Исследование экономического поведения старшеклассников представляется нам актуальным, так как происходящие преобразования во всех сферах жизнедеятельности современной России характеризуются обострением идеологических, социально-экономических и культурологических тенденций развития. В этих условиях потребность в соответствующих экономических знаниях и информации возрастает. Складывающаяся социально-экономическая ситуация акцентирует внимание педагогической общественности к вопросам формирования основ экономической культуры старшеклассников, тех, кто стоит на пороге самостоятельной жизни и кто в ближайшем будущем будет занимать активные позиции в обществе. От сформированности их экономической культуры и подготовленности к будущей эффективной самореализации в условиях рынка, независимо от рода деятельности, во многом будет зависеть решение проблем экономической стабильности общества, их успешная социализация, гражданская ответственность, полноценная адаптация и деятельностная мобильность.
Целью нашей работы является изучение особенностей экономического поведения старшеклассников в сравнении с экономическим поведением взрослых.
Вложение | Размер |
---|---|
lena_rubcova.docx | 36.7 КБ |
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Лицей №17»
Особенности экономического поведения старшеклассников.
Исследовательская работа
Выполнила:
Рубцова Лена
ученица 11 класса
Руководитель:
Левина О.Е.
учитель обществознания
Березовский
2012
Введение
Рассуждая о других людях, мы говорим: «Она очень осторожна в своем поведении», или «Он в последнее время ведет себя неоправданно рискованно», или «Если она и в дальнейшем будет вести себя так же настойчиво, несомненно, добьется успеха». На чем основаны подобные оценки? Ведь мы зачастую не знаем о том, что действительно движет человеком в его действиях, и судим о нем только на основании самих действий. Формируя свое представление о человеке, мы более или менее осознанно подмечаем и выделяем общие черты его отдельных поступков. Эти черты складываются в целостный образ, характеризующий в нашем сознании своего носителя и определяющий нашу модель взаимодействия с ним. Например, мы говорим: «Он надежный партнер, с ним можно иметь дело». Это означает, что человек не раз в своих действиях по отношению к другим был честным, выполнял свои обязательства, доводил начатое дело до конца. Таким образом, поведение мы воспринимаем как результат действий человека, отражающий внешнюю направленность его активности.
В экономической социологии для описания активности людей в сфере производства, распределения, обмена и потребления различных благ и услуг широко используется понятие «экономическое поведение». Оно позволяет фиксировать направленность экономической активности людей, которая осуществляется с целью удовлетворения их потребностей посредством того или иного способа добывания и потребления благ. (1)
Исследование экономического поведения старшеклассников представляется нам актуальным, так как происходящие преобразования во всех сферах жизнедеятельности современной России характеризуются обострением идеологических, социально-экономических и культурологических тенденций развития. В этих условиях потребность в соответствующих экономических знаниях и информации возрастает. Складывающаяся социально-экономическая ситуация акцентирует внимание педагогической общественности к вопросам формирования основ экономической культуры старшеклассников, тех, кто стоит на пороге самостоятельной жизни и кто в ближайшем будущем будет занимать активные позиции в обществе. От сформированности их экономической культуры и подготовленности к будущей эффективной самореализации в условиях рынка, независимо от рода деятельности, во многом будет зависеть решение проблем экономической стабильности общества, их успешная социализация, гражданская ответственность, полноценная адаптация и деятельностная мобильность.
Целью нашей работы является изучение особенностей экономического поведения старшеклассников в сравнении с экономическим поведением взрослых.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что без целенаправленных усилий со стороны социума и внутренней мотивации старшеклассников стихийно формирующееся экономическое поведение базируется на поверхностных представлениях, недостаточных знаниях, умениях и навыках в сфере экономики.
Цель и гипотеза работы определили следующие задачи:
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:
В исследовании принимали участие 116 респондентов в возрасте от 16-18 лет и 46 респондентов в возрасте от 36 до 48 лет.
