Работа принимала участие в конкурсе "Арктика -притягательная загадка" Автор знакомит с историей появления первой дрейфующей станции, её задачами и итогами. Сравнивает первую дрейфующую станцию и предпоследнюю: "СП - 39". В презентации рассказано о быте полярников, проводимых исследованиях, необходимости присутствия России в Арктике.
Вложение | Размер |
---|---|
alekseenko_tatyana_75-letiyu_dreyfuyushchey_stancii_sp_1_posvyashchaetsya.pptx | 1.65 МБ |
Слайд 1
СТАНЦИЯ ЖИВЁТ, ПОКА ЖИВЁТ ЛЬДИНА . 75-летию первой дрейфующей станции « Северный полюс 1» посвящается. Работу подготовила Алексеенко Татьяна Владимировна, 14 лет. Кемеровская область, г. Салаир, школа № 25, 8 «Б» классСлайд 2
Есть удивительный край на самом севере Земли - Арктика. Огромный, но мало исследованный регион. Он издавна притягивал к себе людей. Зачем идут сюда люди? Что хотят найти?
Слайд 3
Как считают ученые, континентальный шельф Арктики может содержать около 20% мировых запасов углеводородов. Уже сейчас Арктика обеспечивает около 11% национального дохода России и 22% объема общероссийского экспорта. В этом регионе добывается более 90% никеля и кобальта, 60% меди, 96% платиноидов. Помимо этого рыбохозяйственный комплекс производит здесь порядка 15% общих объемов рыбной продукции России Однако сейчас на недра Арктики претендуют пять государств – США, Канада, Дания, Норвегия и, конечно, Россия. Наша страна провела исследования границ своего континентального шельфа и даже установила российский флаг на дне Северного Ледовитого океана, что было воспринято соседями-конкурентами, как попытка получить эксклюзивные права на разработку арктических месторождений. Владеющий Арктикой – будет владеть рынком нефти и газа, - убеждены специалисты
Слайд 4
Способов изучения Арктики много. Есть научные станции на материке, на побережье Северного Ледовитого океана. Есть- на островах. Выходят в плаванье экспедиции на морских судах. На льдине работают автоматические станции, обходящиеся без человека. Изучают Арктику и из космоса. В России Арктику изучают и с помощью дрейфующих станций. Что такое дрейфующая станция? Известно что лед в Арктике движется. На такие плывущие льдины высаживают исследователей. Станция живет, пока живет льдина, а на станции живут и работают люди. Мне захотелось сравнить самую первую станцию с последней, отработавшей свой сезон в Арктике.
Слайд 5
Первая советская дрейфующая станция «Северный полюс-1» открыта. Станция открыта 21 мая 1937 года в точке 89°24´с.ш.78°40´в.д. Станция закрыта 19 февраля 1938 года в точке 70°03´с.ш. 20°00´в.д. Продолжительность дрейфа 274 суток. Суммарный дрейф 2050 км Размер льдины при открытии станции 3200 на 1600 метров, при закрытии полный разлом. Толщина льда около300 см. Завезено 10 тонн груза. Принято 5 самолётов. Жилая палатка, лёгкая палатка, снежные домики. Всего на льдине побывали 34 человека.
Слайд 6
В 1932 году в среде полярных лётчиков возникла идея воздушной экспедиции на северный полюс и основания в его районе научно-исследовательской станции на дрейфующей льдине. Подробный план этого мероприятия был утверждён кремлёвским руководством в феврале 1936 года.
Слайд 7
Экспедицию снаряжала вся страна. Для четырёх полярников конструировался утеплённый домик-палатка, создавалась уникальная радиоаппаратура «Дрейф», шилась одежда и обувь: оленьи рубашки, шубы с подкладкой из лисьего меха, унты из тёплых шкур. Ботинки из тюленьей кожи. Разработали для них 40 видов пищевых концентратов. Эти продукты выдерживали морозы в -50°. Обогреваться предстояло лишь керосиновыми лампами.
Слайд 8
Группу зимовщиков возглавил Иван Дмитриевич Папанин. Кроме него в составе экспедиции были геофизик Евгений Фёдоров, гидролог Пётр Ширшов, радист Эрнст Кренкель. К 4 часам утра 21 мая 1937 года всё было готово к вылету на полюс. Первыми туда вылетели четверо полярников и руководитель экспедиции Отто Юльевич Шмидт. Они расчистили взлётно-посадочную полосу для 3 других самолётов.
Слайд 9
Через некоторое время после посадки район северного полюса было уже выглядел не ледяной пустыней, а маленьким красочным посёлком: красные, серые, жёлтые палатки, посредине «чёрный дом» полярников, радиостанция, ветряная электростанция и 4 огромных самолёта, поставленные в ряд.
Слайд 10
После торжественного открытия самолёты улетели и на льдине остались только 4 полярников и пёс Весёлый. Им предстоял путь длиной в 2500 км. Льдина толщиной более чем в 3 метра, на которой разместился лагерь Папанина, быстро дрейфовала от полюса к Гренландскому морю. Там, после шестидневного шторма, льдина раскололась. Зимовщики остались на обломке и продолжали научные исследования.
Слайд 11
Льдина постоянно дробилась и крошилась. Было принято решение: экспедицию эвакуировать. На помощь полярникам отправился дирижабль «СССР-В-6».Но случилась трагедия: он врезался в гору и разбился у северного городка Кандалакша. Весной 1938 года ледоколы «Таймыр» и «Мурман» подошли к льдине и сняли с неё отважных учёных и их станцию. Дрейф продолжался 274 дня.
