Работа посвящена памяти Ивана Федоровича Панченко - настоящий воин, учитель и краевед, всю свою трудовую жизнь посвятивший воспитанию молодёжи, школе и родному селу. Своей жизнью он заслужил любовь и уважение жителей села, педагогов и школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
panchenko_ivan_fedorovich.doc | 269.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Восточный»
150–летию
со дня образования Амурской области.
Воин. Учитель. Краевед
Работу выполнила учащаяся 11 класса
Чучуй Анастасия
Руководитель: Чучуй Евгения Николаевна
2009
В бедной крестьянской семье Фёдора и Марии Панченко в деревне Борисовка тогда Завитинского района 25 ноября 1924 года, родился Иван. Иван был самым младшим, помимо него в семье было ещё три ребёнка. Детство было бедное, голодное, босоногое. Мать - домохозяйка, а отец работал на лесозаготовках и лесоповале. В 1932 году Иван Фёдорович чуть не умер от голоду, его спас брат Никита, научивший ловить сусликов. Закончив три класса в Борисовке, продолжил учёбу в Екатеринославке. Шесть лет жил в интернате, и каждый выходной за 17 км ходил домой за продуктами и одеждой.
Иван Федорович очень хорошо играл на музыкальных инструментах – мандолине, балалайке, гитаре. В школьные годы посещал репетиции оркестра, где играл на мандолине. Со своими выступлениями юные музыканты выезжали разные школы. Так, еще учась в школе, Иван со своим оркестром побывал в Восточной школе по приглашению директора. Их приводили в пример, потому что они не только хорошо учились, но и замечательно играли.
17 июня 1941 году закончил девятый класс, а 22 июня началась война. Работал в совхозе, окончил курсы комбайнёра, убирал хлеб. В ноябре 1942 года в колхозе «Победа» (деревня Борисовка) весь урожай зерновых был убран, обмолочена пшеница, находящаяся в скирдах, всё зерно было вывезено на элеватор и отдано фронту. Колхозникам на трудодни, заработанные в период уборки урожая, выдали по 200 граммов пшеницы третьего сорта за трудодень. Рядовые колхозники получали по 3-4 мешка пшеницы за весь год. В молотую пшеницу примешивали картошку, тыкву, от чего он терял свой вид, запах и вкусовые качества, а затем запекали. На хлеб надежды не было, питались колхозники в основном картошкой и овощами, собранными со своих огородов.
В 1942 году Иван Фёдорович работал комбайнёром. После уборочной и обмолота почистил комбайн, привёл его в транспортное состояние и отбуксировал в Яснополянскую МТС (с. Смелое).
В декабре этого же года был призван в армию. Команду Кагановичского (ныне Октябрьского) района поездом увезли на станцию Мучная Приморского края и зачислили в запасной полк, находящийся в посёлке. Через неделю отобрали новобранцев, имеющих семь и более классов образования, и отправили в город Ворошилов-Уссурийск (ныне Уссурийск).
Отсюда всю команду, состоявшую из более трёхсот человек, погрузили в полувагоны узкоколейной железной дороги и увезли в Гродековский УР (укреплённый район), находящийся примерно в ста километрах от Уссурийска. В окрестностях, где их выгрузили, не было населённых пунктов. Стояло высокое, мрачное железобетонное здание, куда всех загнали, как скот, и приказали располагаться. В здании не было никакого отопления, нары для ночлега были сооружены из тонкомерного леса-кругляка. Спали в одежде и обуви, вместо подушек укладывали под головы рюкзаки. Утром не могли прийти в себя от неимоверной боли в спине и боках: попробуй-ка, поспи на круглых суковатых палках…Главная беда в том, что и спросить за эти страдания было не с кого. Кто затолкал людей в этот земной ад? А тут ещё одна беда - голод. Уже больше суток не получали ничего съестного.
Недалеко от казармы располагались медпункт и столовая. В столовой выдавали по три сухаря и кормили супом из мороженой картошки и овсяной крупы. Картошка хрустела на зубах, а суп был совершенно безвкусным. С погранзаставы пришли пограничники - старшина и шесть сержантов. Всех построили, разделили на взводы, составили списки.
