Данный творческий проект был выполнен для урока"Окружающий мир" 3 класс УМК " Гармония"
Вложение | Размер |
---|---|
окружающий мир 3 класс УМК Гармония | 2.34 МБ |
Тема: «Как питались наши предки?»
Выполнил:
Колесников Матвей
ученик 3 «А» класса
Руководитель:
Бороденко Татьяна
Владимировна
г. Нижневартовск
2012г.
Оглавление
Введение ……………………………………………………… 4
1. Особенности питания наших предков ………………….. 5
1.2. Традиции русского застолья …………………………….. 13
2. «Хлеб да каша – пища наша» …………………………19
3. Питание в 21 веке ………………………………………. 14
Заключение………………………………………………………18
Библиографический список…………………………………… 19
Приложения…………………………………………………….. 20
Цель работы:
Выявить особенности питания наших предков и привлечь внимание к вопросу возможности сохранения здоровья через питание простыми и доступными продуктами.
Задачи:
Введение
«Прежде ели просто, да жили лет со сто!»
В течение многих столетий пища наших предков почти не менялась. Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них целесообразного, исторически обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климатическим условиям.
У каждого народа, имеющего развитую культуру, существовала своя стройная и рациональная система питания, обусловленная климатом, образом жизни, религией и национальными особенностями этого народа. Так было и на Руси. Кулинарные рецептуры, сформированные за годы в результате многовековой эволюции, многие из них являются прекрасными образцами правильного сочетания продуктов по вкусу, а с физиологической точки зрения - по содержанию пищевых веществ. В известной мере влияет на него и культурный обмен с другими народами, но никогда чужие традиции механически не заимствуются, а приобретают на новой почве местный национальный колорит. Прошлое неотделимо от тысячелетней истории Отечества. Оно дорого нам, как одно из свидетельств духовного богатства народов нашей страны.
Актуальность данной работы заключается в сохранении материальной культуры и традиций питания русского народа, обращена в прошлое, в древность, в традиции и обычаи, в старинные кушанья, которые не устарели и сегодня.
Особенности питания наших предков
Ещё со времён средневековой древности в нашей стране возделываются рожь, овёс, пшеница, ячмень, просо, давно наши предки заимствовали навыки изготовления муки, овладели "тайнами" выпечки различных изделий из забродившего теста. Вот почему в пище наших предков существенное значение имеют пироги, расстегаи, блины, пирожки, кулебяки, оладьи, блинчики и др. Многие из этих изделий издавна стали традиционными для праздничных столов: курники — на свадьбах, пироги, блины — на масленицу, "жаворонки" из теста — в весенние праздники. Не менее типичны для русской традиционной кухни блюда из всевозможных круп: различные каши, крупеники, блины, овсяные кисели, запеканки, блюда на основе гороха, а также из чечевицы.
Основной пищей и крестьян, и горожан на Руси долгое время был хлеб- ржаной и пшеничный. Ржаной хлеб выпекали ковригами, а из белой пшеничной муки изготовляли круглые булки и калачи.
Ели каши из гречневой крупы, пшенной, перловой. Приправляли их молоком, коровьим или льняным маслом, медом. Делали кисели из овсяной или гороховой муки.
В более северных краях нашей страны особое значение имеют блюда, приготовленные из пшена. Эта традиция имеет глубокие исторические корни. Когда-то у восточных славян, которые пришли на эти земли в VI веке н.э. и жили преимущественно в лесных участках, просо обрабатывалась как главная сельскохозяйственная культура. Просо служило сырьем для получения муки, крупы, варки пива, кваса, приготовления супов и сладких блюд. Эта народная традиция сохраняется и в настоящее время. Однако следует учитывать, что пшено по своей питательности уступает другим крупам. Поэтому его следует приготовлять с молоком, творогом, печенкой, тыквой и другими продуктами.
Не только зерновые культуры возделывали наши предки. Из древности, сквозь века дошли до наших дней и стали основными на нашем огороде такие культуры Древнего Рима, как кaпуcтa, свёкла и репа. Наиболее широко применялась на Руси квашеная капуста, которую было возможно сохранять до нового урожая. Капуста служит незаменимой закуской, приправой к отварному картофелю и другим блюдам. Щи из различных видов капусты являются заслуженной гордостью нашей национальной кухни, хотя их и готовили еще в Древнем Риме, где специально выращивалось очень много капусты. Просто многие овощные растения и рецепты блюд "перекочевали" из Древнего Рима через Византию на Русь после принятия на Руси христианства.
В наше время капуста особенно широко используется в кулинарии северных и центральных районов России, на Урале и в Сибири.
