Исследовательская (проектная) работа по математике, выполнена ученицей 5 класса
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_matematicheskie_zagadki.docx | 68.84 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Крутецкая основная общеобразовательная школа
Математические загадки
исследовательская работа по математике
выполнила:
Кальгина Галина
ученица 5 класса
руководитель: Кузнецова Марина Николаевна
учитель математики
с. Крутые, 2012
Содержание | |
Введение……………………………………………………………………….. | 3 |
1 Из истории чисел и загадок..…………………………………………......... | 4 |
2 Исследовательская часть …………………………………………………... | |
2.1 Загадки с единицей………………………………………………………... | 5 |
2.2 Загадки с двойкой …………...……………………………………………. | 6 |
2.3 Загадки с тройкой…………………………………………………………. | 8 |
2.4 Загадки с четверкой……………………………………………………….. | 9 |
2.5 Загадки с пятеркой………………………………………………………... | 10 |
2.6 Загадки с шестеркой ……………………………………………………… | 11 |
2.7 Загадки с семеркой………………………………………………………... | 12 |
2.8 Загадки с восьмеркой……………………………………………………... | 13 |
2.9 Загадки с девяткой ……………………………………………………….. | 13 |
2.10 Загадки с десяткой ……………………………………………………… | 14 |
2.11 Загадки с другими числами……………………………………………... | 15 |
3 Загадки в нашей жизни……….……………………………......................... | 16 |
3.1 Результаты опроса в школе..…………………………………………….. | 16 |
Заключение……………………………………………………………………. | 18 |
Список литературы……………………………………………………………. | 19 |
Введение
Математика всюду! Где только не встретишь разные числа: на зданиях, школах, на страницах книг, номерах машин. Числа встречаются и в народном фольклоре. Есть они и в загадках, пословицах и поговорках. Мне очень нравится математика и еще нравиться отгадывать загадки, поэтому я решила собирать загадки, связанные с числами и цифрами.
Проблема исследования:
Узнать как можно больше загадок, в которых содержатся числа и цифры.
Объект исследования:
Русское народное творчество, загадки.
Предмет исследования:
Загадки, содержащие цифру или число.
Цель исследования:
собрать загадки, связанные с математикой, с использованием чисел и цифр.
Задачи:
Актуальность: без загадок не интересно общаться
Новизна: загадки развивают интерес к изучению всего нового
Методы исследования:
Из истории чисел и загадок
Математика - одна из древнейших наук. За долгую историю своего существования она знала периоды расцвета и застоя. Счет был известен людям с незапамятных времен.
Необыкновенные свойства чисел породили у наших далеких предков веру в то, что числа дарованы человеку небом, что они имеют сверхъестественный характер.
Повседневно соприкасаясь с числами, мы иногда не замечаем, что некоторые из них занимают особое место в нашей жизни. Немало загадок приходит к нам из неразличимой глубины веков.
Загадка - это замысловатый вопрос, который требует ответа. Эти вопросы выражены в краткой и занимательной форме, чаще всего в виде стихотворения. Загадка – испытание сообразительности. Слово «загадка» происходит от древнерусского глагола «гадати», то есть думать, рассуждать. Загадки помогают учиться думать. Очень много загадок народных, их придумывали на посиделках. Сейчас загадки придумывают детские поэты и писатели. Много загадок придумал С.Я. Маршак. Загадки помогают мне в изучении математики и литературы.
Существует множество видов загадок, одним из этих видов является – математические загадки.
Загадки с единицей
Изучая литературу я нашла 9 загадок которые содержат слова один, единица, первый.
1.Стоит Антошка на одной ножке; его ищут, а он не откликается (гриб).
2. На ноге стоит одной, крутит-вертит головой.
Нам показывает страны, реки, горы, океаны (глобус).
3. На длинной ножке, застыв до поры, отдыхает палочка после игры (единица).
4. У кого одна нога, да и та без башмака? (гриб).
5. Много рук, нога - одна (дерево).
Загадки с двойкой
Больше всего мне удалось собрать загадок, связанных с двойкой. Это, наверное, связано с тем, что у человека два уха, два глаза, две руки, две ноги и т.д.
1. Два братца пошли в реку купаться (вёдра).
2. Два кольца, два конца, посередине – гвоздик (ножницы).
3. Два домика - теплушки подарены Танюшке (варежки).
4. Шея длинная такая, хвост крючком…
И не секрет, любит всех она лентяев, а ее лентяи – нет! (двойка).
5. Есть совсем другая птица: если сядет на страницу, то с поникшей головой, возвращаюсь я домой (двойка).
6. Сговорились две ноги делать дуги и круги (циркуль).
7. На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются (глаза).
8. Есть у каждого лица два красивых озерца. Между ними есть гора. Назови их, детвора. (глаза).
9. Между двух светил, посередине – один (нос).
10. Не мотылек, не птичка, а держит две косички (бант).
11. Две сестренки, две плетенки из овечьей шерсти тонкой. Как гулять, так надевать, чтоб не мерзли пять да пять! (варежки).
12. Две стройные сестрицы в руках у мастерицы. Весь день ныряли в петельки … И вот он шарф для Петеньки (спицы).
13. Две сестрицы друг за другом пробегают круг за кругом: коротышка только раз, та, что выше – каждый час! (стрелки часов).
14. Бежит-гудит, в два глаза глядит, а станет – ярко-красный глазок глянет! (автомобиль).
15. Это конь не ест овса. Вместо ног - два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, только лучше правь рулем (велосипед).
16. У него два колеса и седло на раме, две педали есть внизу, крутят их ногами (велосипед).
17. Два коня у меня, два коня. По воде они возят меня, а вода тверда, словно каменная! (коньки).
18. Две полоски на снегу оставляю на бегу. Я лечу от них стрелой, а они опять за мной (лыжи).
19. Две новые кленовые подошвы двухметровые: на них поставил две ноги – и по большим снегам беги (лыжи).
20. Два братца через мать, друг на друга глядят (берега).
21. Два соболя лежат хвостами друг к другу (брови).
22. Два глядят, да двое слушают (глаза и уши).
23.Два брата родных: одного всякий видит, да не слышит; другого все слышат, да не видят (молния и гроза).
24. Вот гора, а у горы две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит (нос).
25. Два близнеца, два братца на нас верхом садятся (очки и нос).
26. Двое в небе ходят кругом, но не видятся друг с другом (солнце и луна).
27. Едет он на двух колесах, не буксует на откосах. И бензина в баке нет. Это мой … (велосипед).
28. Он на вокзале есть всегда, к нему подходят поезда. Двойное Р содержит он и называется … (перрон).
29. На большие расстояния мчится он без опоздания. Пишется в конце два С, называется … (экспресс).
30. Загадка эта нелегка: пишусь всегда через два К. И мяч, и шайбу клюшкой бей, а называюсь я … (хоккей).
31. В конце два Л пиши. А как зовут меня реши: без мастера граненным стал блестящий правильный … (кристалл).
32. Две сестры: одна светлая, другая темная (день и ночь).
Загадки с тройкой
С числом три я нашла 9 загадок.
Загадки с четверкой
Больше всего мне нравятся загадки, связанные с четверкой – они самые красивые и интересные.
Загадки с пятеркой
Почти все загадки, связанные с пятёркой, относятся к пальцам.
Загадки с шестеркой
С цифрой шесть всего 4 загадки.
Загадки с семеркой
Загадки с восьмеркой
Загадки с девяткой
Почти не смогла найти загадок, связанных с девяткой, наверное, это самое не популярное число.
Загадки с десяткой
1. Твои помощники – взгляни - десяток дружных братцев.
Как славно жить, когда они работы не боятся (пальцы).
2. Ёжик вырос в десять раз, получился … (дикобраз).
3. Проживают в умной книжке хитроумные братишки. 10 их, но братья эти сосчитают все на свете (цифры).
4. Есть у меня работники, во всем помочь охотники. Живут не за стеной – день и ночь со мной: целый десяток, верных ребяток! (пальцы).
5. На десятки верст - разноцветный мост. Только вот по нему не шагать никому (радуга).
Загадки с другими числами
Числа больше десяти – всего 15 загадок.
Загадки в нашей жизни
В ходе исследования мне стало интересно, как другие дети относятся к загадкам и сколько они знают загадок с числами. И я провела опрос среди учеников 1-6 классов.
Вопросы:
Результаты опроса в школе
Всего было опрошено 24 ученика нашей школы.
На 1 вопрос: 11 учеников ответили, что не знают загадки про числа, а 13 учеников знают 2-3 загадки с числами.
На 2 вопрос: почти все ответили, что любят отгадывать загадки, только 1 ученик не любит.
На 3 вопрос ответили, что чаще всего встречаются числа – 1,2,3,4,5
Заключение
При выполнении исследовательской работы мне понадобились не только те знания, которые имеются у меня, но и необходимая работа с дополнительной литературой.
В процессе выполненной исследовательской работы в соответствии с ее целью и задачами получены следующие выводы и результаты.
1. Собрала много загадок с цифрами и числами, узнала, что многие любят отгадывать загадки.
2. На основе изученной литературы по данной теме, открыла для себя много интересного, чего не могла прочитать в учебнике. Например, узнала о том, что ещё в древности люди любили загадки.
3. В дальнейшем я думаю продолжить сбор таких загадок. Еще оказывается очень много пословиц, поговорок, стихотворений, считалок, связанных с математикой. Я теперь их тоже буду собирать. Думаю, что они мне тоже будут помогать изучать математику.
Список литературы
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Учимся ткать миленький коврик
Этот древний-древний-древний мир!
Чья проталина?
Астрономический календарь. Апрель, 2019