Село Дивеево- удивительный уголок России.главная достопримечательность-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.Содержание данной работы раскрывает какой вклад в создание монастыря внесла преподобная матушка Александра.Получив великое повеление Царицы Небесной,она принесла в жертву этому повелению свою жизнь и веровала до конца, хотя и не видела при жизни того, что ей было обещано.
Вложение | Размер |
---|---|
starceva_sv.rar | 2.36 МБ |
Школьные Рождественские детские образовательные чтения «Святые покровители Нижегородской земли».
Муниципальное образовательное учреждение Рожковская средняя общеобразовательная школа
Преподобная
Александра Дивеевская –
основательница Дивеевского монастыря
Автор: Старцева Светлана – ученица 10 класса
Руководитель: Трифонова Т.В.-зам. директора по УВР
2011г
План
I. Введение. стр.2
II. Основная часть. стр.2
Пресвятой Богородицы. стр.3
III. Заключение. стр.9
IV. Литература. стр.10
Дивеево - удивительный уголок Золотого кольца России. Село Дивеево, называемое порою Святым Дивеево, расположено на берегу небольшой реки Вичкинзы недалеко от Сарова. Дивеево, всегда было местом устремления паломников, а в последнее время и туристов, путешествующих по Золотому кольцу России. Село является не только крупным административным центром, но главная особенность этого места в том, что оно является самым, что ни на есть центром христианства. Для православных всего мира Дивеевская земля - святое место - Четвертый и последний удел Божьей матери. Главные достопримечательности села Дивеево - Свято-Троицкий Серафимо - Дивеевский женский монастырь. В храмах обители почивают в святых мощах преподобный Серафим Саровский, преподобные жены Дивеевские Александра, Марфа и Елена и другие небесные покровители Дивеевской обители. Мне посчастливилось побывать на святой Дивеевской земле. И это тихое местечко с растворенным в воздухе колокольным звоном, неторопливым ходом времени, особой строгостью и, одновременно, сердечностью местных жителей настолько запало в душу, что очень захотелось побольше узнать о святынях Свято-Троицком Серафимо – Дивеевском монастыре и его основательнице преподобной матушке Александре. Цель моего исследования: выяснить какой вклад в создание Серафимо – Дивеевского монастыря внесла преподобная Александра Дивеевская. Для достижения этой цели мною поставлены следующие задачи: 1). Изучить житие преподобной Александры Дивеевской. 2). Познакомиться с историей Серафимо – Дивеевского монастыря. Я прочитала книги: «Православная энциклопедия», «Житие преподобной Александры, первоначальницы Дивеевской», «Православные святыни». Нашла материал на сайтах: nne.ru, stnikolas.orthodoxy.ru. Эта информация помогла мне понять, какую роль сыграла преподобная Александра в устроении женского монастыря.
Преподобная Александра (в миру Агафия Семеновна Мельгунова) является первоначальницей Четвертого Вселенского жребия Царицы Небесной, основоположницей великой Серафимо-Дивеевской обители. Преподобная Александра родом из нижегородской области из древнего дворянского рода Белокопытиных, владела поместьем в Рязани. Была женой полковника – богатого владимирского помещика. Она рано овдовела и осталась с трёхлетней дочерью на руках. Примерно тридцати лет от роду Агафья Семёновна решила посвятить себя служению Богу. В Киево - Флоровском женском монастыре с именем Александра, она принимает монашеский постриг. Несомненно, мать Александра думала в этом монастыре почить и от земных трудов, но Господу было угодно возложить на нее обязанности первоосновательницы нового монастыря. Подвижническая жизнь ее во Флоровском монастыре продолжалась не очень долго. «Достоверно одно,- свидетельствуют священники Дертев и Садовский, а также ученик преподобного Серафима Саровского Н. А. Мотовилов,- что мать Александра однажды после долгого полуночного молитвенного бдения, будучи то ли в легкой дремоте, то ли в ясном видении, Бог весть, сподобилась видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Нее следующее: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою: не здесь хочу Я, чтобы ты окончила жизнь твою, но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского жребия Моего, святой горы Моей, чтобы он здесь, в Киеве, основал новый жребий Мой – Лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусския места святых обителей Моих, и будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю Имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную такую обитель великую Мою, на которую низведу Я все благословения Божий и Мои, со всех трех жребиев Моих на земле: Иверии, Афона и Киева. Иди же, раба Моя, в путь твой, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои, и дарования святых всех жребиев Моих выну да будут с тобою!» Очнувшись от этого видения, мать Александра хотя и восхитилась духом, но не сразу решилась предаться вере во все слышанное и виденною ею. Слагая все в своем сердце, она сперва сообщила о видении своему духовному отцу, затем другим опытным духовникам Киево-Печерской Лавры и старицам, одновременно подвизавшимся с нею в Киеве. Мать Александра просила их разобрать, рассудить и решить, что за видения удостоилась она, и не есть ли это мечта, игра воображения и прелесть? Но святые старцы и старицы после молитв и долгих размышления единогласно решили, что видение истинное, и Пречистая Дева избрала мать Александру для устроения Четвертого Своего удела. Отцы и матери посоветовали матери Александре скрыть свое пострижение и под прежним именем полковницы Агафии Семеновны Мельгуновой безбоязненно пуститься в путь, указанный ей Богоматерью, и ждать снова указания Пресвятой и Пречистой Девы: где и когда повелит Она, то творить с полною верою в истину сказанного и указанного.
2. Путь в Саровскую пустынь. Второе видение Пресвятой Богородицы. Сведения о том, где и сколько времени странствовала мать Александра, утратились с годами и нигде в записках и рассказах не значатся. По показаниям старожилов, она в 1760 году шла из города Мурома в Саровскую пустынь. Не доходя 12 верст, мать Александра остановилась на отдых в селе Дивеево, отстоящем от Арзамаса в 55 верстах и от Нижегородского Ардатова в 24 верстах. Местоположение привлекло ее взоры, так как берег речки, на котором расположилось село, был высок, и с возвышенности открывался вид на окружающую местность. Потому ли, что она устрашилась разгульного заводского населения, занимающегося добыванием железной руды, или просто как подвижница-монахиня, мать Александра выбрала себе местом отдыха лужайку у западной стены небольшой деревянной церкви, где и уселась на стопе лежавших бревен. Усталая, она уснула сидя и в легкой дремоте снова удостоилась увидеть Божию Матерь и сподобилась, по словам вышеназванных лиц, слышать от Нее следующее: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России, когда еще в первый раз являлась Я тебе в Киеве; и вот здесь предел, который божественным промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих, и Я всегда буду с тобою и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете: это Четвертый жребий Мой во вселенной. И как звезды небесныя, и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу, и Меня, Приснодеву Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих: и благодать Всесвятаго Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных с малыми трудами человеческими не оскудеют от этого места Моего возлюбленнаго!» Когда видение окончилось, мать Александра проснулась, оглядела местность, начала молиться горячими слезами и еле пришла в себя. Она дошла до Саровской пустыни в великой радости, так как этот монастырь процветал тогда святостью жизни многих великих и дивных подвижников, постников, пещерников, старцев и затворников. Они могли ей помочь советами и наставлениями. Общежительная Саровская пустынь произвела сильное впечатление на боголюбивую мать Александру своим местоположением и величественностью. Ничего подобного она не видела во всей России, так как монастырь стоял среди дремучего соснового леса на горе, омываемый с трех сторон речками Сатисом и Саровкою. Это была настоящая пустынь, уединенная от людских жилищ, стоящая, как величественный памятник Господу и Его Пречистой Матери, среди необитаемой страны, успокаивающей каждого входящего своей тишиной, мощной природой и песнопениями славящих Бога птиц. Строгое благочиние, продолжительная церковная служба, простота, убогость и суровость монашествующих, старинное столповое пение по чину Афонской горы, скудость пищи и вся обстановка восхитили душу матери Александры. Подвижники-старцы служили духовным украшением и подавали пример твердого упования на помощь всемогущего Бога. Они пребывали в безмолвии и в непрестанной