Работа выполнена учащейся 2 класса. Выявляется по какой причине даётся прозвище учащимся в школе.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-prakticheskaya_rab._redn._dashi.doc | 599 КБ |
Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук
Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации
«Русское географическое общество»
Детская областная общественная организация
«Научное общество учащихся «Поиск»
МКОУ «Соловьёвская СОШ»
«Особенности прозвищ
Соловьёвских школьников»
Научно-практическая работа
Секция: история и краеведение
Выполнила:
ученица 2 кл. Редникина
Дарья Александровна
Научный руководитель:
учитель начальных классов
Зарайская Ольга Борисовна
Омск - 2012
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
ГЛАВА I. История возникновения прозвищ………………………...5
ГЛАВА II. Исследование возникновения школьных прозвищ……7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………....10
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………....11
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………12
Введение
У прозвищ, как и у всех слов в языке, есть своя биография, история, своя судьба. Во всех школах и во все времена дети давали друг другу прозвища: смешные, обидные и не очень, изменявшиеся со временем или прилипавшие к человеку чуть ли не на полжизни, во всяком случае, на школьную её часть.
Происхождение прозвища - чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей и становятся образцом тонкой и изощренной системы. Однако первые в нашей жизни прозвища мы получаем от родителей и близких нам людей. Независимо от культурных условий каждый маленький ребенок оказывается, буквально осыпан разными именами, ни одно из которых не является его официальным именем [5].
Поэтому в своей работе мы попытались выяснить историю возникновения прозвищ, их наличие и особенности происхождения у учащихся нашей школы, а так же выяснить, какими факторами руководствуется ученик при выборе прозвищ своим сверстникам.
Цель данной работы – выяснить историю возникновения прозвищ, их наличие и особенности происхождения у школьников.
Задачи исследования:
- Изучить литературу по теме исследования;
- Выяснить историю возникновения прозвищ;
- Собрать и проанализировать прозвища по происхождению и по значению на примере прозвищ школьников Соловьёвской средней школы;
- Проанализировать отношение школьников к прозвищам;
- Выделить основные факторы, влияющие на выбор прозвищ.
Объект исследования: учащиеся Соловьёвской средней школы в возрасте 7 – 13 лет.
Предмет исследования: прозвища учеников.
Гипотеза: Есть мнение, что прозвища существуют с давних времён, особенно они распространены среди школьников. Так ли это?
Методы исследования: анкетирование, анализ прозвищ, классификация прозвищ по ведущему признаку, сравнение результатов, полученных в ходе исследования.
ГЛАВА I. История возникновения прозвищ
Прозвища появились более тысячи лет назад, затем послужили основой для образования многих русских фамилий. Но они не исчезли, продолжают существовать до сих пор.
Источником возникновения прозвищ явились древнерусские имена, которые очень походили на прозвища. Имена давались, например, по цвету волос: Чёрный, Белый, Чернавка, Рыжий; по росту: Малой, Долгой...; по характеру и поведению: Булгак (беспокойный), Забава, Неулыба… Имя определяет судьбу человека. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени: одно настоящее, которое старались, как можно реже произносить вслух, боясь, что злые духи могут воспользоваться им и навести порчу, второе для общего пользования, которым человека не называли, а прозывали, отсюда и название – «прозвище». Из–за отсутствия медицинской помощи детская смертность в то время была огромной, но в ней винили «злых духов». Чтобы отогнать «нечистую силу» от взрослых и детей, придумывали специальные «плохие» имена, которые должны были отвращать злых духов, болезни, смерть: Сатана, Дурак, Горе, Ненаш, Найдён, Чёртко, Нелюба, Немил, Тугарин (туга – печаль); имена, связанные с растительным и животным миром: Бык, Волк, Пырей, Волчий хвост [4,с.115].
По прозвищам можно узнать много интересного: какие кушанья готовили (Борщ, Кисель, Тюря, Сахар), что носили (Лапоть, Дерюга, Рунь (лохмотья), какие были предметы быта (голик – веник без листьев, копыл – часть прялки). Эти древние прозвища помогают ближе познакомиться с бытом прошлой России. Изучая дополнительную литературу: словарь Ушакова, мы узнали, что «Прозвище – это название, данное человеку помимо его имени и содержащее в себе указание на какую–нибудь черту характера, наружности, деятельности данного лица»[1]. Словарь синонимов: «Прозвище – название, указывающее на какую либо черту, особенность и данное кому – либо в шутку, в насмешку». Заглянув в «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, мы нашли определения нужных нам понятий. Наука, изучающая прозвища и клички, называется «Ономастика».
Таким образом, прозвища появились более тысячи лет назад. Позже они стали основой для образования многих русских фамилий.
