Актуальность проблемы исследования обоснована тем, что русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где употребляются. Эти вопросы и рассматриваются в исследовательской работе. Материал работы способствует формированию устойчивого интереса к предмету, развитию правильной, красивой речи.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_po_russkomu_yazyku.docx | 116.08 КБ |
upotreblenie_slov-parazitov_v_rechi_shkolnikov_i_sposoby_iskoreneniya_ih_.pptx | 2.88 МБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение –
Савкинская средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа
Употребление слов – паразитов в речи школьников и способы искоренения их
Выполнила ученица 6 класса Ханагян Лейла
Научный руководитель учитель русского языка и литературы Слесарева Елена Михайловна
2012
-
Содержание
Введение---------------------------------------------------------------------------------------3 - 4
1.Слова - паразиты и причины их употребления----------------------------------------5 - 6
2. Классификация речевых паразитов-----------------------------------------------------6 - 7
3. Слова – паразиты в художественной литературе-------------------------------------7 - 8
4.Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников----------------8 -9
5.Способы избавления от слов – паразитов-----------------------------------------------9 - 10
Заключение-------------------------------------------------------------------------------------10
Список использованной литературы-------------------------------------------------------11
Приложение------------------------------------------------------------------------------------12
Введение
Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни... И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека. Степень его психологической уравновешенности.
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая.
Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как любая стихия, необъятна. Но хоть и трудно – это надо.
Д.С.Лихачёв
Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя нормы и правила употребления богатств русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Сегодня все чаще в речи подростков стали «проскальзывать» лишние слова. Отчего это зависит? Как с этим бороться?
По правилам языка все слова в высказывании должны участвовать в выражении его смысла. «Как бы», «типа», «короче», «блин» и другие прочно укоренились в нашем лексиконе. Но не всегда все слова несут в себе определенное значение, такие не несущие никакой информации слова называют словами-паразитами (сорняками). Их употребление является нарушением правил языка. Сами по себе такие слова не являются «словами-паразитами», а становятся ими, если их употребили в не свойственном им контексте.
Этот класс слов мало изучен. В литературе нет точного определения, что такое слова-паразиты с научной точки зрения.
В ходе работы над этой темой мы обращались к Интернет-материалам, к специальной литературе, посвящённой культуре речи; наблюдали за речью окружающих нас людей, проводили анкетирование среди учащихся школы, анализировали полученные результаты.
Актуальность проблемы исследования обоснована тем, что наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где употребляются. Современные школьники в своей речи употребляют очень много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться.
Объект исследования: речь учащихся школы.
Предмет исследования: употребление слов-паразитов.
Цель исследования: доказать, что в речи учащихся школы достаточно часто
употребляются слова-паразиты и определить причины их употребления.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Гипотеза: верно ли, что большинство школьников употребляют «слова-паразиты» и чаще всего не замечают их в своей речи, потому что имеют скудный словарный запас.
Новизна работы заключается в представлении некоторых стратегий для снижения риска появления слов - паразитов в речи.
Исходные данные: основным источником информации стала литература по русскому языку и культуре речи.
Структура исследовательской работы определилась логикой исследования и достижения поставленной цели.
1. Слова-паразиты и причины их употребления
Чистота речи – важнейшая особенность литературного языка.
Современный русский язык представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет совокупность языковых средств русского народа, в том числе все русские говоры и наречия, а также различные жаргоны.
«Высшей формой национального русского языка, по утверждению лингвистов, является литературный язык, который имеет ряд признаков, отличающих его от других форм существования языка: обработанность, нормированность, широта общественного функционирования, общеобязательность для всех членов коллектива, разнообразие речевых стилей./Розенталь Д.Э.,1995.c.4/ . Важнейшей особенностью литературного языка является его чистота, а это означает, что состав словаря литературного языка строго отобран из сокровищницы национального языка; значение и употребление слов, произношение, правописание, а также образование грамматических форм подчиняются общепринятому образцу.
Чистой называют речь, свободную от лексики, находящейся за пределами русского литературного языка: варваризмов, жаргонизмов, диалектизмов, слов-паразитов и т.п. Чистота как достоинство речи основывается на языковых нормах. Но проявляется, как правило, на речевом уровне.
