Проблемный вопрос:
Когда в России появились фейерверки?
Цели исследования:
познакомиться с историей фейерверков в России
Гипотеза:
Если фейерверки - это не только красота, но и опасность, то кроме развлечения они могут выполнять и другие функции.
Задачи:
1. Изучить историю появления фейерверка в России.
2. Выяснить, какие задачи решались в России при помощи фейерверка.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа по теме: "300 лет Петровским огненным потехам" | 2.85 МБ |
Название работы: «300 лет Петровским огненным потехам»
Автор работы: Фищенко Екатерина Андреевна
Место выполнения работы: с. Сотниковское,
Благодарненского района, Ставропольского края
МБОУ «СОШ №4», 3 класс
Научный руководитель: Гаранжа Вера Владимировна,
учитель начальных классов высшей категории МБОУ «СОШ №4»
Ставрополь, 2012
2
Оглавление стр.
Введение 3-4
Основная часть 4-8
1. 300 лет Петровским огненным потехам
1. 1 Где и когда изобрели фейерверк
1. 2 История фейерверка в России
1. 3 Политическое значение фейерверка
1. 4 Любимое занятие Петра I
Заключение 8-9
Библиографический список 10
Приложения 11-13
3
Фейерверк царит на небе, золотом сорит.
Вмиг он купол свой откроет,
Вспыхнет пестренький цветок,
И мгновенно рассыпаясь
Превращается в песок
Вступление
Нарядная елка, празднично накрытый стол, поздравления, подарки… Чего еще не хватает для новогоднего веселья? Конечно, фейерверка! Вот уже много лет подряд ни одна новогодняя ночь не обходится без взрывов петард и ярких огней в ночном небе. У "стихийных" фейерверков много как сторонников (это так празднично!), так и противников (это очень опасно!). Однако в руках профессионала фейерверк зрелище не только безопасное, но и потрясающе красивое и яркое. Особенно в новогоднюю ночь.
Когда фейерверки попали в нашу страну, став самой любимой забавой детей и взрослых?
И поэтому не случайно, темой моей исследовательской работы стала: «300 лет Петровским огненным потехам»
Итак, проблемный вопрос:
Когда в России появились фейерверки?
Цели исследования:
познакомиться с историей фейерверков в России
Гипотеза:
Если фейерверки - это не только красота, но и опасность, то кроме развлечения они могут выполнять и другие функции.
Задачи:
1. Изучить историю появления фейерверка в России.
4
2. Выяснить, какие задачи решались в России при помощи фейерверка.
Основная часть
1. 300 лет Петровским огненным потехам
1.1 Где и когда изобрели фейерверк
Классический фейерверк (от нем. Feuer — «огонь» и Werk — «дело», «работа») совсем не похож на стрельбу залпами разноцветных ракет через равные промежутки времени. Он был своеобразной светомузыкой прошлого, воистину роскошным зрелищем, праздничным убранством небес. Сейчас трудно представить себе ту феерическую игру огня, цвета и света, которой любовались наши предки. Наиболее ранние упоминания об этом удивительном зрелище относятся к 399 г., когда при дворе императора Гонория в Милане был устроен фейерверк из горящих масляных плошек и факелов. Однако порох стал известен в Европе лишь в XIII в., а потому считается, что первый настоящий фейерверк состоялся в итальянском городе Виченца в 1379 г.
Искусство фейерверка возникло там, где изобрели порох — в Китае. Согласно китайской придворной хронике, первое упоминание о фейерверке относится к XI веку. Интересно, что китайцы, придумавшие порох, использовали свое изобретение не в военных целях, а для производства пиротехнических игрушек — например, новогодних хлопушек.
Приложение 1
Фейерверки год от года становились все красивее, слава о них распространялась быстрее сыплющихся с неба искр, и вскоре фейерверк стал приятным развлечением не только в Китае. Приблизительно в XIV веке первые образцы фейерверка попали в Европу
Первые «потешные огни» (так раньше назывались у нас фейерверки) были запущены в российское небо еще... в 1389 году. Купцы привезли их из далекой Германии специально для Дмитрия Донского. В летописях сохранилось упоминание об этом феерическом и неслыханном зрелище.
1.2. История фейерверка в России
5
В России систематическое проведение «огненных потех» началось с конца XIV века, когда стали применять порох в артиллерии. До этого, как и у многих других народов, огненно-
световыми зрелищами были костры, но наши предки знавали и «огненные потехи», которые устраивались с применением плауна.
