В наши дни все больше людей посещают церковь. В храмах совершают обряды крещения, венчания. Вернулись к нам светлые и почитаемые нашими предками праздники: Рождество, Крещение, Пасха и др. Они придают людям силу и веру в лучшее.
Один из особых праздников наших далеких предков - Пасха. Это самый радостный из всех христианских праздников. В Воскресение Христово отмечается победа жизни над смертью, добра над злом.
В 2011 году мы принимали участие в Интернет-конкурсе «Православная Пасха». Один из вопросов звучал так: «Откуда появилась традиция красить яйца в красный цвет?». Мы никогда не задумывались об этом, хотя каждый год на Пасху помогали маме готовить пасхальные блюда – печь куличи и красить яйца. И все же нам интересно было узнать, откуда пришла эта замечательная традиция. Итак, цель нашей работы: узнать, откуда появилась традиция красить яйца на Пасху.
Вложение | Размер |
---|---|
pashalnye_tradicii._antonova_dasha_ermukanova_nadya.doc | 256.5 КБ |
Окружная научная конференция учащихся
ХII областные юношеские краеведческие Головкинские чтения
Направление: Культурное наследие родного края
Секция «Этнография»
Пасхальные традиции
Авторы ученицы 6 класса
ГБОУ ООШ пос. Ильичевский:
Антонова Дарья, Ермуканова Надежда
Научный руководитель
Жаксиликова Наталья Николаевна,
учитель истории,
руководитель кружка «Юный краевед»
Самара 2012 г.
Оглавление
Введение…………………...…………………………………………………3
1. Православный праздник Пасха. ….…………………….…………….5
2. Из истории пасхального яйца….…………..…………………………..6
3. Пасхальные радости.…………………………………............................8
4. Покраска яиц для пасхального стола………………………….............10
Заключение…………………………………………………….……………..12
Список использованной литературы…………………………….…………13
Приложение…….………………….…………………………………............14
Введение
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
А. Майков
Актуальность темы:
В наши дни все больше людей посещают церковь. В храмах совершают обряды крещения, венчания. Вернулись к нам светлые и почитаемые нашими предками праздники: Рождество, Крещение, Пасха и др. Они придают людям силу и веру в лучшее. Мы считаем, что это очень хорошо, так как человек всегда тянется к прекрасному и доброму.
Один из особых праздников наших далеких предков - Пасха. Это самый радостный из всех христианских праздников. В Воскресение Христово отмечается победа жизни над смертью, добра над злом.
В 2011 году мы принимали участие в Международном Интернет-конкурсе «Православная Пасха». Участникам нужно было ответить на вопросы, написать сочинение о том, как в семье празднуют Пасху, нарисовать рисунок. Прежде чем ответить на вопросы, нам пришлось прочитать много информации об этом празднике, о его истории. Один из вопросов звучал так: «Откуда появилась традиция красить яйца в красный цвет?». Мы никогда не задумывались об этом, хотя каждый год на Пасху помогали маме готовить пасхальные блюда – печь куличи и красить яйца.
И все же нам интересно было узнать, откуда пришла эта замечательная традиция. Яйца красят в разные цвета, но чаще - в красный. А почему именно в красный цвет?
Итак, цель нашей работы: узнать, откуда появилась традиция красить яйца на Пасху.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Используя метод анкетирования, выяснить уровень владения
информацией о символах и традициях праздника Пасхи.
2. Познакомиться с историей празднования Пасхи.
3. Изучить историю пасхального яйца.
4. Найти рецепты покраски яиц к пасхальному столу.
5.Познакомить с пасхальными традициями одноклассников и учащихся начальных классов.
В начале исследования мы пришли в библиотеку. Там нашли книги о семейных традициях русского народа, об истории празднования Пасхи. Когда мы познакомился с ними, то узнали много интересного об истории праздника, о народных развлечениях на Пасху и о традиции красить яйца.
Затем мы провели социологическое исследование по теме «Что мы знаем о Пасхе» среди учащихся 1- 6 классов Ильичевской школы. Ребятам были предложены следующие вопросы:
1. Принято ли в вашей семье праздновать Пасху?
2. Участвуете ли вы в приготовлении к празднику?
3. Какие главные атрибуты пасхального стола вы знаете?
