Школьный курс математики можно разделить на два вида: основной, обязательный для всех учащихся, и дополнительный, рассчитанный на удовлетворение интересов отдельных школьников. Неопределенные уравнения интересны и до сих пор изучаются математиками (например, теорема Ферма). История диофантовых или неопределенных уравнений еще не написана. В общих курсах истории математики она выпадает из поля зрения.
Неопределенные уравнения в школьном курсе математики встречаются лишь в олимпиадных заданиях. Кроме того, решение некоторых видов неопределенных уравнений встречаются на практике (например, с помощью решения неопределенных уравнений можно отгадать дату рождения собеседника). Автор поставил перед собой цель: 1). расширить свой кругозор знаний по математике; 2). изучить два метода решения диофантовых уравнений первой степени; 3). найти им практическое применение., 4). составить программу решения диофантовых уравнений с двумя и тремя неизвестными методом перебора на языке Turbo Pascal 7.0. Диофантовы уравнения это актуальная и в наше время тема, т. к. решение уравнений, неравенств, задач, сводящихся к решению уравнений в целых числах с помощью оценок для переменных, встречается в различных математических сборниках и сборниках ЕГЭ. А ведь именно Диофант положил начало этому математическому разделу. Автор использовал конкретные данные при решении своих практических задач ( округлив их до целых чисел).
Изучая способы решения уравнений автор выяснил, что эти способы могут быть использованы в строительстве, технике, астрономии и других областях научного знания, и наконец, в повседневной хозяйственной деятельности человека. Умение решать неопределенные уравнения позволяет оптимизировать многие процессы, найти остроумные и сравнительно простые решения «неразрешимых» задач, а в практической деятельности значительно сэкономит затраты средств и времени. При рассмотрении тех или иных задач у автора появлялись все новые и новые вопросы, которые невозможно проиллюстрировать в рамках одной научной статьи. Все это подталкивает к дальнейшему продолжению исследовательской деятельности, потому что, как сказал А. Эйнштейн: «Каждое новое, полученное нами, знание ставит больше вопросов, чем дает ответов».
Вложение | Размер |
---|---|
diofant_i_ego_uravneniya.rar | 1.79 МБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Муниципальное образование Ямальский район
Муниципальная общеобразовательная школа-интернат
Мыскаменская школа-интернат
среднего (полного) общего образования
Диофант и его уравнения
Автор:
Арапов Александ Юрьевич
ученик 9 класса
Мыскаменской школы-интерната
Научный руководитель:
Пономарева Наталья Владимировна
учитель математики
Мыскаменской школы – интернат
п. Мыс Каменный 2006 год
Содержание
I.Введение……………………………………………………………………………………2
II.Эпоха Диофанта…………………………………………………………………………..2
III.Неопределенные уравнения первой степени и их решения…………………………3
IV.Неопределенные уравнения второй степени вида x2 + y2 = z2……………………...9
V.Заключение………………………………………………………………………………......10
VI. Список используемой литературы…..……………………………………………….......11
VII. Приложение……………………………………………………………………………….12
I. ВВЕДЕНИЕ
Окружающий мир, потребности народного хозяйства, а зачастую, и повседневные хлопоты ставят перед человеком все новые и новые задачи, решение которых не всегда очевидно. Порою тот или иной вопрос имеет под собой множество вариантов ответа, из-за чего происходят затруднения в решении поставленных задач. Как выбрать правильный и оптимальный вариант?
С этим же вопросом напрямую связано решение неопределенных уравнений. Такие уравнения, содержащие две или более переменных, для которых требуется найти все целые или натуральные решения, рассматривались еще в глубокой древности. Уравнениями в целых числах много занимался древнегреческий математик Диофант Александрийский. Он изобрел много разных способов решения подобных уравнений.
Неопределенные уравнения интересны и до сих пор изучаются математиками.
При выполнении работы были поставлены следующие задачи:
II. ЭПОХА ДИОФАНТА
О Диофанте нам известно очень мало. До наших времен дошла одна из эпиграмм Палатинской Антологии:
Прах Диофанта гробница покоит: дивись ей – и камень
Мудрым искусством его скажет усопшего век.
Волей богов шестую часть жизни он прожил ребенком
И половину шестой встретил с пушком на щеках.
Только минула седьмая, с подругою он обручился.
