Музыка является неотъемлемой частью нашей жизни. Она встречает нас при рождении и сопровождает по жизни. Музыка наполняет наши души и сердца любовью, красотой, чистотой, благодатью. В ней мы можем найти сочувствие, понимание. Музыка вечна!
Вот уже третий год я занимаюсь в музыкальной школе по классу домры. Сначала было трудно, а теперь, когда уже я немного знаю о музыке, начинаю ее понимать, становить все интереснее. Я давно интересуюсь вопросом происхождения домры как музыкального инструмента. А вот совсем недавно увидел репродукции картин художников, на которых одним из главных героев была моя любимая домра. Мне захотелось больше узнать о домре, ее истории, роли этого инструмента в развитии музыкального искусства России и культуры русского народа.
Проблема исследования заключается в отсутствии на данный момент большого количества популярной детской литературы в области исследования истории возникновения музыкальных инструментов и влияния их на развитие культуры в России.
Объектом исследования является история возникновения, распространения домры как музыкального инструмента на территории России.
Предметом моего исследования является домра как музыкальный инструмент, ее устройство, разновидности, её значение и место в культурном наследии русского народа.
Гипотеза моего исследования состоит в том, что если я познакомлюсь с устройством домры, изучу материалы, связанные с историей возникновения, распространения домры на Руси, ее влияние на развитие музыкальной культуры России, то это может помочь мне
Целью исследования является изучение материалов по истории возникновения и распространения домры, ее влияния на развитие культуры в России.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.07 МБ |
![]() | 560.5 КБ |
Бусаров Павел, ученик 3А класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30»
Шелтукова Татьяна Борисовна, учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30»
______________________________________________________________
«Откуда, как и когда появилась домра на Руси»
Исследовательская работа по теме
Введение
Музыка является неотъемлемой частью нашей жизни. Она встречает нас при рождении и сопровождает по жизни. Музыка наполняет наши души и сердца любовью, красотой, чистотой, благодатью. В ней мы можем найти сочувствие, понимание. Музыка вечна!
Вот уже третий год я занимаюсь в музыкальной школе по классу домры. Сначала было трудно, а теперь, когда уже я немного знаю о музыке, начинаю ее понимать, становить все интереснее. Я давно интересуюсь вопросом происхождения домры как музыкального инструмента. А вот совсем недавно увидел репродукции картин художников, на которых одним из главных героев была моя любимая домра. Мне захотелось больше узнать о домре, ее истории, роли этого инструмента в развитии музыкального искусства России и культуры русского народа.
Тема исследования
«Откуда, как и когда появилась домра на Руси».
Проблема исследования заключается в отсутствии на данный момент большого количества популярной детской литературы в области исследования истории возникновения музыкальных инструментов и влияния их на развитие культуры в России.
Объектом исследования является история возникновения, распространения домры как музыкального инструмента на территории России.
Предметом моего исследования является домра как музыкальный инструмент, ее устройство, разновидности, её значение и место в культурном наследии русского народа.
Гипотеза моего исследования состоит в том, что если я познакомлюсь с устройством домры, изучу материалы, связанные с историей возникновения, распространения домры на Руси, ее влияние на развитие музыкальной культуры России, то это может помочь мне
Целью исследования является изучение материалов по истории возникновения и распространения домры, ее влияния на развитие культуры в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
Изучение всех этих факторов и процессов, которые находятся в тесном взаимодействии, даст возможность более точно выявить и обозначить вопросы происхождения домры и домрового искусства.
Этапы исследования
Перед тем, как начинать любое исследование необходимо составить план работы
1этап. Изучение общественного мнения об истории домры и ее роли в культурном наследии России.
2 этап. Изучение литературы об истории Российского государства, об истории домры. Знакомство с художественными и музыкальными произведениями.
3 этап. Обобщение полученных данных и материалов.
4 этап. Подготовка и публичное представление результатов исследования.
Результаты анкетирования
Для сбора данных о роли и значении домры как музыкального инструмента в жизни человека, было проведено анкетирование.
Да | Нет | Не знаю |
Любите ли Вы народную музыку? |
Когда появилась домра на Руси? |
Откуда появилась домра на Руси? |
В анкетировании принимало участие 30 человек разного возраста и положения, из них 15 человек – взрослые, 15 человек – ученики начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30» городского округа Саранск.
Результаты анкетирование представлены в таблице.
