Тема проекта: «Компьютерная диагностика стоматологических заболеваний в школе»
Авторы: Алябьев Арсений, Алябьева Дарья
ЦО №1430, 11 -10 «а» класс
Аннотация
Обоснование выбора направления
Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов молодом возрасте и увеличению числа детей с интактными зубами.
Один из путей повышения эффективности и качества диагностики стоматологических заболеваний является разработка и внедрение в практику автоматизированных компьютерных систем.
Разработка компьютерной программы, выявляющей заболевания полости рта в условиях кабинета информатики.
Методы проведения исследования
Изучение и анализ социологической, технической, медицинской и научной литературы по диагностике и лечения заболеваний полости рта, используя математический, социалогический метод.
Результаты проведения исследования
Выводы
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 2.2 МБ |
komp_diagn_1430.pdf | 1.99 МБ |
статья | 28.35 КБ |
КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
А.А. Прохончуков, Н.А. Жижина, О.Г. Авраамова, А.Г. Колесник, Ю.С. Алябьев, А.Ю. Алябьев, Д.Ю. Алябьева, Н.М.Алябьева
ФГУ «ЦНИИС и ЧЛХ» Минздравсоцразвития, ГБОУ ЦО №1430 Москва, ГУ лицей №1580 при МГТУ им. Н.Э.Баумана.
Введение. Всемирная организация здравоохранения, провозгласила стратегию достижения «Здоровье для всех», ее Европейское региональное бюро при участии всех стран Европы подготовило документ под названием «Здоровье - XXI». В нем сформулировано четыре основных стратегических направления деятельности правительств европейского континента, одно из таких направлений, это - совместная здравоохранительная деятельность на всех уровнях – дома, семьи, школы и мест работы.
Академик РАМН, профессор В.К. Леонтьев и профессор Г.Н. Пахомов в 2006 году обозначили, что концепцией общего и стоматологического здоровья в XXI веке станет укрепление здоровья человека и профилактика заболеваний. Основные стоматологические заболевания могут быть ликвидированы путем реализации адекватной социальной политики и более широкого внедрения в школьную образовательную программу обучения по профилактике и внедрению новых методик лечения. Необходимо использование безопасных и эффективных методов и средств профилактики стоматологических заболеваний, как для детей, так и для взрослых.
Одним из путей повышения эффективности профилактики, качества диагностики и лечения стоматологических заболеваний является разработка и внедрение в практику автоматизированных компьютерных систем в средних учебных учреждениях. Воспитательные и образовательные стоматологические программы необходимы в формировании личности и пропаганде здорового образа жизни.
Материалы и методы. В рамках работы был проведено тестирование учащихся 8 «а» класса Центра Образования №1430 г. Москвы. Учащиеся из 28 человек были поделены на 2 группы: наблюдения (14) и сравнения (14). Учащиеся группы наблюдения ознакомились с презентацией на тему «Компьютерная диагностика стоматологических заболеваний в школе», затем прошли тестирование. Осмотр осуществлялся учениками визуально друг у друга и индивидуально с помощью косметического зеркала.
Рис. 1. Результаты обследования стоматологического осмотра в группе наблюдения.
После тестирования 10 человек (71%) обратились к стоматологу за помощью: по поводу кариеса – 8 человек (57%), пульпита – 1 человек (7%), периодонтит – 0, исправление прикуса – 3 человека (21%). Из группы сравнения обратились за помощью 3 человека (21%). Для работы использовался анализ социологический, технический, медицинской и научной литературы по диагностике и лечению заболеваний полости рта с использованием математического и социалогического методов.
Рис. 2. Результаты обследования стоматологического осмотра в группе сравнения.
Обучение учащихся проводилось в кабинете информатики или в любом помещении, оборудованном компьютерной техникой. Наряду с лечебно-диагностической целью учебное пособие применяют для обучения профилактическим и гигиеническим навыкам школьников в возрасте 6 -17 лет (1-11 класс) средних учебных учреждений. Учащиеся старших классов знакомятся с факторами риска при сопутствующих заболеваниях: центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы, ЖКТ, почек при сенсибилизации, аллергии и иммунодефицитах.
Внедрение в практику. Создано обучающее пособие в виде мультимедийного диска на тему: «Компьютерная диагностика стоматологических заболеваний в школе» в программе Power Point c использованием возможностей данной программы: внедрение звука, мультимедийных роликов, картинок. Данное пособие может использоваться на уроках биологии, а также классными руководителями для проведения тематических классных часов и дома родителями в воспитательных целях. Разработана тестирующая программа: «Диагностика основных стоматологических заболеваний» в виде опроса. Создан тест в среде программирования VBA и прикреплен с помощью макроса. Опубликована статья в сборнике: «Научные труды молодых исследователей программы «Шаг в будущее» (том №14, 2011 г.).
Заключение. Впервые в России создано обучающее пособие по диагностике стоматологических заболеваний для учащихся в школе. Разработана компьютерная программа для учащихся, выявляющая заболевания полости рта в условиях школы. Основным достоинством программы является возможность учащимся школы осуществлять диагностику стоматологических заболеваний.
Для проведения обследования эпидемиологии стоматологических заболеваний ВОЗ рекомендует включать следующие возрастные группы: дети в возрасте 5 - 6 лет, дети и подростки в возрасте 12 и 15 лет все эти группы благодаря обучающему пособию вовлекаются в образовательный процесс.
Школьники в процессе ознакомления с программой получают знания о заболеваниях полости рта (кариес, пульпит, периодонтит, пародонтит, гингивит, стоматит) и их клинической картиной. Не требуется специальных знаний и подготовки для проведения клинической оценки полученных данных при тестировании. Учащиеся после обследования осознают необходимость проведения профилактических мероприятий и лечения у врача-стоматолога. Проект получил диплом и занял 2 место в МГТУ им. Н.Э. Баумана за научно-исследовательскую работу в секции «Медицина и медико-биологические науки». В настоящее время ведется работа по усовершенствованию обучающей программы.
К актуальным проблемам профилактики и лечения стоматологических заболеваний, особенно кариеса зубов, заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта относятся факторы риска 1) расстройства нервной системы; 2) патология сердечнососудистой и дыхательной систем; 3) заболевания ЖКТ и печени; 4) патология почек; 5) остеопатии; 6) эндокринные расстройства; 7) болезни крови; 8) нарушения обмена веществ, авитаминозы; 9) инфекционные заболевания; 10) аллергия, иммунодефициты; 11) интоксикации; 12) фоновые и сопутствующие заболеваний систем и внутренних органов организма.
4.04.2011г.
Юрий Алексеевич Гагарин
Спасибо тебе, дедушка!
У меня в портфеле
Мастер-класс "Корзиночка"
Как нарисовать зайчика