повестки дня выдвигаются сценарии решения "арктического вопроса" о принадлежности территории и ресурсов континентального шельфа тому или иному актору, создаются модели вероятных конфликтов в Арктике (в том числе, с применением военной силы), разрабатываются стратегии действий отдельных акторов в различных ситуациях по сферам (дипломатическая, международно-правовая, военно-политическая, экономическая, информационная и др.).
Стоит отметить, что данная повестка дня в целом носит негативный характер: это связано с многочисленными заявлениями политических акторов о военном присутствии в Арктике, возможных экологических катастрофах, связанных с глобальным потеплением, неадекватном поведении коллег в ходе освоения региона. Сообщения о расширении взаимодействия между акторами и недопущении конфликтов в регионе являются формальными дипломатическими высказываниями и не перевешивают в качественном плане общий негативный характер информации. Так, в Концепции внешней политики России, утверждённой новым Президентом РФ Дмитрием Медведевым в июле 2008 года, Баренцев/Евроарктический регион и Арктика в целом заявлены как плацдарм для сотрудничества и реализации "в рамках многосторонних структур совместных проектов". Также в Концепции отмечается заинтересованность России "в дальнейшем наращивании динамики двусторонних торгово-экономических связей и инвестиционного сотрудничества, во взаимодействии в Арктике" на североамериканском направлении, а именно, в двусторонних отношениях с Канадой.
В этом отношении способствовать изменению характера повестки дня могло бы разрешение давнего приграничного спора России и Норвегии о статусе так называемой "серой зоны" в 175 тыс. км., и снятие неопределённости в отношении границы нашей страны с США по Берингову проливу. Укрепить созидательную роль России поможет развитие приграничного сотрудничества российских регионов (Мурманской, Архангельской областей, Камчатского края) с соседними государствами (Норвегией, Финляндией, США и Канадой), а также развитие самих регионов (улучшение социально-экономического и инвестиционного климата). Это поможет подкрепить тот внешнеполитический образ России, который формируется в международном пространстве: сильной, развитой, суверенной державы.
Приоритетной задачей России является формирование у мирового сообщества понимания стратегической необходимости освоения Арктики как региона, свободного от конфликтов и соперничества. Здесь важным пунктом взаимодействия может стать стремление военно-политического блока НАТО участвовать в отстаивании интересов стран-членов организации в арктическом регионе. В организации состоят четыре из пяти активных игроков на арктическом пространстве (Дания, Канада, Норвегия, США) В данном случае блок НАТО становится отдельным самостоятельным политическим актором, претендующим на фиксирование своих позиций в Арктике. При этом и страны-участники блока, как и Россия, заявляли о недопустимости милитаризации Арктики. Поэтому стратегическая задача российского внешнеполитического и военно-политического руководства - определить и документально закрепить сферы ведения политических акторов (отдельных государств, их содружеств и объединений, в первую очередь, НАТО - в военных вопросах и ЕС - в вопросах использования базы Шпицберген), ограничив для последних область компетенции.
30 июн - РИА Новости. Россия намерена расширить свое присутствие в Арктике, заявил премьер-министр и лидер единороссов Владимир Путин, выступая на межрегиональной конференции "Единой России" в четверг.
"Хочу здесь подчеркнуть: свое присутствие в Арктике Россия намерена, безусловно, расширять. Мы открыты для диалога с нашими зарубежными партнерами, со всеми соседями по Арктическому региону, но, разумеется, собственные геополитические интересы будем защищать твердо и последовательно", - сказал Путин.
Путин признался, что увиденный в российской Арктике мусор привел его в ужас
Премьер также отметил необходимость "провести настоящую генеральную уборку в этом регионе, утилизировать мусор, пресловутые бочки с горюче-смазочными материалами, которые десятилетиями копились вокруг станций, военных баз и северных поселков".
"Я был там в прошлом году, посмотрел: ужас какой-то, все брошено в таком количестве, в котором и не снилось, во многих местах проржавели эти бочки, все вытекает наружу", - сказал Путин.
Путин напомнил об уязвимости экосистемы Арктики и подчеркнул, что, если в настоящее время не начать заниматься данной проблемой, то последствия бесхозяйственности могут быть необратимыми.
