Работа выполнена в рамках конкурса исследовательских работ "Подвиг учителя на фронте и в тылу".
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Мы в вечном долгу перед вами". | 15 КБ |
«Мы в вечном долгу перед вами».
Введение.
Великая Отечественная война…
Она потребовала от народа огромного трудового и ратного напряжения, предельной мобилизации материальных ресурсов страны и творческой энергии людей. Давно залечены раны войны. За шестьдесят пять лет после ее окончания выросли новые поколения людей, которые знают о ней из книг и рассказов участников и очевидцев событий той поры.
У каждого человека своя судьба. Для одних она рисует больше белых полос в жизни, а для других – серые и черные. Говорят, что с судьбой спорить бесполезно, что судьбу не изменить. Но на наш взгляд, только от человека зависит его будущее. Если человек борется с бедами за личную жизнь, то он обязательно добьется своего. Ничто не помешает ему достичь своей цели. Именно таким способом многие люди добились успеха, славы, выжили в трудные времена. Это люди, которые не останавливались ни перед чем, что могло бы помешать им жить и быть счастливыми.
Их не могли сломить невзгоды, потому что они верили в лучшее, и их сердца согревала надежда.
Двадцатый век – век войн и больших потерь. Так, Великая Отечественная война изменила судьбу каждого человека нашей страны. Война не обошла стороной ни один дом, ни одну семью, коснулась каждого.
Лишь вера спасла людей в военные годы. Люди верили в победу. В то время, когда на полях сражений гибли тысячи людей, защищая свою землю, дома их ждали жены, дети, матери. На фронте было тяжело, но в тылу было не легче. Солдаты знали, что у них крепкий тыл, несмотря на то, что там остались дети, женщины и старики.
«Все для фронта, все для победы!» - главный девиз военного времени. Не жалея себя и своих сил, люди работали сутками на заводах, фабриках, полях. Дети быстро взрослели. На их плечи ложилась тяжкая ноша. Они заменяли взрослых у станков, работали на тракторах в поле… Люди, работавшие в тылу, в большинстве своем женщины и дети, не менее достойны звания героев. Они напряженно трудились, принимали активное участие в строительстве оборонительных сооружений в прифронтовой полосе, кормили армию.
Солдаты и офицеры фронта, партизаны и участники антифашистского подполья, труженики тыла шли на величайшие жертвы, проявляли беспримерный массовый героизм и самоотверженность. Огромен вклад наших земляков в общее дело Великой Победы. Они бесстрашно сражались на всех фронтах, участвовали в освобождении тысячи городов и сел родной земли, стран Европы. Среди них – учителя-ветераны нашей школы.
Чем дальше огненные годы, тем меньше становится тех, кто отстоял нашу Родину в жестоких боях. Уходят из жизни ветераны, унося с собой память о той войне. В нашем селе в живых остался только один ветеран - Злобин Василий Федорович.
В своей работе мы хотим рассказать о боевом и трудовом подвиге учителей–ветеранов Верхнесеребрянской школы Злобиной Анастасии Григорьевне, Гетманской Татьяне Никитичне, Конопле Филиппе Григорьевиче и Садовникове Герасиме Андреевичу.
Мы в вечном долгу перед вами.
Злобина (Кобзарева) Анастасия Григорьевна.
Когда началась Великая Отечественная война, с Верхнесеребрянской семилетней школы на фронт ушли все мужчины-учителя: Дьяченко Герасим Павлович, Клименко Николай Архипович, Пономарев Дмитрий Павлович и ее директор - Мягкий Григорий Николаевич. В годы суровых военных испытаний, находясь в рядах активных защитников нашей Родины, все они геройски сложили головы на поле боя. К сожалению, нам пока не удалось выяснить обстоятельства гибели и места их захоронения.
Ушедших на фронт мужчин, как и на других участках, заменили женщины. В годы Великой Отечественной войны и после нее до 1947-го года исполняющим обязанности директора школы работала Злобина (Кобзарева) Анастасия Григорьевна. Приходилось трудно, учителей не хватало. Особо помнит Анастасия Григорьевна уроки военного дела. В районном военкомате ей выдали пару винтовок, гранаты и патроны. И она, молодая девчонка, учила старшеклассников стрелять, метать гранаты.
