В работе освещена проблема прозвищ в школе, и пути преодоления этой проблемы.
Вложение | Размер |
---|---|
Можно ли прожить без прозвищ. | 118 КБ |
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И СВЯЗЯМ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ
АДМИНИСТРАЦИИ НОВОВАРШАВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное образовательное учреждение
«Славянская средняя общеобразовательная школа»
ул. Школьная, 5, с. Славянка тел. (252) 3-83-94
646832
автор: Белоусова Екатерина,
ученица 5 класса
руководитель:
Шимпф Таисия Григорьевна
учитель математики.
2010 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………. 1
Основная часть………………………………………...2-5
Из истории прозвищ
Исследование
Методы борьбы с прозвищами
Заключение……………………………………………5-6
Список литературы……………………………………7
Приложение ………………………………………….8-12
ВВЕДЕНИЕ
Родился человек и родители с любовью подобрали ему имя, от папы досталась фамилия и отчество. Казалось бы достаточно, но нет, практически у каждого третьего добавляется прозвище. Оно может жить с человеком всю жизнь, а затем перейти по наследству его детям. Этому есть в нашем селе примеры.
И мне захотелось узнать, почему люди получают прозвища? Зачем это нужно? Неужели мало одного имени, чтобы обратиться к человеку? В начальной школе я работала над проблемой прозвищ в начальной школе и мне стало интересно, как изменяется с возрастом появление прозвища.
Чтобы ответить на эти вопросы, я самостоятельно собрала все прозвища в начальной школе и в нашей школе, обработала их.
Отсюда, цель моей работы: выявить, как образуются прозвища в нашей школе, изменяется ли их появление с возрастом, и можно ли без них прожить.
Задачи: 1. Подобрать и изучить литературу по данному вопросу;
2. Провести анкетирование в начальной и средней школе с целью сбора прозвищ;
3. Проанализировать собранный материал и разделить все прозвища по группам;
4. Выявить отношение школьников к своим прозвищам.
Предмет исследования: собранные прозвища.
Объект исследования: учащиеся начальной и средней школы.
Гипотеза исследования: если я докажу детям, что прозвища - это вредная привычка и предложу что-то взамен, возможно, они станут более терпимы друг к другу.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Если заглянуть в толковый словарь русского языка Ожегова С.И., то можно прочитать, что прозвище – это название, даваемое человеку по какой – нибудь характерной его черте или свойству.
Прозвища – довольно распространённое явление как среди взрослых, так и среди детей. Нельзя не отметить, что у этого вида «творчества» есть свои предки. Раздоры, столкновения, вражда, кулачные бои, настоящие драки, когда один конец деревни шёл на другой, были постоянным явлением старого быта. Дети, принимая участие в стычках и спорах взрослых, усваивали от них саму манеру давать прозвища и дразнить.
Взрослые давали друг другу прозвища, клички, отмечавшие мнимые и действительные недостатки. Жители одной области давали прозвища жителям других мест, высмеивали их говор и обычаи, казавшиеся странными, а те, в свою очередь, не оставались в долгу. Так, москвичи называли новгородцев гущеедами, а те москвичей – водохлёбами. Прозвища связывали с профессиями и ремёслами. Часть прозвищ осуждала лень и безделье.
Нужно отметить, что прозвища, как форма унижения, живучи в детской среде. Они могут отражать: физический недостаток (хромота, слабое зрение);, внешний вид (полнота, худоба, большие уши, веснушки); стиль поведения (быстро говорит, постоянно дерётся); единичный поступок, который запоминается; фамилия (Козлов, Баранов). В большинстве случаев на прозвище влияет фамилия, имя и внешность.
Классификация прозвищ.
Для того чтобы выяснить, как общаются учащиеся начальной школыи и средней школы между собой, всем было задано четыре вопроса:
1.Как тебя зовут дома твои родители?
2. А как тебя зовут в школе?
3. Есть ли у тебя в школе прозвище?
4. Нравится ли тебе оно?
Выяснилось, что дома родители называют своих детей прежде всего по именам, но в уменьшительно-ласкательной форме: Данило, Вероничка, Максимушка, Ниночка, Арманчик, Серёженька, Викулечка, Мариша, Игорёша , Ксюша, Сашенька , Дашенька ,Симочка, Глеба и т, д .Затем так: доченька, дочка, доча, сынок, сыночек, сына.
