Работа рассказывает о таком природном явлении, как радуга. Приведены подробные примеры опытов по получению радуги в домашних условиях. Может быть использована на уроках окружающего мира.
Вложение | Размер |
---|---|
Творческая исследовательская работа о радуге | 83.61 КБ |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 г. Белгорода».
Кто рисует радугу?
Подготовил: Бахилов Егор
ученик 1-А класса.
Руководитель:
Посохова Людмила Дмитриевна.
г. Белгород.
2011
Содержание.
1. Введение …………………………………………………………………3
2. Результаты анкетирования……………………………………………….4
3. Теоретическая часть………………………………………………………4
4. Практическая часть. Наши наблюдения и опыты………………………5
5. Необычные радуги ……………………………………………… ………6
6.Результаты исследования………………………………………………… 7
7. Выводы…………………………………………………………………….7
8. Источники информации……………………….………………………….8
9. Приложения……………………………………………………………….9
1 ВВЕДЕНИЕ.
Выбор темы исследования:
Летом, после дождя выглянуло солнышко. Я посмотрел на небо и увидел радугу. Мне было очень весело. Посмотрев на людей вокруг, я заметил, что все, и взрослые и дети радуются этому природному явлению и с интересом рассматривают. Значит, радуга поднимает настроение, делает людей добрее.
Я сказал маме: «Вот бы до нее дотронуться». Мама ответила, что дотронуться до радуги невозможно, а попробовать получить радугу дома можно. Мне стало интересно.
Цель исследования:
Получить радугу в домашних условиях.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования:
Предположим, что радугу можно получить только в солнечный и дождливый день.
Методы исследования:
Я считаю, что моя работа будет интересна любознательным и наблюдательным детям. Материал работы можно использовать на уроках дополнительного образования при изучении темы «Природные явления».
На одном из таких уроков я познакомил одноклассников со своей работой. Мы вместе проводили опыты и рассматривали радужные полосы. Было очень весело и интересно всем.
2. АНКЕТИРОВАНИЕ.
Когда я стал искать информацию и проводить опыты с радугой, то мне стало интересно, а что другие дети знают о радуге?
Опрос мы провели среди учащихся начальной школы. Всего мы опросили 60 человек. И вот какие результаты мы получили:
1.Видел ли ты радугу?
Да - 60 человек. Нет - 0 человек.
2. Знаете ли вы, когда появляется радуга?
Да - 56 человек. Нет - 4 человека.
3.Знаете ли вы, как образуется радуга?
Да - 2 человека. Нет - 58 человек.
4. Знаете ли вы, в какой последовательности расположены цвета радуги?
Да - 32 человека. Нет - 28 человек.
5. Можно ли получить радугу дома?
Да - 27 человек. Нет – 33 человека.
Результаты анкетирования представлены на диаграмме. (Приложение № 1).
3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Мифы о радуге.
На сайте «Загадки природных явлений», мы узнали, что:
Когда-то давным-давно люди не знали, почему же на небе появляется радуга. Некоторые радовались появлению радуги, другие боялись, и потому придумывали мифы и легенды.
А в Библии радуга появляется после всемирного потопа, как символ союза Бога и человечества.
Одни думали, что это мост, соединяющий мир людей и мир богов.
Другие верили, что в месте, где радуга коснулась земли, спрятан горшок золота и драгоценные камни.
А кто-то считал, что это змей, пьющий воду из озёр, рек и морей, которая потом проливается дождём.
Что такое радуга.
В толковом словаре русского языка Ожегова С.И. нашли толкование слова радуга:
Радуга – разноцветная дугообразная полоса на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.
Радуга обычно появляется после дождя, когда светит солнце и где-то еще идет дождь. А человек стоит между солнцем и дождем.
Как же образуется радуга?
В Интернете на сайте Википедия мы нашли информацию о том, как образуется радуга.