молитве, беседуя всегда мысленно с Богом. При содействии благодати Божией эти подвижники обладали мудрым и тонким познанием сердца человеческого и, как светильники, озаряли чистым светом учения Христова всех приближавшихся к ним, указуя всякому истинный путь, ведущий ко спасению. Познакомившись с ними, Агафия Семеновна открыла им душу свою и попросила от них, так же как и от киево-печерских старцев, совета и вразумления, как поступить ей в столь удивительных обстоятельствах. Саровские старцы подтвердили ей слова и пояснения киево-печерских иноков и также посоветовали всецело предаться воле Божией и исполнять все ей указанное Царицею Небесною. Насладившись беседою и молитвами в Сарове, мать Александра, послушная воле и указанию Царицы Небесной, собиралась переехать на жительство в Дивеево. «Живи и угождай здесь Богу до конца дней своих!» – сказала ей Владычица. Но разнопоместное и чресполосное село Дивеево было тогда весьма неудобно для жизни монахини, ищущей молитвенного покоя. Поэтому Саровские старцы посоветовали матери Александре, чтобы исполнить волю Богоматери, поселиться вблизи Дивеева, в деревне Осиновка, стоящей всего на две версты от села.
3. Жизнь Александры в Осиновке. Агафия Семеновна исполнила советы святых Саровских старцев и поселилась в деревне Осиновка у госпожи Зевакиной. Здесь вскоре заболела и скончалась десятилетняя дочь матушки. Мать Александра увидела в смерти своей единственной дочери еще указание Божие и подтверждение всего возвещенного ей Царицею Небесною. Порвалось последнее звено, связывающее ее с миром. Тогда Агафия Семеновна по благословению Саровских старцев решила действительно отрешиться от всего своего имущества и окончательно распорядиться своими имениями. Для этого она покинула Осиновку и Саров и отправилась в свои поместья. Немало времени потребовалось ей для устройства дел: отпустив своих крестьян на волю за небольшую плату, а тех, которые не желали воли, распродав за сходную и недорогую цену тем добрым помещикам, которых они сами себе выбрали, она совершенно освободилась от всяких земных забот и значительно увеличила свой и без того большой капитал. Затем она часть капитала положила вкладами в монастыри и церкви для поминовения родителей, дочери и родных, а, главное, поспешила на помощь туда, где надо было построить или возобновить храмы Божий. Мать Александра обеспечивала немало сирот, вдов, нищих и требующих помощи Христа ради. Современники ее указывают 12 церквей, построенных и возобновленных Агафией Семеновной. Среди них и Успенский собор Саровской пустыни, достроить который матушка помогла значительным капиталом.
4. Возвращение в Дивеево. Нигде не говорится о том, в каком году вернулась Агафия Семеновна в Саров и Дивеево, но надо предполагать, что несколько лет потребовалось для распродажи имений и крестьян. В записках Н. А. Мотовилова значится, что она прожила в деревне Осиновка 3,5 года до смерти дочери. Вероятно, возвращение ее произошло около 1764-66 гг. Саровские старцы благословили ей поселиться у приходского дивеевского священника отца Василия Дертева, жившего вдвоем с женою, известного своею духовною жизнию, с которым мать Александра была уже знакома во время своего нахождения в деревне Осиновка. Внешность матушки Александры известна со слов ее послушницы, Евдокии Мартыновны, записанных Н. А. Мотовиловым: «Одежда Агафии Семеновны была не только простая и бедная, но и многошвейная, и притом зимою и летом одна и та же; на голове она носила холодную черную, кругленькую шерстяную шапочку, опушенную заячьим мехом, потому что она часто страдала головною болью; платочки носила бумажные. На полевые работы ходила в лаптях, а под конец своей жизни ходила уже в холодных сапожках. Матушка Агафия Семеновна носила власяницу, была среднего роста, вида веселого; лицо у нее было круглое, белое, глаза серые, нос короткий луковичкою, ротик небольшой, волосы в молодости были светло-русые, лицо и ручки – полные». По свидетельству современников матушка Александра «была умна и образованна, как редко бывает образован и мужчина, она лучше всех знала уставы и положения церковные; к ней все обращались за советом и добрым словом». Служила всем, чем только умела и насколько могла. Многообразные подвиги ее настолько умягчили сердце ее и так угодили Господу Богу, что она удостоилась высокого дара благодатных слез.