4. Знаете ли вы, почему именно яйцо – символ Пасхи?
5. Почему пасхальные яйца чаще всего красного цвета?
6. Какие виды пасхальных яиц вы знаете?
Опрос показал, что Пасху празднуют в каждой семье. 100% учащихся ответили, что главным символом пасхального стола является яйцо. Многие дети принимают участие в приготовлении к празднику, особенно девочки. Однако 90% детей не знают, почему яйцо символ Пасхи и почему пасхальное яйцо красного цвета.
Сделав вывод, мы поняли, что существует необходимость изучить вековые традиции праздника Пасхи и познакомить с ними учеников начальных классов и своих одноклассников.
§ 1. Праздник Пасха
Мы узнали, что история празднования Пасхи уходит вглубь веков. Ветхозаветную Пасху древние иудеи отмечали ещё за 1500 лет до Рождества Христова, празднуя исход израильтян из египетского плена под водительством пророка Моисея. Само слово «пасха» и означает «исход», «переход», «избавление». Своим воскресением Христос избавил людей от смерти, дал надежду всем нам на вечную жизнь. На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье Мария, Саломия, Мария Магдалина и Иоанн – ученик Христа пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел. Женщины очень испугались. Ангел же сказал: «Не бойтесь, я знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал». Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить всех об увиденном.[1]
На Руси праздник Пасхи празднуется с Х века. Пасха всегда была любимым и общенародным праздником. Русские люди заранее готовились к празднику великим постом. У православных славян существовало множество обычаев, ритуалов, приуроченных к дням Великой недели. Так, Великий Четверг традиционно называют "чистым", потому что в этот день каждый православный человек стремится очиститься внешне и духовно. В этот день убирали в избе, все мыли и чистили. Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца, готовили пасху, пекли куличи.
В субботу вечером все отправлялись в церковь на праздничное богослужение. Незадолго до полуночи колокольный звон возвещал о приближении минуты Воскресения Христова. Далее под несмолкающий трезвон колоколов совершался крестный ход вокруг храма. Это самое зрелищное событие в эту ночь.
Множество людей приходит в церковь, чтобы освятить пасху и как бы очиститься, проникнуться атмосферой этого светлого праздника. Необычное зрелище привлекает в этот день в церковь даже неверующих людей.
Служба длится до самого утра. В конце службы все верующие начинали приветствовать друг друга, восклицая: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!», трижды целуются и обмениваются яйцами – «христосуются».[2]
В России Пасха считается семейным праздником; за праздничным столом собираются все родственники и после 40-дневного поста едят скоромную пищу: мясо, яйца, куличи, пасху и сладости.
§ 2. Из истории пасхального яйца
У православных существовало множество традиций и обычаев, приуроченных к дням Великой недели. На Пасху пекли куличи, делали сырную пасху, красили яйца, подготавливаясь к пасхальному столу.
Яйцо ещё задолго до христианства символизировало Вселенную. Древние философы изображением яйца показывали происхождение мира. В христианстве яйцо приобрело новое символическое значение.
С языческих времен яйцо в глазах древних славян символизировало вселенную, солнце, землю, жизнь, плодовитость, возрождение и силу, противостоящую злым духам. Яйцо, с его способностью превращаться в птицу, было полно таинственного смысла. Таинственной силе, заключающейся в яйце, стали приписывать способность переходить на все, к чему оно прикасается.[3]
В первый раз, выгоняя скот на пастбище, клали на пороге хлева яйцо, которое потом отдавали какому-нибудь бедняку с просьбой помолиться о том, чтобы животные были здоровыми. А если погладить яйцом лошадь или корову, приговаривая: «Будь красна и гладка, как пасхальное яичко», - ни одна зараза к животинке не пристанет. Считалось, что, если покатать яйцо по полю, оно станет плодороднее. При строительстве дома в каждый его угол клали по яйцу, чтобы они хранили от пожара и других несчастий.[4]
Почему же мы красим яйца и дарим их друг другу в это светлый день? Может быть, потому, что простое яйцо напоминает нам о воскресении из мёртвых, являясь символом жизни. Обычное яичко похоже на камешек: оно словно неживое, но внутри него есть жизнь - цыплёночек, который при определённых условиях вылупится из него.
На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц главное место принадлежит ярким красным яйцам. Почему? История сохранила нам несколько преданий.
