В последнее время меня сильно заинтересовала топонимика моего родного села. Исследуя разнообразные материалы по этому вопросу, такие как архивные данные Ульяновской области, в прошлом Симбирской губерни, данные церкви нашего села и, наконец, собрав все это воедино, я пришла к такому выводу, что история нашего села очень интересна и своеобразна.
Мы привыкли к тому, что названия сел совпадают с названием рек, на которых они расположены. А вот у моего села совсем другое происхождение. Причина в том, что здесь проживает мордовское население. Поэтому, чтобы понять названия нашей местности, нужно знать мордовский (эрзя) язык.
Вложение | Размер |
---|---|
История моего села Сыреси | 64 КБ |
«Олимпиада по краеведению среди учащихся 6 и 9 классов-2008» «Село мое родное…» (Исследовательская краеведческая работа) Выполнила: ученица 9 класса Сыресинской основной общеобразовательной школы Сидняева Марина Порецкий район, село Сыреси, улица Октябрьская, дом 3 Индекс: 429029 Паспорт: серия 97 07 №598651 Научный руководитель: учитель КРК Сыресинской основной общеобразовательной школы Муданова Светлана Александровна. Порецкий район, село Сыреси, улица Октябрьская, дом 25 Индекс: 429029 |
Оглавление:
Введение.
В последнее время меня сильно заинтересовала топонимика моего родного села. Исследуя разнообразные материалы по этому вопросу, такие как архивные данные Ульяновской области, в прошлом Симбирской губерни, данные церкви нашего села и, наконец, собрав все это воедино, я пришла к такому выводу, что история нашего села очень интересна и своеобразна.
Мы привыкли к тому, что названия сел совпадают с названием рек, на которых они расположены. А вот у моего села совсем другое происхождение. Причина в том, что здесь проживает мордовское население. Поэтому, чтобы понять названия нашей местности, нужно знать мордовский (эрзя) язык.
1
История села Сыреси
По архивным данным 1553 год – дата, гласящая о том, что нога Фёдора Сивы и 20 рабочих ступила на землю, где основано селение в 20 домов.
Основателем села Сыреси стал старец Фёдор Сива, живший в пещере, пришедший из города Балашова по реке Сура с 20-ю рабочими. Причалив к правому берегу реки Суры, он увидел, что на березовой поляне строятся дома.
Из исторической справки: Берёзовая поляна (Княжий Яр) место, где царь Иван Грозный делал стоянку своего войска, когда шёл на взятие Казани. Этот небольшой уголок земли был облюбован им и несколько человек его свиты остаются здесь.
Так как понравившееся место Фёдору Сиве было уже занято, он решил переправиться на левый берег реки и обосноваться там. Ступив на сушу, перед странниками встал лес, через который им нужно было пройти. Решение было принято идти сквозь лес до первой поляны, где и должна быть основана стоянка. Вскоре перед ними, как солнце среди туч, появилась поляна, окружённая со всех сторон лесом и с большой канавой (долом) посередине. Странники захотели пить, подойдя к канаве, они увидели, что в канаве нет воды вообще, она была совершенно сухой. Место это было названо Сухим долом, в дальнейшем «Суходолом»
Решение остановиться было однозначным. Было решено построить хотя бы какое-нибудь укрытие от дождя и зверей. Но начав строительство опытный старец увидел, что почва на выбранном месте песчаная, рядом река, а следовательно, во время весеннего половодья может быть сильный разлив реки и данное место будет затоплено водой.
Старец стал думать о дальнейших действиях. На рассвете они снялись со стоянки и двинулись вглубь леса, по которому они блуждали до самого захода солнца. Выйдя из леса, они очутились у подножия возвышенности. Валившиеся с ног путешественники сразу погрузились в глубокий сон. Проснувшись на рассвете, Фёдор Сива увидел, что на самой высокой точке горы горит огонь- это были лучи восходящего солнца, а так как гора казалась высокой она напоминала свечу. Старец был очень удивлён этому видению, он понял, что место, которое он искал для обоснования и строительства селения он нашёл, когда поднялся на вершину горы. Место это до сих пор называют «Свеча гора».
2
По преданиям сторожил села мы так же узнаём, что где старый Сива поднимался в гору ему на пути попался родник, из которого он испил воды, в дальнейшем на этом месте был обустроен колодец, который существует по сей день и его называют святым.
Место было выбрано удачно. С южной и северной стороны протекали две небольшие речушки, с востока территория была ограждена лесом, а из этого можно сделать вывод, что эти места богаты пищей и лесом- материалом для строительства.
Окончательное решение, где начать строительство Фёдор принял не сразу, но в конце концов решил, что нужно строить ближе к реке и лесу. Ещё один принцип расположения был таким, окна домов должны смотреть в южную сторону, так как в те времена все нападения противников шли с южной стороны.
Первые дома были построены вдоль небольшой речушки, по берегам которой росло много ивняка и ветлы. Отсюда и пошло название речушки Каля. (Каля лей).
