Проведение просветительских профилактических программ невозможно без предварительного анализа знания целевой группы по проблеме. Это особенно важно, т.к. в последнее время появилось много информации по проблеме ВИЧ/СПИДа, в т.ч. на телевидении, радио, в газетах. Не всегда эта информация соответствует действительности Поэтому необходим анализ как верных знаний, так и отсутствующих знаний и сложившихся неверных стереотипов по проблеме.
Целью моего проекта явилось изучение знаний безенчукских школьников по проблеме ВИЧ/СПИДа.
Были изучены знания по проблеме ВИЧ/СПИДа у 58 школьников 10-11 классов ГБОУСОШ№2 п.гт. Безенчук, из них 27 мальчиков и 31 девочка. Исследования проводились по согласованию с администрацией школы и родителями учеников. Также было получено устное добровольное согласие учеников на проведение подобного тестирования.
Вложение | Размер |
---|---|
Спид | 178 КБ |
Исследовательский проект:
«Это страшное слово – СПИД»
Автор: Антипов Иван
Ученика: 11 Б класса ГБОУСОШ№2
п.Безенчука
Научный руководитель: Ладонин Сергей Александрович
Учитель ГБОУСОШ№2
Безенчук 2012
Содержание
Актуальность
Цели. Задачи
Вредные привычки молодежи
Молодежь и сексуальные отношения.
Возникновение и распространение СПИДа;
Строение вируса иммунодефицита человека (ВИЧ);
Протекание болезни;
Лечение;
Пути, способы заражения СПИДом, его профилактика.
Выводы
Результаты анкетирования
Профилактический материал
Литература
Актуальность
В настоящее время эпидемия ВИЧ/СПИДа приняла характер пандемии. Исключением не стала наша страна .Посмотрим на таблицу:
Территория | Кумулятивно на 01.01.09 г. | Пораженность на 100 000 населения | Всего на 01.06.2012 г | Детей |
Башкортостан | 8261 | 174,1 | 12816 | 115 |
Марий-Эл | 734 | 91,2 | 989 | 6 |
Мордовия | 663 | 65,4 | 1034 | 7 |
Татарстан | 10133 | 227,3 | 12902 | 97 |
Удмуртия | 3121 | 178,7 | 4961 | 42 |
Чувашия | 953 | 61,9 | 1354 | 5 |
Кировская | 697 | 44,8 | 656 | 5 |
Нижегородская | 5565 | 146,4 | 9240 | 67 |
Оренбургская | 18896 | 770,5 | 23986 | 162 |
Пензенская | 1255 | 76,4 | 1955 | 7 |
Пермский край | 9121 | 318,7 | 15964 | 129 |
Самарская | 34913 | 951,1 | 48785 | 440 |
Саратовская | 8617 | 284,4 | 11886 | 104 |
Ульяновская | 8881 | 573,5 | 11824 | 129 |
Итого по ПФО: | 111810 | 320,5 | 158 352 | 1315 |
Из таблицы видно ,что Самарская область на первом месте в ПФО Так как вакцина против ВИЧ не разработана, а лечение СПИДа стоит дорого, то на первом плане должны стоять профилактические мероприятия, которые могут позволить ограничить распространение эпидемии Особую роль при этом следует уделять профилактическим программам, нацеленным на молодежь как наиболее уязвимую группу в отношении ВИЧ-инфицирования .
Проведение просветительских профилактических программ невозможно без предварительного анализа знания целевой группы по проблеме. Это особенно важно, т.к. в последнее время появилось много информации по проблеме ВИЧ/СПИДа, в т.ч. на телевидении, радио, в газетах. Не всегда эта информация соответствует действительности Поэтому необходим анализ как верных знаний, так и отсутствующих знаний и сложившихся неверных стереотипов по проблеме.
Целью моего проекта явилось изучение знаний безенчукских школьников по проблеме ВИЧ/СПИДа.
Были изучены знания по проблеме ВИЧ/СПИДа у 58 школьников 10-11 классов ГБОУСОШ№2 п.гт. Безенчук, из них 27 мальчиков и 31 девочка. Исследования проводились по согласованию с администрацией школы и родителями учеников. Также было получено устное добровольное согласие учеников на проведение подобного тестирования.
Также было проанкетировано 28 родителей школьников и 23 учителей.
Анкета на знания по проблеме ВИЧ/СПИДа включала в себя 30 вопросов с фиксированными вариантами ответов. Вопросы включали в себя: проверку знаний относительно путей передачи ВИЧ/СПИДа, методов профилактики инфицирования, определения факторов риска, распространения эпидемии и т.д. Анкета прилагается.
Показано, что большинство школьников не имеют устойчивых знаний по проблеме и имеют устойчивые неправильно сложившие стереотипы по данной проблеме. В частности, более 80% респондентов затрудняются дать определение ВИЧ-инфекции или относят ее к заболеваниям, передающимся половым путем.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРИ АНКЕТИРОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
При проведении опроса все анкетированные знали о существовании проблемы ВИЧ/СПИД. Оценка своих знаний респондентами по проблеме ВИЧ-инфекции была следующей:
21,3% анкетируемых считали, что по данной проблеме знают достаточно много;
74,2% оценили свои знания как удовлетворительные;
- 5,5% по данной проблеме практически ничего не знают;
Таким образом, 79,7% анкетируемых имели при субъективной оценке низкий уровень знаний.
