В проекте рассматривается что такое шум и шумовое загрязнение, как влияет шум на здоровье человека, приведены результаты анкетирования учителей и учащихся школы по влиянию шума на их здоровье, приводятся результаты практической работы по определению остроты слуха у учащихся 9 и 11 классов.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shchelmanovoy_kati_o_shume_i_zdorove_cheloveka.docx | 885.09 КБ |
proekt_shchelmanovoy_kati_o_vliyanii_shuma_na_zdorove_cheloveka.rar | 2.91 МБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа №19 с углублённым изучением отдельных предметов».
Проект по экологии
«Влияние шума на здоровье человека»
Выполнила ученица 11 «А» класса
Щелманова Екатерина Александровна
Руководитель проекта:
учитель химии и экологии Хрипунова Т.В.
г. Заволжье 2012 г.
Содержание:
Практическая №1…………………………………9
Практическая №2………………………………...12
10.Литература……………………………………….15
Введение
В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение.
Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов Природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами
Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку.
Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникают нарушения их деятельности.
Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, - децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20-30 децибелов (дБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым. Недаром в средние века существовала казнь “под колокол”. Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного.
Очень высок уровень и промышленных шумов. На многих работах и шумных производствах он достигает 90-110 децибелов и более. Не намного тише и у нас дома, где появляются все новые источники шума - так называемая бытовая техника.
Шум
Шум действует на организм как стресс-фактор, вызывает изменение звукового анализатора, а также, благодаря тесной связи слуховой системы с многочисленными нервными центрами на самом различном уровне, происходят глубокие изменения в центральной нервной системе.
Наиболее опасно длительное действие шума, при котором возможно развитие шумового болезни — общего заболевания организма с преимущественнымпоражением органа слуха, центральной нервной и сердечнососудистой систем.
Уровни шума в жилых квартирах зависят от:
-расположения дома по отношению к городским источникам шума
-внутренней планировки помещений различного назначения
-звукоизоляции ограждающих конструкций здания
-оснащения дома инженерно-технологическим и санитарно-техническим оборудованием.
Источники шума в окружающей человека среде могут быть разбиты на две большие группы — внутренние и внешние.
Внешние источники:метрополитен, тяжелые грузовые автомобили, железнодорожные поезда, трамваи
Внутренние: лифты, насосы, станки, трансформаторы, центрифуги
Источники шума | Уровень шума | Влияние на организм |
шепот | 20дБ | безвреден |
Негромкий разговор | 30-40 дБ | Ухудшается сон |
Громкий разговор | 50-60 дБ | Снижается внимание, ухудшается зрение |
Перемена в школе | 80дБ | Изменение кровотока кожи, возбуждение организма |
Мотоцикл Автобус На производстве Реактивный самолет | 86 дБ 91 дБ 110дБ
102 дБ | Нарушение слуха, утомляемость, головная боль, заболевания сердца |
взрыв | 130-150 дБ | Болевые ощущения, смерть |
Актуальность работы
Где бы мы ни находились, что бы ни делали — нас всюду сопровождают самые различные звуки. Каждое наше движение вызывает звук — шорох, шелест, скрип, стук. Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуки природы всегда приятны ему, они успокаивают его, снимают стрессы. Но в повседневный жизни мы больше сталкиваемся с шумом бытовой техники, промышленными, транспортными шумом. И замечаем, что наш организм устает все больше и больше. С чем это связано, неужели окружающие нас звуки так сильно влияют на состояние, в чем тогда оно проявляется?
Цель работы
План исследования:
Характеристика звука
Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 20 до 20 000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей - инфразвуком. Шум - громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.
Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды.
Шум
Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде и, например, в античных городах вводились правила ограничения шума.
В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Так, сотрудники одного конструкторского бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, уже через неделю стали жаловаться на невозможность работы в условиях гнетущей тишины. Они нервничали, теряли работоспособность. И, наоборот, ученые установили, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета.
Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий.
Некоторые люди теряют слух даже после короткого воздействия шума сравнительно уменьшенной интенсивности.
Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости.
Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает нервные заболевания.
Шум обладает аккумулятивным эффектов, то есть акустические раздражение, накапливаясь в организме, все сильнее угнетают нервную систему.
Поэтому перед потерей слуха от воздействия шумов возникает функциональное расстройство центральной нервной системы. Особенно вредное влияние шум оказывает на нервно-психическую деятельность организма.
Процесс нервно-психических заболеваний выше среди лиц, работающих в шумных условиях, нежели у лиц, работающих в нормальных звуковых условиях.
Шумы вызывают функциональные расстройства сердечнососудистой системы; оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм.
Как показали исследования, неслышимые звуки также могут оказать вредное воздействие на здоровье человека. Так, инфразвуки особое влияние оказывают на психическую сферу человека: поражаются все виды интеллектуальной деятельности, ухудшаются настроение, иногда появляется ощущение растерянности, тревоги, испуга, страха, а при высокой интенсивности - чувство слабости, как после сильного нервного потрясения.
Например известный американский физик предложил постановщику спектакля использовать очень низкие, рокочущие звуки, которые, полагал ученый, и создадут в зрительном зале обстановку чего-то необычного, пугающего. Для получения тревожного звука физик сконструировал специальную трубу, которая присоединяется к органу. И первая же репетиция испугала всех. Труба не издавала слышимых звуков, но когда органист нажимал клавишу, в театре происходило необъяснимое: дребезжали оконные стекла, звенели хрустальные подвески канделябров. Хуже того, все, кто присутствовал в этот момент в зале и на сцене почувствовали беспричинный страх! А виновником были неслышимые человеческим ухом инфразвуки!
