Данная работа - результат большой исследовательской работы по изучению творчества Е.Шварца. Одиннадцатиклассники с большим интересом познакомились с этим писателем.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_shvarc.pptx | 2.14 МБ |
Слайд 1
Жизненный путь Е.Л.Шварца ( 1896-1958)Слайд 2
Детство Шварц родился в Казани , в семье врача. Его отцом был Лев Борисович Шварц , принявший православие еврей, матерью — Мария Фёдоровна Шелкова , из православной русской семьи. Раннее детство Евгения Шварца прошло в переездах: в дневниках он вспоминает Екатеринодар , Дмитров, Ахтыри , Рязань… «Это были разновременные наезды в родной город отца в промежутки между разными его службами до Майкопа» В Майкопе, о котором Евгений Шварц всю жизнь вспоминал с любовью, прошли дальнейшие детство и юность писателя.
Слайд 3
«Я не волшебник, я ещё только учусь» Однажды мама спросила шестилетнего Женю: — Кем же ты будешь, когда вырастешь? — Романистом, – ответил тот полушепотом, забыв от застенчивости более простое слово «писатель». — Для этого нужен талант, — сказала мама, нахмурившись. «Строгий тон мамы меня огорчил, но не отразился никак на моем решении, — вспоминал впоследствии драматург Евгений Львович Шварц. — Я не сомневался, что буду писателем». Но судьбе было угодно, чтобы сначала он стал актером.
Слайд 4
Молодость В 1914 году Евгений поступил на юридический факультет Московского народного университета имени Шанявского, но проучившись там два года, решительно отказался от профессии юриста, посвятив жизнь театральному искусству и литературе. Весной 1917 года был призван в армию. В апреле 1917 находился в запасном батальоне в Царицыне, откуда его должны были перевести в числе других новопризванных студентов в военное училище в Москву.В августе 1917 Шварц служил в Москве юнкером, 5 октября он был произведён в прапорщики. Участвовал в «Ледяном походе» Корнилова, где при взятии Екатеринодара получил контузию, последствиями которой, тремором рук, мучился всю оставшуюся жизнь.Был демобилизован,поступил в университет в Ростове-на-Дону, где начал работать в «Театральной мастерской».
Слайд 5
Жизнь в Петербурге (20-е годы) «Я был женат, несчастен в семейной жизни, ненавидел свою профессию, был нищ, голоден, худ, любим товарищами и весел, весел до безумия и полон странной веры, что все будет хорошо, даже волшебно».
Слайд 6
В 1921 году он приехал в Петроград в составе ростовской театральной труппы. Некоторое время работал секретарём у Корнея Чуковского, а в 1923 году начал публиковать свои фельетоны. В 1924 году Евгений Львович становится постоянным сотрудником детского отдела Госиздата, автором журналов для детей «Ёж» и «Чиж». «Рассказ Старой балалайки» (1924) – первая его книга для детей, затем последовали – «Приключения Шуры и Маруси», «Чужая девочка» (1937), «Первоклассница» (1949). В эти годы Шварц был близок к группе ОБЭРИУ. Шварц писал: «Противники антропоморфизма, сказки утверждали, что и без сказок ребенок с трудом постигает мир. Им удалось захватить ключевые позиции в педагогике. Вся детская литература была взята под подозрение. Единственное, что, по их мнению, разрешалось делать детским писателям, это создавать некоторые необязательные довески к учебникам». В такой атмосфере рождалась драматургия Шварца.
Слайд 7
В 1929 – 1930 годах Шварц пишет первые пьесы для Ленинградского ТЮЗа : « Ундервуд », «Клад». Используя сюжеты народных сказок и сказок Г.Х.Андерсена, Шварц создавал свои оригинальные пьесы с живыми сценичными характерами. Неизвестно, подвиг ли Шварца приход фашизма к власти на создание замечательной трилогии («Голый король», «Тень», «Дракон») или она стала просто продолжением пересказов Андерсена. Да, впрочем, и неважно, что послужило стимулом к написанию этих пьес. Несомненно то, что они занимают место в ряду лучших антифашистских, антидиктаторских произведений.
Слайд 8
«Голый король»
Слайд 9
«Это очень тяжело – жить в чужой стране... Деревья в саду выстроены взводными колоннами. Птицы летают побатальонно. И кроме того, эти ужасные, освящённые веками традиции, от которых уже совершенно нельзя жить… И всё это нельзя нарушать, иначе погибнет государство!»
Слайд 10
«Тень»
Слайд 11
Пьеса написана в 1937—1940 году специально для Театра Комедии по идее Николая Акимова, после того как пьеса «Голый король» Шварца была запрещена к показу в этом же театре. В своих статьях Акимов указывает, что первый акт пьесы был написан быстро и легко (его Шварц читал на труппе уже в 1937-м), а написание остальных заняло много месяцев. Репетиции спектакля начались в 1939-ом: пьеса правилась и дописывалась прямо во время работы над ней режиссёра и артистов. Известно также, что сцена разговора Ученого и Доктора о королевской власти и «сытости в острой форме» во 2 акте — целиком придумка Николая Акимова.
Слайд 12
«Дракон» В 1942-44 гг. Евгений Шварц написал пьесу «Дракон» в эвакуации в Сталинабаде ..Как, потом он говорил своей дочери: «Писал про Гитлера, а получилось – про нас».
Слайд 13
«Я достал рыбу, которая создана для того, чтобы ее ели. Она смеется от радости, когда ее варят, и сама сообщает повару, когда готова. А вот индюшка, начиненная собственными индюшатами. Это так уютно, так семейственно. А вот поросята, которые не только откармливались, но и воспитывались специально для нашего стола. Они умеют служить и подавать лапку, несмотря на то что они зажарены. Не визжи, мальчик, это совсем не страшно, а потешно».
Слайд 14
«Обыкновенное чудо» В 1944 году начинается работа над самым личным, исповедальным произведением, сочинение которого заняло десять лет. Название менялось несколько раз: «Медведь», «Веселый волшебник», «Послушный волшебник», «Безумный бородач», «Непослушный волшебник»… Пока, наконец, не получилось изящно и просто — «Обыкновенное чудо». Пьесу ставили во многих театрах страны — и каждый раз с неизменным успехом. Некоторые критики обвиняли автора в том, за что сейчас бы его приветствовали — в аполитичности. Да, его герои, чаще всего далеки от каких-либо политических идей. И в этом заслуга мастера.
Слайд 16
— «Обыкновенное чудо» — какое странное название! Если чудо — значит, необыкновенное! А если обыкновенное — следовательно, не чудо. Разгадка в том, что у нас речь пойдет о любви. Юноша и девушка влюбляются друг в друга — что обыкновенно. Ссорятся — что тоже не редкость. Едва не умирают от любви. И наконец сила их чувства доходит до такой высоты, что начинает творить настоящие чудеса, — что и удивительно и обыкновенно. О любви можно и говорить, и петь песни, а мы расскажем о ней сказку. В сказке очень удобно укладываются рядом обыкновенное и чудесное и легко понимаются, если смотреть на сказку как на сказку. Как в детстве. Не искать в ней скрытого смысла. Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь.
Слайд 17
Всю свою жизнь пытался помочь людям. В 1920-х подбирал беспризорников и с помощью Маршака устраивал в детские дома. Когда Заболоцкий попал в тюрьму, поддерживал материально жену поэта и двоих его детей. С 1946-го помогал Михаилу Зощенко, от которого тогда отвернулись многие. В 1950 году, в разгар «борьбы с формализмом и космополитизмом», из Ленинградского университета уволили литературоведа, профессора Бориса Эйхенбаума, приносил безработному ученому продукты.
Слайд 18
За несколько дней до смерти, умирающий Евгений Львович попросил карандаш и бумагу, чтобы написать о бабочке. Писатель не бредил. Его мучила мысль о том, что он умрёт не успев рассказать о многом, и, прежде всего, о простой белой бабочке-капустнице... К нему вдруг пришли слова, как она летала. Это очень важно – найти нужное слово. 15 января 1958 года Снежная королева (по датским легендам – Ледяная Дева – предвестник смерти) заглянула в окно... мёртвые бабочки-снежинки кружились в своём страшном танце... Снег укрыл пушистым одеялом холмик на кладбище. Вскоре на нем встанет мраморный крест с надписью «Шварц Евгений Львович 1896-1958».
Слайд 19
Через пять лет рядом появится могила жены – Екатерины Ивановны. Она не смогла жить без любимого; приведя в порядок записи Шварца и подготовив его собрание сочинений, приняла смертельную дозу лекарства. «Нет. Весь я не умру. Лечу, лечу. Меня тревожит солнце в три обхвата И тень оранжевая. Нет, здесь быть я не хочу! Домой хочу. Туда, где я бывал когда-то. И через мир чужой врываюсь я В знакомый лес с березами, дубами, И, отдохнув, я пью ожившими губами Божественную радость бытия.»
Слайд 20
Мемориальная доска Архитектор: Бекаревич Г. А., скульпторы Игнатьев П. П., Шевченко С. П. Гранит, бронза. Малая Посадская ул., 8. Создан в 1997 году. В своих заметках, Александр Дымшиц, вспоминал соседей - Евгения Шварца и его жену: "С 1955 г. мы жили с Шварцем, что называется, под одной крышей, в новом доме на Петроградской стороне. Евгений Львович и Екатерина Ивановна поселились в небольшой и очень уютной квартире второго этажа. По странной причуде архитектора окна этой квартиры выходили на своего рода площадку, с которой поднимались ввысь массивные колонны. "Живу, как в Афинах, - посмеивался Шварц. - Вы не видели меня утром? В сандалиях, в тоге, со свитком в руках, украшенный лавровым венком, я шествовал между колоннами и спорил с киниками из "Ленфильма", - имя же им - легион"»
Дерево в снегу
Простые летающие модели из бумаги
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Снегири и коты
Госпожа Метелица