5. Постройка Казанской церкви. В 1767 году мать Александра приступила к постройке каменного храма в Дивееве во имя иконы Казанской Божией Матери взамен старого деревянного и приходящего в ветхость храма святителя Николая Чудотворца. Этот важный для нее вопрос во всех отношениях она порешила по благословению нового Саровского подвижника о. Пахомия, который отличался необыкновенными духовными дарованиями и особенно пришелся по духу матери Александре. Впоследствии он стал строителем Саровской пустыни, и вместе с казначеем Исаией они всегда помогали ей молитвой и советами, являясь ее духовниками. Протоиерей Василий Садовский пишет в своих записках, что старики ему рассказывали о страшном голоде в 1775 году и о том, как матушка Агафия Семеновна их всех собирала тогда, еще малолетних, к строящейся Казанской церкви и заставляла подносить кирпичи к кладчикам. За это она кормила их вечером сухарями с водою и платила каждому по пятаку в день, приказывая деньги отдавать родителям. Таким образом дивеевские прихожане прожили голодное лето при пособии матери Александры без нужды, когда окрестные крестьяне страшно нуждались и мучились с семьями. Когда была освящена Казанская церковь, в точности неизвестно, но надо предполагать, что построение ее окончилось, судя по святому антиминсу, через пять лет, т. е. в 1772 году.
6. Келейный подвиг. Создание Общины. По совету Саровских старцев и с разрешения епархиального начальства мать Александра построила на этой земле три келий с надворным строением и оградила пространство деревянною оградою; одну келию заняла сама, другую предоставила для отдыха странникам, во множестве идущим через Дивеево в Саров, и третью предназначила для приглашенных жить трех послушниц. Внутренний вид келий соответствовал трудному и скорбному житию этой великой избранницы Царицы Небесной. В доме были две комнатки и две каморки. В одной каморке находилась около печки небольшая лежанка, сложенная из кирпичей, около лежанки оставалось место только для того, чтобы в свое время там, у умиравшей матушки, мог встать настоятель Пахомий, и на коленях перед матушкой иеродиакон Серафим, получивший от нее благословение заботиться о дивеевских сестрах. Больше там не было места. Тут же была дверь в темную каморку – молельню матушкину, где уже могла поместиться на молитве лишь одна она перед большим Распятием с затепленной перед ним лампадкой. Окна в этой молельне не было. Келейные ее подвиги остались неизвестны, но протоиерей Василий Садовский записал все, что рассказывали ему о матери Александре отец Серафим, отец Василий Дертев, сестры Дивеевской общинки, соседи-помещики, почитатели ее и дивеевские крестьяне, сохранившие воспоминания о ее глубоком смирении и тайных благотворениях. Кроме исполнения самых трудных и черных работ у отца Василия Дертева, мать Александра ходила в крестьянское поле и там сжинала и связывала в снопы хлеб одиноких крестьян, а в страдную пору, когда в бедных семьях все, даже хозяйки, проводили дни на работе, топила в избах печи, месила хлебы, готовила обед, обмывала детей, стирала их грязное белье и надевала на них чистое к приходу их усталых матерей. Все это она делала потихоньку, дабы никто не знал и не видал. Однако, несмотря на все старания и укрывательства, крестьяне стали мало-помалу признавать благодетельницу. Дети указывали на мать Александру, а она с удивлением смотрела на благодаривших ее и отказывалась от своих поступков и действий. Бедным невестам Агафия Семеновна вышивала головные уборы – сороки и красивые полотенца. В праздники и воскресные дни Агафия Семеновна никогда не уходила из церкви прямо домой, но по окончании Литургии всегда останавливалась на церковной площади и поучала крестьян, говоря им о христианских обязанностях и о достойном почитании праздничных и воскресных дней. Эти духовные