Школа играет немаловажную роль в становлении личности, поэтому очень важно помнить о тех, кто дал нам дорогу в жизнь. Мы должны сохранить память об учителях и их учениках, важных и интересных событиях школьной жизни, победах и достижениях школы.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_moshenskoy_shkoly.doc | 315 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Мошенское»
Номинация: «История образования»
Тема научно-исследовательской работы:
«История Мошенской школы»
(сохранение традиций)
Авторы работы:
члены клуба «Поиск»,
МАОУ СОШ с. Мошенское
Руководитель работы:
Тренченко Галина Владимировна,
учитель истории МАОУ СОШ
с. Мошенское
2011 год
«Без прошлого человек не может в полной мере ни осознавать настоящего, ни заглянуть в будущее»
Н. Карамзин.
1. Введение.
1.1. Детство и Школа…Эти понятия неразделимы, так как большую часть детства ребенок проводит в школе. Школа играет немаловажную роль в становлении личности, поэтому очень важно помнить о тех, кто дал нам дорогу в жизнь.
Мы должны сохранить память об учителях и их учениках, важных и интересных событиях школьной жизни, победах и достижениях школы. Немногочисленные фотографии со временем тускнеют или просто теряются, а недоступные архивные документы десятилетиями лежат на полках, храня в себе историю целых поколений. Постепенно и они приходят в ветхость.
Именно сейчас необходимо позаботиться о создании исторического архива школы, где отразится не только прошлая, но и настоящая жизнь школы.
В 2012 году Мошенской школе юбилей - 140-летие со дня основания первой школы в селе, т.е. начала народного образования в райцентре, а в 2010 году исполняется 35 лет основному зданию школы, в котором сегодня обучается 438 учеников и работает 32 педагога. Именно это стало значимым стимулом для написания истории родной школы.
Параллельно с исследовательской работой началась работа по сбору материалов и пополнению архива истории школы.
Определили цель исследования: выяснить роль школы в истории района, выделить её общественное значение в небольшом населенном пункте с. Мошенское
Объектом исследования стала Мошенская школа.
Предметом - сохранение школьных традиций, как условия для воспитания у учащихся Мошенской школы патриотизма и любви к Родине.
Наше исследование актуально так как, рассматривает школу, а она - начало сознательной истории личности, а история личности - история страны. Кроме того, работа частично устраняет накопленные ошибки истории, требующие «корректирования», является универсальной, т.е. вместе с историей школы, параллельно рассматривается история с. Мошенское (подтекстно) и выделяет новые, существенные отличия сельской школы от городской. Отсюда выдвинули гипотезу: если мы будем изучать, сохранять и преумножать школьные традиции, то сможем создать условия в школе для патриотического воспитания учащихся и тогда школу будут заканчивать ученики с активной жизненной позицией, патриоты своей Родины, способные преобразовать не только историю школы но и историю своей малой Родины.
Проблема: Неизученность истории, разрозненность имеющихся данных по истории Мошенской школы.
1.2. На основе имеющейся проблемы возникла цель исследования: выяснить роль школы в истории района, выделить её общественное значение в небольшом населенном пункте с. Мошенское
1.3 Поставили задачи для её достижения:
1. Восстановить историю Мошенской школы;
2. Пополнить фонда школьного музея.
3. Начать сотрудничество с бывшими выпускниками для подготовки
к юбилею школы.
4. Систематизировать собранный материал и сделать правильные
Выводы.
5. Сохранить память о защитниках Отечества и донести до современников значимость работы
1.5 По степени изученности проблемы и в результате проведенного анкетирования установили:
87 % опрошенных учеников абсолютно незнакомы с историей школы;
79% учащихся считают, что поэтому и не знают историю своей школы,
что о ней просто некому рассказать.
Несмотря на это, все ученики отметили, что им интересна история родной школы:
69 % опрошенных считают, что историю школы нужно знать, так как школа- это место, где они проводят большую часть своего времени;
65% учащихся, считают, что изучением истории школы необходимо заниматься и это должны делать сами ученики.