Репа в России до конца XVIII - начала XIX вв. имела такое значение, как сегодня картофель. Репу использовали повсеместно и из репы готовили множество блюд, фаршировали, варили, парили. Репу использовали как начинку для пирогов, из неё приготовляли квас. Репа являлась одним из основных растительных продуктов. Ее парили в печах, что снижало резкость вкуса и повышало усвояемость. Видимо в те далекие времена и родилась сказка про репку. Постепенно, с начала и до середины XIX века, она была вытеснена гораздо более урожайным, но значительно менее полезным картофелем (практически, это пустой крахмал). Сейчас репка стала на русском столе продуктом редким и штучным - в продаже на нее и цену определяют не за килограммы, а поштучно.
О картофеле в те далекие годы и не помышляли. Его роль выполняла брюква. Брюква хранилась до середины весны и позволяла нашим предкам поддерживать себя довольно бодрыми до свежей зелени.
Брюква почему-то в старинных источниках не упоминается, вероятно, потому, что раньше брюкву не различали от репы. Эти некогда широко распространенные в России корнеплоды в настоящее время занимают в овощеводстве сравнительно небольшой удельный вес. Не выдержали они конкуренции с картофелем и другими культурами. Однако своеобразные вкус и запах, возможность различного кулинарного использования, транспортабельность, устойчивость при хранении позволяют думать, что отказываться от репы и брюквы в настоящее время не следует, так как они придают совершенно особый вкус многим блюдам русской народной кухни.
Войны с кочевыми племенами хазар неожиданно принесли на древнюю Русь семена тыквы. Тыкву выращивали повсеместно, ее семена разбрасывали вдоль тропинок и дорог. Тыква хорошо хранилась в течение зимы. Ее запаривали и добавляли в каши. Часто тыкву применяли в качестве приправы к мясу.
Ранней весной для питания использовали крапиву. Ее ошпарировали, а потом поедали мягкие листья, содержащие полный набор витаминов.
Огурец имеет именно приднепровское происхождение. Огурцы не являлись основным продуктом, но их использовали, чтобы несколько разнообразить стол.
Из овощных культур, которые появились в России позднее, нельзя не назвать картофель. В самом начале XIX в. картофель произвел настоящий переворот в традициях русского стола, блюда из картофеля завоевали широкую популярность. В распространении картофеля и его популяризации большая заслуга принадлежит известному деятелю культуры XVIII в. А.Т. Болотову, который не только разработал агротехнику выращивания картофеля, но и предложил технологию приготовления ряда блюд.
Лес помогал выжить. Лесные промыслы были большим и существенным дополнение в хозяйстве наших предков. В летописях XI-XII вв. говорится об охотничьих угодьях - "тетеревятниках", в более поздних рукописях упоминаются рябчики, дикие утки, зайцы, гуси и другая дичь. Хотя нет оснований полагать, что их не кушали и раньше с самых древних времен. Леса занимают в нашей стране огромные пространства, особенно на севере Урале и в Сибири. Использование даров леса — одна из характерных особенностей русской кухни. В старину большую роль в питании играли лесные орехи. Масло и ореховый жмых тоже использовали в пищу - добавляли в каши, ели с молоком, с творогом. Дробленые орехи использовали и для приготовления различных блюд и начинок. Лес был также источником меда (бортничество). Из меда приготовляли различные сладкие блюда и напитки — медки. В настоящее время только в некоторых местах Сибири (особенно на Алтае у местных нерусских народов) сохранились способы приготовления этих вкусных напитков. Впрочем, с самых древних времен и до появления массового производства сахара мед был основной сладостью у всех народов, и на его основе еще в Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме готовились самые разнообразные сладкие напитки, блюда и десерты. Также не только русские, но и все народы, имевшие в своем распоряжении рыбу, испокон веков кушали и икру.
В лесах собирали грибы, которые варили, а еще больше сушили, чтобы в течение зимы отваривать и добавлять в кашу. Белок грибов подобен мясному и имеет отличный вкус. В лесах собирали ягоды, дикие груши и яблоки, коренья и большое количество лекарственных растений. Варить варенье или компоты еще не умели, поэтому потребляли в свежем виде. Некоторые ягоды высушивали и зимой ели сушеные ягоды.
Как появился лук доподлинно неизвестно. Наши предки умели его выращивать и на репку и на перо. Чеснок пришел вместе с воинствующими хазарами, те использовали его для приготовления мяса – тушили в больших ямах. Наши предки переняли у своих постоянных врагов такой способ приготовления мяса.
Масло?! Его заменял жир от животных, добытых на охоте. Растительного масла не было в рационе питания наших предков. Молоко еще не стало продуктом питания. Только небольшие стада коз могли давать весьма ограниченное количество молока. Крупный рогатый скот был представлен турами, которые и стали предшественниками современных коров. На них шла охота, а телят отлавливали и использовали в качестве тягловых животных. На быках и коровах пахали, их держали только ради мяса. Позже их стали держать и ради навоза, которым стали удобрять поля.
В лесах водились пчелы, и бортничество позволяло получать мед. Его не разбазаривали и гнезда не разоряли. В стволах деревьев вырубали небольшие отверстия, через которые вырезали часть сотов. Именно эти соты и давали углеводы и сладость. Через некоторое время пчелы заделывали повреждения в стволах или использовали отверстия в качестве дополнительных летков.