В годы оккупации с лета 1942 года школа в селе не работала. Но уже через месяц после освобождения, в середине февраля 1943-го года, в школе возобновились занятия. По просьбе Анастасии Григорьевны школе колхоз передал две комори, принадлежавшие ранее раскулаченным крестьянам. Рядом со зданием земской школы из них было сложено помещение на два класса. Теперь у школы имелось три помещения: первое – здание бывшей земской школы, с тремя классными комнатами в которых теперь располагались средние классы; второе – бывший дом священника в которых располагались младшие классы; третье – построенное во время войны двухклассное здание.
«Не все дети могли посещать школу, вспоминает Анастасия Григорьевна. Самой распространенной проблемой, из-за которой дети не ходили в школу это отсутствие обуви и одежды. Часто в семьях на всех детей была одна пара отцовских старых сапог, которые они носили по очереди. Кроме того, старшие ребята старались помогать взрослым как могли: работали в поле, пасли скот. Тяжело было преподавать, во время оккупации школа была разграблена, спасти удалось немногое. Отсутствовали тетради, поэтому дети писали на газетах. Не было наглядных пособий. Было очень трудно, приходила в школу раньше всех, уходила позже всех, дома готовилась к урокам. Кроме школьных дел было много и общественных поручений - основную работу Анастасия Григорьевна совмещала с большой общественной деятельностью. Но самая главная проблема – нехватка учителей. Они были очень востребованы. Но война шла к концу, постепенно домой возвращались фронтовики и приступали к восстановлению мирной жизни. Среди них Гетманская Татьяна Никитична, Конопля Филипп Григорьевич, Садовников Герасим Андреевич, работавшие в школе до выхода на пенсию.
Вернулся домой с войны и Василий Федорович Злобин - будущий муж Анастасии Григорьевны. Создали семью, а уже в следующем 1946 году у них родился сын-первенец Виктор. Потом родились две дочки Рая и Таня, и еще один сын – Николай. У Анастасии Григорьевны не легкая судьба. Заботясь о чужих детях, она растила своих. Сейчас у Анастасии Григорьевны и Василия Федоровича восемь внуков и одна правнучка. «В этом году, если Бог даст, - говорит Анастасия Григорьевна, будет 65 лет нашей совместной с Василием Федоровичем семейной жизни».
После войны Василий Федорович работал в школе военруком, а позже в колхозе на различных рядовых работах: учетчиком, весовщиком на току, сторожем. Тяжелое ранение, осколки постоянно напоминали о себе. «Когда вернулся с войны, думал - проживу годков пять от силы, вспоминает Василий Федорович. Доктора в госпиталях говорили, что после такого ранения чудо, что остался жив. Как сказал военврач - выжил благодаря сильным легким, а еще я бы добавил - благодаря заботе и стараниям жены».
С 1948-го года Верхнесеребрянскую школу возглавил Курасов Н.Ф, а Анастасия Григорьевна стала преподавать математику. Так и проработала всю свою трудовую жизнь, обучая детей этой науке.
Гетманская Татьяна Никитична
Гетманская Татьяна Никитична ушла на фронт с Шевчанской средней школы, Вейделевского района, Белгородской области в которой работала учителем.
«Наши доблестные войска Красной Армии, упорно сражаясь за каждую пядь земли, поливая ее кровью, вынуждены были оставить г. Харьков. Школа, где я работала, находилась в 1,5 километрах от трассы Валуйки – Ровеньки – Калач на переправу через Дон на Восток. По ней днем и ночью несколько суток шло движение. Солдаты ехали и шли измученные, голодные. Машины везли военное имущество, военную технику. С военного аэродрома под Викторополем улетели самолеты. Фронт двигался к Волге. Эвакуировались мирные жители: гнали скот (коров, овец), везли разное имущество на подводах. Было страшно все это видеть. Что будет дальше с народом, с нашей страной, с нашей любимой Родиной? Пугала неизвестность. Хотелось плакать».