Целенаправленно на государственном уровне устройством фейерверков в России стали заниматься при Иване Грозном. Тогда в стрелецком полку была введена должность «порохового заведующего», в чьи обязанности, помимо военных, входило также изготовление и запуск фейерверков. На рубеже XVI - XVII веков правительственная власть наряду с духовенством начинает организовывать специальные зрелища с целью политического и религиозного влияния на народ. К концу XVII века со стороны наиболее культурной части знати и дворянства стал проявляться большой интерес к фейерверочным развлечениям. Сжиганием фейерверков увлекались князь Ф.Ю.Ромодановский, лично занимавшийся изготовлением и испытанием фейерверочных изделий, князь В.В.Голицын, боярин П.В.Шереметев и другие.
Фейерверочное искусство в России тесно связано с именем Петра I. Ближе к концу XVII века фейерверк становится очень популярным среди вельмож и князей. Но мало кто из них знал и любил огневое искусство как царь Петр. Еще в молодости, в 17-летнем возрасте, он интересовался фейерверками, лично изготовляя сложнейшие пиротехнические фигуры, и с участием окружавших его лиц сжигал их. Приложение 2
Эффектные фейерверочные представления устраивались молодым царем на рождество, масленицу.
Царь был знатоком многих наук и постоянно следил за всеми открытиями в области фейерверка. В его библиотеке были собраны все известные тогда пиротехнические книги.
Царь Петр ввел фейерверк, как непременный атрибут в каждый крупный праздник и в честь побед. Именно он привел искусство фейерверка к небывалому расцвету в России.
6
При Петре I огненно-световым зрелищам и эффектам отводилась большая роль в декоративном оформлении новогодних празднеств. Тот факт, что в указе сказано: «чтобы всe знатные люди, дворяне, служилые люди и купцы должны были выпустить «несколько ракетов, сколько у кого случится», свидетельствует о знaчительном производстве фейерверочных изделий. Фейерверки и салюты прочно вошли в нашу жизнь.
Петр очень любил пышные фейерверки, и праздничные салюты, он не только ввел празднование Нового года с фейерверками, но и сам принимал активное участие в их запусках. Иллюминации стали частью жизни России. Без них не обходилось ни одно мало-мальски важное мероприятие. Все придворные торжества сопровождались красочным представлением в воздухе. Фейерверки стали непременным атрибутом и для народных гуляний — например, на Масленицу или в Святки.
Как же выглядели знаменитые петровские салюты? В праздники мы привыкли видеть в небе шапки и каскады из плавно опускающихся вниз звезд. На рубеже XVII - XVIII веков мастера «рисовали» в небе настоящие картины: замки, дворцы, беседки. Создавались даже целые сюжеты: эпизоды библейской истории или сцены битв. Не удивительно, что фейерверки производили на людей неизгладимое впечатление.
Самый крупный фейерверк в России впервые был устроен в 1690 г., при Петре I. Молодой царь запускал ракеты собственноручно. Пушки, стреляя три раза подряд, дали по 56 залпов. Один залп фейерверка стоил в те времена 10 тысяч рублей. Для сравнения: стоимость одной коровы равнялась трем рублям. В тот памятный фейерверк огни нарисовали в небе целую картину: сверкающий Геркулес раздирал пасть огненного льва.
Спустя несколько лет, когда мастерство царя выросло, про его «потешные огни» писали так: «В фейерверке замечались красивые голубые и зеленые огни, изобретенные самим царем, и многочисленные огненные дожди, превращавшие ночь в день». Приложение 3
В архивах Петра сохранились многочисленные рецепты создания фейерверков — с подробным описанием составов и различных тонкостей в их изготовлении.
1.3. Политическое значение фейерверка.
7
Петр I «крепил» это удивительное по силе своего воздействия искусство волшебного огня. Росла молодая столица, берега Невы украшались великолепными дворцами, соборами. В новом городе менялась сама жизнь, все более отдаляясь от старинного русского уклада. Шумные гуляния с пушечной пальбой, ассамблеи с бьющим через край весельем
требовали невиданных развлечений. И неотъемлемой частью празднеств и стали красочные фейерверки, не в сегодняшнем обычном для нас понимании, а грандиозные пиротехнические спектакли с огромными декорациями, меняющимися картинами и действиями. Это были удивительные зрелища, поражающие воображение современников своими масштабами и великолепием. Петр I придавал большое значение пропаганде своих идей не только среди иностранных послов и дипломатов, но и среди широких народных масс, он ставил цель: укрепить веру русских людей в победу в Северной войне. В этом большую роль играли публичные мероприятия, триумфальные сооружения, военные парады, а также иллюминации и фейерверочные зрелища. Была в действиях Петра и некая хитрость: посредством фейерверков он стремился приучить своих подданных к огню, ибо по собственному опыту знал, что чем больше упражняешься с потешными огнями, тем меньше страшишься настоящего огня в бою. Массовые празднества укрепляли дух народа, вызывали сознание единения и собственной силы, развивали патриотические чувства.
Блестящие, пышные фейерверки, длившиеся часами, демонстрировали всему миру роскошь и великолепие петербургского двора. Датский посланник с удивлением писал: "Трудно себе представить, какая масса пороха исстреливается за пирами и увеселениями, на торжествах и салютах, ибо в России порохом дорожат не более, чем песком". Действительно, на "огненные забавы" как на истинно народные зрелища царь денег не жалел. "Лучше б те миллионы на фейерверк издержаны были, - написал Петр I в одной из записок по поводу какой-то неудачной траты денег, - нечто б дивное и памяти достойная вещь была, и народ в тот час великий блезир имел".
1.4. Любимое занятие Петра I
В фейерверки, которые были любимым занятием Петра, настоящей страстью, он вкладывал всю душу, удачно сочетая редкие часы досуга с политической пропагандой. Царь участвовал во всех стадиях создания фейерверка: от работ в пиротехнических
8
лабораториях по приготовлению фейерверочного состава до разработки сюжета фейерверка и его управления. При этом Петр очень часто объяснял зрителям значение тех или иных фигур, сюжетов, надписей, а также раздавал своему окружению абрисы- заранее подготовленные оттиски гравюр, изображавшие сжигаемый фейерверк.
Поскольку среди именитых гостей Петра всегда присутствовали иностранные дипломаты, то увиденное ими зрелище, запечатленное в записках и полученных от Петра абрисах, по приезде на родину, было формой пропаганды внешнеполитических успехов России за границей.
Военные победы России были отмечены фейерверком в Голландии, Дании, Бранденбурге (с 1701г-Пруссия) и Саксонии.
Заключение
Хочется отметить, что проводимые во времена Петра огненные спектакли несли в себе конкретные идеи - прославляли Отечество, победы русской армии и молодого флота, посвящались взятию вражеских городов и освобождению исконно русских земель.
К началу XVIII века русские мастера-пиротехники изготовляли в больших количествах практически все виды фейерверочных изделий, известных в Европе. "Верховые" фигуры были представлены различными типами ракет и шутих. "Срединные" - римскими свечами и бураками. "Низовые" - фонтанами, марсовым огнем. Изготавливались фейерверочные изделия, горевшие на воде, - дукеры и квакари.
В начале XIX века фейерверочное искусство в России было на вершине своего подъема.
Первый военный салют был дан 5 августа 1943 года в ознаменование победы Красной Армии над немецко-фашистскими захватчиками и освобождения городов Орла и Белгорода. Салют был произведен из 96 орудий войск противовоздушной обороны и 24 орудиями гарнизона Московского Кремля. В дальнейшем стало традицией отмечать салютными залпами победы Красной Армии. Самый большой салют был дан 9 мая 1945 года, в День Победы, в Москве.
9
Очень часто мы видим и слышим огни и залпы салютов на улицах нашего села. Это говорит о том, что в этот день кто-то отмечает праздник, о том, что мы живём в мирное время и у нас счастливое детство.
10
Библиографический список
1. Анисимов Е. В. Время Петровских реформ. Л., 1989.
2. Записки Юста Юля, датского посланника при Петре Великом. М., 1899. С. 257.
3. Васильев В. Б. Старинные фейерверки. Л., 1960. С. 6.
4. Даркевич В. П. Народная культура средневековья. М., 1988. С. 168.
5. Энциклопедия для детей Аванта +. Том 14.Техника.-1999 г. Стр.484-487.
11
Приложение 1
Организаторы фейерверков
12
Приложение 2
13
Приложение 3
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Философские стихи Кристины Россетти
Четыре художника. Осень
Эта весёлая планета
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев