ХХ век дал много «технических чудес», среди которых и компьютер с его многочисленными возможностями, в том числе и мировая информационная сеть Интернет. О пользе и вреде этих изобретений можно спорить бесконечно, ведь у всякого явления или события есть свои сторонники и противники. Бесспорно, компьютер подрастающего поколения порой даже заменяет подросткам друзей, родителей, школу.
Сегодня персональный компьютер превратился в непременный атрибут нашей жизни. С появлением сети Интернет он ещё и стал лучшим способом поиска информации, общения, развлечения и т.д. Я часто слышу от мамы, что слишком долго сижу за компьютером, что это опасно для моего здоровья. Поэтому мне захотелось самой разобраться, что же такое компьютер, в чем его польза, а в чем недостаток, исследовать зависимость школьников от компьютера, влияние компьютера на здоровье и к каким изменениям в организме может привести это влияние.
Целью данной исследовательской работы является изучение влияния компьютера на здоровье школьников. Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты влияния компьютера на здоровье человека.
2. Проанализировать влияние компьютера на здоровье учащихся.
3. Дать рекомендации по работе за компьютером.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc | 90.5 КБ |
II Городская конференция школьников им. Д.В.Вилькеева
Исследовательская работа
Влияние компьютера на здоровье школьника
Набиева Аида
средняя общеобразовательная татарско-русская школа № 23
с углубленным изучением отдельных предметов
4 «Р» класс
Ново-Савиновский район, г.Казань
Научный руководитель:
Мухаметшина Д.А.
Казань-2011
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты влияния компьютера на здоровье человека……………………...4
2. Исследование влияния компьютера на здоровье учащихся…………………….………….6
3. Практические рекомендации по работе за компьютером……………………….…….…...9
Заключение……………………………………………………………………………………..10
Список используемой литературы……………………………………………………..……..10
Приложение……………………………………………………………………………….……11
Введение
ХХ век дал много «технических чудес», среди которых и компьютер с его многочисленными возможностями, в том числе и мировая информационная сеть Интернет. О пользе и вреде этих изобретений можно спорить бесконечно, ведь у всякого явления или события есть свои сторонники и противники. Бесспорно, компьютер подрастающего поколения порой даже заменяет подросткам друзей, родителей, школу.
Сегодня персональный компьютер превратился в непременный атрибут нашей жизни. С появлением сети Интернет он ещё и стал лучшим способом поиска информации, общения, развлечения и т.д. Я часто слышу от мамы, что слишком долго сижу за компьютером, что это опасно для моего здоровья. Поэтому мне захотелось самой разобраться, что же такое компьютер, в чем его польза, а в чем недостаток, исследовать зависимость школьников от компьютера, влияние компьютера на здоровье и к каким изменениям в организме может привести это влияние.
Целью данной исследовательской работы является изучение влияния компьютера на здоровье школьников. Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты влияния компьютера на здоровье человека.
2. Проанализировать влияние компьютера на здоровье учащихся.
3. Дать рекомендации по работе за компьютером.
1. Теоретические аспекты влияния компьютера на здоровье человека
Человек, благодаря своей уникальной способности мыслить, уже немало сделал для того, чтобы облегчить себе жизнь и добиться максимального комфорта. И если некоторые годами ломают голову, трудясь над созданием новых технологий, и совершают научные открытия, то большая часть весьма умело научилась пользоваться плодами их труда. Пожалуй, среди достижений современной цивилизации компьютерную технику можно по праву назвать предметом наибольшей любви и обожания человека. По ее способности "заселяться" в жилища людей она, наверно, ни в чем не уступает тараканам, да и хлопот доставляет порой не меньше.
Сегодня наше поколение много общается с телевидением, видео и компьютером. Если поколение наших родителей было поколением книг, то мы получаем информацию через видеоряд.
Я часто слышу от мамы, что слишком долго сижу за компьютером, что это опасно для моего здоровья.
Поэтому мне захотелось самой разобраться, что же такое компьютер, в чем его польза, а в чем недостаток.
Итак, компьютер столь же безопасен, как и любой другой бытовой прибор. Но, как и в случае с другими бытовыми приборами, существуют потенциальные угрозы для здоровья, связанные с его применением. Рассматривая литературу о влиянии компьютеров на здоровье, я нашла следующие вредные факторы, действующие на человека:[1].
