В данной работе исследуется технология создания полотна из конопли. Практическая значимость данной работы заключается в том, что данную информацию можно использовать на уроках краевдения, технологии.
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_izgotovleniya_konoplyanogo_polotna.doc | 827.5 КБ |
Комитет по образованию
Поспелихинский район
Алтайский край
МОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа»
Краевая научно-практическая конференция «Продвижение»
Секция: краеведение
Технология изготовления конопляного полотна.
Автор: Дудка Анжелика, ученица 7 класса МОУ «Николаевской средней общеобразовательной школы».
Руководитель: Бойко О.В., учитель истории и обществознания I категории МОУ «Николаевской средней общеобразовательной школы».
с.Николаевка
2011 г.
Оглавление:
1. Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. История культивирования конопли в России…………………5
Глава 2. Технология изготовления конопляного полотна
2.1 Технология изготовления конопляного полотна………….....8
2.2 Процесс отбеливания и стирки полотна……………………...11
Заключение……………………………………………………………………13
Список источников и литературы…………………………………………14
Приложения…………………………………………………………………...16
Введение
Село Николаевка является одним из старых сел Поспелихинского района (см. приложение 2, с.17), оно образовалось в 1887 году из переселенцев Харьковской, Черниговской, Полтавской, Самарской, Курской и Орловской губерний. В память о родных местах переселенцы Харьковской губернии Волчанского уезда образовавшееся село назвали точно также, как на их родине – Николаевка. Именно с переселенцами связана история нашего села, с их богатым национальным и социально-культурным наследием. Рассмотрение данной темы нам представляется актуальным: через изучение технологии изготовления одежды мы знакомимся с культурой, бытом прошлых поколений, а также способствуем сохранению этой культуры.
Объект: быт жителей села.
Предмет: технология изготовления конопляного полотна.
Территориальные рамки ограничены территорией современного Поспелихинского района Алтайского края.
Хронологические рамки данного исследования охватывают период первой четверти XX века – 40-е гг. XX, выбор данных хронологических рамок обусловлен наличием свидетельств изготовления самотканого полотна из конопли.
Цель нашей работы: описать и восстановить технологию изготовления ткани из конопли.
Задачи:
1) описать историю культивирования конопли в России;
2) собрать сведения о технологии изготовления конопляного полотна;
3) описать технологию изготовления, отбеливания и стирки;
4) восстановить процесс изготовления конопляного полотна.
Методы исследования: анкетирование, интервьюирование, анализ, описание.
Методология: метод интервьюирования дал нам возможность собрать более обширный материал по данной теме, используя описание, мы смогли зафиксировать технологию изготовления полотна из конопли.
Изученность темы: в своем исследовании мы опираемся на статью Г.Д.Припяткиной «Обработка волокнистых культур и ткачество у русских бассейна р.Оредеж», которая описывает обработку льна, указывая на то, что «обработка конопли включала в себя те же производственные стадии, что и обработка льна» [3, с.39]; процесс обработки конопли также достаточно полно описан в энциклопедической статье словаря под редакцией Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. [7]. В данной работе исследуются особенности технологии изготовления конопляного полотна в местных условиях, и также приводится специфическая терминология (см. приложение 1, с.16).
Новизна работы заключается в том, что мы в результате специальных исследований изучили и систематизировали полученный материал и воссоздали технологию изготовления конопляного полотна.
Практическая значимость данной работы в том, что проанализированный нами материал может быть использован на уроках краеведения, МХК, истории при изучении тем по истории культуры.
Структура работы отражает последовательность решения основных задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, текстовых и иллюстративных приложений.
Глава 1. История культивирования конопли в России.
Конопля, как и лен, является одним из самых древних растений, которое использовались человеком для изготовления одежды и текстильных изделий. По сведениям археологов волокна конопли начали использоваться человеком для производства ткани более 4000 лет назад [9]. В течение многих веков лен и конопля являлись наиболее распространенной в мире тканью. Уже в древности, конопля использовалась для производства одежды, постельного белья, веревок и канатов, полотна, парусной ткани, штор, гардин, сумок, а также бумаги.