В это время Тятьяна Никитична вместе с тремя девушками, тоже учителями Шевчанской семилетней школы, добровольно ушли в действующую армию на фронт. Было ей тогда 20 лет. Командующий части, куда она попала, направил Татьяну Никитичну в военный лазарет 388 – го батальона авиационного обслуживания, 23 РАБА (района авиационного базирования) 2–ой Воздушной Армии полевая почта 23335. Командиром части сначала был майор Пашков, а позже капитан Вергановский. В это воинской части Татьяна Никитична прослужила с 5 июля 1942 года по 17 августа 1945 года». Боевой путь Татьяны Никитичны начался под Сталинградом.
«Наш батальон располагался в селе Княженка, что не далеко от Сталинграда. Перед генеральным сражением командир части, охарактеризовав обстановку, сказал: «За Волгой земли много, но отступать нам некуда». Грудь сдавило со страшной силой, накатились слезы, но каждый оставался верен своей клятве – жить свободно или умереть».
Был бой. Падали бомбы, рвались снаряды, мины. Ни дня, ни ночи передышки, ни минуты покоя. Кругом убитые, раненые. Татьяна Никитична дежурила в лазарете. Было больно смотреть на изнеможенных, изувеченных солдат; еще мучительнее чувствовать себя беспомощной перед смертью товарищей. Но она делала все, что могла – лишь бы вернуть их к жизни. Было трудно. Люди забывали о страхе. Они отдавали себя во имя победы. И долгожданный день наступил.
В составе 1 Украинского фронта участвовала в освобождении Киева, Житомира, прошла через Южную Польшу. Победу встретила под Берлином. Сотнями километров измеряются военные дороги, по которым прошла Татьяна Никитична. Ее грудь украшали правительственные награды: «Орден Отечественной войны II степени, медали: «За оборону Сталинграда», «За участие в Отечественной войне» и другие. Бережно хранила Татьяна Никитична и Благодарственную грамоту, полученную от командующего 1 Украинским фронтом И.С. Конева. Домой возвратилась Татьяна Никитична в августе 1945 года.
После войны Татьяна Никитична поступила в пединститут в городе Россошь. А после его окончания по распределению попала работать в нашу Верхнесеребрянскую восьмилетнюю школу – учителем географии. Здесь она встретила своего будущего мужа – Коноплю Филиппа Григорьевича, тоже фронтовика, преподававшего немецкий язык.
Конопля Филипп Григорьевич.
Судьба Филиппа Григорьевича была трагична. В самом начале войны часть, в которой он служил, не смогла выйти из окружения. После тяжелых боев многие из ее бойцов, в том числе и Филипп Григорьевич, попали в плен. «В плену было не сладко. Нас подвергали нечеловеческим пыткам и издевательствам. Практически не кормили. В отчаянии приходилось есть траву, листья, древесную кору. Иногда немцы делали снисхождение и давали нам «похлебку» из картофельных очисток и «хлеб» испеченный из отрубей, толченого свекольного жмыха и измельченной соломы или листьев». Около двух лет провел Филипп Григорьевич в концентрационном лагере в Польше. Потом, когда стали привлекать военнопленных к работе, его перевели в Германию на завод. Здесь с питанием было немного лучше, но тяжелый, не человеческий труд отнимал все силы. За малейшую провинность следовало немедленное наказание – били плетками и резиновыми дубинками по лицу, рукам, ногам, травили собаками, подвешивали на несколько дней за руки к перекладине на всеобщее обозрение в назидание другим. Многие не выдерживали, умирали.
Всю войну пробыл Филипп Григорьевич в фашистской неволе. Долгим был и его путь домой. После возвращения Филиппа Григорьевича, как знающего немецкий язык пригласили преподавать в школе.
Садовников Герасим Андреевич
Садовников Герасим Андреевич родился в 1918 году. В армию был призван в 1939 году. Службу начал в 175 горнострелковом полку в расчете пулеметного взвода. Участвовал в кампании 1939-40 годов – «освобождал» Западную Украину и Бессарабию. За хорошую службу командование дало ему 10 дней отпуска. «Товарищи собрали денег на гостинцы, вспоминает Герасим Андреевич. 21 июня 1941 года я поехал в город, купил чемодан и подарки. До часу ночи не мог уснуть, думал о дороге. А в 2 часа ночи на наш лагерь немцы сбросили две бомбы. Все они попали в бассейн». Так в жизнь Герасима Андреевича вошла Великая Отечественная война.