- сидячее положение в течение длительного времени;
- воздействие электромагнитного излучения монитора;
- утомление глаз, нагрузка на зрение;
- перегрузка суставов кистей;
- стресс при потере информации.
Сидячее положение.
Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой, болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.
Воздействие электромагнитного излучения монитора.
Монитор является источником практически всех видов электромагнитного излучения (радиации). Ионизирующее излучение, воздействуя на объект, в частности, на клетки человека, вызывает их повреждение за счет образование ионов. Эти повреждения могут быть летальными, когда клетка погибает, и сублетальными, когда клетка выживает, но информация, «зашитая» в нее, портится. Такие клетки могут быть источником возникновения рака.
Воздействие на зрение.
В результате работа на компьютере серьезно перегружает наши глаза. Если к тому же монитор невысокого качества и интерфейс используемых программ неудачный, то последствия не заставят себя ждать. У пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения... Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром».
Перегрузка суставов кистей рук.
Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
Стресс при потере информации.
Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.
В каждом из этих случаев степень риска прямо пропорциональна времени, проводимому за компьютером и вблизи него.
Недавно я прочитала, что ученые обнародовали данные о наличии связи между появлением аллергии, головной болью, кожным зудом и работой за компьютером. Исследования, проведенные группой ученых из Швеции, показали, что при работе компьютера в атмосферу выделяется трифенил фосфат, входящий в состав огнестойкого материала, используемого для отливки корпуса мониторов [2].
Также я увидела статью о том, что раннее приобщение детей к компьютеру грозит им задержкой роста. Кроме того, общение с компьютером мешает ребенку освоить навыки общения с людьми, а эти упущения могут впоследствии сильно осложнить его жизнь.
Поэтому, потратив за последние пять лет около $27 млрд. на оснащение начальной школы компьютерами, американская администрация обеспокоена, насколько разумными были эти траты. Сейчас в США специалисты начинают пересматривать мнение о том, что замещение привычных методик обучения на компьютерные принесет несомненную пользу детям всех возрастов [2].
К сожалению, сейчас дети много времени проводят за компьютером. Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье. При всем преимуществе компьютерных игр они все же воздают иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего общения. Компьютер дает возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть. Такой уход в искусственную реальность может сформировать у ребенка подобие психологической зависимости от компьютера.
Однако сейчас сложно представить себе жизнь без компьютеров – ведь мы практически породнились с ними. И хотя компьютер нуждается в человеке, но и человек сейчас напрямую «связан» с компьютером. Для многих компьютер стал самоцелью, вместо того, чтобы быть средством для познания и совершенствования себя самого.
И все-таки, компьютер - это наше будущее. Работа на нем обучает детей новому способу, более простому и быстрому, получения и обработки информации. А умение получить необходимый для работы материал и быстро его обработать ускоряет и оптимизирует процесс мышления, помогает не только узнать больше, но и лучше, точнее решать новые задачи. С другой стороны - нельзя уповать только на компьютер. В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль.
2. Исследование влияния компьютера на здоровье учащихся
Я подготовила анкету из 31 вопроса для моих одноклассников и друзей (см. приложение). В анкетировании приняло участие 28 человек, включая и меня. Вопросы анкеты были разбиты на 5 групп:
1. Время работы за компьютером.
Анализ полученных результатов по этому блоку показал, что 96% учащихся имеют дома компьютер; 7% учеников начали работать на компьютере с раннего возраста - 4 лет; 49% - с 6 лет; 11% - с 7 лет, 22% - с 8 лет; 11% - с 9 лет.
Из них 41% проводят за компьютером более 5-ти часов в день и 37% от 2 до 5 часов в день.
2. Зависимость от компьютера.
Я выяснила, что у 48% респондентов периодически возникает желание поиграть в игры, у 19% есть постоянное желание играть в игры. Вероятно, эти ученики склонны к игромании. 33% ответили, что у них нет тяги к компьютерным играм.
Я поставила перед выбором ребят: игра на компьютере или игра на свежем воздухе. 45% выбрали компьютер, а 55% - прогулку на свежем воздухе.
Общение по электронной почте или общение с другом на яву: - 22% выбрали общение по электронной почте, 48% общение с другом на яву.
3. Психологические симптомы.
В ходе анкетирования я постаралась выяснить, пребывают ли в плохом, раздраженном настроении школьники, если был сломан компьютер?
