Научно-исследовательская работа по краеведению
Вложение | Размер |
---|---|
ushedshie_i_uhodyashchie_derevni_0.doc | 84 КБ |
ХХХХ-я ЮБИЛЕЙНАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
УШЕДШИЕ И УХОДЯЩИЕ
ДЕРЕВНИ
СЫРОПЯТСКОГО ПРИХОДА.
ВЫПОЛНИЛА: ЧЕРНЫШЕВА ОЛЬГА
ВЛАДИМИРОВНА
УЧЕНИЦА 9 КЛАССА
МОУ «СЫРОПЯТСКАЯ СОШ»
РУКОВОДИТЕЛЬ: ЧЕРНЫШЕВА
НАТАЛЬЯ
ПЕТРОВНА
с. Сыропятское
2008 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
УШЕДШИЕ И УХОДЯЩИЕ ДЕРЕВНИ
СЫРОПЯТСКОГО ПРИХОДА:
А) СЕЛО ЧУПАХИНО СТР. 4 - 6
Б) СЕЛО АЛЕКСАНДРОВКА СТР. 7 - 8
В) ДЕРЕВНЯ БАЙКАЛ СТР. 9 - 10
ВВЕДЕНИЕ.
У каждого из нас на нашей необъятной земле есть любимое место, край, который лечит лучше любых лекарств, снимает боль, помогает в трудные минуты, очищает. Это место – родина, родная земля, где ты родился, рос, где помнишь каждый уголок, кустик, деревце, тропинку… Это маленькая точка на карте страны, куда мы приезжаем поклониться родным могилам, родным местам.
Но очень горько осознавать, что некуда больше приезжать, что нет твоей малой родины, что она просто исчезла с лица земли, что нет твоего места рождения.
Но есть память.
Людям старшего поколения необходимо передавать сведения о тех местах, где они родились и жили своим детям, внукам и правнукам.
В наше время нередки случаи, когда люди практически не имеют представления об истории той земли, по которой ходят, где родились они, их отцы и деды. Не в этом ли одна из причин пренебрежительного отношения к тем местам, которые мы называем «малой родиной»? Не отсюда ли исчезновение с лица земли многих деревень?
Цель моей работы: собрать материал об ушедших и уходящих деревнях Сыропятского прихода.
Исходя из цели исследования, я поставила следующие задачи:
- разыскать людей, родившихся и живших в деревнях Чупахино, Александровка, деревне Байкал, которая находится на грани исчезновения, побеседовать с ними и собрать материал об истории этих деревень;
-описать жизнь и занятия жителей этих деревень;
- определить причины исчезновения деревень.
Работа велась под руководством учителя литературы и краеведения Каленковой Людмилы Александровны, собирали материал учащиеся Чернышёва Ольга, Юрченко Никита, Чеканова Ольга, Миленин Василий, Боровик Сергей. Помогали в работе родители учащихся, заведующая Сыропятским краеведческим музеем Колисниченко Любовь Ивановна.
Были проведены встречи, беседы с приглашением в школу Миленина Василия Павловича. Беседовали с Карабановой Александрой Михайловной, Воробьевой Екатериной Михайловной, Усовой Тамарой Николаевной, Поповым Василием, Лебедянцевой Екатериной Македоновной, Чернышёвым Иваном Митрофановичем. А также использовали материал бывшей бывшей учительницы деревни Чупахино, а впоследствии деревни Байкал Ревякиной Антониды Николаевны (Петровой), к сожалению ныне покойной. Использовался материал из книги Василия Павловича Миленина «Возьми в пример себе героя». Исследовали архивные записи Сыропятского сельского совета.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
УШЕДШИЕ И УХОДЯЩИЕ ДЕРЕВНИ СЫРОПЯТСКОГО ПРИХОДА.
СЕЛО ЧУПАХИНО.
На территории Сыропятского сельского совета проживают люди, родившиеся и жившие в ушедших деревнях Кормиловского района – Чупахино и Александровке. Это Миленин Василий Павлович 1945 года рождения, Карабанова Александра Михайловна 1937 года рождения, Воробьёва Екатерина Михайловна 1932 года рождения и другие. К сожалению, их осталось не так уж много.
В 1865 году из Уфимской губернии и, в частности её Александровской и Корниловской волостей, крестьяне ехали на восток, в Сибирь. Они расселялись вдоль берегов Оми. Названия часто оставались те, которые носили их поселения на Родине.