«Война началась внезапно, вспоминает Герасим Андреевич, военная техника была хуже вражеской. День и ночь шли дожди. Днем держали оборону, а ночью отступали и на себе тянули «полуторки». В 50 километрах от Днепра в районе Кременчуга был взорван мост. Мне как заведующему складом приказали сжечь машины – 122 «полуторки». Сами пешком подошли к Днепру. В конце сентября вода в Днепре была холодная, а нам надо было переправиться вплавь на левый берег. Река в этом месте достигала в ширину 700-800 метров. Чуть не погиб тогда в ледяных днепровских водах. Почти добрался до берега, а выйти из воды сил уже не было. Если бы не солдат, плывший рядом и вытащивший меня на берег, то война для меня закончилась уже тогда».
А повоевать еще пришлось до самого конца войны, до победного 1945 года. Победный боевой путь Герасима Андреевича на Запад пролегал по тем самым местам, по которым в тяжелом 1941 году приходилось с большими потерями отступать на Восток. Запомнился Герасиму Андреевичу еще один бой, и снова на Днепре, только теперь на правом его берегу.
«В первых числах февраля 1944 года в дождливую и слякотную погоду в районе Корсунь-Шевченковского было завершено окружение большей группировки фашистов, - вспоминает Герасим Андреевич. Но для ее уничтожения сил было недостаточно. Из-за того, что грунтовые дороги были разбиты, подкрепление основных сил Красной Армии задерживалось. 122 артиллерийская бригада, в которой я служил ежедневно отбивала по несколько атак, но немцам вырваться из окружения не давала. В ночь под 17 февраля подул северный ветер, температура понизилась до 18 градусов мороза, началась метель, и к рассвету выпало сантиметров 20 снега. В 9 часов утра немцы всеми своими силами пошли в прорыв в том месте, где мы держали оборону. К 12 часам дня нами было отбито несколько атак. Но враг напирал, пытаясь вырваться из «кольца». Уже 150 – 200 метров отделяло немцев от позиций артиллеристов, но в это время к нам подошло подкрепление. К 14 часам Корсунь-Шевченковская группировка врага была уничтожена».
За храбрость и героизм 122 артбригаде было присвоено имя Корсунь – Шевченковская, все воины бригады получили письменную благодарность от Верховного Главнокомандующего. А Герасим Андреевич еще и медалью «За отвагу».
Вернувшись домой Герасим Андреевич пришел работать в Верхнесеребрянскую школу учителем труда. На его груди красовались медали: «За боевые заслуги», «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией». Здесь он и проработал до выхода на заслуженный отдых.
Заключение.
Закончить свою работу я хочу словами своей бабушки Мирошниченко Людмилы Ивановны, которую учили наши учителя-ветераны. «Каждый день мы встречались в школе с нашими учителями: отзывчивой и доброй, как мать Татьяной Никитичной, требовательной Анастасией Григорьевной, строгими, но в тоже время, простыми Филиппом Григорьевичем и Герасимом Андреевичем. Такими их знают, наверное, все кому они отдавали тепло своего сердца на протяжении многих лет своей педагогической деятельности. Они мало рассказывали нам о себе, больше о тех, кто сложил свои головы ради нашего счастья. Но мы то знали, что они тоже совершали подвиги, которые воспитывали в нас любовь к Родине».
После победного мая прошло шестьдесят пять лет. Но мы помним о Вас, дорогие ветераны. Из поколения в поколение мы хранить память о тех, кто отдал свою жизнь во имя победы, счастья нынешнего и будущих поколений. Нашей святой обязанностью является бережное, уважительное отношение к ним и ныне живущим ветеранам, их делам. Ибо историческая память – важнейшая составляющая великого понятия гражданского долга и любви к Родине
Источники.
1. История Верхнесеребрянской средней школы.
2. Личные архив Гетманской Татьяны Никитичны.
3. Личные архивы семьи Садовниковых
4. Личные архивы семьи Злобиных.
5. Свет Октября (Ровеньки) за 15 апреля 1976 г.
6. Устные воспоминания ветеранов Злобиных Анастасии Григорьевны и Василия Федоровича.
Зимний лес в вашем доме
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Рисуем "Ночь в лесу"
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Снежный всадник