О повсеместной распространенности ВИЧ-инфекции знали 59% анкетированных, 20,7% отметили, что нет повсеместного распространения, а 20,3% затруднялись ответить на это вопрос.
При ответе на вопрос «Откуда вы получаете информацию по проблеме ВИЧ-инфекции?» распределение источников информации было следующее:
телевидение (69,8%);
газеты и журналы (31,8%);
радио (27.2%);
специальная литература (15,9%), причем 92,3% респондентов
специальную литературу по проблеме ВИЧ-инфекции не читали;
- в 2,6% случаев есть ссылки на монографии, брошюры, буклеты.
При детальном рассмотрении читаемой специальной литературы выявлено, что чтение книг составило 11,6% , журналов - 4,7%, газеты «СПИД-инфо» - 4,9% респондентов. Читали брошюры 17,1%, слушали лекции по данной теме 16,9% учащихся.Особо следует обратить внимание на тот факт, что от родственников информация получена лишь в 4,9% случаев. Данный факт может указывать на общую неудовлетворительную информированность населения по данной проблеме, с одной стороны, а с другой — на психологический барьер, возникающий между детьми и родителями при обсуждении вопросов, касающихся сексуального воспитания. В связи с этим особое значение при формировании здорового образа жизни у молодых людей может сыграть профилактика ВИЧ-инфекции, проводимая в рамках занятий по проблемам ВИЧ-инфекции в форме доступных слайд-лекций.Исходя из этого, можно сделать вывод, что недостаточная информированность молодежи по указанным разделам данной проблемы требует восполнения пробелов в знаниях и коррекции неправильно сформированных стереотипов. Установлено, что наибольшие пробелы в знаниях учащихся касались вопросов биологической характеристики возбудителя, путей и факторов передачи ВИЧ.
На вопрос «Какие возбудители вызывают ВИЧ-инфекцию?» получены следующие ответы:
89,7% дали правильный ответ (вирусы);
11,3% затруднилась с ответом на этот вопрос ил дали неверный ответ (бактерии, грибки).
Анализ информации о возможных путях передачи ВИЧ-инфекции показал, что в 7,7 % случаев анкетируемые допускали сохранение возбудителя ВИЧ-инфекции на руках, а в 27% расценивали рукопожатие как фактор риска инфицирования.
Более половины (59,4%) опрошенных считали возможным заражение вирусом иммунодефицита человека при совместном пользовании с больными ВИЧ-инфекцией предметами быта, причем 5,1% допускали сохранение ВИЧ на предметах быта, а в 2,6% случаев в воде, продуктах питания. Как возможный фактор риска заражения ВИЧ-инфекцией 59,5% опрошенных рассматривали посещение плавательного бассейна, а 5,1% указывали на воду как путь передачи ВИЧ. Около 15% школьников в качестве возможного источника ВИЧ-инфекции рассматривают воду и пищу.
27% респондентов считают возможным риском заражения нахождение с больным ВИЧ-инфекцией в одном помещении. При посещении врача-стоматолога возможность заражения допускают 92,4%, что позволяет говорить о наведенном стереотипе «медицинское вмешательство». 92,3% считали возможным нахождение ВИЧ в препаратах крови.
Анализ полученных материалов показывает: у опрошенной группы учащихся нечетко сформированные знания о путях и факторах передачи возбудителя ВИЧ-инфекции. Отмечается подмена понятий: биологический субстрат, содержащий возбудитель в естественных условиях, и возможный путь передачи. Более четко такое неустойчивое и неправильное представление формируется в отношении крови, препаратов крови, донорства.
На нахождение ВИЧ в крови указывали 97,4% респондентов, что статистически значимо не отличалось от числа анкетируемых, считавших препараты крови (92,3%) основными возможными путями (факторами) передачи возбудителя. Обращает на себя внимание факт формирования стойкого неверного стереотипа в отношении донорства. Если 97,5% учащихся указали на возможный фактор риска инфицирования при переливании крови, что также должно вызывать определенную настороженность, то 97,4% респондентов считали донорство причиной заболевания ВИЧ-инфекцией, причем 56,4% относят доноров в группу риска, то есть 28,2% имели устойчивый, неправильно наведенный стереотип о донорстве как группе риска инфицирования.
Все респонденты (100%) отметили гетеросексуальную передачу ВИЧ, гомосексуальную передачу ВИЧ допускали 87,2%, 10,3% затруднялись с ответом на этот вопрос. О возможности вертикальной (от матери к плоду) передачи ВИЧ знали 82,1% анкетируемых, 10,3% затруднились с ответом на этот вопрос. Как вероятные пути передачи ВИЧ при гетеро- и гомосексуальных контактах на первое место был поставлен половой контакт, от 84,6% при передаче возбудителя от женщины - мужчине, до 76,9% от мужчины - женщине. На контакт с кровью и переливание крови указали около 12% респондентов.