Даже слабые звуки инфразвуки могут оказывать на человека существенное воздействие, в особенности, если они носят длительный характер. По мнению ученых, именно инфразвуками, неслышно проникающими сквозь самые толстые стены, вызываются многие нервные болезни жителей крупных городов.
Ультразвуки, занимающие заметное место в гамме производственных шумов, также опасны. Механизмы их действия на живые организмы крайне многообразны. Особенно сильно их отрицательному воздействию подвержены клетки нервной системы.
Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Нарушения в организме человека против шума практически беззащитен.
В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы.
Влияние звуков на человеческую психику
Кошачье мурлыканье способствует нормализации:
-Сердечнососудистой системы
-Артериального давления
Классическая музыка (Моцарт) способствует:
-Общему успокоению
-Повышению выделения молока (на 20%) у кормящей матери
Ритмичные звуки за счет прямого воздействия на мозг способствуют:
-Выбросу стрессовых гормонов
-Ухудшению памяти
Колокольный звон быстро убивает:
-Тифозные бактерии
-Вирусы
Практическая работа №1
Социологический опрос, проведённый среди учеников и учителей школы №19 о влиянии шума на здоровье:
1.Можно ли считать шум невидимым убийцей
Да | Нет | Не знаю | |
Учителя | 96,3% | 3,7% | - |
Ученики | 66,7% | 20% | 13,3% |
Учителя Ученики
Вывод: По мнению учителей и учеников, шум влияет на здоровье человека
2.Как Вы думаете, где на территории школы повышено шумовое загрязнение
На этажах | Спорт зал | Столовая | Классы | |
Учителя | 85,2% | 11,1% | 44,4% | 3,7% |
Ученики | 33,3% | 33,3% | 26,7% | 6,7% |
Учителя Ученики
Вывод:Главными источниками шума являются этажи, спорт залы и столовая
3.Считаете ли вы шум причиной рассеянности, отвлечённости учащихся на уроке?
Да | Нет | Не знаю | |
Учителя | 100% | - | - |
Ученики | 73,35 | 16,7% | 10% |
Учителя Ученики
Вывод:Большинство учителей и учеников, считаю, что шум влияет на сосредоточенность на уроке
4. А что лично Вам мешает сосредоточиться на уроке?
Шум в коридоре | Шум в классе | |
Учителя | 51,8% | 48,2% |
Ученики | 60% | 40% |
Учителя Ученики
Вывод:По мнению большинства, шум в коридоре мешает на уроке
5.Что Вы чувствуете при шумовом загрязнении? Как шум влияет на вас?
Головная боль | Усталость | Раздражение | Не знаю | |
Учителя | 22,2% | 51,8% | 29,9% | - |
Ученики | 33% | 33% | 16,7% | 16,7% |
Учителя Ученики
Вывод:У большинства опрошенных шум вызывает головную боль и усталость
6. Где большое шумовое загрязнение?
На улице | В школе | Дома | В лесу | |
Учителя | 37% | 66,7% | - | - |
Ученики | 23,3% | 70% | - | 6,7% |
Учителя Ученики
Вывод:Большинство опрошенных считают, что наибольшее шумовое загрязнение в школе
Таким образом, по мнению учащихся и учителей, шум может быть источником болезней, усталости, может мешать нормальному ритму жизни, а школа является объектом повышенного уровня шума.
Практическая работа №2
«Определение остроты слуха»
Цель: определить остроту слуха учащихся.
Оборудование: линейка, часы.
Острота слуха –это минимальная громкость, которая может быть воспринята ухом испытуемого
Ученики 9 класса
1расстояние | 2расстояние | Сред.расстояние | |
1 ученик | 27 | 29 | 28 |
2 ученик | 25 | 28 | 26,5 |
3 ученик | 24 | 28 | 26 |
Вывод: у всех учеников хороший слух
Ученики 11 класса
1 расстояние | 2 расстояние | Сред.расстояние | |
1 ученик | 26 | 28 | 27 |
2 ученик | 24 | 25 | 24,5 |
3 ученик | 23 | 29 | 26 |
Вывод: у учеников 11 класса так же хороший слух.
Вывод: у учеников школы хороший слух, но у учеников 9 класса на немного лучше.
Заключение
Звуки негативно влияют на здоровье человека, особенно в современном мире, когда вокруг много шум носителей. Исходя из опроса учащихся и учителей было выяснено что: шум влияет на здоровье человека, главными источниками шума являются этажи ,спорт залы и столовая, шум влияет на сосредоточенность на уроке, шум в коридоре мешает на уроке, шум вызывает головную боль и усталость и что наибольшее шумовое загрязнение в школе.
Мнение учителей и учеников схоже с таблицей, приведённой перед практическими работами. В ходе работы над проектом, также удалось определить уровень слуха у учащихся 9 и 11 классов, который показал, что пока особых проблем со слухом нет, но которые могут возникнуть впоследствии, так как в 11 классе уровень слуха уже ниже.
Все это связано с тем, что подростки очень часто слушают громкую музыку в наушниках и с тем, что появилось много техники, которая негативно влияет на здоровье людей(мобильные телефоны, машины)
Приложение
Памятка
Что нужно сделать, чтобы в дому, где вы живете, было тише:
Литература
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Снегири и коты
Фильм "Золушка"
Пчёлы и муха