Но есть и прозвища, которые дали детям сами родители. Эти прозвища не обидные, а наоборот ласковые, добрые: солнышко, рыбка, зайка, ромашка , котёнок , медвежонок. Родители прибегают к сравнениям по признакам: мягкий, пушистый, добрый, красивый. Главный мотив родительских прозвищ – выразить любовь к своему ребёнку. Дети на них совсем не обижаются , а наоборот, с охотой откликаются.
Первоклассники приходят в школу с уверенностью, что в прозвище нет ничего странного. Но часто здесь получают совсем другое, уже обидное.
В начальной школе учатся 87 человек с 1 по 4 класс. Выяснилось, что прозвища имеют 32% всех учащихся. В средней школе учатся 189 человек и прозвища имеют 26%всех учащихся.
1) Происхождение прозвищ от фамилий
Я проанализировала и выяснила, что наиболее частое происхождение прозвищ в начальной и в средний школе происходит от фамилий:
1. Бейсик – от фамилии Бейсекенов
2. Киндер – от фамилии Киндесфатер
3. Колесо – Колесник
4. Гончар – Гончаров
5. Бочка, Чиля – от фамилии Бачурин
6. Кузя, кузнечик – Кузьмин
7. Стёпа – Степаненков
8. Мел – Мелконян
9. Ахат _Ахатов
10. Сидр – Сидоров
11. Чех – Чехова
12. Рыба – Рыбалко
13. Крюк – Крюкова.
14 Бурдак-Бурдаков
15.Степашка-Степаненко
16.Маугли- Магуливский
17.Парахоня _Парахонько
18.Пахом - Пахомов
19.Ленин – Ульянов
20.Васелёк - Васильева
Таким образом, прозвища, образованные от фамилии, не отражают черты характера человека или его образа жизни. В большинстве случаев просто сократили фамилии и сделали их звучными.
2) Происхождение прозвищ от имени
1. Дан, Даня – от имени Данила
2. Пахом – от имени Павел
3. Серый – от имени Серёжа
4. Ванёк – от имени Ваня
5. Витэк – от имени Витя
6. Жекуня – от имени Женя
7. Масяня – от имени Максим
Думаю, что такие прозвища не очень обидны, но употреблять их стоит только при близких отношениях, а не называть так при людях.
3) Прозвища, произошедшие благодаря созвучию:
В данном случае обижается на своё прозвище только Муса, остальные относятся с юмором.
4) Прозвища, полученные из-за внешности ребят:
5) Прозвище, которое отражает черту характера:
На вопрос, нравится ли вам ваше прозвище в начальной школе– 9 человек ответили «да»,в % составляет 10% , а остальные нет. Значит, не все прозвища унижают человеческое достоинство. Дети спокойно и без обид откликаются на такие прозвища, как Дан, Ванёк, Жекуня, Лев , Кириешка, Серый.В средней школе на этот вопрос положительно ответили 21 человек ,что в % составляет 22%
При анализе я с радостью отметила, что в нашей школе нет прозвищ по национальному признаку, хотя рядом учатся русские и казахи, немцы и татары, армяне и узбеки и т.д. Это радует, потому что обращение к человеку по национальности может сильно оскорбить. Очень обрадовало меня и то, что ни одного из тех, кто носит очки, (а такие есть в каждом классе) не называют очкариками, а также я заметила , что с возрастом кличек становиться меньше , а прозвищ на которые дети обижаются в старший школе в 2 раза меньше , чем в начальной.
Я проанализировала, как по-разному называют учащихся 1 – 11 классов дома и в школе. И вот результат:
Дома | В школе |
Данилочка | Дан |
Арманчик | Бейсик |
Алёша | Киндер |
Вероничка, рыбка | спичка |
Сыночек, Серёжа | Серый |
Артём, Тёма | Колесо |
Ваня | Ванёк |
Никитушка | Гончар |
Андрюша | Чиля, бочка |
Сыночек | Мел |
Кирилл , Кирюша | Лысый |
Ксюшенька | Чех |
Максимушка | Масяня |
Ниниточка | рыба |
Дениска, сынок | Кекс |
Максим , сынок | Бурдак |
Аня , доча ,Анюта | Бараш |
Может показаться, что речь идёт о разных людях, но нет – это одни и те же дети. Ведь в школе учатся ребята из разных семей. Есть семьи, где не принято ласковое обращение. Не получая положительного опыта общения дома, они могут вносить в общение со сверстниками элементы грубости и недоброжелательства.