Лидер "Единой России" также призвал не забывать о бережном отношении к традициям и хозяйственному укладу коренных народов Севера. "Самобытность культуры, образа жизни нужно обязательно учитывать при развитии социальной сферы, системы образования и здравоохранения, формировании информационной среды", - сказал он.
При этом ни один индустриальный проект в российской Арктике не будет реализован без учета самых строгих экологических стандартов, подчеркнул Путин.
Согласно Конвенции ООН по морскому праву, прибрежные государства имеют суверенное право разведки и разработки природных ресурсов на континентальном шельфе, который является продолжением ее территории. Ранее Россия представила в комиссию ООН по морскому праву свою заявку на арктический шельф, однако она была отклонена в связи с недостатком информации.
Если Россия докажет, что подводные арктические хребты Ломоносова и Менделеева, которые тянутся к Гренландии, являются геологическим продолжением ее континентального шельфа, то сможет получить право на дополнительные 1,2 миллиона квадратных километров площади в Арктике и на разработку колоссальных месторождений нефти и газа в треугольнике Чукотка - Мурманск - Северный Полюс.
Как ожидается, уточненная заявка России на арктический шельф будет готова к декабрю 2013 года и ориентировочно в начале 2014 года будет подана в ООН.
Арктика как «мировая арена»
, 6 июл - РИА Новости. Экономическим интересам России в Арктике в последнее время все чаще угрожают страны НАТО и ряд восточноазиатских государств, заявил главком ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий.
"В настоящее время в Арктике концентрируется широкий спектр вызовов и угроз..., которые могут негативно влиять на состояние экономических интересов РФ", - сказал Высоцкий, выступая на заседании морской коллегии при правительстве РФ.
"В последнее время мы получаем подтверждения, что Североатлантический альянс обозначил Арктику зоной своих интересов", - сообщил главком. По его словам, действия этих стран приобретают "системный, коалиционный характер".
Он также сообщил, что в Арктике "активизировалась деятельность ряда восточноазиатских государств". Среди них Высоцкий назвал Китай, Японию, Корею и такие "всем известные арктические страны", как Малайзия и Таиланд.
Главком ВМФ РФ отметил, что в ответ Россия модернизирует свои боевые силы Тихоокеанского и Северного флотов. Кроме того, соединения этих флотов постоянно проводят учения, сообщил Высоцкий.
Он добавил, что недавно начато серийное строительство ряда кораблей, которые пополнят силы этих флотов.
Высоцкий также попросил морскую коллегию принять решение об обеспечении базирования сил ВМФ в ряде арктических портов, среди которых он назвал Диксон, Дикси и Певек.
На минувшей неделе глава Минобороны РФ Анатолий Сердюков заявил о планах создать две воинские бригады для защиты интересов России в Арктике. Они будут дислоцированы, возможно, в Мурманске или Архангельске.
Министр тогда особо подчеркнул, что при создании двух бригад будет учитываться опыт вооруженных сил Финляндии, Норвегии и Швеции, где подобные соединения существуют давно.
В соответствии с общепринятым географическим определением Арктикой считается район, расположенный севернее полярного круга (66о33" с.ш.), площадь которого составляет 21 млн. кв. км [1]. /…/ В пределах Арктики расположены территории, континентальные шельфы и исключительные экономические зоны восьми арктических государств - России, Канады, США (Аляска), Норвегии, Дании (Гренландия и Фарерские острова), Финляндии, Швеции и Исландии. Максимальную протяжённость границ в Арктике имеет Россия.
Проблемы границ Арктического региона
К настоящему времени внешние границы арктической зоны РФ чётко не определены, поскольку существовавшие прежде морские границы в этом регионе сегодня не признаны многими государствами и международными организациями. Ещё в 20-е гг. прошлого века пять стран - СССР, Норвегия, Дания, США и Канада - с молчаливого согласия остальных поделили Арктику на отдельные сектора. Каждая из пяти претендовавших на океанские воды «заполярных» стран просто продолжила свои границы по меридианам до Северного полюса. Естественно, что России при этом досталось около трети всей площади шельфа Арктики. Однако в последние годы многие страны стали находить такое решение несправедливым, особенно в свете прогнозируемого освобождения полярных морей ото льда, возможности за счёт этого расширить международное судоходство и начать добычу углеводородов в морях Северного Ледовитого океана.
