трагическая история народа турков-месхетинцев, насильно депортированных в Среднюю Азию в 1944году и вынужденных уехать оттуда из-за всплеска национализма в 1989г
Вложение | Размер |
---|---|
история турков-месхетинцев | 148 КБ |
Введение
Я по национальности турок-месхетинец, но родился я и вырос в русском хуторе Куго-Ея, в глубине Задонских степей, на берегу степной речушки. И меня c детства интересовали вопросы :
А когда и почему мои родители переселились сюда, далеко от исторической родины?
Какова история моего небольшого народа?
Я спрашивал у своих родителей, дедушек, они рассказывали о том, как переселялись, но всей информации они не имели.
Поэтому, когда мой учитель истории предложила заняться данной темой, я с большим интересом начал работу.
Конец 80-х – начало 90-х годов ознаменовался сложными и противоречивыми, по сути, и своей значимости событиями. И самым грандиозным явилось событие, связанное с исчезновением на карте мира названия такого государства, как СССР. Вместо этого появились полтора десятка самостоятельных государств, среди которых и Российская Федерация. Случилось так, что за короткий промежуток времени страна переместилась из одного исторического периода в другой, изменилось государственное устройство, институты власти и ее атрибуты. В России была разрушена прежняя политическая система, изменились соотношения форм собственности, изменилась система социальных отношений. Серьезным препятствием в движении Российской Федерации вперед по пути экономических реформ и выхода из кризиса явилось обострение межнациональных противоречий внутри страны. Конфликты стали реальностью в связи с резким обострением межнациональных отношений в бывшем СССР ещё со второй половины 80-х годов. Националистические проявления в ряде республик насторожили центр, но никаких действенных мер по их локализации предпринято не было. Началось обострение этнических конфликтов, приведших к кровопролитию (Сумгаит, Фергана, Ош). Зона конфликтных действий расширилась. В 1989 году возникло несколько очагов конфликтов в Средней Азии, Закавказье. Позднее их огонь охватил Приднестровье, Крым, Поволжье, Северный Кавказ. Только за период с 1988 по 1991 год на этнической почве в бывших советских республиках произошло более 150 конфликтов, в том числе около 20, повлекших человеческие жертвы.
Каждый народ своими традициями имеет неповторимую судьбу, кто-то доминирует, усиливает свое влияние, другой напротив ассимилируется или вообще исчезает сложном потоке исторического процесса. У народа, о котором я буду рассказывать есть боль, передающаяся из поколения в поколение. Она не дает спокойно смотреть в будущее, эта боль с каждым днем угасает надежду, имя этой боли тоска по Родине.
Турки, я постараюсь рассказать об этом удивительном народе, частью которого является мой род и я сам. Я хочу восстановить историю своего народа. На долю моего народа выпало много горя и несправедливости и в его истории очень много вопросов, но мало ответов, как в прошлом, так и в настоящем времени. Сейчас осталось очень мало людей, которые знают историю моего малого народа. Сохранились лишь некоторые документы и данные о происхождении нашего народа, о трудностях его жизни и сохранении его культуры и веры. Мне бы хотелось узнать побольше о моем народе, чтоб и нынешнее молодое поколение знало и помнило историю турок-месхетинцев, и мои дети и внуки так же хранили память о своей истории, в которой есть всё: и радость, и горе, несправедливость и радушие, героизм и жертвы...
Мне с детства была интересно, как и откуда появились мои предки, предки других турок-месхетинцов, в России. Ведь эта страна не является нашей исторической Родиной, но они поселились и продолжают жить с людьми, у которых обычаи, взгляды и язык совершенно не похожи на наши. Я хотел бы попытаться раскрыть историю моего народа. Для этого мне пришлось много работать и с литературой по данной тематикой, а её не так уж много, расспрашивать стариков, которые жили в то время и оказались свидетелями и жертвами тех ужасных репрессий. Сегодня мы, молодое поколение имеем мало информации об истории турок - месхетинцев. Моя цель в данной работе попытаться восстановить историю моего народа.
История Ахиска-Турок
Согласно данным энциклопедии турки-месхетинцы - тюркоязычный народ, происходящий из грузинской области Месхетия и в настоящее время рассеянный по территории бывшего СССР.
Ахиска-турки, с древних времен заселявшие исторические области Грузии Месхетии и Джавахетии, являются тюркской этнографической группой, говорящей на обогатившемся местными заимствованиями восточно-анатолийском диалекте турецкого языка. В этногенезе турок-месхетинцев участвовали два основных компонента: грузинское племя месхов и тюрки, массовое появление которых в Малой Азии и Закавказье началось в XI веке. Район Месхетского хребта под управлением феодального рода Джакели сделался пограничной областью, разделявшей сферу влияния грузинских царей и турецких султанов. Массовые миграции, вызванные нашествием монголов в XIII веке и походом Тимура в 1395 году, увеличили численность тюркских элементов в юго-западных пограничных районах Грузии и особенно в Месхетии (относительно слабее защищённой от вторжения с юга), что облегчило впоследствии ассимиляцию османскими турками части её населения. После вхождением в 1576 году в состав Османской империи, территория Самцхе-Саатабаго (Месхетии) оказалась в ареале воздействия турецкого этноса.