По весне добывали сладковатый березовый и кленовый соки. Эти соки помогали ранней весной получить набор витаминов и сладости. Занятие по добычи сока деревьев было довольно серьезным делом. Есть подтверждения, что из кленового сока выпаривали влагу и получали концентрированный сироп.
Охота позволяла запасать мясо. Охотились на кабанов, туров, лосей, барсуков и зайцев. Особенно ценились белки, обладающие очень нежным мясом.
Где-то в начале IX века научились засаливать мясо и сало. После засолки они могли храниться довольно долго. Соленое мясо и сало являлось основой белковой и жирной пищей в походах.
На характер русской народной кухни в значительной мере повлияли географические особенности нашей страны — обилие рек, озер, морей. Именно географическим расположение и объясняется число всевозможных рыбных видов блюд. В питании достаточно было распространено множество речных видов рыб, а так же озерных.
Особое место занимала рыбалка. Ловили с помощью вятелей – ловушек, сплетенных из ивового прута. Вятель забрасывали в воду, а через некоторое время в него заплывала рыба, и заползали раки. Вятель вынимался наружу, собирался улов. Рыба на столе наших предков была значительно чаще чем мясо. Наверное, тогда и стали готовить уху.
Раков запекали в углях. Они быстро становились очень вкусными и ароматными.
В русской кухне для приготовления блюд тоже использовался большой ассортимент продуктов. Однако не столько разнообразие продуктов определяет специфичность национальной русской кухни (эти же продукты были доступны и европейцам), сколько сами способы их обработки, технологии приготовления пищи.
Но не следует пытаться искусственно "очищать" наш стол от некогда заимствованых у других народов блюд, давно ставших для нас привычными. К ним относятся, например, блины (заимствованы в IX веке из кухни варягов вместе с компотами и взварами из сухофруктов), котлеты, биточки, лангеты, бифштексы, эскалопы, муссы, желе, горчица, майонез (заимствованные из европейской кухни), шашлык и кебаб (заимствованы у крымских татар), пельмени (заимствованы в XII веке у монголов), борщ (это национальное
блюдо Древнего Рима, пришедшее на Русь вместе с православием от византийских греков), кетчуп (изобретение поваров английского военного флота) и другие.
Многие блюда, ставшие сейчас традиционными русскими, были изобретены французскими поварами-рестораторами, работавшими в XIX веке в России и создавшими основы современной русской кухни (Люсьен Оливье, Яр и др.).
В процессе исторического развития менялось питание, появлялись новые продукты, совершенствовались способы их обработки. Сравнительно недавно появились в России картофель и помидоры, стали привычными многие океанические рыбы, и без них уже невозможно представить наш стол. Попытки разделить русскую кухню на старинную самобытную и современную весьма условны. Все зависит от наличия доступных народу продуктов. И кто сейчас скажет, что блюда с картофелем или помидорами не могут быть национальными русскими? Любопытно кулинарное применение ананасов во времена Екатерины II и князя Потемкина (этого любителя капустных кочерыжек, с которыми он не расставался и грыз постоянно). Ананасы тогда шинковали и квасили в бочках, как капусту.
Страна наша обширна, и в каждой области есть свои местные блюда. На севере любят щи, а на юге - борщи, в Сибири и на Урале нет праздничного стола без шанег, а в Вологде - без рыбников, на Дону готовят уху с помидорами и т. д. Однако есть много общих блюд для всех областей нашей страны и много общих приемов их приготовления.
Все, что формировалось на начальном этапе русской кулинарной традиции, остаётся неизменным и по сегодняшний день. Главные составляющие традиционного русского стола: чёрный ржаной хлеб, который остаётся любимым и по сей день, разнообразные супы и каши приготовляемые практически каждый день, но уже совсем не по тем же рецептам, что много лет назад (для которых нужна именно русская печь, да еще умение с ней управляться), пироги и другие бесчисленные изделия из дрожжевого теста, без которых не обходится ни одно веселье, блины, а также наши традиционные напитки - мед, квас и водка (хотя все они тоже заимствованы; в частности, хлебный квас готовили и в Древнем Риме).
Сибирская кухня
Сибирская кухня формировалась под влиянием древнерусской кухни. С развитием интенсивной внешней торговли, введением монополии на ряд товаров ( икра, красная рыба, рыбий клей, мёд, соль, конопля) с XVII в. начинают формироваться. русские региональные кухни (донская, уральская, сибирская, поморская). Бурное развитие в 70-х годах XIX в. железнодорожного строительства в России приблизило далекие окраины к центру. Это привело к “открытию” многих региональных старинных русских блюд, быстро признанных общенациональными. Таковы были уральские и сибирские пельмени, дальневосточные горбуша и кетовая красная икра.