Основанием для начала разговоров о переделе Северного Ледовитого океана стала подписанная в 1982 г. Конвенция ООН по морскому праву. Согласно ст. 76 этого документа, права пяти названных выше государств, территории которых частично расположены внутри Полярного круга, распространяются исключительно на их экономические зоны (200 морских миль от побережья, или примерно 370 км). Только в пределах этой зоны государствам разрешено разведывать и разрабатывать месторождения полезных ископаемых [23]. В соответствии с Конвенцией ни одна страна не владеет Северным полюсом и морями вокруг него. Решением вопросов, связанных с полярными областями, занимается специальная комиссия ООН по шельфу (International Seabed Authority). Конвенция ООН по морскому праву также объявила недра морей и океанов за пределами 200-мильной зоны общим наследием человечества, а значит, любое государство имеет право подать заявку на разработку участка арктического шельфа.
Ведущие мировые державы - Япония, Германия, США - уже готовятся к переделу арктических пространств, 1,2 млн. кв. км которых принадлежат России. Только в 1998 г. США, Норвегия и Германия организовали в этом районе 10 морских научных экспедиций. Норвегия даже проводила тайные бурения морского дна. Китай открыл исследовательскую станцию на Шпицбергене и дважды отправлял в северные моря ледокол «Снежный дракон». В освоении месторождений Баренцева моря хочет принимать участие и Индия. А атомные подводные лодки США уже несколько лет изучают морское дно Арктики [24].
Претензии на участие в разработке недр океанского дна время от времени предъявляют и другие северные страны: Исландия, поскольку северная оконечность принадлежащего ей острова Гримси находится на границе Полярного круга; Швеция, поскольку многие географические открытия в Арктике были совершены викингами, и Финляндия.
Конвенция ООН по морскому праву предусматривает, что страна, ратифицировавшая этот документ, может подать заявку на дополнительные участки шельфа через 10 лет после ратификации. Норвегия ратифицировала Конвенцию в 1996 г., Россия – в 1997 г., Канада – в 2003 г., Дания – в 2004 г. Во всех этих странах разрабатываются проекты расширения своих экономических зон в Арктике.
Однако в этой внешне простой схеме есть свои подводные камни. Например, если принадлежащий какой-либо стране континентальный шельф простирается за пределы 200-мильной зоны, то она имеет приоритетное право на разведку и разработку подводных полезных ископаемых. Правда, государство-заявитель сможет официально получить это право лишь через 10 лет после подачи заявки в соответствующую комиссию ООН. Этим положением решили воспользоваться арктические страны.
Как известно, от Канады до России через Северный полюс проходит подводная горная гряда - хребет Ломоносова. По сути, это трансарктический мост протяжённостью 1,8 тыс. км и шириной 200 км. Если будет доказано, что хребет является продолжением континентального шельфа России, то зона её экономических интересов может быть расширена, но не далее 350 миль от границы территориальных вод. Россия в 2001 г. уже подала в Комиссию ООН заявку на расширение своей исключительной экономической зоны на 1,2 млн. кв. км. Комиссия ООН, в свою очередь, попросила представить дополнительные доказательства принадлежности хребта Ломоносова именно российскому континентальному шельфу [25].
Эксперты других стран стремятся доказать, что хребет отделён от материка мощным Северным разломом, а значит, не является продолжением Сибирской континентальной платформы, и Россия не может на него претендовать. Убедиться в противном можно только основываясь на результатах глубоководного бурения, но специальных кораблей для этого в нашей стране нет. Такие суда имеются у Японии, США и Англии, но их, по-видимому, в аренду России никто не сдаст. А сейсмическое зондирование, которое позволяет определить состав пород, составляющих хребет Ломоносова, будет, скорее всего, признано косвенным доказательством.
В мае 2008 г. в Гренландии состоялась международная конференция с участием представителей США, России, Норвегии, Дании и Канады, посвящённая формированию новых принципов раздела Арктики. Хотя на этой встрече такие принципы не были определены, но участники объявили, что намерены поделить между собой значительные полярные области [26].
