Исследовательская деятельность на уроках географии.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciyas_sp-1.pptx | 2.22 МБ |
Слайд 1
Первая дрейфующая станция «Северный полюс- 1» (75- летие Первой дрейфующей станции) Работа ученика 7 «Б» класса МБОУ « Зензелинская сош » Курмангазиева Игоря Асхатовича 1999 года рождения 29 декабря (13 лет) 416400 Астраханская область Лиманский район. Село Зензели.улица Мира 36 Тел:8(85147) 9-23-33 E- mail:limzenzeli@yandex.ru Классный руководитель: Иванова Валентина Петровна.Слайд 2
Первая дрейфующая станция "Северный полюс - 1"
Слайд 3
Проблемы хозяйственного освоения арктического берега нашей страны и Северного морского пути требовали надёжного прогнозирования метеорологической и ледовой обстановки в Северном Ледовитом океане. В середине 1930-х гг. стало ясно, что полярные станции, расположенные вблизи материка, не могут быть единственными источниками данных для такого прогноза. Начальник Главсевморпути академик О. Ю. Шмидт предложил создать в районе Северного полюса стационарную полярную станцию, которая провела бы в течение года широкий комплекс метеорологических и гидрологических исследований. В феврале 1936 г. проект экспедиции к Северному полюсу был утверждён правительством СССР.
Слайд 4
Цель экспедиции . 21 мая 1937 по 19 февраля 1938 года. Р азвитие арктического судоходства было невозможно без изучения водного, атмосферного и ледового режима Ледовитого океана. Новаторским и дерзновенным способом систематического исследования Арктики стала первая высокоширотная экспедиция 1937 года, высадившая на льдине у Северного полюса всемирно известную станцию “Северный полюс-1” (“СП-1”). Провести широкий комплекс метеорологических и гидрологических исследований, ледовой обстановки в Северном Ледовитом океане Экспедиция продлилась с
Слайд 5
Маршрут экспедиции ( Москва — Нарьян-Мар — Новая Земля — остров Рудольфа — Северный полюс )
Слайд 6
Состав экспедиции Слева направо Ширшов П.П, Кренкель Э.Т. И.Д. Папанин, Е.К. Федоров.
Слайд 7
Начальник «С-1» Папанин Иван Дмитриевич. "В таком небывалом деле, как научная станция на дрейфующем льду в районе полюса, очень многое зависит от ее начальника. Выбирая его среди наших лучших зимовщиков, я остановился на И. Д. Папанине. Я имел в виду не только его многолетний опыт, но и прежде всего исключительную жизнерадостность и напористость, с которыми товарищ Папанин легко побеждает любое возникающее на его пути препятствие. Такой человек не растеряется в трудную минуту! Спутники такого человека будут каждодневно получать от него новую зарядку бодрости и уверенности в успехе« О.Ю.Шмидт.
Слайд 8
Радистом на дрейфующей станции был: Эрнст Теодорович Кренкель Кренкель впервые использовал в Арктике короткие волны, которые теперь, можно сказать, стали господствующими в эфире. День 12 января 1930 года стал для радиста памятным на всю жизнь. "Здесь советская полярная экспедиция в бухте Тихой", - отстучал Эрнст Теодорович. Центральная радиолаборатория в Ленинграде изготовила мощную радиостанцию, назвав ее «Дрейф»
Слайд 9
Его научные работы - Ширшов изучал морской планктон - существенно изменили представления о жизни в Ледовитом океане. На станции "Северный полюс" Ширшов был и биологом, и гидрологом, и... врачом. Почти год Ширшов стажировался в одной из московских клиник. Он научился обрабатывать раны, накладывать швы. Научился даже делать несложные операции. Утверждают, что, закончив хирургическую практику, Петр Петрович сказал речь - краткую, но впечатляющую: - Ребята, я теперь запросто могу оттяпать вам и руки и ноги. Но не хотел бы, чтобы моя первая помощь стала для кого-нибудь из вас и последней! "Мы оценили , - пишет Кренкель , - самокритичность нашего доктора и понимали, что лучше обходиться без его помощи. Эта убежденность помогла нам продержаться". Гидробиолог Ширшов Петр Петрович
Слайд 10
Метеоролог Федоров Е .К. Евгений Константинович Федоров был самым младшим в четверке. По специальности геофизик, а точнее, магнитолог. Но на дрейфующей станции он, кроме того, вел астрономические и метеорологические наблюдения, а иногда подменял радиста. "Максимум исследований при минимуме людей" - эти слова были как бы девизом дрейфующей станции. Евгения Константиновича всегда отличала большая работоспособность. И. Д. Папанин, рассказывая позднее об организации станции, писал: "Первой, без всяких сомнений, была названа кандидатура Е. К. Федорова".