А. И. Герцен с гордостью за свой народ писал : «Горсть казаков и несколько сот бездомных мужиков перешли на свой страх океаны льда и снега, и везде, где оседали усталые кучки в мерзлых степях, забытых природой, закипала жизнь, поля покрывались нивами и стадами, и это от Перми и до Тихого океана».
Небольшая деревня Чупахино Сыропятского сельского совета Кормиловского района зародилась в конце 19-го века в 1880 году, когда в Сибирь хлынула волна переселенцев во время строительства Транссибирской железнодорожной магистрали. А в Сыропятском приходе значится с 1909 года. С ее вводом в Сибирь устремились тысячи крестьян в поисках свободной и обеспеченной жизни. Причиной для переселения послужил избыток пахотных и сенокосных угодий.
Относилась деревня к Тюкалинскому уезду Сыропятской волости, располагалась вверх по течению реки Омь в девяти верстах на правом берегу. В ней проживал 261 житель. Жители села Сыропятского относились к Сыропятскому приходу Пророко-Ильинской церкви.
Переселение шло чаще семьями. Так как земли в Сыропятском было много, жители, опасаясь, чтобы её не взяли в казну, с охотой принимали переселенцев и брали плату за землю.
Главными отраслями крестьянского хозяйства были земледелие и животноводство. Крестьянам, прибывшим из России, где климат был мягче, приходилось приспосабливаться, чтобы вырастить урожай. Посевы и огороды нередко страдали от заморозков. Из Сибири шли отписки, в которых сообщалось: «хлеб водой вымыло», «хлеб поел степной гад кобылка», «хлеб позяб», «земля – песок и трава не растет».
Жили крестьяне бедно. По воспоминаниям Ивана Митрофановича Чернышева, до войны в деревне были лошади только у председателя колхоза и бригадира, поэтому землю пахали и на быках, и даже на коровах. Потом появились два колесных трактора. Деревня состояла из родственников - Милениных (5 семей).
Первыми поселенцами были Миленины, Семендяевы, Старых.
Из воспоминаний Василия Павловича Миленина, бывшего жителя деревни Чупахино: «Родился я 26 января 1945 года в маленькой деревушке Чупахино Сыропятского сельского совета Кормиловского района. Деревенька наша располагалась в одну улицу на правом берегу реки Оми и имела второе название – Щетинкино. Очевидно, от названия бывшего колхоза «Партизан Щетинкин». Оно и значится в моем паспорте, потому что именно так было записано в свидетельстве о рождении. Очень жаль, что я родился в как бы несуществующей деревне».
В начале 20-х годов 20-го века в деревне было две улицы, затем из-за переселения крестьян в другие деревни осталась одна, состоящая из 25 домов.
В Чупахино переселенцы ехали из Тамбовской и Орловской губерний, поэтому жителей деревни называли «казаками». Тридцать процентов семей носили фамилию Миленины.
Из воспоминаний Миленина Василия Павловича: «Дедушка мой по отцу – Миленин Василий Васильевич – приехал в Чупахино из Орловской губернии в конце 19-го века с той волной переселенцев, которая двигалась в Сибирь вместе со строителями Транссибирской железной дороги. Здесь, в Чупахино. В 1916 году родился младший сын семьи Милениных – мой отец Павел Васильевич Миленин. Здесь он вырос, отсюда уходил на действительную службу в Красную Армию на Дальний Восток.
Милениных в Чупахино было много – родные, двоюродные и в третьем колене. Многих из них я помню, некоторых уже нет на свете. Имя Василий в нашем роду не переводится. И прадед, и дед, и я, и мой младший внук - Василий».
Основным занятием крестьян в Чупахино были животноводство и земледелие. Разводили крупный рогатый скот, лошадей, свиней, птицу, овец. Выращивали хлеб, имели огороды.
Василий Попов, житель деревни Чупахино, позднее после расформирования деревни уехавший в деревню Байкал и ныне, к сожалению, умерший, вспоминал: « До установления советской власти в Чупахино работал кузнецом мой дед Николай Лаврентьевич Попов. Кузница была одним из главных мест деревни. Без нее не обходилась ни одна семья. Кузнец был уважаемым человеком. Кроме этого, в деревне был магазин и свой сапожник – Семен Чурсин
и портной – Федор Яковлевич Моргунов. Школы в то время не было, учились в Александровке, да и то не все. В основном оканчивали 2, 3, 4 классы».
Из книги Василия Павловича Миленина «Возьми в пример себе героя».
« В годы Великой Отечественной войны почти все мужчины деревни ушли на фронт. Ушел и мой отец, мои дяди. Не все они вернулись с фронта. А моему отцу повезло. По ранению он вернулся домой в 1943 году. Женился на симпатичной девушке, моей маме. Семья наша была средняя, как и большинство семей.
Жители постоянно работали в колхозе, к работе приучали с ранних лет и детей. В 11-13 лет мы уже помогали сгребать сено, пасти скот, тесать жерди.
Работало в деревне два-три трактора. В основном до устойчивых морозов. Никакого гаража для техники не было. Одна кузница с ручным горном. На ферме тоже только ручной труд. Лишь в конце пятидесятых годов пришло в нашу деревню электричество, появились телевизоры. А телефон и радио так и не дошли до Чупахино.
В период моего детства в Чупахино была начальная школа. Учительницей работала Ревякина Антонида Николаевна ( в девичестве Петрова). Позже она уехала в деревню Байкал. В школе было более 20-ти учеников. Ребята 5-7 классов учились в Корниловке, а старшие в Кормиловке.
После войны председателем колхоза работал мой дядя Яков Васильевич Миленин».
Колхоз «Партизан Щетинкин» жил, как и все колхозы того времени. Сначала занимались животноводством (крупный рогатый скот, лошади), недолго держали овец, птицу. Но основным занятием было растениеводство. Выращивали зерновые, силосные культуры, заготавливали сено. Каждая семья имела подсобное хозяйство, огород.
Из воспоминаний бывшей жительницы деревни Чупахино Карабановой Александры Михайловны: « Родилась я в 1937 году в деревне Чупахино, позднее колхоз «Партизан Щетинкин». Предки мои приехали из Орловской губернии в конце 19-го века (точно дату не знаю). Они были портными.
Сначала школы и клуба в деревне не было, мы ходили учиться в Корниловку. У учительницы была фамилия Щёголь, а у учителя – Подберёзкин В.А.
В нашей деревне жили в основном русские, лишь одна семья Ковниковых были калмыки. В конце 50-х годов они уехали в Элисту. И еще одна семья, кажется, чуваши.
В 1955-1956 годах построили небольшой клуб. Была хорошая художественная самодеятельность. Жили весело. Выступали чаще старшие школьники и молодежь в конторе бригады, потом уже в клубе. Не только пели и плясали, но и играли небольшие пьески. В основном жили дружно, но иногда были ссоры, драки».
Жители деревни занимались некоторыми промыслами: ткали холсты, делали изделия из шерстяной пряжи, обрабатывали кожу. Были кузнецы, плотники, была мельница.
В 50-е годы люди из Чупахино стали уезжать. Одни переезжали в Александровку, другие в деревню Байкал. В тот период создавались колхозы, шло укрупнение хозяйств, люди стремились поселиться в центральных усадьбах, где были школы, сельские клубы, дороги, электричество.
СЕЛО АЛЕКСАНДРОВКА.
Первые упоминания об Александровке приходятся на 20-е годы прошлого века, а образовалась она в 1891 году и располагалась напротив деревни Корниловка на правом берегу Оми. Называлась посёлком Александровским ( по-уличному Рязановка), в нем проживало 865 жителей.
Относилась Александровка, как и Чупахино, к Сыропятскому приходу. В приходе было три училища, одно из них – смешанное образцово - одноклассное – находилось в Александровке и содержалось на средства министерства просвещения. Законоучитель получал 100 рублей в год жалованья.
Моста между Александровкой и Корниловкой не было, связь осуществлялась с помощью лодок и парома.
Основными жителями Александровки были переселенцы из Рязанской губернии, поэтому их ещё называли «рязанцы», а деревню – Рязановкой.
Возможно, название деревне Александровке было дано по имени царствовавшего императора Александра III. Такие предположения выдвигает краевед Борис Гвоздев в своей книге «Картины родного края». В 19-ом веке имена царствующих императоров и их детей нередко давали населенным пунктам. Но Иван Митрофанович Чернышёв дает другую версию этого названия. Он говорит, что деревня была названа по имени инженера Александрова.
В деревне была кузница, столярная мастерская, деревянная школа, сначала начальная, а затем семилетка. Школа была хорошей. Было две улицы. Береговая – вдоль оврага и Восточная. Строилась деревня с севера на юг.
Учителями были Александр Васильевич Подберёзкин и Нина Васильевна Лепёхина. Позднее работала учителем начальных классов Ревякина Антонида Николаевна. Затем она переехала в деревню Байкал.
Церкви в деревне не было, но, по словам бывшей жительницы Пикаловой Александры, там жил некий Иван Фомич Карабанов, который имел молитвенник и читал молитвы по-старославянски.
Жители Александровки занимались животноводством и растениеводством. Разводили лошадей, коров, но больше всего было овец. Также как и в Чупахино, у всех были огороды и подсобные хозяйства.
Население составляли в основном русские, жили большими семьями: семьи Карабановых, Воробьёвых, Желтяковых, Пшеничновых, Мирошкиных и другие. Нередко заключались браки молодых людей из Чупахино и Александровки.
Когда образовались колхозы, Александровка стала колхозом «Красная заря». Колхозное хозяйство было небольшое.
Из воспоминаний Ивана Митрофановича Чернышёва, бывшего агронома МТС: « В колхозе хозяйство небогатое. Имели три трактора, один гусеничный, два колесных. На них работали Пшеничнов Петр Яковлевич и Красиков Иван Тимофеевич. Люди жили в избушках из пласта, крыши были земляные.
Первым председателем колхоза был Бабкин Андрей Андреевич. Сначала в колхозе было всего 15 коров и 3 лошади. Обрабатывали землю, заготавливали сено в основном вручную. Особенно трудно было в военные и послевоенные годы.
Из Александровки люди стали уезжать почему-то раньше. Может, причиной послужило то, что здесь после войны больше осталось вдов и больше мужчин умерло от ран. Поэтому эту деревню присоединили к Байкалу, колхозу «Завет Ильича».
В. П. Миленин в своей книге «Возьми в пример себе героя» объясняет причины распада деревень Чупахино и Александровка так: «На противоположном берегу Оми, дальше от Барков, в восьми километрах распологалась станция и райцентр Кормиловка. Однако, ласковая, приятная летом Омка становилась серьезной преградой в непогоду. Плохая дорожная связь позднее явилась одной из причин распада нашей деревни Чупахино и соседней Александровки.
Из-за бездорожья у нас не было ни одного автомобиля. На осень пригоняли два-три комбайна из Александровской МТС, а позднее – из Байкала, нового нашего объединенного колхоза имени Андреева.»
Уже в конце 40-х – начале 50-х годов деревня стала пустеть. И к 1961 из некогда бойкой и боевой (партизаны Александровки даже обстреливали отступающие по Сибирскому тракту колчаковские войска) она превратилась в деревню в три дома, где жили семьи Киселёвых, Желдоковых и Воробьёвых. А к 1968 году она перестала существовать совсем.
В наши дни от деревни остались холмики бывших домов и кладбище, на котором еще несколько лет назад были довольно свежие могилы. Видимо, кому-то из оставшихся старожилов еще хотелось лежать в родной земле рядом с могилами предков.
Таким образом, деревни Чупахино и Александровка в 50-е годы объединились с селом Байкал, на базе которого был образован колхоз имени Андреева. Для государства было не выгодно содержать мелкие деревни, так как в послевоенное время стремились поднять экономику, сельское хозяйство.
ДЕРЕВНЯ БАЙКАЛ.
А вот что мы узнали о деревне с красивым названием Байкал. Деревня образовалась в 1928-1929 годах 20-го века. Первыми жителями были четыре семьи Воронковых, Дятловых, Кучковских, Колдаевых. Внуки и правнуки первых трех семей и сейчас живут в Байкале и селе Сыропятском.
Эти первые жители занимались больше пчеловодством и животноводством, нежели земледелием. (Пчеловодством занимаются и сейчас некоторые семьи).
Откуда же в нашей местности появилось такое название деревни? От старожилов мы узнали две версии. Первая такова. В двух километрах от нынешней деревни было построено зимовье, в котором жил зажиточный крестьянин Байкалов. Позже он уехал, а землю стали называть «Байкалова», затем - Байкал.
По второй версии, за деревней находилось большое болото. Во время весенних паводков оно становилось еще больше, а вода была очень прозрачной. Жители говорили, что вода чистая как в озере Байкал. Отсюда и название деревни.
Первыми жителями деревни Байкал были переселенцы из Орловской губернии, в 50-е годы 20-го века в деревню Байкал приехали жители распавшихся деревень Чупахино и Александровки. Здесь был образован колхоз имени Александрова. Земли этих деревень объединили. Участковым агрономом был Чернышев Иван Митрофанович. Он вспоминает: «В колхозе люди занимались животноводством и растениеводством. Раньше в Александровке и Чупахино земли было мало, обрабатывали ее на быках, а порой и люди впрягались в плуг, иногда из МТС присылали трактора для обработки полей. Но использовать их было не выгодно, так как больше было затрат, чем результатов.