После принятия Конвенции по морскому праву на морских границах сразу же появились спорные участки. Так, например, до сих пор не проведена граница между Россией и Норвегией в Баренцевом море, за исключением Варангер-фьорда. Переговоры о разграничении остальных пространств ведутся с 1970 г., причём тогда Советский Союз настаивал на делимитации по западной границе своих полярных владений, а Норвегия - по срединной линии. Из-за этого примерно 175 тыс. кв. км акватории до сих пор считаются спорной территорией. Норвегия вообще достаточно вольно трактует положения Конвенции. Например, в районе Шпицбергена она в одностороннем порядке установила свою 200-мильную экономическую зону, с чем не со-гласна Россия. Потому-то в этом районе регулярно возникают конфликтные ситуации между норвежскими пограничниками и российскими рыболовными судами [27, 28]. Как видно, решение вопроса о принадлежности арктического шельфа зависит не только от результатов научных исследований. Теперь эта проблема становится ещё и политической. Борьба за обладание природными ресурсами Арктики только начинается.
Северный морской путь
Открытый в середине 30-х годов прошлого века Северный морской путь стал итогом многовекового освоения северных окраин России. В настоящее время этот маршрут является международным транспортным коридором и единственным межрегиональным путём завоза грузов в арктические районы российского Крайнего Севера. СМП также служит связующим звеном для культурного обмена народов, населяющих арктические районы, и играет важную роль в развитии и интеграции экономики.
Вместе с тем сегодня в приполярной зоне наблюдается существенное отставание в области строительства опорных магистралей и узлов, а транспортные средства всех видов морально и физически устарели. Отмечается также недостаток техники, способной работать в экстремальных условиях. В кризисном состоянии находится и авиация. Создававшаяся на протяжении десятилетий арктическая транспортная система Северного морского пути, куда входят морские порты, фарватеры, гидрометеорологические и гидрографические службы, экономически и технически сильно отстаёт от современного уровня.
Долгие годы СМП обеспечивал транспортировку грузов для обустройства арктической зоны России, экспорт грузов из Европы в Японию, Китай и обратно, обслуживал несколько индустриальных зон Советского Союза, где добывались цветные, редкоземельные металлы, ценные минералы и углеводороды (северные районы европейской части России, запад-носибирский нефтегазовый комплекс, Норильский промышленный узел, индустриальные комплексы северо-востока России). Однако экономические реформы 90-х гг. фактически привели эту транспортную систему в упадок, а объём грузоперевозок по СМП сократился до минимума [29].
В 1991 г. Россия открыла Северный морской путь для проводки иностранных судов, установив некоторые ограничения, поскольку существенная часть акватории СМП находится под юрисдикцией РФ3. В 2001 г. было создано Некоммерческое партнёрство по координации использования Севморпути, объединившее 33 организации [30].
До настоящего времени навигация по Арктике была затруднена из-за длительного ледостава, но потепление климата может изменить эту ситуацию. По мнению ряда учёных, через 40-50 лет плавание по Северному морскому пути станет круглогодичным. Причём некоторые полагают, что движение по нему без ледовой проводки станет возможным уже к 2020-2025 гг. Поскольку этот маршрут существенно короче других транспортных евроазиатских коридоров (например, расстояние от Петербурга до Владивостока по Севморпути - 14,28 тыс. км, через Суэцкий канал - 23,20 тыс., а вокруг мыса Доброй Надежды - 29,4 тыс. км.), значение СМП может заметно возрасти.
Тем не менее, за последние годы прежний объём перевозок по Северному морскому пути восстановить не удалось, поскольку в период с 1987 по 1999 г. он сократился почти в 4,5 раза - с 6,6 млн. до 1,5 млн. т. Однако к 2020 г. планируется увеличить его до 50 млн. т. В перспективе к 2015-2020 гг. до 20 млн. т в год возрастёт объём экспортных перевозок сжиженного газа с полуострова Ямал, до 13 млн. т - газового конденсата из районов Оби и Енисея, а нефти из месторождений Тимано-Печорского бассейна - до 25-30 млн. т. Увеличатся объёмы перевозок минеральных удобрений, никеля, леса. Кроме того, в результате освоения природных ресурсов Севера будут расти и перевозки машин и оборудования. Конечно, такой рост грузопотоков возможен только при наличии необходимых капиталовложений.