С нею пять лет проведя, сына дождался мудрец.
Только полжизни отцовской возлюбленный сын его прожил.
Отнят он был у отца ранней могилой своей.
Дважды два года родитель оплакивал тяжкое горе.
Тут и увидел предел жизни печальной своей.
Используя современные методы решения уравнений можно сосчитать, сколько лет прожил Диофант.
Пусть Диофант прожил x лет. Составим и решим уравнение:
Умножим уравнение на 84, чтобы избавиться от дробей:
Таким образом, Диофант прожил 84 года.
Из сочинений Диофанта до наших дней дошло два: "О многоугольных числах" и "Арифметика". Однако сохранились они не полностью. «Арифметика» Диофанта – это сборник задач (всего 189), каждая из которых снабжена решением и необходимыми пояснениями. К сожалению, из 13 книг, составлявших «Арифметику», до нас дошли лишь первые 6.
III. НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ УРАВНЕНИЯ I-ОЙ СТЕПЕНИ И ИХ РЕШЕНИЯ
Существуют разные степени неопределенных уравнений, и чем выше степень, тем более сложным является решение неопределенного уравнения. Мы рассмотрим неопределенные уравнения I-ой степени двух видов:
1.) ax + by = с 2.) ax + by + cz = d
1. НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ УРАВНЕНИЯ I-ОЙ СТЕПЕНИ ВИДА ax + by = c.
Уравнение вида ax + by = c является одни из простейших неопределенных уравнений I-ой степени, но не смотря на это, решить такое уравнение весьма не просто. Можно выделить два метода решения неопределенных уравнений вида ax + by = c: метод перебора и метод «спуска».
1.Метод перебора. Метод перебора включает в себя перебор чисел вместо переменных х и у, с учетом, что уравнение при определенном подборе чисел обращается в верное равенство.
Рассмотрим уравнение: 4,5х + 6у = 57.
Нужно найти все натуральные значения переменных х и у.
Решение: Помножим обе части уравнения на 2, чтобы избавиться от дробных чисел, получим: 9х + 12у = 114.
Выразим у чрез х:
Далее воспользуемся методом перебора (учитывая, что х и у N):
х | 2 | 10 |
у | 8 | 2 |
Таким образом, подставляя вместо х числа, удовлетворяющие равенству, получили некоторые значения у (причем х и у N).
2.Метод «спуска». Перебор вариантов при решении уравнения в целых числах часто оказывается весьма трудоемким. Поэтому рассмотрим еще один старинный прием – метод «спуска» (или метод рассеивания). Таким методом решения неопределенных (диофантовых) уравнений I-ой степени с целыми коэффициентами занимались еще в Древней Индии. Этим способом и в наше время решают такие уравнения.
Но всегда ли возможно решить уравнение вида ax + by = c в целых числах? Можно рассмотреть три случая:
1). Если свободный член с неопределенного уравнения ax + by = c не делится на
НОД (a, b), то уравнение не имеет целых корней.
2). Если коэффициенты a, b являются взаимнопростыми числами, то уравнение имеет, по крайней мере, одно целое решение.
3). Неопределенное уравнение ax + by = c, в котором a, b – взаимнопростые числа допускает бесконечное множество целых решений. Все эти решения задаются формулами: x = λ + bt y = β – at, где (λ, β) – некоторые решения уравнения, at - принадлежит множеству целых чисел.
Рассмотрим уравнение: 19х – 8у = 13 (1).
Требуется найти все целые решения уравнения.
Решение: Выражая у – неизвестное с наименьшим по модулю коэффициентом через х получим: (2).
Теперь нам нужно выяснить, при каких целых значениях х соответствующие значения у также являются целыми числами. То есть, выделив целую часть, запишем уравнение (2) следующим образом: (3). Из уравнения (3) следует, что у при целом значении х будет иметь целое значение только в том случае, если выражение также будет иметь целое значение, заменим это выражение на z (z ).
Значит (4), сведем к решению уравнения (4) с двумя неизвестными х и z, тогда его можно записать так: 3x – 8z = 13 (5).
Продолжая тем же способом, из уравнения (5) получим: (6).
Получается, неизвестное х принимает целое значение при целом z тогда, когда будет принимать целое значение. Пусть это выражение равно p (p), получим:
(7) или (8).
Далее: (9).
