Исследовательская работа проводилась в рамках конкурса творческих работ по истории свадебного обряда в Ровеньском районе.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа. "История свадебного обряда в селе Верхняя Серебрянка. | 17.39 КБ |
Управление образования администрации муниципального района
«Ровеньский район" Белгородской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Верхнесеребрянская средняя общеобразовательная школа
Ровеньского района Белгородской области»
Конкурс творческих
работ
Тема:
«История свадебного обряда в селе Верхняя Серебрянка»
Выполнила:
Ряднова Марина ученица 11 класса.
Руководитель:
Пасюгин А.Н.
учитель истории и обществознания.
Верхняя Серебрянка 2011 год.
Содержание.
Введение……..……………………………………………….3-4
1. Обряд сватовства и оглядын……………………………5-7
2.Свадьба..…………………………………………………...8-11
Заключение……………..…………………..…………………12
Источники и литература……………………………………..13
Введение.
Человек, уважающий свой народ, должен всегда интересоваться его историей, особенно историей родного края, своей семьи. Зная, свои корни, мы будем лучше понимать самих себя, свои поступки. Основу жизни каждого человека составляла семья. Семья была сосредоточением его нравственной и хозяйственной деятельности. Все этические и эстетические ценности складывались в семье и усваивались с детства. А началом, рождением каждой семьи, конечно, являлась свадьба.
Свадьба - одно из самых любимых, долгожданных событий! Она нередко обращалась праздником для всего села. Улица оживлялась, люди доставали из скрынь и сундуков наряды, приодевались. Со всех крайков собирался народ, чтобы посмотреть на жениха и невесту, порадоваться за счастье молодых. Родители невесты и жениха радушно всех принимали, угощали с чувством торжественной добродетели. Заслышав издали звон бубенцов мчащегося на тройках свадебного поезда, люди бросали все свои дела и выскакивали на улицу. Радостно провожали молодых.
В нашем селе есть такая поговорка – на человека приходят посмотреть без приглашений три раза – когда родился, когда женился и когда умирал. На мой взгляд, она хорошо раскрывает характер души нашего народа. Люди всегда помогут – и в радости, и в горе. А ведь не у каждого народа это есть. Когда-то, по соседству с нами жил дед Некеся. Родился он еще в начале прошлого века, и давно умер. Мне о нем рассказывал мой дедушка. Так вот этот дед был живым свидетелем того, как в годы гражданской войны в селе на Бочанке играли свадьбу. Как водится, у ворот собрался народ. Все радуются, угощаются. Но время было лихое – со стороны Украины на лошадях налетел отряд гайдамаков (австро-венгров). Они сразу же разделили собравшихся на приглашенных и на пришедших поглазеть односельчан. Вторых тут же выпороли нагайками, приговаривая, что так в цивилизованной Европе не делают, и разогнали.
В дни свадьбы даже самые злые недруги примирялись. Наш народ легко забывает обиды, но не равнодушен, когда оскорбляют его чувства.
В каждой местности есть свои особенности проведения свадьбы. Каждая свадьба отличается своим характером, своим настроением. Есть эти особенности и в нашем селе. Конечно, многое зависело от положения семьи. В бедных семьях свадьбы играли по три дня, в богатых – неделю. До сих пор у нас в селе живет поговорка: «Говорят - та свадьба удалась, которую три дня играют и три года вспоминают».
Наши предки – украинские казаки – черкасы - придя в эти места с Украины, перенесли с собой свои нравы и обычаи, которым оставались верными до последнего времени.
О том, как игрались свадьбы в старые добрые времена, а они действительно игрались, и сценарий этого зрелища утверждался веками, также как и список действующих лиц, мне рассказала соседка – бабушка Мария Лукьяновна Пасюгина. Мария Лукьяновна удивительная рассказчица, в свои семьдесят пять лет она обладает феноменальной памятью. Помнит в подробностях не только то, что случалось с ней в жизни, но и то, что когда-то в детстве рассказывала ее бабка Домаха. А уж, какая баба Маруся певунья! В ее репертуаре множество старинных песен, шуток, прибауток, в том числе и свадебных.
Сватовство и оглядыны.