Ассимиляция турками коренного населения происходила по религиозному и языковому направлениям. Переход в ислам всячески поощрялся; в Османской империи в местностях со смешанным населением разговорный турецкий язык становился языком межнационального общения. В результате возник общий народ тюрки-турки (в турецком языке эти слова не различаются), обозначавший земледельцев-мусульман, говорящих на местных диалектах турецкого языка. К новому народу часто делалось добавление, конкретизирующее место проживания данной группы крестьян (в Месхетии — турки-месхетинцы). Ко времени присоединения Ахалцихского района в составе Грузии к России (1829) мусульмане-месхетинцы составляли меньшинство населения этого региона; на протяжении XIX — 1-й трети XX веков их доля постепенно возросла от 1/3 до 2/5 населения. Ко 2-й половине XIX века для месхов-мусульман турецкий язык был уже родным, став языком общения в семье. К концу 1930-х годов у месхетинских мусульман имелось общее название«турки-месхетинцы»; местные месхи (православные с XIX века) называли их «турками».
Бесспорно, что в этногенезе турок-месхетинцев принимали участие многие народы, но точное соотношение их долей остаётся вопросом научных дискуссий. Сами турки-месхетинцы придерживаются протурецкой версии своего происхождения.
В XIII веке на этой территории возникло княжество Самцхе-Саатабаго (атабекство Самцхе), а в XVI веке была создана административная единица в составе османского султаната –Ахыскинский пашалык. В 1828 году в результате русско-турецкой войны Ахыскинский пашалык перестал существовать, а часть его территории вошла в состав Российской империи. Так начался новый этап ахалцихских турок. На этой территории были созданы два уезда – Ахалцихский и Ахалкалакский. В результате колонизаторской политики России в отношении местного турецкого населения большинство местных жителей переселились в Турцию, а взамен началось массовое заселение этих территорий армянами из Карса и Баязита. («Ахалцихская нетерпимость» «Кавказ»(№94)1897г)
В XIX веке обостряются отношения между соседними народами турками и армянами. Эта борьба особенно проявилась на границе столетий и вылилась в обоюдные репрессии. Лидеры местных турок делали все возможное для обеспечения мира и спокойствия в этих местах. В 1915 году в ходе первой мировой войны Турцией был совершен геноцид в отношении армянского народа.
А в конце 1918- начале 1919 года провокации армянских дашнаков привели к военному столкновению между Грузией и Арменией. Вопросы о принадлежности данной территории армянам и туркам продолжали быть спорными на протяжении долгого времени.
Напряженность ситуации вынудила турок и грузин создать летом 1917г на съезде крестьян в Тбилиси антиармянской грузино-мусульманский союз (В. Гурко-Кряжин. Армянский вопрос. Б. 1990, с.13). В 1919 году христианские организации грузин призвали армянских лидеров прекратить террор против мусульман. В свою очередь, ахалцихские турки помогали грузинам в самые тяжелые минуты, во время армянского террора предоставляли убежище грузинам-католикам, спасая их от смерти. В одном только селе Уде с января 1919года было таким образом спасено 180 грузин-католиков (Л. Бараташвили, К. Бараташвили Мы –месхи…/Литературная Грузия 1988)
В соответствии с договором о дружбе, подписанным в Москве 16 марта 1921г между Турцией и Россией, Ахалкалакский и Ахалцихский уезды отошли к русским, а позже были присоеденены к Грузинской ССР.
В 20-30-е годы ХХ века усиливается культурное и экономическое развитие ахалцихских турок, формируются новые культурно-просветительские центры, растут национальные кадры, открываются технические и педагогические школы, курсы политпросвещения. Такие представители турецкого народа как Омар Фаиг Неманзаде, Осман Сервер бей, Ахмед Пепинов, Мамед Зеки Дурсунзаде, Мамед Али бей, Афзал бей, Мамед Шейхзаде играли видную роль в общественной жизни Закавказья. Газеты, журналы, выходившие в Грузии на турецком языке, в том числе «Адыгюн колхозчусу» (1931), «Гызыл ренджбер» (1933), издававшиеся в Адыгюне, «Коммунист» (1930) –в Ахалцихе, «Багбан», «Сосиализм кянды» (1940) – в Аспиндзе, играли прогрессивную роль в общественной жизни турок.
С 1928 по 1937 годы турки-месхетинцы подвергались репрессиям на исторической родине: их принуждали менять национальность и брать грузинские фамилии. Поэтому у части турок-месхетинцев фамилии грузинские. С началом Великой Отечественной войны было мобилизовано практически всё взрослое мужское население. Но 1944 году турки-месхетинцы (вместе с курдами, хемшилами) по обвинению в пособничестве врагам, занятиях контрабандой и служению для турецких разведывательных органов источником вербовки шпионских элементов и насаждения
бандитских групп были принудительно выселены со своих территорий в Грузии в
Казахстан, Киргизию и Узбекистан.