Располагать селение, было решено вдоль речушки, поросшей ивняком, в западную сторону. Любуясь местами с горы, Федор решил изменить свой план обустройства территории и расположить селение в виде треугольника, чтобы с трёх концов села можно было видеть его центр. Свой план перед смертью он рассказал своим сыновьям и завещал им это сделать. Последняя его просьба перед смертью, похоронить его на правой стороне в 100 саженях от первого дома селения на возвышенности.
Исследования показали, что в двух километрах от села находиться святой колодец, на который ходят молиться и просить дождя, когда стоит засуха. На этом же месте было первое кладбище для захоронения умерших.
Сыновья Фёдора исполнили завет своего отца и дали название селению Сива.
Село из года в год расстраивалось, жителей в селе становилось больше и все очень были довольны местами, где располагалось село. Все благодарили старца, за удачно выбранные места и говорили: «Спасибо, старый Сива!» Отсюда пошло дальнейшее название села Сыресива (сыре-старый).
Жители села занимались скотоводством, разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней. Скотоводство давало основные продукты питания, сырьё для шитья одежды и обуви. Подспорьем в хозяйстве было земледелие. Земли обрабатывались вручную. Сеяли ячмень, рожь, просо, горох. Пользовались серпом
3
и косой, пашенное земледелие появилось позднее. Выращенную продукцию приходилось обрабатывать. Так на территории села Сыресива были построены 2 мельницы (1 мельница принадлежала семье Илюшкиных, 2 мельница принадлежала семье Низовых) для помола зерна на муку, 1 маслобойка для изготовления масла, 1 дранка для обдира проса.
Для благоустройства своих жилищ требовался строительный материал. Поэтому общим собранием жителей было решено построить кирпичный завод. На территории села было построено 2 кирпичных завода; первый располагался на берегу озера Астрань, а второй на речке Каля позднее это место прозвали Ашо пандало (белая гора). Именно в этом месте была самая лучшая глина для изготовления кирпича. Кирпич изготавливали вручную и обжигали в специальных печах. До сегодняшнего дня в доме Васягиных сохранилась печь из кирпича ручного приготовления.
Церковь Святого Николая Чудотворца
Строительство церквей в Среднем Поволжье начинается со времён покорения Казани Иваном Грозным. Возведение церквей в городах и сёлах без указа Святейшего патриарха не разрешалось. Он в 1648 году разослал инструкцию о запрете: «… ставить и данью облагать без веления Патриарха не велит» (ст. 1682. Полное собрание законов Русской империи с 1649- 1825).
Особенно щедрой на строительство церквей и открытых новых приходов среди инородческого населения стала первая половина XVII в. Был принят ряд мер по обращению мордвы и чуваш в христианскую веру. Новокрещённых приписывали к русским, татарам и черемисским сёлам. Однако оставлять свои дома новокрещённые не желали. Русских селений в месте жительства мордвы и чувашей было мало, а новокрещённых были тысячи. По существующему указу XVIII в. при наличии 250 дворов разрешалось строить одну церковь.
Было решено «в губерниях, населённых иноверцами, принявших крещение, освобождать от рекрутской повинности и в их селениях строить церкви»
В селе Сыресиво Алатырского уезда Симбирской губернии в 1771 года открыта церковь Святого Николая Чудотворца. Этот святой с давних пор почитаем
народом. Вот и было решено в честь Николая Чудотворца возвести церковь в селе.
По всем правилам церковь была построена в центре села. Церковь отвечала
4
требованиям сельчан. В ней проводились священные служения, таинства венчания, причащения и отпевания. Языком богослужения в XVII-XVIII вв. был церковнославянский. В то время и разговорный язык был в обиходе немногих новокрещённых, и когда они впервые услышали богослужение на родном языке и узнали, о чём молятся, то были удивлены.
В селе Сыреси Алатырского уезда церковь пришла в совершенную ветхость, прихожане решили построить новую, на каменном фундаменте. План и смету составил архитектор Абакумов, прихожанам строительство по этому проекту обошлось бы в 5821 рубль. Старший архитектор Департамента Рязанов признал этот проект неудовлетворительным и сам составил новый рисунок церкви, смета которой была снижена до 5816 руб. Департамент Уделов утвердил проект Рязанова и разрешил удельным крестьянам в 1858 году построить вместо ветхой церкви новую. Сумму на строительство собрать с 1151 души в течение 6 лет: по 84 копейки в год.
Построенная на средства прихожан новая церковь в замен старой- двухпрестольная: Св. Николая Чудотворца, Божией Матери Казанской. Церковь деревянная, тёплая, длина с колокольней 20 сажень 2,5 аршина, наибольшая ширина 6 сажень 2,5 аршин, высота до верхнего карниза 3 сажени 1 аршин. На церкви одна глава. Иконостас главного храма: длина 6 сажень, высота 4 сажени 1 аршин, иконостас в трапезной: длина 3 сажени 2 аршина, высота 1 сажень 2 аршина, третий: длина 2 сажени высота 1 сажень 2 аршина. Колокольня 3- ярусная: высота 15 сажень. Штат причта: священник и псаломщик.