Обращает на себя внимание тот факт, что анкетируемые указывали на риск заражения ВИЧ-инфекцией при поцелуях в губы (от 4,5 до 17,4%), в щеку (от 1,1 до 6,1%), при укусе кровососущих насекомых (от 9,8 до 79,1%), при игре с домашними животными от 7,3 до 83,7%, при пользовании общественным туалетом от 7,4 до 33%. При анализе ответов на вопрос, когда может произойти заражение ВИЧ, школьники считали, что при употреблении воды из открытого водоема в 89,9%, при посещении буфета, ресторана - 69,8%. Есть единичные данные на риск инфицирования при употреблении мороженого, жевательной резинки, в то же время на риск при удалении зуба положительный ответ колебался от 20,9% до 65,4% во всех группах анкетированных, при проведении пирсинга, татуировки, маникюра - от 14 до 65,4%.
Так, в 76,7-88,4% случаев школьники считали возможными факторами передачи ВИЧ предметы быта. В качестве потенциальных факторов передачи возбудителя 88,4% школьников называли продукты питания, 6,8% - воду, 11% - считали возможным нахождение вируса в консервах, 18,6% опрошенных школьников указывали на наличие вируса на руках. Вероятность инфицирования ВИЧ, по мнению анкетируемых, существует в 66,7% случаев, но обеспокоенность возможностью инфицироваться выявлена только у половины респондентов, а треть опрошенных не знает, каким путем это может произойти. На необходимость изолировать от общества в специализированные учреждения ВИЧ-инфицированных указали от 29,6 до 31,8 % школьников. Увеличение количества ВИЧ-инфицированных в Российской Федерации, по данным опроса школьников, связанно с ростом числа наркоманов, на что указали от 37,2 до 90,7% опрошенных, от 62,8 до 86% считали, что это связано с ростом мужской и женской проституции, а на увеличение беспорядочных половых связей среди молодежи сослались от 41,9 до 90,7% анкетированных.30% респондентов указали на связь нарастания числа инфицированных с увеличением зарубежного туризма, а 11,6% - после некачественного медицинского обследования.В целом, менее 5% опрошенных имеют устойчивые систематические знания по проблеме. Учащиеся лицейских классов имеют меньшее число заблуждений относительно ВИЧ-инфекции, чем учащиеся общеобразовательных классов. Знаниями по проблеме в лучшую сторону выделяются ученики медико-биологических лицейских классов. Девочки обычно лучше информированы, чем мальчики. Возраст школьников не оказывает значимого влияния на уровень информированности.При анализе анкет настораживают ярко выраженные дискриминационные настроения среди респондентов. Половину анкетированных пугает нахождение больного ВИЧ-инфекцией в окружении (в классе, группе, среди друзей, знакомых). Более 50% опрошенных считают, что ВИЧ-инфицированным детям следует запретить посещать школу и не рассматривают это в качестве дискриминации. Между тем, дискриминационные настроения могут быть серьезным препятствием при проведении профилактических мероприятий [2, 5].
Таким образом, приведенные данные позволяют сделать заключение о наличии недостаточных, а порой и неверных знаний о возможных вариантах, основных путях и группах риска инфицирования ВИЧ-инфекцией, что вызывает определенную тревогу, так как неверные представления могут явиться основой для формирования ложных понятий о принципах профилактики ВИЧ-инфекции, тем более что лишь 16,1% респондентов видела и читала брошюры, 17,9% учащихся присутствовали и слушали лекции по проблеме ВИЧ/СПИД. Поэтому следует признать необходимым проведение просветительской работы среди школьников с тем, чтобы уменьшить число неверных стереотипов в области ВИЧ/СПИД и увеличить устойчивые знания по проблеме, а также сформировать более терпимое отношение к ВИЧ-инфицированным.
На этом фоне знания родителей и школьных учителей практически не отличались от знаний школьников. Для них также было характерно большое количество неверных стереотипов и ошибочных знаний. Однако при этом для взрослых характерно завышение собственной субъективной оценки знаний по проблеме ВИЧ/СПИД. Так, субъективно 55% родителей и 87% учителей ответили, что имеют достаточный уровень знаний по проблеме. При этом о повсеместной распространенности ВИЧ-инфекции знали 55% родителей, и 33% учителей.
При ответе на вопрос «Откуда вы получаете информацию по проблеме ВИЧ-инфекции?» распределение источников информации было следующее:
телевидение (родители - 80%, учителя – 78%);
газеты и журналы (родители - 15%, учителя – 10%);
радио (родители – 1%, учителя – 0%);
специальная литература (родители -0%, учителя – 20%).
Так как для детей достаточно существенной являлась информация, получаемая от родителей и других родственников, то может иметь смысл проведение специальных лекций по просвещению родителей с тем, чтобы в дальнейшем они занимались образованием детей.
На вопрос «Какие возбудители вызывают ВИЧ-инфекцию?» получены следующие ответы:
75% родителей и 90% учителей дали правильный ответ (вирусы);
Анализ информации о возможных путях передачи ВИЧ-инфекции показал, что в 57% случаев родители и 42% учителя допускали сохранение возбудителя ВИЧ-инфекции на руках, а в 33% родители и 27% учителя расценивали рукопожатие как фактор риска инфицирования.
Почти все родители (98%) и учителя (82%) считали возможным заражение вирусом иммунодефицита человека при совместном пользовании с больными ВИЧ-инфекцией предметами быта. Как возможный фактор риска заражения ВИЧ-инфекцией 70% родителей и 50% учителей рассматривали посещение плавательного бассейна. Около 25% взрослых в качестве возможного источника ВИЧ-инфекции рассматривают воду и пищу.
