Аннотация
Цели данной работы: во-первых, изучив историю и судьбу нескольких поколений одной семьи, более глубоко понять историю страны в XX веке; во-вторых, выяснить на примере судьбы данной семьи, как люди сумели выживать и сохранять человеческое достоинство в экстремальных условиях войны, репрессий, голода и холода Ямала.
Данная работа имеет следующую структуру:
Введение.
Глава 1. История семьи. Корни.
Глава 2. Жизнь семьи на Ямале.
Заключение.
Источники.
Библиография.
Основными источниками информации стали семейный архив и фотоархив семьи Штро, материалы интервью, взятых у Штро Э. Г., Штро В.Г., Штро Г. Г.
Работу можно будет использовать на уроках истории России.
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie_izmenyonn.doc | 171.5 КБ |
Сценарий внеклассного мероприятия,
посвящённого 200-летию Отечественной войны 1812 года.
Форма проведения: брейн-ринг для обучающихся 8-х классов.
Цели и задачи:
Подготовительный этап: в классах набирается команда из 6 человек. Команды получают одинаковое домашнее задание. Остальные – группа поддержки (болельщики). Группа поддержки готовит плакаты с лозунгами, если возможно – единая форма команды и болельщиков и т.п.
ТСО, оборудование: 2 флажка (лампы): зеленый, красный, 2 скатерти (зеленая, красная), 2 стола, 12 стульев, гонг.
Оформление зала: шары, название игры, плакаты, музыкальное сопровождение.
Начало игры. Ведущий приветствует команды, зрителей. Знакомит с правилами игры (приложение). Затем по своему усмотрению приглашает за игровые столы первые две команды. Игра началась.
Вступительное слово учителя.
Тема нашей игры – Отечественная война 1812 года. «Не знать, что случилось до твоего рождения – значит навсегда оставаться ребёнком». Эти слова древнеримского оратора Цицерона сегодня как никогда актуальны и тем более справедливы, когда речь идёт об истории своего Отечества. Ни в коем случае нельзя нам сегодня превращаться в «Иванов родства не помнящих». Нельзя забывать историю своего народа. Отечественная война 1812 года – величайшее событие в истории России. Борьба против наполеоновской агрессии породила тысячи героев из народа – партизан, ополченцев, солдат. Все слои общества были охвачены патриотизмом. «Помня своё Отечество!» - этот призыв князя Д.Пожарского обращен как будто к нам сегодняшним. Кто не знает имён славных воителей за землю Русскую: А.Невского, Д.Донского, К.Минина и Д.Пожарского, А.В.Суворова и М.И.Кутузова! Об этих героях нашей истории пишут в школьных учебниках, создаются книги, им посвящают фильмы, произведения искусства.
И наша сегодняшняя цель – выяснить, насколько хорошо вы изучили эту страницу нашей истории - Отечественную войну 1812 года. Оценивать ваши знания будет наше уважаемое жюри (представление жюри).
Вопросы брейн-ринга
Домашнее задание, полученное всеми командами заранее
Назвать произведения литературы и искусства, посвящённые Отечественной войне 1812 года.
Примерные ответы на вопросы брейн-ринга
1. Печатание фальшивых ассигнаций с целью подрыва экономики России; засылка агентов и разведчиков под видом гувернёров и домашних учителей; организация политической разведки: перлюстрация писем, опросы купцов, путешественников, допросы пленных и дезертиров, сбор агентурных данных о строительстве русских приграничных крепостей, дорог и т.д. Создание мощной антирусской коалиции в составе Турции, Швеции, Австрии, Пруссии во главе с Францией.
2. Александр I в письме к матери полностью раскрыл все карты: никакого союза с Наполеоном нет и быть не может, Тильзитские соглашения – это только временная передышка. Россия и не собиралась придерживаться условий континентальной блокады Англии и соблюдать другие условия Тильзитского договора.
3. В июле 1812 года Наполеон при подходе к Могилёву и Бобруйску приказал своему брату Жерому со своей группой войск подчиниться генералу Даву, с которым Жером давно спорил из-за поста главнокомандующего. Но не в корсиканских обычаях было стерпеть такую обиду. Жером разругался с братом, в сердцах назвав его «ослом», и, бросив армию, уехал в своё Вестфальское королевство.
4. Царь дважды удалял Кутузова из армии. Первый раз в 1806 году после поражения русских войск в Австрии, хотя в этой битве Александр I командовал армией сам, а потом свалил всю вину за поражение на Кутузова. Второй раз в 1811 году после того, как Кутузов окружил и взял в плен 60-тысячную армию Ахмед-Паши. Хоть и весьма оригинально, но царь вынужден был признать военное мастерство опального генерала, прислав ему собственный портрет, украшенный бриллиантами ценой в 150 тысяч рублей. Портрет должен был напоминать строптивому старику, кто истинный «хозяин» русской армии. Продать его Кутузов не имел права (изображён сам государь), а в деньгах очень нуждался, ведь у него было 5 дочерей на выданье. Также в 1812 году после оставления Москвы Александр I попытался устроить в Кабинете министров судилище над Кутузовым «за отдачу столицы без боя», но Кабинет министров не поддержал его.
5. Итоги этой битвы следует оценивать в связи с задачами, которые ставили перед собой оба великих полководца. М.И.Кутузов изначально планировал оборонительное сражение, стремился нанести как можно больший урон живой силе противника, сохранить боеспособность своей армии и изменить соотношение сил в её пользу. Русские войска решили поставленную задачу: отстояли свои позиции, нанесли большой урон войскам противника. Наполеон же рассчитывал разгромить русскую армию в этом сражении добиться полной капитуляции России. С задачей не справился.