В каждом городе и деревне во всем мире с незапамятных времен было производство, которое специализировалось на производстве веревок, канатов и тросов. Россия, например, в этом отношении, была мировым производителем. Пеньковые веревки, канаты, тросы были наилучшего качества, и составляли 80% всей продукции из конопли на Западе с 1740 до 1940г. [4]. Культивирование конопли произошло при Пётре I. Он ввёл государственную монополию на экспорт пеньки и самолично проверял качество. Ведь она поставлялась за границу: в Англию, Голландию и прочие морские державы – такелаж их флота на 90% состоял из русского пеньковолокна. Ещё при жизни Петра Россия стала ведущим мировым экспортёром пеньки, а в середине XVIII века экспорт составлял 37 000 тонн в год [4]. В России возделывалась преимущественно конопля обыкновенная, которая традиционно выращивалась в центральных областях России. В конце XIX века выращивание конопли составляло один из основных заработков крестьян Орловской, Калужской, Курской, Черниговской, Могилёвской и отчасти Минской губерний. По сведениям Энциклопедии Брокгауза Ф.А. и Эфрона И.А. в Европейской части России в конце XIX века производилось около 140 тыс. тонн пеньки, что составляло около 40 % производства пеньки в Европе [7].
На Алтае технические культуры лён и конопля не получили широкого распространения и шли они лишь на удовлетворение нужд собственно крестьянского хозяйства. Конопля в конце XIX века появляется в Томской губернии в связи с началом массового пароходного движения по сибирским рекам [2, с.202]. Из конопляного полотна шили одежду, постельное белье, домашние веревки, еду заправляли конопляным маслом, семечки конопли использовали в пищу. «Повсеместно в сибирских деревнях крестьяне выращивали и самостоятельно перерабатывали лён и коноплю, делали пряжу, ткали тонкие и толстые холсты – большей частью на потребности семьи» [1, с.36]. На селе нельзя было жить без конопли.
Большая советская энциклопедия 1937 г. сообщает, что «развернувшееся стахановское движение в сельском хозяйстве, в частности среди коноплеводов, обеспечило более высокие урожаи конопли. 14.03.1936 было проведено специальное совещание руководителей партии и правительства с передовиками по льну и конопле. Ряд стахановцев-коноплеводов были награждены орденами Союза. После 1934 г. посевы конопли начали восстанавливаться, и если в 1934 г. посевная площадь конопли была 598 тыс. га, то посевы её в 1936 г. занимали 680 тыс. га, составляя 4/5 всей мировой площади под коноплей. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) (март 1934) за посевы конопли на усадебных, приусадебных и пойменных угодьях предоставлены специальные льготы и преимущества. Заготовка пенькового волокна из конопли в СССР в 1933-34 гг. достигала 39,4 тыс.т и в 1934-35 гг. — 44,9 тыс. т; производство конопляного масла (из семян) в СССР в 1933 г. составило 5,0 тыс. т, а в 1934 — 6,3 тыс. т.» [6].
По данным 1956 года наибольшие площади посева конопли были сосредоточены в СССР, который занимал первое место в мире по посадкам (620 000 га.), обогнав такие страны как Италия, Венгрия, Австрия, Франция, Румыния и Германия. Основными районами коноплесеяния были Орловская, Брянская, Курская, Пензенская области, УССР и Мордовская АССР [8].
Конопля являлась одной из основных сельскохозяйственных культур СССР. Такой её статус был подтвержден помещением листьев конопли вместе с колосьями пшеницы и соцветиями подсолнечника в центр снопа внутри главного фонтана страны — «Дружба народов» на ВДНХ. Фонтан был возведён в 1954 г., однако через 7 лет — в 1961 г. СССР присоединяется к Конвенции ООН «О наркотических средствах». Согласно Конвенции, растение cannabis объявлено наряду с героином опасным наркотиком, не имеющим никакой практической ценности, его предписано всячески уничтожать [6]
Таким образом, конопля, является одним из самых древних растений, которое использовались человеком для производства одежды, постельного белья, веревок и канатов, полотна, парусной ткани, штор, гардин, сумок, а также бумаги. Культивирование конопли в России произошло при Петре I.
На Алтае конопля не получила широкого распространения и шла лишь на удовлетворение нужд собственно крестьянского хозяйства.
Глава 2. Технология изготовления конопляного полотна.
2.1 Технология изготовления конопляного полотна.
Именно коноплю, как основной материал, использовали крестьяне Поспелихинского района в первой четверти XX – 40-е годы XX века для изготовления одежды, что и подтверждается результатами беседы с жителями села [13], материалами этнографической экспедиции 2003 года, проведенной студентами БГПУ совместно с Поспелихинским краеведческим музеем в сёлах Поспелихинского района: Калмыцкие Мысы, Клепечихе, в селе Красноярское, а также проведенный анализ Похозяйственных книг 1937 г., 1946-1948 гг., 1949-1951 гг. жителей с.Николаевки [11], и пос.Гавриловский [10].
Технологию изготовления одежды из конопли нам подробно описали жители села Николаевка Владимеренко Надежда Николаевна (р.1939) и Владимеренко Алексей Семёнович (р.1935).
Обработку конопли можно разделить на следующие стадии: сев, сбор, замачивание и сушка, обмолот, чесание, прядение, отбеливание, ткачество.
Сев. Участок земли специально засеивали весной коноплей обыкновенной. При выборе места под конопляники крестьяне заботились о том, чтобы участки земли были, возможно ближе к их усадьбам. Это объясняется удобством надзора во время ее роста и близостью мочки. Поле, на котором кусты растут очень близко друг к другу, не трогают, пока листья не опадут.
Сбор. Обычно осенью коноплю скашивали или вырывали руками. Коноплю делили на «плоскень» (посконь - мужское растение), так ее называли в народе, и «коноплю» (матёрка - женское растение). Сначала собирали плоскень, а коноплю оставляли на семена. «Если плоскеня уродится больше, значит и больше будет полотна», - вспоминает Надежда Николаевна. Плоскень ценился крестьянами за, что из его волокна холст (рядно) получался очень прочным. Подтверждение этому встречаем в статье энциклопедического словаря Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона: «Как только цветение К. окончилось, что бывает около конца июля, мужское растение — посконь — начинает засыхать, и тогда можно приступить к ее выдергиванию. Но так как при такой уборке трудно избежать некоторого вытаптывания и поломки женских особей, то посконь нередко оставляется на корню до общей жатвы. Посконь, выбираемая тотчас после того, как из нее выпала цветочная пыль, а стебли сохранили еще зеленый цвет, называется зеленцом, а та, которая убирается вместе с маткой — посохлями. Волокно из зеленцов получается более крепкое и чистое, тогда как посохли дают волокно более грубое, не такое крепкое, которое, к тому же, и трудно отбеливается. Также и волокно, получаемое при одновременной уборке и обработке поскони и женских особей, на рынке ценится ниже, вследствие примеси поскони» [7].
Замачивание и сушка. Из скошенной конопли вязали снопы и свозили их на реку (Поперечную), замачивали в воде, сверху придавливая дерном. Савченко Эрна Андреевна (р.1935) так описывает этот процесс: «Скошенную коноплю связывали снопиками и замачивали в речке. Каждая баба привязывала снопы к своему колышку. Конопли замачивали много, мочили до той поры, пока она не станет мягкой». По свидетельству Владимеренко Н.Н., коноплю вымачивали в течение двух недель, затем ее выполаскивали в воде и оставляли сушить на берегу.
Обмолот. Для обработки высушенной конопли использовали тэрницу (мялку), по описанию Владимеренко А.С. она состояла из двух параллельных друг другу досок, с расположенной посередине палкой, на ней отбивали сухое волокно от шелухи. Очищенные пучки конопли – жмэня - скручивали и складывали, оставляя дальнейшую работу до зимы, т.к. именно зимой у крестьян было больше времени для изготовления одежды. «Зимой делать нечего, начинали мять. Помял, помял – вытрусил и опять: помял, помял – вытрусил, пока в этой жмэме не останется ничего, никаких палочек, только одно волокно. Мы были еще детьми, делали уроки и мяли коноплю», - вспоминает Надежда Николаевна. Как это делали на Украине описывает Алексей Семёнович: «Девки собираются в хате и мнут коноплю. Мяли на земляном полу, босиком, ноги разбивали до крови».
Чесание. Размягченную жмэню прочесывали гребнем (см. приложение №3, с.18), полученное волокно, которое называли мычка пряли на пряхе (см. приложение №4, с.19), скручивая волокно в нить, оставшийся вал (грубое волокно) затем смешивали с шерстью и ткали зимнюю одежду. Жительница с.Красноярское Козлова Ольга Акимовна (р.1925) отмечала, что «всю зиму пряли, пыль стояла, как на фабрике». На снывнiце (сновальная рама), делали основу будущего полотна, потом основу наматывали на барабан верстака и ткали на ткацком станке (см. приложение №5, с.20). Ткацкие станки были у многих дома, если у семьи не было, то брали у соседа, у жителя с.Николаевка Рубана М.И. (р.1939) сохранилась только деталь от ткацкого станка (см. приложение №4, с.19), а также часть конопляного полотна.
Итак, крестьяне одежду шили в основном из самотканого конопляного полотна, т.к. конопля была менее прихотлива к климатическим условиям региона, возможности купить ткань практически не были, т.к. жили бедно. На обработку конопли требовалось много времени. Затраты времени на производство связаны с необходимостью ручной обработки материала на всех стадиях процесса изготовления ткани. Конопляное волокно использовалось только для нужд отдельной семьи.
2.2 Процесс отбеливания и стирки полотна.
После того, как полотно было окончательно готово, приступали к процессу отбеливания и стирки ткани.
Готовое полотно выбеливали следующим образом: ставили деревянные бочки без дна, на низ бочки стелили солому и складывали сотканное полотно, прикрыв его тряпкой. Сверху насыпали золу из соломы или полыни, заливали горячей водой несколько раз. Другой способ - вместо бочек использовали пень, в выдолбленную сердцевину пня (жукло) клали готовое полотно, накрывали, сверху посыпали золой, поверх всего медленно лили кипяток. Выбеливали полотно еще на солнце: вымачивали самотканку в реке и расстилали на берегу, на траве. При полоскании выбеленную ткань отбивали прачом, для того, чтобы она стала мягче, а дома уже проглаживали рубелем (см. приложение 6, с.21). Ткань из конопли была очень прочной, это доказывает курьезный случай, который произошел с жителем села Савченко Михаилом (р.1938): «Полез я на дерево в штанах из конопли, зацепился карманом за сук, так и провисел, пока меня не сняли, а карман так и не порвался».
Стирали (пралы) одежду «мыльной травой», белой глиной и щелоком.
Процесс изготовления щелока нам описала Савченко Эрна Андреевна (р.1935): «Щелок готовили так: наламывали примерно три снопа полыни, пережигали её, золу выбирали, разводили с водой, настаивали около трех дней и процеживали через тряпку, на ощупь это был мыльный раствор. Щелоком не только стирали, но и мыли голову». Одежду полоскали в реке и сушили на траве, веревки для сушки белья не использовали.
Из конопляной ткани шили практически всю одежду, начиная от каждодневной и заканчивая праздничной; с неё же делали рушники, покрывала, онучи (портянки) и т.д.
Шили одежду вручную, украшали вышивкой. Вышивали «крестиком», «гладью», но больше «крестиком», потому что уходило меньше ниток. Вышивали, конечно, праздничную одежду. Кроме вышивки ткали уже из крашенных цветных нитей (см. приложение №6, с.21). Для окрашивания ткани использовали кору черемухи или ольхи, позже краски стали покупать.
«Одежду из покупных тканей позволить себе могли немногие, потому что жили очень бедно. В нашей деревне еще долго носили традиционную одежду, примерно до конца 40-х годов XX века, потом уже стали люди в покупную одежду обряжаться. Самотканую одежду носили вплоть до конца 40-х гг. XX века», - свидетельствует Владимеренко Н.Н.
Таким образом, для того, чтобы отбелить полотно крестьяне использовали золу полыни, а также отбеливали ткань на солнце. Стирали полотно «мыльной травой», щёлоком. Для того, что бы самотканка стала мягче, её отбивали прачом и отглаживали рубелем.
Заключение
Рассмотренные в предшествующих главах данные нашего исследования и ряда других источников позволили относительно полно представить технологию изготовления конопляного полотна.
В результате этой работы можно сделать следующие выводы.
Конопля, является одним из самых древних растений, которое использовались человеком для производства одежды, постельного белья, веревок и канатов, полотна, парусной ткани, штор, гардин, сумок, а также бумаги. Культивирование конопли в России произошло при Петре I. На Алтае в Поспелихинском районе в первой четверти XX века – 40-е гг. XX века конопля шла на удовлетворение нужд собственно крестьянского хозяйства, наряду с картофелем, овощами, обязательно в каждом крестьянском хозяйстве сеяли коноплю.
Обработку конопли можно разделить на следующие стадии: сев, сбор, замачивание и сушка, обмолот, чесание, прядение, отбеливание, ткачество.
На изготовление конопляной ткани требовалось много времени. Затраты на производство связаны с необходимостью ручной обработки материала на всех стадиях процесса.
Готовое полотно проходило процесс отбеливания и стирки. Для отбеливания полотна крестьяне использовали золу полыни, а также отбеливали ткань на солнце. Стирали полотно «мыльной травой», щёлоком. Для того, что бы самотканка стала мягче, её отбивали прачом и отглаживали рубелем.
Из конопляной ткани шили практически всю одежду, начиная от каждодневной и заканчивая праздничной, из конопли делали масло, а семечки употребляли в пищу.
Список литературы:
1. Золотая летопись Сибири. Алтайский край. Серия «Моя Россия». – Издательская компания «МВН – Лайн», 2008. – 352 с.
2. История Алтая с древнейших времен до 1917 г. Часть I. – Барнаул, 1995. – 478 с.
3. Припяткина Т.Д.Обработка волокнистых культу и ткачество у русских бассейна р.Оредеж / Т.Д.Припяткина // Этнографическое изучение северо-запада России. VI региональная научная конференция молодых ученых. – С.-Петербург, 2001.- с.38-40.
4. Волокно и бумага [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://maelkar.livejournal.com/, свободный (сентябрь 2011).
5. Конопля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecomalish.ru/statie-ob-ecodejde/statia-konoplia.html, свободный (сентябрь 2011).
6. Конопля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%ED%EE%EF%EB%FF, свободный (сентябрь 2011).
7. Конопля. Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона (В 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vehi.net/brokgauz/, свободный (сентябрь 2011).
8. Культивация конопли [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/, свободный (сентябрь 2011).
9. Органическая одежда: выбор современного человека. Часть II [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zelife.ru/ekoplanet/humanenvironment/10341-organicfabric.html, свободный (сентябрь 2011).
10. Похозяйственная книга пос.Гавриловский. 1937. Фонд №40, опись №1 д, дело №41.
11. Похозяйственная книга с.Николаевка 1946 -1948. Фонд №40, опись №1д, дело №77.
12. Похозяйственная книга с.Николаевка 1949-1951. Фонд №Р-40, опись №1д, дело №100.
13. Владимеренко Надежда Николаевна. 1939 г.р. Поспелихинский район, с.Николаевка // Музей МБОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа». Материалы интервью 2011. Меморат № 325. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Приложение 1
Словарь
1. Бёрдо - один из основных рабочих органов ткацкого станка в виде гребня с узкими металлическими пластинками, закреплёнными обоими концами в деревянных или металлических планках.
2. Онучи (портянки) – куски холста или сукна, использовались как обёртки для ног, носили с чунями, лаптями.
3. Пенька́ — волокна стеблей конопли.
4. Прач – круглый брусок, используемый для выколачивания белья при полоскании.
5. Плоскень (посконь) – мужское растение конопли. Отличается от женского более высоким стеблем, менее густой листвой и более ранними сроками созревания. Холст из поскони получается грубым и прочным.
6. Рядно – толстый холст из пеньковой или грубой льняной пряжи.
7. Рубель – приспособление для разглаживания белья. Представляет собой прямоугольную длинную доску с ручкой, на широкой поверхности которой вырезаны треугольные или полуцилиндрические зубы с одной стороны и гладкой поверхностью с другой.
8. Снывница (сновальная рама) – приспособление для домашнего ткачества, с помощью которого готовили нити для основы, появился в начале XX века.
9. Тэрница – мялка, снаряд для обработки льна и конопли.
10. Щелок - раствор золы полыни или соломы в воде, использовался для стирки белья, мытья головы.
Приложение 2
© Guidejet MAPS, 2008, © ЗАО «Резидент», © Роскартография, © ЗАО «Геоцентр-Консалтинг», 2009
Приложение 3
Фото 1. Гребень. Музей «Наследие» МБОУ «НСОШ», №121.
Приложение 4
Фото 2. Пряха. Музей «Наследие» МБОУ «НСОШ», №05.
Фото 3. Бёрдо ткацкого станка. Музей «Наследие» МБОУ «НСОШ», №323.
Приложение 5
Фото 4. Ткацкий станок. МУК «Поспелихинский районный краеведческий музей».
Приложение 6
Фото 6. Рубель. Музей «Наследие» МБОУ «НСОШ», №02.
Фото 7. Рушник с изображением двуглавого орла. Село Николаевка Поспелихинского района. Рушник из семейного архива Рубана М.И.
Чья проталина?
Агния Барто. Сережа учит уроки
Карты планет и спутников Солнечной системы
Осенняя паутина
Филимоновская игрушка