Чистая речь - это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм. Данное качество речи неразрывно связано с её правильностью, базируется на ней. Эта связь проявляется в том, что чистота речи в произношении достигается благодаря строгому соблюдению орфоэпических норм: то, что соответствует нормам орфоэпии, признается и правильным, и чистым.
Cамым заметным для слушателей в устной речи является несоблюдение её чистоты. Интересно то, что «засоренность» речи у других замечают даже те, кто сам не соблюдает эти требования.
В лингвистической литературе встречаются разные термины: «незнаменательная лексика», «лишние слова», «пустые частицы», «вставные элементы», «слова-заменители». Чаще всего употребляются термины «слова-паразиты» и «вредные слова». «Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов.
Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам паразитам относятся: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и прочие.
Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок.
В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – произносятся по такой причине: слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент в голову не приходит.
Так о причинах употребления слов-паразитов пишет писатель Петр Вайль: «Чисто говорить трудно. Слова-паразиты упрощают речь, это слова-связки».
Бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к словам - паразитам. Например, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо, чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит видите ли, ну как вам сказать и другие. Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество слов - паразитов увеличивается.
Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.
Проанализировав различную литературу, можно сделать вывод о том, что слова-паразиты - это пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и мешают ее пониманию. Говорящий человек чаще всего их не замечает.
Причины употребления слов - паразитов можно разделить на четыре группы:
1. недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);
2. намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
3. быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
4. мода на некоторые слова.
2. Классификация речевых паразитов
1. Слова - паразиты могут быть разными частями речи.
№ | Группа | Слова – паразиты |
1. | Звуки | э-э-э, мэ-э-э, |
2. | Частицы | Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы |
3. | Вводные единицы | Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать |
4. | Местоимения, местоименные наречия | Это, это самое, как его, там |
5. | Переход из одной части речи в другую | Блин, черт |
6. | Модальные слова | Конечно, наверное, вероятно, кажется |
2. Группы слов-паразитов.
Наблюдая за употреблением слов - паразитов в речи школьников, отмечено, что одна группа слов употребляется для эмоциональной окраски речи, например, блин.
Другие слова служат для замещения пауз: ну, вот. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м».
Слова, которые служат для ускорения речи: короче, так сказать.
Слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: типа, типа того, как бы, вроде того.
3. Истинные значения некоторых слов - «паразитов».
Блин - тонкая лепешка из жидкого теста, испеченная на сковородке.
В натуре - то, что существует в действительности.
В принципе - то, что заложено в основном, исходном положении какой-нибудь теории, учения, науки.
Как бы - частица со значением условно-предположительного сравнения.
На самом деле - в действительности.
Типа - производное от тип: форма, вид чего-нибудь, обладающие определенными признаками, а также образец, которому соответствует известная группа предметов, явлений.
4. Значение и примеры употребления слов-паразитов
Есть интересная теория о том, что слово-«паразит», живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, характере, сущности мышления и видения мира.
Если человек употребляет слово-«паразит» «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей! Но на самом деле это слово используют люди, привыкшие всё в жизни усложнять. Еще этим словом злоупотребляют люди зависимые, часто оправдывающиеся: «Я просто хотела посмотреть вазочку, а она вдруг разбилась». Или: «Я просто сказала ему, чтобы он не вмешивался не в свое дело, а он просто взял и обиделся».
«Сами понимаете» - это классический пример «маленького» человека – робкого и постоянно перед всеми извиняющегося.
«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» достигается обратный эффект.
У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность, неуверенность в том, что говорит; приблизительность. Молодежь так и живет – «как бы пойдем, а как бы и не пойдем»; «как бы будем, а как бы и не будем». Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.
«Типа» - 1. Желание выделиться. 2. Заменитель паузы
«Чё» - Вопрос – недоумение.
«Щас» - Нежелание что-либо делать.
«Это» - Пауза во время говорения или употребления каких-то слов.
«Вообще, ваще!» - 1.Лёгкое возмущение. 2.Итог речи.
«Как его, ну как его, как это» - Вместо каких-то слов; попытка что-то вспомнить.
