Научно - исследовательская работа по изучению политической активности населения Муромцевского района за период с 1991 года по 2012 год.
Вложение | Размер |
---|---|
научно-исследовательская работа | 86.56 КБ |
презентация к научно - исследовательской работе | 117.03 КБ |
Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук
Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации
«Русское географическое общество»
Детская областная общественная организация
«Научное общество учащихся «Поиск»
МКОУ «Муромцевский лицей»
Политическая активность населения: я в ответе за будущее или «моя хата с краю».
Научно-практическая работа
Секция: обществознание
Выполнила:
ученица 10 кл.
Бзыкина Анастасия Вячеславовна
Научный руководитель: Учитель истории и обществознания
I квалификационной категории
Ромахова Алла Геннадьевна
Содержание
Введение. 3
Глава 1.Политическая культура. 4
1.1. Зачем человеку участвовать в выборах? 4
1.2. Выборы в демократическом обществе. 5
1.3. Избирательная система. 6
1.4. Политическое участие. 8
Глава 2.Исследование политической активности населения Муромцевского района. 9
Заключение. 22
Список литературы. 23
Введение.
Несмотря на изменения, происходящие в политической системе, Россия по сей день характеризуется как страна «переходного типа». Во многом это связывают с «недооформленностью» ее политической системы, неразвитостью гражданских институтов, низким уровнем политического участия населения. Возникшее противоречие между расширением возможностей для самореализации людей в разных сферах, в том числе и политической, и снижающимся уровнем востребованности этих возможностей приводит к необходимости изучения политической активности населения, ее основных детерминант и форм проявления, а также региональных особенностей политического поведения населения. В этом и заключается актуальность выбранной мной темы.
Объектом моего исследования является процесс вовлечённости граждан в политическую жизнь общества.
Предмет исследования- результаты участия жителей посёлка Муромцево в выборах разного уровня.
Цель научно-исследовательской работы- исследовать уровень избирательной активности муромчан для выявления уровня их политической культуры.
Гипотеза: если более половины правоспособного населения Муромцевского городского поселения участвует в выборах разного уровня, следовательно, за двадцатилетнее существование демократической России сформировалась политическая культура и ответственность граждан нашего посёлка за свою судьбу и судьбу России.
Задачи:
-установить уровень избирательной активности жителей Муромцевского района в период с 1991 года по 2011 год;
-сравнить статистические данные количества людей, участвующих в выборах в обозначенный период;
- проанализировать развитие политической активности населения Муромцевского района;
- определить состояние политической культуры муниципалитета на 2011 год;
- спрогнозировать исход выборов президента РФ 2012 года;
- разработать предложения по совершенствованию политической культуры и росту избирательной активности населения Муромцевского района.
Методы исследования:
-Анкетирование.
-Привлечение и анализ различных видов источников.
-Сравнение статистических данных разных лет.
Глава 1 . Политическая культура.
Личное отношение людей к политике противоречиво. Многие считают, что политика - грязное дело и участвовать в политических «играх» стыдно. Другие убеждены, что если сознательные люди не будут активно заниматься политикой, в ней станут заправлять люди недостойные. Они придерживаются призыва «Будь гражданином, ибо родина нужна для твоей безопасности, для твоих удовольствий, для твоего благополучия».( Гельвеций, французский философ). [1] При этом следует учитывать формы правления, в условиях которых человек окунается в политическую деятельность. Если мы живём в республике, суть которой - представительство народа в органах государственной власти, то участие в политической жизни (управлении страной) не только право[2],но и обязанность гражданина республики. Отказ от участия в выборах, например, большинства жителей страны способен парализовать государственную власть, привести к анархии или диктатуре. Вот почему при всех республиканских режимах особое внимание обращалось на политическую активность большинства граждан. В то же время в демократических республиках власти не вправе заставлять граждан непременно участвовать в выборах, выдвигать свою кандидатуру. Граждане сами должны решить, что им делать во время парламентских выборов, выборов в местные органы власти и т.д. Способность самостоятельно приходить к политическим решениям - основной элемент политической культуры человека. Чтобы обладать ею, достаточно стремиться стать культурным человеком, в частности, в политическом отношении. Эта способность избавляет человека от жалкого удела быть игрушкой в руках недобросовестных политических деятелей, политиков.
Политическая культура человека состоит из следующих частей:
А) минимум политических знаний (разумеется, политические знания надо пополнять всю жизнь);
Б) положительное отношение к политике как роду человеческой деятельности, понимание её важной роли в жизни общества;
В) готовность участвовать в политической деятельности в качестве либо активного политика (депутата, партийного лидера и т.д.), либо избирателя, участника референдумов, петиций, демонстраций. Часто политическая активность приводит людей в ряды какой-либо партии.[3]
Публичные выборы являются одним из существенных признаков демократии. Они различаются по объекту, масштабам (уровням), характеру. По объекту выборы бывают парламентские, президентские, в органы местного самоуправления. Они осуществляются в масштабе всей страны (федеральный уровень), субъектов РФ (региональный уровень), муниципальных образований (местный уровень).
Через выборы народ вручает своим представителям право на реализацию власти, и она приобретает легитимный характер. Происходит систематическое обновление политических элит и лидеров, граждане приобщаются к политике. Даже политически пассивные в повседневной жизни люди становятся в день выборов «политиками по случаю» (М.Вебер)[4]. Однако представительство народных интересов может быть достигнуто только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избирательной системы.