ПЕРВЫЙ ИСХОД
Одной из жертв геополитической концепции Сталина стала его собственная родина-мать — Грузия. Начав в конце марта 1944 года с 608 курдских и азербайджанских — жителей Тбилиси, переселенных внутри Грузинской ССР, Сталин принялся за «мусульманские народы» Грузии, проживавшие близ советско-турецкой границы. Турция, все время державшая около 30 дивизий близ границы с СССР, если и внушала определенное беспокойство как потенциальный агрессор, то только не в это время, ведь шел уже 1944год, а не 1941. Тем не менее, в очередной бериевской «справке», направленной Сталину, Молотову и Маленкову 28 ноября 1944 года, утверждалось, что население Месхетии, связанное «...с жителями Турции родственными отношениями, занималось контрабандой, проявляло эмиграционные настроения и служило для турецких разведорганов источником вербовки шпионских элементов и насаждения бандитских групп». Вопрос о переселении из приграничья с Турцией возникал еще весной 1944 года. Речь тогда шла примерно о 77,5 тыс. чел., которых намеревались выселить, можно сказать, по соседству — в районы Восточной Грузии. Но 24 июля 1944 года в письме Сталину Берия предложил переселить 16 700 хозяйств «турок, курдов и хемшилов» из приграничных районов Грузии в Казахскую, Киргизскую и Узбекскую ССР. И 31 июля решение о переселении 76 021 турка, а также 8694 курдов и 1385 хемшилов — было принято. «Заменить» их должны были 7 тыс. крестьянских семей из малоземельных районов Грузии и 20 тыс. пограничников. Всей операцией, по приказу Берии, руководили А. Кобулов и грузинские наркомы госбезопасности (Рапава) и внутренних дел (Каранадзе). Под турками (позднее азербайджанцами) здесь понимались турки-месхетинцы, жители грузинской исторической области Месхет-Джавахети. Их и их соседей— хемшилов (армяне-мусульмане), а также курдов — выселили из Ахалцихского, Адигенского, Аспиндзского, Ахалкалакского и Богдановского районов Грузинской ССР, лишь отчасти расположенных вдоль советско-турецкой границы. Решение об их депортации было принято еще в июле, возможно с расчетом на то, чтобы успеть осуществить его до наступления зимы, но своевременному его выполнению препятствовало бездорожье, а завершение строительства железной дороги Боржоми — Вале, по которой месхов впоследствии и увозили, потребовало дополнительного времени. Да и руководители Казахстана, обязанные обеспечить прием, ссылаясь на перегруженность иными контингентами, что называется, «взмолились о пощаде», но понимания в центре не нашли. Тем не менее, само выселение состоялось только глубокой зимой, спустя 3,5 месяца после издания указа и спустя два месяца после приказа НКВД о переселении. Как вспоминают уже малочисленные очевидцы, оно началось утром 15 ноября 1944 года и продолжалось три дня: на сборы в каждом селении отводилось по два часа. Вот как вспоминает об этих событиях один из моих родственников Мусаев Джиансяр Махмудович: « Я родился в 1927году 8 января Адыгейский район село Мухе. Я старый человек, но в моем сердце хранится тоска по родине и страшная боль. Мне нравится рассказывать о своей родине своим детям, но больше всего внукам. Ведь нас осталось очень мало и истории о нас никто не пишет не понимая, что все это пропадает. Моя надежда исполнилась, которую так долго ждал, один мой внук заинтересовался этой темой и попросил меня рассказать все муки и страдания видевший его народ.
В 1937 году я окончил, 4 класса после работал в колхозе, сеял зерновые культуры, использовал в место техники лошадей и быков, была собственная хозяйство: 4 коровы, 10 овец, 7 козлят.
В 1941 году наступил тот день, когда нас мужчин забрали в армию, остались только дети, старики и женщины. В эти дни им приходилась очень трудно. Не оставалось денег для приобретения продуктов питания, не было одежды, а именно зимней одежды - ведь на дворе стояла зима. Мои родители прислали письмо, мне прямо в военную часть. Но, через несколько дней произошло непредсказуемое. Ночью, не помню, в какой день из каждого дома по одному человеку собрали людей рядом со школой. Накануне к школе привезли дрова и подожгли для освещения, после этого один из военных поднялся на грузовую машину и зачитал приказ, этот приказ был написан Берией. В приказе была указано время - за 24 часа надо покинуть территорию Грузинской границы. Вокруг стояли военные с оружием, эта было ужасно. На утро мы все были собраны и посажены в грузовые машины, на которых возят дрова. Нас отправили в глубь страны. Наши вещи были оставлены, но скот, мы видели, вывозили неизвестно куда. Когда мы прибыли на станцию, я увидел очень страшную картину. Там стояли вагоны для перевозки скота. В них толкали женщин, детей, и очень жестоко обращались с людьми. Мы не знали, куда нас отправят, посадили в вагон и мою семью. Я поехал отдельно.
На один вагон выдавалась одна старая печка и дрова. В вагон вмещалось 35-40 человек. По дороге принимали даже роды, в которых умирали и дети, и матери от холода и голода, ведь мы ехали 20 дней. На остановках мертвых хоронили всех в месте. Эта была жестоко, бросали их как животных.» Для осуществления приказа НКВД выделялось всего лишь 4 тыс. оперативных сотрудников НКВД. К 16 часам 17 ноября из Грузии уже было отправлено 25 эшелонов с принудительными мигрантами, среди них почему-то было и 2 вагона с цыганами
Однажды я спросил своего деда, как проходили репрессии в 1944года. Его зовут Ибрагим, а фамилия Беридзе именно грузинская. Во время выселения ему было 17 лет. Его воспоминания я хочу привести полностью: « Утром нам велели собраться возле старой школы. Когда все собрались то им зачитали приказ, о выселении турок за границы Грузии. Нам нечего было сделать в ужасной ситуации. Нас собрали в старое здание, которое служило для кладовки продуктов, и затем посадили в вагоны. Вагоны были хорошо забиты и были открыты только после выезда из Грузии.» А когда он рассказывал, как в дороге на новые места поселения люди хоронили детей, женщин и пожилых, он плакал как ребенок, которого обидели, а он не мог ответить ни чем. Мотивы этой репрессивной акции были неубедительны, власть считала, что в случае вступление Турции в войну месхетинские турки могут поддержать наступлении с юга. Шел ноябрь 1944г. И всему миру, и в том числе Турции был очевиден близкий конец фашизма, следовательно, предположение о вступлении Турции в войну было не состоятельно.
Всего за три дня было выселено, по разным источникам, от 90 до 116 тыс. чел. В докладе Берии Сталину от 28 ноября фигурирует цифра 91095 чел., а в докладе Чернышева и Кузнецова самому Берии приводится цифра 92307 чел., из них мужчин — 18903, женщин — 27399, детей до 16 лет — 45985 чел. Более половины (53133) прибыли в Узбекистан, еще 28 598 — в Казахстан и 10546 чел. — в Киргизию. Сферой их хозяйственного использования было преимущественно сельское хозяйство.
Путь из Грузии в Среднюю Азию продолжался как минимум три недели, там их ждали непривычные условия, плохая вода, иногда (как правило, в Узбекистане) — и эпидемии (сыпной тиф). На повышенной смертности этого контингента не могло не сказаться и то, что выселение проводилось зимой. Смертность, по неофициальным данным, составляла до 1/3, а по официальным — 11,8% (по состоянию на июнь 1948 года). Интересен факт, что суммарная численность депортированных людей неуклонно снижалась вплоть до конца 1940-х гг.
Как-то меня спросили: « Как ты думаешь, имеешь ли ты право на гражданство в России?» Я, не долго думая, ответил «Да». Ведь мой дед тоже участвовал в Великой Отечественной войне, вместе с ним было еще 46000 турок-месхетинцев, из которых осталось в живых только 20000. Многие из них вернулись с фронта без ног, без рук одним словам калеки и сам человек, и его душа. Но после окончания войны они приехали в Узбекистан, как спецпереселенцы, где в это время уже находились их семьи и родные, там они нашли общий язык с местными жителями. Многие из турков-месхетинцев учились и поступали в училища, получая средне-специальное и высшее образование. В дальнейшем они работали на очень хороших работах, например, бухгалтер, строитель, водитель, были даже учителя. Депортированные турки-месхетинцы были рассредоточены по отдельным поселкам в различных областях Узбекистана, Казахстана и Киргизии, по постановлению ГКО СССР № 6279 от 31 июля 1944 г. были принудительно выселены со своих территорий в Грузии в Казахстан, Киргизию и Узбекистан.. Мусаев Джиансяр Махмудович вспоминает об этих событиях:
«Нашей новой родиной стало Средняя Азия. После ужасных условий, жестокого обращения в декабре эшелон приехал в среднею Азию. Начиная, с Бухары и на каждую область наш народ распределяли на место проживания. Власти пустили слух, что эти люди – турки, убийцы и их надо боятся. Сначала на нас смотрели косо не общались с нами мало и с опаской, но, прошло некоторое время и мы, подружились своими соседями. Наши языки были похожи, хотя не все, но была понятно. Потом многие устроились на работы и жизнь вошла в нормальное русло.»
Всего было выселено более 90 тыс. чел. В новых местах проживания с ними довольно быстро смешались и небольшие группы турок-османов, выходцев из центральной Турции, живших в Абхазии и Аджарии и выселенных оттуда в Среднюю Азию в 1948-49 годах. Депортированные турки-месхетинцы были рассредоточены по отдельным посёлкам в различных областях Узбекистана, Казахстана и Киргизии как «спецпоселенцы» (то есть без права изменения места жительства).
