Вложение | Размер |
---|---|
doklad_vsyo_uznal_vo_vsyo_pronik.doc | 534 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9
ТАТАРСК – 2012
«Все мы родом из детства», - заметил когда-то замечательный писатель Сент-Экзюпери. И он был абсолютно прав! Детство – это то, что навсегда остаётся с нами, какое бы оно ни было: счастливое или не очень, трудное или беззаботное. Так было во все времена, и даже великие люди не могут являться исключением из этого правила. А может быть, они даже больше обычных людей зависят от своего детства, которое заложило в них основы чего-то завтрашнего, закалило характер, помогло стать тем, кем они стали…
Имя Михаила Васильевича Ломоносова известно каждому в России. Его жизнь – вечный пример беззаветного служения Родине. Кто-то может быть, даже и не знает, какие открытия он сделал и что написал, но то, что Ломоносов – выдающийся учёный, знают все. Но, не смотря на знаменитость, хочется отметить, что Михаил Васильевич тоже родом из детства. Вот только о его детстве мы знаем мало. Знаем, что родился он в 1711 году, 8 ноября (19-го по новому стилю), в деревеньке Мишанинской, которая потом соединилась с соседней деревней Денисовской в семье Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны (в девичестве Сивковой). Обе деревеньки стояли на речном Курострове, что с двух сторон отделён от берегов протоками широкой и глубокой Северной Двины. Как раз напротив острова стоит древний город Холмогоры, а если проплыть по течению реки вёрст девяносто в сторону Белого моря, то приплывёшь в славный город Архангельск, который издревле слывёт главным северным портом России. Когда юный Миша подрос, стал вместе с отцом заниматься рыбацким промыслом. Ведь и отец Ломоносова, и его дед, и брат деда всю жизнь промышляли этим делом и другой жизни не знали. Грамоте Миша начал учиться поздно, только с 11 лет, а уже через восемь лет Михаил Ломоносов вместе с образом, на котором везли рыбу, уходит в Москву. Три недели с лишним продолжалось путешествие от Денисовки до Москвы. В первой половине января 1731 года, где-то ближе к Татьяниному дню, который через много лет станет днём основания Московского университета, обоз прибыл в Москву. Здесь пути холмогорских возчиков и Ломоносова разошлись: им нужно было в торговые ряды, пристраивать привезённый товар, а ему искать – где в Москве обучают таким желанным для него наукам? Знакомых у северянина в Москве, по некоторым сведениям, не было вовсе, а по другим – нашёлся один земляк, холмогорец Потяхин, у которого и прожил он несколько дней, пока не осмотрелся. Школ в древней столице было всего дне. Первой, которая привлекла внимание Ломоносова, была Навигацкая школа, находившаяся в Сухаревой башне и открытая по распоряжению Петра I, чтобы готовить кадры для российского флота. Она к этому времени уже изрядно захирела после перевода столицы в Петербург и ученики, с которыми переговорил Ломоносов, отзывались о своём обучении неодобрительно. Вторая школа находилась в самом центре Москвы, на шумной Никольской улице, в Заиконоспасском монастыре. Монастырь так назывался, потому как стоял аккурат за торговыми рядами, где продавали иконы. А школа официально называлась Славяно-греко-латинской академией, хотя в обиходе её чаще именовали просто – Спасские школы. Обучались в ней по регламенту 10 лет, и прошедшие полный круг выпускники становились, как правило, священниками или «учёными монахами». Выбор был невелик, и Ломоносов останавливается на Спасских школах. Тем более что ему было известно – в них принимают учеников «всякого звания». Вот только оказалось, что распоряжение Петра I о зачислении в эту школу людей «всякого звания» уже не действует и учиться здесь могут только дворянские дети и отпрыски людей духовного звания. Пришлось пойти на обман. А потому, попав на приём к ректору академии, архимандриту Герману Концевичу, Ломоносов назвался сыном холмогорского дворянина. Так Михаил Васильевич поступает в Славяно-греко-латинскую академию.
Через пять лет Михаила Ломоносова в числе лучших двенадцати учеников отправляют в Петербургскую Академию для продолжения учёбы, но не прошло и месяца, как его в числе уже трёх лучших учеников посылают в Германию для изучения горного дела и химии.
В сентябре 1736 года три студента взошли на палубу небольшого судна «Фербот», чтобы отплыть в немецкий порт Любек, а оттуда на лошадях отправиться в университет города Марбург…
В Марбургском университете русские студенты три года изучали математику, физику, химию, научились хорошо говорить и писать по-немецки, сносно – по-французски. Изрядно усовершенствовались в латыни… Но те науки, ради которых их послали за границу – минералогия и металлургия, – здесь преподавались слабо, а потому летом 1739 года три наши студента отправились в город Фрейбург, в ученику к горному профессору Генкелю. Днём Ломоносов слушал лекции профессора, а вечером читал книги. Среди них были не только научные. Он читал сборники немецких поэтом и удивлялся тому, что они легко читаются и запоминаются – не то что неуклюжие вирши, которые они заучивали в Спасских школах.