70% родителей и 27% учителей считают возможным риском заражения нахождение с больным ВИЧ-инфекцией в одном помещении. Видимо, поэтому у родителей отмечаются резко выраженные дискриминационные настроения по отношению к ВИЧ-инфицированным. В частности, 100% родителей считают, что ВИЧ-инфицированным детям следует посещать школу отдельно от их чад и не рассматривают это в качестве дискриминации..
Анализ полученных материалов показывает: у опрошенной группы родителей и учителей нечетко сформированные знания о путях и факторах передачи возбудителя ВИЧ-инфекции. Отмечается подмена понятий: биологический субстрат, содержащий возбудитель в естественных условиях, и возможный путь передачи. Более четко такое неустойчивое и неправильное представление формируется в отношении крови, препаратов крови, донорства.
Таким образом, знания родителей и школьных учителей практически не отличались от знаний школьников. Для них также было характерно большое количество неверных стереотипов и ошибочных знаний. Поэтому при профилактике ВИЧ/СПИД необходимы специальные программы, рассчитанные на просвещение как учеников, так их учителей и родителей.
Вредные привычки молодежи
Масштабность и глубина проблемы требует изобилия информации, чтобы истина об алкоголе, курении, наркотиках и токсикомании, факторов, способствующих им, дошла до каждого. По данным Всемирной организации здравоохранения, проблемы, связанные с употреблением алкоголя , никотина , наркотиков , перестали быть сегодня медицинскими или моральными проблемами только отдельных лиц , они затрагивают здоровье , благополучие и безопасность всего населения , более того , влияют на национальное развитие .В последнее десятилетие в нашей стране резко обострились все вышеперечисленные проблемы. И несмотря на активную пропаганду здорового образа жизни в СМИ , выпуск многочисленных книг , журналов ,плакатов, буклетов под лозунгами «нет-наркомании» , «жизнь без иглы и т.д., а также широкомаштабных акций по борьбе с « вредными привычками» , заболеваемость, инвалидность, смертность, в том числе в молодом возрасте ,в России достигли катастрофического уровня.Как мне кажется, проблема «вредных привычек» является наиболее актуальной в наше время, и борьба с ними - это задача не только государства в целом ,но и каждого отдельного гражданина. Необходима в первую очередь, информация о губительном воздействие на человеческий организм, особенно на организм подрастающего человека. И чем раньше мы начнем профилактику «вредных привычек « среди молодежи , тем быстрее удастся избежать печальных последствий ( тяжелых заболеваний таких как СПИД , инвалидности, самоубийств и т.д.), повысить процент рождаемости , сохранить численность нашей нации.
Молодежь и сексуальные отношения.
Незащищенный секс, беспорядочные половые связи – это большая вероятность заболеть СПИДОМ! Возраст начала половой жизни и обстоятельства этого шага изменяются со сменой поколений. Был период, когда связь до брака считалась допустимой, но только при наличии чувства или видов на будущее супружество. Со временем понятие об этих чувствах все больше сглаживалось, и в результате чего раннее начало половой жизни стало закономерностью. Так возраст начала половой жизни у девушек составляет около 15 лет, а юношей 16,5 лет. Уточнение мотивов начала половой жизни показало, что 80% юношей начали ее « по собственному желанию, подчиняясь половому влечению, «гормональной буре». Почти 70% девушек вступили в первую половую связь под влиянием обстоятельств. Раннее начало половой жизни у девушек и юношей объясняется изменением психологии, переоценкой морально-этических норм поведения в молодежной среде.
Многие подростки вступают в первую половую связь со своими ровесниками. Некоторые девушки-подростки после первого полового контакта испытывают чувство разочарования, особенно если вскоре после этого отношения прерываются. Девушки, как правило, надеются, что связь будет постоянной и беспрерывной; а юноши зачастую испытывают другие чувства. Сформировавшаяся в сознании людей роль мужчин и женщин предусматривает доминирование мужчин.В России на современном этапе отмечается тенденция роста распространенности злоупотребления алкоголем в молодежной среде. Серьезные негативные медицинские, психологические, экономические и социальные последствия этого явления вызывают большую тревогу и настоятельно требуют изучения связанных с ним факторов риска, негативно влияющих на поведение молодежи вообще и сексуальное в частности. Актуальность проблемы становится еще более значимой в силу широкого распространения заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП), включая ВИЧ- инфекцию. Алкоголь в молодежной среде, исходя из традиций нашей культуры, имеет широкое распространение. Молодые люди употребляют алкоголь для релаксации, улучшения межличностных отношений, особенно между мужчинами и женщинами; он также облегчает вступление в сексуальные отношения. Употребление алкоголя входит в своеобразный стереотип поведения, при котором человек, по мнению молодежи, без предварительного приема алкоголя менее сексуален.Современная молодежь считает, что алкоголь помогает им справиться со своими комплексами и сексуальными проблемами, т.е. его прием - способ решения своих личностных и социальных проблем. Сложился своеобразный стиль поведения, связанный с употреблением алкоголя и свободным сексуальным поведением, когда сексуальное удовольствие ставится выше всех других удовольствий; допустимо наличие нескольких сексуальных партнеров, случайных партнеров, беспорядочных половых связей. Секс под воздействием алкоголя - это рискованное поведение, которое воспринимается как норма жизни. Неумеренный прием алкоголя препятствует безопасному сексу: увеличивается риск нежелательных беременностей, заражения ЗППП и ВИЧ-инфекцией. Под воздействием алкоголя совершаются поступки, связанные со значительным риском - инфекционным и криминальным (секс со случайным партнером, групповой секс).У молодых людей в целом существует правильное понимание безопасного секса, они отдают себе отчет в том, что алкоголь провоцирует рискованное поведение вообще и опасное сексуальное поведение в частности. Однако в этой среде распространены представления о том, что секс с постоянным партнером и супружеский секс являются безопасными и не требуют защиты. Употребление алкоголя препятствует безопасному сексу, как и большое количество сексуальных партнеров, наличие случайных партнеров. Необходимо отметить и тот факт, что мужчины, в силу сложившейся массовой психологической установки, не имеют мотивации к употреблению презервативов, но со случайным партнером и при платном сексе стараются их использовать. В основе профилактики рискованного секса должно лежать своевременное морально-этическое, нравственное воспитание. Сегодня в молодежной среде приемлемы фактически все модели сексуального поведения и все типы сексуальных отношений; отмечаются различные формы такого поведения для здоровых людей и больных алкоголизмом или наркоманией Молодые люди, не состоящие в браке, склонны употреблять алкоголь в значительных количествах и часто сочетать его с сексом.