ВТОРОЙ ИСХОД Турки населяли, главным образом, сельскую местность, но компактно селились в пригородных зонах вокруг областных и районных центров. Большинство турок было занято в сельскохозяйственном производстве; вместе с тем, росла доля промышленных и строительных рабочих. В 1956г турки – месхетинцы были освобождены из-под административного надзора, но не получили возможности переселиться в те районы, откуда были высланы. Мусульмане из Южной Грузии не могут вернуться в родные места до настоящего времени. В 50-60-е гг. небольшие группы мигрировали в Азербайджан и на Северный Кавказ; большинство оставалось жить в Средней Азии и Казахстане. Но и здесь они не обрели новой родины и были изгнаны, событиями 8июня 1989г, опасаясь за жизнь своих родных и близких. Мои родители также были изгнаны из Узбекистана. По их рассказам мне было трудно определить, почему они были выселены. Поэтому я постарался найти дополнительный материал и уяснить следующее. В июне 1989 года в Ферганской области Узбекской ССР произошли массовые столкновения и погромы, известные как "Ферганские события". В ходе этих событий нападениям подверглись месхетинские турки. Власти организованно вывезли месхетинцев из Ферганы, а затем в течение года почти все турецкое население Узбекистана бежало в другие тогда еще союзные республики. В автобусах их вывозили на военные полигоны, превращенные временными лагерями беженцев. В течение трех суток турок, прятали от разбушевавшихся националистов совершенно незнакомые люди, в том числе и узбеки. Конечно же, не узбекский народ виноват в страдании ни в чем повинных людей, стариков, женщин, детей. Известно, что многие жители Узбекистана пытались организовать сопротивление погромщикам. Они спасали своих соседей турок, прятали их в своих домах, тайком вывозили в безопасные места. Немного хочу сказать о детях, которые оказались в зоне конфликтов. Об этом рассказывали и мои родители и написаны статьи. Что вынесли они, дети, из увиденного в Фергане, из этой страшной трагедии, какая боль застыла в них? Что успели увидеть и запомнить после ужасных дней? Как стали смотреть они на мир после того, что произошло в Фергане, в их домах, где они родились и выросли?
Одна из моих родственниц, Мавлюдова Зульфия, после всего увиденного во время тех событий не смогла доучиться в школе из-за нервного срыва после приезда на новое место жительства.
После всего услышанного и прочитанного начинаю понимать нежелание наших дедов вспоминать те страшные дни.
По рассказам моих родителей этот погром был в другом районе утром. Этим утром они собирались идти на работу. Им пришла информация о том что, узбеки, которых уважали как братьев, начинают погром над турецким народом. После этого они собрали нужные вещи, это были: одежда, продукты питания, постельное белье - все было погружено в контейнеры и отправлено в Россию. В дальнейшем мои родители и их родственники приехали в Ростовскую область и были заселены в хуторе, в котором им выдали дома, хоть и маленькие, им помогли ужиться, познакомились с новыми соседями, дети стали ходить в школу.
Массовые турецкие погромы в Ферганской долине вызвали тогда «вторую волну» миграции из Средней Азии, численно охватившую более 90 тыс. чел.
Власти СССР приняли официальное решение о вывозе около 17 тыс. турок-месхетинцев в ряд центральных областей европейской части РСФСР, вслед за ними снялись с мест и уехали еще около 70 тыс. человек из других областей Узбекистана.
В Центральной России они оказались в условиях, к которым были мало приспособлены. Их приезд, как правило, вызывал негативную реакцию и у местных жителей.
В результате и сами турки-месхетинцы воспринимали это переселение как очередную принудительную миграцию и со временем значительная их часть самостоятельно переселилась в более южные регионы. Каковы же были причины изгнания турок-месхетинцев из Средней Азии?
16-18 мая 1989 г. в городе Кувасае, на востоке Ферганской области, происходили драки между, турецкой, с одной стороны, и узбекской и таджикской молодежью, с другой. За последующую неделю возбуждение в городе не спало, среди узбекской молодежи шли разговоры о том, что турок надо "проучить". 23 мая драки в Кувасае возобновились и переросли в крупные столкновения, которые продолжались два дня. Толпа пыталась прорваться в кварталы, населенные турками и другими меньшинствами и учинить там погром. Власти попеременно пытались то уговаривать толпу, то разгонять ее силой. После прибытия дополнительных сил милиции (около 300 чел.) из других районов и областей беспорядки были подавлены. Пострадали 58 человек, из них 32 были госпитализированы, один человек - 26-летний таджик Икром Абдурахманов скончался в больнице. По области распространились слухи о "бесчинствах" турок, об "издевательствах" над узбеками, о том, что турки насилуют узбечек, что они вырезали и разорвали на части детей в узбекском детском саду и т.