Житейские невзгоды преследовали всю зиму. В феврале закончилась мёрзлая картошка. А в начале марта подошли к концу и запасы крупы и пшена. Осталась соленая горбуша, ворохом, лежавшая на земляном полу. Рацион питания совсем оскудел. Утром суп рыбный, в обед – суп рыбный и на второе кусочек отварной горбуши. Вечером - опять рыбный суп. После солёной рыбы солдаты в большом количестве поглощали воду. Через пять дней у каждого появилась опухоль на лице, ногах, да и на всём теле. У более слабых ребят стала проявляться потеря сознания (обмороки). Бывало, идёт по двору и вдруг падает, теряет сознание. Санчасть до отказа была наполнена больными.
Вскоре прибыла медицинская комиссия. Возглавляла комиссию женщина-врач в звании капитана. В помощниках у неё был военфельдшер в звании лейтенанта и медсестра. Всем сделали уколы, ежедневно заставляли глотать таблетки, исследовали бытовые условия. Санитары позже рассказывали, что в заключении всех срочных мероприятий военврач по команде «смирно» поставила командира роты и сказала: «Вы – преступник. Вы страшный человек. Как вы могли этих несчастных юношей довести до такого состояния? Предупреждаю, если хоть один из них умрёт, я лично передам дело в трибунал, и вас будут судить, как военного преступника!»
«Через два дня после посещения комиссии, - вспоминает Иван Федорович, - нам привезли полную машину продовольствия: различные макаронные изделия, крупы, колбасу баночную, рыбные консервы, яичный порошок, шпик и многое другое. Жить стало лучше, жить стало веселей.»
В 1943 г. во второй половине апреля всем ребятам выдали новое обмундирование, а в конце апреля доставили в город Ворошилов-Уссурийск и в товарных вагонах отправили на запад. На крупных станциях к эшелону цепляли новые вагоны, а в Хабаровске весь состав поезда состоял из теплушек, в которых ехали молодые дальневосточники.
20 мая всех привезли в город Орехово-Зуево и определили в военное училище. Учиться было трудно, но интересно. Изучали воинские уставы, все виды стрелкового оружия. В ребятах воспитывали стойкость, смелость, решительность, уважительное отношение к подчинённым.
В сентябре 1943 года сержант Панченко написал рапорт на имя командира полка, в котором просил: «… направить меня в действующую армию, хочу отомстить фашистам за гибель старшего брата Никиты». Командир полка посмотрел и подписал: «Удовлетворить просьбу». Иван Фёдорович был определён на фронт, попал в Белоруссию, на 3-й Белорусский фронт, в окрестности города Орша (к тому времени Орша уже была в руках немцев). Полк стоял на берегу Днепра. В одном из боев Иван Федорович был ранен в правое предплечье, попал в госпиталь. Ранение считалось легким, потому что пуля попала в правое предплечье, прошла под мышкой и вышла под лопаткой без повреждения кости. Но все-таки ранение дало свой результат - правую руку согнуть можно было, а полностью разогнуть нельзя. После ранения был определён не в строевые войска, а в подсобные. «Тут, - вспоминает Иван Фёдорович, - попал, как говорят в рай». Его определили в город Грязи Воронежской области на продовольственный пункт. С самого начала предлагали должность начальника пункта, но Иван Федорович отказался, став охранником. А на складе было все, начиная от сухарей и до колбасы высшего сорта, хотя страна переживала очень трудные времена, в магазинах ничего не было. Через некоторое время его из охраны перевели помощником заведующего складами, там тоже нужен был грамотный человек. Здесь и познакомился Иван Федорович со своей супругой Евдокией…
Закончилась война, Иван Фёдорович был демобилизован в 1947 году. Приехал домой не один, а с супругой Евдокией и с сыном Валерием, которому было всего 3 месяца. Затем появились еще два сына: Николай и Вячеслав.
Никакой профессии нет, а военная специальность не привлекала, хотя была возможность остаться в армии. Жена по специальности была телефонистка.