Методы борьбы с прозвищами
В начальной школе учителя борются с этой дурной привычкой, но ведь за нами можно уследить в школе, а за её стенами уже нет. Поэтому, чтобы не жаловаться каждый раз учителям, в начальной школе придумали выбирать на четверть мирового судью, который должен рассудить, кто прав в споре и помирить. Это всем нравится больше. И потом каждый из учеников будет в этой роли, поэтому ребята стараются прислушиваться к мировому судье, которого сами же выбрали. В старшей школе проводится работа в классах , на классных часах и собраниях , где ребята обсуждают эту проблему.
Занявшись этой работой, я долго думала, как же помочь детям отучиться от привычки называть даже своих товарищей по прозвищам, пусть даже и не обидным. И решила составить словарь личных имён нашей школы, а затем продолжила словарь именами, которых у нас нет – так мне стало интересно заниматься этой работой. Своей работой хочу показать, как по-разному можно назвать каждого из нас, не прибегая к оскорблениям.
Например, меня зовут Екатерина, но так меня назовут взрослую, а сейчас мне нравится когда меня называют Катя, Катюша, Катюшка, Котик.
Моему однокласснику Ивану нравится когда его называют просто Ваня или Ванюша.
Оксана любит, чтобы её называли Ксюшей или Ксаной.
Ане нравится, когда её называют Анютой, Анюткой или Аннушкой.
И так, поговорив с каждым из своего класса, я пришла к выводу, что в русском языке так много личных имён, что очень просто обойтись без прозвищ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, изучив соответствующую литературу, проведя анкетирование, я сделала следующие выводы:
Все вместе мы решили, что наш русский язык так богат личными именами, что можно прожить без прозвищ. А кто будет затрудняться, можно обратиться к моему словарю или словарю А.Н. Тихонова.
Закончить своё выступление хочется стихотворением И.Пивоваровой «Вежливый ослик»
Был ослик
Очень вежливый,
Воспитанный он был:
Всем улыбался,
Кланялся
И «здравствуй»
Говорил.
Потом он отходил на шаг
И говорил:
Тюлень – тюфяк,
А заяц – трус,
А лев – обжора
И толстяк…
Ни разу доброго
Словца
Он не сказал
Ни про кого –
И я прошу тебя,
Дружок:
Не будь похожим
На него.
Список литературы
Приложение
СЛОВАРЬ ЛИЧНЫХ ИМЁН
Анна – Анюта, Анечка, Анна, Нюра, Нюся, Аннушка, Анюта, Анюточка.
Анастасия – Настя, Настенька, Настюшенька, Настюша, Настенька.
Артем – Артюша, Артемчик, Тема, Темочка, Темчик.
Антонина – Тоня, Тонечка, Антониночка, Тосенька.
Алексей – Алёша, Лёша, Лёшенька
Андрей- Андрюша, Андрюшка, Андрюшенька.
Б.
Борис – Боря, Боренька, Борюша, Борисочка.
Богдан – Богданчик, Богдаша, Богдашенька, Богдашка.
Бронислав – Бронник, Слава.
В
Виктория, Викуля, Викочка, Вика.
Валентина – Валя, Валенька, Валечка, Валюша, Валюха.
Валерия – Лерочка, Лера, Лерик, Леронька.
Варвара – Варя, Варенька, Варюша, Варюшенька.
Вадим – Вадик, Вадя, Вадимчик.
Владимир – Вова, Вовчик, Володя, Володенька.
Виктор – Витя, Витёк, Витюша, Витенька
Г
Григорий – Гриша, Гришенька, Гришуля.
Глеб – Глебушка, Глебка.
Галина – Галя, Галочка, Галка.
Георгий – Гоша, Егор, Егорушка, Гошенька.
Геннадий – Гена, Геночка.
Глафира – Глаша, Глашенька.
Д
Дмитрий – Дима, Димочка, Димуля.
Дарья – Даша, Дашенька, Дашуля.
Денис – Дениска, Ден, Денисик.
Данила – Данил, Данилка.
Диана –Дина, Дианочка, Диночка.
Е.
Елена – Леночка, Лена, Ленусик.
Екатерина – Катя, Катенька, Катюша, Катерина.
Евгений – Женя, Женечка, Женек.
Ж
Жанна –Жанночка, Жаннет.
З
Зоя – Зоенька, Зоечка.
