Теория и практические задания к В1 ЕГЭ по русскому языку.
Вложение | Размер |
---|---|
vidyasheva_babakaeva.pptx | 555.78 КБ |
Слайд 1
Словообразование Выполнили: Бабакаева Галина, Видяшева Ирина Учитель:Пухальская Л.В. ГБУ ОШИ «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья» Проект по русскому языкуСлайд 2
Статистика
Слайд 3
Цели и задачи Познакомить учеников с современной теорией словообразования. Способствовать выработки у учеников навыков словообразовательного анализа слова Сформировать системы терминов, отражающих изучение слова со словообразовательной точки зрения Дать представление о словообразовательных типах современного русского языка
Слайд 4
Опрос в классе Количество опрошенных – 20 человек
Слайд 5
Правило
Слайд 8
Советы Иногда бывает сложно определить способ образования слова, например: никому, перерыв . Чтобы определить способ образования данного слова, нужно выделить его основу и подобрать однокоренное слово (однокоренные слова), ближайшее по составу и по смыслу, т.е. включающее как можно больше тех же морфем и связанное с ним лексически, например: никому < кому. Чаще всего, как в данном случае, в производящей основе меньше морфем, чем в производной. Однако иногда бывает наоборот: новое слово образуется путём усечения суффикса и сокращения основы, например: перерыв < перерывать. Затем нужно сопоставить состав разбираемого и ближайшего родственного слова и установить способ словообразования. Так, например, слово никому образовано приставочным способом, а слово перерыв – бессуффиксным способом. Образование слова иногда сопровождается чередованием, которое может вызвать сомнения в том, от какой основы и каким способом образовано данное слово, например: россыпь < рассыпать ( бессуффиксный ).
Слайд 9
Самая распространённая ошибка при определении способа словообразования — неверный подбор слова с производящей основой в словообразовательном звене, в результате которого неправильно определяют и способ словообразования, например:переход < ход (приставочный способ). По лексическому значению слово переход ближе к глаголу переходить, чем к существительному ход, поэтому словом с производящей основой в данном случае является глагол переходить, от которого слово переход образовано бессуффиксным способом: переход <переходить ( бессуффиксный способ словообразования).
Слайд 10
Производные и иноязычные по происхождению приставки можно спутать с корнем и вследствие этого ошибочно определить способ словообразования как сложение, например: сверхновый, постиндустриальный . Запомните наиболее распространённые приставки, которые не следует путать с корнем: меж-, сверх-, супер-, пост-, контр-, дез -.
Слайд 11
Задания для самостоятельного решения
Слайд 12
Способ образования слова ПРИСМОТРЕТЬСЯ сложение основ бессуффиксный приставочный приставочно-суффиксальный
Слайд 13
Способ образования слова КОНЬКОБЕЖЕЦ сложение корней бессуффиксный сложение с суффиксацией приставочно-суффиксальный
Слайд 14
Способ образования слова ВБЕЖАВ суффиксальный переход из одной части речи в другую приставочный приставочно-суффиксальный
Слайд 15
Способ образования слова ДОБРОПОРЯДОЧНОСТЬ суффиксальный сложение основ приставочный сложение целых слов
Слайд 16
Способ образования слова ПЕШЕХОД суффиксальный бессуффиксный сложение корней приставочно-суффиксальный
Слайд 17
Способ образования слова НЕДОСТАТОЧНО суффиксальный сложение приставочный приставочно-суффиксальный
Слайд 18
Способ образования слова ПО-ФРАНЦУЗСКИ суффиксальный бессуффиксный сложение с усечением суффикса приставочно-суффиксальный
Слайд 19
Способ образования слова ПРИВОЛЬЕ переход из одной части речи в другую бессуффиксный приставочный приставочно-суффиксальный
Слайд 20
Способ образования слова ПЛАЩ-ПАЛАТКА сложение основ бессуффиксный сложение слов приставочно-суффиксальный
Слайд 21
Способ образования слова ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ суффиксальный сложение корней сложение с суффиксацией приставочно-суффиксальный
Слайд 22
Вывод Созданный нами проект может оказать помощь в подготовке к решению задач В1 в ЕГЭ. Проект содержит как теоритическую часть, где ученики могут ознакомиться с основными правилами по теме словообразование, и получить некоторые советы как не попасться на ловушки составителей тестов ЕГЭ, так и практическую часть, в которой ученик может закрепить полученные знания, решая тесты на данную тему.
Слайд 23
Список используемой литературы Школьный курс по основным предметам 5-11 класс/ В.Н. Ивлева, Л.Н. Гвоздинская , И.В. Слепкова , О.Л. Смирнова. / Издательская группа «Весь». 2009 с.365 www. lit.lib.ru ЕГЭ Русский язык/ В.Н. Александров, О.И. Александрова, Т.В. Соловьева/ Челябинско «Взгляд» 2009 с.35
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Мороз Иванович
Рисуем "Ночь в лесу"
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Сказка "Дятел, заяц и медведь"