Время проведения исследования: октябрь 2011-январь 2012 гг.
Экономическая культура как основа экономического поведения (теоретические аспекты)
Традиционно культура являлась предметом исследования философии, социологии, искусствоведения, истории, литературоведения и других дисциплин, а экономическая сфера культуры практически не изучалась.
В широком смысле экономическую культуру можно определить как совокупность социальных норм и ценностей, являющихся регулятором экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития, способствующих (или мешающих) трансляции, отбору и обновлению ценностей, норм и потребностей, функционирующих в сфере экономики и ориентирующих ее субъектов иные формы экономической активности.
Экономическая культура в узком смысле слова – это типичный способ экономического мышления и деятельности народа, группы, индивидов. С его помощью люди адаптируются к конкретным социально-экономическим условиям своего существования. В экономическую культуру включается также совокупность экономических интересов, ценностей, норм, правил, умений и навыков, которые являются регуляторами экономического поведения. Другими словами, экономическая культура состоит из поведенческих стереотипов и экономических знаний.
Охарактеризуем основные особенности экономической культуры как механизма, регулирующего в конечном итоге экономическое поведение:
Во-первых, экономическая культура включает в себя только те ценности, потребности, предпочтения, которые возникают из нужд экономики и оказывают на нее значимое (положительное или отрицательное) влияние. Во-вторых, особенность экономической культуры определяется теми каналами, через которые она регулирует взаимосвязь экономического сознания и экономического мышления. Чем богаче и активнее экономическое сознание, тем рациональнее и эвристичнее, вариативнее и креативнее экономическое мышление, тем свободнее и профессиональнее экономическое поведение.
В-третьих, особенность экономической культуры видится в том, что в качестве регулятора связи экономического сознания и экономического мышления она в значительно большей степени, чем любая другая, ориентирована на управление экономическим поведением людей.
Культурное развитие предполагает выделение культурного эталона (образца) и заключается в максимальном следовании ему. Именно от человека зависит, выберет ли он путь развития в соответствии с культурным эталоном своей эпохи или просто приспособится к жизненным обстоятельствам.
Человек выбирает приемлемую для него модель экономического поведения из достаточно ограниченного числа возможностей в контексте производственных и распределительных отношений, которые задают «правила игры», характерные для той или иной сферы деятельности и определяют соответствующий этой сфере способ хозяйствования. Отношение к деньгам – индикатор экономического поведения. Осуществляя экономический выбор, почти каждый предпочтет большее количество денег меньшему, потому что деньги обеспечивают человеку возможность достижения его целей, в чем бы они ни состояли. Поэтому в узком смысле экономическое поведение можно трактовать как выбираемый человеком способ зарабатывания денег.
Исследователи выделяют два крайних типа экономического поведения:
1) рыночный, ориентированный на жизненную стратегию «максимум дохода ценою максимума труда»;
2) патерналистский, характеризующийся жизненной стратегией «гарантированный доход при минимуме труда».
Экономическое поведение первого типа требует от индивида максимальных усилий, высокого интеллектуального, физического и психологического напряжения, такое поведение сопряжено с высокой активностью, определенной степенью риска, осознанием того, что рынок предоставляет возможности для повышения благосостояния соответственно вложенным усилиям, знаниям, умениям и т. д.
Для второго типа поведения характерно либо абсолютное неприятие рынка, либо настороженное отношение к нему, низкая оценка собственных представлений о рыночной экономике, высокий уровень социальной и психологической напряженности личности, находящейся под сильным влиянием выработанных прежними условиями социальных стереотипов. В большинстве своем носители второго типа поведения ориентированы на заботу, поддержку государства, предприятия, на получение гарантированного дохода при минимуме труда (7).