67% учеников с удовольствием бы занялись данной деятельностью.
Мы начали разработку первого проекта по данному направлению. Сроки создания проекта: 20010-2012 гг.
1.6 Наметили методы исследования:
• поисковый – создание накопительной базы
• статистический – отслеживание динамики изменений
• исторический анализ – соотнесение опыта прошлого с современностью
• интервьюирование – опрос респондентов
• анализ, сравнение, обобщение - сопоставление фактов, систематизация их, построение выводов
• компьютерная обработка материала
- книги приказов по школе с 1973 по 2010 гг.;
- сохранившиеся в школьном архиве документы, фотографии,
воспоминания учителей и бывших выпускников;
- публикации газет «Знамя Октября» и «Уверские зари» - СМИ с.
Мошенское;
- документы школьного и районного краеведческого музея
- видеоматериалы Рожковой О.Е.;
- воспоминания учителей- ветеранов школы и старожилов С. Мошенкое
Научная новизна состоит в том, что:
1. На протяжении последних лет никто не занимался
систематизацией данных по истории школы с. Мошенское.
2. Никто не интересовался вопросом об отличии образовательных
учреждений, расположенных в сельской местности от учреждений
образования города.
Достоверность информации обеспечивается тем, что используются различные источники. Сомнительный материал уточнялся в разных видах источников и у очевидцев.
2. Основное содержание.
Первый этап начался со следующего:
• изучены материалы о Мошенское школе в районных СМИ;
• налажена работа с информантами (выпускниками школы, учителями-ветеранами, односельчанами);
• отслежена биография Александровой ;
• проанализированы материалы школьного архива.
2.1. Из истории школы в период с 1872 года по 1945 год.
В 1970 году, в канун 100-летия школы, был сделан запрос в Государственный архив Новгородской области на получение сведений по истории образования в селе Мошенское, благодаря чему стало известно, что «школа была основана земством в 1872 году…Расположена.. среди селения, при церкви, в 45 верстах от города, в 12 верстах от соседней школы. Помещается в наемном каменном здании. Помещение состоит из одной классной комнаты и комнаты учительницы. В этом доме живут и хозяева.…Законоучителем с 1880 года состоит священник Александр Федорович Ласкин…. Первая учительница Антонина Васильевна Виноградова, духовного звания из села Ровно Боровичского уезда. Учащиеся: мальчиков – 37, девочек -5,большинство в возрасте 8-9 лет. Набраны ученики из сел Мошенской волости.…Приюта при школе нет. Ученики из дальних селений живут на квартирах. Библиотеки и наглядных пособий школа не имеет. Занимаются в день по 5 часов и получают на дом уроки. Школу посещают исправно...»
Двери земского учебного заведения были открыты далеко не для всех. Только дети богатых могли ее закончить. Лишь при Советской власти школа стала поистине народной и с 1938 года действовала как средняя.
До Октябрьской революции в селе Мошенское были 2 начальные школы.
Школа от земства находилась в избе напротив бывшей кухни Мошенского детского дома (теперь этого здания нет).
Церковно-приходская школа находилась в помещении двухэтажного здания, рядом с церковью. На втором этаже размещалась сама школа, а на первом этаже жили учителя и кладбищенский сторож. Сейчас в этом здании расположены жилые квартиры, а в здании бывшей церкви находится Центральная районная библиотека.
В 1899 году земство купило под школу каменное здание, принадлежавшее в свое время помещику Сергею Яковлевичу Цицуре.
В 1932 году школа стала семилетней, а в 1938 году построено еще одно здание. После учебных занятий ученики старших классов в обязательном порядке работали на строительстве школьного здания. И в этом же 1938 году школа получила статус «средней».
Первым директором Мошенской средней школы был Гитлин Лазарь Генрихович.