беседы Агафии Семеновны с народом вспоминались с благодарностью прихожанами села Дивеева даже много лет спустя после ее смерти. К ней стекались со всех сторон не только одни простые люди, но и высокопоставленные лица, купечество и даже духовенство, чтобы послушать ее наставления: получить благословение, совет и удостоиться ее привета. В семейных делах, спорах и ссорах к ней обращались как к праведному судии и, конечно, беспрекословно подчинялись её решениям. Если матушка удостоивала согласиться быть распорядительницею какого-либо особо важного церковного торжества, то это считалось величайшею честью. Милостыня матери Александры была всегда тайная; она служила всем, чем только умела и насколько могла. Многообразные подвиги ее настолько умягчили сердце ее и так угодили Господу Богу, что она удостоилась высокого дара благодатных слез. По освящении всех трех приделов Казанской церкви Агафия Семеновна незадолго до своей кончины решила устроить общину, чтобы вполне выполнить все приказанное Божией Матерью. К этому представился особый случай. За шесть месяцев до ее кончины, в 1788 году, одна из помещиц села Дивеева, госпожа Жданова, наслышавшись об обетованной Агафии Семеновне Материю Божиею обители, желая поусердствовать осуществлению этого дела, пожертвовала матери Александре 1300 квадратных сажен усадебной господской земли своей рядом с церковью. Матушку Александру посетили Саровские старцы с молодым тогда иеродиаконом серафимом, которому и завещала она заботиться об обители, обетованной ей Царицей Небесной. Так жила мать Александра до конца своих дней, ведя жизнь богоугодную, подвижническую, крайне суровую, в постоянном труде и молитве. Строго исполняя все трудности Саровского устава, она во всем руководствовалась советами отца Пахомия. Она и сестры, кроме того, шили свитки, вязали чулки и работали все нужное из рукоделья для саровской братии. Отец Пахомий в свою очередь выдавал малой общине все необходимое для их земного существования; так что даже пищу привозили сестрам раз в сутки с саровской трапезы. Жизнь матери Александры и ее сестер вполне соответствовала идеи нищенства, работающего на насущное пропитание.
7. Смерть Александры Дивеевской. В июне 1788 года, предчувствуя приближение своей кончины, мать Александра пожелала восприять на себя великий ангельский образ. Для этого она послала Евдокию Мартыновну с другой какой-то девушкой в Саров, и отец Исаия, прибыв в Дивеево, постриг ее во время вечерни в схиму и нарек ей имя Александры. Пострижение это было за неделю или за две до кончины, в Петровский пост. Агафия Семеновна скончалась 13 июня, в день святой мученицы Акилины. При кончине матушки были только Евдокия Мартыновна и еще старушка Фекла, которым она говорила: «А ты, Евдокиюшка, как я буду отходить, возьми образ Пресвятой Богородицы Казанской, да и положи его мне на грудь, чтобы Царица Небесная была при мне во время отхода моего, а пред образом свечку затепли». В этот день она приобщилась Святых Тайн, Которые принимала в последнее время каждодневно, и лишь только священник ушел из келий, то она и скончалась в самую полночь. Отслужив Литургию и отпевание соборно, первоначальницу Дивеевской общины похоронили у алтаря Казанской церкви. Весь этот день шел такой проливной дождь, что ни на ком не осталось сухой нитки, но отец Серафим по своему целомудрию не остался даже обедать в женской обители, и тотчас после погребения ушел пешком в Саров. Преподобный Серафим предрекал, что со временем по Божиему изволению должны в обители почивать открытыми святые мощи матери Александры, и приказывал всем каждый день утром и вечером ходить к ней на могилу и кланяться ей, произнося при этом: «Госпожа наша и мать, прости меня и благослови! Помолись, чтобы и мне было прощено, как и ты прощена, и помяни меня у Престола Божия!»