Основными продуктами, составлявшими питание сибиряков- были те, что производились в их хозяйстве. Молоко, мясо, овощи, яйца, изделия из злаковых культур составляли большую его часть. Употребление пищи было связано с необходимостью соблюдения постов. Соблюдалось ежегодно 4 поста, длившихся 130 дней. Все среды и пятницы были постными днями, за исключением праздничных, когда было разрешено употреблять мясную и молочную пищу.
Главное место на столе сибиряков занимал хлеб, по потреблению которого на душу населения наша страна всегда занимала первое место в мире.
Первенствующее значение в истории русской кухни сохраняли и первые жидкие блюда – супы. Ассортимент супов – щей, похлебок, ухи, рассольников, солянок, ботвиней, окрошек, тюрь – продолжал пополняться с XVIII в. по XX в. различными видами западноевропейских супов вроде бульонов, супов-пюре, так называемых заправочных супов с мясом и крупами, которые хорошо приживались благодаря любви русского народа к горячему жидкому вареву.
В рационе сибиряков-старожилов, которые держали много скота, мясо занимало большую долю. Обычно его варили. Любимым блюдом сибиряков были пельмени, считалось, что самые вкусные - " смесь из трех мяс”, т.е. фарш должен был быть сделан из говядины, свинины и баранины. Употребляли в пищу и лосятину, так как многие старожилы охотились на лосей. На ужин нередко тушили в печи баранину, зажаривали поросят-“асосков”, т.е. молочных. Из голов, ножек, коленей делали холодец (студень). На зиму чалдоны заготавливали колбасы из говядины, а затем, учитывая опыт приехавших переселенцев из Европейской России, начали их делать и из свинины. Одним из видов мясных заготовок были окорока, которые солили и вялили.
Особое развитие получили пироги, т. е. изделия в тестяной оболочке, с самой разнообразной начинкой – из рыбы, мяса, домашней птицы и дичи, грибов, творога, овощей, ягод, фруктов, из различного зерна в сочетании с рыбой, мясом и грибами.
Рыба всегда употреблялась в кухне сибиряков в бесчисленных видах: паровая или подпарная, варёная (отварная), тельная, т. е. изготовленная особым образом из одного филе, без костей, но с кожей, жареная, чиненая (наполненная начинкой из каши, лука или грибов), тушёная, заливная, печёная в чешуе, запечённая на сковороде в сметане, просольная (солёная), вяленая, сушёная на ветру и солнце (вобла) и сушёная в печи (сущик). В Западной Сибири ели мороженую сырую (строганина). Менее была распространена в сибирской народной кухне до середины XIX в. копчёная рыба, которая в последнее время, наоборот, широко используется в трёх видах – холодного копчения, горячего копчения и копчёно-вяленая.
Из овощных культур сибиряки выращивали тыкву, репу, морковь, свеклу, капусту, огурцы. Посевы картофеля были невелики, из него готовили ограниченное число блюд. Как правило, сибиряки жарили картофель, пекли драники (котлеты из тертого сырого картофеля). Капусту, свеклу, морковь тушили с маслом или клали в пироги. Огурцы солили на зиму, а летом ели с медом. Такие блюда, как салаты, никогда не были свойственны сибирской кухне, они появились в России уже в XIX в. как одно из заимствований с Запада.
Национальным сибирским лакомством с XVII в. считались кедровые орехи и семечки (подсолнечные).
Одним из лакомств был мед. Конфеты были редкостью, но иногда к празднику покупали леденцы. Любимым и распространенным напитком был квас на солоде. Для чая заваривали травки, листья белоголовника, лабазника, смородины. Варили мучные кисели, молочные, а также ягодные на крахмале. Часто делали кисель из калины.
Распорядок в ежедневном приеме пищи не зависел от сезона. Но летом было больше молочного, а зимой мясного. Взрослые обычно ели три раза в день, дети - четыре.
Блюда сибирской кухни
Первые блюда:
| Вторые блюда:
|
Мучные блюда:
| Каши:
Напитки:
|
Итак, особенности питания наших предков в том что:
Именно это сделало русскую кухню самой богатой кухней в мире. И сейчас ни у одного народа нет достойных блюд, которые не имели бы аналогов в русской кухне, но в гораздо лучшем исполнении.
Традиции Русского застолья
Прием гостей
Наши предки умели не только хорошо работать, но и отдыхать и веселиться.
В семнадцатом веке, каждый, уважающий себя горожанин и тем более если он к тому же зажиточный не мог обойтись без проведения праздничных пиров, ведь это входило в их жизненный уклад. Готовиться к праздничному пиру начинали задолго до торжественного дня - особо тщательнейшим образом вычищали и прибирали весь дом и двор, к приходу гостей все должно было быть безупречно, все должно было блестеть как никогда. Из сундуков извлекались парадные скатерти, посуда, полотенца которые так бережно хранились для этого дня. А почётное место руководителя всего этого ответственного процесса, как и за закупкой и приготовлением праздничных мероприятий, следила хозяйка дома. На хозяина же ложилась не менее важная обязанность - приглашение гостей на пир. Причём, в зависимости от статуса гостя, хозяин либо посылал с приглашением слугу, либо ездил сам. А собственно само мероприятие выгладила примерно так: к собравшимся гостям выходила в праздничном наряде хозяйка и приветствовала их, кланяясь в пояс, и гости отвечали ей земным поклоном, а за ней следовала церемония целования: хозяин дома предлагал гостям почтить хозяйку поцелуем.