Слайд 11
П ятый « член экипажа » СП-1 . На льдину вместе с папанинцами привезли собаку. — Крупный пес, которого забрали из базового лагеря на острове Рудольфа, получил кличку Веселый. Главной его задачей было охранять хозяйство дрейфующей станции от белых медведей, но, свою работу он выполнял плохо, был ленивый, вороватый, любил поспать. Когда вернулись в Москву, Папанин подарил Веселого Сталину, и этот хвостатый « полярник » потом жил в конуре на даче « вождя народов » . И.Д.Папанин на отдыхе с четвероногим участником дрейфа - псом Весёлый
Слайд 12
Палатка первой дрейфующей станции «Северный полюс-1» должна была выдержать сильнейшие ветры и уберечь своих обитателей от 50—60-градусных морозов. Конструкцию делали на столичном заводе «Каучук». Сборный каркас изготовили из алюминиевых труб, пол — прорезиненный, стены — матерчатые. По замыслу разработчиков, утеплить их предполагалось прослойкой из гагачьего пуха — подобием стеганой перины, уложенной между двумя слоями брезента. Однако мастериц, умеющих стегать пуховые одеяла, найти не могли. Пришлось прибегнуть к помощи монашек, которые прекрасно владели таким «дореволюционным» ремеслом. Палатка первой дрейфующей « СП- 1» Эта палатка находится в Музее Арктики и Антарктики в Ленинграде. В нее можно заглянуть - тамбур и крохотная комната.
Слайд 13
В Институте общественного питания по специально разработанным технологиям приготовили для экипажа СП-1 концентраты — бульонные кубики, каши в брикетах (подобные спецпайки в стране не делали со времен Первой мировой)... А мастера-виноделы из Армении выпустили для папанинцев партию особого « согревающего » — коньяк с повышенной до 45 градусов крепостью. Э.Т. Кренкель –дежурный повар
Слайд 14
На Ленинградском судостроительном заводе сделали легкие и прочные нарты из ясеня
Слайд 15
Среди прочего экспедиционного снаряжения на льдину доставили пишущую машинку, патефон с пластинками, шахматы, карты и даже особую печать, которой Папанин проштемпелевал письма, отправленные с улетающими самолетами в Москву. Особый « пиетет » Иван Дмитриевич испытывал к примусу, поскольку был не только начальником дрейфующей станции, но и по совместительству поваром. Папанин очень любил возиться с этим агрегатом: чистил, регулировал... Когда вскоре после начала работы станции выяснилось, что взяли на льдину мало иголок для примуса, Иван Дмитриевич послал в Москву телеграмму с просьбой переслать эти детали с Чкаловым, который собирался лететь в Америку через полюс: пусть запакует ценную посылку в мешок с вымпелом и, пролетая над СП-1, сбросит его вниз. Чкалов действительно иголки взял, да только не суждено было их доставить по назначению: из-за плохой погоды летчик не смог увидеть лагерь папанинцев » . В результате « хозяйственных » усилий Папанина общий вес « заброски » , переправленной на полюс, оказался значительно больше расчетного: свыше 10 т вместо предполагавшихся 8,3 т. То, что самолеты « АНТ-6 » с таким « довеском » на борту все-таки благополучно взлетели и приземлились на льдине, было настоящим везением.