52% детей пребывают в раздраженном настроении, не могут ничем заняться, 44% - не испытывают зависимости.
На вопрос конфликтовали ли вы с родителями, угрожали им, шантажировали их в ответ на запрет сидеть за компьютером?
52% ответили, что, не конфликтовали и не угрожали, а 48% ответили, что вступают с родителями в конфликтные ситуации из-за запрета «общения» с компьютером.
4. Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером.
На вопрос, сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером - 55% ответили, что можно сидеть за компьютером от 1-го часа до 2-х часов, а 22% - не знают и столько же не придают этому значение.
На вопрос, вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью?
78% ответили, что знают, 22% ответили – что не задумывались над этим.
При этом 41% учеников отметили периодически возникающие головные боли, резь в глазах, боли в спине и пальцев рук.
5. Влияние компьютера на развитие интеллекта.
На заданный вопрос: в какие компьютерные игры вы предпочитаете играть? Только 7% предпочитают логические игры, остальные увлекаются гонками, стрелялками и т.п.
3. Практические рекомендации по работе за компьютером
Ограниченность по времени работы за компьютером.
Для учащихся 2–5 классов (7–11 лет) не более 60 минут.
Через 20 минут работы на компьютере следует проводить гимнастику для глаз.
Периодически проветривать комнату. Не забывать о прогулках на свежем воздухе, лыжи, коньки, игры в мяч, способствующие укреплению нашего здоровья.
Комфортное рабочее место.
Оно должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Укомплектуйте компьютер хорошим монитором, правильно его настройте, используйте качественные программы.
Высота стола должна регулироваться от 680 до 800 мм, либо стол должен быть высотой 725 мм и иметь подставку для ног. Рабочий стул должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья. Клавиатура должна располагаться на поверхности стола на расстоянии 100 – 300 мм от края, обращенного к пользователю или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы. Оптимальное расстояние глаз от экрана видеомонитора – 60-70 см [3].
Специальное питание для глаз.
Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает шиповник (настой, отвар), клюква.
Гимнастика для глаз.
Гимнастика для глаз обычно занимает не более пяти минут.
Несложные упражнения для мышц глаз:
Все эти упражнения способствуют улучшению кровообращения глаз, облегчают зрительную работу на близком расстоянии, снимают утомление глаз, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости.
Для развития мышц спины.
Существует множество упражнений, в основном это наклоны в разные стороны.
Таким образом, необходимо выполнять несложные рекомендации по организации своего рабочего места и режима работы, каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнять упражнения для глаз, спины, кистей рук.
Упражнение для рук.
С помощью этих упражнений вы улучшите кровообращение в мышцах.
1. Встряхните руки.
2. Сжимайте пальцы в кулаки (10 раз).
3. Вращайте кулаки вокруг своей оси.
4. Надавливая одной рукой на пальцы другой руки со стороны ладони, как бы выворачивая ладонь и запястье наружу.
Таким образом, чем чаще мы будем прерываться для выполнения упражнений, тем больше они принесут нам пользы.
Необходимо выполнять несложные рекомендации по организации своего рабочего места и режима работы, каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнять упражнения для глаз, спины, кистей рук.
Заключение
1. Лучше, если компьютер будет не средством развлечения, а инструментом для обучения. Школьники должны, в первую очередь, пополнять свои знания, а не играть. Конечно, есть игры, которые развивают память и мышление, но школьники чаще предпочитают различные «стрелялки, гонки и др.». Это отнюдь не положительно сказывается на их психике и работоспособности.
2. Компьютер все-таки негативно сказывается на здоровье. Как уберечь себя и моих одноклассников от негативного влияния – моя задача. Большинство школьников не соблюдают нормы работы за компьютером.
3. Я считаю, что лучше не лечить, а предупреждать. Необходимо выполнять несложные рекомендации по организации своего рабочего места и режима работы, каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнять упражнения для глаз, спины, кистей рук.
В заключение следует отметить, что при работе с компьютером необходимо следить за своим здоровьем, а здоровье человека зависит, в первую очередь, от него самого. Просто надо научиться правильно работать с компьютером, и тогда он станет вашим незаменимым помощником.