Наиболее слабым местом СМП является состояние ледокольного и арктического транспортного флотов, а также северных портов России. Сегодня в этом регионе работают 7 атомных и 4 дизельных ледокола, которые принадлежат компании «Атомфлот», входящей в систему «Росатома». В то же время, по мнению экспертов, на участке Мурманск - Дудинка должно работать 3 универсальных современных атомных ледокола, 4 дизельных линейных ледокола, 3 дизельных ледокола-снабженца, 2 дизельных вспомогательных теплохода для «Норильского никеля» и 4 портовых ледокола в Архангельске и Диксоне. Но ввод в эксплуатацию первого современного ледокола запланирован на 2015 г., и только к 2020 г. их станет три. При этом все арктические порты России, за исключением Дудинки, нуждаются в модернизации [31].
Иностранный грузоотправитель, используя Севморпуть, может ускорить доставку грузов на 15 суток и сэкономить на каждом рейсе до 500 тыс. дол. Вознаграждение российских ледоколов за проводку одного судна может составить более 100 тыс. дол. Однако зарубежные перевозчики не торопятся идти этим маршрутом: слишком велики риски, и страховые компании не соглашаются заключать контракты с теми, кто хочет воспользоваться северным проходом. Навигационное оборудование СМП с каждым годом стареет и изнашивается. Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2008 гг.)» предусматривала развитие всех видов транспорта, в том числе обслуживающего районы Севера, однако её выполнение не смогло ощутимо исправить положение на трассе Севморпути.
Сегодня в мире по-разному представляют себе будущий статус СМП. Россия считает его собственной транспортной коммуникацией. США, Канада и скандинавские страны предлагают «интернационализировать» Севморпуть, а для международного управления им создать трансарктический консорциум, оттеснив тем самым Россию от руководства СМП, разработки эксплуатационной и тарифной политики. Отсюда, собственно, и требования «открыть границы» в Арктике или разделить её таким образом, чтобы если не весь СМП, то хотя бы некоторые его участки оказались вне российских границ. Главный аргумент сторонников подобных проектов состоит в том, что артерии общемирового значения не могут быть «прерогативой» одной страны.
В США позиция России в отношении Северного морского пути вызывает открытое недовольство. Американское экспертное сообщество при поддержке представителей политической элиты настаивает на необходимости добиваться максимальной «интернационализации» СМП, которая для США будет означать право свободного использования этого транспортного коридора.
В докладе Комиссии США по арктическим исследованиям «Арктический океан и изменение климата: сценарий для военного флота США», опубликованном в 2002 г., прямо указывается, что противоречия вокруг СМП становятся важным пунктом в повестке дня российско-американских отношений. «США продолжают настаивать на том, что покрытые льдом проливы СМП являются международными и представляют собой субъект транзитных перевозок» [32].
Через Арктику и территорию России проходит также кроссполярный авиамост – кратчайший путь между Северной Америкой и Азией. На его развитие нацелен актуальный проект «Циркумполярные воздушные линии». Определённый интерес для международного авиационного сообщества как наиболее короткие представляют также кроссполярные маршруты «Север-Юг», связывающие США и Канаду со странами Юго-Восточной Азии и Китаем через Якутию. Понятно, что обеспечение безопасности полётов над арктическими территориями требует достаточно больших инвестиций в развитие инфраструктуры аэропортов. Развитие международных транзитных коридоров - Северного морского пути и воздушного моста между Северной Америкой и Юго-Восточной Азией - может превратить Россию в одного из ведущих операторов международных транспортных потоков, что даст дополнительный доход в бюджет страны [33].
По мнению экспертов, в настоящее время необходимо принять федеральный закон «О Севморпути», создать администрацию Севморпути (и передать этому органу управления все линейные арктические ледоколы), а также принять новые «Правила плавания по СМП», /…/ разработать концепцию развития СМП и комплексную программу модернизации арктической транспортной системы, которую можно включить в подпрограмму «Международные транспортные коридоры» как Евроазиатский транспортный коридор [34].