После воскресения Иисуса Христа ученики его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Ее победил Христос, Спаситель мира. Он воскрес Сам и воскресит каждого, кто поверит Ему и будет любить людей также, как любил Он.
Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому римскому императору Тиверию. Так как к императору не принято было приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она пришла с простым куриным яйцом. Конечно, выбрала она яйцо со смыслом. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из известкового плена в виде маленького желтого цыпленка.
Но когда Мария стала говорить Тиверию о том, что Иисус Христос также вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: «Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное». И не успел Тиверий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалины стало совершенно красным. С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца. [5]
Существуют и другие легенды. Одна из них связывает обычай красить яйца с именем римского императора Марка Аврелия (112-180 гг.). В день, когда он родился, курица, принадлежавшая его матери, снесла яйцо, помеченное красными точками. Это "счастливое предзнаменование" якобы предвещало вознесение новорожденного в будущем на трон императора. А с 224 года у римлян стало обычаем посылать в качестве поздравления друг другу окрашенные яйца.
Польская легенда приписывает начало обычая красить яйца Деве Марии. Она, чтобы развлечь младенца Иисуса, окрасила вареные яйца в разные цвета: красный, желтый, зеленый. Поэтому в Польше пасхальные яйца часто красят в зеленый цвет - цвет весны и надежды.
Первые христиане, зная о приношении Марии Магдалины, стали подражать ей и при воспоминании о Воскресении Христовом дарить друг другу красные яйца – символ Пасхи, символ воскресение Христово. Красный цвет знаменует радость и возрождение, но это и цвет крови Иисусовой, которой искуплены грехи мира.
Славяне переняли эту традицию, вложив в нее иной смысл: красный цвет имеет особую силу, яйцо в пасхальные праздники окрашено кровью Христа. Красный цвет - цвет скорби, поэтому яйца, окрашенные в красный цвет, символизируют гробницу Иисуса. Разбивание яйца символизирует открытие гробницы и Воскресение.
В праздник Пасхи мы повторяем это чудо: красим яйца в ярко- жёлтый цвет – цвет солнца, зелёный – цвет весны и, конечно, ярко-красный – цвет крови Бога, пролитой за нас, и дарим их друг другу.
Главное место в пасхальной обрядности занимало крашеное яйцо. Оно являлось символом праздника. Освященное яйцо ели за пасхальным столом первым. Яйцо разрезали на части согласно количеству членов семьи. Каждый молча съедал свой кусочек, после чего начинался обед. Совместная еда одного яйца, по мнению крестьян, должна была укрепить семью, сохранить в ней дружеские отношения, поддержать во всех ее членах любовь друг к другу.
С крашеным яйцом христосуются с близкими, соседями, пришедшими, поздравить с праздником Пасхи или когда сами отправляются в гости. При этом дарящий говорит: «Христос воскрес!», а принимающий в дар яйцо отвечает: «Воистину воскрес!» и троекратно целуются.[6]
§ 3. Пасхальные радости
В прошлом на Руси в праздник Пасхи устраивались различные игры и забавы. Известный пасхальный обычай катания яиц был связан с верой древних славян в демонов. Люди верили, что, катая яйца, можно заставить злых духов плясать, валяться, кувыркаться, что причиняло им ужасные страдания. Если же яйца ударять друг о друга, то можно заставить духов биться лбами. Когда-то люди верили, что так можно бороться со злыми духами, досаждать им.
Катание яиц, начиналось в первый день Пасхи, после обеда и продолжалось часто всю пасхальную неделю. Для этого делали специальные лоточки или просто катали с какого-нибудь бугорка. Одно яйцо клали на землю, другое скатывали с лоточка. Если скатывающееся с лоточка или бугорка яйцо ударялось об яйцо, лежащее на земле, играющий брал яйцо себе. Эта забавная игра собирала жителей всей деревни.[7]
Другой вид катания пасхальных яиц состоял в следующем: выбирали небольшой ровный участок земли, утаптывали, чтобы получилась ровная площадка. В земле делали неглубокие лунки. Каждый из участников приносил свои расписные яйца, которые раскладывали по лункам. Задачей каждого участника было выкатить понравившееся ему яичко из лунки - тогда он становился победителем. Яйца выкатывали с помощью специального тряпочного мяча со сплющенными боками, похожего на колесо.