В 30-е годы, в период осложнения политических отношений между Советским Союзом и Финляндией, Правительством СССР было принято решение об эвакуации всех финнов, проживающих на советской территории вблизи с финской границей, вглубь страны. Финские семьи приехали и в Мошенской район.
Вот как об этом вспоминает Евдокия Ивановна Александрова (видеозапись).
Сама Евдокия Ивановна пошла в школу, в 1 класс, в 1937 году (видеозапись).
В школе проводились различные вечера, концерты, между классами было организовано соревнование по успеваемости. Отстававшим в учёбе ученикам помогали хорошисты. Молодых учителей поддерживали старшие товарищи. Сами же учителя служили примером для учащихся. Большое внимание уделялось пионерской и комсомольской работе.
В 1941 году школу окончили 18 выпускников. Но радость окончания школы длилась недолго, потому что над страной чёрной тучей нависла угроза - война. Юноши, сами ещё вчерашние школьники, в едином порыве поднимаются на защиту Родины. Ушли на фронт и выпускники нашей школы. Среди них: Зоя Круглова, Саша Русаков,Павел Кручек, Борис Завьялов, Надежда Соловьева, Михаил Орехов, Николай Соин и многие другие, которые в годы Великой Отечественной войны показали пример мужества, героизма и преданности Отчизне. Их имена вечно будут жить в памяти поколений. Память о некоторых из них увековечена в названии улиц с. Мошенское - улица Зои Кругловой, улица Русакова.
В 1941 году вместе с учениками ушли на фронт многие учителя-мужчины. Вот их имена. (слайд № )
Клементьев Михаил Семенович
Бочков Александр Александрович
Поддубный Фёдор Владимирович
Бобров Александр Константинович
Скороспехов Евгений Лукич
Крюков Георгий Васильевич
Овсянников Николай Васильевич
Щербаков Александр Георгиевич
Семенов Александр Григорьевич
Балов Борис Ефимович
Прокофьев Фёдор Прокофьевич
Булаев Михаил Павлович
Трофимова Александра Петровна
Пилат Василий Устинович
Матвеев Николай Матвеевич
Школа не прекратила свою работу и в тяжёлые военные годы. Не хватало учителей, школьных принадлежностей.
В первые месяцы войны в Мошенской район стало приезжать много эвакуированных, среди них были и учителя.
В школе, в условиях военного времени, усиливается дисциплина, вводятся новые предметы: так в начальной школе - уроки военной подготовки, а с 5 класса - уроки военного дела. Ребята изучали материальную часть винтовки, учились разбирать и собирать ее. Старшеклассники учились стрелять из малокалиберной винтовки и ходить строевым шагом.
Из воспоминаний Евдокии Ивановны Александровой (видеозапись).
По ходу первого этапа сделали вывод:
Изучение истории школы, имеет и социальную значимость, ведь школьная жизнь – это жизнь учителей и учеников, жизнь нашего села, жизнь нашей страны. Поэтому мы считаем, что изучение истории школы позволит проанализировать различные аспекты социального развития, выявить рациональные идеи, которые были незаслуженно забыты или в силу исторических обстоятельств ранее не могли быть внедрены, будет способствовать сплоченности учащихся, повысит их коммуникативные способности и их статус в школьном и классном коллективе.
2.2. Жизнь сельской школы и её отличие от школы городской.
На втором этапе проделана такая работа:
• осуществлено знакомство с материалам по подготовке к 100-летию
Мощенской школы;
• проведена работа с фотодокументами;
- встречи с учителями- ветеранами;
- просмотручащимися видеозаписей на уроках истории по теме «История родного края»
После войны тоже трудно жили. Продолжалась работа в колхозе и разделка дров. В школе не было интерната, занятия проходили в две смены в зданиях, требующих большого ремонта. Для отопления школы, по-прежнему, требовалось большое количество дров, которое поставляли колхозы, а пили и убирали ученики. После учебных занятий ученики 7-10 классов приносили дрова к печкам, тем самым помогали в работе истопникам.