Зинаида – Зина, Зиночка, Зинуля.
Злата – Златуля, Златик.
Захар – Захарушка, Захарчик.
И.
Иван – Ванечка, Ваня, Иванушка, Иоанн.
Ирина – Ира, Ирочка, Ириночка, Ирок, Ирен.
Илья – Илюшенка, Илюшка, Илька.
Иннокентий – Кеша, Кешенька, Кешечка.
Игорь – Игорек, Игорюша.
Иосиф – Осип, Ося
Инна – Инночка, Иннуля.
К.
Константин – Костя, Котя, Костик.
Ксения – Ксюша, Ксюшка, Ксюшенька.
Каролина – Каролюшка, Каролька.
Кондрат – Кондратик, Кондратий.
Калинник - Калина, Каленик.
Канат – Канатик, Кантик
Л.
Лариса – Ларисочка, Лара, Ларисонька, Лара.
Лев – Лева, Левчик, Левушка.
Леонид – Леня, Левчик.
Лаврентий – Лавр, Лавруша, Лаврик.
Лидия – Лида, Лидочка, Лидуся, Лидок.
Любовь – Люба, Любушка, Любочка.
Лилия – Лия, Лиля, Лилек.
М.
Мария – Маша, Машенька, Машуля.
Максим – Макс, Сима, Максимушка, Максик, Симочка.
Михаил – Миша, Мишенька, Мишутка, Миха.
Маргарита – Рита, Риточка, Ритуля.
Матвей – Матюша, Матвейка.
Матрена – Мотя, Мотенька, Мотя.
Марина – Маринушка, Мариша, Марочка, Маруся
Н.
Никита – Никитаочка, Никитка.
Нина – Ниночка, Нинуля, Нинок.
Надежда – Надя, Наденька, Надюша, Надеждочка.
Николай – Коля, Коленька, Колюшка.
Наталья – Наташа, Наташенька, Ната, Натуся
Наум – Наумушка, Наумчик.
О.
Оксана – Оксаночка, Ксюша, Ксана
Ольга – Оленька, Олюшка, Олечка, Оля.
Олег – Олежка, Олежик, Олеженька.
Олеся – Леся, Лесенька, Олесенька, Олесечка.
Орина –Оринушка, Ориночка, Риночка, Рина.
П.
Павел – Паша, Пашенька, Павлуша, Павлик.
Петр – Петя, Петруша, Петенька, Петечка.
Полина – Поля, Полюшка, Полиночка.
Прохор – Проша, Прошенька, Прощечка.
Р.
Роман – Ромчик, Роман, Романчик, Ромачка.
Раиса – Рая, Раичка, Раинька, Раисочка.
Римма – Рамочка, Римушка.
Роза – Розочка, Розонька.
Регина – Региночка, Рига, Ригуля.
С.
Светлана – Света, Светик, Светланка, Светочка.
Софья – Софя, Софечка, Софьюшка.
Станислав – Стас, Стасик.
Семен – Сеня, Сенечка, Семенушка.
Т.
Татьяна – Танечка, Танюша, Татьяна, Таня.
Таисия – Тася, Тасенька, Тая, Таечка.
Тарас – Тарасик, Тараска.
Темофей – Темоша, Темофеечка.
Тамара – Тамарочка, Тома, Томочка,
Томила – Томилочка, Мила.
У.
Ульяна – Уля, Улеяка, Улька.
Устинья – Устя, Устенька, Устюша
Ф.
Федор – Федечка, Федюша, Феденька
Фаина – Фая, Фаенька, Фаечка.
Фрол – Фролушка, Фрольчик.
Федора – Федорушка, Федорка.
Х.
Христина – Христя, Христиночка, Христенька.
Харитон – Харитоша, Харитошка.
Христофор – Христик, Хростоф.
Харлампий – Харламушка, Харлам.
Ю.
Юлия – Юлечка, Юля, Юленька.
Юрий – Юра, Юрочка, Юрик
Э.
Эдуард – Эдик, Эденька.
Эмма – Эммочка, Эмулька.
Эльвира – Эльвирочка, Эльвирушка.
Я.
Яна – Яночка, Янулька.
Ядвига – Ядвигушка, Ядвижка.
Ярослав – Ясик, Ярик.
Яков – Яша, Яшенька.
Ян – Янушка, Янчик
1
Два плуга
Мастер-класс "Корзиночка"
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Лавовая лампа
Загадочная система из шести экзопланет