Да | Нет | Не знаю |
Взрослые | Дети | Взрослые | Дети | Взрослые | Дети |
Любите ли Вы народную музыку? | 78% | 3% | 17 | 94% | 5% | 3% |
Знаете ли Вы, когда появилась домра на Руси? | 4% | 0% | 96% | 100% | 0% | 0% |
Знаете ли Вы, откуда появилась домра на Руси? | 9% | 0% | 91% | 100% | 0% | 0% |
Проанализирован полученные данные, я убедился в том, что современные люди практически ничего не знают об истории домры, как музыкального инструмента, а дети не интересуются и не любят народную музыку.
Я надеюсь, что моя работа сможет разъяснить людям большую роль домры в развитии народной музыки.
Откуда, как и когда появилась домра на Руси
Домра – старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Судьба его удивительна и уникальна в своем роде.
Откуда пришла, как и когда появилась домра на Руси, до сих пор остается для исследователей загадкой. В исторических источниках сохранилось немного сведений о домре, еще меньше дошло до нас изображений древнерусской домры. Да и домры ли изображены на дошедших до нас документах, или какие-то другие, распространенные в те времена щипковые инструменты, тоже неизвестно. Первые упоминания о домре обнаружены в источниках XVI века. В них говорится о домре как о довольно распространенном уже в ту пору на Руси инструменте.
В настоящий момент наиболее вероятных версий происхождения домры две. Первая и самая распространенная - версия о восточных корнях русской домры. Действительно, схожие по конструкции и способу звукоизвлечения инструменты существовали и по сей день существуют в музыкальных культурах стран Востока. Если вам доводилось видеть или слышать казахскую домбру, турецкую багламу или таджикский рубаб, то вы могли заметить, что все они имеют круглую или овальную форму, плоскую деку, звук извлекается посредством ударов плектра разной частоты и интенсивности. Принято считать, что все эти инструменты имели одного предка – восточный танбур. Именно танбур имел овальную форму и плоскую деку, играли на нем специальной щепочкой, выточенной из подручных материалов - плектром. Предположительно, инструмент, позже трансформировавшийся в домру, завезли либо во времена татаро-монгольского ига, либо в ходе торговых отношений со странами Востока. Да и само название «домра», несомненно, имеет тюркский корень.
Другая версия исходит из предположения, что свою родословную домра ведет от европейской лютни. В принципе, в Средние века лютней называли любой струнный щипковый инструмент, имевший корпус, гриф и струны. Лютня, в свою очередь, произошла также от восточного инструмента – арабского аль-уда. Возможно, на внешний вид и конструкцию домры повлияли инструменты западных, европейских, славян, например, польско-украинская кобза и ее усовершенствованный вариант - бандура. Как раз бандура очень многое заимствовала непосредственно от лютни. Учитывая, что славяне в Средние века постоянно находились в сложных историко-культурных взаимоотношениях, безусловно, домру можно также считать родственной всем европейским струнно-щипковым инструментам того времени.
Таким образом, исходя из накопленных к настоящему моменту знаний и исследований, можно сделать вывод, что домра являлась типично русским инструментом, объединившим в себе, как и многое в культуре и истории нашего государства, и европейские, и азиатские черты. (Приложение1).
Свидетельства о домре у древних руссов
Домра — древнерусский старинный музыкальный инструмент. Этимологические разыскания в родственных славянских языках показывают, что термин «домра» не славянского происхождения, т.к. подобные корни в них отсутствуют. Вероятно, слово «домра» тюркского происхождения (танбур, домбур, дунбара, думбра, домбра, домб, домра).
Учёные предполагают, что древним предком нашей русской домры явился египетский инструмент, получивший у греческих историков наименование «пандура», и бывший в употреблении уже за несколько тысячелетий до нашего времени. Инструмент этот под названием «танбур», возможно, проник к нам через Персию, торговавшую с Закавказьем.
У разных народов до сих пор бытуют инструменты близкие домре: у грузин — чунгури и пандури, у южных славян — танбура, у украинцев — бандура, у туркменов — дуатар, у монголов — домбур, у киргизов и татар — думра, у остяков — домбра, у калмыков — домр. В Европу подобные инструменты проникли в раннем средневековье и получили наименование лютневых. Именно лютня стала впоследствии родоначальницей таких многострунных инструментов, как виола, мандолина, гитара.
Первые сведения о бытовании у древних русов музыкального инструмента танбуровидного типа принадлежат перу арабских путешественников IX-X столетий. Не располагая однако, прямыми указании на то, что речь идёт о домре, можно выдвинуть гипотезу о наличии такого инструмента у восточных славян.
Первым русским историческим письменным свидетельством о домре можно считать запись в старинной новгородской книге конца XV — начала XVI веков о Калинке — «домрачее». В переписных документах этого периода профессии «домрачей» и «доморник» встречаются неоднократно.
Непосредственное название инструмента обнаруживается только в памятниках XVII столетия. В 1627 году русский живописец Симон Ушаков составил описание древней стенной росписи Грановитой палаты московского Кремля (сооружение которой относится к 1487-1491 гг.). В описании Ушаков дважды упоминает название инструмента: «человек играет в домру» и «сидят подле стола на скамье люди и играют в гусли и в скрипки и в свирели и в волынки и в домры».
Неоднократны упоминания о домре в административной документации XVII века: в указах, грамотах, памятях, посланиях. В них домра фигурирует как атрибут скоморошьего ремесла, обычно в совокупности с другими инструментами: гуслями, волынками, сурнами, бубнами и т.д.
К тому же времени относятся поговорки «рядъ скомрахъ о своихъ домрахъ». «любить — игра, купить — домра», «у Ерёмы гусли, у Фомы домра». Они дают повод предполагать, что ударение в названии инструмента падало на последнюю «а».
Итак, в разных литературных источниках русского происхождения фигурирует слово «домра». Помимо того мы располагаем вариантами названий «домришка», «домра большая басистая». Вероятно употреблялись и другие: альтовые, теноровые домры.
И. Горшунова «Арлекин с домрой», 2006 год
История существования домры на Руси
Основываясь на исторических материалах можно прийти к выводу о популярности домры не только в народной среде, но и в дворцовом быте XVII в. В царствование Михаила Фёдоровича при дворцовой потешной палате рядом с гусельниками и бахарями состояли домрачеи. Неоднократно упоминаются такие имена, как Богдан Путята, Андреюшка Фёдоров, Васька Степанов и др.
Главными исполнителями на домрах были скоморохи и были они не только музыкантами, но и актёрами, плясунами, акробатами и балагурами. (Само слово «скоморох» происходит от арабского «maskhora» — смех, насмешка.) В Древней Руси центром поселения скоморохов стал Великий Новгород. Представители этой профессии пользовались в «вольном» городе большой честью.
Скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок. Своим весельем и «гудьбой» они не только развлекали народ, но и заставляли подражать себе. Потому, при царствовании Алексея Михайловича прозванного «тишайшим» по инициативе патриарха начались гонения на певцов и скоморохов.
Аскетичные византийцы считали, что русские очень любившие пение и музыку, стали злоупотреблять этим искусством, распевая разного рода «скандалезные песни». Музыка и её орудия признавались «треклятыми изобретениями дьявола», музыкант считался прямым слугою сатаны и назывался «шпынь».
Начиная с 1648 года последовал ряд царских указов, запрещавших инструментальную музыку. В Москве было приказано собрать все инструменты и когда их собрали, то, нагрузив ими 5 возов, свезли за Москву-реку и там сожгли. С тех пор первенствующее значение при дворе приобретают певцы духовных стихов.
Несмотря на довольно частые упоминания о домре до нас не дошло изображения этого инструмента. Потому долгое время не знали к какому роду инструментов её отнести. Лишь в конце прошлого века в Вятской губернии был найден небольшой струнный инструмент с округлой формой корпуса. Инструмент вскоре попал в руки Василия Васильевича Андреева как раз в ту пору занимавшегося поисками и восстановлением сохранившихся в народе образцов старинных русских инструментам.
Андреев, путем сличения найденного инструмента с изображениями на старинных лубочных картинках и гравюрах, а также по описанию, предположил в нем давно разыскиваемую домру.
Е Лемпицка «Мужчина с домрой», 1935 год
Именно по этому вятскому образцу в 1896 году и была воссоздана полузабытая русская домра, получившая квартовый строй и полный хроматический звукоряд.
В 1908 году Г. П. Любимов совместно с мастером С. Ф. Буровым на основе реконструированной Андреевым домры создал четырехструнную домру с квинтовым строем. В 1914 г. из таких домр был организован квартет, а в 1919 г. — оркестр. Появление этого инструмента вызвано возросшей необходимостью в увеличении звукового диапазона домры. Общность строя конструкции с мандолиной и скрипкой делает доступным для нее громадный репертуар, написанный для этих инструментов.
Звук четырехструнной домры сравнительно более слабый, что вызвано конструктивными особенностями многострунных инструментов, потому в настоящее время в балалаечно-домровых оркестрах употребляются преимущественно трехструнные домры, хотя нередки и четырехструнные. Наибольшей популярностью четырёхструнные домры пользуются на территории Украины.