8. Судьба Дивеевского монастыря. В ХХ веке первую святыню Дивеева постигла участь большинства российских храмов: в 1937 году она была закрыта, а в 50-е годы лишилась верхних ярусов колокольни и храмовой части до карниза трапезной, над оставшимся объемом здания была устроена двускатная крыша. Было уничтожено кладбище, окруженное Канавкой, а также Преображенский кладбищенский храм. Келия матушки Александры, как и могила ее, были уничтожены, и на их месте устроена площадь, залитая асфальтом. Представителями советской власти принимается решение о переоборудовании здания под педагогическое училище. В последние годы в здании Казанской церкви находился склад. Простояв в изуродованном виде почти полвека, в 1991 году после произведенных археологических раскопок могила матушки Александры была восстановлена по уцелевшему под асфальтом фундаменту часовни. На могиле был установлен деревянный крест. Честные мощи первоначальницы матушки Александры были обретены в праздник Воздвижения Креста Господня 26-27 сентября, 2000 года перенесены в Рождественскую церковь, где и почивают, как предсказывал великий старец Преподобный Серафим.
Казанская церковь была вновь передана Дивеевскому женскому монастырю, а 20 февраля 1995 года указом Президента РФ поставлена на охрану как памятник архитектуры федерального значения. В 2000 году сбылось еще одно пророчество Серафима Саровского - церковь Рождества Богородицы стала усыпальницей мощей преподобных Александры, Елены и Марфы Дивеевских. 22 декабря 2000 года состоялось их прославление как местночтимых святых Нижегородской епархии. А в 2004 году в Русской православной церкви канонизирована в лике преподобных. 21 августа 2008 года обновился еще один придел Казанской церкви, пристроенный с южной стороны с алтарной части. Он посвящен преподобным женам Дивеевским Александре, Марфе и Елене. Сегодня в обители трудится более 400 сестер. Реставрируются храмы, благоустраивается территория обители. Внутри церкви на стенах и колоннах выполнены великолепные росписи, показывающие главные события из жизни Серафимо-Дивеевской обители. По всему миру рассеяны люди, духовно близкие Дивеевской обители, которые, побывав в этом месте, осознали, что "счастлив всяк, кто у убогого Серафима в Дивееве пробудет: от утра и до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная, каждые сутки посещает Дивеево".
III. Заключение. В результате изучения жития Александры Дивеевской, я узнала, о том, какие тайными и сокровенными были подвиги матушки Александры многие годы. Созидание великой обители она начала в глубочайшей молитве, с терпением и необычайным самоотречением. Получив великое повеление Царицы Небесной, она принесла в жертву этому повелению свою жизнь и веровала до конца, хотя и не видела при жизни исполнения того, что было ей обещано. Она принадлежала к тем подвижникам, чью веру ублажил Христос: веру не видевших и веровавших. Вся последующая история Дивеева подтверждает истинность её верования. За самоотверженную жизнь, отданную всецело Богу, служение ближним, за нравственную красоту и силу личности почитание матушки Александры началось еще при ёё жизни. После кончины Матушки записаны многие случаи явления подвижницы и помощи по её молитвам. На могилку её до настоящего времени притекают многочисленные почитатели и просят святых её молитв. Я надеюсь еще побывать в этом удивительном святом месте. И, посещая эту дивную обитель, я уже теперь знаю, кем она основана, и какие святые стояли у истоков её создания. Хочется поклониться святым мощам Александры Дивеевской за её богоугодные дела, побывать на её могилке исполнить волю преподобного старца Серафима Саровского, который приказал кланяться её могиле, произнося при этом: «Госпожа наша и мать, прости меня и благослови! Помолись, чтобы и мне было прощено, как ты прощена, и помяни меня у Престола Божия!»
IV. Литература.
Рисуем белые грибы пастелью
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Машенька - ветреные косы
Что есть на свете красота?
Заяц-хваста