Гости по очереди подходили к хозяйке дома и целовали её, и при этом по канонам этикета, держали руки за спиной, после снова кланялся ей и принимал из её рук чарку водки. Когда хозяйка направлялась к специальному женскому столу, это служило сигналом для всех рассаживаться и приступать к трапезе. Обычно церемониальный стол стоял стационарно, в "красном углу", то есть под иконами, возле неподвижно приделанных к стене лавок, сидеть на которых, кстати, по тем временам, считалось более почётным, чем на приставных.
Сама трапеза начиналась из того, что хозяин дома отрезал и подавал каждому приглашённому гостю ломоть хлеба с солью, что символизировало гостеприимство и хлебосольство этого дома, кстати и сегодняшние хлебосольные традиции берут свои истоки с той поры. В знак особого уважения или приязни к кому-нибудь из своих гостей хозяин церемонии мог сам положить какого-нибудь кушанье с особой тарелки, специально ставившейся с ним рядом, и, при помощи своего слуги, послать почётному гостю особо, как бы более подчёркивая своё внимание уделяемое ему.
Хотя традиция встречать гостей с хлебом и солью пришла к нам с той поры, но порядок подачи блюд в те времена заметно отличался от того, который привычен нам сегодня: сперва ели пироги, после блюда из мяса, птицы и рыбы, и только в конце трапезы принимались за супы.
Когда уже все участники трапезы рассаживались по своим местам, хозяин разрезал хлеб на кусочки и вместе с солью подавал каждому гостю отдельно.
Этим своим действием в очередной раз подчёркивал гостеприимство своего
дома и глубокое уважение ко всем присутствующим. На этих праздничных пирах было обязательно ещё одно - перед хозяином ставилось так называемое опричное блюдо и еду с него хозяин лично перекладывал в неглубокие тары(плоскую посуду) и передавал со слугами особым гостям как знак абсолютного внимания к ним. А когда слуга передавал это своеобразное гастрономическое послание от своего хозяина, как правило говорил:
"Чтоб тебе, милостивый государь, кушать на здоровье". Если бы нам, каким то чудом можно было переместиться во времени, и оказаться в семнадцатом веке, и почему бы и нет, случись и второе чудо, нас бы пригласили на подобное торжество мы бы не мало удивлены порядком подачи блюд к столу. Вот судите сами, сейчас для нас нормально что сперва мы едим закуску, после суп, а уже после этого второе и десерт, а в те времена сперва подавали пироги, затем блюда из мяса, птицы и рыбы («жаркое»), а уж потом, в конце обеда – супы («ушное»). Отдохнув после супов, на десерт кушали разнообразные сладкие заедки.
Благодаря многим дошедшим до нас старинным рукописям мы прекрасно осведомлены о праздничном и повседневном столе царя и бояр. И это благодаря пунктуальности и чёткости исполнения своих обязанностей придворных служащих. Количество всевозможных блюд на царских пирах и на пирах богатых бояр доходило до ста, а в особых случаях могло достигать и пол тысячи, причём к столу под носились поочерёдно, по одному, а драгоценные золотые и серебряные посуды с остальными кушаньями держали в руках стоявшие вокруг стола слуги.
Но традиции пировать и трапезничать были и не столь богатых слоях общества, и были не только у богатых и знатных членов общества. Представители практически всех слоев населения считали обязательным
собираться за пиршественным столом по поводу всех значимых событий в жизни, будь то свадьба, крестины, именины, встречи, проводы, поминки, народные и церковные праздники... И естественно именно эта традиция дошла до нас практически ничуть не изменившись.
О русском гостеприимстве известно всем и так было всегда. А что же касается еды, то если в дом русского человека приходят гости и застают семью за обедом, то непременно будут приглашены ко столу и усажены за ним, и у гостя вряд ли будет возможность отказаться от этого. Торжественные обеды и застолья в честь приёма иностранных гостей устраивались с особой широтой и размахом, они призваны были продемонстрировать не только материальные возможности царственных хозяев (подчистую обиравших собственный народ), но и широту и гостеприимство русской души.
Любой праздник, невозможен без угощения. Что поставить на праздничный стол? Чем порадовать, удивить гостей и домашних? И здесь снова приходят на помощь старинные обычаи. На староновогоднем столе, согласно поговорке «Свинку да боровка для Васильева вечерка», должно присутствовать блюдо из свинины. К нему полагается гарнир. Ну, и какой стол без сладкого праздничного пирога?
Старинные русские кушанья
Некоторые традиционные старинные кушанья сегодня не только не употребляют в пищу, но о многих и не слышали. Возможно, это произошло потому, что они были характерны для крестьянской среды, а в городской были неупотребительны. Да и готовили эти кушанья в русской печи. На газовой или электрической плите их зачастую приготовить невозможно.
Кутья
В день погребения и поминовения усопших на Руси по традиции приносилась в церковь и вкушалась дома поминальная кутья, или коливо, — сладкая каша из зе рен красной пшеницы или риса с медом и сладкими плодами (изюмом). Зерна символизируют будущее воскресение умершего, а сладость символ райского блаженства.
Такая же каша подавалась и на крестины младенца, но имела совершенно другое, жиз неутверждающее значение. Кутью подавали и под завершение Рождества, ей торжественно завершался Рождественский сорокадневный пост.
В отличие от обычной каши крестильную готовили на молоке, и даже крупу замачивали в молоке. В кашу клали много масла.
Тюря
Это самое распространенное и безыскусное старинное постное блюдо представляет собой миску холодной подсоленной воды или кваса с плавающими в нем кусочками хлеба и накрошенного репчатого лука.
Кулага ржаная
В кипящую воду всыпают просеянную ржаную муку и проваривают до густоты киселя. Потом добавляют кусочек льда (в деревнях кладут чистый снег), закрывают плотно крышкой и ставят в русскую печь на сутки. Готовая кулага — розового цвета. По вкусу ее заправляют сахаром.
Заваруха-повалиха
В кипящую подслащенную воду всыпают просеянную пшеничную муку, проваривают простоты манной каши. На смазанную жиром сковороду выкладывают горкой смесь, делают в середине углубление, наливают туда растопленный маргарин и запекают в духовке или в печи до румяной корочки. Подают с простоквашей.
Толокно
В XVI и XVII вв. в большом употреблении народе было толокно. Это блюдо готовили из овса, выдержанно в продолжение ночи в теплой русской печи. При этом мука, полученная из такого зерна, теряла способность образовывать клейковину, зато хорошо набухала в воде и быстро густела. Толокно замешивали на охлажденной кипяченой водой, приправленной солью.
Джур
Еще со времен Владимира Мономаха поселяне кушали джур — блюдо из овсяной муки (овсяный кисель). К джуру (журу) добавлялись сушеные яблоки, вишни, калина, иногда постное масло, мед. Кушали с молоком.
Тельное
Это старинное русское кушанье. Свое название оно получило от того, что готовится из тела рыбы. Рыба готовится любая, но лучшее тельное получается из судака, щуки. Это блюдо не забыто и в ваши дни, но готовят его главным образом в виде жареных рыбных котлет с фаршем. А раньше подавали не только жареное тельное, но и отварное, холодное - как закуску. Очистить рыбу от кожи и костей. 1/4 ее часть нарезать мелкими кубиками, а остальное филе дважды пропустить в мясорубку, посолить, добавить перца, немного сливок и выбить лопаткой до образования тестообразной массы. Из нарезанной кубиками рыбы приготовить фарш: посыпать солью, перцем, припустить на масле с небольшим количеством рыбного бульона или воды и мелко нарубленной луковицей до готовности. Сюда же можно добавить лимонный сок, шампиньоны, яйца или томатный соус - по желанию. Приготовленный фарш остудить. остаток тельного - 'тесто' - раскатать в лепешку, положить начинку, защипать края, скатать в виде шара, завязать в салфетку и варить в кипятке 30 мин. Затем охладить, развернуть, нарезать и подать с хреном, зеленым горошком, картофелем.
Репа фаршированная. Репу моют, варят в воде до мягкости, остужают, соскабливают кожицу, вырезают сердцевину. Вынутую мякоть мелко рубят, добавляют мясной фарш и заполняют этой начинкой репу. Сверху посыпают тертым сыром, поливают маслом и запекают.
Овсяный кисель. Крупу залить теплой водой и оставить на сутки в теплом месте. Затем процедить и отжать. В полученную жидкость добавить соль, сахар и прокипятить, непрерывно помешивая, до загустения. В горячий кисель добавить молоко, перемешать, разлить в тарелки, смазанные маслом, поставить на холод. Когда кисель застынет, разрезать его на порции и подать с холодным кипяченым молоком или простоквашей.
«Горох колодкой». Горох полностью разваривают и толкут, полученное пюре заправляют солью и формуют (можно использовать формочки, чашки и т. д., смазанные маслом). Сформованное гороховое пюре выкладывают на тарелку и поливают маслом подсолнечным с обжаренным луком, посыпают зеленью.
Суп хлебный крестьянский. Небольшие сухие корки белого хлеба поджарить в жире с мелко порубленной петрушкой и мелко нарезанным луком, затем залить водой, посолить, поперчить и довести до кипения. Непрерывно помешивая, влить в суп тоненькой струйкой растертые яйца. Этот суп, по вкусу напоминающий мясной, нужно тотчас подавать к столу.