«Свадьбы у нас гулялы осенью описля Покрова до Рожества, та зимою описля Крещенья до Масляной. А до цего, нада було сосватать» - говорит баба Маруся. «Колы сын выростав, батькы совитувалыся миж собою: деб высвататы ему дивчину? Спрашувалы у родычив, може воны де знають гарну дивку на выданья. У сына спрашувалы в послидню чергу. Як дивка нравылась батькам то казалы: «В добрый час! Треба сватать», а як воны про ню ничего не зналы, то откладувалы сватовство на время, шоб узнаты про симью, та про неи».
Как видно из рассказа Марии Лукьяновны, решение о женитьбе сына, а также выбор невесты были за родителями. Иногда случалось и так, что ни жених, ни невеста не видели друг друга до самой свадьбы. «Моя бабка Домаха рассказувала як еи подругу замиж бралы. Прыихалы на санях зимою. Ну, такый женых красывый, такый красывый, ну, думае, повезло мени. А вин встае, а у него колины друг до друга, ходе - страшно. А шо? Вышла замиж, куды деваться?»
Обряд сватовства протекал по установившимся традициям. Как правило, родители жениха заблаговременно через знакомых, родственников или соседей узнавали у родителей невесты, согласны ли будут они выдать свою дивчину? Если согласны, то жених или его родители приглашают двух стариков, которые называются старостами, призывают их к себе в дом и говорят жениху: «Ну, вот тоби старосты; просы их, чтобы они шли сватать за тебя дивчину». Он обращается к ним с просьбой; они отвечают ему: «Добре, хлопче, мы пидемо свататы за тебе дивчину; гляды лышень, ты не наробы нам срамоты и безчестья: щоб ты вид дивчины не отчурався». Мать зажигает перед образами свечи, и все молятся Богу. Помолившись, жених кланяется отцу и матери в ноги, а те его благословляют. После этого он подает старостам хлеб-соль, и они отправляются в дом невесты.
«Як пидойдуть до хаты, рассказывает Мария Лукьяновна, старосты тричи по три раза стукають в двери спрашують: «Чи пустете нас в хату, чи ни?» Батько невесты перекрестившись, отвечае им: «Если добри люды, с добрым словом, то просим». Старосты входять и отдают отцу и матери святый хлеб или кладут на стол. Хозяева их благодарять, просять садиться, и спрашивають, шо они за люды, куда идуть и зачем их Бог прислав сюда. А старосты заводять двусмысленну речь о про шо угодно, про хозяйство, а потом, забачив дивку кажуть: «У нас есть гусак, а у вас гусочка, а потом мы желаем их спаруваты, шоб вышло из них все добре. Нехай ж вмисти ходять и вмисти пасуться. Согласны ли вы отдать свою доньку за нашего хлопца, или нет? Скажите нам».
«Батькы невесты, хотя и дали уже согласие через людей, поначалу отговарюються: «У нас невеста ще молода, и мы не готовились: того нема, другого нема. Надо подумать, може, жених ваш не согласен, а вы пришли просто сами; а може, еще наша дивчина буде не согласна, треба расспросить, посоветоваться». Но опосля соглашаються и выводять к женыху невесту, их ставят рядом и спрашивають о согласии взять ее за себя, а дочку выйты за него замуж. Запалюють свечи перед иконами, моляться Богу. Батько невесты, бере икону и хлиб, садиться рядом с женой, а невеста кланяеться им тры раза и падае в ногы. Лежить в ногах, а батько благословляе: «Ну дочко, Бог тебя благословляе, и я благословляю». Дае ей родительское наставление, а она, лежа у ног, выслушивает. Затим дает ей целовать икону и хлеб; посля передае икону и хлеб матери. Вона тоже благословляе. Писля благословення невеста одаряе старост вышитымы рушниками и перевязывает их, Тим и канчеться сватовство».
Но не всегда получалось во время сватовства так гладко и ладно. Случался и конфуз. Иногда, особенно если не было предварительного сговора, жениху и старостам выносили гарбуз, что означало отказ. Это, конечно, было позорно. Слух о том, что незадачливому жениху вынесли гарбуз, быстро облетала всю округу. Не скоро теперь он сможет найти себе невесту.