6. Флешь - насыпной укрепленный вал, похожий в плане на стрелу, обращенную острием к противнику.
7. Генеральное сражение – сражение, в котором принимают участие все силы воюющих сторон.
8. Около 15 часов.
9. Генерал от инфантерии стал генерал-фельдмаршалом.
10. «Пока будет ещё существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, до тех пор останется ещё надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия была бы потеряна».
11. Полтава.
12. Она была многонациональной, в ней были представители всех покорённых Наполеоном европейских народов.
13. Наполеон рассчитывал на блицкриг, планировал закончить войну до наступления холодов. Французская армия была не готова к русской стуже, даже пуговицы на мундирах французов были сделаны из олова, который крошился в пыль при сильных морозах, стоявших зимой 1812 года.
14. Эти слова о М.И.Кутузове произнёс при взятии Измаила великий русский полководец А.В.Суворов, высоко оценив действия своего ученика и сподвижника.
15. Надежда Андреевна Дурова (1783-1866) - человек героической биографии, первая женщина-офицер. Жизнь ее воспроизведена в ряде произведений русской дореволюционной и советской литературы. Н. Дурова была талантливой писательницей, творчество которой высоко ценили А.С. Пушкин и В.Г. Белинский. В составе Литовского уланского полка она приняла участие в боевых действиях Отечественной войны, получила в Бородинском сражении контузию ядром в ногу и была произведена в чин поручика. Служила ординарцем у Кутузова. Участвовала в военных кампаниях 1813-1814 годов, получив несколько наград за храбрость. В 1816 году Дурова вышла в отставку в чине ротмистра, когда ей было всего 33 года.
В 1836 году в пушкинском «Современнике» появились ее мемуары «Записки кавалерист-девицы», вызвавшие восторженные отклики. Ободренная успехом, Дурова начала писать романы и повести, в 1840 году вышло собрание сочинений в четырех томах. Одна из главных тем ее произведений - раскрепощение женщины, преодоление разницы между общественным статусом женщины и мужчины.
Остаток жизни Дурова провела в маленьком домике в городе Елабуге в окружении лишь своих многочисленных подобранных когда-то собак и кошек. Умерла Надежда Андреевна в возрасте 83 лет. При погребении ей были отданы воинские почести.
16. Речь идёт о романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
17. Особый цикл басен И.А. Крылова посвящен Отечественной войне 1812 г. В них баснописец откликнулся на важные события военной эпопеи. Это «Раздел», «Кот и Повар», «Обоз», «Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Щука и Кот». Пронизанные патриотическим пафосом, все они пользовались широкой известностью в армии.
18. Стихотворение посвящено генералу М. Б. Барклаю де Толли.
19. Михаил Богданович Барклай де Толли.
20. Петр Иванович Багратион.
21. Храм Христа Спасителя. Архитектор - Константин Андреевич Тон.
22. Первым полным кавалером ордена Святого Георгия Первозванного стал Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (светлейший князь Голенищев-Кутузов-Смоленский; 1745—1813) — генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года.
23. Россия жила по старому календарю.
24. Около 100 декабристов участвовали в войнах 1805-1814 гг., а в Отечественной войне участвовали конкретно Павел Пестель, Фёдор Шаховский, Кондратий Рылеев, Никита Муравьёв, Павел Коломин, Александр Кологривов, Пётр Кологривов, Илья Долгоруков , Степан Бегичев и др.
Примерный ответ на вопрос домашнего задания:
Музеи: Москва - музей-панорама «Бородинская битва», Бородино - Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник, Елабуга - единственный в России музей-усадьба кавалерист-девицы Надежды Дуровой.
Архитектура:
Скульптура.
Памятники М. И. Кутузову. 20 июня 1954, Смоленск. Памятник М. И. Кутузову. Скульптор — Г. И. Мотовилов и архитектор Л. М. Поляков; 26 августа 1912, Смоленск. Бюст Кутузова. Скульптор — М. М. Страховская; 25 декабря 1837, Санкт-Петербург. У Казанского собора. Скульптор — Б. И. Орловский, литьё — В. П. Екимов, архитектор — К. А. Тон; 1973 Москва. Памятник М. И. Кутузову, Скульптор — Н. В. Томский, архитектор — Л. Г. Голубовский.
Живопись и графика.
Литература.
Музыка.
Кинематограф.
Вопросы болельщикам
Кому принадлежат эти высказывания?
1.«Битва гигантов».
Ответ: Наполеон о Бородино.
2. «Французская армия разбилась о русскую армию».
Ответ: генерал Ермолов о Бородинской битве.
3. «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».
Ответ: Наполеон о Бородино.
4. «Моя армия составлена так, что одно движение поддерживает её».
Ответ: Наполеон.
5. «Тот генерал, который имеет ещё резерв, непобеждён».
Ответ: М.И.Кутузов.
6. «За 80 тысяч лье от Парижа я не могу рисковать своим последним резервом».
Ответ: Наполеон Бонапарт.
Очки, полученные болельщиками за правильные ответы, присоединяются к баллам, заработанным командами.
Конец игры
Итак, игра завершена. Объявляются победители (участники поименно), вручаются грамоты, призы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Правила игры
В игре «брейн-ринг»:
При игре команд на ринге:
Примечание: Для более интересного завершения игры, с командой-победительницей вне конкурса может сыграть команда учителей.
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Зимний дуб
Ручей и камень
Две лягушки
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью