В данной работе рассматриваются возможности развития этноэкологического туризма на Северном Байкале, на примере культуры коренного населения.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 32.23 КБ |
«Экология. Туризм. Образование»
Этноэкологический туризм на территории
Северного Байкала.
Экологические традиции коренного населения.
автор: Ёлшина Ольга Владимировна
ученица 11 а класса МБОУ «Гимназия»№5
руководитель: Фролова Наталья Валерьевна
учитель географии, МБОУ «Гимназия»№5.
Северобайкальск - 2012
Актуальность
В современном мире туризм становится одним из наиболее значимых факторов общественного развития. По прогнозам Всемирной Туристской Организации, в ХХI веке по всем экономическим показателям он займет первое место в структуре отраслей мировой экономики. Туризм – это мощный инструмент для поддержания развития экономики, поскольку он предлагает ей широкий выбор возможностей. В мире быстро растет количество туристских дестинаций, среди которых особое место занимает регион озера Байкал. Включение озера Байкал в список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, а также быстрый рост интереса к Байкалу на местном рынке туризма, привели к значительному увеличению количества посетителей на его берегах.
Северобайкальский район Республики Бурятии имеет достаточно предпосылок для того чтобы стать одним из туристских центров региона. Обилие природных объектов, уникальное сочетание которых могла создать только природа, эндемичный животный и растительный мир, слабая плотность населения, отсутствие промышленных предприятий – позволяют организовывать разнообразные путешествия.
Цель работы: Выявить возможности развития этноэкологического туризма на территории Северного Байкала.
Задачи:
Этапы работы:
1 этап подготовительный( 2010 – 2011)
Анализ состояния проблемы:
2 этап Реализация проекта (2011-2012)
3 этап. Подведение итогов (2012)
«Шемагиры Северного Байкала», публичная защита;
Регионы, где проживают коренные народы, становятся одним из популярных объектов туризма, причем нескольких его видов - спортивный, экологический, приключенческий и этнический.
Этноэкологический туризм рассматривается как дополнительный или альтернативный источник жизнеобеспечения для коренных малочисленных народов Севера, цели и методы которого не противоречат традиционному укладу и образу жизни коренных малочисленных народов.
Объектами этноэкологического туризма могут являться:
Перечисленные объекты для туристских целей могут быть использованы по отдельности и в совокупности. Для рекламы объектов этнографического туризма, в первую очередь необходимо, создание базы данных о таких объектах. [30].
При формировании этноэкологических туров, которые включают в себя элементы естественной и измененной человеком среды, поселения или отдельные жилища представителей коренных народов, священные места, культурно-исторические памятники, посещение местных семей, демонстрацию традиционных специфических навыков приготовления бытовых приспособлений, элементов одежды, приготовление национальной пищи и ее дегустацию, посещение сувенирных производств и этнографических отделов краеведческих музеев, знакомство с фольклором, необходимо уделить внимание некоторым, на первый взгляд малозначительным элементам местности, с которыми у местных народов связаны сказания и легенды. Параллельно необходимо дать характеристики природных условий этноэкологических территорий, рассказать о растительном и животном мире и показать их специфику и важность для коренных народов. Одной из задач организаторов этноэкологических маршрутов является максимальное вовлечение в их проведение представителей местных коренных малочисленных народов из числа образованных и уважаемых людей, знающих природу и местные обычаи [37].
Север Бурятии является одной из тех частей Востока России, на территории которых происходили изменения связанные с его первоначальным освоением и формированием основы современной территориально-промышленной структуры хозяйства. Рассматриваемые районы – это территория расселения коренных малочисленных народов Сибири – эвенков.
Этнос вошел в орбиту российской государственности в 17 веке с этнонимом «тунгусы»,который, не будучи самоназванием, использовался для обозначения эвенков до начала 20 века и нередко до сих пор употребляется как синоним. Где и когда появился народ, называемый эвенками, до сих пор неясно. Это объясняется в какой-то степени тем, что по сравнению с соседними этносами, ведущими оседлый образ жизни, эвенки были менее доступны для исследователей, и их культура стала объектом серьезного изучения довольно поздно [45].
На территории республики эвенкийское население в настоящее время сосредоточено преимущественно в северных районах: Баунтовском, Северобайкальском, Курумканском, Баргузинском, что определяется, в первую очередь, местными природно-климатическими условиями, наиболее соответствующими хозяйственно-культурному типу эвенков. Возможно, эти территории вокруг Байкала и явились зоной формирования эвенкийских племен.
В результате смешения различных по происхождению племенных образований сложились три основных хозяйственно-культурных типа эвенков - «пешие» (охотники), «оленные» и «конные», к числу последних относятся жившие в Забайкалье и в Монголии хамниганы. [42]
Основным занятием эвенков была охота. Охотились с помощью луков, ловушек, петель и других приспособлений, одним из которых был кото или уткен – большой нож на длинной рукоятки, применявшийся как оружие против медведя. С конца 18 века распространяется огнестрельное оружие, капканы и т.д. Ученые исследователи с восхищением отзывались об охотничьем искусстве эвенков, в частности Северобайкальских. Ученые исследователи с восхищением отзывались об охотничьем искусстве эвенков, в частности Северобайкальских. Ученых – путешественник А.Маак рассказал о встречи с тунгусами, показавшими свое искусство владением луком: «Тунгус брал две стрелы. Одну из них пускал в воздух, как можно выше так, чтобы она едва была видна, потом быстро выхватывал другую стрелу и стремился попасть в падающую первую. Из десяти выстрелов охотник попадал восемь раз». При охоте на крупного зверя использовали труту – оревун, с помощью которого имитировали рев самки, тем самым, подманивая самцов, а для подманивания косуль и кабарги использовали маленькую берестяную пищалку. Оригинальное изобретение эвенков – лыжи с подклеенными снизу камусом (суксилла). Это еловые или осиновые лыжи, место для ступней у них подклеено берестой и снабжено ремнями для ног. На подклейку каждой лыжи уходило по четыре камуса, искусно сшивали жилой, направляя плотно лежащий ворс в одну сторону. Благодаря этому они не скатываются назад при подъеме на крутые высоты. Средняя часть лыжи круто выгнута и сильно пружинит ногу при ходьбе. От этого шаг охотника делался быстрым, размашистым. Лыжные юксы (ременные крепления для ног) делаются с таким расчетом, что лыжи снимаются и одеваются буквально одним поворотом ноги. Лыжную палку делали из бересты с металлическим крючком, на верхнем конце палки прикреплялся сачок, густо переплетенный ремнями и петлей. На таких лыжах удобно передвигаться по глубокому и рыхлому снегу, спускаться с горы и подниматься на нее, они почти не чувствуются на ноге – все это было весьма существенно при таежной охоте.
Широко известно эвенкийское приспособление для заплечной переноски грузов – поняга. Это небольшая дощечка на двух лямках с многочисленными тесемками из кожи. Различные предметы, необходимые охотнику в многодневных странствиях, привязывают (каждый по отдельности) к дощечке и носят за спиной. На соболиных промыслах для перевозки грузов пользовались березовыми нартами – волокушами облегченного типа с двумя – тремя парами прямых копыльев. Такие нарты тащит сам охотник, передвигающийся на лыжах. Умением делать легкие и прочные нарты особенно славились забайкальские эвенки. Для перекочевок и перевозок грузов по рекам предназначалась управляемая шестом или двухлопастным веслом выдолбленная из цельного тополя лодка [24].
Рыболовство было важной отраслью хозяйства, в основном у подлеморских Шемагиров и береговых Киндигиров. Конные эвенки и горные оленные эвенки рыболовством занимались мало. Наиболее употребительными орудиями лова рыбы были остроги, плетенные из прутьев ловушки – уки и специальные ловушки – уски, предназначенные для ловли скатывающейся рыбы осенью. Рыба употреблялась в вареном и вяленом виде, в продажу не поступала.
Береговые Киндигиры и подлеморские Шемагиры, также конные эвенки с наступлением весны выходили на промысел байкальской нерпы. Промысел на тюленя велся при помощи специальных санок с белым маскировочным «парусником».
Оленеводство было развито в различной степени в разных районах и имело в основном транспортное значение. Преобладали стада по 25 голов. Оленей использовали при езде верхом и под вьюк.Олень - корабль тайги и тундры, так называл его путешественник А.А. Миддендорф [1]
Традиционной формой жилища у эвенков были чумы. Чум прост в устройстве и может быть собран в любых условиях. «Богатый тунгус, - писал Л.Львов,- имеет юрту из выделанных шкур оленя, изюбра или сохатого…».Эвенкийские жилища достаточно хорошо защищали людей от холода, снега, дождя, жары и ветра. У эвенков существовала ранняя форма религии – шаманство. Данная религия основана на вере в общение шамана, находящегося в состоянии ритуального экстаза (камлание), с духами. Главнейшей «специализацией» шамана было лечение.
Одежда забайкальских эвенков, несмотря на новации, вызвана культурными контактами с другими народами, сохраняла до известной степени свою специфичность. Основной общностью была ее составность: не сходящийся на груди кафтанчик (парка), нагрудник, подвешенный на шею; натазники; ноговицы; унты. А также то, что весь костюм имел большое количество украшений – бахрому, конский волос, обшивки из длинного козьего и собачьего меха и бисерные вышивки. Наиболее характерными элементами старинного национального костюма эвенков являются меховая зимняя парка и обувь[18].
Декоративное искусство – одна из отличительных этнографических черт эвенков. Не было такой семьи, где бы ни умели изготовлять предметы декоративного назначения.
За годы советской власти эвенки перешли на оседлость. Имеющее место редкое кочевание носит не бытовой, а скорее производственный характер. Появились поселки, изменился быт людей, выросли кадры национальной интеллигенции. Однако при этом постепенно утрачивается традиционная культура эвенков, уступая место современной, урбанизированной, что в какой – то мере естественно и исторически закономерно.
Жизнь эвенков не была стихийной, как предполагают некоторые исследователи. Она протекала по определенному циклу, включающему все виды их деятельности. Они жили по графику, который предписывала природа, и нарушать его было никак нельзя.
В жизни эвенков было много запретов, которые шли из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение. С охотой связаны основные «производственные» обряды и культы эвенков. Выходу на охоту предшествовало бескровное жертвоприношение духам. С просьбами послать зверя, прежде всего, обращались к творцу земли, животных и человека верховному божеству. Об охотничьей удаче просили и хозяина тайги, и хозяев отдельных мест, а день начинали угощением огня – хранителя семейного благополучия. Охотничью удачу гарантирует не только умиротворение духов с помощью жертвоприношения, но и соблюдение определенных правил поведения в тайге. Множество различных запретов и ограничений при охоте связано с особым почитанием отдельных животных [18]. Если в голодные годы удавалось убить запретного зверя, то в течение нескольких дней им нужно было просить прощения туше убитого зверя. Кости клались на специальный помост, шкура подвешивалась на дерево, да и туша не вся шла в пищу. Эвенки предполагали, что духи – хозяева места, могут быть одновременно и добрыми и злыми. Если человек промышляет на своей родовой территории, то духи – хозяева места относятся к нему как к своему подопечному, помогая охоте. Обычаи требовали лишь не забывать в повседневной жизни об их добрых к нему духах, и делится по-соседски, чем пользуется сам человек. Садясь есть – предложи кусочек пищи духам места, лакомясь редкими кушаньями – поделись понемногу, накупив новых тканей – оторви, хоть по маленькой ленте и подари (привязать к дереву), уходя с промысла – оставь дар хозяину места. В благодарность за это духи места - дуннеды, не только помогут эвенку в промысле, но и будут бдительно охранять его промысловые угодья от посягательства других охотников. На пришельца, который без разрешения владельца браконьерски пользуется его промысловыми угодьями, духи места могли навлечь болезни и несчастья.
Болезни, считали эвенки – от нарушения запретов. Эвенки считали, что пока человек находится на своей родовой земле, его хранит мать – земля.
Но только человек покидает родовую территорию, он лишается этой незримой защиты и на него могут напасть чужеродные духи. Поэтому эвенки, вступая на чужую территорию, старались принести что – нибудь в жертву духам нового места. Существовали и продолжают сохраняться особые правила поведения в местах поклонения, нарушение которых ведет к наказанию нарушителя. Естественными природными заповедниками, запретными для всех видов деятельности человека, кроме общения с высшими силами – духами природы и духами предков являются святые места.
В настоящее время в Северобайкальском районе проживают эвенки Киндигирского, Чильчигирского и Шемагирского родов, созданы эвенкийские родовые общины.
Таким образом можно сделать вывод, что территория Северного Байкала, г.Северобайкальск и Северобайкальский район имеют достаточно возможности для развития этноэкологического туризма, формирования этноэкологических туров и туристского продукта и оказания качественной туристской услуги.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Проказы старухи-зимы
Волшебные звуки ноктюрна
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Свинья под дубом
В поисках капитана Гранта