Аналогично (4) и (7) должно быть целым числом, подставим вместо этого выражения q (q ), получаем: (10),
преобразуем (11).
Из уравнения (11) получаем: (12).
Заметим, что при любых значениях 2q p будет принимать целые значения.
Из равенств (3), (6), (9), (12) при помощи последовательных подстановок находим следующие выражения для неизвестных х и у уравнения (1):
Таким образом, формулы: ,
при q = 0, , , … дают все целые решения уравнения (1).
Далее приведены примеры таких решений:
q | -4 | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
x | 7 | 15 | 23 | 31 | 39 | 47 | 55 | 63 | 71 |
y | 15 | 34 | 53 | 72 | 91 | 110 | 129 | 148 | 167 |
Так как одной из моих целей было показать практическое применение неопределенных уравнений, то рассмотрим одну из практических задач.
Задача: Даны два автомобиля Урал 5557, автомобили отправили в рейс Мыс Каменный – Лабытнанги - Мыс Каменный. Всего понадобилось 4 т дизельного топлива и 2 водителя, чтобы выполнить этот рейс. Нужно определить транспортные затраты, а именно стоимость 1 т дизельного топлива и оплату труда водителей, выполняющих этот рейс, если известно, что всего затрачено 76000 р. (Для решения подобного уравнения создана программа на языке программирования Turbo Pascal 7.0 – Приложение I).
Решение: Пусть х – стоимость 1 т дизельного топлива, а у – оплата труда водителей. Тогда 4х + 2у – затрачено на выполнение рейса. А по условию задачи затрачено 76000 р. Получим уравнение: .
Для решения этого уравнения метод перебора окажется трудоемким процессом. Так что воспользуемся методом «спуска» (методом рассеивания).
Выразим переменную у через х: ,
выделив целую часть, получим: (1).
Чтобы значение дроби было целым числом, нужно чтобы, 2х было кратно 4. Т.е. 2х = 4z, где z - целое число. Отсюда:
Значение х подставим в выражение (1):
.
Итак:
Т.к. х, у 0, то 19000 z 0, следовательно, придавая z целые значения от 0 до 19000, получим следующие значения x и y:
z | 0 | 1 | 2 | . . . | 18999 | 19000 |
x | 0 | 2 | 4 | . . . | 37998 | 38000 |
y | 19000 | 18999 | 18998 | . . . | 1 | 0 |
Из настоящих данных о транспортных затратах известно, что 1 т дизельного топлива (х) стоит 18000 р., а оплата труда водителей, выполняющих рейс (у) составляет 10000 р. (данные взяты приближенно). По таблице найдем, что значению х, равному 18000 и значению у, равному 10000 соответствует значение z, равное 9000, действительно: ; . Задача решена.
2. НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ УРАВНЕНИЯ I-ОЙ СТЕПЕНИ ВИДА ax + by + cz = d.
Для выполнения равенства необходимо, чтобы коэффициенты а, b и с не имели такого общего множителя, который не входил бы в d, иначе уравнение не будет решено в целых числах. Если же у этих коэффициентов имеется общий множитель, который содержится в d, то он удаляется путем сокращения. При таких результатах может возникнуть 2 случая:
1.) При трех коэффициентов a, b и c может возникнуть, по крайней мере, два взаимнопростых коэффициента. Например: В данном примере коэффициенты a и b взаимнопросты.
Пусть a, b - взаимнопросты. Перенесем z в правую часть и применим к уравнению ax + by = d - cz метод «спуска», считая временно z известной величиной. В результате найдем x = λ + bt, y = β - at, где λ, β - многочлены 1-ой степени относительно z. Придавая z и t произвольные целые значения, мы получим все целые решения уравнения.
2.) Каждые два коэффициента имеют общий множитель, но все три взаимнопросты. Например: . Здесь коэффициенты a и b имеют общий множитель 3, b и c – множитель 5, a и c – 4 и все три коэффициента взаимнопросты.
Пусть теперь среди коэффициентов a, b и c нет ни одной пары взаимнопростых. Пусть h = НОД (a, b) и a1, b1 - частные от деления a, b на h. Тогда уравнение примет вид: ha1 x + hb1 y + cz = d, откуда . Чтобы левая часть была целым числом, необходимо, чтобы было равно целому числу t. Следовательно,
a1x + b1y = t (2), cz + ht =d (3).