Слайд 16
Одной из самых серьезных проблем казался выбор подходящей льдины для дрейфующей станции. Была найдена льдина размер которой составлял 2500х1500 м, толщиной около трех метров.
Слайд 17
Предполагалось, что экспедиция продлится полтора года, но Ледовитый океан рассудил по-своему. В июне средняя температура воздуха достигла +2 0 С, а минимальная – всего минус один. Скорость дрейфа оказалась неожиданно стремительной – за сутки льдина проходила до35 км. Льдина начала скалываться. 1 февраля, когда станция находилась вблизи Гренландии, разразился сильнейший шторм. Льдина покрылась множеством трещин и раскололась, люди остались на обломке размером 30 на 50 метров. Стало ясно, что экспедицию необходимо срочно сворачивать. 19 февраля к льдине подошли два ледокольных парохода. Они сняли с обломка льдины четырех ученых в 400 км.к северу от Исландии. Четыре отважных советских исследователя - начальник станции провели на льдине 274 дня с 21 мая 1937 года по 19 февраля 1938 г Их встречали в Москве как подлинных героев страны. Ведь они были первыми. И они выжили.
Слайд 18
Результаты дрейфа станции "Северный полюс-1» 1. Опровергнуто мнение о полной безжизненности, приполюсного района, о существовании арктического "предела жизни". 2. Опровергнуты прежние представления о строении и циркуляции атмосферы в полярных районах. 3. Установлено, что в районе полюса нет земель и островов, измерены глубины океана на всем протяжении дрейфа. Установлено, что теплые атлантические воды проникают на глубинах до самого полюса. Работа станции «СП-1» явилась началом нового этапа в исследовании высоких широт Северного Ледовитого океана. С 21 мая 1937 года по 25 июля 1991 года в Северном Ледовитом океане проводили научные исследования 88 смен коллективов дрейфующих станций. Общая продолжительность дрейфа станций СП составила 29726 суток. Льдины прошли в дрейфе 169654 км со средней скоростью дрейфа 71 км в сутки. В годовых циклах исследований приняло участие 2009 человек. За весь период выполнено 211383 синоптических срока, 3366 глубоководных гидрологических станций с определением температуры и солености на стандартных горизонтах, отобраны десятки тысяч проб и проведены различные анализы. Взято 727 проб грунта, измерено 47070 глубин океана. Проведена 105191 серия измерений потоков прямой, суммарной, рассеянной, эффективной радиации и радиационного баланса. Запущено 32859 аэрозондов . Кроме «стандартных» программ на дрейфующих станциях выполнен большой объем специальных исследований: наблюдения за тонкой структурой океанических вод, выполнены определения теплообменных характеристик между океаном и атмосферой через лед различной толщины, исследована подводная топография морского льда, оценена динамика подледного слоя воды, выполнены исследования волновых процессов в слое верхнего термоклина и во льду.
Слайд 19
Всей четверке присвоили звание Героя Советского Союза «Экспедиция Папанина превосходит все, что делалось в продолжение долгого времени для мировой науки. Значение ее... можно сравнить только с открытием Америки и первым путешествием вокруг света.» Директор Шведского метеорологического института профессор Сандштрем На приёме в Кремле 17 марта 1938 г". На фото И.В. Сталин, Папанинцы (И.Д. Папанин, П.П. Ширшов , Е.К. Федоров, Э.Т. Кренкель ), члены их семей, летчик, Герой Советского Союза М.В. Водопьянов, выдающийся советский актёр, Народный артист СССР И.М. Москвин.
Рыжие листья
Твёрдое - мягкое
Никто меня не любит
Ах эта снежная зима
Кто самый сильный?