От результатов выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления зависит в жизни страны, региона, населённого пункта многое. В нашей стране благосостояние некоторых слоёв населения, к сожалению, всё ещё прямо зависит от близости к власти их представителей. Поэтому те, кто связывает своё благосостояние с приходом к власти «своих» людей, порой готовы на всё ради «победы» последних. Это различные криминальные, мафиозные структуры, использующие демократические свободы в собственных тёмных целях. Именно они применяют запрещённые законом приёмы, грубо нарушая избирательные права граждан.
Демократичность выборов в России обеспечивается Конституцией РФ и принятыми в последние годы соответствующими законами. Наиболее существенными являются:
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»;
Федеральный закон «О выборах Президента РФ»;
Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»;
Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ»;
Федеральный закон «О референдуме РФ».[5]
Не следует забывать и признанные Россией международные договоры и акты, в которых отражены международные стандарты таких прав человека, как право на участие в управлении страной, свободное высказывание мнений, свободу ассоциаций.
Однако в каждом субъекте Российской Федерации и в каждом поселении избирают свою власть. Какими законами граждане при этом руководствуются? Ответ очевиден: федеральным законодательством, в частности Конституцией РФ, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», указами Президента РФ и другими актами. Важные положения о выборах закреплены в конституциях республик и уставах субъектов Федерации. Принимаются и специальные законы о порядке проведения выборов на местах. Как разобраться во множестве законоположений? Сделать это легко, если помнить о принципах избирательной системы.
1.3 Избирательная система.
Под избирательной системой понимается порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования. Избирательная система включает два основных структурных компонента: 1) избирательное право - комплекс правовых норм о порядке выборов; 2)избирательный процесс – комплекс действий в процессе выборов.[6]
Избирательное право в науке рассматривается в двух смыслах: узком (субъективном) и широком (объективном).[7]
В узком смысле избирательное право-это политическое право гражданина избирать (активное) и быть избранным (пассивное) в органы государственной власти местного самоуправления. Достигнув 18 лет, гражданин России обретает статус избирателя. «Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать…»[8]. Причем он может, как избирать, так и быть избранным «независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям»[9] - это пассивное избирательное право. Право граждан Российской Федерации, достигших возраста 18 лет, избирать, голосовать на референдуме - избирательное право активное. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. При демократическом режиме избиратель участвует в выборах на основе принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.[10]
Нормы субъективного избирательного права в сочетании с другими нормативными правилами выборов представляют собой избирательное право в широком смысле. Согласно закону субъекты РФ и муниципальные образования имеют право самостоятельно решать, по какой избирательной системе проводить выборы в свои представительные органы.[11]
Основные принципы избирательной системы, закреплённые в Конституции Российской Федерации:
«Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации»[12].
«Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».[13]
Следование этим принципам обеспечивает установление и совершенствование единого правового пространства в России как в федеративном государстве.
1.4. Политическое участие.
Политическое участие – это действия гражданина с целью повлиять на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.
Объём возможного участия определяется политическими правами, реализация которых разделяет граждан на две группы. К первой относится политическая элита, все те, для кого политика является основным занятием, профессиональной деятельностью. Вторую группу составляют рядовые граждане. Проявляя активность, они, как правило, добровольно включаются в политическую жизнь, оказывая влияние на государственную власть. Политическое участие рядовых граждан бывает прямым (непосредственным) и представительным (опосредованным).
Свободное и добровольное политическое участие граждан, преследующих свои личные или групповые интересы, называется автономным участием. Его противоположностью является участие мобилизованное, имеющее принудительный характер. Например, в СССР под угрозой каких-либо санкций граждане были обязаны участвовать в праздничных демонстрациях, чтобы показать всенародное единство и одобрение проводимой политической линии. « Только в условиях демократии политическое участие становится действенным механизмом, при помощи которого гражданин передаёт информацию о своих интересах, предпочтениях, потребностях и оказывает давление на тех, кому данная информация адресована» (С.Верб).[14]
Участие граждан в выборах добровольно. Никто не имеет права принуждать гражданина участвовать или не участвовать в выборах против его воли. Вот почему закон не требует стопроцентной явки граждан для голосования. Вместе с тем неверно было бы считать, что в условиях демократической избирательной системы обществу абсолютно безразлично, сколько избирателей придёт голосовать. Уклонение от участия в выборах, которое называется абсентеизмом, может иметь серьёзные последствия: если количество голосующих будет ниже определённой нормы (например, 50% или 25% от состава избирателей), то выборы будут признаны несостоявшимися. Это может парализовать важнейшие звенья политической системы. Для демократического государства чрезвычайно существенно, чтобы исправно работал механизм избирательной системы. Если он не будет функционировать, демократия лишится своей важнейшей основы - подлинной выборности государственных органов власти. Поэтому важно, чтобы на избирательные участки приходило как можно больше избирателей, чтобы как можно больше граждан высказывали своё мнение о тех или иных кандидатах на должность президента, депутата парламента, члена представительного органа местного самоуправления. Честное выполнение обязанностей избирателя - один из важнейших признаков гражданственности. «Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством» (Аристотель)[15]
Глава 2.Исследование политической активности населения Муромцевского района
Я решила исследовать такой важный вопрос, как избирательную активность населения и уровень его правовой культуры на примере своего района, так как в преддвериях выборов эта тема является достаточно актуальной. Я разделила всё моё исследование на несколько этапов.
Этап I. Поиск информации.
Для исследования мною были собраны сведения:
-о выборах Президента РФ в период с 1991 по 2008 год;
-о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ в период с 1993 по 2011 год;
-о выборах депутатов в Законодательное Собрание Омской области в период с 1994 по 20011 год;
-о выборах Главы администрации Муромцевского муниципального образования в период с 1996 по 2007 год.
Имея на руках все эти сведения, я приступила ко второму этапу исследования.
Этап II. Систематизация и анализ данных.
Для того, чтобы полученная информация была удобна для восприятия, я систематизировала все данные и составила сводные таблицы.
Таблица 1. Участие избирателей в выборах президента РФ.
№ | Дата | Число избирате-лей,включённых в списки избирателей по Муромцевскому району | Число избирателей, принявших участие в выборах,по Муромцевскому району | Процент избирателей, принявших участие в выборах, по Муромцевскому району (по РФ) | Число открепительных удостоверений, выданных избирателям, по Муромцевскому району | Число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям, по Муромцевскому району |
1 | 1991 год[16] | 23192 | 19329 | 83,3% (69,8%) | Данные не сохранились | Данные не сохранились |
2 | 1996 год [17] | 22849 | 17345 | 77% ( 69,4%) | 218 | 79 |
3 | 2004 год[18] | 19245 | 15861 | 82,42 % (55,16%) | 193 | 122 |
4 | 2008[19] год | 17858 | 16277 | 91,15% (69,70%) | 480 | 149 |
5 | 2012[20] год | 18228 | 11850 | 65,01%( | 185 | 172 |
Данные выборов президента РФ 2000 года представляют нам только процентное соотношение лидирующих кандидатов на пост президента РФ. По имеющимся данным составлена следующая таблица.[21]
Таблица 1.1.
Кандидат | Партия | Число проголосовавших граждан за данного кандидата | Процент числа проголосовавших граждан за данного кандидата |
Зюганов | КПРФ | 8399 | 50,26% |
Путин | Единая Россия | 6763 | 40,47% |
Жириновский | ЛДПР | 582 | 3,48% |
Проанализировав таблицы 1 и 1.1, я пришла к следующим выводам:
1)Большая часть избирателей участвует в выборах президента РФ: в среднем 79,78% населения ходят на избирательные участки.
2)В 1996 году процент избирателей, принявших участие в выборах, по Муромцевскому району снизился в сравнении с 1991 годом на 6,3 %. А в 2004 году повысился на 5,42 %, в результате чего практически достиг процента избирателей, проголосовавших на выборах в 1991 году.
3)Несмотря на снизившееся число правоспособного населения, процент избирателей, принявших участие в выборах 2004 года, возрос в сравнении с предыдущими выборами на 5,42%, а в 2008 году на 8,73% и приблизился к максимальному значению. Но в 2012 году снизился на 26,14% .
4)В 2012 году число избирателей, принявших участие в выборах, значительно снизилось в сравнении с предыдущим годом, хотя число избирателей, включённых в списки избирателей, выросло.
5)Число выданных открепительных удостоверений снизилось в 2004 году на 11,5%, в 2008 году наоборот увеличилось по сравнению с предыдущими выборами на 59,8 %,а в 2012 снова снизилось на 61,5% по сравнению с выборами 2008 года.
6)Несмотря на то, что число избирателей 2008 года, проголосовавших по открепительным удостоверениям, составляет 31,04 % от общего числа выданных удостоверений, в сравнении с предыдущими выборами количество проголосовавших по открепительным удостоверениям увеличилось на 19%.
7)Несмотря на снизившееся в 2012 году число открепительных удостоверений, выданных избирателям, процент избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям, составляет 92,97 % от общего числа выданных открепительных удостоверений.
8) Число открепительных удостоверений, выданных избирателям, нестабильно. Но динамика роста числа избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям, прослеживается из года в год.
9)Из данных таблицы видно, что процент избирателей, принявших участие в выборах по Муромцевскому району, гораздо выше процента избирателей, принявших участие в выборах на всей территории РФ.
Из представленных выше выводов видна динамика развития политической активности граждан Муромцевского района. Уровень политической культуры и правосознания граждан повысился. Процент избирателей, принявших участие в выборах близок к максимальному. Также по данным таблицы можно сделать вывод, что население Муромцевского района небезразлично к будущему своей страны. Граждане берут открепительные удостоверения - значит позиция «моя хата с краю» не для них. Правда, не все, кто взял открепительное удостоверение, воспользовались им. Возможно, на это повлияла недостаточная информированность граждан о месте нахождения избирательного участка, его удалённость от места проживания/работы. Но, как выяснилось, процент избирателей, принявших участие в выборах 2012 года, снизился. И только немного превысил половину. Конкретных причин данному явлению я назвать не могу, так как достоверной информации не представлено, но могу предположить, что это с вязано с отсутствием альтернативы выбора.
Таблица 2. Участие избирателей Муромцевского района в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
№ | Дата | Число избирателей, включённых в списки избирателей | Число избирателей, принявших участие в выборах | Процент избирателей, принявших участие в выборах | Число открепитель-ных удостоверений, выданных избирателям | Число избирателей, проголосо-вавших по открепи-тельным удостове-рениям |
1 | 1993 год[22] | 23310 | 17721 | 76,02% | Данные не сохранились | Данные не сохранились |
2 | 1995 год[23] | 23726 | 16970 | 71,52% | Данные не сохранились | Данные не сохранились |
3 | 2003 год[24] | 21178 | 14166 | 66,89% | 67 | 45 |
4 | 2007 год[25] | 20290 | 15149 | 74,66% | 181 | 136 |
5 | 2011 год[26] | 17858 | 11495 | 64,37% | 125 | 106 |
Анализируя данные таблицы 2, я сделала следующие выводы:
1)Большая часть избирателей участвует в выборах Государственной Думы Федерального Собрания РФ: в среднем 70,69% населения ходят на избирательные участки.