Но НОД (a1, b1) = 1, а потому уравнение (2) имеет целые решения вида:
x = λ + b1t1, y = β - a1 t1, где λ β - многочлены 1-ой степени относительно t с целыми коэффициентами.
Заметим, что НОД (c, h) = 1, т.к. h, будучи делителем чисел a и b, не делитель c следует, что уравнение (3) имеет целые решения вида: z = γ + ht2, t = δ - ct2.
Подставим эти значения в уравнения для x и y, мы представим эти неизвестные в виде многочленов 1-ой степени с целыми коэффициентами от t1 и t2. Давая t1 и t2 произвольные значения (целые), мы получим все целые решения x, y, z исходного уравнения. Рассмотрим уравнение: Нужно найти любые целые решения уравнения.
Решение: Уравнение относится к первому типу уравнений, поэтому:
,
выразим y: .
Для того, чтобы коэффициент у имел целое значение, необходимо, чтобы выражение также имело целое значение, пусть , или ,
отсюда: ,
тогда: .
Итак:
Придавая z и t целые значения, получим решение исходного уравнения:
t | 0 | 1 | 2 |
z | 1 | 2 | 3 |
x | -4 | -3 | -2 |
y | 27 | 23 | 21 |
Теперь рассмотрим практическую задачу
Задача: Дана однокомнатная квартира. Стоимость содержания жилья на 1 м2 составляет 8 р., стоимость теплоэнергии на 1 м2 равна 33 р., стоимость 1 м3 воды на человека – 16 р. Требуется определить какую площадь имеет квартира, какая площадь отапливается в этой квартире и норматив потребления воды на человека в течение месяца, если известно, что в квартплате за месяц всего начислено 1416 р. (Все данные в задачи взяты приближенно). (Для решения подобного уравнения создана программа на языке программирования Turbo Pascal 7.0 – Приложение II).
Решение: Обозначим переменными: x количество кв. м в квартире, y – количество кв. м в квартире, которым отведена теплоэнергия, а z – количество воды (м3), потребляемое на человека. Тогда - всего начислено в квартплате за месяц. А по условию задачи, всего начислено 1416 р. Получим уравнение: .
Выразим x: .
Выделив целую часть уравнения, получим: ,пусть выражение будет целым, чтобы коэффициент x тоже был целым. Заменим это выражение на t (t ): .
Теперь подставим значение y в уравнение :
.
Значит
t | 1 | 2 |
z | 4 | 5 |
x | 136 | 101 |
y | 8 | 16 |
Придавая z и t произвольные целые значения, получим решение исходного уравнения:
Нам известно, что однокомнатная квартира имеет площадь 33 м2, в ней отапливается площадь, равная 32 м2, а норматив потребления воды на человека составляет 6 м3. Получается, При таких значениях коэффициентов x, y и z значение t равно 4. Проверим:
Таким образом, мы решили задачу.
IV. НЕОРЕДЕЛЕННЫЕ УРАВНЕНИЯ II-ОЙ СТЕПЕНИ ВИДА x2 + y2 = z2
Вот, например, еще одна частная задача на неопределенные уравнения – теперь уже второй степени, возникшая примерно за две тысячи лет до Диофанта в Древнем Египте.
Если стороны треугольника пропорциональны числам 3, 4 и 5, то этот треугольник – прямоугольный. Этот факт использовали для построения на местности прямых углов. Поступали довольно просто. На веревке на равном расстоянии друг от друга завязывали узлы (Рис. 1)
Рис. 1.
В точке С, где надо было построить прямой угол, забивали колышек, веревку натягивали в направлении, нужном строителям, забивали колышек в точке В (СВ = 4) и натягивали веревку так, чтобы АС = 3 и АВ = 5. Треугольник с такими длинами сторон называют египетским. Мы, конечно, понимаем, что безошибочность такого построения следует из теоремы, обратной теореме Пифагора. Действительно,
32 + 42 = 52. Говоря иначе, числа 3, 4, 5 – корни уравнения
Сразу же возникает вопрос: нет ли у этого уравнения других целочисленных решений?
Один из путей решения уравнения в целых числах оказался довольно простым. Запишем подряд квадраты натуральных чисел, отделив их друг от друга запятой. Под каждой запятой запишем разность между последовательными квадратами:
1, 4, 9, 16, 25, 36, 49, 64, 81, 100, 121, 144, 169, 196 … .