Список используемой литературы
1. Двирнык И. Как влияет компьютер на здоровье человека? // Домашний очаг. - 2010. - №9. Режим доступа: http://www.allwomens.ru.
2. Абрамов Н. О «вредном» компьютере замолвите слово // Материнство. – Режим доступа: http://www.medicinform.net/
3. СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно–вычислительным машинам и организации работы»
Приложение
Анкета
1. Есть ли у тебя компьютер?_____________________
2. Сколько тебе лет?____________________________
3. Твой пол?___________________________________
4. Как давно ты пользуешься компьютером: _____________ лет.
5. Сколько времени ты проводишь за компьютером:
а) до 2-х часов в день;
б) от 2-х до 5 часов в день;
в) более 5-ти часов в день.
6.Как давно ты пользуешься Интернетом:_____________ лет.
7. Сколько времени ты проводишь в Интернете:
а) до 2 часов в неделю;
б) от 2 до 5 часов в неделю;
в) до 2 часов в день;
г) от 2 до 5 часов в день.
8. Влияет ли Интернет на твою учебу:
а) не влияет;
б) помогает учиться;
в) мешает учебе.
9. Как влияет Интернет на твое общение с окружающими:
а) никак не влияет;
б) благодаря Интернету у меня появились новые друзья, общение с прежними не изменилось;
в) с появлением Интернета стал (а) меньше общаться с друзьями;
г) Интернет заменяет мне реальное общение.
10. Чем ты обычно занимаешься в свободное время?
а) - общаюсь в сети;
б) - читаю книги;
в)- посещаю кружки, секции;
г) - играю в компьютерные игры;
д) - общаюсь по телефону;
е) - провожу время с друзьями;
ж) - смотрю телевизор.
11. Какова твоя потребность в компьютерных играх:
а) отношусь к ним равнодушно;
б) периодически возникает желание поиграть;
в) и дня не могу без них обойтись.
12. В какие игры ты предпочитаешь играть.
а) трансформеры; б) гонки; в) логические; г) другие __________________(написать ).
13. С лёгкостью можешь оторваться от игры?
а) да; б) нет; в) не знаю.
14. Какое общение ты предпочитаешь?
а) общение по электронной почте; б) с другом на яву; в) не важно как.
15. Может ли заменить тебе компьютер прогулку или игру на свежем воздухе?
а) не может; б) да.
16. Ты кушаешь, готовишь уроки у компьютера?
а) да; б) нет; в) когда как.
17. Проводил ты хоть одну ночь за компьютером?
а) нет; б) да;
18. Придя домой, ты сразу садишься за компьютер?
а) да; б) нет;
19. Ты забываешь поесть, заигравшись за компьютером?
а) да; б) нет; в) не придаю значения.
20. Что тебя больше всего интересует?
а) компьютер; б) чтение книг; в) разгадывание логических игр; г) другое___________(написать).
21. Пребывал ты в плохом, раздраженном настроении, не мог ничем заняться, если был сломан компьютер?
а) да; б) нет;
22. Конфликтовал, угрожал, шантажировал в ответ на запрет сидеть за компьютером?
а) нет; б) да; в) иногда.
23. Сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером?
а) 1 час; б) 2 часа; в) 10 часов; г) не имеет значение; д) не знаю.
24. Как часто ты делаешь перерывы в работе на компьютере:
а) вообще не делаю;
б) каждый час;
в) каждые 20 минут;
г) другое _____________.
25. Появляется ли у тебя головная боль во время работы за компьютером:
а) никогда;
б) иногда;
в) всегда.
26. Устают ли глаза при работе с компьютером?
а) да; б) нет; в) не придаю значения.
27. Ты делаешь гимнастику для глаз?
а) да; б) нет; в) как получится.
28. Появляется ли у тебя боль и усталость плеч и спины во время работы на компьютере:
а) никогда;
б) иногда;
в) всегда.
29. Появляется ли у тебя боль и усталость рук, кистей и пальцев во время работы на компьютере:
а) никогда;
б) иногда;
в) всегда.
30. Стал ли ты чаще болеть с появлением компьютера:
а) да;
б) нет;
в) не обращал (а) внимания.
31. Ты знаешь, какую угрозу представляет компьютер твоему здоровью?
а) да; б) нет; в) мне все равно.
Хитрость Дидоны
Два петушка
Свинья под дубом
Прекрасное далёко
Есть в осени первоначальной...