2)Рост политической активности граждан на выборах данного уровня нестабилен. Наблюдается спад процента избирателей, принявших участие в выборах 1995года, и продолжается в 2003 году. В 2007 году наблюдается рост по сравнению с предыдущими выборами 2003 года на 7,77%. Но в выборах 2011 года вновь произошёл резкий спад процента граждан, принявших участие в выборах на 10,29% в сравнении с предыдущими выборами 2007 года.
3)Динамика роста числа открепительных удостоверений, выданных избирателям, также нестабильна. Число выданных открепительных удостоверений в 2007 году по сравнению с предыдущими выборами увеличилось на 62,08 %. Но в 2011 году снизилось по сравнению с предыдущими выборами на 30,94%.
4)Число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям, максимально к числу открепительных удостоверений, выданных избирателям.
5)Так же как и число избирателей, принявших участие в выборах, число избирателей, проголосовавших по открепительным заявлениям, увеличилось в период с 2003 по 2007 год, но уменьшилось в период с 2007 по 2011.
Из представленных выше выводов видна динамика политической активности граждан Муромцевского района от выборов к выборам. Она нестабильна: сначала снижение, затем рост и опять снижение. Процент избирателей, принявших участие в выборах, далёк от максимального, но близок к среднему. Но стоит обратить внимание на снижение числа избирателей, принявших участие в выборах1995, 2003 и 2011 года, по сравнению с предыдущими. Я могу предположить, что население не импонирует ни одной из представленных партий, возможно, эти партии не оправдали их надежд, поэтому выборы 2003 года были проигнорированы 33,11 % населения, а выборы 2011 года были проигнорированы 35,63 % населения, а это составляет 6363 человека, что приблизительно равно 1/3 избирателей, включённых в списки избирателей. Для района это достаточно масштабная цифра. Снижение политической активности, возможно, связано с разочарованием части населения в деятельности, осуществляемой представленными политическими партиями. Такая позиция ведёт к развитию абсентеизма в обществе, что наносит ущерб государству.
Таблица 3. Выборы депутатов в Законодательное Собрание Омской области.
№ | Дата | Число избирателей, включённых в списки избирателей | Число избирателей, принявших участие в выборах | Процент избирателей, принявших участие в выборах |
1 | 1994 год[27] | 27513 | Нет данных | Данные предоставляют нам информацию только о том, что проголосовало более 50% населения |
2 | 1998 год[28] | 22268 | 10747 | 48% |
3 | 2002 год[29] | Нет данных | 9432 | По предоставленным данным более 50% населения |
4 | 2007 год[30] | 19832 | 13878 | 70,01% |
5 | 2011 год[31] | 17855 | 11469 | 64,23% |
Анализируя таблицу 3, я пришла к следующим выводам:
1) Большая часть избирателей участвует в выборах депутатов в Законодательное Собрание Омской области: в среднем более 50% населения ходят на избирательные участки.
2) В выборах регионального уровня прослеживается политическая активность большей части правоспособного населения Муромцевского района. Однако динамика политической активности нестабильна.
К выборам регионального уровня население Муромцевского района подходит ответственно, как и к выборам федерального уровня.
Таблица 4. Выборы Главы администрации Муромцевского муниципального образования.
№ | Дата | Число избирателей, включённых в списки избирателей | Число избирателей, принявших участие в выборах | Процент избирателей, принявших участие в выборах |
1 | 1996 год[32] | 22663 | 14572 | 64,30% |
2 | 2000 год[33] | 23035 | 11893 | 51,63% |
3 | 2004 год[34] | 21626 | 12456 | 57,60% |
4 | 2007 год[35] | 20221 | 15082 | 74,59% |
Изучив таблицу 4, я получила следующие выводы:
1)Большая часть населения участвует в выборах Главы администрации Муромцевского муниципального образования: в среднем 62,03% населения ходят на избирательные участки;
2) Число избирателей, включённых в избирательные списки, не считая 2000 года, уменьшилось, но, несмотря на это, число избирателей, принявших участие в выборах, увеличилось, что означает рост политической активности граждан с 2004 года;
3) Процент избирателей, принявших участие в выборах 2000 года, уменьшился на 12,67% по сравнению с предыдущими выборами, но вырос в 2004 году по сравнению с 2000 на 5,97% и вместе с тем выросло число избирателей на 563 человека; в 2007 году - на 16,99 % по сравнению с 2004 годом, а число избирателей на 2626 человек.
Динамика развития избирательной активности граждан Муромцевского района прослеживается. Следовательно, растёт политическая активность населения. Степень осознания ответственности граждан за своё будущее и за будущее района повышается. Это приводит к росту правосознания и правовой культуры.
Проанализировав все четыре таблицы, я пришла к выводу, что:
1) Население района активнее принимает участие в выборах всероссийского уровня, чем регионального и муниципального: средний процент избирателей, принявших участие в выборах президента, выше среднего процента избирателей, принявших участие в выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области и главы администрации Муромцевского муниципального образования.
