Образование Древнерусского государства
Цели работы:
1. Проанализировать различные теории возникновения государства у восточных славян.
2. Показать роль первых русских князей в образовании древнерусского государства.
Актуальность моей работы заключается в том, что 2012 год объявлен президентом - годом Российской истории, поэтому вопрос об образовании Древнерусского государства является очень актуальным.
В своей работе я останавливалась на вопросах, связанных с причинами призыва варягов на Русь. Я проанализировала деятельности первых русских князей, познакомилась с разными точками зрения и теориями по вопросу образования российской государственности.
Свою работу я основывала на сведениях из Первой Русской летописи – Повести Временных Лет.
Наши предки – славянские народы – расселились на обширной Восточно-европейской равнине в самые незапамятные времена. Но не было мира между славянскими племенами.
Тогда ильменские (новгородские) славянские племена, а также кривичи, весь и чудь отправили послов за море Балтийское, к одному из племени варягов, которое называлось Русь или Рос, отчего в дальнейшем славянские племена и стали называться русскими.
Послы сказали варягам: «Вся земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет, придите княжить и владеть нами».
И вскоре «три князя – братья Рюрик, Синеус и Трувор – из этого племени пришли со своими дружинами в славянские земли». Это произошло в 862 году.
Первоначально князь Рюрик – внук легендарного новгородского старейшины, князя Гостомысла – расположился в местечке Ладога, а спустя год переехал в Новгород. Второй брат, Синеус, поселился на Белом озере, а третий, Трувор, – в Изборске. Спустя некоторое время два брата умерли, и славянами в северных землях стал править один Рюрик. Так князь Рюрик стал основателем династии Рюриковичей (862–1592) – династии русских князей, а затем царей, правившей на Руси 730 лет.
Сведений о правлении Рюрика до наших дней практически не дошло. По одному из преданий, спустя год после его прибытия в Новгород, там произошло восстание некоего Вадима Храброго, который «сеял смуту против власти чужеземца Рюрика». Но Рюрик одержал победу и казнил Вадима и его сообщников, после чего Рюрик раздал своим знатным дружинникам селения для управления и сбора дани.
Не получившие городов дружинники Аскольд и Дир (не из рода Рюрика) отправились на юг, в Царьград (Константинополь), искать счастья и добычи.
Согласно легенде, следуя существовавшим в то время путем «из варяг в греки», они увидели небольшое поселение, жители которого сообщили, что это место называется Киевом, и раньше владели им братья Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь.
После гибели братьев Киев некому было защищать, и киевляне стали платит дань хазарам. Аскольд и Дир остановились в Киеве и начали в нем править.
Так при правлении Рюрика на территории славян возникли два княжества: Северная и Южная Русь.
После смерти Рюрика за малолетнего его сына Игоря стал править Олег, прославившийся умом и воинственностью.
В 882 г. Олег предпринял поход на Киев. Он сумел хитростью выманить варягов Аскольда и Дира из ранее захваченного ими Киева и убил их.
Захват Киева позволил политически объединить территории, расположенные вдоль пути «из варяг в греки».
За необычайную военную удачу, ум и проницательность Олегу дали прозвище Вещий. Сохранилось много преданий о его походах.
По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, которая смертельно ужалила князя.
Он княжил 33 года и умер в глубокой старости в 912 году, оставив сильное государство с центром в Киеве сыну Рюрика – Игорю.
После смерти Олега в Киеве стал княжить сын Рюрика – Игорь. Игорь совершил ряд походов, но не таких успешных, как Олег.
Ненасытность князя Игоря при сборе дани возмутила древлян – они перебили дружину, а князя казнили.
Жена Игоря Ольга, отомстив древлянам за убийство мужа, все же вынуждена была упорядочить сбор дани, установив уроки (размер дани) и погосты (места сбора)
Особую страницу вписала Ольга в историю христианства на Руси. Она была первой на Руси княгиней-христианкой. На склоне лет язычница Ольга захотела стать христианкой и в 957 году отправилась в Царьград, чтобы принять христианство от греческого патриарха.
В характере Ольги сочетались незаурядный ум и энергия, какие бывают у выдающихся государственных деятелей. Так что не случайно предание нарекло Ольгу Хитрой, церковь – Святой, а история – Мудрой. Умерла княгиня Ольга в 969 году, запретив перед смертью справлять по себе языческие поминки. Русская православная церковь впоследствии причислила Ольгу к лику Святых.
Религиозные реформы были проведены князем Владимиром Святославичем.
Он был младшим сыном князя Святослава и ключницы княгини Ольги – Малуши. С 969 года правил в Новгороде, а в 980 году, убив своего сводного брата Ярополка, Владимир стал великим князем Киевским – единовластным правителем Русской земли.
