В прошлом году к празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы готовили материал о наших прадедушках, прабабушках, дедушках и бабушках, которые жили во время войны или принимали участие в войне.
Дома у родителей я узнал, что моей бабушке Криворотовой Зинаиде Лукьяновне было 9 лет, когда шла война. В семье бабушки было пятеро детей. Мужчины уходили на фронт, а женщины как могли, старались заменить их. Все дети помогали взрослым - трудились в колхозе, вот и моя бабушка Зинаида выполняла разную работу: пасла телят и коров, полола хлеб, заросший осотом.
Ребята-одноклассники представляли свои материалы (фотографии) и рассказывали о войнах и их наградах. Наград за труд во время войны у бабушки нет, но после войны в 1957 году моей бабушке была вручена медаль «За освоение целинных земель».
Мне стало интересно, за что награждали людей такими наградами. Из рассказов бабушки я знал о ее трудном детстве, о нелегкой жизни после войны. Когда я рассказал в классе об этом, показал свой проект (Приложение 1), одноклассники заинтересовались и подходили ко мне с вопросами, что это за «целинные» земли, где моя бабушка их осваивала и как, что именно бабушка делала.
Чтобы ответить на все эти вопросы мы с классным руководителем решили рассказать ребятам о людях, осваивающих целину. Для этого мы провели исследование истории этой награды и попытались разобраться за какой труд была награждена моя бабушка.
Вложение | Размер |
---|---|
nikolaev_d.s._nir_babushkina_medal_mkou_sedelnikovskaya_sosh_no1.zip | 2.93 МБ |
Научная исследовательская работа
БАБУШКИНА МЕДАЛЬ: История награды и трудового пути жительницы Седельниковского района
Содержание
результаты………………………………………………………………………….. 8
Приложения………………………………………………………………….…….. 10
Почему мы выбрали эту тему для исследования?
В прошлом году к празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы готовили материал о наших прадедушках, прабабушках, дедушках и бабушках, которые жили во время войны или принимали участие в войне.
Дома у родителей я узнал, что моей бабушке Криворотовой Зинаиде Лукьяновне было 9 лет, когда шла война. В семье бабушки было пятеро детей. Мужчины уходили на фронт, а женщины как могли, старались заменить их. Все дети помогали взрослым - трудились в колхозе, вот и моя бабушка Зинаида выполняла разную работу: пасла телят и коров, полола хлеб, заросший осотом.
Ребята-одноклассники представляли свои материалы (фотографии) и рассказывали о войнах и их наградах. Наград за труд во время войны у бабушки нет, но после войны в 1957 году моей бабушке была вручена медаль «За освоение целинных земель».
Мне стало интересно, за что награждали людей такими наградами. Из рассказов бабушки я знал о ее трудном детстве, о нелегкой жизни после войны. Когда я рассказал в классе об этом, показал свой проект (Приложение 1), одноклассники заинтересовались и подходили ко мне с вопросами, что это за «целинные» земли, где моя бабушка их осваивала и как, что именно бабушка делала.
Чтобы ответить на все эти вопросы мы с классным руководителем решили рассказать ребятам о людях, осваивающих целину. Для этого мы провели исследование истории этой награды и попытались разобраться за какой труд была награждена моя бабушка.
Цели исследования:
Методы исследования:
Объектом моего исследования является история страны в послевоенное время.
Предмет исследования – история жизни бабушки в это время.
Исследовательскую работу я начал с изучения истории награды и истории жизни моей бабушки.
Изучение истории медали «За освоение целинных земель»
Во время изучения истории награды я узнал, что к целинным землям относятся земли, — в Северном Казахстане, Южной Сибири, Поволжье, обладающие естественным плодородием, которые никогда не распахивались, либо не обрабатывались последние 70-100 лет. Целинную землю покрывает естественная, главным образом степная, растительность. В отличие от старопахотных в почве целинных земель больше полезных веществ, они свободнее от сорняков. Расположены целинные земли в зонах неустойчивого и недостаточного увлажнения. Осваивались целинные земли в 50-60-х гг. В те времена целинные земли давали почти половину сбора зерновых культур.
Медалью «За освоение целинных земель» награждались колхозники, работники совхозов, МТС, строительных и других организаций, партийные, советские, профсоюзные и комсомольские работники за хорошую работу на освоении целинных и залежных земель в районах Казахстана, Сибири, Урала, Поволжья и Северного Кавказа.
На лицевой стороне медали изображен самоходный комбайн во время уборки урожая и на горизонте поля элеватор, внизу медали в три строки надпись «За освоение целинных земель».