Профилактические меры в молодежной среде.
Анализ полученных данных говорит о том, что профилактика рискованного сексуального поведения невозможна без реализации комплексных целевых мероприятий. Необходимы профилактика злоупотребления алкоголем в рамках духовно-нравственного воспитания молодежи, изменение её неадекватных моральных норм, пропаганда безопасного сексуального поведения. Следует активно внедрять в сознание молодых людей здоровый образ жизни. При проведении профилактических мероприятий важно наладить сотрудничество между семьей, школой и молодежными общественными организациями. С целью профилактики рискованного сексуального поведения я предлагаю следующие профилактические меры:
-усилия по изменению взглядов молодежи на систему материальных и моральных ценностей, для чего следует разработать государственную программу по обеспечению морального воспитания молодежи;
-контроль за рекламой, продажей, мониторинг употребления алкогольных напитков; уменьшение потока негативной, агрессивной, провоцирующей алкоголизацию и неадекватное сексуальное поведение информации с экранов ТВ;
-введение целевых обучающих программ в детсадах, семье и школе, раздельно для мальчиков и девочек, а также для педагогов и родителей;
развитие форм альтернативного досуга (кружки, спорт и др.);
-регулярные осмотры в школе специалистами (гинекологи, урологи) для профилактики венерических заболеваний, анонимные консультации этих специалистов;
-повышение уровня санитарно-гигиенической культуры, умение пользоваться её навыками.
Спид- угроза человечеству.
Хочу, более подробно, остановится на заболевании, передающим половым путем. Речь пойдет о вирусном заболевании, распространение которого приобрело характер эпидемии. Это СПИД — синдром приобретенного иммунодефицита. С каждым годом число жертв «чумы XX века» во всем мире растет. Еще 30 лет назад все врачи были уверены, что массовые эпидемии для человечества остались в далеком прошлом. Но вот в июне 1981 г. американских врачей насторожил непонятный факт. В Лос-Анджелесе сразу 5 молодых гомосексуалистов заболели редкой формой пневмонии (воспалением легких), возбудитель которой для здорового человека не опасен, а вызывает болезнь лишь у людей с ослабленной иммунной системой. В США был отмечен также рост числа заболеваний одной из форм рака — саркомой Капоши. Этот вид саркомы был описан венгерским врачом Моришем Капоши в 1872 г. как заболевание кожи, при котором она утолщается, покрывается новообразованиями, шишками. Это заболевание в течение 100 лет отмечалось только у пожилых мужчин после 60 лет. В Европе и Северной Америке частота заболевания саркомой Капоши не превышала 5 случаев на 10 млн человек. Позже было выяснено , что тяжелая форма саркомы сопровождается снижением иммунитета. Очень скоро, уже в октябре 1981 г., появились первые научные публикации, в которых высказывались подозрения, что и пневмония, и саркома — лишь побочные следствия болезни, разрушающей иммунную систему человека и влекущей за собой тяжелые последствия, а затем смерть. Статьи не обратили на себя должного внимания, и лишь спустя несколько лет весь мир узнал аббревиатуру из четырех букв — СПИД.Вслед за сенсацией началась паника. Поднялась волна слухов, нетерпимости по отношению к гомосексуалистам и другим группам риска. Когда первый шок прошел, исследователи задались вопросом: откуда могла взяться такая напасть?Американские врачи Тщательно просмотрели все медицинские карты за ряд лет и пришли к выводу, что первые случаи СПИДа могли быть зарегистрированы в США не в 1981 г., а по меньшей мере в 1975 г. Начались расследования. Высказывались самые невероятные предположения, например о том, что вирус вырвался на свободу из секретных лабораторий Пентагона. Однако это невозможно, т.к. наука в то время еще не была способна создать такой вирус.Была выдвинута гипотеза о том, что прародиной инфекции является Африка. Дело в том, что появились сообщения, согласно которым вирус передавали жители Центральной Африки или те, кто часто бывал в этом регионе и имел половые контакты с местными женщинами. Так или иначе, но на Африканском континенте начали поиск очага инфекции. Американские исследователи установили, что около 40% зеленых обезьян, обитающих в природе, заражены вирусом, аналогичным вирусу СПИДа. Не болея сами, они являются вирусоносителями. То же можно сказать и о людях, которые могут быть вирусоносителями, оставаясь при этом здоровыми. Значит ли это, что долгое время носителями вируса могло быть население африканских джунглей, а при заражении им жителей других континентов вирус привел к бурному росту числа заболеваний СПИДом? Возможно.Может быть, человек заразился от обезьян? Жители Африки охотятся на обезьян и едят обезьянье мясо. Достаточно раненой обезьяне с кровотечением изо рта укусить охотника, и заражение обеспечено. Недаром по африканским поверьям укусы обезьян гораздо опаснее львиных. Может быть, заражение произошло иначе. У жителей побережья озера Виктория бытовал странный обряд, согласно которому для повышения жизненной силы и половой активности кровь обезьян вводили в вену человека.
Существует еще одна гипотеза: возможно, вирус, носителями которого являются зеленые африканские обезьяны и жители Центральной Африки, был предшественником евро-американского, который приобрел иные качества в новых условиях.
Строение вируса иммунодефицита человека (ВИЧ)
Что представляет собой вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), вызывающий СПИД? (Уже в 1983 г. ВИЧ был идентифицирован (выделен и описан) в двух лабораториях — во Франции и в США. Вирус имеет форму шарика диаметром около 100 нм (1 нм = 10~9 м) По строению — это сложный ретровирус (Содержит РНК и фермент обратную транскриптазу, или ревертазу.) Любой вирус содержит нуклеиновую кислоту, упакованную в специальную белковую капсулу — капсид. ВИЧ содержит 2 цепи РНК, а внутри капсида находятся дополнительно молекулы ферментов (ревертазы, протеазы, интегразы) и 4 типов белков. Капсид состоит примерно из 2000 молекул структурного белка, сверху он покрыт еще одной белковой оболочкой (матричной), тоже состоящей из примерно 2000 молекул матричного белка. Кроме того, вся эта конструкция защищена двуслойной липидной мембраной, в которой находится множество различных белков, обеспечивающих ее прочность и возможность связываться с клетками-мишенями. Простые вирусы содержат только нуклеиновую кислоту и белки капсида. Все остальные вирусы называются сложными. Среди белков бислойной липидной мембраны вириона очень важны гликопротеиды (соединения белков и углеводов). Они образуют структуры, похожие на грибки, ножки которых погружены в глубь оболочки, а «шляпки» находятся снаружи. С помощью этих «шляпок» вирус узнает клетку-мишень, а если точнее, белки-рецепторы, входящие в состав ее клеточной мембраны.
Раньше считалось, что ВИЧ поражает только определенные виды лейкоцитов. К сожалению, оказалось, что он может проникать и в клетки, выстилающие кишечник, структуры костного мозга, некоторые клетки кожи и головного мозга. Здесь вирус размножается, в результате чего клетки утрачивают свои функции, а потом погибают.
Вспомниv основные этапы жизненного цикла ретровируса. Что происходит после проникновения его в клетку? (Обратная транскрипция: РНК^> ДНК; ДНК ^ и РНК; иРНК-^ белки вируса; РНК + белок = вирус.) Что же происходит в организме человека после заражения его ВИЧ-инфекцией? Чтобы разобраться с этим вопросом, напомню, как формируется иммунитет, т.е. невосприимчивость организма к разного рода инфекциям. В крови и лимфе человека имеется особый вид лейкоцитов — Т4-лимфоциты, которые называют хелперами (от английского help), т.е. клетками-помощниками. В ответ на проникновение в организм какого-либо возбудителя они активируются и выделяют вещества, влияющие на активность других клеток, тоже лимфоцитов. Одни из них начинают продуцировать антитела, ведущие борьбу с инфекцией, другие разрушают клетки, в которые проник возбудитель. ВИЧ поражает самое главное звено иммунного ответа — Т4-лимфоцит. При внедрении вируса в эти клетки заболевание может проявляться не сразу, но происходит выработка антител к вирусу, по которым и делают вывод о заражении ВИЧ.
Каковы же симптомы этого страшного заболевания?
Обычно выделяют 4 стадии СПИДа.
Первая протекает незаметно для заболевшего. Вирусы, проникшие в клетки, никак себя не проявляют. Длится эта стадия от 3 до 9 месяцев. В это время у больного может наблюдаться легкое повышение температуры, головная боль, иногда сыпь, которая быстро проходит. Узнают о наличии ВИЧ по антителам, которые появляются в крови. Более сложные методы диагностики позволяют непосредственно выделить вирусы из лимфоцитов. Первая стадия называется бессимптомной, а заболевший человек — вирусоносителем. (Учащиеся делают соответствующую запись в тетради - «Симптомы».)
На первой стадии СПИДа может сложиться опасная ситуация: человек заражен, а антител в крови не обнаружено. Они появятся все равно, но процесс этот может затянуться на время от нескольких недель до нескольких месяцев. В таком случае вирус в организме не может быть обнаружен.