Несмотря ни на что, школа жила интересной жизнью. Учащиеся проявляли большой интерес к знаниям, понимая их необходимость в жизни. Во внеурочное время много работали в колхозах. Все дети, начиная с первого и заканчивая десятым классом, помогали взрослым. Единственное, что не делали дети в колхозе – это не косили траву и не убирали скот (этим занимались более взрослые женщины). С наступлением летних каникул начиналась «навозница» - на лошадях возили навоз на поля, затем пропалывали зерновые, убирали лён. Всё выполняли очень добросовестно, и никто не думал о том, как отказаться от работы. (видеозапись) У каждого ученика была своя трудовая книжка. Работали за трудодни, на которые почти ничего не доставалось. В конце уборочной, 1 раз в год, правления колхозов устраивали праздники для ребят с чаепитием и пирогом, а в то время кусок пирога – большая радость.
В летнее время дети колхозников работали в бригадах, без руководства учителей. Учителя организовывали бригады из детей, проживающих в райцентре. В сентябре начинались занятия, но продолжались не более месяца, т.к. начиналась опять работа в колхозе – уборка картофеля. Во время войны картофель, налог с колхозников (яйца, молоко, мясо) Мошенской район отправлял в блокадный Ленинград. Район и после войны продолжал помогать жителям Ленинграда. Школа в этом играла большую роль, так как её ученики постоянно оказывали помощь району. (видеозапись)
После окончания войны с каждым годом условия в школе улучшались: капитально отремонтировали здание, построили интернат, полностью обеспечили наглядными пособиями, оборудовали кабинеты химии, физики, машиноведения, домоводства, математики, биологии, построили дополнительные помещения для учебных занятий, слесарную и столярную мастерские с хорошим оборудованием, приобрели передвижную электростанцию и радиоузел, появились автомашины и тракторы. Сколько радости было у всех, когда в школе начались занятия в одну смену!
С чувством удовлетворения встретили родители и учащиеся введение производственного обучения. На базе учебно-опытного хозяйства в колхозе имени Кирова стали готовить шоферов третьего класса, механизаторов, полеводов.
В школе всегда большое внимание уделялось дисциплине и порядку. Ребята принимали активное участие в лыжных кроссах, сдавали нормы на значок БГТО. Учащиеся и учителя сами ремонтировали школьные книги. В классах выпускались стенгазеты.
Среди населения комсомольцы распространяли подписку на газеты, проводили подписку на займы, выпускали в колхозах стенгазеты, работали по ликвидации неграмотности среди населения. Все комсомольцы имели поручения по школе и по работе среди населения.
По ходу второго этапа сделали вывод:
Необходимо заниматься организацией изучения истории школы, сбором информации о прошлой и настоящей её жизни.
2.3. Школа сегодня.
На третьем этапе проделана такая работа:
- встречи с учителями-выпускниками Мошенской школы;
• выяснена статистика по количеству учащихся, обучавшихся в школе в период с 1938 года по 2009 год;
• просмотрены книги приказов по школе;
По пятилетнему плану развития народного хозяйства в 1972 году, в год 100-летнего юбилея школы, началось строительство новой типовой школы на 624 места и здания интерната. В 1975 году школа была пущена в эксплуатацию. Ученики вошли в новые, светлые и просторные классы. Двухэтажная школа имеет спортивный и актовый залы, библиотеку, столовую, пионерскую комнату, хорошо оборудованные учебные кабинеты. Раньше в интернате проживало 85 человек. В связи с открытием в то время новых школ на территории района, дети, ранее проживающие в интернате, стали учились по месту жительства. К сожалению, за 2 последних года количество школ в районе сократилось с 11 до 5. В 2008 году филиалами Мошенской школы стали 3 основные общеобразовательные школы: МОУ ООШ д. Устрека, МОУ ООШ д. Меглецы и МОУ ООШ д. Осташево. Сейчас в интернате проживает 10 человек.Более 60 учащихся, проживающих на расстоянии 10-15 километров от школы, ежедневно приезжают на занятия на 2-х школьных автобусах.