Древность и широту распространения прозвищ подтверждает и то, что даже великие князья получили второе имя: Филипп Красивый, Карл Лысый, Эрик Рыжий, Александр Невский, Иван Грозный, Иван Калита, Владимир Красно Солнышко [4,с.120].
ГЛАВА II. Исследование возникновения школьных прозвищ
Наибольшей популярностью прозвища пользуются в детской среде. Прозвища существуют и в нашей школе. Нас всегда удивляет, почему ребята обращаются друг к другу не по имени, а по прозвищу. Прошлым летом я отдыхала в лагере. Уже в первый день мне дали прозвище «Редиска». Сначала я обижалась, а потом привыкла и откликалась на него. Мне захотелось узнать, чем руководствуется человек при выборе прозвища.
Для этого, мы с моим руководителем Ольгой Борисовной составили анкету для ребят «Прозвища в нашей жизни» - [приложение1]. Анкетирование проводилось анонимно. В нём приняли участие всего 68 человек, это учащиеся Соловьёвской средней школы в возрасте от 7 до 13 лет. Используя данный способ получения информации, мы хотели проанализировать ответы и понять: есть ли у ребят прозвища, причины их появления, какие факторы влияют на выбор прозвищ, и как ребята разного возраста относятся к прозвищам.
Обработав результаты анкет, мы выяснили, что:
1. Из них 43 мальчика и 25 девочек.
2. Отношение к прозвищам вы можете увидеть на диаграмме [приложение 2]
- Положительное – 24 чел. (31%):
- Отрицательное – 37 чел. (54%)
- Равнодушное – 7 чел. (15%)
3. Считают дразнилки проявление агрессии («Да» - 31 чел., «Нет» - 33 чел., «Не знаю» - 4 чел.)
4. Наличие прозвищ (дразнили ли вас?) («Да» - 57 чел, «Нет» - 11 чел).
5. Реагируют на прозвища так: «обижаюсь» - 24 чел., «не обращаю внимания» - 28 чел., «отвечаю тем же» - 16 чел.
6. Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы вас не дразнили и отстали? ( Не обращать внимания).
Для того, чтобы выяснить какими факторами пользуются школьники, при выборе прозвищ, мы предложили заполнить вторую анкету «Конкретное прозвище и причины его появления» [приложение 3]. Где необходимо было отразить прозвище и причины его появления.
На основании этой анкеты мы выделили следующие факторы, влияющие на появления данного прозвища, которые отражены на диаграмме [приложение 4] . Их оказалось – 7. Вы видите, что в нашей школе преобладает фактор – «По внешнему признаку». Распространёнными стали: «Гном», «Малой», потому что маленького роста; «Колобок», «Батон», потому что полные; «Жираф», «Слон», потому что большие и высокие; «Таракан», потому что быстро бегает; «Тихоня» - потому что тихий, спокойный; «Ушан» - потому что большие уши; «Ботаник» - потому что ходит в очках и хорошо учится.
На основе фамилии учеников: Кузя (Кузьменко), Камыш (Камышан), Лазарь (Лазарев), Пустышка (Пустовой), Макар (Макаренко). Происходит как бы возвращение к тем прозвищам, из которых когда – то возникли эти фамилии.
Прозвища по фамилии чаще всего не имеют никакой эмоциональной окраски, в них нет ничего обидного или особенно приятного: они нейтральны, почти как имена. И используются они чаще всего с целью подчеркнуть дружеское, близкое, приятельское отношение того, кто обращается, к носителю прозвища [3,с.15]
Прозвищ, образованных от имён, гораздо меньше, но всё – таки они встречаются: Лизун (Лиза), котёнок (Катя), Ярик (Ярослав), Руся (Руслан). В эту группу опрашиваемые чаще всего приводили примеры имён уменьшительно – ласкательных, а не прозвища, образованных от их имён. «Данёк» - от Данила; « Павлин» - от Павел; «Верунчик» - от Веры; «Диня» - от Дениса.
Прозвища, сложенные в рифму с именем или фамилией. Они состоят из имени и слова, рифмующегося с ним (Лена – полено, Антон – батон, Антошка – картошка, Татьянка – обезьянка, Олежка – тележка, Юлька – шпулька, Соня – засоня)[2,с.56]. Эти прозвища используются младшими школьниками в конфликтных ситуациях и как дразнилки. Мы попробовали распределить прозвища по факторам [приложение 5].
Заключение
Анализируя прозвища, мы обнаружили, что закономерности в образовании прозвищ сохранились с древнейших времён и не претерпели больших изменений. Чтобы понять данные прозвища, надо было внимательно понаблюдать за носителями прозвищ: их манерой общения, поведением, разговорами. Поэтому, наше предположение о том, что прозвище даёт гораздо более точную характеристику человека, чем его имя, подтверждается. В школьной среде прозвище отражает отношение к человеку. Подростки большей частью доброжелательны друг к другу. Чтобы выразить недовольство человеком, они награждают его обидным прозвищем. Проанализировав ответы учащихся, мы составили памятку для ребят [приложение 6].