Вторая стадия болезни — слабый СПИД, или преСПИД, длится 3—5 лет. Больные худеют, часто потеют, у них повышается температура, появляется сыпь, возникает хроническое распухание лимфатических узлов под мышками и в паху, снижается число Т4-лимфоцитов в крови. На этой стадии больные тоже часто чувствуют себя относительно хорошо, не обращаются к врачу и поэтому, при наличии половых контактов, заражают других.
Третья стадия — типичный СПИД. Продолжаются увеличение лимфатических узлов, потеря веса, частые поносы, развивается саркома Капоши, количество Т4-лимфоцитов уменьшается вдвое. Продолжительность типичного СПИДа около 18 месяцев. В этот период резко возрастает заражаемость организма различными инфекциями.
Четвертая стадия — острый СПИД. Протекает стремительно. Больной жалуется на общую слабость, боли в горле, сильные нервно-мышечные и головные боли, иногда тошноту и рвоту; температура поднимается до 39 °С, на коже и слизистых оболочках развиваются грибковые поражения (человек «плесневеет» заживо), вирус герпеса образует язвы на теле. Через 65—70 месяцев после заражения ВИЧ обычные инфекции, не являющиеся смертельно опасными для здорового организма, приводят к смерти больного СПИДом. Это могут быть грибковые заболевания и туберкулез, менингит, пневмония, воспаление кишечника, рак — не только саркома Капоши, но и рак прямой кишки и языка, может развиться слабоумие, вплоть до потери способности к мышлению и координации движений. Иногда врачи лечат больного от этих болезней, порой добиваются временных улучшений, не подозревая, что первопричина — СПИД.
Неужели ничего нельзя сделать ?
Излечим ли СПИД?
Ретровирусные заболевания неизлечимы в том смысле, что на современном уровне развития науки нет средств воздействия на вирус, включающийся в хромосому хозяина. Говорить о лечении СПИДа можно лишь в одном смысле — как-то затормозить развитие вируса, оттянуть смерть больного — и не более. Продлить жизнь вирусоносителя можно на долгие годы. При этом человек будет оставаться работоспособным. Ему лишь запрещается иметь детей и быть донором.
Теоретически ясно, что лечение СПИДа должно основываться на препаратах группы интерферонов.
Вирусологи и молекулярные биологи ведут работу в следующих направлениях.
1.Разработка антител и интерферонов, блокирующих связывание вируса с рецепторами клетки; этого можно достичь двумя путями: взаимодействием препаратов с белками вируса или с рецепторами клеток. Такие препараты будут давать эффект на начальных стадиях заболевания.
2.Допустим, что вирус в клетку все-таки проник. На этом этапе нужны вещества, способные препятствовать «раздеванию» вируса, т.е. освобождению РНК из-под белковой оболочки. Такие препараты должны отвечать следующим требованиям: свободно проходить через мембрану клетки, быть устойчивыми и в крови, и в цитоплазме клетки.
3.Гораздо больше успехов достигнуто при воздействии на вирус на стадии его транскрипции. Подавлять этот процесс можно с помощью аналогов нуклеотидов (структуры, имеющие небольшие отличия от нормальных нуклеотидов ДНК). Клетка поглощает такие аналоги, они включаются в растущую цепь ДНК. На этом синтез заканчивается, т.к. к аналогу не может присоединиться ни один нуклеотид.
4.Если все-таки процесс обратной транскрипции прошел и на РНК вируса образовалась ДНК-копия, она образует кольцевую структуру, а затем встраивается в хромосомы клетки. Препаратов, разрушающих ДНК-копию, в настоящее время нет.
5.Последующие этапы жизненного цикла вируса могут быть заблокированы (остановлены) с помощью интерферонов. Это подавление синтеза вирусной иРНК; нарушение синтеза вирусных белков и предотвращение сборки вирусных частиц (нуклеиновая кислота + белок).
Аналоги нуклеотидов, блокирующие процесс обратной транскрипции, уже созданы. Наиболее известен препарат — азидотимидин, так называемый АЗТ. В США он уже продается по рецепту. Но, к сожалению, как этот препарат, так и его аналоги очень дороги: годовой курс инъекций стоит около 8 тыс. долларов. К тому же они токсичны для костного мозга, в результате нарушается его кроветворная функция. Отсрочка смерти при использовании этих препаратов — от 1 года до 1 года и 3 месяцев. Поэтому назначают такие препараты в крайних случаях. Механизм действия интерферонов пока не ясен. Раньше эти защитные белки получали из донорской крови. Это было дорого и небезопасно в плане заражения СПИДом. Сейчас в ряде лабораторий мира научились получать интерфероны методами генной инженерии с помощью бактерий и дрожжей. Эти препараты, получаемые на заводах в больших количествах, дешевы, но доступны, к сожалению, преимущественно за рубежом.
Из вышесказанного ясно, что существующие в настоящее время методики лечения СПИДа несовершенны и дороги. Вакцины, которая защитила бы от заражения, пока нет. В такой ситуации на первое место в борьбе со СПИДом выступает профилактика этого заболевания, меры по его предупреждению. Они станут понятны после того, как мы выясним, каковы способы заражения СПИДом.