В художественных произведениях слова - паразиты часто употребляются для создания речевой характеристики того или иного персонажа. Разумеется, в речи автора сорных слов быть не должно. Приведем примеры использования слов - паразитов в художественных произведениях:
1. Одной из отличительных черт рассказов А.П.Чехова являются яркие, разнообразные характеры героев. Чаще всего объекты насмешек – малограмотные чиновники. Чтобы ярче показать их характеры, в речи отрицательных героев автор часто использует слова-паразиты. Пример тому образ Ивана Прохорыча Гауптвахтова в рассказе «Забыл!!».
2. Ярким примером служит образ Петьки Краснова (деревенского жителя) в рассказе
В. Шукшина «Петька Краснов рассказывает», который использует такие слова – паразиты: «вот», «Мля», «Что ли», «Как их, эти…», «Ну...», «Говорит», «Тут», «Да», «Эти», «От» (вот), «Мол», «Такая».
3. Самыми распространенными словами – паразитами в повести Н.В. Гоголя («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») являются слова генерала «вот», «эдак», «гм…», «да», «кабы», «тьфу».
4. Другим примером может служить речь девочки Лизы из рассказа А.Алексина «Третий в пятом ряду»: «вот», «тут», «слушай-ка», «так прямо», «так», «ну что», «как-то», «ну вот».
5. Перенасыщен сорняками рассказ малокультурного почтмейстера из «Повести о капитане Копейкине» в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя. (Приложение 1)
Проанализировав результаты исследования, мы сделали вывод, что употребление слов даже в художественной литературе зависит от времени написания сочинения, возраста, профессии и даже места жительства (деревня или город) героев произведения.
4. Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников
Для проведения исследования были составлены анкеты «Слова – паразиты в вашей речи», «Употребление слов – паразитов обучающимися разных возрастных групп», словарь «Частота употребления слов – паразитов». (Приложение 2)
В анкетировании принимали участие учащиеся 5-11 классов. Опрошенным были предложены следующие вопросы:
1. Знаете ли вы, что такое «слова – паразиты»?
2.Употребляете ли вы слова - «паразиты»?
3.Какие слова – паразиты вы употребляете в своей речи?
4. Замечаете ли вы в своей речи слова -паразиты?
5.Считаете ли вы, что слова-«паразиты» нужно искоренять из русской речи?
6. Каковы способы борьбы со словами – паразитами?
Результаты анкетирования
2. почти все учащиеся школы употребляют в своей речи слова – паразиты;
3. наиболее употребляемое слово-паразит в среде подростков – слово ну, на
втором и третьем местах по частоте употребления – короче и блин;
4. многие ученики не замечают употребление в своей речи слов-паразитов;
5. не все школьники считают, что слова – паразиты нужно искоренять из речи;
6. многие учащиеся не смогли назвать никаких способов борьбы со словами -
паразитами в речи, чаще всего предлагают следить за речью и читать больше книг.
Из результатов анкеты следует, что:
1. частицы ну, короче, блин употребляют большинство опрошенных;
5.Способы избавления от слов - паразитов
Ю. Дараган в работе «Риторическая структура текста и маркеры порождения речи» представляет некоторые стратегии для снижения риска появления слов - паразитов в речи: это редукция (отказ от «рискованной» вербализации), апелляция к собеседнику, попытка изменить структуру текста и обеспечение паузы для подбора слов в рамках той же структуры.
1. Редукция - Девиз этой стратегии можно сформулировать как «Не получается — ну и ладно!». Не в силах подобрать слова для детального изложения своих мыслей, говорящий пытается выйти из положения, снижая объем передаваемой информации.
Структурная редукция
• Переход на более высокий уровень обобщения (генерализация).
• Упрощение/сокращение текста.
Крайний случай структурной редукции — полный отказ от вербализации (мысль не так важна, чтобы тратить столько усилий — своих и слушающего - на ее изложение).
Смысловая редукция. Появляется в ситуации припоминания конкретных деталей: нерелевантные подробности опускаются.
Вербализационная редукция. Появляется при затруднении в выборе словесного оформления.
2. Апелляция - Девиз: «Ну попробуй сам догадаться!». Если говорящий считает, что содержание выделенного фрагмента должно быть знакомо собеседнику, он может попытаться отказаться от поиска под предлогом, что «и так понятно».
3. Перифраз - Девиз: «Попробуем с другой стороны». В случае непонимания со стороны собеседника говорящему следует отказаться от формулировки, изложить мысль иначе.
4. Пауза - Девиз: «Я не манкирую, просто задумался». Говорящий может объявить о необходимости подумать.
Кроме того, психологи также рекомендуют выполнять специальные упражнения, чтобы вывести употребление «паразитов» в область осознанного поведения. Потому что с тем, что осознано, бороться намного проще:
1. Вести дневник речи и штрафовать себя, если заметил слово «как бы».
2. Довести ситуацию до абсурда: написать сочинение, произнести речь с сознательным употреблением «как бы».
Итак, какие же способы избавления от слов - паразитов следует рекомендовать школьникам:
говорить простыми предложениями и медленно;
а потом выявлять слова – паразиты);
Всё это ведёт к повышению уровня общей культуры, а вместе с ней и культуры речи.
.
Заключение
Выводы, к которым мы пришли в ходе работы:
- слова становятся паразитами от чрезмерного употребления, при этом они утрачивают первоначальное значение, используются в качестве связки слов;
- слова-паразиты – негативное языковое явление, которое снижает динамику диалога и влечёт за собой трату времени.
В ходе данного исследования было выявлено, что 92,4% учеников достаточно часто
употребляют слова-паразиты, 68,8 % школьников даже не замечают их в своей речи.
На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Чаще всего слова-паразиты используются школьниками из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова у подростков возникает мода, поэтому их могут использовать ученики, не имеющие проблем с речью.
Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов. Необходимо объединить усилия взрослых и детей для борьбы со словами-паразитами.
Мы уверены, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С.Тургенева:
«Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
Есть только один путь
заставить человека говорить грамотно –
научить его любить свой язык.
Народная мудрость
Список литературы
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложения
Приложение 1
герой забывает, за чем его послала жена в магазин. Иван Прохорович старается вспомнить, при этом говорит обо всем, что видит, перескакивая с одной темы на другую. «- Ну да…. Понятно! Мм… Мм... Дайте припомнить... Ну, как же быть? А без пьесы и ехать нельзя – загрызёт Надя, дочь то есть, играет её без нот, знаете ли, неловко... не то выходит! Были у неё ноты, да я, признаться, нечаянно керосином их облил и, чтоб крику не было, за комод бросил... Не люблю бабьего крику! Велела купить... Ну да... Ффф... Какой кот важный!»
было... Белотелые все пошли, пушистые... Впрочем, флотская служба всегда была трудная... Это не то, что пехота какая-нибудь или, положим, кавалерия... В пехоте ничего умственного нет. Там даже и мужику понятно, как и что... А вот у нас с вами, молодой человек, нет-с! Шутишь! У нас с вами есть над чем задуматься... Всякое незначительное слово имеет, так сказать, свое таинственное... ээ... недоумение... Это значит, что которые приставлены для закрепления брамселей, должны непременно находиться в это время на марсах, иначе надо командовать: саленговые к вантам! Тут уж другой смысл... Хе-хе...»
Копейкин и очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать нет в мире! Вдруг перед ним свет, относительно сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада, понимаете, эдакая. Вдруг какой-нибудь эдакой, можете представить себе, Невский прешпект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховая, черт возьми, или там эдакая какая-нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой-нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе, без всякого, то есть, прикосновения,- словом, Семирамида, сударь, да и полно!
Василий Шукшин «Петька Краснов рассказывает»
Родные Петьки Краснова собрались послушать, как он ездил на юг лечить радикулит.
Петька вернулся как раз в субботу, пропарился в родной бане, выпил «законную» и стал рассказывать. Он, вообще, рассказывать не умеет – торопится всегда, перескакивает с пятого на десятое и вдобавок шепелявит (букву "ш" толкает куда-то в передние зубы, получается не то "с", не то "з" – что-то среднее). А тут еще он волнуется, ему охота рассказать поярче, побольше – не так уж часто его слушают, да еще сразу столько людей. И всем, он понимает, интересно.
– Народу-у, мля!.. – у него какая-то дурацкая привычка: чуть ли не после каждого слова приговаривать «мля». К этому привыкли, не обращают внимания.
– Идес, мля, по пляжу – тут баба голая, там голая – валяются. Идее, переступаес через них… – Петька выговаривает: «переступас».
– Совсем, что ли, голые?
– Зачем? Есть эти, как их?.. купальники. Но это ж так – фиксия.
– А ты как? Одетый?
– Зачем? Я сперва в трусах ходил, потом мне там один посоветовал купить плавки. Ну, я стал, как все. Так они что делают, мля: по улице и то ходют вот в таких вот станисках – сортики. Ну, идес, ну – смотрис же. Неловко, вообсе-то…
– Ну да: другая по харе даст.
– Мне там один посоветовал: ты, говорит, купи темные очки – ни черта, говорит, не разберес, куда смотрис.
– Как это?
– А вот они! На, надень! Ну, надень!
– Ну… Надел.
– Смотри вон на Зойку – баску не поворачивай! Ниже! Смотрис?
– Ну.
– Заметно, куда он смотрит?
– Нет, правда. Во!..
– Заходис вечером в ресторан, берес саслык, а тут наяривают, мля, тут наяривают!.. Он поет, а тут танцуют. Ну, танцуют, я те скажу!.. Сердце заходится, сто только выделывают!
Приложение 2
«Слова – паразиты в вашей речи»
1. Знаете ли вы, что такое «слова – паразиты»?
2. Употребляете ли вы слова - «паразиты»?
3. Какие слова – паразиты вы употребляете в своей речи?
Ну, короче, блин, щас, типа, как бы, значит, это самое, а-а-а, чёрт, как его…
4. Замечаете ли вы в своей речи слова -паразиты?
5.Считаете ли вы, что слова - «паразиты» нужно искоренять из русской речи?
6. Каковы способы борьбы со словами – паразитами?
«Употребление слов – паразитов обучающимися разных возрастных групп» (учащиеся 5- 11 классов).
«Частотный словарь слов-паразитов в речи учащихся»
№ п/п | Слово-паразит | Частота употребления учащимися |
1 | Ну | 66 |
2 | Короче | 52 |
3 | Блин | 49 |
4 | Щас | 42 |
5 | Типа | 23 |
6 | Как бы | 19 |
7 | Значит | 17 |
8 | Это самое | 8 |
Слайд 1
Употребление слов – паразитов в речи школьников и способы искоренения их Выполнила: ученица 6 класса Ханагян Лейла Руководитель: учитель русского языка Слесарева Е.М.Слайд 2
Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни… Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая. Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как любая стихия, необъятна. Но хоть и трудно – это надо. Д.С Лихачёв
Слайд 3
Сегодня все чаще в речи подростков стали «проскальзывать» лишние слова. Актуальность проблемы исследования обоснована тем, что наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Что же представляют собой слова-паразиты? Каковы причины их употребления? Как бороться с речевыми паразитами? Эти вопросы подтолкнули нас к изучению данной темы. Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя нормы и правила употребления богатств русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие?
Слайд 4
Цель работы: Доказать, что в речи учащихся школы достаточно часто употребляются слова-паразиты и определить причины их употребления
Слайд 5
Задачи: изучить понятие «слова- паразиты»; рассмотреть группы слов, относящихся к словам-паразитам; выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов; проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова - паразиты; выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами; выпустить буклет – памятку «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов – паразитов».
Слайд 6
Слова-паразиты В лингвистической литературе встречаются разные понятия этих слов: слова или словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки (Д.Э. Розенталь) «лишние слова» (О. Б. Сиротина), «вставные элементы» (Т. А. Ладыженская) Что это такое?
Слайд 7
Причины употребления слов-паразитов 1. недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово); 2. намеренное заполнение паузы между словами или выражениями; 3. быстрая, неподготовленная, спонтанная речь; 4. мода на некоторые слова.