2) Отсюда следует, что по отношению к выборам муниципального уровня часть политически неактивного населения придерживается позиции «моя хата с краю», так как считает, что её голос ничего не изменит, при этом, не осознавая своей важной роли в судьбе района.
3) Наибольшая политическая активность граждан Муромцевского района наблюдалась в 2007-2008 годах на выборах всех уровней. При этом большая часть населения района отдала своё предпочтение партии «Единая Россия» и её представителям. Это связано с доверием политике В.В. Путина.
Этап III. Опрос избирателей.
Для начала, я составила вопросы анкеты, которые представляют для меня наибольший интерес. Затем я провела социологический опрос по разработанной мной анкете, который поможет мне выявить уровень избирательной активности населения, проанализировать уровень его политической активности. К тому же, я попытаюсь спрогнозировать исход выборов президента по нашему району.
1)Ходили ли вы на президентские выборы 2008 года?
Да Нет
2)Если нет, то по какой причине?
3)Ходили ли вы на выборы в Законодательное собрание Омской области?
Да Нет
4)Если нет, то почему?
5)Какой позиции вы придерживаетесь?
А)Мой голос всё равно ничего не значит б)мой голос может повлиять на исход выборов
6)Какой политической партии более симпатизируете?
7)Почему?
8)За кого голосовали на прошлых президентских выборах?
9)Кому планируете отдать предпочтение на президентских выборах в марте 2012 года?
10)Ваш возраст?
11)Место работы?
Мной было опрошено 125 человек.
Проанализировав анонимные ответы граждан на вопросы анкеты, я получила следующие результаты:
Категория | Возраст | Партия |
Школьники | 18 лет | ЛДПР |
Педагоги | 33-55 лет | КПРФ, Единая Россия, Справедливая Россия |
Технический персонал школы | 27-60 | КПРФ |
Работники администрации Муромцевского района | 27-60 | Единая Россия |
Члены комитета образования Муромцевского района | 30-55 | Единая Россия |
Пенсионеры | 65-78 | КПРФ |
Политическая активность на прошлых президентских выборах:
Вывод: Политическая активность граждан, из числа опрошенных, составляет 97 %.
Причины, по которым граждане не участвовали в выборах:
1) 1из 4- нет выбора;
2) 3 из 4- не обладали правом голоса;
Политические предпочтения:
Причины, по которым граждане отдают свои предпочтения следующим партиям, по данным анкеты таковы:
1)За Единую Россию:
-«надеюсь на лучшее, доверяю»;
-«в единстве сила»;
-«партия добивается развития демократии и институтов гражданского общества»;
-«представляет большинство», «признаю её руководящую роль», «партия президента»;
-«стабильность»;
-«более перспективная».
2)За КПРФ:
-« всё, что имею в жизни получил(а) в советское время»;
- «импонирует программа», «нравится идеология, мысли, направление работы».
3)За Справедливую Россию:
-«партия для простого народа»;
-«их программа больше устраивает меня».
4)За ЛДПР:
-«привлекает эмоциональность лидера»;
-«нравится идеология».
5) Затрудняюсь ответить:
-«не верю»;
-«только обещают»;
-«деятельность только перед выборами».
Диаграмма показывает, что предпочтения граждан Муромцевского района схожи с предпочтениями граждан всей страны. Лидирующей партией остаётся «Единая Россия» и, соответственно, её представители. Да и на вопрос анкеты: «Кому планируете отдать предпочтение на президентских выборах в марте 2012 года?», - большинство ответили: « В.В. Путину». Можно предположить, что на выборах президента в марте 2012 года наибольшее число голосов по нашему району наберёт В. В. Путин.
В основном на вопрос: «5) Какой позиции вы придерживаетесь?»,- выбирали ответ « б) мой голос может повлиять на исход выборов». Из этого следует, что население ощущает себя частью общества, а не отдельной крупинкой большого целого, не касающегося его. Граждане считают, что именно они выбирают своё будущее и будущее своих детей.
Анализируя данные приведённых таблиц и диаграммы, я вижу, что есть категория людей, выбравших ответ «затрудняюсь ответить» и не ходивших на выборы. Отсюда следует вывод: эти люди придерживаются позиции абсентеизма (от лат. absens (absentis) — отсутствующий, англ. Absenteeism) — уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах. Политическое поведение, характеризующееся бездействием, то есть уклонением от какого-либо политического участия (электоральное поведение, партийная деятельность, участие в митингах и демонстрациях и т.д.).[36]
Переход к заключительному этапу исследования был обусловлен тем, что я могла на основе проделанной мной работы сделать вывод.
Этап IV.Вывод.
Я исследовала процесс вовлечённости граждан своего района в политическую жизнь общества на основе результатов участия жителей посёлка Муромцево в выборах разного уровня для установления уровня избирательной активности муромчан и степени развитости их политической культуры. Сопоставив данные таблиц и диаграмм, я обнаружила, что избирательная активность жителей Муромцевского района находится на высоком уровне. Более того, процент избирателей, принявших участие в выборах по Муромцевскому району значительно выше, чем процент избирателей, принявших участие в выборах по РФ. Это означает, что уровень политической культуры в нашем районе также высок. Я думаю, причиной этого является, в первую очередь, политический режим в нашем государстве. Демократия способствует сближению гражданина с политической жизнью, так или иначе, вовлекает человека в неё. Нельзя не отметить, что в нашем районе политической жизни общества уделяется должное внимание. Любой муромчанин может свободно общаться со своим представителем в органах власти, высказывать свои интересы и просьбы, и это не будет бесполезной беседой. После этого обязательно просьбы и интересы гражданина будут по возможности удовлетворены или, по крайней мере, подняты на обсуждение в органах власти. СМИ через газеты, телевидение воздействуют на граждан, призывают их к выборам, освещают деятельность политической элиты. Во время предвыборных кампаний на первых страницах районной газеты «Знамя труда» публикуются призывы на участие в выборах. В нашем районном посёлке, помимо всего вышеперечисленного, в образовательных учреждениях существует детское ученическое самоуправление: учащиеся, желающие быть президентом школы, выдвигают свою кандидатуру, составляют свою политическую программу, проводят агитационную работу, во всём им помогают их доверенные лица, выбирается комиссия наблюдателей и т.д. Я считаю, что благодаря этому, у детей возникают представления о том, как проходят выборы в органы государственной власти, начинаются первые шаги формирования политической культуры. Немалое влияние на такой высокий уровень политической активности граждан района оказали исторические и традиционные факторы. Достаточно вспомнить активное участие населения в событиях Гражданской войны 1914-1918 годов .Также я могу отметить, что динамика политической активности граждан из года в год растёт. Процент избирателей, принявших участие в выборах, увеличивается. Это означает, что политическая культура граждан не только на высоком уровне, но ещё и из года в год совершенствуется. Если подводить итог на 2011 год, то можно смело заявлять – население политически активно.
Этап V. Разработка предложений по совершенствованию политической культуры и росту избирательной активности населения Муромцевского района.
Я решила разделить предложения по совершенствованию политической культуры и росту избирательной активности населения Муромцевского района на два уровня.
Преподавание во внеурочной деятельности элективных курсов, направленных на развитие у учащихся политической культуры;
Введение во всех общеобразовательных учреждениях Муромцевского района детского ученического самоуправления с наличием выборной должности президента для формирования у школьников практических знаний и умений по избирательной процедуре;
Проведение дебатов, посвящённых политической жизни страны, на которых классы могут разделиться на оппозиции и выдвигать аргументы «за» и «против» интересующих их партий.
Повышение активности в деятельности партий не только перед выборами, но и в период между выборами;
Организация гласности политической жизни страны: регулярное освещения деятельности партий в СМИ и прямой контакт политических деятелей с населением;
Открытие специальных пунктов, в которых представители от партий будут проводить беседы с гражданами перед выборами по интересующим их вопросам в политической программе партий и кандидатов.
В СМИ организовывать обсуждения существующих проблем и в дальнейшем доносить их до органов представительной власти, используя право граждан на участие в законотворческой деятельности (внесения предложений).
Заключение.
Сегодня просто необходим высокий уровень состояния политической активности и развития политической культуры населения. Это связано в первую очередь с политическом режимом в стране - демократией (др.-греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть»)[37]. Граждане страны в данном случае являются основным механизмом регулирования власти в стране, они же есть составляющая часть механизма избирательной системы. Если уровень политической культуры будет низок, а позиция абсентеизма получит наибольшую популярность в стране, то это может привести к застою политической жизни гражданского общества, где каждый защищает и имеет право защищать свои права. Если произойдёт такой застой, то государство может потерпеть крах.
Но в результате своего исследования я получила совсем другую информацию. Я уверена, что население Муромцевского района обладает наивысшим уровнем политической культуры и избирательной активности.
В результате своего исследования я пришла к выводу, что выдвинутая мной гипотеза подтверждается проведёнными исследованиями: действительно, более 50 % правоспособного населения участвуют в выборах, и делают они это не по принуждению, а по собственному желанию, следовательно, они осознают, что на них лежит ответственность за дальнейшую жизнь России.
Задача воспитания политической культуры успешно решается в нашем лицее. Педагогическим коллективом ведётся активная работа в нацеливании учащихся на становление активной позиции в политической сфере. Это помогает продолжать реализацию дальнейшего роста избирательной активности страны.
В перспективе продолжу исследование избирательной активности населения Муромцевского района на выборах президента РФ в марте 2012 года.
Список литературы.
9) Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования //«Знамя труда»: газета Муромцевского муниципального района Омской области, июнь 1991 г.
10) Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования// «Знамя труда»: газета Муромцевского муниципального района Омской области, июль 1996 г.
11) Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования //«Знамя труда»:газета Муромцевского муниципального района Омской области, март 2004 г.
12) Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования //«Знамя труда»: газета Муромцевского муниципального района Омской области, март 2008 г.
13) Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования// «Знамя труда»: газета Муромцевского муниципального района Омской области, март 2000 г.
14) Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования //«Знамя труда»: газета Муромцевского муниципального района Омской области, декабрь 1993 г.
15) Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования //«Знамя труда»: газета Муромцевского муниципального района Омской области, декабрь 1995 г.
16) Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования //«Знамя труда»: газета Муромцевского муниципального района Омской области, декабрь 2003 г.
17) Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования //«Знамя труда»: газета Муромцевского муниципального района Омской области, декабрь 2007 г.
18) Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования //«Знамя труда»: газета Муромцевского муниципального района Омской области, декабрь 2011 г.
19) Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования //«Знамя труда»: газета Муромцевского муниципального района Омской области, март 1994 г.
20) Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования //«Знамя труда»: газета Муромцевского муниципального района Омской области, март 1998 г.
21) Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования// «Знамя труда»: газета Муромцевского муниципального района Омской области, март 2002 г.
22) Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования// «Знамя труда»: газета Муромцевского муниципального района Омской области, июнь 2000 г.
23) Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования //«Знамя труда»: газета Муромцевского муниципального района Омской области, декабрь 2004 г.
24) http://ru.wikipedia.org/wiki/
25) http//www.consultant.ru/about/nc
[1] Никитин А.С.Основы государства и права.10-11 кл.:пособие для общеобраоават учреждений.-М.:Дрофа,2006.-С.196.
[2] Конституция РФ.Ст.32.
[3] Обществознание в таблицах: 10-11 класс: справочные материалы/ П.А. Баранов.-М.:АСТ:Астрель, 2010.-С.103.
[4] Обществознание 11 кл.:учеб. для общеобразоват. Учреждений: профил. уровень/под ред. Л.Н.Боголюбова и др.-М.:Просвещение,2010.-С.245.
[5] http//www.consultant.ru/about/nc
[6] Обществознание 11 кл.:учеб. для общеобразоват. Учреждений: профил. уровень/под ред. Л.Н.Боголюбова и др.-М.:Просвещение,2010.-С.245.
[7]Обществознание 11 кл.:учеб. для общеобразоват. Учреждений: профил. уровень/под ред. Л.Н.Боголюбова и др.-М.:Просвещение,2010.-С.245.
[8] Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».
[9] Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».
[10] Конституции РФ ч.1,ст.81.
[11] Обществознание 11 кл.: чеб. для общеобразоват. Учреждений: профил. уровень/под ред. Л.Н.Боголюбова и др.-М.:Просвещение,2010.-С.246.
[12] Конституция РФ ч.2, ст.4.
[13] Конституция РФ, ч.1,ст.12.
[14] Никитин А.Ф. Политика и право.10-11 кл.:пособие для общеобразоват. Учреждений.-М.:Дрофа,2004.-С.135.
[15] Никитин А.Ф. Политика и право.10-11 кл.:пособие для общеобразоват. Учреждений.-М.:Дрофа,2004.-С.195.
[16] Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования //«Знамя труда», газета Муромцевского муниципального района Омской области, июнь 1991 г.
[17] Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования//« «Знамя труда», газета Муромцевского муниципального района Омской области, июль 1996 г.
[18] Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования //«Знамя труда», газета Муромцевского муниципального района Омской области, март 2004 г.
[19] Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования //«Знамя труда», газета Муромцевского муниципального района Омской области, март 2008 г.
[20] Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования//«Знамя труда», газета Муромцевского муниципального района Омской области, март 2012 г.
[21]Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования// «Знамя труда», газета Муромцевского муниципального района Омской области, март 2000 г.
[22] Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования //«Знамя труда», газета Муромцевского муниципального района Омской области, декабрь 1993 г.
[23] Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования //«Знамя труда», газета Муромцевского муниципального района Омской области, декабрь 1995 г.
[24] Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования //«Знамя труда», газета Муромцевского муниципального района Омской области, декабрь 2003 г.
[25] Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования //«Знамя труда», газета Муромцевского муниципального района Омской области, декабрь 2007 г.
[26] Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования //«Знамя труда», газета Муромцевского муниципального района Омской области, декабрь 2011 г.
[27] Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования //«Знамя труда», газета Муромцевского муниципального района Омской области, март 1994 г.
[28] Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования //«Знамя труда», газета Муромцевского муниципального района Омской области, март 1998 г.
[29]Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования// «Знамя труда», газета Муромцевского муниципального района Омской области, март 2002 г.
[30] Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования //«Знамя труда», газета Муромцевского муниципального района Омской области, март 2007 г.
[31] Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования //«Знамя труда», газета Муромцевского муниципального района Омской области, декабрь 2011 г.
[32] Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования //«Знамя труда», газета Муромцевского муниципального района Омской области, 1996 г.
[33]Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования// «Знамя труда», газета Муромцевского муниципального района Омской области, июнь 2000 г.
[34] Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования //«Знамя труда», газета Муромцевского муниципального района Омской области, декабрь 2004 г.
[35] Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования //«Знамя труда», газета Муромцевского муниципального района Омской области, декабрь 2007 г.
[36] Юридический энциклопедический словарь/ сост. Е.А.Яных,В.А. Захаркина.-М.:АСТ;Киев НКП,2009.-С.4
[37] http://ru.wikipedia.org/wiki/
Слайд 1
Политическая активность населения: я в ответе за будущее или «моя хата с краю». Выполнила: ученица 11 кл . Бзыкина Анастасия Вячеславовна Научный руководитель: Учитель истории и обществознания I квалификационной категории Ромахова Алла ГеннадьевнаСлайд 2
Введение Объект исследования- процесс вовлечённости граждан в политическую жизнь общества. Предмет исследования -результаты участия жителей посёлка Муромцево в выборах разного уровня. Цель научно-исследовательской работы - исследовать уровень избирательной активности муромчан для выявления уровня их политической культуры. Гипотеза : если более половины правоспособного населения Муромцевского городского поселения участвует в выборах разного уровня, следовательно, за двадцатилетнее существование демократической России сформировалась политическая культура и ответственность граждан нашего посёлка за свою судьбу и судьбу России.