В это время до Германии дошли вести о победе русских войск над турками в битве под Хотином. И вдохновлённый этим Ломоносов переводит одну из од немецкого поэта Гюнтера, которую называет «На взятие Хотина». Её он отсылает зимой 1740 года в Петербург.
Но вернёмся в немецкий городок Фрейберг. Ломоносов многому научился у Генкеля: разлагать руду на составные части, определять на глаз и под микроскопом минералы. Но со временем от методики преподавания Генкеля устал: профессор излагал науку как по давно заученному тексту и долго повторял, что Ломоносову давно было понятно. Между учеником и учителем начались споры… После очередной ссоры с горным советником Ломоносов решает бросить занятия и вернуться в Марбург, где у него осталась любовь – дочь его хозяйки по квартире Елизавета-Христина Цильх. 6 июля 1740 года состоялась его свадьба с Елизаветой.
Во время путешествия по Германии Ломоносов чуть было не стал… прусским солдатом. Его, подпоив в придорожном трактире, заставили подписать бумагу о том, что он записывается в рекруты. Пришлось какое-то время смириться с судьбой, чтобы не попасть в ещё большую переделку. Попав в крепость Вензель, Ломоносов постигал солдатскую науку, но однажды ночью, воспользовавшись темнотой, перелез через крепостную стену и бежал. Побег прошёл удачно, однако путь в Марбург, к жене занял несколько месяцев.
Вернувшись в Марбург, Ломоносов пишет по-немецки письмо в Петербург, начальнику канцелярии Академии, всесильному Шумахеру, где передаёт все обстоятельства дела, жалуясь и на то, что лекции Генкеля приносили мало пользы. Он просил выслать ему денег, чтобы самостоятельно закончить обучение горному делу в немецких рудниках. Но в Петербурге рассудили иначе. К этому времени в Академии уже получили письмо Генкеля, где он излагал свою версию ссоры с Ломоносовым. В связи с этим, Шумахер принимает решение отозвать Ломоносова из Германии, прислав ему денег на дорогу. Эти деньги дошли до Ломоносова весной 1741 года, и он начинает собираться в путь. Собрав свои и вещи, а также свои первые труды на латинском языке по физике и химии, он выезжает в Любек, чтобы оттуда плыть в Петербург. Жену он, не зная, что его ждёт на родине, пока оставляет в Марбурге и заберёт её лишь в ноябре 1743 года.
8 июня 1741 года Ломоносов сходит с трапа на причал петербургского порта.
Очень скоро Михаил Васильевич Ломоносов становится крупнейшим учёным. Он занимается химией и физикой, астрономией и горным делом, историей и литературой. Открывает всеобщий закон природы, который назвал законом сохранения материи и движения. С помощью телескопа, который сам и построил, Михаил Васильевич обнаруживает, что планета Венера так же, как и Земля, окружена атмосферой.
Трудно поверить, что один человек мог сделать столько открытий, причём в разных областях знаний, сколько их сделал Ломоносов. Он добивался того, чтобы все его научные идеи применялись на практике и служили на благо России.
Занимался М.В. Ломоносов и географией. Когда он руководил комиссией по созданию «Российского атласа», то не только организовал географические экспедиции во многие российские отдалённые губернии, но ещё составил и разослал анкеты из 30 вопросов о полезных ископаемых, о том, сколько населения проживает в той или иной местности, какой они национальности и чем занимаются и т.д. Уже два века назад он проводил свои исследования так, как это делают современные учёные.
Такие примеры можно продолжать бесконечно. Михаил Васильевич Ломоносов составлял рецепты изготовления разноцветного стекла, из которого потом делал удивительные мозаичные картины. Например, изображение Полтавской битвы на портрете Петра I. Он был великолепным педагогом, воспитавшим немалое количество учеников. Также Михаил Васильевич серьёзно изучал российскую историю и ораторское искусство. Результатом этих исторических изысканий стал труд «Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года».
Что касается М.В. Ломоносова – литератора, то он написал первую «Российскую грамматику» и свои собственные стихи и оды писал только на русском языке. Напомним, что до Ломоносова все книги в России писали только на церковнославянском языке.
Занимаясь филологией, Ломоносов много способствовал очищению русского литературного, разговорного языка. Он призвал развивать живой, понятный всем, образный и красивый русский язык, не злоупотреблять ни словами иностранными, ни церковнославянскими оборотами, столь распространёнными в то время. Ломоносов способствовал развитию в России науки, как «красиво говорить» – риторики. В 1743 году он написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке, а через пять лет вернулся к этой теме, выпустив в свет фундаментальный труд «Риторика», который стал не только учебником красноречия, но и первой русской хрестоматией мировой литературы. В этой книге Ломоносов дал три раздела: собственно риторику – учение о красноречии, ораторию – наставление к сочинению речей в прозе и поэзию – руководство к написанию поэтических произведений.
Почти каждому жителю нашей великой России известно, что по проекту М.В. Ломоносова 26 апреля (7 мая) 1755 года в Москве был открыт первый в нашей стране университет, который сейчас носит его имя. Университет состоял из трёх факультетов: философского, медицинского и юридического. Все поступавшие в университет первоначально учились три года на философском факультете, где изучали гуманитарные науки – философию, историю, литературу, а также математику, физику и другие естественные науки. По истечении трёх лет они могли либо оставаться на этом же факультете для углубленного изучения одного из предметов, либо переходить на медицинский и юридический факультеты, где обучение продолжалось ещё четыре года. На медицинском факультете изучали не только медицину, но и химию, ботанику, зоологию, агрономию, минералогию и другие естественные науки, на юридическом – право и историю.
Ломоносовский проект давал право учиться в университете не только дворянам, но и детям ремесленников, солдат, купцов, канцеляристов, духовенства и даже крестьян. Ломоносов не смог добиться только разрешения учиться в университете детям крепостных помещичьих крестьян. Московский университет был единственным, где не только обучение было бесплатным, но и 100 гимназистов и 30 студентов получали бесплатно общежитие, питание, одежду, обувь и учебники.
С первых дней своего существования университет имел хорошо оборудованную химическую лабораторию, физический и минералогический кабинеты, библиотеку, которая стала первой публичной библиотекой Москвы. Особенно важно то, что при университете была создана типография.
Московский университет положил начало новым центрам культуры в стране и играет огромную роль в развитии русской научной мысли и культуры. Достаточно сказать, что из его стен вышли Фонвизин, Грибоедов, Лермонтов, Белинский, Герцен, Тургенев, Чехов, Собинов, Фурманов, Джалиль и многие другие. С ним связана научная деятельность Тимирязева, Пирогова, Сеченова, Жуковского, Зелинского, Ключевского, Тихомирова, Ландау, Петровского.
Сколько же великих фамилий подарил нам Московский университет. Память о них мы храним всегда. По крайней мере, стараемся это делать. Вот и имя Михаила Васильевича Ломоносова с уважением вспоминают все, кто занимается историей науки, рассказывает нашим современникам о том, как и чем жила Россия в XVIII веке. О Ломоносове написаны сотни научных трудов, тысячи статей, сделаны телепередачи, документальные и художественные фильмы. Его сочинения выпускались спустя 100 и 200 лет после кончины (4 (15) апреля 1765 года в Санкт-Петербурге). В России стоят несколько памятников нашему великому земляку.
Но самым общепринятым способом отдать дань памяти в нашей стране был и остаётся один: назвать именем какого-то человека, а в нашем случае – Ломоносова, город, улицу, горный хребет… Ни один из российских учёных не удостоился стольких «владений» в море, на суше и даже в небе, как Ломоносов. Далеко уходит под воды Северного Ледовитого океана хребет Ломоносова, протянувшийся на 1800 километров к берегам Канады и являющийся естественным продолжением Восточно-Сибирской платформы. Он был открыт в 1948 году советской научной экспедицией и назван в честь великого учёного. Ещё один хребет Ломоносова есть и в Антарктиде, а на Новой Земле – гора имени Ломоносова. В водах Атлантического океана есть холодное течение Ломоносова. В Приморье есть полуостров Ломоносова (на западном побережье Амурского залива), а на Луне имя Михаила Васильевича в 1961 году присвоено одному из кратеров. Именем учёного названо село в Архангельской области, образовавшееся при слиянии двух деревень, где родился и жил в детстве Михаил Васильевич. Мост Ломоносова перекинут в Санкт-Петербурге через речку Фонтанку; здесь же, в городе на Неве, есть и станция метро «Ломоносовская». Но больше всего у Ломоносова в нашей стране улиц. Проспекты, улицы, площади, носящие имя Ломоносова, есть в более чем 40 городах и населённых пунктах России и некоторых странах ближнего зарубежья: в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Саратове, Благовещенске, Воркуте, Владимире, Киеве, Симферополе, Харькове и др.
Сколько же всего географических и прочих объектов на земле носят имя нашего великого земляка?! Но ведь и этот почётный список ещё не закрыт: сегодня или завтра имя Ломоносова может быть присвоено новой улице, только что открытому небесному телу, загадочному атмосферному явлению… Самое главное, что он всё это заслужил!
Рассказывают, что Михаил Васильевич любил называть себя… Пробином! Это странное второе имя он образовал от латинского слова probus, что в переводе на русский язык означает «честный». Это же означает и то, что он, несмотря на многочисленные конфликты с коллегами по Академии наук, на непонимание со стороны современных ему литераторов, на яростные нападки духовенства, шёл по жизни прямо и честно, до конца отдавая себя науке и России. Одним словом, Ломоносов многое значит для России, а следовательно, для каждого из нас.
Список использованной литературы:
Свинья под дубом
Снегири и коты
Рисуем "Ночь в лесу"
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Прекрасная химия