в работе рассмотрены вопросы симметрии в природе, быту, литературе, архитектуре и т.д, и постарались дать ответ на вопрос - почему снежинки такие красивые
Вложение | Размер |
---|---|
автореферат - выступление | 81 КБ |
презентация реферата | 2.12 МБ |
реферат | 2.68 МБ |
Каждый раз с приходом зимы мы восхищаемся красотой снежинок. Эту красоту им придаёт симметричность.
Серебристы и легки
Сказочной зимою.
Что за чудо-мотыльки
Кружат надо мною.
Я выбрала тему для своего реферата «Почему снежинки такие красивые?», чтобы посмотреть «сферы влияния» симметрии на нашу жизнь, на то, что окружает нас везде и всюду.
.
Слайд 2.
Симметрия окружает нас почти везде. Она пронизывает буквально все вокруг, захватывая, казалось бы, совершенно неожиданные области и объекты. Её мы наблюдаем в природе – среди растений и живых организмов, молекул и кристаллов. Она используется человеком при строительстве зданий, различных механизмов, при создании картин и скульптур, стихотворных и музыкальных форм.
Слайд 3.
Понятие симметрии проходит через всю историю человечества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания.
Слово «симметрия» греческое. Оно означает «сохраняемость, повторяемость, инвариантность каких-либо особенностей структуры изучаемого объекта.
С точки зрения математики существует три вида симметрии: осевая, центральная и зеркальная. Рассмотрим их.
Слайд 4. Осевая симметрия.
Две точки А и А1 называются симметричными относительно прямой α, если эта прямая проходит через середину отрезка АА1 и перпендикулярна к нему.
Фигура называется симметричной относительно прямой α, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно прямой α также принадлежит этой фигуре.
Прямая α называется осью симметрии. Говорят, что фигура обладает осью симметрии.
Фигуры, обладающие одной осью симметрии: неразвернутый угол (ось симметрии – прямая, содержащая биссектрису угла); равнобедренный треугольник.
Фигуры, имеющие две оси симметрии. прямоугольник; ромб; отрезок.
Имеются фигуры, у которых бесконечно много осей симметрии. Это - окружность и прямая. А также есть фигуры, не имеющие ни одной оси симметрии. Это – параллелограмм и разносторонний треугольник.
Слайд 5.
Есть множество примеров с осевой симметрией в окружающей нас жизни.
Слайд 6. Центральная симметрия.
Две точки А и А1 называются симметричными относительно точки О, если О – середина отрезка АА1.
Фигура называется симметричной относительно точки S, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно точки S также принадлежит этой фигуре. Точка S называется центром симметрии фигуры.
Примерами являются окружность и параллелограмм.
Примером фигуры, не имеющей центра симметрии, является равносторонний треугольник.
Слайд 7.
В жизни мы также сталкиваемся с примерами центральной симметрии.
Слайд 8. Зеркальная симметрия.
Рассмотрим зеркальную симметрию. Отражение в воде – хороший пример зеркальной симметрии в природе. Мы любуемся пейзажами художников, удачными снимками. (щелчок) Горы красиво отражаются на поверхности озера, придавая снимку законченность. Поверхность озера играет роль зеркала и воспроизводит отражение с геометрической точностью.
Слайд 9.
(щелчок) Все то, что растет и движется горизонтально или наклонно по отношению к земной поверхности – "симметрии листка" (одна плоскость симметрии)"
"Все то, что растет или движется по вертикали, то есть вверх или вниз относительно земной поверхности – "ромашко-грибная" симметрия. (щелчок)
Слайд 10.
Симметрия в искусстве – это волнующая тема, которая заслуживает особого разговора. (щелчок)
Чаще всего мы видим различные виды симметрии в орнаментах, бордюрах и розетках.
Любуясь их красотой, мы не задумываемся о роли геометрии в их создании.
Орнамент – это узор, состоящий из повторяющихся, ритмически упорядоченных элементов.
Бордюр построить очень просто: достаточно нарисовать какую-нибудь геометрическую фигуру и выполнить параллельный перенос на заданное расстояние влево или вправо.
Розетки – это круглые орнаменты, встречающиеся в резьбе по дереву, в настенной лепке, в вышивках, в ковровых изделиях. Основой розетки служит круг. (щелчок)
Симметрию можно наблюдать и в произведениях искусства, например картина Леонардо да Винчи «Мадонна Лиза. (щелчок)
Слайд 11.
Архитектура – удивительная область человеческой деятельности. В ней тесно переплетены и строго уравновешены наука, техника, искусство.
Она бесконечно разнообразна. И все же самый древний храм и современный дом, имеют множество общих черт.
(щелчок) В средние века возник ГОТИЧЕСКИЙ стиль. Готические здания отличаются обилием ажурных, как кружева, украшений, скульптур, орнаментов.
(щелчок) Архитекторы Возрождения создали стиль – РЕНЕССАНС, в котором использовали наследие античного искусства, греческие архитектурные ордеры.
(щелчок) БАРОККО, пришедший на смену ренессансу, отличается обилием криволинейных форм. Прямые линии почти отсутствуют. Архитектурные формы изгибаются, громоздятся одна на другую и переплетаются со скульптурой. От этого создается впечатление постоянной подвижности форм. Каменные постройки Кунгура XVIII в. Полностью соответствуют уральской ветви русского барокко. К ним относятся: (щелчок)
(щелчок) Все здания, построенные в стиле КЛАССИЦИЗМ (вторая половина XVIII в.), имеют четкие прямолинейные формы и симметричные композиции. Среди памятников классицизма в Кунгуре сохранилось:
(щелчок) С середины XIX в. На смену единым стилям приходит ЭКЛЕКТИКА – смешение стилей. До настоящего времени сохранились такие здания, как:
(щелчок) В начале XX века появился стиль МОДЕРН. Стиль не имеет строгих симметричных конструкций.
(щелчок) РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ стиль встречается в церковном строительстве. Ему присущи небольшие храмы крестово-купольного типа (план передает форму креста, центр которого увенчан куполом на барабане). Украшения сооружений – в античных традициях.
(щелчок) ДРЕВНЕРУССКОМУ стилю характерно превосходное чувство пропорций, совершенство белокаменной кладки, широкое использование декоративных элементов. В архитектуре проявляется стремление к свободной планировке, живописности композиции и богатству убранства.
Слайд 12.
Природные формы с их законами симметрии с самых первобытных времен и до нынешних дней служили образцами устойчивости, приспособленности.
(щелчок) Вазы, лампы, подсвечники, узоры на платьях, обоях, коврах часто создаются повторением симметричного рисунка.
Трудно найти человека, не любовавшегося этими удивительными рисунками.
Слайд 13.
Симметрия в поэзии - симметрия окончаний. Существует 2 вида симметрии: переносная и зеркальная. Все зависит от рифмы стиха.
Переносная симметрия | Зеркальная симметрия |
В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе Зимы ждала, ждала природа Снег выпал только в январе | И внял я неба содроганье И горных ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье |
Помимо структурных законов симметрии в композиции, поэтов волнуют чисто геометрические типы симметрии, которые позволяют подчеркнуть содержание стихотворения в его графическом изображении на бумаге.
(щелчок) Зеркальную симметрию равнобедренного треугольника мы находим в стихотворении Брюсова «Треугольник»
Слайд 14.
Симметрия встречается и в русском языке. Например в буквах существует вертикальная ось симметрии, горизонтальная ось, вертикальная и горизонтальная оси, и буквы без осей симметрии.
В русском языке есть " симметричные" слова – палиндромы (греч. – бежать назад, возвращаться), т.е слова можно читать одинаково в двух направлениях. Например,
радар шалаш Алла Анна
Также существует еще один необычный тип стихотворной формы – палиндромический. Классическим примером является известная строка Афанасия Фета: А роза упала на лапу Азора.
Брюсов написал стихотворение "Голос луны", в котором каждая строка – палиндром:
Я – око покоя,
Я - дали ладья.
И чуть узорю розу тучи
В работе несколько раз встречались с понятием «асимметрия». А что это такое? «Асимметрия – отсутствие, нарушение симметрии». Природа почти симметрична, но не абсолютна симметрична!
Оказывается, природа не терпит точных симметрий!
О симметрии и ассиметрии написал в своем стихотворении Ваншенкин:
"...Ты качаешь головою, Говоришь с улыбкой ты: "Симметрично все живое- Люди, звери и цветы." Это так. Но между прочим, Вот береза. И на ней | Ветви к северу - короче К югу - ярче и пышней. Не последняя забава - Бьется, полное огня, Сердце слева. Ну, а справа Нет же сердца у меня..." |
Слайд 16.
Вернёмся к изображению снежинки. Мы видим её равные повторяющиеся части, то есть, симметрию снежинки – это её центр и шесть осей симметрии, что создает ее красоту.
Итак, «сфера влияния» симметрии поистине безгранична. Она обнаруживается и в жизни, и в искусстве, и в технике и является одним из принципов построения мира. Симметрия многообразна и многолика. Она обладает свойствами, которые одновременно и просты и сложны. Они способны проявляться и единожды и бесконечно много раз. Симметрия трудолюбива: каждому своему виду она дает могущество порождать все новые и новые фигуры.
Симметрия во многом определяет гармонию природы, мудрость науки, красоту искусства.
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Свадьба в Малиновке
Зимовье зверей
Осенняя паутина
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?