Интерес к домре рос с каждым годом, расширялись музыкальные и технические горизонты, появлялись музыканты-виртуозы. Наконец, в 1945 году был создан первый инструментальный концерт для домры с оркестром русских народных инструментов. Знаменитый концерт g-moll Николая Будашкина был написан по просьбе концертмейстера оркестра им. Осипова Алексея Симоненкова. Это событие открыло новую эру в истории домры. С появлением первого инструментального концерта домра становится сольным, виртуозным инструментом. Н. Богданов-Бельский Деревенские друзья.
В 1948 году в Москве открывается первая в России кафедра народных инструментов при Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. Первым педагогом по домре стал выдающийся композитор Ю. Шишаков, а затем молодые солисты оркестра им. Осипова В. Мироманов и А. Александров – создатель первой школы игры на трехструнной домре. Благодаря высшему профессиональному образованию народный изначально инструмент домра за короткий срок прошел на академической сцене путь, на который инструментам симфонического оркестра потребовались столетия (ведь и скрипка когда-то была народным инструментом!).
Исполнительство на домре движется вперед гигантскими темпами. В 1974 году прошел I Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах, победителями конкурса стали выдающиеся домристы-виртуозы - Александр Цыганков и Тамара Вольская творческая деятельность которых на десятилетия вперед определила направление развития домрового искусства как в области собственно исполнительства, так и домрового репертуара. (Приложение2).
Устройство Домбры
Малая домра состоит из трех частей: деревянного полусферического корпуса овальной формы, грифа (шейки) и головки.
Корпус имеет кузов, деку, которая закрывает кузов сверху и окантовывается по краям обечайкой, кнопки для закрепления струн и нижний порожек, предохраняющий деку от давления натянутых струн.
В середине деки находится круглое отверстие - голосник с фигурной розеткой. Над декой, около накладки грифа имеется навесной панцирь, защищающий при игре деку от царапин. Над струнами и нижним порожком иногда бывает укреплена подставка - подлокотник.
Гриф вставлен в корпус и закреплен в нем. Сверху на гриф наклеена накладка, в месте соединения головки с шейкой грифа прикреплен верхний порожек. На накладку нанесены тонкие поперечные пропилы, в которые вставляются металлические порожки. Промежутки между металлическими порожками называются ладами. Порядковый счет их начинается от верхнего порожка. Лады II, V, VII, X, XII и XIX отмечены белыми кружочками.
На головке грифа имеются колковые валики для закрепления струн. Их натяжение регулируется вращением колков. От расположения подставки и верхнего порожка зависит высота струн над грифом. Струны, слишком высоко приподнятые над грифом, затрудняют игру на инструменте, их трудно прижимать на ладах. На подставке и на верхнем порожке делаются углубления (прорези) для струн. Подставка устанавливается на деке в точно установленном месте.
В 1896-1900 гг. на основе этой домры В. В. Андреев в содружестве с Ф.С. Пасербским и С.И. Налимовым создал целое семейство домр от пикколо до контрабаса.
Разновидности домры и их строй
Домра пиколло b1 e2 a2
Домра прима (малая) e1 a1 d2
Домра альт e a d1
Домра тенор (редкая разновидность) B e a
Домра бас E A d
Домра контрбас минор 1E 1A D
Домра контрбас мажор 1A D G
Заключение
Сегодня домра – молодой перспективный инструмент с огромным, прежде всего, музыкально-выразительным потенциалом, имеющий истинно русские корни и, тем не менее, поднявшийся до высот академического жанра.
Благодаря своим исполнительским возможностям домры в оркестре составляют основную мелодическую группу. Кроме того, домра находит своё применение как сольный инструмент. Для неё пишут концертные пьесы и произведения.
Проведя исследование, я прихожу выводу о том, что гипотеза моего исследования, которая состоит в том, что если я познакомлюсь с устройством домры, изучу материалы, связанные с историей возникновения, распространения домры на Руси, ее влиянием на развитие музыкальной культуры России, помогло мне лучше понять музыкальные произведения, написанные для домры, повысить качество исполнения произведений, расширить мой общий кругозор и повлиять на отношение к народной музыке моих сверстников и взрослых полностью подтвердилась.
Аудио- и видеоинформация
Ссылки
Пустой колос голову кверху носит
Как нарисовать зайчика
Сказки пластилинового ослика
Как нарисовать ветку ели?
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое