Угроза за спиной?!
Валеева Алсу, обучающая 5 а
МО БУ СОШ № 2 с. Бижбуляк
Руководитель: Алексеева Елена Юрьевна
В этом году я стала пятиклассницей и с удивлением заметила, что мой школьный портфель стал немного тяжелее. Я каждый день ношу в школу портфель, поэтому меня очень заинтересовал этот вопрос
Актуальность темы Правильная осанка формируется с первых дней жизни. На формирование неправильной осанки влияют многие факторы. Одним из важных факторов является то, что осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно портфели. Изучив различную литературу по теме, я решила провести эксперимент в своем 5а классе, поставив перед собой цель: доказать, что тяжелый портфель – это угроза за спиной. Для этого нужно выполнить следующие задачи
- Проанализировать сколько должен весить ранец и как правильно его выбрать.
- Описать, как тяжелый ранец влияет на осанку школьника.
- Провести эксперимент и опрос учащихся.
Объект исследования: ученик. Участники исследования: учащиеся 5а кл.
Предмет исследования: школьный портфель.
Гипотеза исследования: я предполагаю, что тяжелый ранец вредит здоровью.
В работе использованы методы исследования: подбор и изучение материала по теме; поиск информации в интернете, опрос в форме анкетирования; практическая работа: взвешивание портфелей, школьных принадлежностей и учебников.
Выводы: Проблема превышения веса школьных портфелей может быть решена в школе несколькими путями:
- при составлении учебного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
- организовать хранение школьных принадлежностей для уроков технологии, ИЗО, физического воспитания, сменной обуви в помещении школы;
- разрешить пользоваться планшетом на уроках;
- родителям следует покупать лёгкие ранцы;
- самим ученикам следить за содержим своих портфелей.
Заключение.
В ходе исследования я:
1.Проанализировала, сколько должен весить портфель и как правильно его выбрать.
2. Описала, как тяжелый портфель влияет на здоровье школьника.
3. Провела эксперимент.
4. Предложила свои способы решения проблемы.
Вложение | Размер |
---|---|
ugroza_za_spinoy.doc | 109 КБ |
Министерство образования Республики Башкортостан
Отдел образования администрации муниципального района
Бижбулякский район
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
Эколого-математический проект
«Угроза за спиной?!»
Работу выполнила: Валеева Алсу
ученица 5а класса МОБУСОШ № 2 с. Бижбуляк
Руководитель: учитель высшей категории
Алексеева Елена Юрьевна
2012 г, Бижбуляк
Содержание
Как быстро летит время! Мои родители не успели оглянуться, как я выросла. День за днем пробежали годы. И я уже учусь в пятом классе. Одной из главных покупок к первому сентября является портфель. Собираясь в школу первый раз, я мечтала, чтобы портфель был самый красивый, розовый и большой. И думала, что главным его достоинством должны быть вместимость, т.е. возможность положить в него не только учебники, но и куклу, планшетку. А еще думала, что портфель должен быть прочным, потому, что именно на нём зимой можно покататься с горы. Но это все не так! Я увидела, что многих учеников начальных классов в школу провожают родители, потому что их портфели очень тяжелые и задумалась: почему портфель тяжелый? А каким он должен быть портфель? Почему портфель, а ноутбук или планшет?
Актуальность темы Правильная осанка формируется с первых дней жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки влияют многие факторы. Одним из важных факторов является то, что осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно портфели. Изучив различную литературу по теме, я решила провести эксперимент в своем 5а классе, поставив перед собой цель: доказать, что тяжелый портфель – это угроза за спиной. Для этого нужно выполнить следующие задачи
- Проанализировать сколько должен весить портфель и как правильно его выбрать.
- Описать, как тяжелый портфель влияет на осанку школьника.
- Провести эксперимент и опрос учащихся.
Объект исследования: ученик.
Участники исследования: учащиеся 5а кл.
Предмет исследования: школьный портфель.
Гипотеза исследования: я предполагаю, что тяжелый портфель вредит здоровью.
Подавляющее большинство школьников носят портфели, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела. Зависит это от разных причин, в том числе и из-за больших предметных нагрузок, и из-за веса того же портфеля. Медики утверждают, что родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребёнка не пройдёт бесследно. Подсчитано, что для маленького ребёнка носить портфель в четыре килограмма равносильно тому, что если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 15-20. Из медицинской литературы я узнала, что ношение портфеля, превышающего допустимые нормы, влияет на позвоночный столб и внутренние органы, к тому же ребёнок физически утомляется, идёт нагрузка на сердце. В ближайшем будущем это привёдет к возникновению болей в спине, искривлению позвоночника, испортит осанку и походку, может вызвать радикулит и другие заболевания. Помимо всего перечисленного возможно опущение внутренних органов. Регулярная ассиметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь. Вот почему так важно соблюдать установленные СанПиНом требования. Соблюдение этих требований направлено на сохранение здоровья, профилактику нарушений осанки обучающихся. Осанку школьникам портят тяжёлые ранцы и особенно – портфели.