Возвести новый храм, было решено по всем правилам строительства церкви. Были соблюдены все границы священной части- святилища. В композиции построения было заложено единство трёх областей: божественное, земное и небесное.
Строительство новой церкви велось вручную, материалом строительства являлось дерево. Сначала было решено возвести колокольню с пристроем для богослужения, где и располагался алтарь. С помощью топора, пилы и верёвки возводилась самая высокая часть храма.
Самым главным атрибутом колокольни – колокол. Здесь проблемы не было, так
как на территории Чувашии существовал собственный завод по литью колоколов с 1705 по 1890гг. Было заказано 12 колоколов разного размера от самого маленького, до главного. Главный колокол весил около 60 пудов и был поднят на колокольню
5
вручную спустя 5 лет после начала строительства.
Затем было решено продолжить строительство, и возвести пристрой (переднюю). Он отличается своим архитектурным исполнением, и там располагается главный престол храма. Отличие нового пристроя храма в том, что богослужения в нём проводились только в летний период времени, так как он не отапливался.
Церковь резко отличалась от бытовых сооружений своей архитектурной композицией, внутренним убранством. Храм- это место, где человек восстанавливает свой божественный образ через приобщение к Христу.
Для украшения внутренней части храма были приглашены лучшие художники и оформители. Символика храма, его убранство, живопись, богослужебные предметы, облачения, книги являются не чем иным, как проповедью в образах и красках, сообщением о мире небесном и земном, о Боге и его отношении к миру и человеку. Поэтому, войдя в храм, и посмотрев на лики святых, чувствуешь, как они смотрят тебе в глаза и заглядывают в твою душу.
День открытия храма был назначен на 22 мая 1905 года.
В 1905 году состоялось открытие нового прихода в селе Сыреси. И вот новый красавец- храм, украшение всего села распахнул двери для прихожан.
Открытие и освещение храма было проведено по всем правилам. Первым священником нового храма был отец Павел. Прихожане в храме делились на две части: мужчины (размещались с правой стороны храма), женщины и дети (размещались с левой стороны храма). Языком богослужения был русский.
Всё бы ничего и новый храм и прихожане есть, да только вот Декрет от января 1918 года о свободе совести и об отделении церкви от государства перевернул всё с ног на голову. Отменили жалование священникам. В будущем, по-видимому , хорошего ждать нечего, так как молодёжь прониклась неверием, это неверие вкореняется и в более старшее поколение. Государство начало изымать церковные
ценности в помощь голодающим.
Начались гонения священнослужителей. Если священнослужитель не отказывался от Бога, то его участь- расстрел. Настоятель храма Николая Чудотворца отец Павел
чудом не попадает в тюрьму. Но после тяжёлой болезни он вскоре умирает. Тело покойного отца Павла погребено на территории храма.
6
В 1941 году во время богослужения способом сбора присланной комиссией подписей и обманом прихожан храм был закрыт.
Ровно 27 лет храм служил складом для имущества колхоза. Множество церковной утвари и ценных икон было украдено и продано.
Заключение.
Так и хочется славить тебя, родной край. Взглянуть на тебя с любой стороны, предстать перед твоими красотами. И песнь славы твоей пусть по полям и лугам расстилается.
Побудь здесь хотя бы минуту. Подыши здешним воздухом. Оглянись вокруг. Вырви себя из той суеты, которая окружает тебя в городе. Почувствуй ход времени, как медленное течение реки. Тогда ты действительно сможешь оценить красоту нашей Суры. Ты увидишь её в ином свете. Её пляжи и обрывистые берега покажутся тебе чем-то необыкновенным. Её изгибы как бы указывают, что всё в мире возвращается на круги свои. А пляжи, хоть и заросшие, показывают пробуждение жизни из мглы.
Село – это человеческое творение. А как всякое творение рук человека, оставшееся без присмотра, ломается и разрушается. Так и наше село ветшает, дряхлеет. Но живёт ещё оно, слышны наши голоса на улицах. Но неуклонно движется к логическому концу. Эта проблема не одного села, а вообще «русской деревни» и решать её нужно всей страной.
Раньше село планировалось, чтобы жить здесь долгие годы. И сейчас можно видеть вложения труда тех людей, которые пришли сюда и начали с нуля. Этим трудом мы пользовались десятилетия. Довольно! У нас уже есть фундамент, необходимо всего-то достроить общий дом. И хотя бы не разрушить уже построенное.
Где бы ты ни был, кого бы ты ни встречал, не верь никому, кто говорит, что где-то есть место лучше всех других мест, краше, чем другие места. Ты скажи ему, что свой родной край заставляет тебя мыслить, наставлять на путь истинный и ведёт тебя по жизни всегда.
7
Используемая литература:
1. Архивные документы Сыресинской церкви св. Николая (г.Ульяновск)
2. Архивные документы Сыресинской школы (с. Сыреси)
3. Интервью с настоятелем Сыресинской церкви св. Николая отцом Дмитрием
4. Беседа со старейшими жителями села.
5. Документы Сыресинской сельской администрации.
Как нарисовать ветку ели?
Заяц-хваста
Колумбово яйцо
Юрий Визбор. Милая моя
Цветущая сакура