Системный подход к совершенствованию ресурсообеспечения
На протяжении многих тысячелетий государство олицетворяет собой единственно возможную форму организации человеческого существования. Ученые умы разных времен и народов стремились сконструировать идеальные политические формулы, исполнение которых гарантирует соответствующему государству политическую стабильность и устойчивое развитие. Платон, Аристотель, Гегель, Кант, Прудон, Маркс и др. - все они так или иначе создавали концептуальные схемы если не формирования государств, то норм и принципов функционирования их отдельных институтов.
Теоретико-методологический вес любого фундаментального исследования неоценим. На основе таких трудов создаются политические системы, правовые основы, идеологии, доктрины, и т.д. Но существуют ли в мировой практики примеры, когда строительство общественной организации целиком и полностью базировалось на тех или иных учениях об "идеальных государствах"? Даже социализм в большевистском варианте, т.е. образца 1917 г., представляет собой несколько иной проект, нежели тот, о котором писал К. Маркс. Почему при всей силе и глубине мысли нет ни одного целиком и полностью дееспособного, работающего механизма создания совершенного общественного и государственного устройства?
Как известно, человек - это продукт двух совершенно разных, но в тоже время незаменимых переменных: природы и социализации. Природа определяет физические потребности и окружающий мир, социализация - моральные, духовные, психологические и т.д. Есть еще один параметр, который по сути является побочным результатом первых двух - история, многовековой опыт человечества. Мы будем воспринимать историю как фундамент для текущего анализа и перспективного прогноза, а не как статичный предмет, служащий исключительно для констатации того или иного факта. Когда речь заходит о государстве, мы говорим о совокупности этих трех факторов - природный, социальный, исторический, - помноженных на количество людей. А значит, при создании нового общества или совершенствовании уже существующего необходимо учитывать не только аспекты, которые связаны с результатами умственной, морально-этической и т.д. деятельности, но и те природные условия, тот локальный окружающий мир и исторический опыт, в котором предстоит жить и развиваться человеку. Углубленное изучение вышеперечисленных составляющих позволит с наибольшей точностью определить оптимальное направление совершенствования общественного и государственного устройства.
Такое направление следует назвать "системой", под которой будет пониматься комплекс более частных подсистем: государственной, политической, идеологической, экономической, исторической, географической, социальной и многих других. Необходимо также учитывать, что не существует единого шаблона, единой системы, подходящей для каждого государства. В мире нет примера двух идентичных государств.
Разработка такой системы - большой и сложный труд. Только для того чтобы идентифицировать все необходимые составляющие, понадобиться масса времени, а последующая их разработка и выполнение может затянуться на многие годы, если не десятилетия.
В мировой политической истории существует немало примеров существования великих держав, их восхождений и падений. Пока не вполне ясно, каким образом то или иное государство получало уникальную возможность стать мировым лидером. Было ли это случайным стечением обстоятельств или результатом целенаправленных изменений - в большинстве случаев так до конца и останется загадкой. Вместе с тем, будущее во многом зависит от нас самих. И сегодня в мире информационных технологий у человека есть инструменты создания лучшего общественного и государственного устройства, как минимум, в рамках одной страны.
Что касается России, то опыта в реорганизации общества у нее больше, чем у кого бы то ни было: крещение Руси, Петровские реформы, отмена крепостного права и преобразования второй половины XIX в., Февральская революция, распад СССР и становление РФ - все это ценнейшая историческая информация, важный социополитический и этнокультурный код нации, на основании которого можно вывести ту правильную формулу, ту "систему", выполнение которой приведет нашу страну и все общество к изменениям в лучшую сторону.
Активная совместная работа стран-членов Арктического совета по всестороннему научному изучению потенциалов региона станет фундаментальной базой легитимного международно-правового закрепления арктических секторов за суверенными государствами.
Совместные проекты финансовых структур и топливно-энергетических компаний стран в экономическом и технологическом освоении Арктики приведут к взаимовыгодному партнёрству, прибыль от которого необходимо вкладывать в развитие региона, поддержку уникальной экосистемы Арктики, сохранение культуры коренных народов и подготовку профессиональных специалистов для дальнейшего освоения потенциала и богатств, которые хранит Арктический регион.
Согласованные действия политических акторов в этом направлении снимут конфликтный потенциал повестки дня и укрепят пока только формирующийся благоприятный информационный климат в Арктике.
Загадка старого пирата или водолазный колокол
У меня в портфеле
Ёжикина Радость
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Эта весёлая планета