О дне свадьбы во время сватовства не договариваются. Это происходит на оглядынах на другой день, или через неделю, как сговорятся. Родственники невесты приходят в дом жениха, где их встречают хлебом-солью, угощают. Во время застолья договаривались о выкупе и приданном.
После того как прошли сватовство и оглядыны, невеста устраивает «куры». Собираются девчата, варят, жарят кур, поют песни, гадают.
Свадьба.
Как и сейчас, так и в прошлые времена за неделю до свадьбы начинались приготовления. Нужно сказать, что невеста готовила свое приданное в течение нескольких лет – ткала, пряла, вышивала. Готовила своими руками подарки будущим свекру и свекрови, жениху.
Приготовив все к свадьбе, в домах жениха и невесты пекли шишки и терема, кроме того, по одному большому караваю. Каравай украшают. Возле караваев ставят два штофа - быки с водкой, перевязанных красными лентами с пучками жита и ложками, чтобы жизнь была сытой и богатой.
Жених, избирает себе старшего боярина, а невеста старшую дружку. Как правило в бояре и дружки выбирали парней и девчат бойких и веселых. «Невести нада було получить от батькив дружкы согласие, - рассказывает Мария Лукьяновна. И як его давалы, невеста спивала батькам:
Спасиби вам за дружку,
За ея послушку;
Хоть не вмие спиваты,
Та вмие танцюваты».
Утром во дворе жениха наряжали поезд. Собрав бояр, жених дарит каждому из них по красной ленте, и по рушнику, которым перевязывают себя через плечо. Лошадей покрывали красной материей, вешали колокольчики и бубенцы. В Верхней Серебрянке до сих пор передают из уст в уста то, как сельский староста Антон Левда устроил свадьбу своему сыну – будущему комбригу Первой Конной Армии Якову Левде. Звон бубенцов был слышен за несколько верст до села. А троек было столько, что когда первая подкатила к дому в центре села, последняя еще была за селом.
Тройка, в которой ехал жених выводилась из двора. Рядом с женихом находился боярин.
Мать жениха подвязывала рушник к уздечке лошади, а дружко за рушник вел мать. Так провожали из двора поезд. В это же время его обсыпали деньгами, зерном, орехами – в знак богатой и счастливой жизни. Первому попавшемуся на пути, свашка бросала шишку.
В доме невесты тоже велись приготовления. Ее одевали дружки, заплетали косы, на голову надевали венок из цветов, на пояс – красный рушник. Все это непременно сопровождалось пением.
Как правило, невеста до приезда жениха укрывалась в чужом доме (обычно у родственников). Бояре и дружки жениха, поторговавшись у дома невесты, все же узнавали адрес, где укрывается невеста и уже там за выкуп проходили в дом. Дом, где пряталась невеста, обязательно должен был быть по ходу дальше родительского, чтобы после того как ее найдут, молодые вернулись к родному дому невесты. Здесь на пороге жениху подают чарку, но он не пьют, а передает боярину. Тот выливает ее жениху под пятку. Также и невесте. И только вторую чарку пьют.
«Колы в дом невесты заходе женых – в руках несе икону благословенну, дружка крычить из синей сыдящим у стола старостам: «Господы Иисусе Христе, Сыне Божий! Помылуй нас». Ти отвечають ему: «Аминь». Вин каже: «Спасе Бог за аминь». Ти кажуть ему: «А мы рады слухать». — «Кто до кого, а мы до Бога и до вашого здоровья. Благословить Молодого князя за стил завести». Оны отвечают ему: «Бог благословыть», идуть за женыхом и вводять его в хату», - рассказывает Мария Лукьяновна. «За женыхом идуть старший боярын и уси бояре. Их сажають за стил в передний угол до невесты Колы подадуть боярыну рюмку вина, тогда вин выходе из-за стола, а на мисто его сидають дви свашкы: одна — со стороны женыха, а другая — со стороны невесты. Девочка – светылка пидносе в руках «меч» – букет сухих цветов – крокус, в него вставляли вырезанного деревянного коня и свечку. Запалюють свичку, и свашка трычи обводе тым мичем женеха и невесту.А дружкы невесты в це время спивають:
Дивчата вмисти со свашкой спивають:
Та вси анголы, та вси святыи,
Пид викончикамы,
Силы анголы рядом на посад.