А еще была и такая игра «Катание яиц навстречу». Двое играющих становятся у разных стенок и катают яйца навстречу друг другу. Один приговаривает: «Христос воскресе!», другой отвечает: «Воистину воскресе!». Нужно постараться, чтобы яйца столкнулись. У кого яйцо разобьется, тот и проиграл. Он отдает свое яйцо выигравшему.
Пасхальные яйца можно было еще и раскручивать. В игру играют двое, трое, четверо человек. Чье яйцо дольше прокрутится, тот и победитель, он забирает яйца остальных игроков.
Распространенной была игра в «битки». Заключалась она в том, что одно крашеное яйцо ударялось о другое. Побеждал тот, чье яйцо не разбивалось. Стремясь к победе, играющие готовились заранее, проверяя приготовленные яйца на твердость. Яйцами постукивали о передние зубы и по звуку определяли их твердость.
Еще одно пасхальное развлечение, для молодых девушек это угадывание яиц. Под одной из трех шапок прятали яйцо и, если девушка угадывала, где оно спрятано, то в этом году она выйдет замуж, то есть угаданное яйцо символизировало готовность к браку. Юноша, дарящий своей возлюбленной яйцо на пасхальной неделе, негласно делал предложение выйти за него замуж.
На Пасху повсюду разрешалось всем звонить в колокола, поэтому звучал беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение. Качели являлись чуть ли не главным атрибутом Пасхи. Почти в каждом дворе устраивали качели для детей. На деревенской площади или ближайшем выгоне вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски – возводились качели. На них качались решительно все, возле качелей образовывалось что-то вроде деревенского клуба: веселые девушки, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками. Молодые заводили хороводы, затевали игры на лужайках за околицей, на лесных полянах, в конце деревенской улицы.[8]
Каждый год мы с друзьями ходим на Пасху по дворам, поздравляем с праздником хозяев, желаем им добра и благополучия, получая взамен крашеные яйца и сладости. Когда мы узнали о старинных развлечениях на Пасху, то провели несколько игр со своими одноклассниками, было очень весело. И в этом году мы обязательно будем играть в них с друзьями и расскажем о развлечениях родным и близким. Теперь то мы знаем, откуда пришли к нам веселые пасхальные традиции и от этого становится еще радостнее.
§ 4. Покраска яиц для пасхального стола
Когда мы проводили опрос среди ребят нашей школы, то один из вопросов звучал так: «Какие виды пасхальных яиц вы знаете?». Честно говоря, мы и сами о них ничего не знали до того, как начали работать над темой. Обычай красить яйца на Пасху существует почти в каждой семье, но виды крашенных яиц не все знают. Мы нашли интересующую нас информацию, а также подготовили фотографии, чтобы показать нашим родным и друзьям.
Оказывается, в настоящее время существует несколько видов крашеных яиц.
Крашенки — от слова красить. Красить яйца можно по-разному. Одни хозяйки варят яйца вкрутую, а затем на 10-15 минут погружают в раствор теплой воды с пищевым красителем, который можно купить в магазине. Другие хозяйки любят красить яйца в отваре луковичной шелухи. Для этого сырые яйца помещают в кастрюлю с водой, добавляют луковичную шелуху и варят 15-20 минут, пока яички не приобретут нужный цвет.
А раньше яйца красили по-особому: обматывали их сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные» яйца.[9]
Для драпанки лучше брать яйца коричневого оттенка. Скорлупа таких яиц прочнее, чем белых. Сначала яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на скорлупу острым предметом - ножом, шилом, ножницами, толстой иглой. Но прежде, чем выцарапать узор, его необходимо нанести на яйцо крандашом. Во время работы яйцо держат в левой руке, а острый предмет — в правой. Ажурный рисунок на драпанке хорошо смотрится на коричневой или другой темной краске.
Крапанки — от украинского слова «крапать», то есть покрывать каплями. Сначала яйцо красят одним цветом, затем, когда оно высохнет и остынет, на него наносят капли горячего воска. Как только воск остынет, яйцо кладут в раствор другого цвета. После высыхания краски яйцо опускают в горячую воду. Воск тает, и выходит очень забавное яйцо. Воск можно и аккуратно соскоблить.