После войны Иван стал работать механизатором. Но когда поехал в Екатеринославку получать паспорт, встретил Мартемьянову, в то время заведующую районо. Она его пригласила на беседу, после которой в графе «особые отметки» поставила штамп – «принят учителем». Вот так совсем неожиданно для самого себя Иван Федорович стал учителем, всего себя отдав школе.
В 1947 году поступил в педагогическое училище города Благовещенска. Учился и работал одновременно. В 1948 году закончил училище и перешёл на заочное обучение в педагогический институт на географический факультет, где проучился пять лет. Государственные экзамены сдал на «отлично».
В 1952 году Ивана Федоровича перевели из Борисовки в Екатеринославскую школу. Там, проработав 3 месяца, был переведен в Восточную семилетнюю школу и назначен ее директором и учителем географии.
Ивана Федоровича не один год приглашали в совхоз «Восточный» на уборочную страду, потому что не хватало комбайнеров, трактористов, да и работал он со своим напарником Назарецким Василием Ивановичем на «ура», давая по 30 га в смену. Работали на СЗК (Саратовский Завод Комбайнов) вместе. Василий Иванович был очень хорошим мастером, помогал в слесарных и кузнечных делах. Утром, встав пораньше, на мотоциклах добирались быстрее других рабочих на место. Первым делом осматривали, все ли шайбы на месте, подкручивали гайки, чтобы потом не прерывать свой труд, если вдруг произойдет какая-то поломка. Комбайн хоть и железный, но все равно требовал ухода. После того как сходила роса, начинали свою работу и не прерывали ее до поздней ночи. Немного поднажав, занимали первые места по сбору урожая за сутки. И сейчас в архиве Ивана Федоровича немало Благодарственных писем и почетных грамот от администрации совхоза.
Панченко Ивана Федоровича агитировали перейти на работу в совхоз, но с высшим образованием не хотелось работать механизатором, хотя это занятие Ивану Федоровичу очень нравилась. Даже сейчас, разговаривая с нами, видишь, как в глазах загораются искорки.
Прожив в Восточном около пяти лет, Иван Федорович решил, что нужно построить новый дом, потому что тот, который они перевезли из Борисовки, был не пригоден для ремонта. Новый дом строили из отборного леса, древесину нарезали и привозили в стройчасть. Из бруса делали пластины по совету специалистов. Иван Федорович много труда вложил в свой дом, все делалось под его контролем. Приходилось успевать и в школе, и дома. Порой спал лишь по 3 часа в сутки.
Коллеги по работе отзываются об Иване Фёдоровиче только положительно. Говорят, важной чертой в его характере было умение гасить конфликты, недовольства в коллективе. Если даже в школе вдруг произошел какой-то скандал, то его не раздували, а просто пытались все уладить мирным путем. Иван Федорович обязательно присутствовал на всех школьных вечерах. При посещении уроков он обращал внимание на хорошую сторону, не критиковал, а советовал предлагая. Он был хорошим руководителем, доверял людям, верил, что они хорошо справятся с делом, которое им поручили.
В школе было введено производственное обучение, каждому выпускнику выдавали не только аттестат, но и ещё права тракториста или шофёра. Эти занятия позволили Восточной школе занимать первые места в районе по сельскохозяйственным показателям. А вот девочкам это было не нужно, и Иван Фёдорович написал докладную в райком партии, районо с просьбой организовать для девочек факультет кройки и шитья, так как это будет дешевле, чем выдавать девчонкам документ, который им может быть никогда и не пригодится. К Ивану Фёдоровичу прислушались, и при школе были организованны курсы кройки и шитья, а на работу были приглашены специалисты. Да и среди своих работников, как выяснилось, оказался мастер по кройке и шитью мужской и женской одежды – Раиса Тимофеевна Аловердова.
На долю Ивана Федоровича выпало самое тяжелое время управления школой. При школе работал еще и интернат, в котором проживало 128 человек из сел Зорино, Южное, Панино, Прибрежное, Нагорное. Он как директор руководил и интернатом. Иван Федорович каждый день решал не только бытовые вопросы, советовал, как улучшить дисциплину, помочь в выполнении домашней работы. Часто индивидуально беседовал с расшалившимся воспитанником. И удивительно, что директор никогда не кричал, тем более не грубил ребенку, а убеждал спокойно в неправильности его поведения.
Коллектив школы был дружный, активно принимал участие во всех мероприятиях, праздниках, смотрах. Это заслуга, прежде всего руководителя.
Иван Федорович много читал педагогической литературы, периодику, художественной, до сих пор может прочитать любой отрывок из нравившихся ему произведений наизусть. Его всегда влекла литература, творчество Толстого, Шолохова, Пушкина, Лермонтова. Иван Федорович говорит, что ему не нужно было прилагать много усилий для заучивания. Если произведение ему понравилось, то он его может запомнить и с первого раза. Практически на всех вечерах самодеятельности ему предоставляли слово, и он мог говорить часами.
Ивану Федоровичу до сих пор интересно, чем живет современная школа, часто приходит в гости как бывший директор, как ветеран войны на встречи с молодежью. Более двадцати пяти лет посещал Клуб «Собеседник», где он всегда при обсуждении книги высказывал своё мнение.
В школе была хорошо организованна спортивная, военно-патриотическая и краеведческая работа. Увлекался фотографией, практически каждый момент жизни запечатлен. Иван Фёдорович вёл кино-кружок. Его регулярно посещали до 15 человек, чаще всего мальчишки. Дети были научены всему. По приглашению учителя, эти ребята приходили на урок и управляли аппаратурой как настоящие специалисты.
На каникулах ходил с ребятами в походы, некоторые из них длились до на 15 дней. Побывали в Шимановском и в Серышевском районах. Всегда в школе была скомплектована краеведческая группа из 6 мальчиков и 5 девочек, которую снаряжали из года в год для изучения Амурской области. Обязательно ребята вели дневники, в которых записывали различные наблюдения. Каждый год проходила игра «Зарница». Всей школой ходили в сторону сортоиспытательного участками, проводили различные конкурсы, и, конечно же, обязательно в распорядке дня был полевой обед. Кое-какие продукты несли с собой, но очень хорошо помогал совхоз, обеспечивал и мясом, и крупами.
В 1984 году Панченко Иван Фёдорович ушёл на заслуженный отдых. Начал разводить пчел. О пчеловодстве он говорит с уважением, как об интереснейшей отрасли хозяйства – «интересной, умной и полезной». В разное время у него было не менее 10, но и не более 15 ульев. Семья получала все необходимые и полезные продукты из меда. Кроме того, это солидная прибавка к пенсии.
И.Ф. Панченко награждён Орденом Отечественной войны, имеет 12 медалей. Кроме того Иван Фёдорович награждён многими грамотами районо.
Светлана Васильевна Белоус, учитель биологии той же школы, где он трудился, считает, что ей повезло жить и работать рядом с таким человеком, умным требовательным руководителем, мудрым ненавязчивым наставником – Иваном Федоровичем Панченко.
Сейчас здоровье Ивана Федоровича сильно пошатнулось. Сказалась трудная ответственная работа – руководство школой, а также ранение, хотя он и говорит, что его Бог уберег, ранение легкое.
Иван Федорович с большим удовольствием рассказывает о своей жизни, о своих добрых делах, о своей преданности школе, об интересных случаях, которые происходили с ним и его воспитанниками. Немного сожалеет, что его страсть к пчеловодству никто из сыновей не перенял, хотя все необходимое у Ивана Федоровича сохранилось. Улыбаясь, благодарит пчел, что они, наверное, продлили ему жизнь.
Иван Федорович Панченко - настоящий воин, учитель и краевед, всю свою трудовую жизнь посвятивший воспитанию молодёжи, школе и родному селу. Своей жизнью он заслужил любовь и уважение жителей села, педагогов и школьников.
Хрюк на ёлке
Н. Гумилёв. Жираф
На берегу Байкала
Почему Уран и Нептун разного цвета
Кто самый сильный?