Слайд 3
Задачи -установить уровень избирательной активности жителей Муромцевского района в период с 1991 года по 2012 год; -сравнить статистические данные количества людей, участвующих в выборах в обозначенный период; - проанализировать развитие политической активности населения Муромцевского района; - определить состояние политической культуры муниципалитета на 2012 год; - спрогнозировать исход выборов президента РФ 2012 года; - разработать предложения по совершенствованию политической культуры и росту избирательной активности населения Муромцевского района.
Слайд 4
Методы исследования -Анкетирование. -Привлечение и анализ различных видов источников. -Сравнение статистических данных разных лет.
Слайд 5
Демократичность выборов в России обеспечивается Конституцией РФ и принятыми в последние годы соответствующими законами. Наиболее существенными являются: Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»; Федеральный закон «О выборах Президента РФ»; Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»; Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ»; Федеральный закон «О референдуме РФ».
Слайд 6
Поиск информации. Для исследования мною были собраны сведения: -о выборах Президента РФ в период с 1991 по 2012 год; -о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ в период с 1993 по 2011 год; -о выборах депутатов в Законодательное Собрание Омской области в период с 1994 по 2011 год; -о выборах Главы администрации Муромцевского муниципального образования в период с 1996 по 2012 год.
Слайд 7
Систематизация и анализ данных. Таблица 1. Участие избирателей в выборах президента РФ. № Дата Число избирате-лей,включённых в списки избирателей по Муромцевскому району Число избирателей, принявших участие в выборах,по Муромцевскому району Процент избирателей, принявших участие в выборах, по Муромцевскому району (по РФ) Число открепительных удостоверений, выданных избирателям, по Муромцевскому району Число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям, по Муромцевскому району 1 1991 год 23192 19329 83,3% (69,8%) Данные не сохранились Данные не сохранились 2 1996 год 22849 17345 77% ( 69,4%) 218 79 3 2004 год 19245 15861 82,42 % (55,16%) 193 122 4 2008 год 17858 16277 91,15% (69,70%) 480 149 5 2012 год 18228 11850 65,01%(65,34%) 185 172
Слайд 9
Таблица 2. Участие избирателей Муромцевского района в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. № Дата Число избирателей, включённых в списки избирателей Число избирателей, принявших участие в выборах Процент избирателей, принявших участие в выборах Число открепитель-ных удостоверений, выданных избирателям Число избирателей, проголосо-вавших по открепи-тельным удостове-рениям 1 1993 год 23310 17721 76,02% Данные не сохранились Данные не сохранились 2 1995 год 23726 16970 71,52% Данные не сохранились Данные не сохранились 3 2003 год 21178 14166 66,89% 67 45 4 2007 год 20290 15149 74,66% 181 136 5 2011 год 17858 11495 64,37% 125 106
Слайд 11
Таблица 3. Выборы депутатов в Законодательное Собрание Омской области. № Дата Число избирателей, включённых в списки избирателей Число избирателей, принявших участие в выборах Процент избирателей, принявших участие в выборах 1 1994 год 27513 Нет данных Данные предоставляют нам информацию только о том, что проголосовало более 50% населения 2 1998 год 22268 10747 48% 3 2002 год Нет данных 9432 По предоставленным данным более 50% населения 4 2007 год 19832 13878 70,01% 5 2011 год 17855 11469 64,23%
Слайд 12
Таблица 4. Выборы Главы администрации Муромцевского муниципального образования. № Дата Число избирателей, включённых в списки избирателей Число избирателей, принявших участие в выборах Процент избирателей, принявших участие в выборах 1 1996 год 22663 14572 64,30% 2 2000 год 23035 11893 51,63% 3 2004 год 21626 12456 57,60% 4 2007 год 20221 15082 74,59% 5 2012 год 18948 8612 45,45%
Слайд 13
Разработка предложений по совершенствованию политической культуры и росту избирательной активности населения Муромцевского района . На уровне школы : Преподавание во внеурочной деятельности элективных курсов, направленных на развитие у учащихся политической культуры ; Введение во всех общеобразовательных учреждениях Муромцевского района детского ученического самоуправления с наличием выборной должности президента для формирования у школьников практических знаний и умений по избирательной процедуре ; Проведение дебатов, посвящённых политической жизни страны, на которых классы могут разделиться на оппозиции и выдвигать аргументы «за» и «против» интересующих их партий .
Слайд 14
2. Для всех жителей района: Повышение активности в деятельности партий не только во время предвыборной агитации, но и в период между выборами; Организация гласности политической жизни страны: регулярное освещения деятельности партий в СМИ и прямой контакт политических деятелей с населением; Открытие специальных пунктов, в которых представители от партий будут проводить беседы с гражданами перед выборами по интересующим их вопросам в политической программе партий и кандидатов; В СМИ организовывать обсуждения существующих проблем и в дальнейшем доносить их до органов представительной власти, используя право граждан на участие в законотворческой деятельности (внесение предложений).
Слайд 15
В результате своего исследования я пришла к следующим выводам: население Муромцевского района обладает высоким уровнем политической культуры и избирательной активности; что выдвинутая мной гипотеза подтверждается проведёнными исследованиями: действительно, более 50 % правоспособного населения участвуют в выборах, и делают они это не по принуждению, а по собственному желанию, следовательно, они осознают, что на них лежит ответственность за дальнейшую жизнь России.
Ель
Сочини стихи, Машина
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Проказы старухи-зимы
Можно от Солнца уйти...