Сегодня мы учимся в том же здании, где созданы все условия для обучения и воспитания: 30 учебных кабинетов, спортивный зал, актовый зал, столовая, 2 компьютерных класса, библиотека, мастерские, 2 медицинских кабинета, спортивная и игровая площадки.
На протяжении многих лет школа сохраняет школьные традиции. Как можно представить школу без праздника первого звонка, Новогодних елок, Зарницы, игры «А.ну-ка, парни!», конкурса «А, ну-ка, девушки!», праздника Последнего звонка, Выпускного бала и многих других дел, на которых выросло и воспитано не одно поколение учащихся.
С момента своего создания школа стала центром образования и связующей нитью между многими населенными пунктами района, ведь сюда стекались и стекаются ученики со всей округи. Учителя и ученики школы активные участники общественной жизни района. На протяжении почти 140 лет школой руководили:
Орлов Сергей Георгиевич
Гитлин Лазарь Генрихович
Стефанова Мария Алексеевна
Богданов Василий Михайлович
Марьянчик Иван Андреевич
Щербаков Александр Георгиевич
Туманова Валентина Петровна
Потеряева Анна Васильевна
Дмитриева Валентина Петровна
Иванова Галина Владимировна
Потеряев Евгений Дмитриевич
Никитина Лидия Ивановна
Корнеенко Надежда Анатольевна
Тренченко Галина Владимировна
С 1938 по 2010 год школу закончили более 2128 учеников. Из них с серебряной медалью-43 выпускников:
1955 г. Малышев Игорь Павлович
1966 г. Яковлев Василий Александрович
1968 г. Васильев Владимир Николаевич
Михайлов Виктор Павлович
1988 г. Голубева Галина Геннадьевна
1989 г. Гражданкина Юлия Николаевна
1990 г. Рыжикова Елена Яковлевна
Серебряков Александр Викторович
Ефимова Любовь Владимировна
1991 г. Баронов Владимир Владимирович
Ерофеев Сергей Алексеевия
Степанова Наталья Васильевна
1992 г. Ефимова Наталья Владимировна
Кузьмина Любовь Сергеевна
1993 г. Игамбердыев Владислав Олегович
1995 г. Бойцова Вероника Юрьевна
1996 г. Ерофеева Елена Алексеевна
1997 г. Максимова Ирина Владимировна
Смирнова Наталья Васильевна
1998 г. Румянцева Юлия Валерьевна
1999 г. Крылова Наталья Сергеевна
Ермичёва Виктория Александровна
Дубовский Александр Петрович
2000 г. Татарников Дмитрий Сергеевич
2001 г. Михалёва Екатерина Михайловна
Пиневич Матвей Валерьевич
Токаева Диана Исмаиловна
2002 г. Медведева Анна Александровна
2003 г. Данилова Татьяна Сергеевна
Медведева Надежда Александровна
Яковлев Александр Леонидович
2004 г. Воронцова Инна Александровна
Трофимова Марья Алексеевна
2005 г. Быстрова Татьяна Борисовна
Яковлева Ирина Леонидовна
2007 г. - Карзунин Артём Васильевич
Лагутенко Станислав Михайлович
2008 г. - Артемьева Екатерина Юрьевна
Суворова Екатерина Сергеевна
2010 г. – Кузьмин Игорь Геннадьевич
Крючков Кирилл Владимирович
Павлов Виталий Сергеевич
Фокина Екатерина Валерьевна
Окончили школу с золотой медалью 6 выпускников:
1997 г - Корнеенко Татьяна Васильевна
1998 г - Дмитриева Яна Валерьевна
2006 г. - Горбунова Александра Сергеевна
Иванова Екатерина Алексеевна
2007 г. - Михалёва Анна Михайловна
Шибанова Ольга Васильевна
И в былые годы и в настоящее время многие из них посвятили жизни делу развития села, района, области и страны в целом. Где только не ведут деятельность на благо Родины наши выпускники! Руководители, медики, педагоги, финансисты... Каждый из них - мастер своего дела, истинный патриот. И, по словам : ... именно школа сыграла главную роль в становлении нас, как личностей ... и сейчас продолжает играть роль одного из связующих звеньев общественной жизни ... занимает первостепенное значение в вопросе воспитания духовно-цельной личности молодого человека...