Мы считаем, что данная тема исследования прозвищ, актуальна. Наши начинания в данной работе, возможно помогут для составления словарей «Происхождения прозвищ». Беседуя со взрослыми, мы поняли, что прозвище может уходить корнями в далёкое прошлое. Например, семья под фамилией «Лазарев», проживающий в нашем посёлке носит прозвище «Кабачок». На первый взгляд это прозвище нельзя соотнести ни к одному из факторов выявленными нами. Ещё в 1908 году заселилась в посёлок семья Лазаревых, хозяин открыл торговую лавку. Отсюда и пошло путешествие данного прозвища из поколения в поколение уже более 100 лет. И поэтому мы видим перспективу нашей работы в изучении прозвищ взрослого населения, и думаем, что наверняка узнаем много интересного. И нам будет, чем поделиться со своими сверстниками.
Теперь я поняла: прозвище «Редиска» мне дали потому, что видимо, ребята нашли какие - то сходства с моей фамилией. А я и не против, я не обижаюсь.
Список используемой литературы
3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. Москва, 2007.
4. Личные имена в прошлом, настоящем и будущем. Проблемы антропонимики. Отв. ред. Николаев В.А. – М.: 1970. – 343с.
5. http://www.imena.org – Популярно об именах и фамилиях.
Приложение 1
Анкета № - 1 «Прозвища в нашей жизни»
1. Укажите ваш возраст.
2. Ваш пол: женский / мужской.
3. Как вы относитесь к прозвищам, дразнилкам (положительно, отрицательно, равнодушно).
4. Считаете ли вы дразнилки проявлением агрессии (да – нет).
5. Было или есть у вас прозвище? Дразнили вас? (да – нет).
6. Назовите ваше прозвище или дразнилку.
7. Как вы на это реагируете (обижаюсь, не обращаю внимания, отвечаю тем же, другое).
8. Назовите прозвища, какими вы называете знакомых ребят или как их дразните.
9. С чем связаны эти прозвища (с фамилией, с именем, с особенностями фигуры, с особенностями внешности, с характером, с поведением, так захотелось).
10. Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы вас не дразнили и отстали?
Приложение 2
Приложение 3
Анкета № - 2 «Конкретное прозвище и причины его появления»
Прозвище | Почему? |
Камыш Очкарик Сухарь Жираф Костяшка Ушан Кощей Шрек Серый Ромашка Димон Шварценеггер Непоседа Приставалка Карлик | Фамилия Камышан Носит очки Фамилия Сухарев Высокий Худая Большие уши Худой Такой же большой, как герой мультфильма Имя Сергей Имя Рома Имя Дима Потому что сильный На месте не усидит Пристаёт ко всем Потому что маленького роста |
Приложение 4
«Факторы, влияющие на появления прозвищ»
Приложение 5
Распределение прозвищ по факторам
1. Прозвища, связанные с особенностями фигуры и внешнего вида:
Бублик, Толстяк, Качок, Пончик, Мамонтёнок, Шварценеггер, Роки, Спичка, Шпала, Барашек, Кудряшка, Блондинка, Ёжик, Пупсик, Муравей, Жираф, Аист, Малая, Цапля, Гулливер, Флэшка, Дэцл, Шпунь, Палочка, Доска, Спичка, Карлик, Кощей, Килька, Кочерга, Пончик, Глист, Бочка, Пирожок, Ушастик, Муляшка, Очкарик, Швабра, Банан, Плешка, Толстый, Булка, Булочка, Скелет, Буратино, Негритос, Колобок, Селедка, Сопливый, Жирный, Василиса, Чебурашка, Помидор, Бармалей, Пузя, Костяшка, Сосулька, Пумба, Винни-Пух, Бамбуча, Капитоша, Соломка, Жиртрест, Бомба, Бублик, Толстяк, Качок, Кнопка, Скрепка, Пончик, Мамонтёнок, Губошлеп, Коротышка, Карлик, Лилипут, Шварценеггер, Спичка, Слон, Непоседа.
2. Прозвища, связанные с фамилией:
прозвище | фамилия | прозвище | фамилия |
Камыш | Камышан | Демо | Демченко |
Семян | Семенчук | Пустышка | Пустовая |
Рыба | Рыбников | Лазарь | Лазарев |
Шест | Шестаков | Василёк | Василина |
Кузя | Кузьменко | Поляк | Поляков |
Шишка | Шишкина | Шуба | Шубин |
Комар | Комарова | Миха | Михайлов |
Голубок | Голубева | Тома | Толмачев |
Редиска | Редникина | Спелый | Поспелов |
Барсик | Барилова | Тюня | Тюнягин |
Холодец | Голодец | Зарик | Зарайская |
Кисель | Киселева | Липучка | Липин |
Кочан | Кочанов | Тим | Тимченко |
Орех | Орехов | Макар | Макаренко |
Черныш | Чернов | Коза | Козичева |
Косой | Косенко | Ушак | Ушаков |
Соловей | Соловьев | Тома | Толмачев |
Воробей | Воробьёва | Сухарь | Сухарёв |
Кузнец | Кузнецова | Горбатая | Горбатенко |
Кондрат | Кондратьева | Вишня | Вишняков |
3. Прозвища, связанные с характером:
Липучка, Злюка, Воображуля, Чувырла, Тупень, Налим, Чукча, Домовой, Лошарик, Ворона Каркуша, Кила, Конфетка, Лимон, Осленок, Мясорубка, Волчок, Птичий грипп, Ботаник, Киса, Психопат, Зануда и другие.
4. Прозвища, связанные с именем
прозвище | имя | прозвище | имя |
Димон | Дима | Вано | Ваня |
Марька | Мария | Ромашка | Роман |
Шурик | Саша | Лёлька | Ольга |
Митяй | Дима | Гарик | Игорь |
Лёнчик | Леонид | Викуся | Вика |
Николашка | Николай | Марфа | Маша |
Светлячок | Света | Никитос | Никита |
Галчонок | Галя | Ромео | Рома |
Люсик | Людмила | Гоша | Игорь |
Кристя | Кристина | Евгеша | Женя |
Серый | Сергей | Светик | Света |
Светик-семицветик | Света | Даня | Данил |
Петушок | Петя | Марфа | Маша |
Евген | Женя | Леся | Олеся |
5. Прозвища, связанные с действиями, характерными для данного человека:
Смола, Чижик, Терминатор, Хохол, Трактор, Летчик, Догонялка, Липучка, Ушастик, Шепелява, Шарк, Прыщ, Шестерка, Ди-джей, Приставалка и другие.
6. Прозвища, связанные с названиями животных, птиц и т. д.
Бык, Свинья, Слон, Улитка, Собачка, Львица, Мышка, Лев, Комар, Муха, Хомяк, Суслик, Белка, Лягушка, Обезьяна, Макака, Чижик, Овечка, Щука, Муха, Корова, Курица, Коза, Свинка, Сокол, Мартышка, Удав, Пантера, Такса, Полосатик, Кролик, Кот, Рыба, Воробей, Суслик, Гусь, Амеба, Хряк и другие.
7. Прозвища, связанные с именами героев любимых мультфильмов:
Колобок, Мальвина, Карлсон, Вини-Пух, Шрек, Каспер, Чебурашка, Спанч-Боб, Котопес, Хоббит, Гном, Буратино, Масяня.
Приложение 6
Памятка
«Как сделать так, чтобы обидное прозвище не приклеилось к тебе надолго?»
1. Лучше всего - не обращать внимания на обидные слова. Если на насмешки злиться, кричать или плакать, это ещё больше подстегнёт дразнильщиков, ведь им только того и нужно - "достать" тебя. И если им это удастся, тогда уж точно от тебя долго не отстанут. Ведь если дразнилки не достигают цели, то становятся просто-напросто неинтересными, и, скорее всего, одноклассникам вскоре просто наскучит наделять разными прозвищами.
2. Если кто-то из ребят начинает дразнить и обижать, можно подойти к обидчику и спросить, почему он так говорит о тебе. Может быть, ты сам (а) ненароком его оскорбил (а) и теперь он тебе мстит за это? Главное, разговаривать нужно спокойно и вести себя уверенно.
3. Научиться отвечать обидчику так, чтобы у него больше не возникало желания к тебе приставать. Не набрасываться на недругов с кулаками, а главное оружие здесь - меткое слово и чувство юмора. Например, если кто-то из ребят обозвал тебя обидным прозвищем, ты отвечаешь ему так, что твой обидчик сам становится посмешищем для окружающих. После такого случая вряд ли ему или ещё кому-то из ребят захочется задирать тебя - ведь никто не любит, чтобы над ним смеялись.
4. Возможно, ты сам издевался над кем-нибудь или принимал участие в травле какого-нибудь мальчика или девочки, это не делает тебе чести. Если сегодня обижаешь ты, то завтра могут обидеть тебя. Особенно жестоко и гадко - издеваться над людьми с физическими недостатками, ведь человек не виноват, что хромает или выговаривает не все буквы, он и так переживает из-за этого, а тут ещё и глупые ребята со своими насмешками.
5. Прежде чем сказать кому-то что-то обидное, представь себя на месте "жертвы" - как бы ты себя чувствовал(а), если кто-то стал тебя дразнить. Никогда не делай другому того, чего не желаешь себе.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Какая бывает зима
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Упрямый зяблик
Неньютоновская жидкость