На оборотной стороне медали изображены: внизу серп и молот с расходящимися от них солнечными лучами, вверху пятиугольная звездочка, с левой стороны пшеничный колос и с правой стороны кукурузные початки.
Все надписи и изображения на медали выпуклые. Края медали с лицевой и оборотной стороны окаймлены выпуклым бортиком.
Для прикрепления к одежде медали служит пятиугольная колодка. Колодка представляет собой пятиугольную пластину, обращённую одним углом вниз. Пластина имеет в нижнем углу фигурный вырез для прикрепления медали к колодке. На оборотной стороне пластины приспособление в виде булавки для прикрепления колодки к одежде.
Колодка покрыта шёлковой муаровой лентой шириной 24 мм. Лента тёмно-зелёного цвета с двумя продольными жёлтыми полосками по краям. Ширина полосок по 3 мм каждая.
Медалью награждались колхозники, работники совхозов, МТС, строительных и других организаций, партийные, советские, профсоюзные и комсомольские работники за хорошую работу на освоении целинных и залежных земель в районах Казахстана, Сибири, Урала, Поволжья и Северного Кавказа.
К награждению медалью "За освоение целинных земель" представляются работники, проработавшие в районах освоения целинных и залежных земель, как правило, не менее двух лет.
На представляемых к награждению медалью "За освоение целинных земель" по каждому колхозу, совхозу, МТС, предприятию, учреждению, организации составлялись списки работников, представляемых к награждению, списки направлялись на рассмотрение объединений трудящихся, которые выносили по ним соответствующие решения и выходили с представлениями о награждении в Президиумы Верховных Советов.
Вручение медали "За освоение целинных земель" производилось от имени Президиума Верховного Совета СССР председателями, заместителями председателей и членами Президиумов Верховных Советов республик и комитетов краевых, областных, районных и городских Советов депутатов трудящихся по месту жительства награжденных.
Вместе с медалью вручалось удостоверение о награждении установленной формы.
Медаль "За освоение целинных земель" носится на левой стороне груди.
Награжденный должен служить примером добросовестного выполнения своего гражданского долга [7].
Дальше я расспросил бабушку о её жизни, чтобы понять – за какой труд она была награждена медалью.
Трудовой путь бабушки Зинаиды
Детство моей бабушки, Криворотовой Зинаиды Лукьяновны, прошло во время войны. Семья бабушки была многодетной, вместе с ней у её родителей было пятеро детей. Бабушка работала с малых лет: полола хлебные поля от сорняков, поила колхозных телят, пасла колхозных телят и коров, работала на заготовке сена, а также на уборке льна. С 17-ти лет – была отправлена на ферму, чтобы работать дояркой.
Сейчас труд доярки не такой тяжелый, как в те времена, когда не было машин-помощников, приходилось все делать своими руками. Доярки вставали в 4 часа утра и на дойку добирались пешком за 7 километров. Бабушка рассказывает, о том, что в обязанности доярок входило не только подоить вручную каждой по 12-13 коров, но и увезти молоко на приемный пункт, который находился в нескольких километрах от места дойки. Отвозили молоко на телегах, но не на лошади, а на быках, так как лошади работали в поле, на сенокосе и т.п. Доярке нужно было вынести молоко в емкостях по нескольку десятков литров (в флягах), поднять и поставить флягу на телегу, а на месте разгрузки – снять её на землю.
Кроме этого нужно было еще вести домашнее хозяйство. В каждом хозяйстве были и куры, и корова, и овцы, и свиньи для собственных нужд. Домашние работы выполняли только после колхозных, зачастую уже затемно. Не было особых машин-помощников и здесь: ни привычной нам теперь газовой плиты, на которой мы можем быстро приготовить пищу – им нужно было готовить на печи, ни электрической маслобойки или тестомесилки, микроволновки и тому подобного. И всю тяжелую работу во дворе и огороде тоже выполняли вручную, некоторые работы (обработку огорода) выполняли на лошади, которые были далеко не в каждом хозяйстве.
Было очень трудно, но люди старались не унывать, старались надеяться на лучшее, жили с мыслью о лучшем будущем если не для себя, то для своих детей, внуков.
27 марта 1957 года бабушке секретарь райкома Криченков Сергей Дмитриевич вручил медаль «За освоение целинных земель» в Елизаровском деревенском клубе. Такими же медалями были награждены и Сысоева Домна Георгиевна, Сабаева Васса Ивановна, Дорошкевич Анна Поликарповна и мой прадедушка Фомин Лукьян Михайлович.
Бабушка работала в колхозе до 55 лет. Общий трудовой стаж бабушки - 45 лет, в 1991 году она вышла на пенсию. 12 марта 1996 года получила звание «Ветеран труда», которое дает ей право пользоваться льготами. Бабушка пользуется льготами по оплате коммунальных услуг (газ, электрическая энергия), а также на бесплатный проезд [6].
Изучив историю награды и трудовой путь моей бабушки, я понял, что она прожила свою жизнь в нашем Седельниковском районе, который подпадает под определение «целинных земель», находясь по географическому положению в Сибири, и была награждена медалью за хорошую работу в колхозе «Россия» Ельничного сельского совета.
Свою исследовательскую работу я продолжил анкетированием учащихся нашей школы.
Мной были опрошены 30 человек, это ученики 3-их классов. Нами была составлена анкета, которая представлена в приложении 2. Результаты анализа анкет представлены ниже, в том числе на диаграммах 1, 2 и 3.
На вопрос: «Что вы знаете о целине?»
Мне попытались ответить 9 человек и то с помощью родителей, 21 человек написали, что не знают ничего об этом (Диаграмма 1).
Диаграмма 1.
Вопрос №2 «Что вы знаете о том, как жили ваши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки после Великой Отечественной войны?» вызвал затруднение среди учащихся (Диаграмма 2). Ответы были не распространенными, общими - типа: «бедно и тяжело», «много работали».
Диаграмма 2.
И, конечно, все опрошенные ребята хотели бы больше узнать о жизни своих предков.
Из ответов на последний вопрос анкеты: «Знаешь ли ты, кто может помочь тебе узнать больше о жизни твоих родных?», можно сказать, что ребята не знают, кто может помочь им узнать больше о том, как жили люди даже в недалеком прошлом, как жили их предки – 100% опрошенных указывают родственников, как источник получения информации о той жизни, а также в 47% анкет при ответе на данный вопрос ребята назвали работников музея (Диаграмма 3).
Диаграмма 3.
После анализа ответов на вопросы анкеты мы решили организовать в классе детскую конференцию «История моей семьи», с целью помочь ребятам узнать побольше о жизни их предков.
Во время конференции я рассказал о судьбе своей бабушки Зинаиды Лукьяновны, затем ребята работали по группам. В каждой группе были выделены роли: хронометрист, докладчик, генератор идей, оценщик идей. Деление на группы проходило путем выбора участниками цветного жетона.
Каждая группа получила задание ответить на вопрос «Где можно получить информацию о том, как жили ваши предки: прадедушки, прабабушки, дедушки и бабушки?». Каждая группа предложила свои варианты ответов на этот вопрос. Ребята вспомнили о том, что кроме того, что можно узнать нужную информацию у родителей и у работников музеев, еще есть энциклопедии, книги памяти, а также архивы.
Мы предложили различные источники для поиска информации о своих предках ребятам и каждый получил задание: осуществить поиск и представить устный отчет о судьбе предка, то есть найти какую-либо информацию о них в Книге Памяти, в книгах по истории нашего района Морозовой Н.Ф. и Шевченко Р.С. «В заиртышских далях: Очерки истории Седельниковского района» и «Щи из горькой лебеды», а также в сети Интернет. Некоторые участники конференции смогли выполнить задание и сообщили о содержании своих находок всем присутствующим. Остальным мы предложили поискать исторические сведения о своих родственниках в местном музее или расспросить родителей.
Ребята представили нам свои проекты во второй части нашей конференции, которая прошла через две недели. Одноклассники отметили, что раньше, до конференции и анкетирования, особо не задумывались о том, как жили их родные, а им стало интересно приоткрыть для себя некоторые страницы истории своей семьи. Проекты ребят, с их разрешения, представлены в приложениях 3 и 4.
Без знания истории своей семьи мы не сможем полноценно развиваться. Не зная того, что пережили наши предки, о чем они мечтали, как добывали необходимое, как работали и отдыхали и тому подобного мы – потомки не сможем оценить их труд и настойчивость, упорство и трудолюбие, волю и терпение.
Я стал по-другому относиться к своей бабушке. Теперь, зная о всех тяготах и лишениях, которые она испытала в своей жизни, мне хочется помочь ей чем-нибудь, защитить её, то есть дать бабушке чуточку тепла и заботы, чтобы она почувствовала нашу благодарность за все что пережила, выстрадала.
В ходе своей работы я выяснил:
А также в процессе решения задач исследования мои одноклассники заинтересовались судьбой своих предков. Проявленный интерес школьников и их проекты стали своеобразным подтверждением актуальности нашей работы.
Приложения
Как зима кончилась
Большое - маленькое
Почему Уран и Нептун разного цвета
Госпожа Метелица
Астрономический календарь. Апрель, 2019