3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27 … .
А теперь внимание! Нет ли и в нижней строке квадратных чисел? Есть! Первое из них 9 = 32, над ним 16 = 42 и 25 = 52, знакомая нам тройка 3, 4, 5.
Следующее квадратное число в нижней строке 25, ему соответствует 144 и 169, отсюда находим вторую известную нам тройку 5, 12, 13 и т. д. Отсюда мы имеем право сформулировать такую теорему:
Каждое нечетное число есть разность двух последовательных квадратов.
Составлять такие строки – довольно скучное и трудоемкое занятие. По формулам находить такие тройки чисел и проще и быстрее.
Проверим что если - нечетное число, то и . Проверим также, что в этом случае равенство выполняется, т. е. числа, найденные по такому правилу, всегда будут составлять решение интересующего нас неопределенного уравнения. Это уравнение будем называть «уравнением Пифагора», а его решения – «пифагоровыми тройками». По этому правилу можно получить уже известные нам тройки:
если то получилась первая пифагорова тройка;
если то и - вторая тройка и т. д.
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Диофантовы уравнения и их решения и по сей день остаются актуальной темой. Как мы убедились, с помощью неопределенных уравнений разрешаются проблемы, ставшие у нас на пути.
Умение решать такие уравнения позволяет найти остроумные и сравнительно простые решения казалось бы «неразрешимых» задач, а в практической деятельности значительно сэкономить затраты средств и времени.
Проведя данное исследование, я овладел новыми математическими навыками, рассматривая некоторые методы решения неопределенных уравнений. Решая уравнения, получал некоторые результаты, которые можно использовать как в ежедневной практической деятельности, так и при рассмотрении проблем, окружающего нас Мира. Изучая диофантовы уравнения, показал практическое им применение.
Именно Диофант положил начало всему этому большому математическому разделу, в чем его огромнейшая заслуга.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
2) А. О. Гельфонд. Решение уравнений в целых числах (Серия «Популярные лекции
по математике»). – М.: Наука, 1983.
3) А. Жуков. Неопределенные уравнения. Энциклопедия для детей, том 11.
Математика. – М.: Просвещение, 1990.
4) В. И. Нечаев. Простейшие неопределенные уравнения. Детская энциклопедия,
т. 3 (1-е изд.), т. 2 (2-е изд.).
5) Я. И. Перельман. Занимательная алгебра – М: Наука; 1970.
6) Л. Ф. Пичурин. За страницами учебника алгебры: кн. Для учащихся 7-9 кл.
сред. шк. – М.: Просвещение, 1990.
7) Д. Пойя. Математическое открытие. – М.: Наука, 1976.
Приложение I
program diofant_1;
uses crt;
var a,b,c,x,i,j:integer;
y:real;
begin
clrscr;
writeln('Программа решения уравнения вида ax+by=c методом перебора');
write('A= ');
readln(a);
write('B= ');
readln(b);
write('C= ');
readln(c);
writeln('Введите начальное значение диапазона');
readln(i);
writeln('Введите конечное значение диапазона');
readln(j);
writeln('Некоторые значения X и Y которые принадлежат множеству натуральных чисел');
for x:=i to j do
begin
y:=(c-a*x)/b;
if ((c-a*x) mod b = 0) and (y>0) then writeln('x = ',x,' ','y =',y:2:0);
end;
readkey
end.
Приложение II
program diofant_2;
uses crt;
var a,b,c,d,y,z,i,j:integer;
x:real;
begin
clrscr;
writeln('программа решения уравнения вида ax+by+cz=d методом перебора');
write('A= ');
readln(a);
write('B= ');
readln(b);
write('C= ');
readln(c);
write('D= ');
readln(d);
writeln('Некоторые значения X и Y и Z которые принадлежат множеству натуральных чисел');
for z:=1 to 10 do
for y:=1 to 10 do
begin
x:=(d-b*y-c*z)/a;
if ((d-b*y-c*z) mod a = 0) and (x>0) then writeln('x = ',x:1:0,' ','y = ',y,' ','z = ',z);
end;
readkey
end.
За чашкой чая
Упрямый зяблик
Рисуем крокусы акварелью
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Сказка об осеннем ветре