Среди наших выпускников:
Завидовская (Вахтерова) Елена Ивановна – заслуженная учительница
России;
Вахтеров Николай Иванович – заместитель военного комиссара г. Новгорода (в отставке)
Малышева Валентина –директор музея-усадьбы А.В. Суворова в с. Кончанское-Суворовское
Данилова Марина – доктор медицинских наук, сотрудник дельфинария г. Геленджик.
Колосова Людмила Михайловна – редактор газеты «Знамя Октября» («Уверские зори»)
Кондратьев Алексей Дмитриевич – Глава Мошенского
муниципального района
Александрова Тамара Ивановна - заместитель Главы Мошенского
муниципального района
Исакова Татьяна Евстафьевна – председатель комитета образования
Администрации Мошенского
муниципального района
и многие другие.
Наши учителя- выпускники Мошенской школы
1. Степанова Анна Яковлевна
2. Фёдорова Антонина Ефимовна
3. Петрова Нина Ефимовна
4. Никитина Лидия Ивановна
5. Егорова Галина Александровна
6. Рожкова Ольга Евгеньевна
7. Луттэр Галина Анатольевна
8. Быстрова Валентина Петровна
9. Кольцова Татьяна Сергеевна
10.Егорова Ольга Анатольевна
11.Трофимов Алексей Александрович
12.Иванова Оксана Борисовна
13.Жорина Марина Владимировна
14.Крюкова Татьяна Александровна
15.Гусев Андрей Александрович
16.Кузьмич Наталья Сергеевна
17.Новикова Елена Николаевна
18.Егорова Мария Ивановна
19.Потеряев Евгений Дмитриевич
20.Александрова Людмила Владимировна
3. Заключение.
3.1 В результате имеем:
а) расширены сведения об истории Мошенской школы:
- отслежены биографии выпускников, изучены жизненные пути субъектов исследования,
- записана на видеокамеру информация, обработана;
- систематизированы полученные материалы и статистические данные;
- налажено сотрудничество с работниками районного краеведческого музея, бывшими выпускниками, учителями- ветеранами, односельчанами;
б) донесена до общественности значимость материала:
- через ряд публикацию работы на школьном сайте;
- выступления перед учащимися школы и района в ходе научно-практической конференции
- создание альбомов, школьных экспозиций;
3.2 Пришли к выводу:
каждое новое поколение учеников Мошенской школы сохраняет и преумножает традиции предшествующих поколений, что было установлено при сравнении фотодокументов, воспоминаний и в ходе встреч учителей-ветеранов и учащихся школы.
3.3 В перспективе наметили:
- продолжить работу по изучению истории Мошенской школы;
- поделиться собранной информацией с краеведческим музеем с.
Мошенское
- оказывать помощь учителям школы на основе имеющихся материалов в
проведении уроков истории, классных часов, мероприятий;
- продолжить сотрудничество с газетой «Уверские зори» с целью подготовки к 140-летию Мошенской школы;
- организовать выставку творческих работ по данной тематике в МАОУ СОШ с. Мошенское.
3.4 Значимость работы состоит в том, что он даёт очередную возможность глубже познакомиться с историей школы.
Список использованного материала
В работе был использован следующий материал:
Приложение 1.
Количество выпускников Мошенской школы с 1938г по 2009 г.
Приложение 2.
Количество учащихся, проживающих в интернате
с 1974 г по 2010 г.
Сочини стихи, Машина
А теперь — мультфильм
Акварельные гвоздики
Карты планет и спутников Солнечной системы
Два морехода