Сбитень-жженка. Чтобы получить жженку, сахар в ложке нагреть над слабым огнем, пока не образуется темно-коричневый сироп. Мед растворить в 4 стаканах воды и кипятить 20—25 мин, затем добавить пряности и кипятить еще 5 мин. Полученную смесь процедить через марлю и добавить для цвета жженку. Подавать горячим.
"Монастырская курица". Кочан капусты нарезать не очень мелко, положить в глиняный горшок, залить взбитыми с молоком яйцами, посолить, прикрыть сковородой и поставить в духовку. Капуста считается готовой, когда приобретет бежевый цвет.
«Хлеб да каша – пища наша»
Хлеб
Основной пищей в XVI веке оставался хлеб. Хлебопечение и приготовление других изделий из зерна, и зерно продуктов в городах XVI века было занятием больших групп ремесленников, специализировавшихся на производстве этих продуктов питания для продажи. Хлеб пекли из мешанной ржаной и овсяной муки, а также, должно быть, и только из овсяной. Из пшеничной муки выпекали хлеба, калачи, просвиры. Из муки изготовляли лапшу, пекли оладьи и "перепечь" - ржаные жареные лепёшки из кислого теста. Из ржаной муки пекли блины, приготовляли сухари. Очень разнообразен ассортимент из сдобного теста-пироги с маком, мёдом, кашей, репой, капустой, грибами, мясом и т. п. Перечисленные изделия далеко не исчерпывают разнообразия хлебных продуктов, употреблявшихся на Руси в XVI веке.
Очень распространенным видом хлебной пищи были каши (овсяные, гречневые, ячменные, пшенные), и кисели - гороховый и овсяный. Зерно служило и сырьём для приготовления напитка: кваса.
«Каша – мать наша»
Важнейшее место в питании на Руси была каша, еще в народе называли "праматерью хлеба". Еще на Руси каши были очень популярным блюдом, и лучшие рецепты каш сохранились до наших дней. Варили ее из гречки, ячменя, овса, зерна и других круп. Каша подавалась в будни, в праздники, была обрядовым блюдом, даже царский стол без каши не обходился.
Свадебный пир на Руси назывался кашею. «Заварил кашу - расхлебывай!» Часто каша на свадебном пиру была единственной едой для молодоженов. Крестьянская ли то была свадьба или купеческая, царская или генеральская.
Русский народ традиционно проявляет любовь к горячему жидкому вареву. Уже в период двевнерусской кухни (9-16 вв. н.э.) сформировались такие понятия как щи, уха и каша, основой для которых стали овощи, рыба и зерно. Каши варили на воде или в говяжьем бульоне. Основой каш стало зерно, и прежде всего овсяное.
Каши на Руси делались в трех видах в зависимости от соотношения зерна и воды: крутые, размазни и кашицы (полужидкие).Из разжиженных кашиц с добавлением овощей впоследствии вышли такие современные супы как рассольники
Ни одного важного дела или события не проходило в старину без каши. Каша считалась символом богатства и благополучия в семье. Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир так и назывался «кашей». Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу. Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: «С ним каши не сваришь!»
Какие каши бывают?
Манную кашу варят из манной крупы – манки. Манную крупу получают из пшеницы: когда зёрна очищают от оболочки и перемалывают, то наряду с мукой образуется крупка. Это и есть манка.
Великий русский полководец Суворов любил гречневую кашу. Она не только вкусна, но и очень питательна. Поел немного, а уже сыт. Особенно ценно это в походе, где каждый лишний килограмм давит на плечи. Поэтому в России гречневая каша, издавна считалась основой солдатской пищей. Да и в крестьянских семьях к ней было особо уважительное отношение. Не случайно в народе сложили поговорку: «Гречневая каша — матушка наша»…
Среди круп рис занимает первое место по содержанию высококачественного крахмала - 77,3% и биологической ценности белка. К тому же в нем есть богатый набор витаминов –B1, В2,В6, РР, Е и участвующая в кроветворении фолиевая кислота, которая является важным средством профилактики малокровия.
Перловая крупа – это цельные ячменные зерна, очищенные и шлифованные. Свое название перловка получила потому, что цветом и формой не так уж и отдаленно напоминает речной жемчуг (перлами на Руси называли жемчужины). Также её еще называли «мужицким рисом». Пшено это семена проса, очищенные от наружной оболочки. В России еще пару сотен лет назад пшенная каша была основным блюдом на крестьянским столе.
Все знают, что овсяная каша полезна и детям, и взрослым, но редко кто её любит. А зря! Дело в том, что пищевая ценность овса гораздо выше остальных злаковых культур. В нем содержатся витамины (А, В1, В2,Е), жиры, крахмал, сахар, аминокислоты и минеральные вещества.
Овсяная каша — самая питательная из каш. Хорошо известно свойство овсяной каши благотворно действовать на желудочно-кишечный тракт, что делает ее незаменимой в диетическом питании. Клетчатка, содержащаяся в овсяной каше, способствует хорошему пищеварению.