Слайд 8
№ Группа Слова – паразиты 1. Звуки э-э-э, мэ-э-э, 2. Частицы Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы 3. Вводные единицы Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать 4. Местоимения, местоименные наречия Это, это самое, как его, там 5. Переход из одной части речи в другую Блин, черт 6. Модальные слова Конечно, наверное, вероятно, кажется № Группа Слова – паразиты 1. Звуки э-э-э, мэ-э-э, 2. Частицы Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы 3. Вводные единицы Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать 4. Местоимения, местоименные наречия Это, это самое, как его, там 5. Переход из одной части речи в другую Блин, черт 6. Модальные слова Конечно, наверное, вероятно, кажется Классификация речевых паразитов
Слайд 9
Истинные значения слов-паразитов Блин - тонкая лепешка из жидкого теста, испеченная на сковородке. В натуре - то, что существует в действительности. В принципе - то, что заложено в основном, исходном положении какой-нибудь теории, учения, науки. Как бы - частица со значением условно-предположительного сравнения. На самом деле - в действительности. Типа - производное от тип: форма, вид чего-нибудь, обладающие определенными признаками, а также образец, которому соответствует известная группа предметов, явлений.
Слайд 10
Употребления слов – паразитов в речи школьников 1. Знаете ли вы, что такое «слова – паразиты»? 2. Употребляете ли вы слова - «паразиты»? 3. Какие слова – паразиты вы употребляете в своей речи? Ну, короче, блин, щас, типа, как бы, значит, это самое, а-а-а, чёрт, как его… 4. Замечаете ли вы в своей речи слова -паразиты?
Слайд 11
№ п/п Слово-паразит Частота употребления учащимися 1 Ну 66 2 Короче 52 3 Блин 49 4 Щас 42 5 Типа 23 6 Как бы 19 7 Значит 17 8 Это самое 8 5.Считаете ли вы, что слова - «паразиты» нужно искоренять из русской речи? 6. Каковы способы борьбы со словами – паразитами? 7.Употребление слов – паразитов обучающимися разных возрастных групп» (учащиеся 5- 11 классов). 8. «Частотный словарь слов-паразитов в речи учащихся» № п/п Слово-паразит Частота употребления учащимися 1 Ну 66 2 Короче 52 3 Блин 49 4 Щас 42 5 Типа 23 6 Как бы 19 7 Значит 17 8 Это самое 8
Слайд 12
«Слова – паразиты в вашей речи» показали: 1. большинство школьников не знают, что такое «слова – паразиты»; 2. почти все учащиеся школы употребляют в своей речи слова – паразиты (92 %); произносят их неосознанно, даже не замечая их. 3. наиболее употребляемое слово-паразит в среде подростков – слово ну, на втором и третьем местах по частоте употребления – короче и блин; 4. многие ученики не замечают употребление в своей речи слов-паразитов (32 %); 5. не все школьники считают, что слова – паразиты нужно искоренять из речи; 6. многие учащиеся не смогли назвать никаких способов борьбы со словами - паразитами в речи, чаще всего предлагают следить за речью. Результаты
Слайд 13
«Употребление слов – паразитов обучающимися разных возрастных групп» (учащиеся 5- 11 классов). Из результатов анкеты следует, что: 1. больше всего употребляют слова-паразиты ученики 9 класса, на втором месте – учащиеся 11 класса, на третьем – 7 класса; меньше всего употребляют слова – паразиты учащиеся 5 класса; больше слов-паразитов удаётся обнаруживать ученикам 8 класса, а меньше всего учащимся 9, 11 классов.
Слайд 14
если сложно подобрать слова, то лучше сократить объем излагаемой информации, говорить простыми предложениями и медленно; больше читать художественную литературу; . . внимательно следить за своей речью (можно записывать свою речь на диктофон, а потом выявлять слова – паразиты); делать паузы, чтобы собраться с мыслями; повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах. Способы избавления от слов – паразитов в речи
Слайд 15
. . На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Чаще всего слова-паразиты используются школьниками из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова у подростков возникает мода, поэтому их могут использовать ученики, не имеющие проблем с речью. Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов. Мы уверены, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С.Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». Есть только один путь заставить человека говорить грамотно –научить его любить свой язык. Народная мудрость Заключение
Слайд 16
Слова-паразиты -лишние слова Лишние слова Лишние слова Лишние слова Лишние слова Лишние слова Лишние слова Лишние слова Лишние слова Лишние слова Лишние слова Лишние слова
Слайд 17
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Шелковая горка
Пока бьют часы
Композитор Алексей Рыбников
Хитрый коврик
Где спят снеговики?