Слайд 12
Экспедиция Папанина сделала много интересных открытий. Каждый месяц со льдины в Москву отправлялись отчёты о проделанной работе. Папанинцы впервые измерили глубину океана у полюса. Она оказалась равной 4290 метрам. Обнаружили тёплую атлантическую воду Гольфстрима у самого полюса на глубине нескольких сот метров. До этого многие думали, что центральная часть Арктики безжизненна. В воде полярники нашли рачков и водоросли на глубине 3000 метров. Вблизи полюса им встречались чайки, нерпы, белые медведи. Раньше считали, что у полюса постоянно держится высокое давление и что погода там почти не меняется. Оказалось, что в этом районе проходят циклоны. В центре Арктики оказалось теплее, чем думали раньше.
Слайд 13
Экипаж первой советской дрейфующей станции «Северный полюс-1» За выдающийся подвиг, совершённый во славу советской науки в деле освоения Арктики, 4 полярникам было присвоено звание Героя Советского Союза. Станция «Северный полюс» вошла в историю под номером 1. Следующую станцию ждали 13 лет.
Слайд 14
Поднят флаг дрейфующей станции «Северный полюс –39» Станция открыта 1 октября 2011 года в точке 84° с.ш. 150° з.д. Станция закрыта 17 сентября 2012 года в точке 84° с.ш. 97° з.д. Станция прошла более 1900 км Экипаж 16 человек Начальник станции Александр Ипатов
Слайд 15
Карта дрейфа полярной станции «Северный полюс – 39»
Слайд 16
В отличие от первой станции , где был только один жилой домик- палатка, на « СП-39» жилых домиков 23. Нынешние полярники жили по 2-3 человека в типовых домиках, собранных из фанерных щитов с утеплителями. Размер домиков – 5 на 2,5 метра. Выглядят они не очень изящно, но обладают одним очень ценным достоинством – мобильностью. Иногда домики даже ставят на сани, чтобы их легко было перевезти трактором или снегоходом. Станция всегда должна быть готова к переезду: в любой момент льдина может треснуть.
Слайд 17
Внутри домика – кровати в два яруса, столы с компьютерами и научным оборудованием. Обогревается домик печкой, работающей на солярке. Здесь же – умывальник. Получается как дома, на «большой земле».
Слайд 18
Главное сооружение – кают-компания. Это и столовая, и кинотеатр, и библиотека. Тут же пристроен камбуз – кухня. Здесь празднуют знаменательные даты. На льдине принято отмечать пересечение каждого градуса широты. Считается, что если этого не сделать, дрейф будет плохим. Еды на станции хватает. Полярники «СП-39» прихватили с собой полторы тонны картошки, полтонны овощей и столько же мяса; ягоду: чернику бруснику, клюкву.
Слайд 19
Петрушка, выращенная на станции «Северный полюс – 39». Сильно пощипана полярниками .
Слайд 20
На льдине есть баня . В два бака загружают огромные глыбы снега и топят его. Моются раз в неделю. Самые отчаянные после парилки прыгают в полынью , окунаясь в воды Северного Ледовитого океана. На фото: полярная парикмахерская.
Слайд 21
У станции много задач. Метеорологи следят за погодой. Ведь Арктику называют кухней погоды. Измеряется скорость и направление ветра, толщина и качество осадков. Специалисты по льду исследовали толщину льда, определяли его возраст, состав, направление движения, скорость таяния. Гидрологи измеряли глубины, изучали состояние течений в Северном Ледовитом океане, солёность воды, её температуру..
Слайд 22
На «СП-39» определяли границы континентального шельфа. Пока не наступила полярная ночь, измеряли солнечную радиацию. Своя научная программа была и у медицины. На зимовке случаются травмы, а вот насморки и простуды бывают крайне редко. Воздух здесь чистейший, коллектив замкнутый – вирусам неоткуда браться. На дрейфующих станциях накапливают, архивируют и передают материал, но анализируют его на «большой земле». Поэтому данных исследований еще нет.
Слайд 23
На льдину с атомного ледокола для дрейфующей станции было выгружено около 300 тонн груза, в том числе тракторы и снегоходы. Из нового оборудования СП-39 полярники называют 2 вещи, не связанные с научными исследованиями, но очень важные: опреснительная установка и стиральная машина. Опреснитель размером со стол, опресняет 700 литров воды в сутки. Стиральная машина, подключённая к опреснителю, позволяет облегчить обстирывание 16 человек станции.
Слайд 24
За 75 лет истории дрейфующих станций на них многое изменилось. Улучшились условия жизни. Полноценней стало питание. Появилась возможность общаться с родными и близкими. Усложнилась техника и облегчила жизнь человека. Разнообразнее стали научные исследования. Но Арктика осталась Арктикой: морозы в - 50° были и в 1937 и в 2012. Полярная ночь осталась полярной ночью. Опасность появления трещин на льду никуда не исчезла. Интерес белых медведей к людям остается прежним. И по- прежнему на льдине работают сильные, бесстрашные, ответственные мужчины. На фото : полярная ночь на станции. Лунная радуга.
Слайд 25
. Атомный ледокол «Россия», забрав людей и оборудование СП-39, высадил на льдину новый экипаж. СП- 40 начала свою работу. Исследование Арктики продолжается! В работе использована информация: www.calend.ru www.nt-magazin.ru Журнал «Наука и техника» №10 2011г. автор Беспалов Н.Ю. Материалы Д.Писаренко, спецкора «АиФ», www.inghelg.livejjurnal.com lunohodov.net › Посетить сайт автора › viewtopic.php … http://ru.wikipedia.org http://rutiss.ru/severnyj-polyus-1.html Фотографии из Интернета
Рождественские подарки от Метелицы
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Любили тебя без особых причин...
Огонь фламенко
И тут появился изобретатель