Для изучения экономического поведения важно выявить соотношение следующих компонентов:
1. отношение к труду как к необходимости и условию самореализации личности, индикаторами чего служат мотивы, стереотипы, установки повышения квалификации, а также факты экономического поведения, определяемые данными мотивами;
2. отношение к различным формам собственности, определяемое элементами мышления, характеризующими представления об эффективном использовании общественного богатства;
3. отношение к управлению, проявляющееся суждениях людей об эффективности и демократичности управления, о способности руководящих кадров решать насущные задачи, активность участия работников в практических формах управления (8).
Проблема изучения экономического поведения молодежи, по мнению ряда исследователей, является актуальной в современном обществе. Это определяется рядом факторов: «Во-первых, это усиление роли молодежи как фактора экономической жизни страны. Во-вторых, недостаточный уровень разработанности данной проблемы в науке. В-третьих, это активное развитие социальных институтов, участвующих в экономической социализации детей и подростков» (9). Тем не менее, проблема экономического поведения молодежи в настоящее время изучена достаточно плохо.
Экономическое поведение молодых людей отличается рядом специфических черт:
При сравнении особенностей экономического поведения молодежи и взрослых выявлена гораздо более высокая готовность молодых людей в случае необходимости использовать скрытые формы занятости, незаконные предпринимательские операции, сокрытие доходов от налогообложения, задержка оплаты социальных услуг, за жилье и коммунальные услуги в условиях инфляции; участие в «финансовой пирамиде», нелегальное прокручивание оборотных средств в коммерческих банках, использование оборудования на предприятии в личных целях, приписки, взятки, обсчет, обман клиентов. Также молодежь допускает возможность личного участия в криминальных группах, в занятиях проституцией, в участии в наркобизнесе, в кражах (http://www.teoria-practica.ru/-2-2010/sociology/knyazev.pdf).
Приведенные данные свидетельствуют об отсутствии у молодежи опыта конструктивной социализации в условиях переходной экономики.
Это повышает значимость проблемы развития экономической культуры молодежи как основы экономического поведения.
Исследование особенностей экономического поведения старшеклассников в сравнении с экономическим поведением взрослых
Для того чтобы понять, в чем заключаются особенности экономического поведения старшеклассников, нами была составлена анкета, включающая в себя следующие вопросы:
Мы опросили 116 человек в возрасте от 16 до 18 лет и 46 человек в возрасте от 36 до 48 лет. Данные опроса приведены в Таблицах 1-2.
Таблица 1
Преобладающие ценности, определяющие экономическое поведение
Преобладающие ценности | Средняя оценка пословиц | |
Молодежь | Взрослые | |
| 2,3 | 3,3 |
| 3,7 | 2,9 |
| 4,1 | 2,9 |
| 2,3 | 4,6 |
| 4,4 | 4,7 |
Таблица 2
Оценка настоящего и будущего благополучия
Уровень удовлетворенности | Молодежь | Взрослые |
В настоящем | 1,2 | 3,9 |
Факторы неудовлетворенности | Эти вопросы взрослым не задавались | |
| 64% | |
| 56% | |
| 32% | |
| 28% | |
В будущем | ||
| 86% | 46% |
| 12% | 54% |
| 2% | - |
Ресурсы экономического благосостояния | Возможно несколько вариантов ответа | Эти вопросы взрослым не задавались |
| 46% | |
| 34% | |
| 30% | |
| 21% | |
| 15% | |
| 6% | |
Источники формирования доходов | ||
| 97% | 84% (в том числе по совместительству) |
| 3% (акции) | 12% (арендная плата, доход от предпринимательской деятельности) |
Начальный возраст регулярного заработка | Планируемый | Реальный |
| - | 18% |
| 17% | 35% |
| 83% | 47% |
Планируемые крупные затраты | ||
| 56% | |
| 24% | |
| 12% | |
| 8% |
Анализируя полученные данные, отметим следующее. Среди старшеклассников действительно преобладают ценности материального благополучия при негативном отношении к труду и готовности к антисоциальному поведению. Эти предпочтения выражены в большей степени, чем среди взрослых, у которых преобладающими являются нематериальные ценности и позитивное отношение к труду при стремлении к материальному благополучию.