Около 988г. Владимир принял христианство из Византии и, крестившись сам, приказал крестить своих бояр, а затем и весь народ.
Крещение стало массовым обрядом, многие участники которого не слишком стремились приобщиться к христианской вере.
С этих событий началась история Русской православной церкви.
Так как же все-таки произошло образование государства у восточных славян? В исторической науке споры на эту тему не утихаю с 18 века.
Мы рассмотрим три теории образования Древней Руси: норманнскую, славянскую и центристскую. Согласно норманнской теории - Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян. Согласно же славянской теории - Древнерусское государство возникло как результат длительного развития славянского общества, а Центристская теория отрицает роль варягов на Руси.
Долгие годы большим авторитетом пользовалась норманнская теория.
В 30-60-е годы XVIII в. Немецкие ученые И.Г. Байер и Г.Ф. Миллер, работавшие в Петербургской Академии наук, в своих трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами. Этим они положили начало норманнской теории происхождения государства на Руси.
Аргументы этой теории таковы: 1) Варяги организованнее и образованнее славян;
2) Слово «русь» имеет варяжское происхождение.
Против этой теории выступил М.В. Ломоносов, которому императрица Елизавета Петровна поручила написать историю России.
Антинорманнисты отрицают варяжское происхождение первых русских князей. Считают, что корни «руси» в праславянских русских языках, а отголоски - в современных словах и выражениях русского языка. Они уверены, что термин «русь» доваряжского происхождения.
Согласно А.А. Шахматову, варяжские дружины стали называться «русью» после того, как они продвинулись на юг, туда, где жили славяне.
Существует так же Центристская теория образования государства. Основная ее идея, заключается в том, что Иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы. Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества.
В настоящее время ясно, что научные результаты этих теорий в каком-то смысле являются тупиковатыми, так как ни одна из этих школ не может точно определить, какой этнос стоит за названием «русь».
Так что вопрос об образовании Древней Руси является актуальным и по сей день.
Вложение | Размер |
---|---|
drevnyaya_rus.ppt | 1.44 МБ |
slova_drevnyaya_rus.doc | 47.5 КБ |
Образование Древнерусского государства
Цели работы:
1. Проанализировать различные теории возникновения государства у восточных славян.
2. Показать роль первых русских князей в образовании древнерусского государства.
Актуальность моей работы заключается в том, что 2012 год объявлен президентом - годом Российской истории, поэтому вопрос об образовании Древнерусского государства является очень актуальным.
В своей работе я останавливалась на вопросах, связанных с причинами призыва варягов на Русь. Я проанализировала деятельности первых русских князей, познакомилась с разными точками зрения и теориями по вопросу образования российской государственности.
Свою работу я основывала на сведениях из Первой Русской летописи – Повести Временных Лет.
Наши предки – славянские народы – расселились на обширной Восточно-европейской равнине в самые незапамятные времена. Но не было мира между славянскими племенами.
Тогда ильменские (новгородские) славянские племена, а также кривичи, весь и чудь отправили послов за море Балтийское, к одному из племени варягов, которое называлось Русь или Рос, отчего в дальнейшем славянские племена и стали называться русскими.
Послы сказали варягам: «Вся земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет, придите княжить и владеть нами».
И вскоре «три князя – братья Рюрик, Синеус и Трувор – из этого племени пришли со своими дружинами в славянские земли». Это произошло в 862 году.
Первоначально князь Рюрик – внук легендарного новгородского старейшины, князя Гостомысла – расположился в местечке Ладога, а спустя год переехал в Новгород. Второй брат, Синеус, поселился на Белом озере, а третий, Трувор, – в Изборске. Спустя некоторое время два брата умерли, и славянами в северных землях стал править один Рюрик. Так князь Рюрик стал основателем династии Рюриковичей (862–1592) – династии русских князей, а затем царей, правившей на Руси 730 лет.
Сведений о правлении Рюрика до наших дней практически не дошло. По одному из преданий, спустя год после его прибытия в Новгород, там произошло восстание некоего Вадима Храброго, который «сеял смуту против власти чужеземца Рюрика». Но Рюрик одержал победу и казнил Вадима и его сообщников, после чего Рюрик раздал своим знатным дружинникам селения для управления и сбора дани.
Не получившие городов дружинники Аскольд и Дир (не из рода Рюрика) отправились на юг, в Царьград (Константинополь), искать счастья и добычи.
Согласно легенде, следуя существовавшим в то время путем «из варяг в греки», они увидели небольшое поселение, жители которого сообщили, что это место называется Киевом, и раньше владели им братья Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь.