п. Было много разговоров о том, что по рукам распространяются фотографии убитых турками детей. Но основные события происходили 3 - 12 июня 1989 г. Судя по публикациям СМИ и другим источникам, они разворачивались следующим образом. 3 июня в Ташлаке наиболее агрессивно настроенная часть устремилась на улицы, где жили турки. Начались поджоги турецких домов и избиение их хозяев. Затем толпа двинулась в поселок Комсомольский. Группа солдат ВВ не смогла блокировать толпу, и дома турок в Комсомольском были разгромлены и сожжены. Часть погромщиков вернулась в Ташлак, где продолжила нападения на турок; произошли первые убийства. Бежавшие от погромщиков турки собирались под охраной милиции в райкоме партии. К вечеру толпа численностью 300-400 человек учинила погромы и поджоги домов турок в Маргилане, поступили также сообщения о нападениях на турок в Фергане. С утра 4 июня специально выделенные автобусы в Ташлаке до полудня собирали и свозили турок в здание райкома. В райкоме собралось более 500 турок. В ночь с 3 на 4 июня в Фергану стали прибывать подразделения ВВ МВД СССР. С утра же нападения на турок и поджоги возобновились в Фергане, Маргилане и Ташлаке. Погромы начались в других местах, где жили турки. Толпа требовала освобождения тех, кого милиция задержала накануне, и выдачи турок на расправу. После того, как милиции удалось очистить помещение РОВД от погромщиков, толпа в течение четырех часов держала здание в осаде. Получили ранения 15 сотрудников милиции, один из них скончался. Был принят Указ Президиума Верховного Совета Узбекской ССР о введении 4 июня комендантского часа в ряде районов Ферганской области. . Обстановка в Фергане 4 июня: с утра в центре города собирались возбужденные толпы молодых людей, вооруженных палками и арматурой. Они били машины и киоски; кое-кто из толпы останавливал прохожих и проезжавшие автомобили. 5 июня толпа окружила здание обкома, пыталась прорвать оцепление, бросала камни. Небольшой группе удалось проникнуть в здание. Днем толпа в 200-300 человек поджигала турецкие дома около аэропорта. К вечеру обстановка еще более накалилась; в городе и в близлежащих кишлаках начались погромы. В этот же день в кишлаке Сурхтепа местная молодежь нападала на турок, выгоняла их и поджигала дома. К утру 5 июня группировка Внутренних Войск доведена до 6 тысяч человек, а в течение дня - до 8,5 тысяч военнослужащих и 1,5 тысячи курсантов школ милиции. Центр беспорядков переместился в Фергану. В городе и в окрестностях продолжались погромы и поджоги домов, принадлежавших туркам. 5 июня группы молодежи собирались также в Кувасае, но их попытки начать столкновение были пресечены милицией. К исходу 5 июня обстановка в Фергане и других населенных пунктах области в целом стала разряжаться и стабилизироваться. 6 июня был днем относительного затишья, в эти сутки в области практически не было массовых беспорядков, столкновений и погромов. Днем или к вечеру в Фергане появились патрули ВВ. Посты ВВ и милиции перекрыли контрольно-пропускными пунктами основные дороги, ведущие в Фергану, и начали досмотр проходящего автотранспорта. В этот день информация о массовых беспорядках появилась в газетах и на телевидении. 7июня центр событий перенесся в западную часть области, в Коканд. После полудня в город на грузовиках, автобусах и тракторных прицепах двинулось более 5 тыс. сельских жителей из близлежащих районов . Толпа захватила кирпичный завод и на некоторое время - Кокандский городской отдел внутренних дел, который вскоре был отбит обратно курсантами и спецназом МВД. Из следственного изолятора были освобождены силой 68 заключенных. Пока внимание нападавших было сосредоточено на городском отделе внутренних дел, местным властям удалось собрать на автобазе и в санатории всех оставшихся в городе турок. Рассыпавшиеся по городу погромщики громили и жгли дома, причем не только турок, но и местных узбеков.
8.июня утром в Коканде вновь вспыхнули беспорядки. Ими были охвачены также поселки, расположенные недалеко от города. В первой половине дня в Коканде погромщикам продолжало прибывать подкрепление из близлежащих сельских районов. Толпу сдерживало оцепление милиции и ВВ. Требования собравшихся: выдать турок, выдать милиционеров, стрелявших 7 июня на поражение у здания ГОВД, отпустить задержанных накануне.