Сыдять, а Господь долиньку дае.
Молодый князь Грьцю,
У свого батиньки благословенья просыть:
Благослови мене, ты мий батиньку,
На посады систы,
Та на столиным мисти.
Благословляю тебе, мий сыночку,
Бог мени та на помощь, анголы на радощи.
Господь долиньку дае».
После этой церемонии сватов перевязывают вторым рушником крест на крест. А те говорят: «За дары –отдары». И одаривают шишками и теремами родню невесты. После чего дружко выводит жениха и невесту из-за стола, и свадебный поезд отправляется к дому жениха. Получив там благословение от отца с матерью молодые идут в церковь.
Во время венчания светылка держит в руках «меч», с воткнутой в него восковой свечой. Букет перевязан лентами. Под ноги молодых посыпают полынь и мяту, чтобы лиходеи не попортили их. После обряда венчания букет цветов хранят в доме. Невеста до венчания покрывалась по девичьему обычаю. Затем молодые идут в дом отца жениха. Пришедших молодых старший боярин и дружка сажают за стол вместе с дружками, свашкой и свитилкой. Тогда всех угощают обеденным столом. Подают большой каравай и на него кладут платок, волосник или очипок. Дружка принимает каравай и срезает с него шишки, которые он подает молодым; но они не принимают их, кланяются и отсылают к родственникам. Однако он насильно кладет им за пазуху и потом раздает боярам и дружкам. Тогда дружки припевают:
Дружко коровай крае,
Семеро дитей мае:
Та уси з кошилямы,
Вси короваи покралы.
Затем две свашки: одна — со стороны невесты, а другая — со стороны жениха, берут очипок (чепец), расплетают косу молодой, перевязывают ее и покрывают голову платком по женскому обычаю. Тогда поют:
Покрываночка плаче,
Покрываночка плаче,
Покрыватыся хоче.
Не так покрывацця,
Як поцилувацця.
Свашки целуются между собою.
Когда поют эту песню, тогда молодая плачет и сбрасывает с себя платок на стол и продолжает это до трех раз.
Отак мы зробылы
Як мы захотилы
С к ныша поляныцю
С дивчины молодыцю.
Потом начинается одаривание. Дружка наливает, молодой подносит, а отец каждого дарит платком. Выпивший гость одаривает молодого, чем может: зерном, домашними животными, деньгами и пр. Также гости одаривают невесту. Затем начинается общее пированье, которое бывает происходит до рассвета.
На другой день, т. е. в понедельник, собираются к жениху его родственники, а невестины — к невесте, и гуляют. У зажиточных продолжается свадебное гулянье целую неделю; у небогатых заканчивается по большей части во вторник.
Заключение
Старинная свадьба – самое торжественное, самое примечательное для каждой семьи каждого рода событие. А для основных ее участников – жениха и невесты, свадьба – один из важных моментов жизни. Она круто меняла их судьбу – создавалась новая семья. Свадьба затрагивала коренные интересы вступающих в родство семей – между ними завязывались тесные родственные и хозяйственные отношения.
К сожалению, сегодня уходят в прошлое традиции прошлого. Свадьбы играются не так как раньше, по-другому, без соблюдения традиционных ритуалов, обычаев. Иногда по быстрому, за день по тихому, так, что даже соседи не знают.
Источники и литература.
1. Воспоминания жительницы с. В.Серебрянка Пасюгиной М.Л.
2. Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской. Белгород 2000.
3. Кононенко В.Н. «В старину живали деды веселей своих внучат» Ровеньская нива (Ровеньки) за 1997год
4. Тарадин И.П. Воронежская деревня. Слобода Ровеньки. – Воронеж, 1926.
5. Терещенко А.В. Малороссийская свадьба. - Воронеж., 1977.
Рисуем "Осенний дождь"
Сказка "Колосок"
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
«Течет река Волга»
Фильм "Золушка"