После гибели братьев Киев некому было защищать, и киевляне стали платит дань хазарам. Аскольд и Дир остановились в Киеве и начали в нем править.
Так при правлении Рюрика на территории славян возникли два княжества: Северная и Южная Русь.
После смерти Рюрика за малолетнего его сына Игоря стал править Олег, прославившийся умом и воинственностью.
В 882 г. Олег предпринял поход на Киев. Он сумел хитростью выманить варягов Аскольда и Дира из ранее захваченного ими Киева и убил их.
Захват Киева позволил политически объединить территории, расположенные вдоль пути «из варяг в греки».
За необычайную военную удачу, ум и проницательность Олегу дали прозвище Вещий. Сохранилось много преданий о его походах.
По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, которая смертельно ужалила князя.
Он княжил 33 года и умер в глубокой старости в 912 году, оставив сильное государство с центром в Киеве сыну Рюрика – Игорю.
После смерти Олега в Киеве стал княжить сын Рюрика – Игорь. Игорь совершил ряд походов, но не таких успешных, как Олег.
Ненасытность князя Игоря при сборе дани возмутила древлян – они перебили дружину, а князя казнили.
Жена Игоря Ольга, отомстив древлянам за убийство мужа, все же вынуждена была упорядочить сбор дани, установив уроки (размер дани) и погосты (места сбора)
Особую страницу вписала Ольга в историю христианства на Руси. Она была первой на Руси княгиней-христианкой. На склоне лет язычница Ольга захотела стать христианкой и в 957 году отправилась в Царьград, чтобы принять христианство от греческого патриарха.
В характере Ольги сочетались незаурядный ум и энергия, какие бывают у выдающихся государственных деятелей. Так что не случайно предание нарекло Ольгу Хитрой, церковь – Святой, а история – Мудрой. Умерла княгиня Ольга в 969 году, запретив перед смертью справлять по себе языческие поминки. Русская православная церковь впоследствии причислила Ольгу к лику Святых.
Религиозные реформы были проведены князем Владимиром Святославичем.
Он был младшим сыном князя Святослава и ключницы княгини Ольги – Малуши. С 969 года правил в Новгороде, а в 980 году, убив своего сводного брата Ярополка, Владимир стал великим князем Киевским – единовластным правителем Русской земли.
Около 988г. Владимир принял христианство из Византии и, крестившись сам, приказал крестить своих бояр, а затем и весь народ.
Крещение стало массовым обрядом, многие участники которого не слишком стремились приобщиться к христианской вере.
С этих событий началась история Русской православной церкви.
Так как же все-таки произошло образование государства у восточных славян? В исторической науке споры на эту тему не утихаю с 18 века.
Мы рассмотрим три теории образования Древней Руси: норманнскую, славянскую и центристскую. Согласно норманнской теории - Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян. Согласно же славянской теории - Древнерусское государство возникло как результат длительного развития славянского общества, а Центристская теория отрицает роль варягов на Руси.
Долгие годы большим авторитетом пользовалась норманнская теория.
В 30-60-е годы XVIII в. Немецкие ученые И.Г. Байер и Г.Ф. Миллер, работавшие в Петербургской Академии наук, в своих трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами. Этим они положили начало норманнской теории происхождения государства на Руси.
Аргументы этой теории таковы: 1) Варяги организованнее и образованнее славян;
2) Слово «русь» имеет варяжское происхождение.
Против этой теории выступил М.В. Ломоносов, которому императрица Елизавета Петровна поручила написать историю России.
Антинорманнисты отрицают варяжское происхождение первых русских князей. Считают, что корни «руси» в праславянских русских языках, а отголоски - в современных словах и выражениях русского языка. Они уверены, что термин «русь» доваряжского происхождения.
Согласно А.А. Шахматову, варяжские дружины стали называться «русью» после того, как они продвинулись на юг, туда, где жили славяне.
Существует так же Центристская теория образования государства. Основная ее идея, заключается в том, что Иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы. Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества.
В настоящее время ясно, что научные результаты этих теорий в каком-то смысле являются тупиковатыми, так как ни одна из этих школ не может точно определить, какой этнос стоит за названием «русь».
Так что вопрос об образовании Древней Руси является актуальным и по сей день.
Как нарисовать черёмуху
Заколдованная буква
Кто грамотней?
Сорняки
Рисуем лошадь акварелью
Комментарии
Людмила Леонтьевна, в работе
Людмила Леонтьевна, в работе не указаны используемые материалы. Это нарушение авторских прав. Да и работу стоило разместить в секции "Творческие работы учащихся (9-11 классы)", и в аннотации указать автора работы.