В ночь с 8 на 9 июня в поселке Горский были разграблены и сожжены два дома, хозяин одного из них - Юнус Османов - сожжен заживо. Вечером 9 июня в Горском собралась большая толпа местных узбеков, вооруженных топорами и вилами, якобы для обороны от турок, решивших отомстить за погром; толпа рассеялась после прибытия маневренной группы ВВ. К вечеру 9 июня в Кокандской зоне в целом наступила стабилизация. На военном полигоне около Ферганы собрано приблизительно 15 тыс. турок. 9 июня началась эвакуация в Россию, в первую очередь больных и детей. За сутки в области произошло, по сообщению коменданта, 16 погромов и поджогов, сожжено 7 жилых домов. В беспорядках участвовали уже только малочисленные группы. 10 июня во второй половине дня была совершена попытка нападения на временный лагерь в Аштском районе Ленинабадской области Таджикистана, где укрывались эвакуированные турки. Турок спешно перевезли в горный пансионат в Аштском районе, а самых активных зачинщиков беспорядков доставили в Навгарзан и показали, что турки оттуда вывезены. Однако экстремисты узнали об их местонахождении. 10 июня в сторону пансионата двинулась колонна грузовиков, набитых молодчиками, вооруженными холодным, а отчасти и огнестрельным оружием. Всего ехало, по оценкам, 350-400 человек. Дорога к пансионату была своевременно перекрыта вертолетным десантом ВВ. Чтобы остановить колонну, пришлось применить оружие на поражение. До конца 1989 г. сохранялся режим комендантского часа. Продолжалась начатая 9 июня эвакуация турок в Россию транспортной авиацией, к 18 июня она была закончена, из области вывезено 16282 чел. Перед посадкой в самолеты туркам предлагали выписаться с мест прежнего проживания. Вывоз турок в шесть областей Российского Нечерноземья был санкционирован личным распоряжением Председателя Совета Министров СССР Н.И.Рыжкова, что он позднее признал в своих мемуарах. По его словам, на срочной эвакуации месхетинцев из временного лагеря настаивал Председатель Совета Министров Уз.ССР Кадыров, высказывавший опасения, что 15 тыс. турок "могут сняться и пойти обратно в Фергану". Хотя массовые беспорядки в основном прекратились 10-11 июня, но обстановка в области оставалась по-прежнему напряженной. Распространялись слухи о предстоящих погромах русскоязычного населения, наоборот, о том, что группы турок собираются мстить узбекам. Когда начались погромы в Фергане, турки, главным образом женщины с детьми стали покидать Самаркандскую область. В это время многие турки стали выезжать из области насовсем, распродавая за бесценок дома и скот. К сентябрю из Узбекистана выехало более 50 тыс. турок. Осенью 1989 г. турки продолжали покидать Узбекистан, как опасаясь за свою жизнь в случае повторения июньских событий, так и под давлением властей. По данным комиссии ЦК КПУз. во время июньских событий
Руководствовались ли "погромщики" и сочувствующие им стремлением нанести вред туркам? Судя по результатам их действий - да. Во время июньских событий погромщики атаковали дома и улицы, где жили турки. Возникает вопрос, а почему нападавшие видели в людях турецкой национальности врагов, подлежавших уничтожению?
Сообщения о беспорядках не содержат упоминаний о каких-либо внятных претензиях к туркам как таковым. Но практически во всех источниках описывают не только действия погромщиков, но и настроения окружающего населения как стремление защититься от агрессии. То есть турок воспринимали не как жертвы, а как нападающую сторону. Нет никаких данных, которые подтверждали бы в среднем заметно более высокий материальный достаток турок по сравнению с другими группами, чтобы это стало толчком к событиям в Фергане. Турки были слабо представлены в сфере управления и в государственной системе распределения. Например, в Ташлаке и окрестностях жило 2350 турок, только 8 из них закончили вузы и 18 - техникумы, то есть могли рассчитывать на сколько-нибудь престижную работу. Удельный вес турок в составе руководящих кадров в области был в два раза , а среди депутатов Советов всех уровней в три раза ниже, чем их доля в составе населения. В областной Совете последнего созыва был один турок, а в Советах городов Фергана и Коканд не было ни одного. Эти данные еще раз подчеркивают , что турки, проживавшие на территории Узбекистана не могли конкурировать с местным населением в вопросах политической власти и не стремились к этому. Таким образом, можно сказать, что до сих пор нет точного понимания событий июня 1989г, но для моего народа это стало вторым исходом.
БУДЕТ ЛИ РЕАБИЛИТАЦИЯ
Процесс реабилитации месхетинских турок, долгие годы осваивавших в Средней Азии голодную степь, идет, пожалуй, особенно малоуспешно.
Пути их невозвращения на родину, начатого в 1956 году, когда с них был снят режим спецпоселения, пролегли через Москву и Тбилиси. Начиная с конца 1956 года туда ездили десятки делегаций их народных представителей: в Москве им кивали на Тбилиси, а в Тбилиси — на Москву.
Еще в 1956 году месхов объявили… азербайджанцами и направили наконец-то на Кавказ, но не в Месхетию, а в Кабардино-Балкарию и в Азербайджан, где требовались рабочие руки для освоения безводной Мугабской степи. Весьма значительная часть турок-месхетинцев и до сих пор не покинула Среднюю Азию, во-первых, в силу своего вполне устойчивого экономического положения и, во-вторых, по причине непроясненности вопроса о возвращения в Грузию. Попытки же реализовать свое право на такую репатриацию неизменно встречали со стороны грузинских властей отпор и категорический отказ, мотивированный социально-экономическими и демографическими затруднениями.
В мае 1968 года вышло Постановление Верховного Совета, номинально уравнивающее турков -месхетинцев в правах с остальными народами СССР. .
Итак, начиная с 1950-х гг. три народа – немцы, крымские татары и турки-месхетинцы, вели упорную, мирную, организованную борьбу за возвращение на историческую родину. Правда, личное право селиться в родных местах немцы и крымские татары в конце концов получили, а вот турки-месхетинцы до сих пор лишены и такой возможности и проживают рассеяно в ряде регионов Кавказа и Средней Азии.