Роспотребнадзор напомнил родителям: масса школьного ранца не должна превышать 700 граммов. Согласно новым санитарным нормативам, масса каждой книги для начальных классов не должна превышать 300 г, а для старших - 600. Масса портфеля с книгами у учащихся 1-3 классов не должна превышать 2кг 200г-2кг 700г, 4-5 классов – 2кг700г-3кг 200г, 6 – 7-х классов – 500г; 8-11-х классов – 4кг 500 – 5кг 200
Но есть простой способ вычислить физиологически безопасную норму: вес ранца с содержимым не должен превышать 10 процентов от массы тела ученика.
Я решила узнать, а соответствуют ли наши портфели и учебники этим требованиям.
Для этого мы провели исследования по следующему плану:
-взвесила всех учеников нашего класса в медицинском кабинете и подсчитала правильный вес портфеля;
-взвесила портфели без школьных принадлежностей и узнала, у кого портфель соответствует санитарным требованиям;
-проверила вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнили их с гигиеническими нормами;
-в течение недели наблюдала за изменением веса портфеля в связи с учебными нагрузками;
-узнала, каким же портфель должен быть, чтобы заботиться о здоровье, долго служить и радовать глаз
-составила рекомендации по выбору функционального ранца;
-составила рекомендации родителям и учителям;
-сформулировала пути решения данной проблемы.
Полученные данные занесла в таблицу
Ф.И. ученика | Вес тела ( кг) | Правильный вес ранца (кг) | Реальный вес ранца в один из учебных дней |
Атаманова Лиана | 26,2 | 2,6 | 3,6 |
Афлетунова Лилия | 30 | 3 | 3,5 |
Ахметова Гузель | 30 | 3 | 3,4 |
Бахтигареев Радис | 35 | 3,5 | 4,6 |
Валеева Алсу | 32 | 3,2 | 4,4 |
Григорьева Полина | 32 | 3,2 | 3,5 |
Егоров Давид | 34 | 3,4 | 3,6 |
Имангулова Алина | 45 | 4,5 | 2,7 |
Леонтьева Алина | 22 | 2,2 | 5,2 |
Леонтьева Люда | 34 | 3,4 | 2,6 |
Набиева Лейсан | 45 | 4,5 | 3, 1 |
Николаева Лиза | 30 | 3 | 3,2 |
Серегин Коля | 33 | 3,3 | 3,5 |
Уканеева Катя | 44 | 4,4 | 5,2 |
Файзуханов Альмир | 35 | 3,5 | 4,0 |
Федорова Карина | 32 | 3,2 | 3,0 |
Я увидела, что вес « правильного» портфеля далеко не соответствует его реальному весу. Я решила выяснить: может быть, причина излишней нагрузки – в том, что сам портфель слишком тяжёл и взвесила все портфели без школьных принадлежностей. Получила следующие результаты.
Ф.И.О. ученика | Вес ранца (г) | Выводы |
Атаманова Лиана | 300 | лёгкий |
Афлетунова Лилия | 750 | тяжёлый |
Ахметова Гузель | 500 | норма |
Бахтигареев Радис | 700 | Слишком тяжёлый |
Валеева Алсу | 860 | Слишком тяжёлый |
Григорьева Полина | 500 | Норма |
Егоров Давид | 175 | лёгкий |
Имангулова Алина | 500 | норма |
Леонтьева Алина | 800 | Слишком тяжёлый |
Леонтьева Люда | 500 | норма |
Набиева Лейсан | 600 | норма |
Николаева Лиза | 400 | лёгкий |
Серегин Алеша | 700 | тяжёлый |
Уканеева Катя | 500 | норма |
Файзуханов Альмир | 320 | лекгий |
Федорова Карина | 800 | Слишком тяжёлый |
Выводы: По таблице я увидела, что у 11 учеников вес портфеля соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 0,6 кг. Нашлись победители- легковесы весом всего 0,3 кг. Однако у 6 одноклассников вес даже пустого портфеля превысил гигиеническую норму. А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого я записала все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их. Русский язык -386гр, математика – 427гр, литература – 436гр, история – 374гр, английский язык – 393гр, родной язык башкирский – 390гр, родной язык чувашский – 428гр, родной язык русский – 471гр, родной язык татарский – 280гр, технология – 231гр, биология – 257гр, этика – 280гр, спортивная форма – 511гр, обществознание – 296гр, география – 404гр, музыка – 90гр, дневник – 205гр, тетрадь простая – 40гр, пенал – 200гр, альбом – 164гр. Почти все книги соответствовали гигиеническим нормам- 300-400 гр. для ученика 5 класса. Нашлись и «нарушители» -география, родной русский язык, родной чувашский, математика и литература – их вес больше 400гр.
Затем я понаблюдала за изменением веса портфеля в связи с недельными учебными нагрузками:
Дни недели | Вес портфеля | Вес учебников без ранца и школьных принадлежностей. | Вес школьных принадлежностей |
Понедельник | 3432 | 1кг 903гр | 950 г |
Вторник | 2888 | 1кг 943гр | 1 кг 310г |
Среда | 3988 | 2кг 196гр | 800 г |
Четверг | 3773 | 2кг 88гр | 1кг 310г |
Пятница | 3723 | 2кг 40гр | 800г |
Суббота | 3493 | 1кг 509гр | 800гр |
Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, я обнаружила, что самым тяжёлым портфель бывает в среду (3 кг 988гр) и четверг (3кг 773гр). А в данные дни он должен быть менее нагруженным. Самым лёгким ранец оказался во вторник и понедельник. Но взвесив портфели, я заметила, что даже в эти дни вес не соответствовал гигиеническим нормам. Я проверила портфели, и оказалось, что кроме школьных принадлежностей некоторые ученики носят с собой различные вещи: диски с играми, игрушки, книжки, флешки, девочки носят косметичку, помаду, раскраски, личные дневники. А некоторые ребята не перекладывают учебники согласно расписанию и носят все учебники, даже если они им в этот день не нужны. Всё это утяжеляет школьный ранец.
После всех исследований подвели итоги по следующим пунктам:
Самый правильный ранец у Егорова Давида. Самый тяжёлый ранец у Леонтьевой Алины. Самый лёгкий ранец с принадлежностями у Атамановой Лианы Самый тяжёлый ранец с принадлежностями у Валеевой Алсу Самый тяжёлый учебник – родной русский язык Самый «легкий» учебный день - вторник
После проведённых исследований я предлагаю следующие рекомендации: Рекомендации ученикам:
Рекомендации родителям:
- Для учащихся среднего звена - это обязательно должен портфель. Только не позволяйте носить его на одном плече, как это сейчас модно. Правильно надетый портфель - на оба плеча - позволяет равномерно распределить нагрузку на позвоночник, благодаря чему он не искривляется, спина ровная, не устает.
- Просим вас: не покупайте тяжёлые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика среднего звена школы – 600гр.
- Покупая некоторые атрибуты школьных принадлежностей маленького школьника, обращайте внимание на их вес, чтобы в общей своей сумме все это весило немного.
- Материал, из которого сделана внешняя часть ранца, должен быть непромокаемым.
- Для обеспечения безопасности ребенка на дороге покупайте ранцы со вставками из специальных ярких, отражающих свет материалов. Ребенок с таким портфелем на спине заметен издалека и днем, и в сумерках.
Рекомендации учителям:
- (при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
- организовать хранение сменной обуви, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства в помещении школы;
- организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.
- в среднем и старшем звене разрешить пользоваться планшетом.
В дальнейшем для сохранения своего здоровья и красивой осанки я предлагаю всем ученикам, не только в начальных, но и в средних и старших классах отслеживать вес своего портфеля.
Заключение.
В ходе исследования я:
1.Проанализировала, сколько должен весить портфель и как правильно его выбрать.
2. Описала, как тяжелый портфель влияет на здоровье школьника.
3. Провела эксперимент.
4. Предложила свои способы решения проблемы.
Осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно – портфели. Я думаю, что моя гипотеза нашла подтверждение в работе. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.
Чтобы масса портфелей соответствовала возрасту учащихся, нужно убирать из портфеля все ненужные вещи и книги и почаще наводить в портфеле порядок. Наше здоровье зависит от нас самих.
Библиография
1. Васильева З.А. «Резервы здоровья» Санкт-Петербург, изд.»Медицина»
2. Вилков А.С. «Глазами ортопеда» газета «Здоровье» 2005г.
3. Вишневский В. А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии). — М., 2002.
4. Медико-педагогический контроль за организацией учебно-воспитательного процесса в начальной школе: методические рекомендации / К.С. Фарино [и др.]. — Мн., 2003.
5. Петровский Б.В. «Большая медицинская энциклопедия»
6. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии
и типология здоровья в школе. — М., 2005.
7. Интернет - источники
8. «Правда о школьном портфеле». Статья в Интернете: сайт http://yandex.ru/yandsearch?p=6&text.
Привередница
Ледяная внучка
Ворона
Снегири и коты
Пчёлы и муха
Комментарии
Хороший проект, Елена Юрьевна
Хороший проект, Елена Юрьевна!Когда мои второклассники будут в 4-ом, предложу провести подобные исследования. Подумала сейчас, какие же всё-таки огромные ранцы носят наши дети в начальной школе...(((
Спасибо! Когда беру
Спасибо! Когда беру пятиклашек, всегда делаю такой проект с детьми. Весь класс участвует с удовольствием!