По новой политике государства шло укрупнение поселений. Нерентабельные деревни объединяли, перевозили скот, технику, объединяли поля. Создавались различные бригады: животноводческие, полеводческие. На Байкале было более 200 голов коров. На полях выращивали озимую пшеницу, рожь, пшеницу, ячмень и даже лен, правда, потом от выращивания льна отказались, так как не было высокой урожайности. А в 1952 году и колхоз имени Андреева присоединили к Сыропятке, на базе которой был создан новый колхоз «Заветы Ильича».
Из Александровки перевезли школу в Байкал и достраивали ее уже в деревне. Один из строителей этой школы Дятлов Петр Михайлович, вспоминал, как после окончания строительства перерезали ленточку и вручили ключи будущему директору начальной школы Ревякиной Антониде Николаевне.
Антонида Николаевна Ревякина долгие годы проработала в Байкальской начальной школе. Выйдя на заслуженный отдых, она жила там же, и её всегда
считали первой учительницей. Она дала путевку в жизнь не одному поколению жителей деревни. К сожалению, несколько лет назад она трагически погибла.
Школа была небольшой, состояла из одного большого класса, столовой, учительской и коридора. В то время (в 60-е годы) в школе было 43 ученика, учились в две смены. Был также пришкольный участок и физкультурная площадка. Отопление печное.
Техничками были в разное время Попова Т.И., потом Карабанова Н.Н., следующей была Костина В.И., они же варили обеды. Из всех сейчас осталась только Костина В.И. она вспоминает: «Школа была небольшая, но очень уютная, и детей для такой небольшой школы было немало. Когда я болела, Антонида Николаевна сама работала за техничку и за повара, платили ей сто двадцать рублей, что по тем временам было неплохо.
В конце 60-х годов школу продали и разобрали, а построили кирпичную, с водяным отоплением.
Я работала техничкой 15 лет, за это время в школе сменилось семь учителей, а детей становилось всё меньше и меньше. А в 90-е годы, когда наш совхоз распался, многие молодые семьи уехали в Сыропятку, Алексеевку, Кормиловку или в Омск».
Сейчас в Байкале начальной школы нет. А в Сыропятскую школу приезжают 9 учащихся. В деревне остаются одни пенсионеры, молодых семей очень мало.
Эта деревня тоже находится на грани исчезновения, а так хотелось бы, чтобы она возродилась и жила. Ведь там такое прекрасное месторасположение. Леса, луга, много ягод, грибов, чистый воздух. Но нет для молодых работы, а для детей школы. Вот и разъезжаются жители, особенно молодые, кто куда. А жаль, наверное, не так далеко то время, когда в паспортах многих окажется место рождения, исчезнувшее с лица земли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В ходе данного исследования были проведены беседы с бывшими жителями деревень Чупахино и Александровка, жителями села Байкал. Собран материал об истории этих поселений, их занятиях.
Выявлены причины исчезновения деревень:
- укрупнение хозяйств;
- образование новых колхозов;
- нерентабельность содержания маленьких деревень для государства;
- отсутствие школы;
- бездорожье;
- отсутствие электроэнергии;
- отсутствие телефонной связи.
Сегодня мы можем сказать, что история продолжается, и с лица земли исчезают все новые и новые поселения. Маленькие села не могут бороться за выживание, соперничая с крупными городами, поселками, которые наступаю, расширяются. В наше время выживает сильнейший. И наше село Сыропятское, которое было когда-то совхозом-миллионером, сегодня превратилось в дачный поселок, где кроме школы, администрации сельского поселения нет никаких организаций. Многие жители работают в городе Омске. И, может быть, через несколько лет мы станем частью мегаполиса, который постепенно поглощает поселения, которые находятся рядом с ним.
Таким образом, установлено, что деревни уходят, а на их месте образовываются новые поселения или остаются только старые погосты.
Мне хочется сказать:
Пусть село мое живет
И не уходит вспять,
Историей не станет.
Пусть люди в нем живут,
Звучит здесь смех детей,
И кров родного дома
Со мною всегда будет!
.
Литература:
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Мороз Иванович
Кто самый сильный?
Свадьба в Малиновке
Мост из бумаги для Киры и Вики