Таким образом проблема реабилитации турков-месхетинцев и проблема Родины остаются несбыточной мечтой моего народа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
У этой трагедии долгая история. Начать с того, что месхи - историческая общность, коренной народ Грузии, подвергшийся в период Османской империи исламизации и воспринявший турецкий язык и культуру. А в 1944 г. по личному приказу вождя всех народов около 100 тысяч турок-месхетинцев были депортированы в Среднюю Азию и Казахстан, где пятая часть их погибла в первую же зиму. В середине 1950-х годов их реабилитировали, но вернуться в родные края не позволили и фактически оставили в ссылке. Накануне распада СССР в результате межнационального конфликта в Ферганской долине месхи вновь потеряли родину: до 20 тысяч беженцев тогда было вывезено в Россию. Руководство Грузинской ССР их принять отказалось. Правда, 22 июня 2007 года Парламент Грузии принял законопроект о репатриации турок-месхетинцев, проживавших на юге Грузии и переселенных в республики Средней Азии: «О репатриации лиц, насильно переселенных властями СССР из Грузии в 40-х годах ХХ века». В соответствии с законопроектом желающие репатриироваться в Грузию должны до 1 января 2009 года предоставить документы в посольства Грузии в странах своего пребывания, но количество заявлений на данный момент невелико. Один из старейшин нашего села Мухиддинов Н.М. в этом году съездил в Грузию, чтобы более подробно рассмотреть вопрос о возвращению на историческую Родину. Но результаты его поездки оказались нулевыми. Почти семь десятилетий турки-месхетинцы мечтают о возвращении на родную землю, где они жили до выселения. Почти восемнадцать из них Грузия - суверенное государство. Однако все демократические правители Грузии - Гамсахурдиа, Шеварднадзе, Саакашвили - при их явной нелюбви друг к другу всегда были схожи в одном. На словах, признавая возможность репатриации турок-месхетинцев, они делают все, чтобы не допустить их возвращения на родину. Сегодня турки-месхетинцы живут в ряде регионов России. Их можно встретить в Азербайджане, в ряде европейских стран, даже в США. Только вот на историческую родину им вход заказан: документы, определяющие порядок возвращения турок-месхетинцев на родину, грузинским правительством вроде бы приняты, но все решения остаются только на бумаге. Никакой реальной репатриации не происходит. Что и понятно: режим, взявший курс на построение моноэтнического государства, не останавливающегося даже перед физическим уничтожением представителей "непокорных" властям Тбилиси небольших народов, не заинтересован в появлении на своей территории бывших соотечественников. Впрочем, соотечественниками турок-месхетинцев многие грузинские чиновники и парламентарии отнюдь не считают. Похоже, там озабочены совсем иными вопросами, а жизненные проблемы турок-месхетинцев сегодня не вписываются в форматы отношений их государств с нынешним режимом Грузии. И без того проблем хватает: своей политикой режим их регулярно сам создает себе и своим покровителям. Один разрушенный Цхинвал чего стоит... А пока заботой о выходцах из Грузии, проживающих на территории России, занимаются наши российские федеральные и региональные власти. В Госдуме интересуются международно-правовым положением турок-месхетинцев. Так депутат Государственной думы РФ Юрий Медведев ("Единая Россия") выступил с протокольным поручением комитету Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками и комитету Госдумы по международным делам запросить в МИД России информацию о международно-правовом положении турок- месхетинцев и реализации их прав на возвращение на историческую родину. 8 октября 2008года в ходе заседания Госдумы Ю.Медведев напомнил, что представители турецко-месхетинской общины приняли обращение в Совет Европы, в котором призывают заставить Грузию выполнить взятые на себя обязательства по возвращению турок-месхетинцев на родину, туда, где они проживали до выселения. У этой трагедии, сказал Медведев, очень долгая история. Мой маленький, но стойкий народ стремится жить в дружбе с другими народами, куда бы не заносила его судьба. Но очень хочется, чтобы и мы и будущие поколения могли иметь постоянную малую Родину.
Литература
Исследование 1997 – 1998 гг. при поддержке Фонда Гуггенхайма (The Harry Frank Guggenheim Foundation).
Осипов А.Г. Ферганские события: конструирование этнического конфликта // Ферганская долина: этничность, этнические процессы, этнические конфликты. М.: «Наука», 2004. С. 164-223.
Зиямов Шахобитдин. О межэтническом конфликте 1989 года в Узбекистане. // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 6 (12). С. 153-159;
Мукомель В. Вооруженные межнациональные и региональные конфликты: людские потери, экономический ущерб и социальные последствия // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М.: Московский Центр Карнеги, 1997. С.298-324; Паин Э.А., Попов А.А. Межнациональные конфликты в СССР (некоторые подходы к изучению и практическому решению) // Советская Этнография. 1990. № 1. С.5-6.
Рассказы родителей, дедушек
Исследовательская работа
по теме:
Мавлюдов Салман
11 класс
Куго-Ейская СОШ №5
х.Кугейский
Егорлыкского района
Ростовской области
Домашний адрес:
х.Кугейский
ул.Октябрьская153
Клименко Татьяна Васильевна
Учитель истории
Куго-Ейская СОШ №5
х.Кугейский
Егорлыкского района
Ростовской области
Тел: 8-928-616-35-72
2010
Цветущая сакура
Яблоко
Красочные картины Джастина Геффри
Развешиваем детские рисунки дома
Прекрасное далёко