Возможность самостоятельного заработка является достаточно важной для подростка и молодого человека, обучающегося в школе. В настоящее время много говорят об инфантильности молодежи, ее безответственности и склонности к деструктивному поведению. Думается, только положительный опыт участия в системе общественных отношений развивает у молодых людей такие важные качества, как ответственность, целеустремленность, вера в собственные силы. Такой опыт подростки и молодежь могут приобрести, участвуя в трудовом процессе. Поэтому раннее трудоустройство может компенсировать те проблемы, которые выделяются социологами в поведении молодежи.
Однако анализ возможностей раннего трудоустройства показывает, что далеко не всегда ученики общеобразовательной школы имеют возможность самостоятельного заработка.
Поэтому тема данной работы – «Исследование возможностей учащейся молодежи на местном рынке труда» – представляется нам актуальной.
Целью нашей работы является выявление условий, способствующих и препятствующих возможности раннего трудоустройства, сформированных в нашем городе.
Вложение | Размер |
---|---|
olya.docx | 51.45 КБ |
VI открытая региональная научно-практическая
конференция школьников «Эврика»
Исследование
возможностей учащейся молодежи
на местном рынке труда
Автор: Вьюнникова Ольга Сергеевна,
11Б класс МОУ «Лицей №17»
Секция «Экономика»
Руководитель: Левина Оксана Евгеньевна,
учитель обществознания
Новосибирск
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Проблема трудоустройства учащейся молодежи…………………….4
1.1.Теоретические аспекты раннего трудоустройства…………………………5
1.2. Законодательство в области трудоустройства молодежи………………..9
Глава 2. Опыт трудоустройства учащихся лицея………………………….......11
2.1.Исследование опыта трудоустройства учащихся 8-11 классов...………..11
2.2.Исследование взаимосвязи наличия трудового опыта и самооценки…...15
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………18
Введение
Возможность самостоятельного заработка является достаточно важной для подростка и молодого человека, обучающегося в школе. В настоящее время много говорят об инфантильности молодежи, ее безответственности и склонности к деструктивному поведению. Думается, только положительный опыт участия в системе общественных отношений развивает у молодых людей такие важные качества, как ответственность, целеустремленность, вера в собственные силы. Такой опыт подростки и молодежь могут приобрести, участвуя в трудовом процессе. Поэтому раннее трудоустройство может компенсировать те проблемы, которые выделяются социологами в поведении молодежи.
Однако анализ возможностей раннего трудоустройства показывает, что далеко не всегда ученики общеобразовательной школы имеют возможность самостоятельного заработка.
Поэтому тема данной работы – «Исследование возможностей учащейся молодежи на местном рынке труда» – представляется нам актуальной.
Целью нашей работы является выявление условий, способствующих и препятствующих возможности раннего трудоустройства, сформированных в нашем городе.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что раннее включение в трудовой процесс играет позитивную роль в личностном развитии, однако для того, чтобы это произошло, нужна координация усилий городских властей, общественности и работодателей на основе разработанного законодательства в области трудоустройства учащейся молодежи.
Задачи исследования:
Методы исследования:
База исследования – 162 бучающихся 8-11 классов МОУ «Лицей №17».
Время проведения исследования – октябрь – декабрь 2009г.
Глава 1. Проблема трудоустройства учащейся молодежи
Изучению молодежного рынка труда посвящено достаточно много работ. Трудоустройство молодежи в настоящее время происходит по общим правилам функционирования рынка труда. «Рынок труда представляет собой систему социально-экономических отношений между свободными трудоспособными владельцами рабочей силы, нуждающимися в работе по найму, и физическими или юридическими владельцами средств производства, предъявляющими спрос на рабочую силу по поводу распределения, перераспределения, найма и включения рабочей силы в процесс общественного производства» (10).
На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли–продажи. Продавцы – это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели – это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.
Рынок труда, как и любой товарный рынок, развивается по законам спроса и предложения.
Спрос на рабочую силу отражает потребность экономики в определенном количестве работников на данный период времени. Обычно эта потребность выражается в физических лицах или в среднегодовом исчислении. Общий спрос должен быть количественно равен численности занятых плюс имеющиеся вакансии. Спрос на труд является показателем, в котором скрыто множество экономических явлений и процессов, порождающих этот спрос, и возникает он в силу наличия рабочих мест.
На рынке труда реализуется возможность:
Исследователи выделяют особенности российского рынка труда:
Отмечается также разбалансированность спроса на рабочую силу (тенденция к снижению) и предложения (тенденция к росту).
Молодежный рынок труда имеет свои особенности.
Такое состояние рынка труда обостряет проблему положения молодежи в сфере трудоустройства. Сошлемся на мнение М.С. Черновой: «Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги основным путём. Они вступают на рынок труда, пополняя ряды безработных. Нынешняя ситуация с подростковой занятостью вызывает большую тревогу. Чаше всего – это самозанятость вроде мойки автомашин и торговли газетами или работа в "теневом" секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. "Макдональдс" и "Русское бистро", естественно, не могут предоставить возможности заработка всем желающим. Поэтому если не решить проблему государственного контроля за занятостью этой молодежной группы, то возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества» (10).
Проблеме трудоустройства подростков и школьной молодежи вообще уделяется недостаточно внимания, так как эта группа не является ведущим субъектом трудовых отношений. Гораздо лучше разработаны стратегии содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования. Службы содействия трудоустройству выпускников существуют в вузах, колледжах, профессиональных училищах. В этой области лучше развиты партнерские связи с работодателями, проводятся ярмарки вакансий, представители предприятий присутствуют на защите дипломных работ выпускников и пр.
Участие, даже эпизодическое, молодых людей 14-18 лет в трудовой деятельности – явление положительное, так как это отвечает интересам молодежи и общества: «В данном случае речь идёт о начальных этапах адаптации к трудовой деятельности, о выборе стереотипа трудового поведения в рыночной среде. Поэтому федеральные и региональные программы занятости должны предусматривать проведение специальных мероприятий, направленных на привлечение подростков к трудовой деятельности без ущерба в получении образования» (11).
Осознанное формирование материальных стимулов к труду отмечается у 16-17- летних молодых людей. «Это связано с расширением объёма их материальных и духовных потребностей, а также продолжающимся процессом социализации. В этом же возрасте происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от того, насколько широко может ознакомиться подросток с миром профессий и специальностей, насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности» (Там же).
Возрастает значение раннего трудоустройства и необходимости его правового регулирования в современных условиях, когда велик риск криминализации молодежи, отмечаются кризисные явления в ценностных ориентациях, а жизнь предъявляет к молодежи достаточно жесткие требования.
Право на труд гарантировано гражданам РФ Конституцией. Статья 34 гласит: «1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Трудовые отношения с работниками, не достигшими возраста 18 лет, урегулированы Главой 42 Трудового кодекса РФ. В частности, ст.265-272 устанавливают следующие правовые нормы:
Кроме того, Трудовой кодекс устанавливает равенство трудовых прав и свобод независимо от возраста (ст.3), о возможности заключения трудового договора с лицами, не достигшими возраста 16 лет, с согласия одного из родителей (ст.63).
Федеральный закон «О занятости населения в РФ» устанавливает виды помощи безработным.
Однако недостаточность данных норм очевидна, когда мы сталкиваемся с нежеланием работодателей трудоустраивать подростков. Не урегулирован вопрос о налоговых льготах для работодателей, берущих на себя дополнительную нагрузку по обеспечению рабочих мест для несовершеннолетних. Не учитываются особенности несовершеннолетних работников, стремящихся совмещать работу с обучением в школе. Не прописаны механизмы развития молодежного рынка труда.
Поэтому основные нормативные документы дополняются достаточно активно на региональном уровне.
К числу законодательных актов Кемеровской области в данной области можно отнести законодательные инициативы последнего времени:
В настоящее время Государственной Думой РФ обсуждается законопроект «О первом найме». В основе документа лежит принцип квотирования, обязательный для предприятий госсектора. Частные компании, берущие выпускника профессионального учебного заведения на работу, получают налоговые преференции. Однако предлагаемая редакция закона вызывает критику со стороны депутатов, так как меры по улучшению положения молодежи, предлагаемые в инициативе, не приведут к серьезному изменению ситуации на молодежном рынке труда (7).
В рамках данного исследования отметим, что в тексте документа ничего не говорится о молодежи в возрасте 14-18 лет.
Таким образом, отметим, что в сфере законодательного регулирования трудоустройства несовершеннолетних делается много, но явно недостаточно для того, чтобы коренным образом улучшить положение молодежи на рынке труда.
Глава 2. Опыт трудоустройства учащихся лицея
Мы провели анкетный опрос учащихся 8-11 классов нашего лицея по следующим вопросам:
Наличие опыта работы на каникулах отметили 88 опрошенных, что составило 56,4% от общего числа респондентов. Причем не выявлено зависимости количества работавших от параллели. Данные приведены в таблице 1
Таблица 1
Наличие опыта работы на каникулах
Класс | Количество опрошенных | Имеют опыт работы (в %) | Не имеют опыта работы (в %) |
8а | 18 | 44 | 56 |
8б | 26 | 42 | 58 |
8в | 22 | 36 | 64 |
9а | 21 | 67 | 33 |
9б | 24 | 29 | 71 |
10а | 16 | 88 | 12 |
10б | 16 | 56 | 44 |
11а | 19 | 89 | 11 |
Всего | 162 | 56,4 | 43,6 |
Рис. 1. Соотношение учащихся,
имеющих и не имеющих опыт работы
Изучение удовлетворенности результатом свидетельствует о наличии достаточно большого разброса оценок трудового опыта. В целом же чуть больше половины – 55,3% опрошенных говорят об удовлетворенности результатом трудоустройства (Таблица 2).