Раньше считалось, что возбудитель СПИДа передается при ненормальных половых контактах. Позже на страницах американских газет заговорили о других группах риска. Пресса ввела понятие «четырех Г»:
1.гомосексуалисты: до настоящего времени примерно 50% новых случаев заболевания обусловлено гомосексуальным половым поведением (ВИЧ содержится в семенной жидкости);
2.гемофилики (люди, страдающие несвертываемостью крови) и другие больные, которым вводят препараты крови;
3.героинзависимые наркоманы, делающие себе внутривенные инъекции и многократно использующие нестерилизованные шприцы и иголки. В настоящее время около 21 % инфицированных заражается внутривенным путем;
4.гаитяне: раньше среди больных СПИДом большой процент составляли жители острова Гаити.
В настоящее время перечень способов заражения СПИДом расширился. Так, оказалось, что болезнь передается и при нормальных половых контактах. В 9% случаев инфицированные мужчины заражают женщин. Мать-носительница ВИЧ заражает ребенка при родах и через молоко. С начала 1980-х гг. до настоящего времени более 40 млн человек в мире заразились ВИЧ (только в 1997 г. почти 6 млн — это около 16 тыс. человек в день). За это время от СПИДа умерли 2,3 млн человек, включая 460 тыс. детей.
Расширилась и география этого заболевания. 46% больных СПИДом составляют представители европейской расы; 35% — негроидной расы; 18% — латиноамериканской и лишь 1% — азиаты. Дети составляют 1 % от общего числа больных..
Нужно помнить, что как бы ни был страшен СПИД, заражение им возможно лишь при попадании ВИЧ в кровь человека. ВИЧ неустойчив — он быстро погибает на воздухе, при высушивании, нагревании (при температуре 56 СС в течении 30 мин), разрушается под действием дезинфицирующих веществ (спирт, хлорамин и др.)
При попадании ВИЧ в желудочно-кишечный тракт он расщепляется ферментами и соляной кислотой желудочного сока. На коже вирус СПИДа уничтожается в течение 20 мин бактериями, которые на ней живут. Вирус не передается через воду, пищу, посуду, предметы; к которым прикасался больной или вирусоноситель, через рукопожатие и другие бытовые контакты
Профилактика:
1.Безопасный секс, нормальные половые контакты.
2.Проверка донорской крови и препаратов из нее на ВИЧ-инфекцию.
3.Контроль стерильности медицинских инструментов.
Вывод:
Из сказанного следует, что больные и инфицированные люди не должны стать изгоями в современном цивилизованном обществе. Я хочу, чтобы
мои сверстники задумались, над этой проблемой человечества , не только получили знания о причинах, симптомах и профилактике СПИДа, но и понимание того, что к людям, у которых есть пока неизлечимое заболевание, необходимо относиться терпимо. Им нужны наши внимание, забота, помощь и просто сочувствие.
Давайте проявлять их не один раз в году — 1 декабря, когда отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом, а постоянно. Французский писатель Эвре Гибер в романе «СПИД» так описал психическое состояние больного: «...это одиночество, отчаяние, безнадежность. Это предательство вчерашних друзей... Это страх и презрение в глазах окружающих. Это тягостное ожидание смерти...».
Я призываю: если на нашем жизненном пути встретятся люди, обреченные этой болезнью на смерть, не отворачиваться от них, а протянуть им руку помощи.
Я призываю своих сверстников:
Отказаться от вредных привычек таких как, употребление алкоголя и курения наркотических растений «травки», употребления синтетических энергетиков.
Никогда не пробовать наркотики.
Эти вредные привычки - это прямая дорога к СПИДУ
Я призываю воспитывать у себя силу воли, чтобы вовремя сказать :
«НЕТ»
Литература
1.Колков В.В. (ред.) Культуральные аспекты профилактики и борьбы с распространением ВИЧ/СПИД в России. — М.: Права человека, 2003. — 84 с.
2.Концептуальная основа и основополагающие принципы деятельности. Стигма и дискриминация в связи с ВИЧ/СПИДом. — ЮНЭЙДС, 2002
3.Сельцовский А.П., Поляков С.В., Мазус А.И., Кожокин Е.М., Гузенкова Т.С., Ольшанский А.Я., Брюн Е.А., Кандауров С.П. ВИЧ/СПИД в России: тенденции, проблемы, меры противодействия. — М., 2004.— 46 с.
4.ЮНЭЙДС Развитие эпидемии СПИДа: состояние на декабрь 2003 г.
5.UNESCO’s strategy for HIV/AIDS preventive education. — UNESCO, 2004.
6.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004. – 221 с.
7.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004. – 266 с.
8.В «Российской газете» от 25 декабря 1993 года (Конституция Российской Федерации)
9.Касаткин В.Н., Чечельницкая С.М., Рачевский Е.Л. Здоровье: Организационные шаги по созданию школы, содействующей здоровью. М., 2003. – 68 с.
10.http://constitution.ru/
11.Сельцовский А.П., Поляков С.В., Мазус А.И., Курнешова Л.Е., Мартынов Ю.В., Панкова Г.Ю., Гуревич К.Г., Матвеева Т.Ф., Перепечина Я.А., Фесенко С.Л., Сирота Н.А., Бакулина В.И., Говорова В.А., Маслов Ф.А. Пять специальных уроков для школьников 9-11 классов по профилактике ВИЧ/СПИДа. —М., 2005. — 70 с.
Самодельный телефон
«Течет река Волга»
Акварель + трафарет = ?
Агния Барто. Сережа учит уроки
Чайковский П.И. "Детский альбом"