Кукурузную крупу вырабатывают из кукурузных зерен. Мелкая кукурузная крупа напоминает манную, но отличается более жёлтым цветом.
Так в чем же ее польза спросите вы? Все очень просто - мало того что, каша сварена из зерновых культур, которые по своему составу являются полезнейшим продуктом так еще каша имеет высокую питательную ценность и ее диетой лечат многие болезни, а вот гречка может выводить вредные вещества из организма человека.
Каши можно сочетать, с молоком, мясом, салом, овощными блюдами, грибами, фруктами. Отказываясь от употребления каш, считая ее пищей для пожилых людей или грудных малышей мы совершаем ошибку. А лучшие крупы из которых приготавливают каши имеют значительную пищевую ценность, например в 100 г. гречки находится 12,6 г. белка, углеводов 68 г, магний, железо, кальций, много фосфора и калия, витамины PP,B1,B2-и такие отличные характеристики имеют другие зерна (овес, пшено). Содержащийся в каше белок хорошо усваивается организмом, а энергетическая ценность составляет около 330-360 ккал на 10 грамм этого продукта. Если учесть, что к кашам можно добавлять различные добавки: масло, молоко, фрукты можно смело сказать - каши не сравняться ни с какими другими блюдами по своей ценности и простоте.
Практическая часть работы
Наш девиз. «Понять, принять и применить»
Питание - это средство воспитания, социальный институт для ребенка, дополнительная возможность привития детям культуры питания во время приема пищи. Наблюдая за питанием учащихся в школе, проведя анкетирование среди учащихся начальной школы 1,4 классов (опрошено 35 человек), выяснилось, что не все учащиеся правильно понимают значимость и полезность еды. На вопросы, предложенные детям, мы получили следующие ответы, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
№ | Вопросы анкеты | Варианты ответов | Кол-во (%) |
1 | Какой пище вы отдаете предпочтение? | Горячее блюдо всухомятку лакомство каши |
2 | Как часто ты кушаешь кашу? | каждый день; раз в неделю; |
3 | Какие блюда готовили наши предки? | хлеб супы каши овощи |
4 | Какие напитки из старины Вы предпочитаете? | квас кисель; чай |
5 | Используют ли рецепты старинных кушаний в Вашей семье? | Да Нет |
Заключение
Правильное питание – залог здоровья и счастья!
Ритм, с которым современное человечество вошло в новую эпоху, определяет то, как мы будем жить дальше. Все чаще раздаются возгласы: «Не хватает времени! Ничего не успеваю!». Переходные периоды, действительно, несут в себе максимальное напряжение, когда расширяется пространство, в котором человек творит, а время сжимается до минимума, как будто вихрем входит в воронку в ожидании перехода, начала нового цикла. Именно это состояние сегодня проживает современный человек. Все шире спектр: целей и задач, встающих перед ним; знаний, доступных ему. Но тем выше и требования, как к человечеству в целом, так и к каждому человеку, живущему на земле. Напряженный ритм жизни современного человека, стремящегося к преображению и обновлению как своего внутреннего, так и окружающего его мира предполагает образ жизни «делового человека». Но это не должно расходиться с понятием «здоровый образ жизни». Здоровье становится тем фактором, без которого невозможен успех любого дела. Как совместить два образа жизни? Возможно ли это?
Миллиарды людей на земле ежедневно едят, не задумываясь, есть ли какой-либо смысл в таком взаимодействии через питание с остальными царствами природы. В представлении большинства людей пища – это всего лишь энергия и строительный материал для клеток физического тела. Для того чтобы научиться правильно питаться, человечеству необходимо сегодня систематизировать те отрывочные сведения, которые оно накопило – как многовековой опыт, отраженный в трудах ученых, натуропатов, а также опыт, который имеет каждый из нас в той или иной мере, т.е. читал, слышал, видел, обсуждал и применял. Вернемся в историческое прошлое, постепенно по ступеням систем питания человека и привнесем опыт поколений в наши дни.
В результате проведённой работы, попытались понять, принять и применить опыт наших предков. А что у нас получилось, судить Вам!
Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на
этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из
небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной
культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань
мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен,
освободиться от проклятого комплекса “Ивана не помнящего своего родства”.
Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только
настоящим. Еще Пушкин заметил, что уважение к минувшему - черта, отличающая
образованность от дикости.
Библиографический список
части 3,4.-М.: ТЕРРА; «Книжная лавка – РТР», 1998. – 192с.-
(Русский дом).
4. Modernlib.Ru. Статья на тему «Медицина и Здоровье »
«Здоровый образ жизни », «Щи да каша – пища наша".
5. SuperCook.ru. Большая Домашняя Кулинария.
6. Шатилов М.Б. –Ваховские остяки, Изд-во Ю.Мандрики, Тюмень,2000
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Снеговик
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Рисуем пшеничное поле гуашью