Старшеклассники крайне низко оценивают свое материальное состояние в настоящем, что связано, по всей вероятности, с отсутствием экономической свободы (материальный уровень семей не может быть охарактеризован как чрезвычайно низкий). Среди причин, мешающих повысить свое материальное благополучие, называются преимущественно внешние, не зависящие от опрашиваемых. Можно допустить, что это связано с недостатком личностной ответственности.
Вызывает интерес тот факт, что молодежь гораздо оптимистичнее оценивает свои материальные перспективы в будущем, чем взрослые респонденты.
Вместе с тем, и молодые, и взрослые опрашиваемые не владеют в полном объеме информацией о возможностях формирования доходной части бюджета. Среди старшеклассников только 2 человека указали возможный доход – дивиденды. Среди взрослых 4 человека указали другие виды доходов, помимо заработной платы.
Существенно отличается планируемый возраст вступления в трудовую деятельность от аналогичных реальных показателей, указанных взрослыми опрашиваемыми. Подавляющее большинство старшеклассников планирует начало трудовой деятельности после окончания вуза или на старших курсах. Среди взрослых – больше половины начали трудовой путь в более раннем возрасте.
Иррациональность ожиданий от первых денежных поступлений выявляет готовность потратить их на приобретение жилья, автомобиля. Если учесть, что большинство старшеклассников планирует поступательное профессиональное развитие по схеме «вуз – работа», можно говорить о завышенных ожиданиях от зарплаты молодого специалиста, к тому же не планирующего заниматься предпринимательством или игрой на бирже.
Таким образом, наше исследование подтверждает выводы ученых о нереалистичности, противоречивости, поверхностности экономических установок, несформированности механизмов конструктивного экономического поведения. Эти черты наглядно проявляются при сравнении данных опроса старшеклассников с аналогичными данными, полученными в более старшей возрастной группе.
Заключение
Проанализировав особенности экономического поведения старшеклассников МОУ «Лицей №17», мы пришли к следующим выводам. У старшеклассников не хватает достаточных знаний для адекватных оценок своих возможностей и планирования развития.
В ходе исследования мы подтвердили гипотезу о том, что учащиеся старших классов, из-за нехватки знаний, умений и навыков оценивают материальную ситуацию неадекватно. Так в будущем 86% опрошенных видят свое место в высокооплачиваемом социальном строе. При этом только 3% осведомлено о том, что помимо заработной платы существуют иные источники дохода.
Мы не претендуем на полноту выводов – объем предпринятого исследования не позволяет нам этого сделать. Однако мы считаем, что наш опрос выявил некоторые существенные проблемы в экономическом поведении молодежи, и разговор об этом был бы весьма продуктивен как с самими старшеклассниками, так и с учителями и родителями.
Для решения проблемы недостаточной экономической компетентности, предотвращения риска девиантного поведения мы видим практические перспективы нашего исследования в разработке проекта учебного курса «Человек успеха».
Реализация мероприятий проекта сформирует у старшеклассников объективное представление об экономическом поведении, позволит подготовить к будущей эффективной самореализации в условиях рынка, независимо от будущего рода деятельности, также будет сформирована их успешная социализация, гражданская ответственность, полноценная адаптация к современной экономической жизнедеятельности социума.
В настоящее время нами определены основные цели учебного курса, основные тематические блоки. Мы планируем завершить разработку проекта к марту 2012г. Проект будет обсужден на заседании методического объединения учителей общественного цикла и при его положительной оценке возможно решение о его реализации.
Перспективой исследования могло бы стать измерение параметров экономического поведения у старшеклассников, обучившихся по предлагаемой нами программе.
Список литературы
Сила слова
Невидимое письмо
Будьте как солнце!
Сказка об одной Тайне
Снежный всадник