Таблица 2
Удовлетворенность результатом работы
Класс | Количество человек, имеющих опыт работы | Удовлетворенность результатом |
8а | 8 | 62 |
8б | 11 | 18 |
8в | 8 | 50 |
9а | 14 | 64 |
9б | 7 | 57 |
10а | 14 | 78 |
10б | 9 | 78 |
11а | 17 | 35 |
Всего | 88 | 55,3 |
На вопрос о готовности трудоустроиться снова мы получили следующие ответы (Таблица 3). Большинство из тех, кто уже работал, собирается работать снова (75,3%). Причем эта тенденция свойственна всем опрошенным, независимо от класса. Можно предположить, что опыт, полученный подростками и связанный с получением материального вознаграждения, значительно превышает те разочарования, которые они испытали от несоответствия ожиданий и реальности. Так, если удовлетворены результатами только 55,3% опрошенных, то продолжать работать собираются 75,%. На вопрос о готовности совмещать работу с учебой отвечали все опрошенные независимо от имеющегося опыта. Ответы распределились почти поровну. 49,1% опрошенных указали свою готовность работать в течение учебного года. Это означает, что потребность во временной занятости с подходящими условиями является достаточно высокой.
Таблица 3
Готовность к трудовой занятости
Класс | Количество человек | Количество человек, имеющих опыт работы | Готовность работать снова (в %) | Готовность совмещать работу с учебой (в %) | ||
Готов | Не готов | Готов | Не готов | |||
8а | 18 | 8 | 63 | 37 | 56 | 44 |
8б | 26 | 11 | 82 | 18 | 42 | 58 |
8в | 22 | 8 | 75 | 25 | 55 | 45 |
9а | 21 | 14 | 71 | 29 | 76 | 24 |
9б | 24 | 7 | 86 | 14 | 58 | 42 |
10а | 16 | 14 | 71 | 29 | 44 | 56 |
10б | 16 | 9 | 78 | 22 | 50 | 50 |
11а | 19 | 17 | 76 | 24 | 26 | 74 |
Всего | 162 | 88 | 75,3 | 24,7 | 50,9 | 49,1 |
Рис. 2. Готовность продолжать трудовую деятельность
Рис. 3. Готовность работать во время учебного года
Анализ мест реального трудоустройства подростков и их трудовых намерений выявил следующее.
Таблица 4
Соотношение реальных возможностей трудоустройства
и трудовых намерений учащихся
Предприятие, на котором был трудоустроен | Предприятие, на котором хотел бы быть трудоустроен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
в Березовском | |
|
Как видим, запросы подростков не являются далекими от реальности. В ряде случаев отмечается совпадение – то есть на то предприятие, на котором хотелось бы работать, вполне можно трудоустроиться.
В ряде случаев выбор обусловлен профессиональным самоопределением. Подросткам хотелось бы работать, пусть на самых неквалифицированных работах, на тех предприятиях. К которыми они связывают свою профессиональную карьеру. Такая своего рода «летняя практика» могла бы использоваться как средство профессиональной ориентации. Вероятно, именно в этом направлении следовало бы развивать партнерские связи с работодателями.
и самооценки
Седьмой вопрос анкеты – «Оцените уровень своей успешности по пятибалльной шкале» – дает возможность выявить взаимосвязь самооценки с наличием/отсутствием трудового опыта. Обработка результатов позволяет заключить, что почти во всех классах самооценка тех, кто имел опыт работы, выше самооценки не имевших такого опыта. Только в 10б и 11а классах несколько иное распределение ответов. Позволим себе заключить о наличии взаимосвязи трудового опыта и позитивной оценки собственной успешности.
Таблица 6
Взаимосвязь самооценки и наличия трудового опыта
Класс | Средняя самооценка работавших | Средняя самооценка неработавших |
8а | 4,2 | 4,0 |
8б | 4,5 | 3,7 |
8в | 4,6 | 3,8 |
9а | 4,7 | 4,3 |
9б | 4,7 | 2,0 |
10а | 4,5 | 4,2 |
10б | 4,4 | 4,5 |
11а | 3,4 | 4,0 |
В среднем | 4,4 | 3,8 |
Рис. 4. Соотношение самооценки работавших
и неработавших школьников
Эти данные подтверждают вывод о том, что участие в трудовой деятельности формирует у школьников положительный опыт, способствует развитию их личности. Мы не делаем однозначных выводов, однако результаты, выявленные в ходе обследования, представляются нам интересными.
Заключение
Исследовав возможности учащейся молодежи на местном рынке труда, мы пришли к следующим выводам.
Результаты нашего исследования не претендуют на научную полноту. Мы считаем, что изучение проблемы молодежного трудоустройства является важным для общества. В развитии нуждается законодательная база, необходимы законы, которые обеспечивали бы защиту школьников от недобросовестных работодателей, и в то же время давали бы реальный шанс заработать. Для этого необходимо достигать согласованных действий со стороны всех заинтересованных организаций.
Список литературы
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Самодельный телефон
«Течет река Волга»
Ветер и Солнце
Северное сияние