Когда солнечные лучи проходят сквозь капли воды, белый цвет преломляется и разлагается на цвета спектра от красного до фиолетового. Причем красный всегда вверху дуги, а фиолетовый внутри. (Схема преломления белого цвета через призму в приложении №2).
Опыт 1. Обратное превращение.
Приведем доказательство того, что белый цвет – это смесь различных цветов, от красного до фиолетового. Нарисуем все цвета радуги по кругу. Если быстро вращать этот круг, цвета смешиваются и круг кажется белым. Для опыта мы использовали юлу. (Фотография опыта в приложении №2)
Хотя многоцветный спектр радуги непрерывен, по традиции в нем выделяют 7 основных цветов. Они различаются по яркости и отчетливости. Но порядок их всегда одинаков.
Чтобы запомнить порядок расположения цветов в радуге, надо выучить одно из предложений. Первая буква в каждом слове соответствует первой букве в названии цвета.
Или в обратном порядке.
К – красный, О – оранжевый, Ж – жёлтый, З – зелёный, Г – голубой,
С – синий, Ф – фиолетовый.
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Наблюдение.
Чтобы увидеть радугу, не обязательно дожидаться дождя. В брызгах фонтанов и водопадов, если стоять между ними и солнцем, то можно увидеть радугу. Когда я поливал растения в саду, в брызгах воды я тоже увидел радугу. (Фотографии наблюдений радуги в приложении № 3)
Исследование.
Опыт 2. Получение радуги с помощью воды и света.
Радуга в природе состоит из солнечного света и капелек воды.
1. Мы взяли миску с водой и положили в нее зеркальце. Поймали луч солнышка так, что бы он отразился от зеркальца на белую стену. В воде свет преломится и разобьется на цвета. На стене отразится маленькая радуга.
2. Вечером мы проделали такой же опыт с фонариком. На белой стене тоже получилась радуга.
(Фотографии опыта и схема в приложении № 4)
Опыт 3. Наблюдение радуги на мыльных пузырях.
Радугу так же можно увидеть на мыльных пузырях. Но тут действуют другие законы физики. Их мы будем изучать в старших классах. (Фотография опыта в приложении № 5).
Опыт 4. Получение радуги с помощью CD или DVD диска.
Так же радугу можно получить с помощью обыкновенного СD или DVD диска. Нужно направить луч фонарика на диск и на стене отразится радуга. Она получается за счет свойств поверхности диска. (Фотография опыта в приложении № 6).
5. НЕОБЫЧНЫЕ РАДУГИ.
Осуществляя поиск в Интернете, мы нашли интересную информацию о радуге.
Иногда наблюдаются сразу две радуги. Самая яркая внизу.
Во вторичной радуге цвета располагаются в обратном порядке. Красный цвет внутри радуги, а фиолетовый снаружи.
Бывает видно три и даже 4 радуги. (Фотографии в приложении № 7).
Радуга на облаках.
Если смотреть с самолета на облако, а солнце будет за спиной, то радуга будет в виде круга. (Фотография в приложении № 7).
Лунная радуга.
Лунная радуга - явление редкое. Но она бывает в яркую лунную ночь. Радуга возникает в свете полной луны, когда идет дождь. Цвета в ней не очень яркие, белесые. (Фотография в приложении № 7).
6. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Таким образом, наша гипотеза, что радугу можно увидеть только в солнечный и дождливый день не подтвердилась. Она возникает и в свете фонарика и в радужных шариках и с помощью CD диска.
7. ВЫВОДЫ:
8. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
Приложение № 1
Анкетирование.
Опрос мы провели среди учащихся начальной школы.
Всего мы опросили 60 человек.
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Северное сияние
Солнечная система. Взгляд со стороны
Сказка об осеннем ветре
Учимся ткать миленький коврик
Комментарии
О получении радуги в домашних условиях
Ребенок стал призером муниципального этапа конкурса "Я - исследователь"