Писанки — это искусно расписанные пасхальные яйца. Для рисунка писанки используют элементы растительного и животного мира, геометрические фигуры.
Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце. Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску - «яблоньку», и держалось в ней в течение трех «отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи.[10]
Каждая линия на писанке имела определенное значение:
Сосна – символ здоровья.
Дубок – символ силы.
Голубь – символ души.
Сеточка – символ судьбы.
Точечки – символ плодородия.
Любая ягодка – символ матери.
Цветочки – символ девичества.
Черный цвет – цвет скорби.
Белый цвет – начало всех начал: судьба, которая строится на небе.
Когда все было готово к празднику, то пасхальные яйца клали венчиком вокруг кулича – для Бога, на блюдо с зерном – для людей, а крашенки на проросшем овсе – для родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого.
В настоящее время искусство расписывать писанки возрождается. Восстанавливается забытая техника, появляются новые мастера. В городе Коломия Ивано-Франковской области создан музей писанки.
В прошлом году наши мамы нам впервые доверили самостоятельно окрасить яйца, это было очень интересно. А главное мы сами подготовили пасхальные яйца для друзей и праздничного стола, срезали и поставили в вазу веточки вербы. Наш пасхальный стол стал еще праздничнее оттого, что мы сами принимали участие в его приготовление.
Заключение
Работая над данной темой, мы убедились, что Пасха - это удивительный праздник, богатый своими традициями и обычаями. Пасха, или Светлое Христово Воскресение, - самый главный православный праздник. Он отмечается с большим торжеством и радостью.
Много нового мы узнали о празднике Пасха:
Мы узнали, почему на Пасху красят яйца. Красное яйцо – символ
Воскресения, символ Пасхи. Как из яйца возникает новая жизнь, так и мир заново родился через Воскресение Христово. Красный цвет знаменует радость Воскресения, возрождение рода человеческого.
Мы научились готовить пасхальные дары так, как принято это делать
в наших семьях, и поняли, что семейные традиции надо хранить и передавать. Ведь семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека и, сохраняя традиции своей семьи – мы бережём нашу русскую культуру.
Мы считаем, что на каждом столе в этот Светлый праздник должны
быть крашенные яйца. Обмениваясь яйцами, и даря их другим людям, мы тем самым желаем им здоровья и долгих лет жизни, давая надежду на спасение их души.
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес...
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленее ближний лес...
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Список использованной литературы:
ПАЛОМНИК, 1994.
ПРЕСС, 1999.
4. Православные и народные праздники./ Громова А. И. – М.: ДРОФА,
2005.
6. Русская семья. Праздники и традиции. М.: БЕЛЫЙ ГОРОД, 2009.
7. Энциклопедия обрядов и обычаев./ Составители: Брудная Л. И.;
Гуревич З. М.; Дмитриева О. Л. – Санкт-Петербург.: РЕСПЕКС, 1996.
8. Энциклопедия русских обычаев. М.: ВЕЧЕ, 2001.
Интнернет- ресурсы:
1. www.pravoslavie.ru
Дополнительный материал по теме
«Пасхальные традиции»
[1] Амелин Ю.Н., Пустовойтов В.Н. Церковные праздники и обряды. Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. – с. 70.
[2] Иванова С.Ф. Введение во храм слова. М.:Отчий дом, 2004. – с.196.
[3] Энциклопедия русских обычаев. М.:ВЕЧЕ, 2001 – с.448.
[4] Жданова А.С., Островская М.Д. Календарь народных примет, обычаев и обрядов. М., 2008. – с.96.
[5] Амелин Ю.Н., Пустовойтов В.Н. Церковные праздники и обряды. Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. – с.75.
[6] Жданова А.С., Островская М.Д. Календарь народных примет, обычаев и обрядов. М., 2008. – с.95.
[7] Русская семья. Праздники и традиции. М.: БЕЛЫЙ ГОРОД, 2009. – с.188.
[8] Русская семья. Праздники и традиции. М.: БЕЛЫЙ ГОРОД, 2009. – с.188.
[9] Жданова А.С., Островская М.Д. Календарь народных примет, обычаев и обрядов. М., 2008. – с.95.
[10] www.pravoslavie.ru
Под парусами
Голубая лягушка
Никто меня не любит
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Волшебная фортепианная музыка